Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская внешняя политика в период создания в СССР социалистического общества






Советская внешняя политика в период Гражданской войны и империалистической военной интервенции. Дореволюц. Россия имела дипломатич. отношения с 31 гос-вом. Сов. пр-во, созданное в результате победы Великой Окт. социалистич. революции 1917, строго придерживалось сложившихся норм междунар. общения и не чинило препятствий иностр. дипломатич. учреждениям и дипломатам в отправлении ими своих обязанностей. Первым актом победившей революции - Декретом о мире 2-й Всеросс. съезд Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917 предложил пр-вам и народам воюющих гос-в начать переговоры о прекращении мировой войны. Руководители стран Антанты и США не ответили на неоднократные предложения Сов. пр-ва. Германия же и её союзники согласились приступить к переговорам (см. Брестский мир 1918), однако исходили из соображений, ничего общего не имеющих с подлинным стремлением к миру. Указывая на необходимость подписать мир, Ленин со свойственной ему прозорливостью подчёркивал, что гл. задача заключается в том, чтобы обеспечить социалистич. революции возможность укрепиться.

В Декрете о мире, в Декларации прав народов России [2(15) нояб. 1917], в обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» [20 нояб. (3 дек.) 1917] Сов. власть провозгласила отказ от империалистич. политики, проводившейся царским и Врем. бурж. пр-вами, заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. 18(31) дек. 1917 Сов. пр-во предприняло ист. значения акции - признало независимость Финляндии, а 29 авг. 1918, содействуя освободит, борьбе народа оккупированной нем. войсками Польши, приняло декрет об отказе от договоров и актов, заключённых пр-вом быв. Росс, империи о разделах Польши.

Сов. пр-во оказало поддержку народам Ирана и Афганистана в их борьбе за нац. освобождение, прогрессивным силам Турции в борьбе против реакц. политики империалистич. держав в отношении Турции. Новые, полностью равноправные и дружеств. отношения с Афганистаном, Ираном и Турцией были закреплены в 1921 соответствующими договорами. 5 нояб. 1921 заключено соглашение с нар. пр-вом Монголии об установлении дружеств. отношений.

Своей поддержкой нац.-освободит, движений Сов. гос-во завоевало признательность народов Востока. «Восточная политика» Сов. гос-ва убеждала народы колониальных и зависимых стран в том, что в лице социалистич. гос-ва у них появился в борьбе против империализма друг и мощная опора.

В первые же месяцы существования Сов. пр-во объявило внеш. торговлю монополией гос-ва.

Демонстрируя открыто враждебность к Сов. гос-ву, пр-ва стран Антанты в нояб. 1917 решили не признавать Сов. пр-во. Более того, 10(23) дек. 1917 Великобритания и Франция заключили соглашение о разделе Сов. России на сферы влияния. Фактически уже тогда началась экономич. блокада, рассчитанная на то, чтобы голодом задушить Сов. республику.

Представители США, Великобритании и Франции, злоупотребляя дипломатич. иммунитетом, вступали в сговоры с контрреволюционерами, помогая им в борьбе против социалистич. революции. В связи с этим 25 апр. 1918 Сов. пр-во вынуждено было направить ноту пр-вам США, Великобритании и Франции с требованием «немедленно отозвать их консулов из Владивостока», т. к. они стремились объединить силы контрреволюции и подготовить интервенцию для отторжения от Сов. России Сибири и Д. Востока. Такую же деятельность дипломаты империалистич. держав развернули на Украине, Кавказе, в Ср. Азии и др. р-нах страны, подстрекая бурж. националистов.

В ответ на захват Бессарабии буржуазно-помещичьей Румынией СНК РСФСР заявил о разрыве с ней дипломатии, отношений. 5-9 марта 1918 был подписан договор о прекращении аннексии, но Румыния не вернула Бессарабию. Центрами ангисов. opr-ций в молодой Сов. республике в 1918 являлись иностр. посольства. Дипломаты большинства гос-в стали организаторами антисов. мятежей. Посольства стран Антанты в знак «протеста» против ратификации Брестского мирного договора переехали из Петрограда в Вологду, откуда руководили тайной войной против Сов. власти. В марте 1918 англ, и франц. войска заняли Мурманск (к ним присоединились войска США). 5 апр. япон. войска высадились во Владивостоке, куда вскоре прибыли англ., а затем и войска США. Началась воен. интервенция. В кон. мая Антанта организовала Чехословацкого корпуса мятеж 1918, в том же 1918 ею были организованы контрреволюц. мятежи в Ярославле и ряде др. городов Поволжья. Герм, войска вслед за оккупацией Украины захватили Крым, проникли на Дон. С помощью местных контрреволюц. националистич. пр-в Германия поставила под контроль Закавказье. Летом 1918 эсеры в провокац. целях убили в Москве герм, посла. Герм, пр-во потребовало допуска нем. воинского контингента в Москву. Сов. пр-во решительно отвергло это беспрецедентное и провокац. требование. В 1918 органы ВЧК раскрыли т.н. заговор послов (см. Локкарта заговор). 6 сент. 1918 англ, министр иностр. дел телеграммой потребовал «немедленного удовлетворения и строгого наказания» лиц, участвовавших в аресте Локкарта. В аналогичном тоне была составлена нота франц. министра иностр. дел. Сов. пр^о ответило, что полностью соблюдает правила междунар. общения, но «...поставлено в необходимость создать для лиц, уличенных в заговорах, такие условия, при которых они лишены были бы возможности продолжать дальше свою преступную с точки зрения международного права деятельность» (Документы внешней политики СССР, т. 1, 1957, с. 469).

После Ноябрьской революции 1918 в Германии Сов. пр-во аннулировало (13 нояб. 1918) грабительский Брестский договор. Трудящиеся Украины, Белоруссии и Прибалтики восстановили Сов. власть.

24 окт. 1918 Сов. пр-во обратилось к президенту США с предложением сообщить условия восстановления мира, 3 нояб. - к пр-вам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США (через пр-во нейтральной Швеции) с предложением начать переговоры, чтобы прекратить вооруж. действия. 6-й Всеросс. Чрезвычайный съезд Советов 6 нояб. 1918 предложил США, Великобритании, Франции, Италии и Японии начать переговоры о заключении мира.'Но сов. предложения остались без ответа.

Парижская мирная конференция 1919-20 на 1-м заседании (18 янв. 1919) в строгой тайне обсудила «русский вопрос» - планы воен. интервенции, экономич. блокады и реставрации капитализма. Империалисты решили создать вокруг Сов. России для ограждения Зап. Европы от «большевистской опасности» «санитарный кордон» - малые гос-ва, граничащие с Сов. страной, к-рые являлись бы плацдармом для антисов. походов. Франция пыталась сколотить зависимый от неё единый центр росс, контрреволюции, Великобритания стремилась расчленить Россию на отд. слабые гос-ва, чтобы затем подчинить их себе. 23 янв. 1919 Сов. пр-во получило радиограмму Верх. Совета Антанты о созыве на Принцевых о-вах конференции «всех воюющих группировок в России» и держав Антанты для выработки мер к прекращению Гражд. войны. Условием для начала переговоров ставилось прекращение воен. действий и перемирие. 4 февр. 1919 Сов. пр-во, не собираясь идти ни на какие шаги, ослабляющие республику Советов, ответило согласием. Белогвардейские пр-ва отказались участвовать в конференции и тем её сорвали.

В период 8-14 марта 1919 в Москве находился представитель США для выработки' проекта договора о мире. Но серьёзных намерений считаться с реальной обстановкой у пр-ва США не было. Ленин говорил: «...Мы деловым образом самые тяжелые условия мира подписали и сказали:,,...Мы вам, как купцам, заплатим за мир ценой тяжкой дани; мы пойдем на тяжелую дань, лишь бы сохранить жизнь рабочих и крестьян"» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 403). Но пр-во США бойкотировало сов. представителя в Нью-Йорке. 12 июня 1919 на помещение сов. миссии был совершён провокац. полицейский налёт. Сов. пр-во в ноте 20 июня 1919 выразило протест по поводу произвола амер. властей. 10 авг. 1920 гос. секретарь США опубликовал ноту итал. послу (в ответ на запрос пр-ва Италии о политике США в отношении Сов. России), в к-рой заявил, что США не признавали и не собираются признавать Сов. власть, вели и будут вести в отношении её враждебную политику.

С помощью герм, войск Антанте удалось свергнуть Сов. власть в Литве, Латвии, Эстонии и установить там в 1919 марионеточные бурж. режимы. Однако в армиях интервентов быстро нарастало революц. брожение. Рабочий класс и прогрессивная интеллигенция капиталистич. стран развернули мощное движение протеста против империалистич. интервенции, за солидарность с Сов. Россией.

Действие этого фактора, а также разразившийся в 1920 экономич. кризис вынудили европ. буржуазию к возобновлению торг, отношений с Россией. По инициативе Великобритании 25 нояб. 1919 в Копенгагене начались сов.-англ, переговоры об обмене военнопленными. Англ, пр-во дало указание своей делегации о том, чтобы соглашение было составлено в виде политич. договора о мире. Сам факт такой постановки вопроса был большой победой политики Ленина и ленинской партии. Договор был наполовину выработан, но прибывшие франц. и белы, делегации сорвали его подписание. В ответ Сов. пр-во заявило, что не может согласиться на обмен военнопленными с Францией и Бельгией, если они не дадут офиц. заверения, что всякие враждебные действия против Сов. страны будут ими прекращены. Заверения были даны, и 20 апр. 1920 соглашения были подписаны.

После разгрома в дек. 1919 белогвард. войск под Петроградом создались условия для переговоров с прибалт. странами. 2 февр. 1920 был подписан мирный договор с Эстонией, к-рый означал, что сов. внеш. политика прорвала политич. блокаду. Несмотря на мн. помехи со стороны Антанты, 12 июля 1920 был подписан мирный договор с Литвой, 11 авг. 1920 с Латвией, а 14 окт. 1920 и с Финляндией (27 окт. 1921 сорван белофиннами). Характерно, что 16 янв. 1920 Верх. Совет Антанты разрешил заключение торг, сделок с «русским народом» (кооп. орг-цаями), но не с Сов. пр-вом.

Империалисты ни на один день не прекращали своей враждебной деятельности против молодого Сов. гос-ва. Весной 1920 Польша, подталкиваемая англо-франц. реакц. кругами, совершила восруж. нападение на Сов. страну. После того как Красная Армия нанесла белополякам поражение, Антанта прибегла к прямому дипломатич. и воен. давлению. Переговоры с прибывшей в Лондон сов. торг, миссией Центросоюза были сорваны, а 4 авг. 1920 англ, пр-во предъявило Сов. пр-ву ультиматум, угрожая войной.

По-другому относились к Сов. стране и её народу трудящиеся Великобритании. Они развернули ещё в 1918 массовое движение Руки прочь от России, предупреждая англ, пр-во, что если оно не откажется от воен. авантюры против Сов. гос-ва, будет объявлена всеобщая забастовка. Героич. борьба сов. народа за укрепление молодой республики, междунар. пролет, солидарность вынудили империалистов отказаться от интервенции. В результате в окт. 1920 с Польшей был заключён прелиминарный, а 18 марта 1921 окончательный мирный договор (см. Рижский мирный договор 1921).

В 1920 трудящиеся Азербайджана и Армении восстановили на своей терр. Сов. власть; в февр. 1921 пало меньшевистское пр-во в Грузии; интервенты покинули Кавказ. В 1920 с Д. Востока вынуждены были уйти англ, и амер. войска. Гражданская война завершилась победой советского народа, огромный вклад в к-рую внесла ленинская советская внешняя политика.

С предложениями прекратить войну Сов. пр-во обращалось к странам Антанты многократно, но империалисты считали это признаком слабости Сов. власти. Отвергая миролюбивые акты Сов. пр-ва, они всё больше разоблачали себя как виновников кровопролития и врагов Сов. республики.

Советская внешняя политика в период создания экономического фундамента социализма. Разгромив интервентов и внутр. контрреволюцию, партия Ленина направила усилия на упрочение внутреннего и междунар. положения Республики. 10-й съезд РКП(б) (март 1921) в резолюции «Советская Республика в капиталистическом окружении» поставил задачу установления нормальных торг, отношений с капиталистич. гос-вами. 16 марта 1921 после длительных переговоров было заключено торг, соглашение с Великобританией, к-рое означало фактич. признание Сов. пр-ва. Стороны обязывались воздерживаться от враждебных действий друг против друга.

Последовавшее за этим сов.-герм, соглашение от 6 мая 1921 содержало пункт о том, что «торговое представительство РСФСР признаётся единственным законным представительством в Германии», т. е. торгпредство рассматривалось и как дипломатич. представительство. Этот шаг к признанию Сов. России де-юре был особенно важен, т. к. в Германии находились различные белогвард. «представительства», претендовавшие на роль «русских посольств».

Несколько позже Сов. гос-во подписало торг, соглашения с Норвегией (2 сент. 1921), Австрией (7 дек. 1921), Италией (26 дек. 1921), Чехословакией (5 июня 1922). К лету 1922 11 гос-в Европы имели торговые договоры с Советской Россией. Осенью 1921 Советское пр-во предложило созвать междунар. экономич. конференцию для рассмотрения взаимных претензий и выработки мирного договора между Россией и гос-вами, участвовавшими в войне против неё. С учётом тенденции в развитии событий Каннская конференция 1922 держав Антанты решила созвать в Генуе конференцию «с целью способствовать экономическому возрождению Европы» и пригласила на неё Сов. республику.

Сам факт приглашения Сов. гос-ва на конференцию был крупным успехом сов. внеш. политики. В делегацию вошли представители всех сов. республик. Работой делегации руководил лично В. И. Ленин, возглавлял её нарком иностр. дел Г. В. Чичерин. На Генуэзской конференции 1922 сов. делегация, желая найти почву для установления экономич. связей с капиталистич. гос-вами, соглашалась признать довоен. долги при условии предоставления кредитов, возвращения росс, имущества из-за границы, полного признания Сов. власти (де-юре), подтвердила согласие предоставить концессии при условии строгого соблюдения сов. законов и уважения суверенитета Сов. гос-ва.

Зап. державы отклонили сов. программу и выдвинули требования, равнозначные экономич. и политич. закабалению Сов. страны. Их позиция не позволила достигнуть соглашения и на последующей Гаагской конференции 1922. Однако во время Генуэзской конференции был подписан между Германией и РСФСР Рапалльский договор, создавший основу для равноправных и взаимовыгодных отношений между РСФСР и Германией, что явилось крупным успехом сов. внеш. политики. В том же году договор был распространён на все сов. республики, к-рые герм, пр-во признало де-юре.

На той же конференции в Генуе Сов. пр-во поставило вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Ленин и Коммунистич. партия придавали этому вопросу важное значение. Сов. предложение не было принято, но оно знаменовало начало борьбы Сов. гос-ва за разоружение. Сов. пр-во предложило Польше, Финляндии, Латвии, Эстонии, а также Литве рассмотреть вопрос о пропорциональном сокращении вооруж. сил. На Московской конференции 1922 эти бурж. гос-ва отказались сокращать вооруж. силы.

В борьбе за освобождение от япон. интервентов Д. Востока в апр. 1920 была создана Дальневосточная республика (ДВР)- бурж.-демократическая по форме, но находящаяся под руководством большевиков. Попыткам япон. империалистов подчинить ДВР своему контролю была противопоставлена гибкая и активная сов. внеш. политика. Во время Вашингтонской конференции 1921-22, Дайренской конференции 1921-22, Чанчунъской конференции 1922 империалисты получили твёрдый отпор. В октябре 1922 японские оккупанты вынуждены были покинуть Приморье, а в 1925 освободить сев. часть о. Сахалин. ДВР воссоединилась с РСФСР. Был осуществлён ленинский план изгнания интервентов с Д. Востока.

Дальнейшее расширение внеш. связей Сов. России было связано с приглашением принять участие в обсуждении вопроса о проливах на Лозаннской конференции 1922-23.

До образования Союза ССР (30 дек. 1922) РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, а также республики, входившие в ЗСФСР, вели внешние сношения самостоятельно, хотя обычно поддерживали отношения с др. странами через представительства РСФСР. 6 июля 1923 внеш. сношения союзных республик перешли в ведение Союза ССР.

В мае 1923 англ, пр-во попыталось нарушить нормальные отношения СССР с вост. гос-вами. Оно предъявило Керзона ультиматум, требовало отзыва сов. представителей из Ирана и Афганистана. СССР отверг это. Убедившись в том, что Сов. гос-во укрепляется политически и экономически, усиливает своё влияние на междунар. арене, в 1924 признали СССР де-юре и установили с ним дипломатич. отношения Великобритания, Италия, Австрия, Греция, Норвегия, Швеция, Китай, Дания, Мексика и Франция, а в 1925 - Япония. Провал попыток стран Антанты и в целом междунар. империализма вооруж. интервенцией задушить Сов. страну подтверждал объективную необходимость ленинской политики мирного сосуществования гос-в с различным общественным строем. Перед сов. внеш. политикой стояла задача добиваться упрочения мира и налаживания со всеми странами экономич. связей, необходимых для товарообмена, что содействовало бы восстановлению и развитию нар. х-ва в условиях капиталистич. окружения.

В результате усилий ленинской сов. внешней политики, миролюбивой и вместе с тем классовой, закрепляющей завоевания Октября, в 1921-22 были заключены с капиталистич. странами торг, договоры, к-рые пробили брешь в системе политич. и экономич. изоляции, упрочили позиции молодого Сов. гос-ва.

Насущные интересы капиталистич. держав, экономика к-рых была подорвана мировой войной, требовали развития, упорядочения и расширения торговли с Сов. Россией. В 1920 Сов. гос-во имело торг, отношения с 7 странами, в 1921 с 14, в 1922 - с 18, в 1923 - с 28 странами. Внешнеторг. оборот составлял (млн. руб.): 24 в 1920, 181 в 1921, 276 в 1922, 469 в 1924. Успешному претворению в жизнь миролюбивых принципов сов. внеш. политики содействовала активная поддержка междунар. пролетариата.

Дипломатич. признание мн. капиталистич. гос-вами не означало их отказа от враждебной в отношении СССР политики. Англ, империализм стремился создать против СССР единый фронт капиталистич. гос-в. Препятствием же для прямого участия в нём Германии в течение определ. времени были результаты 1-й мировой войны - передел мира в пользу держав Антанты, а не отсутствие у герм, империалистов враждебности к Сов. гос-ву.

В целях смягчения германо-англо-франц. противоречий Великобритания добилась заключения т. н. гарантийных Локарнских договоров 1925, направленных против СССР, способствовавших возрождению герм, империализма. Сов. внеш. политика стремилась ослабить эту антисов. акцию. После длительных переговоров был подписан 24 апр. 1926 сов.-герм. Договор о нейтралитете. 28 сент. 1926 Договор о ненападении и нейтралитете был подписан между СССР и Литвой.

Англ, пр-во организовало ряд провокаций против СССР. С участием англ, офицеров были проведены 6 апр. 1927 налёт на сов. полпредство в Пекине в расчёте спровоцировать СССР на войну с Китаем, 12 мая - налёт на здание АРКОС и сов. торгпредство в Лондоне (обыск продолжался до 16 мая). В ноте от 17 мая 1927 Сов. пр-во отмечало, что провоцируемый разрыв отношений причинит ущерб прежде всего самой Великобритании. Но англ, пр-во порвало с СССР дипломатич. отношения, рассчитывая, что др. гос-ва последуют его примеру. Попыткой обострить ещё больше обстановку и спровоцировать новую сов.-польскую войну явилось убийство 7 июня 1927 сов. полпреда в Польше П. Л. Войкова. Однако пр-во Польши, вынужденное считаться с возмущением народа страны, официально осудило это преступление. Стремление Великобритании втянуть в антисов. блок Германию и Францию также результатов не дало.

Тем временем СССР использовал созданную Лигой Наций подготовительную комиссию для созыва Конференции по разоружению (СССР был приглашён к участию в работе комиссии, хотя и не был членом Лиги Наций). 30 нояб. 1927 сов. делегация огласила декларацию, охватывающую все вопросы, связанные с проблемой разоружения, а 15 февр. 1928 внесла текст проекта конвенции о немедленном, полном и всеобщем разоружении. И на этот раз сов. предложение не было принято. В марте 1928 СССР предложил проект частичного разоружения, но и он был отвергнут.

В 1928 пр-во США попыталось создать дипломатич. изоляцию СССР, не пригласив его к подготовке т. н. Келлога- Бриана пакта 1928. Однако сов. внеш. политика сорвала планы амер. реакции, империалисты были вынуждены пригласить СССР присоединиться к этому документу. Зная, что империалисты далеко не всегда соблюдают междунар. договоры и соглашения, к-рые они подписывают, СССР тем не менее выступил инициатором подписания Московского протокола 1929 о немедленном введении в действие пакта, продемонстрировав и в данном случае свою приверженность идеям мира.

Важным успехом сов. внеш. политики явилось заключение в 1925-27 договоров о ненападении и нейтралитете с Турцией, Ираном и Афганистаном. Свидетельством растущего влияния СССР на Востоке явилось заключение 1 нояб. 1928 Договора о дружбе и торговле с Йеменом. Англ, пр-во, убедившись в больших успехах сов. внеш. политики, подписало 3 окт. 1929 Протокол о возобновлении дипломатич. отношений с СССР. В то же время агрессивные силы империалистов продолжали свои происки против СССР. Они решили проверить боеспособность Красной Армии. Поощряемые ими кит. милитаристы захватили в 1929 КВЖД, стали совершать вооруж. налёты на терр. СССР. Получив сокрушительный отпор Красной Армии, они согласились на переговоры, к-рые закончились восстановлением на КВЖД прежнего положения (см. Советско-китайский конфликт 1929).

Усилия сов. внеш. политики были направлены на увеличение междунар. торг. связей, важных для проведения индустриализации страны и механизации коллективного с. х-ва. Импорт СССР в 1929-32 вырос на 26%. Необходимость оплачивать возросший импорт наличными вынуждала СССР всемерно форсировать экспорт.

В условиях экономич. кризиса 1929- 1933, охватившего капиталистич. мир, империалистич. пропаганда обвиняла СССР в том, что он якобы выбрасывает на междунар. рынок товары по ценам ниже их себестоимости, чтобы дезорганизовать х-во капиталистич. стран, пыталась свалить на СССР ответственность за безработицу, подорвать его авторитет в глазах трудящихся. В 1930 США, Франция и др. страны ввели дискриминац. меры против сов. экспорта. Бойкот сов. товаров применили пр-ва ряда стран. СССР решительно разоблачал клевету о «советском демпинге», обнажал перед трудящимися враждебность империалистич. кругов в отношении сов. народа.

Для рассмотрения вопросов, связанных с проектом создания т. н. Пан-Европы, была образована Европ. комиссия, к-рая 21 янв. 1931 пригласила СССР участвовать в её работе. Сов. пр-во ответило согласием и 18 мая 1931 внесло проект Протокола об экономич. ненападении. Руководствуясь принципами ленинской внеш. политики, СССР предложил официально подтвердить принципы мирного сосуществования и сотрудничества гос-в с различными социальными системами и отказ от дискриминац. мер в экономич. отношениях. Специально созданный Комитет в нояб. 1931 одобрил идею пакта об экономич. ненападении, но правящие круги капиталистич. стран не допустили претворения пакта в жизнь. На экономич. войну СССР вынужден был ответить эффективными контрмерами. 20 окт. 1930 СНК СССР постановил прекратить или максимально сократить заказы и закупки в странах, устанавливающих ограничит, режим для торговли с СССР, прекратить или сократить использование портов, транзитных путей этих стран и т. п. Кампания по экономич. бойкоту Сов. страны обернулась против её организаторов, напр.: в импорте машин и оборудования из США в 1930 СССР занял 2-е, в 1931 - 1-е место, а в 1932 сократил закупки в США более чем в 8 раз по сравнению с 1930 (с 207, 3 млн. руб. до 24, 8 млн. руб.). В то же время удельный вес СССР в этой важной статье мирового импорта возрос с 30% в 1931 до 50% в 1932. Было очевидно, что отсутствие нормальных отношений с СССР служило лишь интересам соперников США. В 1933 США установили дипломатич. отношения с СССР. Это был важный шаг - проявление реализма в политике.

Анализ расстановки классовых сил на междунар. арене, науч. разработка методов и форм проведения сов. внеш. политики позволили ЦК партии и Сов. пр-ву уверенно решать сложные междунар. проблемы. Сов. внеш. политика сорвала многократные попытки империалистов создать единый антисов. блок для развязывания новой вооруж. интервенции против СССР, не дала возможности вовлечь Сов. гос-во в провоцируемые ими междунар. конфликты, не допустила политич. и экономич. изоляции страны. Используя противоречия капитализма, опираясь на поддержку междунар. рабочего движения, на поддержку всех миролюбивых сил, сов. внеш. политика обеспечила внеш. условия для успешного построения экономич. фундамента социализма.

Борьба СССР за коллективную безопасность в период нарастания угрозы 2-й мировой войны. В условиях экономич. кризиса, до крайности обострившего все противоречия капитализма, правящие круги ряда империалистич. стран стали всё больше склоняться к установлению фаш. диктатуры и к агрессии. В кон. 1931 Япония захватила сев.-вост. провинции Китая. Агрессия создавала угрозу безопасности для сов. Д. Востока. Она затрагивала также интересы США и Великобритании. Однако руководящие круги этих стран, их пр-ва не стремились к обузданию агрессоров, они хотели столкнуть Японию с СССР.

При резком ухудшении междунар. обстановки усилия сов. внеш. политики были неизменно направлены на укрепление мира. В 1931 были заключены договоры с Турцией и Афганистаном, расширившие торг, и экономич. связи. Успехом сов. внеш. политики явились договоры о ненападении и нейтралитете, подписанные в 1932 с Финляндией (21 янв.), Латвией (5 февр.), Эстонией (4 мая), Польшей (25 июля), Францией (29 нояб.). Неоднократные предложения СССР заключить пакт о ненападении с Японией отклонялись япон. пр-вом.

Предложение Сов. Союза на Женевской конференции по разоружению 1932- 1935 положить в основу работы конференции «принцип всеобщего и полного разоружения» было вновь отклонено империалистич. державами.

После прихода к власти в 1933 фашистов в Германии последняя открыто стала готовиться к агрессии. В 1935 фаш. Италия начала войну за захват Эфиопии. С сер. 30-х гг. складывается блок Германии, Японии и Италии, к-рые стремились к переделу мира под флагом антикоммунизма (см. Антикоминтерновский пакт). Сов. пр-во много раз заявляло, что блок был направлен не только против СССР, но и против свободы и независимости всех народов.

В период установления фаш. диктатуры в центре Европы и развёртывания япон. агрессии на Д. Востоке гл. задачей политики Сов. Союза было сплочение всех антивоен. сил против агрессивных гос-в. Впервые в истории СССР разработал определение агрессии и 6 февр. 1933 на Конференции по разоружению внёс проект соответствующей Декларации. Подписание с 11 соседними гос-вами в 1933 Лондонских конвенций, в основу к-рых легло сов. определение агрессии, явилось значит, успехом сов. внеш. политики, в той сложной обстановке, которая была накануне войны.

Нарастающей угрозе войны и фаш. агрессии СССР стремился противопоставить систему коллективной безопасности. Сов. пр-во выдвинуло тезис о неделимости мира. В кон. 1933 СССР предложил США заключить региональный пакт с участием осн. тихоокеанских держав для обеспечения мира в р-не Тихого ок. США не поддержали сов. предложений. В 1934 СССР и Франция выступили за заключение договора о коллективной безопасности в Европе (см. Восточным пакт). Однако подписание его было сорвано правящими кругами Великобритании и Германии, а также реакц. пр-вом Польши.

В 1934 СССР принял приглашение вступить в Лигу Наций, чтобы использовать её для противодействия растущей угрозе войны. В новых сложных условиях миролюбивая сов. внеш. политика имела значит, достижения; только в 1933 - 35 были установлены дипломатич. отношения с 9 гос-вами. В 1935 СССР заключил с Францией и Чехословакией договоры о взаимопомощи, к-рые могли стать основой для организации коллективного отпора агрессии. Однако профаш. элементы во франц. пр-ве саботировали выполнение договора.

В период гражданской войны в Испании (1936-39) сов. внеш. политика была направлена на то, чтобы усилиями гос-в, входящих в Лигу Наций, прекратить герм.-итал. интервенцию в Испании, защитить исп. демократию. Но англ., франц. и амер. пр-ва своей т. н. политикой невмешательства (см. Комитет по невмешательству в испанские дела) способствовали победе фашизма в Испании.

После захвата Австрии в марте 1938 (см. Аншлюс) фаш. Германия стала открыто угрожать Чехословакии. СССР изъявил готовность оказать ей помощь даже без участия Франции (по договору с Чехословакией СССР обязан был помогать ей только одновременно с Францией). Но тогдашнее руководство страны, мало заботясь о судьбе Чехословакии, предпочло капитуляцию, на к-рую его всячески толкали зап. державы. Подписание Францией Мюнхенского соглашения 1938 и герм.-франц. декларации о ненападении означало фактич. отказ Франции от договора и с СССР.

29 июля 1938 япон. милитаристы организовали крупную провокацию на границе СССР, захватив сов. территорию в р-не оз. Хасан, но были отброшены сов. войсками. В 1939 япон. войска вторглись в р-не р. Халхин-Гол на терр. МНР, с к-рой СССР был связан договором о взаимной помощи. Красная Армия помогла монг. народу, ставшему на путь строительства социализма, разгромить захватчиков (см. Халхин-Гол).

Во время Московских переговоров 1939 Сов. пр-во сделало ещё одну попытку заключить с Великобританией и Францией соглашение о совместном воен.-политич. союзе для организации отпора герм, агрессии, но успеха не добилось по вине правящих кругов Великобритании и Франции. Сов. внеш. политика была направлена на то, чтобы не допустить втягивания СССР в войну на двух фронтах - на Западе и на Востоке - и притом без союзников, как того добивались зап. державы. В этих условиях Сов. пр-во приняло предложение герм, пр-ва и заключило с ним в 1939 пакт о ненападении. Именно - о ненападении. Сов. Союзу и его политике были чужды цели, не отвечающие задаче создания преград на пути развязывания фаш. Германией агрессивной войны против других государств. То, что Германия стала на путь вероломства, развязав вторую мировую войну 1939-45, ни в какой мере не может бросать тень на миролюбивую политику СССР, словом и делом стремившегося предотвратить войну.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.