Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и ответственность соучастников преступления.






Согласно ст. 33 УК РФ, соучастниками преступления призна­ются: 1) исполнитель; 2) организатор; 3) подстрекатель; 4) пособник

Исполнителем, как указывается в ч. 2 ст. 33 УК РФ, при­знаётся лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подле­жащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемо­сти или других обстоятельств, предусмотренных УК РФ.

Условно можно выделить три разновидности исполнителей преступления: непосредственный исполнитель, соисполнитель и опосредованный исполнитель.

Организатором признаётся лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими (ч. 3 ст. 33 УК РФ).

Организация совершения преступления может заключаться в подборе и подготовке соучастников, разработке плана соверше­ния преступления и тому подобных действиях, направленных на вовлечение других лиц в процесс совершения преступления. Руководство исполнением преступления означает управление деятельностью уже сложившихся соучастников: распоряжение ими на месте непосредственного совершения преступления, рас­пределение между ними обязанностей и т. п.Организаторами признаются также лица, создавшие органи­зованную группу, совершившую преступление, либо преступное сообщество (преступную орга­низацию), члены которого готовились совершать тяжкое или особо тяжкое преступления, или руководившее такой группой либо сообществом. О понятии этих преступных структур будет сказано ниже.

Можно выделить шесть разновидностей видов деятельности, которые альтернативно относятся, в соответствии с уголовным законом, к действиям организатора преступления: 1) организация совершения преступления; 2) руководство совершением преступления; 3) организация организованной преступной группы; 4) руководство действиями организованной группы; 5) организация преступного сообщества; 6) руководство преступным сообществом.

Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к соверше­нию преступления путём уговора, подкупа, угрозы или другим спо­собом (ч. 4 ст. 33 УК РФ). Деятельность подстрекателя состоит в возбуж­дении у другого лица решимости совершить конкретное преступ­ление. Подстрекателем, таким образом, может признаваться лицо, явившееся инициатором преступления. Одобрение уже сложивше­гося у другого лица намерения совершить преступление подстре­кательства не образует. В законе даётся примерный перечень спо­собов подстрекательства. Это - уговор, подкуп, угрозы. К числу дру­гих способов можно отнести, например, обман, использование зависимого положения лица, физическое воздействие и т. п. Следует отметить, что склонение к совершению преступления другого лица предполагает наличие у него свободы выбора вариан­тов своего поведения, сознательного решения вопроса о своём учас­тии в преступлении. Поэтому физическое насилие и угрозы могут рассматриваться как способы подстрекательства лишь постольку, поскольку они не лишают подстрекаемого свободы действий. В тех случаях, когда лицо вследствие физического насилия или его непосредственной угрозы лишается возможности проявить свою волю, о подстрекательстве говорить невозможно. Лицо, ис­пользующее такие средства с целью понудить другого к соверше­нию преступления, должно признаваться его опосредованным исполнителем.

Пособником признаётся лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информа­ции, средств или орудий совершения преступления либо устра­нением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, сле­ды преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие пред­меты (ч. 5 ст. 33 УК РФ). Функция пособника, как видно из этого определения, заклю­чается в оказании содействия исполнителю или другим соучаст­никам в совершении преступления. Это содействие он может ока­зывать на подготовительной стадии, во время соверше­ния преступления или после его совершения. Перечень способов пособничества даётся в зако­не, и он является исчерпывающим, что является не вполне оправданным, т. к. нередко соучастники оказывают такое содействие, которое не подпадает под признаки пособничества, описанные в ч. 5 ст. 33 УК РФ (например, выполняют объективную сторону состава преступления, в котором предполагается только специальный субъект и др.).

Состав преступле­ния для всех соучастников, за исключением исполнителя преступления, складывается, таким образом, из признаков, закреплённых в статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответствен­ность за совершённое деяние, и положений, содержащихся в ст. 33 УК РФ о видах соучастников. Это обстоятельство и предопределяет особенности квалифика­ции действий соучастников.

Согласно ч. 2 ст. 34 УК РФ, уголовная ответ­ственность соисполнителей преступления наступает по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление, совершён­ное ими совместно, без ссылки на ст. 33 УК РФ. Что же касается организатора, подстрекателя и пособника, то они, в соответствии с ч. 3 статьи 34 УК РФ, также отве­чают по статье, предусматривающей уголовную ответственность за совершённое преступление, но со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ. В тех же случаях, когда они являлись одновременно и соисполнителями преступления, применение ст. 33 УК РФ не требуется.

Однако, имеются некоторые особенности уголовной ответственности организатора. Как уже отмечалось, согласно ч. 3 ст. 33 УК РФ, преступная дея­тельность организатора может заключаться не только в организа­ции конкретного преступления или руководстве его исполнени­ем, но и в создании организованной группы или преступного со­общества либо в руководстве ими. Развивая это положение, ч. 5 ст. 35 УК РФ устанавливает, что лицо, создавшее организованную груп­пу или преступное сообщество (преступную организацию), под­лежит уголовной ответственности за организацию и руководство им в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Такие случаи предусмотрены, в частности, ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооружённого формирования), ст. 209 УК РФ (бандитизм), ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации)), ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки), ст. 279 УК РФ (вооружённый мятеж), ст. 2821 УК РФ (организация экстремистского сообщества), ст. 2822 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) и др. При этом лицо, организовавшее указанные преступные группы или организации, несёт ответственность и за все совершённые ими деяния, если они охватывались его умыс­лом. В названных статьях УК РФ предусматривается также ответствен­ность и других лиц, участвующих в банде, преступном со­обществе, экстремистской организации, если даже ими не соверша­лись какие-либо конкретные деяния.

Аналогичные правила распространяются на подстрекателя к преступлению (см.: ст. ст. 150, 2051, 309 УК РФ и др.). Так, например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) представляет собой не что иное как подстрекательство к преступлению. Совершеннолетний виновный в этом преступлении несёт уголовную ответственность в качестве подстрекателя ко всем совершённым вовлекаемым несовершеннолетним преступлениям, если последний достиг возраста уголовной ответственности; либо является опосредованным исполнителем этого преступления, если вовлекаемое лицо является малолетним (не достигло возраста уголовной ответственности).

Общность основания уголовной ответственности соучастни­ков не означает равенства меры их ответственности. Для каждого соучастника она должна являться самостоятельной и строго индивидуальной. Хотя преступные замыслы других соучастников воплощает в жизнь исполнитель или соисполнители преступления, это вовсе не означает, что действия всех остальных соучастников представляют собой дополнительную или вспомогательную деятельность, не имеющую самостоятельного значения.

Определённое влияние на квалификацию содеянного соучастниками оказывает место и время совершения преступления исполнителем, ибо известно, что время и место выполнения преступной роли конкретного соучастника определяется по времени и месту преступления, совершённого исполнителем. Кроме этого, если дело в отношении исполнителя прекращается по признакам ч. 2 ст. 14 УК РФ (малозначительность деяния), то оно автоматически прекращается и в отношении других соучастников, при условии, что факт совершения исполнителем малозначительного деяния охватывался умыслом всех совместно действовавших с ним лиц.

Основным положением ответственности за соучастие по УК РФ является то, что соучастники несут ответственность за единое и неделимое преступление, совершённое совместно и в пределах единого соглашения с учётом степени и характера участия каждого из них, в соответствии с ч. 1 ст. 33 УК РФ.

Характер участия выражают те функции, которые выполнял тот или иной соучастник, кем он являлся в процессе совместного совершения преступления - ис­полнителем, организатором, подстрекателем или же по­собником. По общему правилу, в числе соучастников наиболее общественно опасными фигурами являются организатор и подстре­катель, как вдохновители и инициаторы преступления, а также исполнитель, непосредственно реализующий преступный замы­сел. Пособник - наименее опасный вид соучастника.

Характер участия - это качественная характеристика деятель­ности соучастников. Степень же участия, которая, согласно зако­ну, также должна учитываться при назначении наказания — это количественная сторона участия в преступлении. Она показыва­ет, какой вклад в его осуществление внёс тот или иной соучаст­ник, какую активность он проявил в процессе совершения пре­ступления. Так, исполнитель, в одних случаях, может лишь меха­нически осуществить намеченное сообща преступление и пре­кратить свою деятельность в случае возникновения каких-либо препятствий (например, трудностей с открыванием сейфа).

В других же случаях он, действуя в пределах состоявшегося сго­вора, может проявить исключительную настойчивость и упорство в достижении цели, прибегнуть к более эффективным способам совершения преступления. Пособник также может лишь ограни­читься предоставлением какого-либо орудия совершения преступ­ления либо, кроме того, обучить исполнителя наиболее эффек­тивным приёмам его использования и т. д. Различие в степени участия этих соучастников в тех или иных ситуациях очевидно, и это необходимо учитывать при определении им меры наказания.

Проблема ответственности соучастников предполагает рас­смотрение и других специальных вопросов, таких, например, как: 1) ответственность за соучастие в преступлениях со специаль­ным субъектом; 2) ответственность за неудавшееся соучастие и 3) особенности добро­вольного отказа некоторых соучастников.

1) Первый из названных вопросов получил своё разрешение в ч. 4 ст. 34 УК РФ. Согласно этой норме, в случае участия в преступлении со специ­альным субъектом лица, не обладающего его признаками, оно может нести ответственность за это деяние только в качестве орга­низатора, подстрекателя либо пособника.

2) Неудавшееся соучастие состоит в умышленных действиях, на­правленных на совместное совершение преступления, но не дос­тигших своей цели по независящим от виновного обстоятельствам. Так, действия организатора могут не привести к преступлению в случае отказа привлекаемых им лиц от его совершения либо в результате отка­за от вступления в организованную группу или преступное сооб­щество, которое он пытался создать. Подстрекательство окажет­ся неудавшимся, если лицо, в отношении которого оно осущест­вляется, не согласится участвовать в преступлении. Неудавшимся может быть и пособничество в случае, когда исполнитель отказы­вается от услуг пособника по каким-либо причинам.

Таким образом, неудавшееся соучастие, в целом, следует рас­сматривать как приготовление к соответствующему преступле­нию. Здесь необходимо лишь отметить, что, согласно ч. 2 ст. 30 УК РФ, уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 УК РФ, как приготовление к преступле­нию или покушение на преступление рассматриваются также действия организатора, подстрека­теля и пособника, в случае, если исполнитель не смог довести пре­ступление до конца по не зависящим от него обстоятельствам.

3) Положение о добровольном отказе от преступления, предус­мотренное ст. 31 УК РФ, распространяется и на случаи соучастия. Однако специфика совместной преступной деятельности порож­дает особенности добровольного отказа отдельных соучастников. Они заключаются в том, что возможность добровольного отказа от совершения преступления одного соучастника вле­чёт правовые последствия лишь для него самого и не является ос­нованием для освобождения от уголовной ответственности дру­гих соучастников.

Для добровольного отказа исполнителя достаточно просто­го прекращения приготовительных действий или действий (без­действия), непосредственно направленных на совершение пре­ступления (реализации преступной цели).

Что же касается организатора и подстрекателя, то их собствен­ного отказа от преступления недостаточно для освобождения от уголовной ответственности. Сущность их преступных действий состоит в том, что они инициируют действия исполните­ля. Поэтому добровольный отказ с их стороны должен состоять в том, чтобы свести «на нет» этот результат их деятельности, т.е. не до­пустить совершения преступления исполнителем.

Для добровольного отказа пособника предъявляются несколько более мягкие требования. Необходимо, чтобы он своевременно предпринял все зависящие от него меры для предотвращения.

Эксцесс исполнителя. Особое место в теории соучастия занимает понятие эксцесса исполнителя преступления. Excessus (лат.) – отступление, уклонение, крайнее проявление чего-либо. Эксцесс исполнителя – это совершение преступного деяния, которое не охватывалось умыслом других соучастников.

В уголовно-правовой литературе принято различать количе­ственный и качественный эксцессы. Первый из них состоит в том, что исполнитель совершает преступление, согласованное с други­ми соучастниками, но при этом отходит от совместного замысла в плане выбора способа его совершения или иных моментов, влия­ющих на степень общественной опасности содеянного, вследствие чего совершённое преступление, становится более тяжким. Напри­мер, при наличии сговора на кражу чужого имущества в крупном размере (ч. 3 ст. 158 УК РФ), исполнитель похищает его в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ).

Второй разновидностью количественного эксцесса исполнителя являются случаи, когда последний по своей инициативе и без согласия других соучастников преступления совершает его менее опасным способом, либо причиняет менее опасные последствия. Например, если подстрекатель склонял исполнителя к совершению разбоя, а тот совершил кражу. В этом случае исполнитель подлежит ответственности за фактически совершённое преступление (кражу), а подстрекатель – за соучастие в покушении на разбой.

При качественном эксцессе исполнитель совершает иное, не согласованное с другими соучастниками деяние. Так, испол­нитель кражи, будучи застигнутым в чужой квартире её хозяином, совершает его убийство.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.