Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана природы






Охрана природы в СССР включает систему гос. и обществ, мероприятий (биотехнич., технологич., экономич. и адм.-правовых), дающих возможность поддерживать продуктивность и привлекательность природы; сохранять природные условия, нужные для обеспечения нар. х-ва сырьём и энергией. Охрана природы необходима и как важное условие обеспечения отдыха и здоровья народа; она помогает сохранять типичные природные комплексы, достопримечательные объекты живой и неживой природы. Основу охраны природы в СССР составляет социалистич. собственность на землю и её ресурсы. Охрана природы входит составной частью в рациональное природопользование.

Правовые вопросы охраны природы в СССР. Задачи и формы охраны природы существенно менялись на различных этапах развития общества, т. к. с эволюцией технологии и экономики природопользования менялись относит, оценки достоинств природных условий и ресурсов и возрастала угроза природе со стороны человека. Стремление охранять природу было свойственно народному сознанию задолго до появления адм.-юридич. форм её охраны. Первые законодат. ограничения природопользования появились в Киевской Руси в 11 в. В «Русской правде» Ярослава Мудрого говорилось об ограничении промысла диких зверей и птиц. В 14- 15 вв. спец. объектом гос. охраны стали лесные засеки в центре Вост.-Европ. (Русской) равнины, имевшие важное оборонное значение. В 16 в. своды законов Вел. княжества Литовского содержали лесо-, рыбо- и охотохозяйств, нормы. В сер. 17 в. в России было издано 67 указов об охоте, созданы первые заповедники (Кунцевский, Семь Островов), взяты под охрану соболиные угодья вдоль ряда рек. В 1683 были запрещены рубки и в соболиных угодьях Сибири. Количество природоохранных актов значительно увеличилось при Петре I. По его инициативе началось организованное лесоводство, защита вод сохранных лесов, охрана нек-рых видов деревьев. В 1888 с ростом угрозы обезлесения Европ. части России оыло издано положение о сбережении и охране лесов; оно, как и закон об охоте (1892), отражало стремление регулировать соответствующие промыслы, интенсивное развитие к-рых в условиях ускорившегося прогресса техники стало угрожать сохранности и восстановит, способностям природы.

В нач. 20 в. идеи охраны природы начала пропагандировать науч. общественность России. В 1909 образована Приро-доохранит. комиссия (с 1912 - Постоянная природ сохранит, комиссия) при Рус. географич. об-ве; в 1916 по её инициативе оьш принят первый в России закон о заповедниках. Однако эти законодательные акты оказались явно недостаточными, и стихийное развитие капиталистич. х-ва принесло природе России, особенно в её Европ. части, значительный, местами необратимый ущерб.

Победа Окт. революции 1917 ознаменовала начало качественно нового этапа в деле охраны природы. За первые пять лет существования Сов. гос-ва было издано более 200 декретов и постановлений, касающихся охраны природы и общих проблем природопользования. Большинство этих документов было разработано по указаниям В. И. Ленина, а часть их и подписана им. Основополагающим законодат. актом был принятый 2-м Всеросс. съездом Советов (1917) Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю; он создал принципиально новые возможности для организации охраны природы. За ним последовали декрет ВЦИК «Основной закон о лесах» (27 мая 1918); декреты СНК РСФСР «О лечебных местностях общегосударств. значения» (4 апр. 1919) и др. Эти декреты, обеспечивавшие рациональное пользование отд. природными ресурсами, были дополнены декретом СНК РСФСР от 16 сент. 1921 «Об охране памятников природы, садов и парков», к-рым было определено, что «...значительные по площади участки природы, замечательные своими памятниками, объявляются заповедниками и национальными парками». Руководство делом охраны природы возлагалось на Наркомпрос, как ведомство, не заинтересованное в эксплуатации природных богатств.

Все эти документы заложили единую систему принципов социалистич. природопользования, на основе к-рой в дальнейшем развилось природоохранное законодательство. Его важной составной частью стали развёрнутые ведомств, положения и инструкции - водоохранные, лесоохранные, почвозащитные, сан.-гигиенич., охотничьи и т. п. Для координации деятельности отдельных наркоматов и ведомств по использованию природных условий и ресурсов был создан междуведомств. Гос. к-т по охране природы. Действовали также местные междуведомств, комиссии при губернских исполкомах Советов. Гос. к-т по охране природы руководил всеми природоохранными мероприятиями, рекомендуя способы предотвращения перепромысла (т. е. чрезмерных вырубок леса, добычи рыбы, пушнины и т. д.), выявлял объекты, заслуживающие охраны.

В 1924 было организовано Всеросс. об-во охраны природы (позднее такие об-ва возникли в др. союзных республиках). В 1933 состоялся 1-й Всесоюзный съезд по охране природы. В его решениях, касающихся преим. ресурсов живой природы, указывалось, что задачи охраны природы включают в себя также борьбу против разрушит, и бесхозяйств, использования её ресурсов, содействие их восстановлению и умножению.

В соответствии с задачами нар. х-ва постановлением ВЦИК и СНК СССР от 20 июня 1930 Гос. к-т по охране природы был реорганизован в Междуведомств, гос. к-т содействия развитию и охране природных богатств при Наркомпросе РСФСР. Центр тяжести его деятельности переносился на рациональное использование и умножение природных богатств. 20 сент. 1933 Междуведомств, к-т был реорганизован в К-т по заповедникам при Президиуме ВЦИК (с 1938 - в ведении СНК РСФСР), а затем (в 1939) в Гл. управление по заповедникам при СНК РСФСР (такие управления были созданы и при СНК др. союзных республик), на к-рое, помимо руководства заповедниками, возлагались также обязанности контроля различных ведомств и проведение мероприятий, связанных с рациональным использованием ценных объектов гл. обр. живой природы. Однако эти мероприятия имели прежде всего биологич. направленность, мало затрагивая другие аспекты природоохранных работ.

Новый уровень развития охраны природы связан с развернувшимся с кон. 50-х гг. обновлением и расширением природоохранного законодательства. В 1957-63 во всех союзных республиках были приняты Законы об охране природы, особенность к-рых заключалась в сосредоточении внимания не только на проблемах живой природы, но и на всём комплексе природных условий и ресурсов с учётом их взаимной связи, на задачах охраны не только консервируемой природы (изымаемой из хозяйств, пользования), но, прежде всего, используемой природы, а также на необходимости обеспечения расширенного воспроизводства природных ресурсов.

В кон. 60-х гг. начался новый этап развития, связанный с разработкой Основ общесоюзного законодательства в области охраны и использования ресурсов и условий разных сторон природы. Были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения (1969) (охрана воздуха, питьевой воды и т. п.), Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975).

Природопользование в СССР ведётся с учётом множественности значений природных ресурсов, среди к-рых различаются ресурсы, расходуемые в ходе добычи, использования и переработки, и ресурсы среды, имеющие почвозащитное, водоохранное и т. п. значения. Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик издали целый ряд постановлений, регламентирующих отраслевые или региональные аспекты охраны природы и определяющих долгосрочные программы природоохранных мероприятий: «О мерах по прекращению загрязнения рек Волги и Дона» (31 дек. 1964), «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (23 ент. 1968), «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна оз. Байкал» (21 янв. 1969), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (март 1972) и др. Наиболее полно решают проблему охраны природы постановление Верх. Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов», принятое в сент. 1972, и постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (дек. 1972). Охрана природы и рациональное использование её ресурсов становится на совр. этапе развития нар. х-ва и научно-технич. прогресса одной из важнейших гос. задач.

Эффективную защиту окружающей среды призваны обеспечить: комплексное использование природных ресурсов, внедрение технологич. процессов, исключающих вредные отходы, применение биологич. средств очищения водоёмов и борьбы с с.-х. вредителями, лесонасаждение и мелиорация. Необходимы также научные прогнозы возможных последствий проектируемого природопользования, разработка мероприятий, предотвращающих вредные воздействия на природу, а также совершенствование планирования, так как намечаемые природоохранные меры входят (с 1974) составной частью в перспективные и годовые плавы развития нар. х-ва по всем мин-вам, ведомствам и по стране в целом. Охрана природы должна осуществляться с неменьшей технич. вооружённостью, чем её эксплуатация; для защиты окружающей среды создаётся мощная технич. база, опирающаяся на новейшие достижения науки. Внедряются малоотходные и безотходные произ-ва, замкнутые технологич. циклы, расширяется произ-во синтетич. заменителей природных материалов, упорядочивается планирование и расширяется произ-во оборудования и контрольно-измерит. аппаратуры для очистных сооружений.

Учёт природных ресурсов в СССР обеспечивается системой кадастров (см. Земельный кадастр, Водный кадастр), а также гос. оценкой запасов и добычи полезных ископаемых. Для охраны редких и исчезающих животных и растений Мин-вом с. х-ва СССР 16 окт. 1974 учреждена «Красная книга СССР».

В осуществлении охраны природы в СССР есть большие достижения. Чёткое и разностороннее природоохранное законодательство, высокая общественная сознательность и активность народа помогают сохранять природу в целом продуктивной и привлекательной, способной и впредь обеспечивать растущие потребности населения и хозяйства в сырье, энергии, воде и пище. Однако наряду с успехами охране природы свойственны и нек-рые недостатки. В частности, определённый ущерб природе на терр. СССР был нанесён по необходимости в прошлом (напр., в годы Великой Отечеств, войны и в первые послевоен. годы). Ущерб наносился также и в результате недочётов и ошибок в планировании. Существуют факты бесхозяйственного и даже хищнич. отношения к природе (браконьерство и др.). Значит, часть этих явлений - результат недостаточного использования возможностей, к-рыми располагает социалистич. строй для охраны природы.

Охрана отдельных компонентов природы и природных ресурсов. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения и республиканские законы об охране природы предусматривают меры по охране воздуха. Воздух охраняется как среда обитания населения и всех наземных организмов, как условие здоровья людей, как вещество, участвующее в технологич. процессах производства (загрязнённый химич. и механич. примесями воздух может быть непригодным для применения в технике). В задачи охраны воздуха входит и защита органич. мира от влияния вредных химич. и механич. примесей в атмосфере. Для предотвращения загрязнения воздуха дымом, пылью, газами и др. примесями в пром-сти и коммунальном х-ве используются очистные устройства, технология производства совершенствуется в сторону макс, сокращения или обезвреживания отходов. Предприятия, загрязняющие атмосферу, выносятся за пределы населённых пунктов, осуществляется перевод пром-сти и транспорта на малоотходное топливо и бестопливную энергетику. Улучшению качества возд. среды благоприятствует озеленение населённых пунктов и дорог, развитие пригородных зелёных зон. Сан.-гигиенич. нормы предусматривают предельно допустимые концентрации вредных газов и др. вредных примесей в атмосфере. Сан. надзор налагает санкции на виновных в загрязнении атмосферы, вплоть до запрещения или приостановления деятельности предприятий, загрязняющих воздух. См. также Воздух, Воздушный бассейн. Газов очистка, Очистка воздуха. Санитарная охрана воздушного бассейна.

Охрана вод предусматривается Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и спец. статьями респ. законов об охране природы (см. Водный фонд государственный).

Поверхностные воды подлежат регулированию режима и охране от загрязнения, засорения, истощения как ресурсы водоснабжения населения и нар. х-ва, источники энергии, транспортные пути, места произрастания водной растительности, обитания рыбы и др. водных животных, охотничьи угодья, места отдыха и туризма, лечебные ресурсы (см. Водопользование). Мероприятия по охране вод и их рациональному использованию опираются на изучение водохозяйств. баланса. Водопользователи должны заботиться об экономном расходовании воды, о восстановлении её ресурсов и улучшении её качества. Для этого проводится комплекс технологич., лесомелиоративных, агротехнич., гидротехнич., сан. и др. мероприятий. Запрещён ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и др. объектов, не имеющих очистных устройств. Принимаются спец. меры по предотвращению загрязнения вод смывом удобрений и ядохимикатов с с.-х. угодий. Прекращению сброса сточных вод способствует совершенствование технологии произ-ва (применение безводных технологич. процессов, оборотное водоснабжение и т. п.). Охране вод от истощения содействуют мероприятия по регулированию и поддержанию благоприятного режима водоёмов и рек - установление водоохранных зон, гидротехнич., мелиоративные и др. мероприятия. При эксплуатации водохранилищ и водозаборных сооружений соблюдаются режимы наполнения и сработки уровня ёмкостей с учётом интересов остальных водопользователей.

Особое внимание уделяется охране морей и озёр, прежде всего таких, как Каспийское, Чёрное и Азовское, Байкал. Предмет заботы здесь - поддержание не только чистоты их воды и биологич. продуктивности, но и объёма водной массы. Поддержание уровня Каспийского, Аральского морей и оз. Балхаш связано с решением более широких и комплексных нар.-хоз. проблем, включающих регулирование стока, питающего эти водоёмы, вплоть до применения межбассейновых перебросок воды.

Большое место в бассейнах Чёрного и Азовского м. занимают работы по ликвидации сброса бытовых и пром. стоков в эти водоёмы. В задачи охраны Азовского м. входят, кроме того, мероприятия по предотвращению дальнейшего повышения его солёности и восстановлению рыбной продуктивности. Охрана природы морей осуществляется в СССР как составная часть глобальной системы охраны Мирового океана и поэтому в значит, мере решается в порядке междунар. сотрудничества Мероприятия по охране морей затрагивают не только объекты, находящиеся непосредственно в море, но и прибрежные территории, влияющие на мор. водоёмы.

Подземные воды являются составной частью единого гос. водного фонда и одним из компонентов недр, поэтому ихохрана предусмотрена Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, а также респ. законодательством. Подземные воды охраняются как источник хозяйственного и питьевого водоснабжения прежде всего от загрязнения (химич., бактериального, теплового) и от нерационального использования запасов (напр., в самоизливающихся скважинах). Наиболее опасно химич. загрязнение, способное распространяться на значит, расстояния и действовать долгое время. Охране подземных вод содействует система профи лактич. мероприятий, в том числе размещение и оборудование предприятий с расчётом предотвращения их вредных воздействий на подземные воды, предупреждение загрязнений поверхностных вод и воздуха, изоляция стоков, сан. охрана водозаборов, создание водоохранных зон в р-нах формирования и интенсивного использования подземных вод и др. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения подразделяются на локализацнонные (ограничивающие продвижение загрязнений по водоносному пласту) и восстановительные (откачка загрязнённых вод, промывка чистой водой и спец. растворами). Борьба с имеющимся загрязнением реально осуществима лишь при небольших размерах его очагов, требует значит, средств и длит, времени.

Охрана недр обеспечивается Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и включает комплексное геол. их изучение, соблюдение установленного порядка нх использования с целью рационального извлечения запасов полезных ископаемых и сохранения пром. ценности месторождений, а также для нужд, не связанных с разработкой месторождений (сохранение выработок и сооружений в недрах; предотвращение загрязнения недр при устройстве подземных ёмкостей и захоронении пром. стоков; сохранение участков недр, представляющих особую науч. или культурную ценность и др.).

Задачи охраны недр отличаются от задач охраны др. систем биосферы, поскольку недра не обладают способностью к воспроизводству. Поэтому осн. внимание уделяется рациональному использованию месторождений полезных ископаемых, которое предусматривает: сокращение количественных и качественных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке; комплексное использование минерального сырья; разработку эффективной технологии добычи и переработки бедных и забалансовых руд; утилизацию отходов производства и вмещающих пород.

Наиболее полное извлечение запасов достигается при открытом способе разработки месторождений. Для уменьшения потерь полезных ископаемых при подземной добыче применяют системы разработки с закладкой выработанного пространства. Бедные забалансовые руды могут быть добыты с помощью геотехнологич. методов (т. е. через скважины, пробуренные с поверхности). Для улучшения использования запасов полезных ископаемых применяются материальное стимулирование за полноту и качество извлечения, санкции за сверхнормативные потери и т. п. Охрана недр предусматривает также предотвращение вреднего влияния подземных выработок на природный ландшафт (провалы и т. п.). Подлежат охране классич. и опорные геол. обнажения, геол., минералогич., палеонтологич. и др. памятники природы, имеющие науч. и культурно-эстетическое значение.

Охрана земель, в т. ч. почвенного покрова, обеспечивается Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также республиканскими кодексами и законодательством (см. Земельное право, Земельный кодекс).

В СССР законом охраняются все земли, составляющие Земельный фонд СССР. На землепользователей возлагается обязанность проводить необходимые в местных условиях агротехнич., мелиоративные и гидротехнич. мероприятия, направленные на сохранение почвенного покрова, на повышение плодородия почв; с этой целью внедряются эффективные системы земледелия, севооборотов, развиваются орошение, обводнение и осушение земель, ведутся работы, предотвращающие их водную и ветровую эрозию, заболачивание и засоление. Осуществляются полезащитное лесоразведение, закрепление песков и оврагов и пр.

Особое внимание обращается на приведение земельных участков, нарушаемых при пользовании недрами, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном и рыбном хозяйствах или по иному назначению (напр., для отдыха населения; см. Рекультивация ландшафта).

Охрана растительного м и р а включает охрану лесов и др. естеств. растительности, а также лесопарковых защитных поясов, пригородных зелёных зон и зелёных насаждений в населённых пунктах. Охрана растительного мира опирается на республиканские законы об охране природы (см. Лесное законодательство).

Лес - не только источник древесины, но и важная часть окружающей среды, обладающая «невесомыми полезностями» (водоохранное, почво- и полезащитное, оздоровительное и др. значение), и место обитания многих диких животных. Для поддержания продуктивности лесов и сохранения их полезности производится регулирование лесопользования (см. Лесное хозяйство, Лесные ресурсы). Законодательством запрещены рубки (кроме мер ухода) в лесах почво-, полезащитного, водоохранного и водо-регулирующего значения, в лесах на берегах нерестовых водоёмов и водотоков, сплошные рубки в горных лесах и способы вывозки леса, вредящие лесным почвам и подросту и т. д. По режиму рубок леса подразделяются на 3 группы: леса зелёных зон городов, курортов, защитные полосы вдоль рек и транспортных путей, где разрешены только сан. рубки; леса густо населённых областей Европ. части СССР и нек-рых областей Сибири, где рубки разрешены с ограничениями; леса лесоизбыточных районов с отд. частными ограничениями рубок. Планирование лесного х-ва и заготовок леса ведётся с учётом необходимости сбережения и восстановления лесов. Для прекращения перерубов на территориях, где лесной покров значительно сокращён, всё шире практикуется перенос лесозаготовок в богатые лесом районы.

Помимо лесов, сохраняются и др. типы естеств. растительности, важные в качестве кормовой базы для домашних и диких животных; как источник пищевых продуктов и технического, в т. ч. лекарственного, сырья и т. п. Естеств. растительный покров закрепляет и обогащает почвы, влияет как часть природной среды на климат и водный режим. Охраняются не только отд. редкие и исчезающие виды растений, но и растит, генофонд в целом в качестве резерва видов для будущего введения в культуру работ в области селекции. Использование нелесной естественной растительности также подлежит регулированию в целях поддержания и увеличения её продуктивности. При эксплуатации пастбищ учитываются сроки развития травостоя, планируются очерёдность и регулярность их стравливания.

Охрана животного мира опирается на респ. законы об охране природы и ряд постановлений, в т. ч. постановления Сов. Мин. СССР «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» (11 мая 1959), «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутр. водоёмах СССР» (15 сентября 1958) и утверждённое тогда же «Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоёмах СССР», а также постановление Сов. Мин. РСФСР «О мерах охраны животных Арктики» (21 ноября 1956). См. Охотничий фонд государственный, Охотничье хозяйство.

Охраняются прежде всего дикие животные, используемые для охоты, зверобойного, рыболовного и др. промыслов, животные, к-рые важны как истребители вредных животных и кормовая база для промысловых и др. полезных животных. Для науки драгоценны охраняемые редкие и исчезающие виды животных и фаунистич. генофонд в целом.

Законодательство требует строгого соблюдения установленных правил охоты и рыболовства, содействия улучшению условий существования и воспроизводства животных; регулирования использования промысловых запасов фауны и поддержания возможностей её воспроизводства. Запрещено истребление непромысловых диких животных, не приносящих вреда х-ву и здоровью населения. Охрана животного мира не исключает борьбы с вредными животными, но мн. хищники сами подлежат охране как естественные регуляторы экологич. равновесия. Охрана животного мира позволила восстановить поголовье и обеспечить расселение мн. животных, уже становившихся редкими (лось, бобр) и исчезающими (сайгак, зубр), а также увеличить поголовье и промысловое значение ценных пушных зверей (морской котик и соболь).

Беловежская пуща. Стадо зубров.

Охраняемые природные территории охватывают характерные или уникальные образцы природных условий ландшафтных зон и регионов, ценные в науч., культурно-познават., историко-мемориальном, эстетическом, оздоровит, отношениях, а также редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, объекты туризма и экскурсий. Особой охраной обеспечены заповедники, к-рые служат своего рода лабораториями для изучения хода естественно протекающих в природе процессов.

Астраханский государственный заповедник. Пеликаны.

Кроме заповедников, к охраняемым природным территориям относятся заказники, урочища, памятники природы, национальные, природные и памятные (природно-исторические) парки, зоны отдыха, охранные зоны вдоль популярных туристских маршрутов.

С ростом туризма возникла задача защиты природных ландшафтов от перегрузок, а также от тенденций к урбанизации. Поддержание сохранности и привлекательности ландшафта стимулируется экономическими и культурно-воспитат. интересами развития самого туризма как отрасли хозяйства и культуры. В 1975 в СССР действовало 104 заповедника и 3 нац. парка. Региональные особенности охраны природы в СССР. Обширность территории и акваторий страны, её положение в различных геогр. поясах (арктич., субарктич., умеренном, субтропич.) и многочисл. природных зонах в сочетании с множеством азональных причин создаёт большое разнообразие типов природного ландшафта и природных ресурсов, а вместе с тем и значительные различия в динамике развития, продуктивности и уязвимости природы от места к месту. Этим определяется и разнообразие проблем и методов охраны природы в различных зональных условиях. Помимо общих задач охраны природы, имеются специфические задачи, связанные с зональными и локальными особенностями.

В тундре и лесотундре с их суровыми климатич. условиями, близкими к экстремальным для живых организмов (краткость вегетац. периода, низкие темп-ры, сильные ветры, мёрзлые грунты), очень уязвим прежде всего органич. мир. Медленный рост и созревание организмов затрудняют восстановление флоры и фауны в случаях их истребления. Особенно длит, времени для своего восстановления требуют тундры, выгоревшие при пожарах - т. н. пирогенные. Мёрзлые и заболоч. грунты необратимо деформируются в результате движения гусеничного транспорта. Прокладка наземных трубопроводов пересекает пути миграций стад сев. оленя. Задачи охраны природы здесь связаны прежде всего с защитой поверхности от бездорожного движения транспорта, с ограничениями или запретом рубок в лесотундре и на сев. границе лесов, с защитой древостоев, кустарников, мхов и лишайников от пожаров, с охраной оленьих пастбищ от перевыпаса, поддержанием естеств. путей миграций диких животных и т. д. Особую проблему составляет «защита мерзлоты» от уничтожающих или ослабляющих её тепловых воздействий и др. нарушений свойственного ей термодинамич. равновесия, так как мёрзлые грунты служат фундаментом для зданий, основанием дорог, а также для сооружения в них подземных хранилищ.

Блесной зоне осн. задачи защиты природы связаны с лесоохранными мероприятиями. Особые проблемы противохимич. защиты природы возникают при неумелом применении ядохимикатов для борьбы с вредителями леса и гнусом. Охрана лесов направлена в этом случае на недопущение попутной гибели птиц, полезных насекомых, на предотвращение отравления почв. Обширные площади болот, свойственных лесной зоне, служат объектами мелиорации, гл. обр. осушения, однако приходится предотвращать сплошное осушение болот, поскольку оно ведёт к переосушке территорий, подрывает постоянство питания рек заключёнными в болотах запасами влаги, обесценивает охотничьи и ягодные угодья.

В лесостепной и степной зонах особое место занимает борьба с водной и ветровой эрозией, с пыльными бурями, с засолением почв, поддержание полезащитных лесонасаждений. Спец. охраны заслуживают островные и галерейные участки леса на юж. границах его распространения, а также уцелевшие среди распаханных полей участки исходной (предшествующей) степной растительности.

Вполупустынях и пустынях умеренного и субтропич. поясов важную роль играет борьба с развеванием закреплённых песков, поддержание пескозащитных и ветрозащитных насаждений, предотвращение вторичного засоления почв и грунтов, перегрузки пастбищ, к-рые в экстремальных условиях недостатка влаги в пустынях особенно уязвимы.

В горных ландшафтах, к-рым свойственна высотная поясность, задачи охраны природы связаны с необходимостью поддерживать почвозащитную роль растительного покрова, уничтожение к-рого на крутых склонах вызывает эрозию почв и грунтов, приводит к их смыву и к необратимым искажениям рельефа вплоть до превращения его в дурные земли (см. Бедленд). Природоохранную роль играют в горах и противолавинные мероприятия, защищающие от лавин не только людей, дороги и населённые пункты, но также леса и животный мир на лавинных трассах.

Специфич. особенности охраны природы свойственны азональным и интразональным ландшафтам - пещерам, районам древнего и совр. вулканизма, причудливым формам выветривания и т. п. Обычный режим их охраны - заповедный, как памятников природы (Кунгурская и Новоафонская пещеры, Долина гейзеров на Камчатке, Красноярские Столбы и др.).

Государственные и общественные учреждения. Функции охраны природы в СССР осуществляют специализированные органы общегос. управления: Госплан СССР (в составе к-рого имеется Отдел охраны природы), Гос. к-т Сов. Мин. СССР по науке и технике (в его составе действует Междуведомстз. научно-технич. совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов), Мин-во с. х-ва СССР (в нём действует Гл. управление по охране природы, охотничьему х-ву и заповедникам - Главприрода СССР). Более узкие функции, осуществляя охрану только отдельных компонентов природы, имеют нек-рые министерства и гос. к-ты (Мин-во мелиорации и водного х-ва СССР, Мин-во геологии СССР, Госгортехнадзор СССР, Гос. к-т лесного х-ва Сов. Мин. СССР, Мин-во рыбного х-ва СССР, Мин-во здравоохранения СССР, Гл. управление гидрометеорологич. службы при Сов. Мин. СССРи др.). Специализированные комплексные и отраслевые комитеты, комиссии имеются в союзных республиках. Постоянные комиссии по охране природы существуют при обеих палатах Верх. Совета СССР.

Н.-и. работу в области охраны природы проводят многие н.-и. учреждения АН СССР, ВАСХНИЛ, Гидрометеорологич. службы министерств и ведомств, заповедники, а также ун-ты и др. вузы. Основы охраны природы включены в учебные программы ср. школ, мн. техникумов, ун-тов и др. вузов (прежде всего, связанных с проблемами природопользования по своему профилю). В природоохранном воспитании масс значительна роль добровольных Обществ охраны природы, Географич. об-ва СССР, Всесоюзного об-ва «Знание» и др. СССР активно участвует в междунар. сотрудничестве в области охраны природы (см. Охрана природы). Ю. К. Ефремов (раздел Охрана недр при участии М. Е. Певэнера и П. В. Вилюнова).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.