Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 66 страница






СТИРОЛ, фенилэтилен, винилбензол, бесцветная жидкость со специфич. запахом; tпл -30, 6 0C, tКИП145, 2 0C, плотность 0, 906 г/см3 (20 0C); практически нерастворима в воде, смешивается с большинством органич. растворителей. С. легко окисляется, присоединяет галогены, полимеризуется и сополимеризуется с различными мономерами. Полимеризация происходит уже при комнатной темп-ре (иногда со взрывом), поэтому при хранении С. стабилизируют антиоксидантами (напр., mpem-бутилпирокатехином, гидрохиноном). Осн. пром. способ получения С.- каталитич. дегидрирование этилбензола в токе водяного пара при 500-630 0C.

Применяют С. гл. обр. для произ-ва полистирола, а также различных сополимеров, в т. ч. бутадиен-стиральных каучуков, полиэфирных смол" ', сополимеры стирола с дивинилбензолом служат ионообменными смолами.

Пары С. раздражают слизистые оболочки; предельно допустимая концентрация их в воздухе 0, 005 мг/дм3.

СТИХ (от греч. stichos - ряд, строка), художественная речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки (каждый из них также наз. С.), к-рые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Членение на стихи обычно отмечается графич. оформлением текста (печатание отд. строчками) и часто сопровождается рифмой и др. фоническими признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр - чередование внутри стиха сильных и слабых мест; но он может и отсутствовать (в чисто-тонич., свободном стихе и пр.).

СТИХЕЕВЫЕ (Stichaeidae), семейство морских рыб отр. окунеобразных. Тело удлинённое (до 60 см, обычно меньше); спинной и анальный плавники длинные, первый из них с колючками, брюшные - короткие, у нек-рых отсутствуют; у кораллового вьюна (Azygopterus corallinus) нет и грудных плавников. Боковая линия у ряда С. очень сложная (состоит из нескольких продольных линий с короткими, иногда соединяющимися ответвлениями). 8 подсем., объединяющих 54 вида. Наиболее разнообразны С. вдоль берегов сев. части Тихого ок.; в Сев. Атлантике и Сев. Ледовитом ок. лишь 5 видов. В морях СССР ок. 30 видов (из родов Stichaeus, Lumpenus, Chirolophis, Alect-rias и др.). Прибрежные донные рыбы, редко живут на глубине св. 200 м. У ряда видов самцы охраняют кладку икры. Mн. С. служат пищей промысловым рыбам.

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, "...несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение... в объективной реальности внешнего мира..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 367). Понятие С. м. характеризует позицию не знакомых с философией учёных-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), возникающих в специально-научном исследовании. По существу С. м. означает органич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т. п.). Однако С. м. не идёт дальше убеждения в независимости внеш. мира от наших ощущений и уверенности в правильности показаний органов чувств, не поднимается до сознательной филос.-материалистич. позиции.

СТИХИЯ (от греч. stoicheion - первоначало, первооснова, элемент), 1) у до.-греч. философов-материалистов - основные элементы природы (у Эмпедокла - огонь, воздух, вода и земля; в др.-кит. философии - металл, земля, вода, дерево, огонь). 2) Явление, сила природы, обнаруживающиеся как неудержимое начало, стремление (напр., буря). 3) В п ереносном смысле - окружающая привычная среда, обстановка, любимое, хорошо знакомое дело, занятие.

СТИХОВЕДЕНИЕ, метрика, наука о звуковой форме лит. произведений. Осн. материалом С. являются стихи (отсюда и назв.), т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха - см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статич. характеристика значимых звуковых элементов и динамич. характеристика принципов их сочетания: так, собств. метрика распадается на просодию (классификацию стогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных лит. традициях различны: иногда из С. выпадают нек-рые разделы (в антич. С. фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С. входит рассмотрение фигур стилистических). Нек-рые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С и др. областей литературоведения: так, на границе С. и стилистики (именно поэтич. синтаксиса) лежит явление переноса, на границе С. и композиции лежит явление " твёрдых форм" (сонега, рондо и пр.), а такое важное стиховедч. понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (напр., " восходящая интонация"), и стилистики (напр., " напевная интонация"), и тематики (" религиозно-дидактическая интонация" и т. п.).

Возникновение С. как науки обычно связано со становлением в различных лит-pax письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредств. слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтич. культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, " классической" системой стиха (так, лат. С. опиралось на понятия греч. С., а новоевропейское- на понятия лат. С.). В соответствии с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой " правил" и " вольностей", учившей, как " должны" писаться стихи; только с 19 в. С. становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из осн. методов в С. является статистика: выделение таких звуковых явлений, к-рые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его " константами", " доминантами" и " тенденциями"), достигается.вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. пользуется в основном сравнит, методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1)в разные периоды лит. истории, 2) в лит-ре разных языков, 3) в поэтич. произведении и в " естественном ритме" (или " естественной фонике") данного языка. Конечной целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, ее связи со структурами языковой н образной.

Развитие рус. С. неотрывно от развития рус. стихосложения: первый подъём его (18 в.- работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, M. В. Ломоносова) связан с освоением силлаботонического стихосложения, второй (нач. 19 в. - работы A. X. Востокова и др.) - с освоением имитаций антич. и нар. размеров, третий (1910-20-е гг.- работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. M. Жирмунского, P. Якобсона и др.) - с освоением тонич. стихосложения. Новый этап развития рус. С. наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений совр. языкознания, семиотики ц теории информации..

Стихеевые: / - карликовый стнхей (Stichaeopsis папа); 2 - мохоголовая собачка (Chirolophis snyderi); 3 - морской петушок (Alectrias alectrolophus).

Лит. см. при ст. Стихосложение.

M. Л. Гаспаров.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаич. речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см. Поэзия и проза). Проза также естественно членится на речевые такты (колоны), но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксич. членением текста. В стихах же это членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии - мелодией, в письменной - чаще всего графикой, т. е. записью отд. строками) и может не совпадать с синтаксич. членением текста (несовпадение наз. enjambement - перенос).

Заданное членение на стихи - необходимый и достаточный признак стихотворного текста. Тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию - независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе С.

Осн. единица соизмеримости стихов во всех языках - слог. Осн. фонетич. характеристики слога (слогового гласного) - высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов (силлабическое стихосложение), так и количество слогов определённой высоты (мелодич. С.), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение) и силы (тоническое стихосложение). T. к. обычно эти фонетич. признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до нек-рой степени и остальные, поэтому возможны системы С., осн. на двух и более признаках. Чаще всего т. о. одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе и появление слогов определённой высоты, долготы или силы на определённых позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодич., силлабо-метрич., силлабо-тоническое стихосложение). Это упорядоченное расположение неоднородных (" сильных" и " слабых") позиций в стихе называется метром. T. о., всякое С. представляет собой систему упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация, ассонанс), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматич. конструкций (параллелизм) и пр.

Пример силлабич. С.- сербскохорв. нар. эпич. стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел (цезура) после 4-го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечётным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное, конец стиха (клаузула) отмечен долготой предпоследнего слога. Пример тонич. С.- др.-герм. стих: 4 ударения в стихе (2 полустишия по 2 ударных слова), количество безударных слогов произвольное, расположение ударений и долгот - тоже, оба слова 1-го полустишия и первое слово 2-го полустишия объединены аллитерацией начальных звуков. Пример мелодич. (точнее, силлабо-мелодич.) С.- кит. 5-сложный стих эпохи Тан: 4 стиха в строфе, 5 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты слогами произвольного тона, чётные позиции (сильные) - одна слогом " ровного", другая слогом " неровного" (повышающегося или понижающегося) тона, причём " ровному" слогу 1-го стиха соответствует на той же позиции " неровный" во 2-м и 3-м и " ровный" в 4-м стихе (и наоборот); 1-й, 2-й и 4-й стих объединены рифмой. Пример метрич. (точнее, силлабо-метрич.) С.- др.-греч. гекзаметр: 12 метрич. позиций в стихе, нечётные (сильные) заняты 1 долгим слогом каждая, чётные (слабые) - 1 долгим или 2 краткими слогами каждая, последняя позиция - 1 произвольным слогом; долгий слог равен 2 единицам долготы, краткий - одной, так что весь стих (12- 17 слогов) составляет 24 единицы долготы. Пример силлабо-тонич. С.- рус. 4-стопный ямб: 8 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или! -сложными ударными словами), чётные (сильные) - произвольными слогами, конец стиха отмечен обязательным ударением на 8-м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилич. клаузулы).

Из примеров видно, что описание С. должно включать две области категорий: 1) определение упорядочиваемых звуковых элементов (т. н. просодия) - какие звукосочетания считаются слогом, какие слоги считаются " ровными" и " неровными", " долгими" и " краткими", " ударными" и " безударными", 2) определение упорядоченности названных элементов [метрика (см. Метр) и ритмика в собственном смысле слова]: на каких позициях такой-то тип слога или словораздел появляется обязательно (как константа), на каких - с возможными исключениями (как доминанта), на каких - лишь предпочтительно (как тенденция - напр., ударные слоги среди произвольно заполняемых позиций). В ходе развития С. константы, доминанты и тенденции могут, усиливаясь и ослабляясь, переходить друг в друга; этим определяется смена систем С.

В разных языках различные системы С. развиваются в различной степени. Причины этого - двоякого рода: лингвистические и культурно-исторические. Лингвистич. причины определяют в основном, какие системы С. избегаются в том или ином языке и какие просодич. особенности приобретают системы, допускаемые в языке. Так, обычно избегаются системы, осн. на том звуковом явлении, к-рое в данном языке не фонологично (не смыслоразличительно): напр., в рус. яз., где не фонологичны высота и долгота звуков, не развилось мелодич. и метрич. С., а во франц. яз., где не фонологично также и словесное ударение, не развилось и тонич., и силлабо-тонич. С. Культурно-историч. причины определяют в основном, какие системы С., допускаемые в языке, получают действит. развитие в поэзии. Так, фонология др.-греч. или сербскохорв. яз. допускала и мелодич., и метрич., и тонич., и силлабич. С., а развитие получило в др.-греч. яз. только метрическое, а в сербскохорв. только силлабич. и отчасти силлабо-тонич. С.; так, фонология рус. яз. допускает и силлабич., и силлабо-тонич., и тонич. С., а развитие они получили очень неодинаковое и неодновременное. Иногда культурно-историч. факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюрк, языки восприняли из араб. яз. метрич. систему С. (аруз), хотя долгота звуков в тюрк, яз. не фонологична. Точно так же культурно-историч. причинами определяется предпочтительная разработка тех или иных стихотворных размеров в нац. С. Так, в европ. яз. более длинные размеры (5- и 6-стопный ямб, 10-, 11-, 12-сложный силлабич. стих) восходят к антич. образцу (" ямбич. триметру"), а более короткие (4-стопный ямб, 8-сложный силлабич. стих) сложились уже на новоязычной почве; поэтому в поэтич. культурах, где антич. влияние было непосредственным (итальянская, французская), общераспространёнными стали более длинные размеры, а в культурах, где антич. традиция воздействовала лишь косвенно (германская, русская), - более короткие размеры.

История рус. С. насчитывает три больших периода: до утверждения силлаботоники (17-18 вв.), господство силлаботоники (18-19 вв.), господство силлаботоники и чистой тоники (20 в.). До становления письменного стихотворства в 17 в. рус. поэзия знала 3 системы С.: " свободный стих" церк. песнопений (иногда наз. " молитвословный стих"), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлаботоникой песенный стих (эпич. и лирический) и чисто-тонич. говорной стих (иногда наз. " скоморошьим"); последний и стал основным С. ранних (до 1660-х гг.) произведений рус. поэзии, а в низовой, " лубочной" лит-ре существовал и далее. В 17 - нач. 18 вв. были сделаны три попытки усвоить иные системы С.: метрическую - по антич. образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую- по польскому образцу (Симеон Полоцкий и др.) и силлабо-тоническую - по нем. образцу; наибольшее распространение получает силлабич. стих, но к сер. 18 в. его вытесняет силлабо-тонич. и он почти полностью исчезает из практики. Основы рус. силлаботоники вырабатываются в 1735-43 В. К. Тредиаковским и M. В. Ломоносовым; после этого она господствует в рус. поэзии почти безраздельно до кон. 19 в., за её пределы выходят лишь немногочисл. эксперименты с имитациями антич. и нар. стихотворных размеров (гекзаметр, стих " Песен западных славян" А. С. Пушкина и др.). Эволюция рус. силлаботоники на протяжении 18-19 вв. идёт в направлении всё более строгой нормализации - ритмич. тенденции стремятся стать доминантами, доминанты - константами: всё шире распространяются 3-сложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест), сравнительно бедные ритмич. вариациями, а 2-сложные размеры (ямб, хорей) сокращают количество употребительных ранее ритмич. вариаций; как реакция на это на рубеже 19-20 вв. возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлабо-тонич. С. сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлаботоникой и тоникой (дольник, тактовик), формы чисто-тонич. С. (акцентный стих) и свободный стих - явление, характерное и для совр. стихосложения. Насколько характерно такое чередование тенденций к строгости ритма (досиллабич. стих - силлабич. стих - силлаботоника 18 в.- силлаботоника 19 в.) и к расшатанности ритма (силлабоюника 19 в.- силлаботоника и тоника 20 в.) для внутр. законов эволюции всякого С., - при нынешнем состоянии сравнительного стиховедения ещё трудно сказать.

Лит.: Жирмунский В., Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б., О стихе, Л., 1929; его же, Стих и язык, М. -Л., 1959; Якобе он Р.. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским, Берлин, 1923; evr о ж е, Metrika, в кн.: Ottuv Slovnik Naucny. Nove Doby, Dodatky, d. 4, sv. 1, Praha, 1936; его ж е, Studies in comparative Slavic Metrics, " Oxford Slavonis Papers", 1952, v. 3; T a p aH о в с к и К., Руски дводелни ритмови, Београд, 1953; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, M., 1958; Квятковский А. П., Поэтический словарь, M., 1966; Холшевников В., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Гаспаров M., Современный русский стих. Метрика и ритмика, M., 1974; Гончаров Б-, Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, M., 1973; Колмогоров А., Прохоров А., К основам русской классической метрики, в кн.: Содружество наук и тайны творчества, M., 1968; Теория стиха. Сб. ст., под ред. В. Жирмунского и др., Л., 1968; Ш т о км а р M-, Исследования в области русского народного стихосложения, M., 1952; С НЛ о р е н к о Г., В! ршування в украшськш тптератур!, Кшв, 1962; Хамраев M., Основы тюркского стихосложения, Алма-Ата, 1963; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, M., 1971; Проблемы восточного стихосложения, Сб. ст., под ред. И. Брагинского и др., M., 1973; Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, M., 1888; Яна киев M., Българско стихознание, София, 1960; Ш то км а р M., Библиография работ по стихосложению, M-, 1933 (доп. в журн. " Литературный критик", 1936, № 8 - 9); Versification: major language types, ed. by W. K. Wimsatt, N. Y., 1972; H r a b a k J., Uvod do teorie verse, Praha, 1970; Poetyka. Zarys encyklopedyczny, dz. 3, t. 2- Wiersz. Podstawowe kategorie opisu, pod. red. J. Woronczaka, Warsz., 1963; H e u s 1 e r A., Deutsche Versgeschichte, Bd 1 - 3, В.- Lpz., 1925-29; Grammont M., Le vers francais, ses moyens d'expression, son harmonie, 4 ed., P., 1937; Poetics. Poetyka. Поэтика, т. 1-2, Warsz., 1961-66. M. Л. Гаспаров.

СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами художеств, произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с к-рыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. В силу особой по сравнению с прозаич. произв. композиционно-ритмич. упорядоченности (см. Поэзия и проза) в С. каждый его отд. элемент и вся конструкция в целом получают повышенную смысловую нагрузку. В зависимости от содержательной и композиц. структуры выделяются разные типы и жанры С.- напр., ода, элегия, баллада и т. д. С. изображает обычно краткий, но напряжённо-существенный, содержательный момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт " концентрированную душевную настроенность" (Г. Гегель). В 19- 20 вв. С. как поэтич. структура осознаётся преим. как форма лирики и противостоит др. стихотворным жанрам, напр, рассказу в стихах и поэме.

Лит.: Жирмунский В. M., Композиция лирических стихотворений, в его кн.з

Теория стиха, Л., 1975; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974. В. А. Сапогов.

СТЛАНИКИ, стелющиеся кустарники, кустарники с горизонтальными или приподнимающимися осевыми побегами, к-рые долго растут в высоту (длину) и ограниченно - в толщину, поэтому стебли и ветви их очень эластичны. Продолжительность жизни С. нередко до 1000 лет и более. С. вместе со стелющимися деревьями - стланцами и стелющимися кустарничками - стланичками составляют особый морфогенетич. ряд жизненных форм древесных растений. Стелющиеся формы образовались в процессе приспособления к условиям, неблагоприятным для роста прямоствольных деревьев и кустарников. В субарктич., субантарктич. р-нах, в горах умеренного и тропич. поясов, на океанич. побережьях С., стланцы и стланички выступают осн. образователями растит, покрова (криволесье горной сосны, кедрового стланика, ерники, ивняки, вере-щатники и др.); им принадлежит здесь и важная почвозащитная роль. В мировой флоре св. 1000 видов древесных растений (из них в СССР ок. 200) с генетически закреплённой стелющейся формой. MH. виды лесных деревьев (лиственница, бук и др.) образуют стланцеподобные формы на верхних (в горах) и сев. пределах леса. В. Г. Колищук.

СТО, орган CHK РСФСР (с 6 июля 1923- CHK СССР); _см. Совет труда и обороны.

" СТО ДНЕЙ", время вторичного правления Наполеона I во Франции (20 марта - 22 июня 1815) после его бегства с о. Эльба (к-рый был предоставлен ему в апр. 1814 в пожизненное владение). 1 марта 1815 Наполеон I высадился на юж. побережье Франции. Широкие слои населения, недовольные реакционной политикой восстановленных в 1814 на престоле Бурбонов, оказали ему поддержку. Бурбонам не удалось организовать сопротивление продвижению отряда Наполеона I, на сторону к-рого переходили посланные против него войска. 20 марта Наполеон I вступил в Париж. Против восстановленной наполеоновской империи выступила 7-я антифранц. коалиция европ. гос-в. В сражении при Ватерлоо (18 июня) армия Наполеона была разгромлена английскими и прусскими войсками. 22 июня Наполеон вторично отрёкся от престола.

" СТО ДНЕЙ РЕФОРМ", период умеренных бурж. реформ в Китае в кон. 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским имп. Цзай Тянем (назв. годов правления - Гуансюй) указа " Об установлении основной линии государственной политики" и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию кит. буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлёк группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано св. 60 указов, к-рые касались системы образования, стр-ва жел. дорог, з-дов и ф-к, модернизации с. х-ва, развития внутр. и внеш. торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки гос. аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистич. развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феод, бюрократией и пс сулеству остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель лев. крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал ген. Юань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, к-рым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революц.-демократич. направление нац.-освободительной борьбы кит. народа, руководимое Сунь Ят-сеном.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан Ю-вэй, M., 1959; Усюй бяньфа (Реформы 1898 г.), т. 1-4, Шанхай, 1957.

С. Л. Тихвинский.

" СТО НОВЫХ НОВЕЛЛ" (" Cent nouvelles nouvelles"), памятник французской повествоват. прозы. Возник как параллель к итал. сб. " Сто древних новелл" и под влиянием перевода на франц. яз. " Декамерона" Дж. Боккаччо. Созданный при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго в Жемапе (ок. Брюсселя), сб. " С. н. н." датируется 1462. Авторство его точно не установлено; вероятнее всего это плод коллективного творчества. В сб. реалистически обрисована гор. жизнь на исходе средневековья; мн. новеллы повествуют о проделках неверных жён, о лицемерии монахов. Чувствуется зависимость от ср.-век. жанров- фаблио и др.; сюжеты близки к анекдоту, незамысловаты, прямолинейны. Вместе с тем ощущаются веяния эпохи Возрождения- интерес к земным делам человека, чётко выраженный антиаскетизм.

И з д.: Les cent nouvelles nouvelles, publ. par P. Champion, М. 1 - 2, P., 1928; то же, ed. par F. P. Sweetser, Gen., 1966; в рус. пер. - Сто новых новелл, СПБ, 1906.

Лит.: Олевская В. В., " Сто новых новелл" - первый сборник французской новеллы, " Уч. зап. МГПИ им. В. И.Ленина", 1969, №324; R as muss en J., La prose narrative francaise du XV siecle, Cph., 1958; D u b u i s R., Les Cent nouvelles nouvelles et Ia tradition de Ia nouvelle en France au Moyen age, [Saint-Martin d'Heres (Isere)], 1973. А. Д. Михайлов.

СТОГ, масса плотно сложенного сена, соломы (иногда снопов), к-рой придана округлая форма. Высота С. 5-7 м, окружность у основания 12-20 м.

" СТОГЛАВ", название церковного собора 1551, принявшего решения из ста глав; см. Стоглавый собор.

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церк. собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в янв.- февр. 1551 (окончат, завершение работ С. с. относится к маю 1551). Своё назв. получил от сборника соборных решений, поделённого на 100 глав, - " Стоглав". С. с. был созван по инициативе пр-ва, к-рое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеод. еретич. движениями и одновременно подчинить её светской власти. С. с. провозгласил неприкосновенность церк. имуществ и исключит, подсудность духовных лиц церк. суду. По требованию церк. иерархов пр-во отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены С. с. пошли на уступки пр-ву в ряде др. вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Решениями С. с. были унифицированы церк. обряды и пошлины на всей терр. России, регламентированы нормы внутрицерк. жизни с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (предусматривалось создание уч-щ для подготовки священников); был установлен контроль церк. властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. 16- 17 вв. " Стоглав" наряду с Номоканоном являлся осн. ко дексом правовых норм внутр. жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и гос-вом (имеется неск. рукописных редакций " Стоглава").

Публ.: Макарьевскнй Стоглавник, в кн.: Tp. Новгородской губернской ученой архив-вой комиссии, в. 1, Новгород, 1912.

Б. H. Флоря.

СТОГОВОЗ, одноосный тракторный прицеп самосвального типа для механизированной погрузки, транспортировки и выгрузки стогов сена и соломы массой до 6 т и частей скирд, отрезанных скирдорезом. На прицепе можно перевозить и др. с.-х. грузы. Для использования прицепа в качестве С. (рис.) откидывают боковые борта платформы, снимают передний борт и устанавливают удлинители пальцевого бруса, подхватывающие пальцы и прижимную рамку.

Стоговоз: / - платформа; 2 - подхватывающие пальцы; 3 - колёсный ход; 4 - прижимная стенка.

Надставными бортами увеличивают площадь платформы. Для погрузки стога и разгрузки платформы подхватывающие пальцы опускают на землю. Стог грузят на платформу и стаскивают с неё погрузочно-разгрузочной сеткой. Перед перевозкой стог обвязывают тросом. С. агрегатируют с трактором класса 3 тс.

СТОГОМЕТАТЕЛЬ, машина для укладки сена и соломы в стога или скирды, а также для погрузки копен в трансп. средства. С. можно использовать и для погрузки навоза, силоса, зерна, минеральных удобрений, штучных грузов. Для этого С. оборудуют сменными рабочими органами - вилами, ковшом, крюком. С. разделяют на тракторные полунавесные и навесные с грабельным аппаратом, крановые моторные передвижные с поворотной или неповоротной платформой и захватывающим устройством, перекидные и элеваторные. В СССР иепользуют навесные С. (рис.) с грабельной решёткой, агрегатируемые с трактором класса 1, 4 тс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.