Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 25 страница






Лит.: Ленин В. И., О Средней Азии и Казахстане, Таш., 1960; История Узбекской CCP, т. 1 - 4, Таш., 1967 -Й8; История Туркменской CCP, т. 1^2, Аш., 1957; История Советского Туркменистана, ч. 1 - 2, Аш., 1970; История таджикского народа, т. 1 - 3, M., 1963-65; История Киргизс-кой CCP, Зизд., т. 2, 4.1 - 2,??., 1967 -68; Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1 - 2, M., 1962 - 63; Массой В. M., Средняя Азия и Древний Восток, М.- Л., 1964; Иванов П. П., Очерки по истории Средней Азии

(16 - сер. 19 вв.), M., 1958; Лунин Б. В., Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении, Таш., 1965; X а л-фин H. А., Присоединение Средней Азии к России (60-90-е гг. XIX в.), M., 1965; Аминов A. M., Баоаходжа-е в A. X., Экономические и политические последствия присоединения Средней Азии к России, Таш., 1966; Раджабов С. А., В. И. Ленин и советская национальная государственность, Душ., 1970; К социализму, минуя капитализм. Исторический опыт КПСС по социалистическому строительству в Средней Азии и Казахстане в 1917 -1937 гг., M., 1974; Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма. На материалах республик Cp. Азии и Казахстана. 1917 - 1972 гг., M., 1974. А.К.Соколов.

СРЕДНЯЯ АНОМАЛИЯ, см. Аномалии.

СРЕДНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, др.-греч. комедия 4 в. до н. э. Характерная черта С. а. к.- изображение повседневной жизни и бытовых типов (повара, торговцы рыбой, параситы-прихлебатели и т. д.). Другой существенный признак С. а. к.- пародия на миф либо на его обработку в трагедиях. Сохранились имена ок. 50 авторов С. а. к., фрагменты и названия ок. 700 пьес.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М.- Л., 1946; D и? k i n P. S., Post - Aristophanic comedy, Urbana, 1946.

СРЕДНЯЯ АХТУБА, посёлок гор. типа, центр Среднеахтубинского р-на Волгоградской обл. РСФСР, на левом берегу Ахтубы (рукав Волги), в 15 км от ж.-д. ст. Волжский (на линии Волгоград - Астрахань). 10, 8 тыс. жит. (1974). 3-ды: консервный, кирпичный, крупнопанельного домостроения, керамзитовый; птицефабрика.

СРЕДНЯЯ ГРИНВИЧСКАЯ ПОЛНОЧЬ, момент нижней кульминации на начальном (гринвичском) меридиане воображаемой точки небесной сферы, называемой средним Солнцем. От С. г. п. отсчитывается (в течение суток) всемирное время, являющееся средним солнечным временем на меридиане, к-рый проходил через меридианный круг Гринвичской обсерватории до её перевода из Лондона в Хёрстмонсо (в 70 км к Ю.-В. от Лондона).

СРЕДНЯЯ КРИВИЗНА поверхности в данной её точке P, полусумма главных кривизн поверхности в этой точке (см. Дифференциальная геометрия). Если E, F, G - коэффициенты первой основной квадратичной формы поверхности, a L, M, N - коэффициенты её второй основной квадратичной формы, то средняя кривизна H может быть вычислена по формуле:
[ris]

Равенство нулю С. к. в каждой точке поверхности означает, что поверхность является минимальной поверхностью.

СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ, 1) С. л. треугольника, отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника (третью сторону называют основанием). С. л. треугольника параллельна основанию и равна его половине; площади частей треугольника, на к-рые делит его С. л., относятся как 1: 3. 2) С. л. т? ап еции, отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции. С. л. трапеции параллельна её основаниям и равна их полусумме.

СРЕДНЯЯ НОРМА ПРИБЫЛИ, см. в статьях Цена производства, Норма прибыли.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать уч-ся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, к-рые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

Общее ср. образование начало оформляться в ср. века (монастырская, или соборная, школа " семи свободных искусств", дававшая образование в объёме тривиума и квадривиума). С возникновением в 12-13 вв. университетов функции С. о. ш. выполнял также факультет иск-в (или артистический), к-рый готовил для продолжения образования на основных ф-тах. Как самостоятельный тип уч. заведения С. о. ш. начала складываться лишь в 16 в. в виде гимназии (первая в 1538 в Страсбурге осн. педагогом-гуманистом И. Штурмом). Под влиянием традиций эпохи Возрождения осн. предметами в гимназиях были лат. и греч. языки. Однако, в отличие от гума-нистич. школ предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой классического образования и определила характер развития С. о. ш. на неск. столетий. В разных странах С. о. ш. получили различные названия - гимназии, колледжи, коллежи, лицеи, грамматические школы и др. Существенные изменения в характере С. о. ш. классич. типа произошли во 2-й пол. 18 в. под влиянием идей неогуманизма, получивших распространение в странах Зап. Европы, особенно в Германии. С этого времени передовые педагоги основной задачей общеобразоват. школы стали считать развитие у учащихся самостоят, мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения и нравственных идеалов в соответствии с интересами бурж. гос-ва. В уч. планах гимназий и аналогичных им С. о. ш. значит, место занимала математика, к-рая наряду с грамматикой древних языков рассматривалась как важное средство развития логич. мышления и дисциплины ума, в уч. планы включали также родной язык, историю, географию, элементы наук о природе. С. о. ш. рассматривалась как подготовит, ступень к получению университетского образования. Её характер и функции сохранились без значит, изменений до кон. 19 в. С. о. ш. такого типа существуют и ныне в системах нар. образования многих стран (Бельгия, Бразилия, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.).

Развитие капитализма выдвинуло перед школой задачу подготовки молодёжи к участию в различных сферах производства и науки, что потребовало коренного пересмотра и концепции общего ср. образования. Демократически настроенные мыслители и педагоги уже с эпохи Возрождения выступали против засилья в школах древних языков и выдвигали идею реального образования (T. Мор, Ф. Рабле, Дж. Беллерс, Я. А. Коменский и др.). С их точки зрения, гл. место в содержании общего образования должны были занимать предметы, дающие уч-ся

практически полезные знания и умения, - родной и живые иностранные языки, естеств. науки, ремёсла. Одна из первых реальных С. о. ш. в Европе - школа, открытая в 1747 в Берлине И. Хеккером (однако она была в значит, степени профессионализирована и для подготовки к ун-ту имела спец. отделение). Подобные С. о. ш. во 2-й пол. 18 в. появились в разных странах (в США они создавались по инициативе Б. Франклина и получили назв. академий). Дальнейший шаг в совершенствовании С. о. ш. сделали нем. педагоги-филантрописты И. Б. Базедов, X. Г. Зальцман, Б. Блаше и др., открывшие для детей состоят, родителей ряд школ интернатного типа (" филантропии"), в уч. плане к-рых большое место отводилось реальным предметам и различным видам труда (чтобы воспитанники могли поступать в ун-т, преподавались и древние языки).

К кон. 19 в. борьба двух концепций общего образования завершилась тем, что в системах нар. образования большинства стран стали параллельно существовать С. о. ш. двух видов: классические (типа гимназии) и реальные. Последние в течение длительного времени не считались полноценными С. о. ш.: выпускники могли поступать лишь в специализированные высшие уч. заведения, а в ун-т только на естественно-математич. ф-ты.

В России первыми школами повышенного типа были возникшие во 2-й пол. 17 в. греко-латинские школы, в к-рых обучали церковно-славянскому, греч. и лат. языкам, философии, риторике. В 1701 в Москве открылась первая повышенная школа реального типа - школа математических и навшацких наук (однако она не была, в строгом смысле слова, общеобразовательной - в ней преподавались спец. дисциплины, связанные с морским, военным, горным делом и др.). Первой собственно С. о. ш. принято считать открытую в 1726 при Академии наук в Петербурге Академическую гимназию, целью к-рой была подготовка молодёжи к поступлению в Академический университет. Развитие С. о. ш. началось с 1804, когда был принят устав учебных заведений, подведомственных университетам, внёсший единообразие в систему нар. образования. Уч. план 4-летней гимназии, готовившей к поступлению в ун-т, отличался энциклопедичностью и многопредметностью, содержал, кроме языков, философию, политэкономию, различные курсы математики, физику, естествознание, технологию и др. предметы. Положительными чертами гимназий были всесословность, значит, внимание к реальным предметам. После принятия в 1828 нового школьного устава гимназии превратились в С. о. ш. для привилегированных сословий, по характеру дававшегося образования они стали гуманитарными с ярко выраженным классич. уклоном.

В 60-е гг. 19 в. развернулась борьба прогрессивной общественности за демократизацию школы, за приближение её к жизни. По " Уставу гимназий и прогимназий" (1864) наряду с классическими были созданы т. н. реальные гимназии, где вместо древних языков в значит. объёме преподавалось естествознание. Однако гимназии этого типа не считались полноценными С. о. ш.: их выпускники могли поступать лишь в высшие технич. уч. заведения. С усилением реакции школьный устав в 1871 был пересмотрен и единственным типом С. о. ш. признана классическая гимназия. Потребности пром-сти и торговли вынудили правительство сохранить и реальную ветвь ср. образования, узаконенную уставом 1872, - реальные училища с 6-7-летним сроком обучения и профессионализацией в старших классах. В 1888 профессионализация была устранена и выпускники реальных уч-щ получили право поступать в высшие технич. и с.-х. уч. заведения, а сдавшие дополнительно экзамен по лат. языку - и на физико-математич. и мед. ф-ты ун-тов. В 1896 в качестве С. о. ш. узаконены коммерческие училища с 7- 8-летним сроком обучения, в старших классах к-рых преподавались и спец. предметы (товароведение, бухгалтерия, технология и др.), выпускники могли поступать в высшие коммерческие и технич. уч. заведения. В нач. 20 в. под давлением требований передовой общественности в гимназиях было несколько ослаблено классич. направление и усилено преподавание предметов естеств.-матсматич. цикла. До 1917 существовало две разновидности С. о. ш.: классич. гимназии и реальные (в т. ч. коммерческие) (уч-ща. Общее ср. образование давали так'же сословные уч. заведения типа кадетских корпусов и институтов благородных девиц. Характерной особенностью дореволюционной С. о. ш. был её отрыв от нач. школы: в ср. школу детей принимали по экзамену. Обучение в С. о. ш. было раздельным, т. е. существовали мужские и женские С. о. ш.

В СССР принципиальной основой развития С. о. ш. стало ленинское положение о необходимости связи её с жизнью, с политикой гос-ва и отделении школы от церкви. В 1917-18 были приняты меры для создания стройной системы нар. образования, обеспечившие унификацию С. о. ш. и её связь с др. ступенями образования. С. о. ш. стала орудием коммунистич. воспитания и просвещения народа, проводником идейного, организац., воспитат. влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Коренные преобразования школьного дела отражены в " Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и " Основных принципах единой трудовой школы" (1918). В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделённая на две ступени: 1-я - с 5-летним, позднее 4-летним сроком обучения для детей 8-13 лет, 2-я - с 4-летним, позднее 5-летним сроком обучения для детей 13-17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, нац. и полового равноправия, обучения на родном языке. Из уч. планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно-политич. дисциплин, усилено преподавание наук о п-рироде, стала претворяться в жизнь марксистско-ленинская идея политехнического образования и соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде.

Чтобы открыть доступ в высшую школу рабочим и крестьянам, не имевшим до революции возможности окончить С. о. ш., в 1919 созданы рабочие факультеты. В сер. 20-х гг. в структуру С. о. ш. внесены нек-рые изменения: в городах и рабочих посёлках созданы фабрично-

заводские семилетки (ФЗС), где была сделана попытка осуществить знакомство уч-ся с трудовыми процессами на базе произ-ва; в сел. местности организованы школы крестьянской молодёжи (ШКМ), где общее образование дополнялось ознакомлением учащихся с теорией и практикой с. х-ва. После окончания ФЗС и ШКМ учащиеся поступали в 8-е классы школы-десятилетки или в средние специальные учебные заведения.

Постановлениями " О начальной и средней школе" (5 сент. 1931) и " Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" (25 авг. 1932) ЦК ВКП(б) выдвинул задачу составления новых программ по каждому предмету и укрепления классно-урочной системы обучения. Эти и последующие постановления ЦК ВКП(б) - об учебниках, о работе пионерской организации, о преподавании гражд. истории, географии и др.- сыграли важную роль в повышении качества уч.-воспитат. процесса н укреплении авторитета учителя.

Постановлением CHK СССР и ЦК ВКП(б) " О структуре начальной и средней школы в СССР" (15 мая 1934) С. о. ш. была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). В годы Вел. Отечеств, войны 1941-45 возникли новые типы С. о. ш.- школы рабочей молодежи и школы сельской молодёжи, а также суворовские училища и нахимовские училища.

В 1958 законом ч Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" неполная ср. школа стала 8-летней, а полная средняя - 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена проф. подготовка. В 1964 восстановлен 10-летний срок обучения. Производств, обучение было сохранено лишь в С. о. ш., имеющих соответствующую материальную базу (1966). В 60-е гг. получили развитие С. о. ш. с усиленным изучением предмета - иностранного языка, математики, физики, химии, биологии и др.

Современная 10-летняя С. о. ш. является единой трудовой политехнической. В р-нах, где обучение ведётся не на рус. языке, с разрешения Сов. Мин. СССР может быть установлен 11-летний срок обучения. С. о. ш. условно подразделяется на три ступени: начальную - 1-3-п классы, неполную среднюю (4-

8-е классы) и собственно ср. школу - 9-10-е (11-е) классы. В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные и 8-летние школы. Для работающей молодёжи существуют вечерние (сменные) и заочные С. о. ш. (см. Вечернее образование; Заочное образование). Для детей с дефектами физич. и умственного развития существуют С. о. ш. интернатного типа.

Генеральная перспектива дальнейшего совершенствования советской С. о. ш. определена Программой КПСС. Одной из задач является осуществление всеобщего ср. образования для всех детей школьного возраста.

В 1974 95% уч-ся от числа поступивших в 1966 в 1-й класс своевременно закончили 8-летнюю школу, ок. 93% из них охвачены различными формами ср. образования. Это означает, что в основном завершён переход к всеобщему ср. образованию. Размах ср. образования повлёк за собой изменения в сети и структуре об-

щеобразоВат школ всех видов число их сократилось за счет значит увеличения числа С о ш (50 тыс из всех 152 4 тыс школ) В 1974 86, 4% детей в городах и 62, 3% в сел местности обучалось в С о ш, на дочю нач школ приходилось 0, 8% в городах и 4, 9% в сел мест ности

Главные задачи сов С о ш дать уч ся ср образование отвечающее требованиям обществ и научно технич прогресса, вооружить глубокими и прочными знаниями основ науки и умениями самостоятельно пополнять их, способствовать формированию марксистско ленинского мировоззрения, всестороннему гармоническому развитию С о ш связывает уч воспитат работу с практикой коммунистич строительства и осуществляет нравственное воспитание уч ся в духе требований Морального кодекса строителя коммунизма, их трудовое обучение и подготовку к жизни, сознательному выбору профессии Согласно постановле нию ЦК КПСС и Сов Мин СССР " О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (10 нояб 1966) Мин во просвещения СССР и мин-ва просвещения (нар образования) союзных республик совершенствуют содержание образования в ср школе в соответствии с требованиями развития науки, техники и культуры, устанавливают более рациональное распределение уч материала по годам обучения, освобождают программы и учебники от излишней детализации и второстепенного материала Для углубления знаний, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся введены с 7 го класса факультативные занятия

Работа по модернизации содержания ср. образования завершена к концу 60-х гг комиссией АН СССР и АПН СССР Новый уч план в основном сохраняет сложившееся в практике работы школы соотношение уч времени на гуманитарное (42, 4%) и естеств математич (38 4%) образование На занятия музыкой и изобразит иск вом отводится 4, 8% уч времени, на физкультуру - 7, 2%, на трудовую и политехнич подготовку - 7, 2% уч времени При этом имеется в виду более широкое развитие различных форм внеурочной и внешкольной работы В каждом уч предмете отражены основные тенденции развития современной науки, доступные для усвоения уч ся

Линейно ступенчатое (вместо концентрического) построение учебных программ обеспечивает новизну содержания образования на каждой ступени и открывает возможности для основательного изучения каждого предмета Новые программы значительно повышают научно теоретич уровень образования на протяжении всего обучения Длительная опытно экспери ментальная работа показала что нач обучение может успешно проводиться на уровне повышенной трудности и более высокими темпами Новые программы позволили добиться определённых успехов в развитии детей, обеспечить более полное раскрытие их духовных сил и выработку твердых навыков письма, счета и чтения Сокращение срока нач обучения с 4 до 3 лет увеличило время на изучение систематич курсов основ наук, к рое начинается с 4 го класса Созданы более прочные связи между уч материалом младших, средних и старших классов.

Типовой учебный план средней общеобразовательной школы СССР

Предметы Число часов по классам Всего недельных часов  
                    поданному плану 1976 по плану 1959  
Русский язык                 2/0 _      
Литература - - -                    
Математика                          
История - - -                    
Обществоведение - - - - - - - -   -      
Природоведение -       - - - - - -      
География - - - -           -      
Биология - - - -         0/2        
Физика - - - - -                
Астрономия - - - - - - - -          
Черчение - - - - -       - -      
Химия - - - - - -              
Иностранный язык - - - -                  
Изобразит искусство             - - - -      
Пение и музыка               - - -      
Физическая культура                          
Трудовое обучение                   2      
Всего обязательных занятий                          
Факультативные занятия - - - - - -         - -  
Итого                     - -  

Осуществляя всестороннее, гармоническое развитие личности, сов С о ш организует уч воспитат процесс на основе активной практич деятельности уч ся, включения их в различные виды оощественно полезного труда Коммунистич воспитание проводится в единстве с деятельностью Всесоюзной пионерской организации им В И Ленина и Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодежи, к рые объединяют 35 млн школьников С о ш поддерживает тесную связь с внешкольными учреждения ми Ежегодно для С. о ш издается OK 300 млн учебников на 47 языках народов СССР Учитечей готовят ев 400 пед уч щ и 200 педагогических институтов (см Педагогическое образование) OC o ш в СССР см соответствующие разделы в статьях о союзных и авт республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР а также в 24 м томе БСЭ, книге II - " СССР"

В др социалистич стран а х С о ш имеет две ступени обязательная основная школа с различными сроками обучения (напр, в НРБ, ВНР, ПНР, СФРЮ - 8 лет, ЧССР - 9 лет, ГДР и CPP - 10 лет) и собственно ср школа с 2-4 летним сроком обучения, носящая разные названия (гимназия в ВНР, СФРЮ, ЧССР, лицей в ПНР и CPP расширенная ср школа в ГДР, полная ср школа в МНР) В большинстве стран собственно С о ш функционируют как самостоятельные уч заведения и час то имеют внутри дифференциацию (в ЧССР, CPP, СФРЮ выделяются гуманитарное и естеств математич отделения, в ГДР - естеств математич, совр и классич языков) В ряде случаев дифференциация осуществляется путем введения в уч план факультативных и альтернативных дисциплин

Большое внимание уделяется практич работам уч ся, вводятся спец предметы, знакомящие с основами совр производства, его экономикой, организацией, с важнейшими отраслями, проводится производств практика Осн тенденция в развитии С о ш - повышение науч уровня образования, его расширение, усиление политехнич направленности и связи с жизнью

В капиталистических странах существуют гуманитарные и реальные С о ш (гимназия, лицей, грамматич школа) Часто в школе имеется неск отделений, где дается углубленная подготовка в области одного или неск уч предметов, существуют С о ш (или их отделения)с практич направленностью, фактически не обеспечивающие достаточной подготовки для получения дальнейшего образования (совр ср школа в Великобритании, т н общее и практич отделения ср школы в США и др) В большинстве стран С о ш не имеют органической связи с начальной школой и являются самостоятельными учебными заведениями (обычно раздельно для мальчиков и девочек) Имеется значительное число частных школ ОС о ш. в отдельных странах см раздел Просвещение (Нар образование) в соответствующих статьях (напр, Великобритания, Венгрия)

См также статьи Народное образование, Всеобщее обучение, Начальная школа, Восьмилетняя школа, Школа

Лит Ленин В И О воспитании и образовании [M 1970] Крупская H К, Педагогические сочинения т 1 - 10, M, 1957-61 Луначарский А В, О народном образовании M 1958 Народное образование в СССР Сб документов, 1917 - 1973 гг M 1974 Константинов H А, Медынский E H Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет M 1948 Королёв?? Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917 - 1920 M, 1958 Королёвф Ф. Корнеичик T Д Равкин 3 И, Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931 M 1961 Г а н ел и н Ш И Очерки по истории средней школы в России 2 и пол XIX в 2 изд M, 1954 Смирнов В 3, Реформа началь ной и средней школы в 60? годах XIX в M. 1954 Народное образование в СССР, 1917 - 1467 Под ред M А Прокофьева [и др ] M 1967, Прокофьев M А, Советская общеобразовательная школа на современном этапе M 1975 Кондаков M И, Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса M, 1974 World survey of education III Secondary Education UNESCO [P 1961] K?? g E J, Other schools and ours, N Y, [1958] Emheithchkeit und Differenzierung im Bildungswesen, B 1971

M И Кондаков А И Пискунов

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ человека, см. Продолжительность жизни.

СРЕДНЯЯ ТУНГУСКА, река в Красноярском крае РСФСР (верховья в Иркутской обл.), правый приток р. Енисей; см. Подкаменная Тунгуска.

СРЕДОКРЕСТИЕ, в средневековых (преим. романских и готических) христианских храмах пространство, образованное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом.

СРЕДОСТЕНИЕ, анатомич. область в грудной полости человека, ограничена спереди грудиной, сзади грудным отделом позвоночника, с боков плеврой и поверхностями лёгких, снизу диафрагмой (см. Грудобрюшная преграда); верхней границей считают условную горизонтальную линию, проходящую по верхнему краю грудины. Различают переднее и заднее С., разделённые корнями легких. В переднем С. расположены сердце с околосердечной сумкой (перикардом), восходящая часть аорты и её дуга с отходящими от них артериальными сосудами, лёгочный ствол, верхняя и нижняя полые вены, лёгочные вены, диафрагмальные нервы. В заднем С. находятся грудная часть нисходящей аорты и её ветви, пищевод, непарная и полунепарная вены, грудной лимфатич. проток, блуждающие и чревные нервы. Закрытые повреждения органов С. возникают при ушибах, сдавлениях груди, переломах грудины. При повреждении лёгких или бронхов и скоплении воздуха развиваются эмфизема С. и сдавление его органов. Открытые повреждения С. сочетаются с повреждением лёгких и нередко органов брюшной полости. Лечение этих повреждений хирургическое. Из заболеваний С. чаще встречаются медиастинит, загрудинное расположение увеличенной щитовидной железы, кисты и опухоли органов С., поражение лимфатич. узлов С., напр, при лимфогранулематозе.

Лит.: Петровский Б. В., Хирургия средостения, M., 196U; Елизаров-с кий С. И., Кондратьев Г. И., Атлас " Хирургическая анатомия средостения", M., 1961; Г о л ь б е? т 3. В., Л а в-н и к о в а Г. А., Опухоли и кисты средостения, M., 1965.

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, технические средства, применяемые для проведения экспериментальной части измерений и имеющие нормированные метрологические свойства. КС. и. относятся меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, а также состоящие из них измерительные установки и измерительные системы. С. и. являются носителями единиц, в к-рых хотят выразить измеряемые величины. В связи с большим количеством видов измеряемых величин принципы действия С. и. весьма разнообразны. Существуют С. и., в основе действия к-рых лежат механич., электрич., электронные, магнитные, оптич., термич., химич. и другие явления, а также их сочетания. Многие виды С. и. подразделяются на классы точности. Для ускорения проведения измерений и высвобождения человеческого труда всё шире применяются полуавтоматич. и ав-томатич. С. и. Кроме чисто измерительных целей, С. и. широко используются также в устройствах контроля, сигнализации, регулирования, управления производственными процессами, а также для сбора всякого рода информации, подлежащей в дальнейшем обработке с помощью вычислительных машин (см. Измерительно-информационная система). Лит.: Б у р д у н Г. Д., M а р к о в Б. H., Основы метрологии, M., 1972.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.