Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор высших таксонов 20 страница






С.- один из крупнейших представителей художеств. культуры кон. 19 - нач. 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразит. средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героич. дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистич. филос. и эстетич. течения. В ярких контрастах музыки С., с её мятежными порывами и созерцат. отрешённостью, чувственным томлением и повелит. возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюц. эпохи.

Осн. область творчества С.- фп. и симф. музыка. В наследии 80-90-х гг. преобладает жанр романтич. фп. миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирич. пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклич. сочинениях этих лет: фп. концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892-97, 1897).

В 1900-е гг. выкристаллизовалась филос. концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симф. форм выражения. От идей преобразования мира посредством иск-ва (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришёл к утопическому, но величественному замыслу " Мистерии" - некоего вселенского художеств.-литургич. действа, объединяющего все виды иск-ва. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии (" Божественной поэмы", 1904) и получает законченное художеств. выражение в одночастных симф. поэмах-" Поэма экстаза" (1907) и " Прометей" (" Поэма огня", 1910). Стремясь к высшей " грандиозности" в кульминациях, С. увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в " Прометее" - хор без слов и спец. партию света (первая попытка синтеза художеств. средств, см. Синестезия).

В симфониях С. ещё заметна связь с традициями драматич. симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симф. поэмы - самобытные произв. как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористич. краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы " томления", " мечты", " полёта", " воли", " самоутверждения"). В ладо-гармонич. сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания.

Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фп. творчество С., воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Напр., 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода " спутниками" 3-й симфонии и " Поэмы экстаза". Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фп. поэмы - жанр, имевший в поздний период творчества С. важнейшее значение. Среди фп. произв. последних лет центр. место занимают 6-10-я сонаты (1911-13) - своего рода " подступы" к " Мистерии", частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, нек-рой зашифрованностью. С. словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие " запечатленные мгновения" рождают короткие темы-символы, из к-рых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоят. образно-смысловое значение. Творчество С. оказало значит. воздействие на развитие фп. и симф. музыки 20 в.

В 1922 квартира С. в Москве превращена в музей.

Соч.: Автобиографическая записка, " Русская музыкальная газета", 1915, № 17 -18; Письма, [М.], 1923; Письма, М., 1965.

Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Сабанеев Л., Скрябин, 2 изд., М.- П., 1923; его же, Воспоминания о Скрябине, М., 1925; Альшванг А. А., А. Н. Скрябин, М.- Л., 1940; его же, А. Н. Скрябин, М.- Л., 1945; А. Н. Скрябин, [сб. ст.], М.- Л., 1940; Данилевич Л. В., А. Н. Скрябин, М., 1953; Дельсон В. Ю., Скрябин, М., 1971. О. Б. Степанов.

СКРЯБИН Георгий Константинович [р. 4(17).9.1917, Ленинград], советский микробиолог и биохимик, чл.-корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1947. Сын К. И. Скрябина. Окончил Казанский ветеринарный ин-т (1942). В 1943-46 в Сов. Армии. С 1949 в Ин-те микробиологии АН СССР (с 1960 заведующий лабораторией). С 1962 заместитель директора, с 1967 директор Ин-та биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР в г. Пущино.. В 1967-74 директор Науч. центра биологич. исследований АН СССР в г. Пущино. С 1971 исполняет обязанности Главного учёного секретаря Президиума АН СССР. Основные работы в области общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Гос. пр. СССР (1971) за участие в разработке науч. основ микробиологич. получения белков из углеводородов нефти. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.

СКРЯБИН Константин Иванович [25.11(7.12).1878, Петербург, - 17.10. 1972, Москва], советский гельминтолог, основатель гельминтологич. науки в СССР, акад. АНСССР(1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Окончив в 1905 Юрьевский (Тартуский) вет. ин-т, до 1911 работал вет. врачом в Ср. Азии. В 1917-20 проф. Донского вет. ин-та в г. Новочеркасске, с 1920 - Моск. вет. ин-та (ныне Моск. вет. академия). Одновременно с 1920 зав. гельминтологич. отделом Гос. ин-та экспериментальной ветеринарии (с 1931 Всесоюзный ин-т гельминтологии). С 1921 по 1949 зав. гельминтология, отделом Тропич. ин-та (ныне Ин-т мед. паразитологии и тропич. медицины им. Е. И. Марциновского), с 1942 руководитель гельминтологич. лаборатории АН СССР. В 1943-52 пред. Президиума Кирг. филиала АН СССР, в 1956-61 вице-президент ВАСХНИЛ.

Исследования С. посвящены морфологии, биологии, филогении, систематике, экологии, эпизоотологии и эпидемиологии гельминтов. Под руководством С. (с 1919) проведено (частью с его непосредственным участием) св. 300 экспедиции, имевших большое значение в изучении гельминтофауны человека, домашних и диких животных СССР и разработке комплекса плановых оздоровительных мероприятий в медицине и ветеринарии. С. открыл и описал св. 200 новых видов и дал обоснование 120 новым родам гельминтов, ввёл в науку и практику новые понятия о дополнительных и резервуар-ных хозяевах, о транзитном паразитизме и симбиопаразитизме, о био- и геогельминтозах. Разработанные С. принципы дегельминтизации и девастации служат основой борьбы с гельминтозами человека, с.-х. животных и растений.

В 1922 С. основал постоянную комиссию по изучению гельминтофауны России (в 1940 преобразована во Всесоюзное об-во гельминтологов АН СССР). С.-чл. ряда зарубежных академий (Франции, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии и др.); почётный чл. многих иностр. науч. об-в (США, Великобритании, Бельгии, Индии и др.). Деп. Верх. Совета СССР 2-3-го созывов. Имя С. присвоено Всесоюзному ин-ту гельминтологии, Моск. вет. академии, Кирг. сельскохозяйственному ин-ту. В 1973 учреждена золотая медаль имени К. И. Скрябина, присуждаемая ВАСХНИЛ за выдающиеся науч. работы и открытия в области ветеринарии. Гос. пр. СССР (1941, 1950), Ленинская пр. (1957). Награждён 6 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Основы общей гельминтологии, М., 1940 (совм. с Р. С. Шульцем); Трематодозы животных и человека, т. 1-23, М.- Л., 1947-70; Строительство гельминтологической науки и практики в СССР, т. 1-5, М., 1962-69 (совм. с др.); Моя жизнь в науке, М., 1969.

Лит.: Антипин Д. Н., Шихобалова Н. П., Академик Константин Иванович Скрябин, М., 1949; Гильденблат А. А., Заянчковский И. Ф., Академик К. И. Скрябин и советская гельминтология, [М., 1963]. В. П. Шишков.

СКРЯБИНЕМОЗ, распространённый гельминтоз овец, коз, сев. оленя и диких жвачных, вызываемый нематодами рода скрябинема (Skrjabinema), паразитирующими в толстом отделе кишечника животных. Источник возбудителя - больные С. животные. Заражение происходит при поедании с кормом инвазионных яиц. Паразиты вызывают зуд в прямой кишке и перианальной области. Животные расчёсывают хвост, на нём образуются ссадины, изъязвления. Лечение не разработано. Профилактика: соблюдение зоогигиенич. правил содержания животных.

СКУАРЦИНА (Squarzina) Луиджи (р. 18. 2.1922, Ливорно), итальянский режиссёр и драматург. В 1946 окончил Нац. академию драматич. иск-ва в Риме. В 1952 организовал и возглавил совм. с В. Гасманом ч Театр итальянского искусства" в Риме; постановка ''Гамлета" Шекспира в этом театре выдвинула С. в число ведущих режиссёров Италии.

С. ставит спектакли в драматич. и оперных театрах, в т. ч. в генуэзском " Театре" стабиле", руководителем к-рого он является с 1962 (совм. с И. Кьезой), а также в " Ла Скала" (Милан) и Римской опере. Наряду с пьесами К. Гольдони, У. Шекспира, Ф. М. Достоевского, Л. Пиранделло, он вводит в репертуар пьесы совр. прогрессивных зарубежных и итал. авторов. В 1948 дебютировал как драматург. Пьесы С., участника Движения Сопротивления, направлены против фашизма, отличаются острополитическим пафосом: " Три четверти луны" (1953), " Её роль в истории" (1955), " Девушка из Романьи" (" Романьола", 1957), чПять дней в порту" (1968, совм. с В. Фаджи), " 8 сентября" (1972, совместно с Э. Де Бернартом и Р. Дзангранди) и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.