Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор высших таксонов 7 страница






Лит.: Строганов Н. С., С. Н. Скадовский, " Труды Всесоюзного гидробиологического общества АН СССР", 1962, т. 12, с. 420-28.

СКАЗ, 1) вид литературно-художеств. повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера к-рого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художеств. эффекта С. Речь рассказчика в С. (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-лит. нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, проф. речь или представлять сложную комбинацию их с лит. нормой (В. Даль, Н. Лесков, М. Зощенко). Произв. может состоять из С. целиком или С. в нём может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. От стилизации С. отличается использованием внелитературных жанровых и речевых форм. Случаи, когда в произв. есть указание на рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относятся к С. (рассказы И. С. Тургенева). Зарубежное, в частности англо-амер., литературоведение понятием аналогичным С. не пользуется, но по существу рассматривает ту же проблему взаимодействия в одном произв. разных повествоват. позиций(" точек зрения"), подчинённых или противостоящих осн. рассказчику (" централизующему сознанию").

2) В сов. фольклористике " С." - термин (так же как и " устный народный рассказ"), обозначающий все жанры устной прозы несказочного характера, включая т. н. " мемораты" -рассказы от первого лица и " фабулаты" -повествования, отделившиеся от участника события, о к-ром рассказывается (предания, легенды, былички и др.). Иногда в этом же значении употребляют термин сказание.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л.. 1927; Виноградов В., Проблема сказа в стилистике, в кн.: Поэтика, в. 1, Л., 1926; его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963; Чистов К. В., Сказ, в кн.: Литературная энциклопедия, т. 6, М., 1971. А. П. Чудаков, К. В. Чистов (С. в фольклоре).

СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений историч. и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних лит-pax С. именуют прозаич. произведения с историч. и вымышленным содержанием (см. Повести древнерусские). В новой лит-ре С. бывают и стихотворными. Лит. С. в той или иной мере включают в себя традиц. образно-стилевые свойства фольклора. Таковы санскритский " Океан сказаний" Сомадевы, древнерус. " Сказание о граде Китеже", известная разным народам " Александрия", а в новой лит-ре " Сказание о гордом Аггее" В. М. Гаршина, " Дедовы сказанья" Б. В. Шергина и др.

Лит.: Комароввч В. Л., Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд, М.- Л., 1936; Ш а м б и н а г о С., Повести о Мамаевом побоище, СПБ, 1906; Сперанский М. Н., " Сказание об Индейском царстве", " Известия по русскому языку и словесности АН СССР", 1930, т. 3, кн. 2; Прозаические жанры фольклора народов СССР, Минск, 1974; Н е i I f u г t h G., Greverus I. M., Bergbau und Bergmann in der deutschsprachigen Sagenuberlieferung Mitteleuropas, Bd 1, Marburg, 1467.

В. П. Аникин.

" СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ", лит.-публицистич. памятник 16 в., использовавшийся в политич. борьбе за укрепление авторитета велико-княж., а затем царской власти. В основе " Сказания" лежит легенда о происхождении рус. вел. князей от рим. имп. Августа через легендарного Пруса, к-рый, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, а с другой - якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в " С. о к. в.", повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от визант. имп. Константина Мономаха. Время появления обеих этих легенд не установлено. В нач. 16 в. (не позднее 1523) легенды были соединены в " Послании" тверского церк. писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на престол митрополита всея Руси. На основе " Послания" была составлена 1-я ред. " Сказания". Идеи " Сказания" в дипломатич. спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении рус. вел. князей от Августа была помещена как вступит. статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу. 2-я ред. " Сказания" была написана как вступит. статья к " Чину венчания" Ивана IV на царство в 1547.

Лит.: Дмитриева Р. П., Сказание о князьях владимирских, М.- Л., 1955; Зимин А. А., Античные мотивы в русской публицистике конца XV в., в кн.: Феодальная Россия во всемирно-историч. процессе, М.,, 1972, с. 128-38. Р.П.Дмитриева.

СКАЗИТЕЛИ, народное название исполнителей-певцов былин и исторических песен, принятое русской наукой. Исполнение эпич. песен зародилось в доисторич. эпоху, входило в репертуар древнерус. скоморохов. В сер. 19 в. П. Н. Рыбников установил факт широкого бытования былин среди крестьян рус. Севера. Иск-во С. включает в себя фольклорно-словесную и муз. стороны и основано на длительной и устойчивой традиции, носителем и продолжателем к-рой выступает отдельный певец. А. М. Астахова выделяет три типа С.: повторяющие предшественников; создающие оригинальные версии сюжетов; импровизаторы, каждый раз по-новому поющие песню. Обучение пению в живом общении, с голоса порождает школы и фамильные династии С. (Рябинины, Крюковы и др.). В большинстве своём С.- непрофессиональные исполнители, крестьяне. В 20 в. иск-во С. постепенно угасает. Понятие " С." применимо и к нерусскому фольклору, являясь в последнем случае синонимом нац. терминов (барды, жирши и т. д.).

Лит.: Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.- Л., 1966.

Ю. И. Юдин.

СКАЗКА, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преим. прозаическое художеств. произв. волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художеств. эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтич. вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во мн. С. нашли отражение первобытные обществ. отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в С. изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В наст. время одни С. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из нар. быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историч. условиями их жизни. Вместе с тем С. обладают нац. особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. известно во мн. вариантах.

Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из к-рыхимеет особую морфологич. структуру. С. о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Сев. Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологич. и магич. характер, приближаясь к нравоучит. басне. Нек-рые из волшебных С. также первоначально были связаны с мифами и имели магич. значение.

Мировое распространение получили волшебные С. о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные С. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих С. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. об историч. деятелях. Бытовые С. часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные С. и др. Нар. сказкам посв. большая исследовательская лит-pa. Представители мифологич. теории в фольклористике изучали С. как " осколок древнего мифа". Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались гл. обр. совпадением сюжетных схем или отд. мотивов в С. разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологич. школы создали теорию о единой бытовой и психология, основе самозарождения сказочных сюжетов. Сов. фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революц. демократов, М. Горького о нар. творчестве. Сов. учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сб-ки С. разных народов вошли в сокровищницу мировой лит-ры. Таковы сб-ки вост. С. " Тысяча и одна ночь", инд. " Панчатантра", нем. С. братьев В. и Я. Гримм, сб. рус. С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубл. многочисл. сб-ки С. народов СССР. С. постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих лит. С. Таковы сказки А. С. Пушкина, X. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. лит-ре -А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирич. использования возможностей С. являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. обращаются художники и композиторы. Илл. см. на вклейке к стр. 449.

Спрасочник и: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л., 192.9; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1 - 6, Bloomington (Ind.), [1955 - 58]; Bolte J. und P о 1 i v k a G., Anmerkungen zu den Kinder -und Hausmarchen der Briider Grimm, Bd1 - 5, Lpz., 1913 - 32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne's Verzeichnis der Marchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961.

Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1 - 2, М. -Л., [19321; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. -Л., 1938; М е л е т и н с к и й Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; П р о п п В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же, Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; L п t h i Max, Магchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946. Э. В. Померанцева.

" СКАЗКИ", разновидность делопроизводственных документов в России 17-18 вв.: записи устных показаний несудебного характера в гос. учреждениях (отчёты должностных лиц о выполнении отд. служебных поручений, сообщения купцов о торгах и промыслах и т. д.). В гражд. судопроизводстве существовали ставочные, или строчные, " С." (подписки ответчиков с указанием желаемого срока разбора дела), пересрочные, или полюбовные, " С." (совместные подписки истцов и ответчиков о прекращении дела). В 18 в. появляются ревизские сказки.

СКАЗКИН Сергей Данилович [7(19).10. 1890, Новочеркасск, - 14.4.1973, Москва], советский историк, акад. АН СССР (1958), действит. чл. АПН СССР (1947), Герой Социалистич. Труда (1970). В 1915 окончил Моск. ун-т. С 1920 преподавал в МГУ, с 1949 возглавлял кафедру истории ср. веков МГУ и с 1962 -сектор истории ср. веков Ин-та истории АН СССР (с 1968 -Ип-та всеобщей истории АН СССР). Осн. труды гл. обр. по проблемам ср.-век. истории (агр. отношения, история крестьянства в Зап. Европе, особенно во Франции 16-18 вв.; еретические движения; абсолютизм; Возрождение и др.), имеются работы и по новой истории зап.-европ. стран и истории международных отношений. Автор и редактор учебников для вузов по истории ср. веков, автор глав в коллективных трудах " История дипломатии" (т. 1, 1941; 2 изд., т. 1, 1959), " Всемирная история" (т. 3, 1957; т. 4, 1958), " История Франции" (т. 1, 1972). Гос. пр. СССР (1942). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века, М., 1968; Избр. труды по истории, М., 1973 (список трудов С.); Конец австро-русско-германского союза 1879 - 1885, М., 1974.

Лит.: Гутнова Е. В., С. Д. Сказкнн, М., 1967; Гутнова Е. В., Чистозвонов А. Н., Академик С. Д. Сказкин..., в кн.: Европа в средние века..., М., 1972. Е. В. Гутнова.

С. Д. Сказкнн.

СКАЗОЧНИКИ, рассказчики сказок, владеющие большим или меньшим сказочным репертуаром. Рассказывая традиц. сказку, С. вносят в неё новые черты, меняют её в зависимости от степени одарённости, своих вкусов, запросов аудитории. С. отличаются друг от друга составом репертуара, идейной направленностью творчества, языком сказок, манерой сказывания. Большую роль в формировании сказок у всех народов сыграли профессиональные С. Наиболее известным С. в России 19 в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. Среди сов. С. выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха), А. Н. Королькова и др.

Лит.: Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, " Этнографическое обозрение", 1904, № 2; Азадовский М. К., Русские сказочники, в кн.: Русская сказка, т. 1, М., 1932; Королькова А. Н., Русские народные сказки. [Записи Э. В. Померанцевой и др.], М., 1969.

СКАЗУЕМОЕ, один из двух главных членов двусоставного предложения; соотносится с подлежащим. Является центр. элементом группы (состава) С., к-рый объединяет С. и зависимые от него члены предложения - дополнения и обстоятельства. Отношения, связывающие подлежащее и С., наз. предикативными, причём С.- носитель предикативности - осн. свойства предложения, отличающего эту единицу языка от слова и словосочетания: свёртывание предложения к С. не затрагивает функции целого (напр., " Ветер дует" -> " Дует"). С. тем самым составляет функциональный минимум предложения. Поэтому именно в С. выражаются грамматич. категории, характеризующие предложение в целом (время, модальность). Центральность С. обусловлена тем, что оно в общем случае выражает сообщаемое. Будучи коммуникативным ядром предложения, С. в то же время формально зависит от подлежащего, согласуясь с ним в роде, числе и лице (формы зависимости определяются строем конкретных языков). Т. о., отношения между гл. членами предложения имеют противоположную направленность на разных уровнях анализа: на синтагматическом уровне (см. Синтагматика) С. подчинено подлежащему, на парадигматическом (см. Парадигматика) оно доминирует над подлежащим. В семантич. плане С. выражает признаковое (атрибутивное) значение, указывая на существование в объекте нек-рого общего свойства. Между подлежащим и С. имеется не только формальное, но и семантич. согласование: смысловые типы С. определяются смысловыми типами подлежащего. Так, если подлежащее называет конкретный объект, то С. может обозначать его качество, свойство, состояние, функцию, действие, местоположение, отношение к другим объектам, оценку со стороны автора речи и т. п.; если подлежащее называет событие, то С. может обозначать способ его реализации, локальные и темпоральные (временные) характеристики, отношение к действительности и т. п. В зависимости от того, какой частью речи представлено С., различают глагольные и именные С. Первые выражаются глаголом в личной форме (напр., " Мальчик плачет"), а также модальным или фазовым глаголом в сочетании с инфинитивом (напр., " Мальчик перестал плакать"). Вторые выражаются связочным глаголом (или нулевой связкой) и существительным или прилагательным, составляющим именную часть С., или предикатив (напр., " Снег бел", " Погода была солнечная").

Лит.: Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.-Л., 1941; Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956; Стеблин-Каменский М. И., О предикативности, " Вестник ЛГУ''. Серия истории, языка и литературы, 1956, № 20, в. 4; К у р и л о в и ч Е., Очерки по лингвистике, М., 1962; Алисова Т. Б., Опыт семантико-грамматической классификации простых предложений, " Вопросы языкознания", 1970, № 2; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970. И. Д. Арутюнова.

СКАЙ (Skye), остров в Атлантич. ок., у сев.-зап. берегов Шотландии в составе Гебридских о-вов. Терр. Великобритании. Пл. ок. 1740 км2. Ок. 10 тыс. жит. (1970). Рельеф - лавовое плато, над к-рым поднимаются горы выс. до 1009 м (г. Куллин-Хилс). В долинах - вечнозелёные луга, в горах - верещатники.

Скотоводство, рыболовство (сельдь), возделывание картофеля, овса, турнепса. Родина скайтерьеров. Осн. населённый пункт - Портри.

" СКАЙЛЭБ" (англ. Skylab, сокр. от sky laboratory - небесная лаборатория), американская космическая обитаемая орбитальная станция; программа " С.", осуществлявшаяся в 1973-74. Выведена на околоземную орбиту 14 мая 1973. Высота орбиты в перигее 434 км, в апогее 437 км, наклонение 50°. На " С." работали три экспедиции космонавтов, доставлявшиеся космич. кораблями " Аполлон": Ч. Конрад, Дж. Кервин, П. Вейц с 25 мая по 22 июня 1973; А. Бин, О. Гэрриот, Дж. Лусма с 28 июля по 26 сент. 1973; Дж. Карр, У. Поуг, Э. Гибсон с 16 нояб. 1973 по 8 февр. 1974. Осн. задачи всех трёх экспедиций на " С." - медико-биологич. исследования, направленные на изучение процесса адаптации человека к условиям длительного космич. полёта и последующей реадаптации к земному тяготению; наблюдения Солнца; изучение природных ресурсов Земли, технич. эксперименты.

Масса " С." на орбите 77 т, после стыковки с космич. кораблём " Аполлон" - ок. 90 т, общая длина 24, 6 м, макс. диаметр 6, 6 м. " С." состоит из осн. блока, приборного отсека, шлюзовой камеры, причальной конструкции, платформы с комплектом астрономич. приборов. Корпус осн. блока " С." создан на базе третьей ступени ракеты-носителя " Сатурн-5", к-рая использовалась при полёте амер. космонавтов на Луну по программе " Аполлон" (см. *Сатурн''). Осн. блок представляет собой цилиндр, разделённый перегородкой на лабораторный и бытовой отсеки. Лабораторный отсек, соединяющийся со шлюзовой камерой, служит для установки науч. оборудования. Бытовой отсек имеет неск. помещений - для сна, тренировки и проведения нек-рых экспериментов, приготовления, приёма пищи и проведения досуга, личной гигиены. Между осн. блоком и шлюзовой камерой находится приборный отсек с аппаратурой для управления ракетой-носителем на участке выведения и управления станцией на орбите при подготовке к стыковке. Шлюзовая камера цилиндрич. формы располагается между этим отсеком и причальной конструкцией. В ней установлено оборудование для шлюзования, нек-рые агрегаты системы жизнеобеспечения, электроснабжения и связи; имеется люк для выхода в открытый космос. Причальная конструкция в форме цилиндра, оканчивающегося усечённым конусом, на к-ром смонтирован осн. стыковочный узел, имеет лаз для стыковки с транспортным космич. кораблём " Аполлон". На боковой поверхности расположен резервный стыковочный узел. Внутри причальной конструкции установлен пульт дистанц. управления комплектом астрономич. приборов (масса 9, 7 т), приборов для исследования природных ресурсов Земли.

Лuт.: Г л у ш к о В. П., Долговременные орбитальные станции (к полету " Скайлэба"), " Вопросы ракетной техники", 1974, 4. См. также лит. при ст. Орбитальная станция. А. А. Еременко.

СКАЙТЕРЬЕР (англ, skyterrier), древняя порода декоративных собак из группы шотландских терьеров. Долгое время их разводили для охоты на барсуков и лисиц и борьбы с крысами. Родина С.-о. Скай у сев.-зап. берегов Шотландии.

С.- коротконогая собака с длинным туловищем, клинообразной головой и длинным хвостом. Высота в холке 20-30 см. Шерсть прямая, свисает почти до земли, образуя вдоль спины " пробор". Окрас серый разнообразных оттенков. Разводят С. преимущественно в Шотландии. В др. странах малочислен.

СКАКУHЫ (Cicindelinae), подсемейство жуков семейства жужелиц. Тело у большинства С. дл. 1-2 см, у нек-рых до 5 см, обычно яркое, с металлич. отливом, на надкрыльях часто есть светлый рисунок. Голова большая, глаза сильно выпуклые, челюсти серповидные. Ок. 1500 видов; распространены широко, особенно многочисленны в тропиках; в СССР -45 видов. Большинство С. обитает на поверхности почвы, нек-рые - на деревьях. С.- активные дневные хищники, питаются б. ч. насекомыми; передвигаются быстро, со скачкообразными перелётами (отсюда назв.). Личинки тоже хищники, обитают в открытых норках. Нек-рые С. полезны, т. к. истребляют вредных насекомых. Илл. см. т. 9, табл. XXV, стр. 240-241 (№ 35).

СКАЛА-ПОДОЛЬСКАЯ, посёлок гор. типа в Борщёвском р-не Тернопольской обл. УССР. Расположен на прав. берегу р. Збруч (приток Днестра). Конечная ст. ж.-д. ветки от линии Иване-Пусте -Чертков. 3-ды: холодного асфальтобетона, кирпичный, щебневый, плодоконсервный, соко-винный.

СКАЛАТ, город (с 1939) в Подволочисском р-не Тернопольской обл. УССР на р. Збруч (басе. Днестра). Ж.-д. станция. Комбикормовый, асфальтовый з-ды; фабрика бытовой химии и др. предприятия.

СКАЛБЕ Арвидс (р. 1.3.1922, Яунлатгале, ныне Пыталово Псковской обл.), латышский советский поэт. В 1941 окончил пед. ин-т в Резекне, учительствовал, с 1953 на журналистской работе. Печатается с 1947. Автор сб-ков стихов " Журавли прилетели" (1956), " Дикая яблоня" (1959), " Стихи" (1963), " Серебристая отцовская тропа" (1972). Сдержанная, лаконичная поэзия С. стилистически близка к латыш, фольклору.

С о ч.: Atskalas, Riga, 1967; Skandme, Riga, 1970; в рус. пер.- Горение, М., 1960; Дни, Рига, 1968.

Лит.: История латышской литературы, т. 2, Рига, 1971; Latviesu literaturas vesture, sej. 6, Riga, 1962.

СКАЛБЕ Карлис (7.11.1879, Вецпиебалгская вол., ныне Цесисский р-н, -14.4. 1945, Стокгольм), латышский писатель. Был батраком, учителем, журналистом. Печатался с 1896. Первые сб-ки стихов " Мечты узника" (1902), " Когда яблони цветут" (1904) проникнуты предчувствием революц. событий. В дальнейшем творчество С. приобретает индивидуалистически-пассивный характер: сб-ки " Сердце и солнце" (1911), " Вечерние огни" (1927) и др. С.- крупнейший мастер лит. сказки в латыш, досоветской лит-ре: сб-ки " Смиренные духом" (1911), " Зимние сказки" (1913), " Легенда матери" (1928). Сказки эти идейно противоречивы. Обществ. позиция С. связана с идеологией бурж. национализма. В 1944 эмигрировал.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1 - 10, Riga, 1938 - 39; в рус. пер.- Сказки. [Предисл. Я. Судрабкална], М., 1961.

Лит.: История латышской литературы, т. 1, Рига, 1971; Latviesu literatures vesture, sej. 4, Riga, 1957.

СКАЛДИН (наст. фам.-Еленев) Фёдор Павлович [17(29).4.1827, Смоленская губ., -10(23).2.1902, Царское Село, ныне г.-Пушкин], русский публицист. Из дворян. Окончил Моск. ун-т. В 1859-61 секретарь Редакционных комиссий по подготовке крестьянской реформы 1861. В 1868-96 чл. Совета по делам печати, одновременно с 1890 чл. Совета Мин-ва внутренних дел. В печати выступил в 1860. Под псевдонимом С. опубликовал основное произведение - " В захолустье и в столице" (" Отечественные записки", 1867-69; отд. изд. 1870), в к-ром с позиций бурж. либерализма защищал интересы крестьян и критиковал пережитки крепостничества, тормозившие экономич. развитие России. Книга привлекла внимание К. Маркса, Ф. Энгельса, А.И. Герцена, Н. П. Огарёва и др. В. И. Ленин использовал материал книги С. в статье " От какого наследства мы отказываемся? " для иллюстрации теоретич. положений о просветительстве. В 1870-х гг. С. эволюционировал к черносотенной реакции. В брошюрах 1880-90-х гг. о студенческих беспорядках, гимназич. обучении, о цензуре, по финляндскому вопросу и др. выступал против материализма, социализма, революц. и демократич. движения. Лит.: История русской экономической мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959 (лит.).

И. Н. Сабова.

СКАЛИГЕР (Scaliger) Жозеф Жюст (Йозефус Юстус) (5.8.1540, Ажен, -21.1. 1609, Лейден), французский гуманист. Итальянец по происхождению. Кальвинист (с 1562), активно участвовал в Религ. войнах во Франции. После Варфоломеевской ночи бежал в Женеву. С 1593 жил в Лейдене, где преподавал в ун-те. Снискал известность комментариями к антич. авторам (Варрон, Вергилий, Катон и др.), исследованиями в области сравнительного языкознания; заложил основы науч. хронологии античности (трактат " Исправление хронологии", 1583), разработал систему унификации летосчисления.

Лит.: Bernays J., J. J. Scaliger, В., 1855.

СКАЛИГЕР (Scaliger) Юлий Цезарь (Жюль Сезар) (наст. имя и фам.- Джулио Б о р д о н и; Bordoni) (23.4.1484, Падуя, Италия, -21.10.1558, Ажен, Франция), французский филолог, критик, поэт, врач. Изучал теологию, философию, медицину, греч. и лат. авторов. В 1528 поселился в Ажене под именем Ж. С. де Лескаля. Писал на лат. языке. В 1531 С. выступил с письмом-памфлетом против Эразма Роттердамского; рационалист, он был противником ряда гуманистов. Наиболее интересна его " Поэтика" (опубл. 1561), где даны определения стихотворных и драматич. жанров и обоснован закон о трёх единствах драмы, якобы отвечающих логике театр. представления. Франц. классицисты положили теории С. в основу нормативной поэтики. Его " De causis linguae latinae" (1540) - одна из первых в Европе грамматик, в основу к-рой были положены новые идеи и методы, нарушившие многовековую традицию компиляций из Доната и Присциана; эти идеи получили дальнейшее развитие в Пор-Рояля грамматике.

Соч.: Poetices libri septem. Faksimile. Neudruck der Ausgabe von Lyon, 1561..., Stuttg.- Bad-Cannstatt, 1964.

Лит.: А н и к с т А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; F е r г а г о R. М., Giudizi critic! e criteri estetici nei Poetices libri septem (1561) di J. C. Scaligero, Chapel-Hill, 1971. М. А. Гольдман.

СКАЛИГЕРЫ, делла Скала (Scaligeri, della Scala), итальянский феод. род, правивший в Вероне с 60-х гг. 13 в. по 1387. Начало возвышению С. положил М а с т и н о С.- подеста с 1259, капитан народа с 1262; он закрепил эту должность за своим родом, что фактически означало установление в Вероне тирании С. Важнейший представитель С.- Кангранде I, с 1308 правивший совместно со старшим братом Альбои-ном, а в 1311-28 самостоятельно. Подчинил своей власти, помимо Вероны, Падую, Виченцу, Тревизо, Фельтре, Беллуно. В сер. 14 в. С. утратили большую часть своих владений. В 1387 С. потеряли и Верону, захваченную правителями Милана Висконти.

СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ (Rocky Mountains), горная система на 3. Сев. Америки (терр. Канады и США). Протягивается от 60° до 32° с. ш.; общая дл. ок. 3200 км, шир. до 700 км. Образует осн. часть Вост. пояса Кордильер Сев. Америки. В структурно-орографич. отношении подразделяется на два участка. Северные С. г., к С. от 45° с. ш., отличаются компактностью, значит. протяжённостью хребтов и долин, имеющих сев.-зап.- юго-вост. направление. Мн. вершины поднимаются выше 3500 м (г. Колумбия, 3747 м; г. Робсон, 3954л). Гл. орографич. элемент северных С. г.- Передовой хр. (дл. ок. 2000 км). На 3. ограничен узкой тектонич. депрессией - " Рвом Скалистых гор". Южные С. г. (южнее 45° с. ш.) имеют более мозаичный рельеф; здесь система С. г. достигает макс. ширины. В рельефе чередуются короткие и высокие (до 4000 м и более) хребты, имеющие различное направление, и разделяющие их обширные платообразные бассейны -" парки". Наивысшая вершина южных С. г. и всей системы - г. Элберт, 4399 м.

С. г. сформировались в эпоху Ларамийской складчатости (конец мела - палеоген), а затем подверглись интенсивному новейшему поднятию. Сев. часть С. г. возникла в области древнего краевого прогиба, разделявшего кордильерскую геосинклиналь и устойчивую область Сев.-Амер. платформы, южные С.г. создались на основе древних платформенных структур, вовлечённых в подвижную зону орогенеза. Горообразовательные процессы продолжаются и в наст. время (землетрясения, поствулканич. явления, в частности гейзеры в р-не Йеллоустон-ского нац. парка). Для сев. части С. г. характерен комплекс древнеледниковых форм рельефа. К осевым частям хребтов и глыбовым массивам, сложенным преимущественно докембрийскими кристаллич. породами, приурочены месторождения золота, серебра, меди, полиметаллов; с осадочными толщами палеозойского возраста, образующими периферич. части складчатых хребтов, связаны месторождения угля и нефти. С. г. располагаются в умеренном и субтропич. поясах. Климат б. ч. континентальный. На вершинах и зап. склонах гор осадков до 1000 мм в год. Высота снеговой границы 4000 м на Ю., 2500 м на С. В С. г. зарождаются крупные реки Сев. Америки: Миссури, Рио-Гранде, Колумбия, Колорадо и др. Почвенно-растительный покров представлен несколькими спектрами высотных поясов. На С. характерны пояса горнотаёжных лесов (белая ель, альпийская пихта), горнотаёжных редколесий, горной тундры и гольцов. На Ю. прослеживаются пояса степей, парковых, преим. сосновых, лесов (жёлтая, Веймутовая и скрученная сосны), субальпийских темнохвойных лесов (Энгельманова ель, гигантская пихта), альпийских лугов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.