Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI. Научные учреждения. Общая координация науч. деятельности и издание трудов по естеств






Общая координация науч. деятельности и издание трудов по естеств. и технич. наукам осуществляются Высшим советом по науке. Высший совет по делам иск-в, лит-ры и социальных наук занимается переводами и изданием науч. работ по соответствующей тематике, а также курирует архив документов по палестинской проблеме. Работают Арабская академия (осн. в 1919, исследования по араб. яз., лит-ре и культуре) и Дамасская академия (1919). В составе сирийских ун-тов имеются н.-и. подразделения: при Халебском ун-те-С.-х. исследовательский центр, при Дамасском - Высший ин-т социальной деятельности (1962, экономич. и социальные исследования). На
терр. С. работает Франц. ин-т арабских исследований (1922, проблемы араб. филологии, истории и археологии). При содействии СССР спроектированы гидротехнич. сооружения, разведаны месторождения нефти, жел. руд, фосфоритов и др., созданы 3 с.-х. н.-и. центра с лабораториями и опытными полями в Латакии, Ракке и Камышлы.

Лит.: Современная Сирия, М., 1974.
XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 издавалось 7 ежедневных газет общим тиражом св. 70 тыс. экз. и св. 40 др. периодич. изданий. В их числе: " Ас-Саура", ежедневная газета, с 1963, тираж 20 тыс. экз., официальный орган пр-ва; " Аль-Баас", ежедневная газета, с 1962, тираж 20 тыс. экз., орган Партии араб. социалистич. возрождения (ПАСВ); " Кифах аль-Уммаль аль-Иштираки", еженедельник, с 1966, тираж 10 тыс. экз., орган Всеобщей федерации рабочих профсоюзов; " Аль-Муаллем аль-Араби", ежемесячный журнал, с 1948, издаётся Министерством просвещения; " Нидаль аль-Феллахин", еженедельник, с 1965, тираж 10 тыс. экз., орган Всеобщей федерации крест. союзов.

Сирийское араб. информац. агентство - САНА - правительств. агентство, осн. в 1966, находится в Дамаске. Сирийское радиовещание и телевидение - правительственная служба. Радиопередачи (с 1950) ведутся на араб., франц., англ., русском, нем., исп., польском, тур. и болг. языках. Телевидение существует с 1960.

XIII. Литература

Сирийский фольклор восходит к древнейшему периоду истории Ассирии и Вавилонии (см. Вавилоно- Ассирийская культура). На терр. С. писали на сирийском яз. (2-14 вв.), а с 8 в. стали писать и на арабском. Позднее (к 14 в.) араб. яз. полностью вытеснил сирийский из светской лит-ры и тот сохранился лишь в религ. лит-ре. В ср. века на терр. С. жили выдающиеся деятели классич. араб. лит-ры: Абу Таммам (ок. 796-845), аль-Бухтури (819-97), аль-Мутанабби (915-65), Абу Фирас (932-67) и философ Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057 или 1058). Араб. лит-pa С. развивалась в русле общеарабской культуры (см. Арабская культура, раздел Литература). В 19 в. начался период просветительства и оживления лит. жизни, именуемый арабами Подъёмом (ан-Нахда). К просветителям старшего поколения в С., включавшей тогда также Ливан и Палестину, относятся Насыф аль-Языджи (1800-1871), Бутрус аль-Бустани (1819-83) и др. С их именами связано развитие нац. школ и прессы; первая газ. - " Хадикат аль-Ахбар" (1858). Франсис Марраш (1836-73) в кн. " Чаща права" (1866) под влиянием Ж. Ж. Руссо сделал попытку философски обосновать понятие свободы. Идеи просветительства развивали также Адиб Исхак (1856-85), автор историч. романов Джирджи Зейдан (1861-1914), Джамиль Нахла Мудаввар (1862-1907), Фарах Антун (1874-1922), шейх Абдаррахман аль-Кавакиби (1849-1903) и др. Первым переводчиком басен И. А. Крылова на араб. яз. был Ризкал-ла Хассун (1825-80). Лит-pa С. вплоть до 19 в. сохраняла традиции поздних араб. классиков. В поэзии существовали касыды религ. содержания.

Установление франц. мандата над С. (1923) усилило проникновение зап.-европ. культуры во все сферы жизни сирийцев. Ответной реакцией явилась деятельность группы сирийских учёных-филологов, составившей ядро Араб. академии в Дамаске: Мухаммед Курд Али (1876-1953), Халиль Мардам-Бек (1895-1959), Бадрад-дин аль-Хамид, Салим аль-Джунди и др.; группа призывала к изучению лит. памятников средневековья. Просветители-западники, относясь с уважением к классикам, считали необходимым обновить систему образования по европ. образцу, освоить новые культурные ценности применительно к араб. нац. характеру.

Наряду с поборниками традиц. лит-ры в 20-е гг. в С. появилось новое поколение писателей, большинство к-рых получало образование в европ. странах, чаще во Франции. Рассказы сборника Субхи Абу Ганима " Песни ночи" (1922) окрашены в романтич. тона. В сб-ках новелл Сами аль-Каяли " Трагедия" (1926), " Первая страница" (1930) и др. романтизм уживается с реализмом. В 30-е гг. благодаря им был усовершенствован жанр короткого рассказа. Лит.-критич. статьи Мааруфа Ахмеда аль-Арнаута (1892-1948) способствовали формированию писателей Шакиба аль-Джабри (р. 1898), Фуада аш-Шаиба - автора кн. " Истории ран", Мухаммеда ан-Наджара - автора кн. " Во дворцах Дамаска", Лияна Дей-рани, Халиля Хиндави и др.

В период нац.-освободит. движения (30-е гг.) поэзия была боевым оружием. Поэты Хайр-ад-дин аз-Зирекли (р. 1893), Мухаммед аль-Бизм (1887-1955), Бадави аль-Джабаль (р. 1903), Омар Абу Риша (р. 1910) обличали франц. колонизаторов. Высокой художественности достигла лирика (стихи Омара Абу Риша). В поэзии выделяются произв. Васфи аль-Курунфули, унаследовавшего лучшие традиции араб. классиков. К сер. 30-х гг. в лит-ре усилилось демократич. направление. Большое влияние на его формирование оказал журн. " Ат-Талиа" (1937). Группировавшиеся вокруг него писатели перевели на араб. яз. и издали после 2-й мировой войны 1939-45 мн. труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также соч. рус. классиков.

2-я мировая война, борьба с фашизмом сплотили демократич. силы. С дек. 1941 в Бейруте изд. ливанский журн. " Ат-Тарик", в к-ром печатаются и произв. сирийских писателей. В лит-ру пришли молодые писатели, отображавшие борьбу народа за независимость. В рассказах всё чаще описывалась жизнь тружеников города и деревни с их заботами и мечтами (рассказы Ханны Мины, р. 1922, Васфи аль-Бунни и др.). В 1951 создана Ассоциация сирийских писателей. Серия книг, изд. ассоциацией, включает сб-ки рассказов Мавахиба аль-Каяли (р. 1919) -" Белые платки", Хасиба аль-Каяли (р. 1923), Сайда Хаурания - " В людях радость" (1953) и Шауки Багдади (р. 1928) - " Наш квартал харкает кровью" (1954). В 1954 опубл. повесть Ханны Мины " Синие лампы", получившая высокую оценку лит. критики как образец араб. реалистич. лит-ры. Ханна Мина - автор романа " Парус и буря" (1965) и др.

В 50-е гг. реалистич. метод занял прочные позиции в лит-ре С. К известным писателям относятся Абдуссалям аль-Уджейли, Видад Саккакини, Фарис Зарзур, Фадиль ас-Сибаи, Искандер Люка, Колет Сухейль аль-Хури, Закарий Тамир, Адиль Абушанаб и др. Мн. поэты, в т. ч. Ахмед Сулейман Ахмед, Шауки Багдади, Мухаммед аль-Харири, Надим Мухаммед, Сулейман Иса, Мухаммед Камиль, Юсеф Хатиб, Али Джунди и др., выступали против посягательства империалистов на независимость С.

Лит-pa периода после 2-й мировой войны стремилась к утверждению нац. характера, нац. духа; вместе с тем в 60-е гг. у отд. новеллистов появился образ нового героя, часто подавленного и разочарованного: сб-ки " Севильский светильник" (1963) и " Любовь и душа" (1967) аль-Уджейли, " Ржание белого коня" Зака-рийи Тамира. Израильская агрессия против араб. стран в 1967 вызвала к жизни лит-ру, в к-рой звучат мотивы сопротивления (поэзия Ахмеда Сулеймана Ахмеда, Али Джунди, проза Мутаа Сафади, Закарийи Тамира). Поэты Назар Каббани, Али Ахмед Сайд известны во мн. араб. странах. Значительны книги по литературоведению: Сами аль-Каяли " О современной сирийской литературе" (2 изд., 1968), Аднан Ибн Зурейль " Сирийская проза" (1966).

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская литература в XX в., Л., 1946; Ю супов Д. И., Литература Сирии, в сб.: Современная Сирия, М., 1958; Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д. И., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия, М.. 1973; Салах Дихни, Ясин Рифаийя Адиль Абу Шаха 6, аль-Кысса фи Сурийя, Дамаск, 1959.

Д. И. Юсупов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва С. восходят к эпохе неолита (наскальные изображения в Демир-Капу, кам. и глиняные статуэтки, керамика из Сакче-Гёзю, близкая аналогичным памятникам крашеной керамики культур). В Угарите и Тель-Халафе открыты неолитич. и энеолитич. поселения с сырцовыми постройками. Для энеолитич. керамики типа Тель-Халаф характерен геометрич. орнамент, включающий схематич. изображения животных. В эпоху ранней бронзы иск-во сев. С. отмечено влиянием культуры Шумера. Высокое развитие иск-ва С. в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. связано с расцветом городов-государств (Мари, Угарита, Ямхада); в этот период создаются сложные по планировке дворцы, храмы с алтарями на открытых дворах, кам. статуи, отличающиеся монументальностью и лаконизмом форм. В произв. иск-ва 16-14 вв. до н. э. проявляются влияния др.-егип. и эгейской культуры. После захвата значит. части терр. С. хеттами иск-во С. вступает в сложное взаимодействие с хеттским. К нач. 1-го тыс. до н. э. окончательно складывается типичный для зодчества древней С. тип дворца-храма " бит-хилани" с портиком, оформленным фигурами типа кариатид, и многочисленными ортостатами (рельефами). В 9 в. до н. э. преобладает влияние ассирийского иск-ва. В кон. 4 в. до н. э.- 4 в. н.э. иск-во С. развивается в орбите эллинистической культуры (крупнейшие центры - Дура-Европос, Пальмира).

В 5-6 вв. в иск-ве С. складывается местная ранневизант. художеств. школа. В культовом зодчестве доминирует тип сурово-тяжеловесной по пропорциям 3-нефной базилики с аркадами на низких столбах (базилика в Кальб-Луэех, ок. 480); сооружаются также купольные базилики различных типов (церковь " Вне стен" в Русафе, 569-86). Изобразит. иск-во этого времени представлено резьбой по камню и кости, мозаиками полов, грубовато-экспрессивной книжной миниатюрой (" Евангелие Рабулы", 586, б-ка Лауренциана, Флоренция).

После араб. завоевания (7 в.) С.- один из центров становления ср.-век. арабской культуры. В архитектуре, использующей др.-рим. и визант. строит. опыт, утверждаются типы многоколонной мечети (мечеть Омейядов в Дамаске), а также укреплённого дворца-резиденции (замок в Каср аль-Хейр аль-Гарби). В изобразит. иск-вах сохраняются эллинистич. и ранневизант. традиции (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 8 в.), но преобладающим становится тяготение к плоскостности и изысканному орнаментализму.

С 10 в. в С. формируется облик ср.-век. арабского города с делением на обособленные укреплённые кварталы. В городах строятся мечети, медресе, маристаны (больницы), крытые рынки, караван-сараи, бани и др. сооружения, отличающиеся обычно простым чётким планом и строгими линиями фасада с углублённой аркой входа; особое распространение получают ячеистые купола. На терр. С. сохранились руины романских замков крестоносцев (Крак-де-Шевалье, 12 в.). При Айюбидах (с 1187) архитектура носит подчёркнуто суровый, крепостной характер, при Мамлюках (13 в.- 1516) в зодчестве усиливается декоративное начало, о чём свидетельствует, в частности, повсеместно применяемая облицовка из чередующихся полос тёмного и светлого камня (см. также ст. Египет, раздел Архитектура и изобразительное искусство). В 13-14 вв. наступает расцвет иск-ва книжной миниатюры, сочетающей орнаментализированную обобщённость композиций с живой выразительностью в передаче жестов и поз. Среди произв. декоративно-прикладного искусства выделяются керамика с росписью люстром, художеств. изделия из стекла (с эмалевыми росписями) и металла (украшенные чеканкой, серебряными инкрустациями и гравировкой), резьба по дереву, художеств. ткани.

В период подчинения С. Османской империи (1516-1918) в архитектуре преобладают композиц. приёмы, типичные для тур. зодчества; особенно обильным и пышным становится архит. декор. В изобразит. иск-вах тур. воздействие сказывается в натурализации орнаментов. Архитектура 1920-30-х гг. следует франц. зодчеству. В 1950-х гг. усиливаются поиски решений, органично объединяющих совр. технич. конструкции с нац. формами (арх. Вахби аль-Харири и др.). С идеями борьбы за независимость связано творчество основоположников совр. сирийской живописи (Тауфик Тарик, Мишель Кирша). В 1950-60-х гг. живопись испытывает определённое воздействие модернизма, однако широко распространяются и тенденции, сочетающие прогрессивное социально-обществ. содержание с формами европ. реализма или нац. ср.-век. художеств. традициями (Махмуд Джалаль, Наим Исмаил, Луаи Каяли). Меньшее развитие получила скульптура, в к-рой также преобладает прогрессивно-демократич. реалистич. направление (Махмуд Джалаль, Жак Вар-де, Мухаммед Фатхи). В совр. С. развиваются и традиц. виды прикладного иск-ва (вышивка, изготовление плетёных изделий из цветной соломы, художеств. обработка металла).

Халеб. Мечеть Омейядов.Двор (8 -13 вв.).

Стеклянный сосуд с эмалевой росписью. 14-15 пв. Эрмитаж. Ленинград.

Илл. см. также на вклейке, табл. XXIII (стр. 432-433).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969 - 73; Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана VTI -XVII веков, М., 1974; К 1 е n g е 1 Н., Syria antiqiia. Vorislamische DenkMaler der Syrischen Arabischen Repub-lik, Lpz., 1971.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.