Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симметрия и законы сохранения 10 страница






СИНОПТИЧЕСКИЙ КОД, цифровой код для передачи по телеграфу и радио результатов наблюдений метеорологич. станций; см. Метеорологический код.

СИНО-ТИБЕТСКИЕ ГОРЫ, Сычуаньские Альпы, Хуандуаньшань, горы в Китае. Представляют собой уступ Тибетского нагорья на границе с равнинами и низкогорьями Восточного Китая. Дл. ок. 750 км, шир. до 400 км. Высота уменьшается с 3. на В. от 5000- 6500м до 1000-1200л. Наибольшая вые. 7590 м (г. Гунгашань на Ю.). Состоят из ряда хребтов, разделённых узкими глубокими долинами pp. Салуин, Меконг и Янцзы в их верхних течениях (глубина вреза достигает местами 3000 м). Хребты преим. крутосклонные, с резкими скалистыми водораздельными гребня-мя. С.-Т. г. являются частью древней платформы, активизированной мезозойскими движениями и расчленённой разломами на ряд блоков. Поднятые блоки сложены гнейсами, кристаллич. сланцами и песчаниками архея и протерозоя; в опущенных блоках сохранился дислоцированный чехол, сложенный известняками, сланцами и песчаниками палеозоя. Периферийные гряды, примыкающие к Сычуаньской котловине, сложены базальтами пермского возраста и осадочными толщами мезозоя. Горы очень сейсмичны. Месторождения жел. руды, золота, меди. С высотой происходит быстрая смена субтропич. климата зап. окраины Сычуаньской котловины резко континентальным прохладным климатом Тибетского нагорья. У юж. подножий гор выпадает до 1200 мм осадков (макс.-летом), на наветренных склонах гор ок. 2000 мм и более, по мере приближения к Тибетскому нагорью их кол-во снижается до 600 мм в год.

В верхнем поясе (на выс. более 4000 м) распространены альп. луга и степи; на выс. 2000-4000 м преобладают хвойные (гл. обр. пихтовые, реже еловые) леса с участием тсуги. Ниже 2000 м (иногда -2500 м) произрастают смешанные леса с участием псевдотсуги, литокарпуса, кастанопсиса, тополя, берёзы. В открытых к Ю. долинах встречается тис. Эти леса переходят книзу в вечнозелёные субтропич. леса (из лавра, магнолии, инд. сосны и др.), с большим числом эндемичных видов. В. М. Сипицын.

СИНСЕЛЕХО (Sincelejo), город на С. Колумбии, адм. ц. деп. Сукре. 69 тыс. жит. (1971). Узел автодорог. Торг. центр с.-х. р-на (животноводство; сах. тростник, рис, табак). Произ-во сахара.

СИН СОСОЛЬ, корейский литературный жанр; см. Сосоль.

СИНТАГМА (от греч. syntagma, букв.-вместе построенное, соединённое), в широком смысле - любая последовательность языковых элементов, связанных отношением определяемое - определяющее. Такое понимание С. восходит к Ф. де Соссюру. С. может быть последовательностью слов (внешняя С.) и последовательностью морфем (внутренняя С.). Напр., " дом-ик" образует внутр. С., в к-рой элемент " дом-" является определяемым, а " ик" определяющим членом С.; эта С. соотносится с внеш. С. " маленький дом", где " дом" -определяемое, а " маленький" - определяющее. В более узком смысле С.- словосочетание, вычленяемое в составе предложения (С. предикативная, атрибутивная, объектная и т. д.), а предложение - цепная последовательность синтагм. Л. В. Щерба называл С. возникающие в речи интонационно организованные фонетич. единства, выражающие единое смысловое целое и могущие состоять из одной или нескольких ритмич. групп. Фраза может поразному члениться на С., что связано со смысловыми оттенками, логическим выделением или с синтаксич. омонимией. Например, " вчера /было жарко" - " вчера было/жарко".

Лит.: Карцевский С. О., Повторительный курс русского языка, М.-Л., 1928; С о с с ю р Ф. д е, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; Виноградов В. В., Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка, в сб.: Вопросы синтаксиса современного русского языка, М., 1950; Б а л л и Ш., Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц., М., 1955; Щерба Л. В., Фонетика французского языка, 7 изд., М., 1963. В. А. Виноградов.

СИНТАГМАТИКА, синтагматический план, один из двух аспектов исследования языка (в противоположность парадигматике), предполагающий изучение языковых единиц в их синтагматических отношениях, к-рыми они связаны в составе высказывания. Различение двух этих аспектов исследования отражает различие между двумя формами существования (функционирования) языковых единиц - в системе (языке) и в тексте (речи). В С. единицы языка рассматриваются не как равноправные и взаимозаменяемые, а как позиционно упорядоченные. Если в парадигматике отношение между любыми двумя элементами есть отношение противопоставления (оппозиции) языковых единиц в их ассоциативных связях, то в С. это -отношение контраста языковых единиц в их линейных связях. Различимость единиц в парадигматике имеет абсолютный характер, в С.- относительный: в одних позициях единицы различаются, в других - частично или полностью совпадают (см. Нейтрализация). В С. рассматриваются единицы не только плана выражения, но и плана содержания. В отличие от позиц. упорядоченности формальных единиц, семантич. единицы контекстно упорядочены. Понятия позиции и контекста - осн. в теории С. Иногда С. понимается и более узко - как раздел синтаксиса, изучающий словосочетания (синтагмы в узком смысле). В, А, Виноградов.

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, связи и зависимости между языковыми элементами (единицами любой сложности), одновременно сосуществующими в линейном ряду (тескте, речи), напр. между соседними звуками (откуда явления сингармонизма, ассимиляции), морфами (откуда явления наложения или усечения смежных морфем) и т. п. Термин введён Ф. де Соссюром. Часто употребляется как эквивалент понятию функций у последовательно соединяемых языковых элементов в процессе речи. С. о. выделяются в языке в противоположность парадигматическим отношениям, или ассоциативным связям, образуя область исследования синтагматики. Рассмотрение языковых явлений только по их С. о. было характерно для дескриптивной лингвистики и лежало в основе дистрибутивного анализа. Изучение С. о.- важный аспект проблемы сочетаемости языковых элементов, их валентности, закономерностей объединения в речи.

СИНТАКСИС (от греч. syntaxis - построение, порядок) в логике, описание и изучение чисто формальной части формализованного языка, т. е. неинтерпретированного исчисления (в отличие от логич. семантики, интересующейся как раз интерпретациями исчислений). С. в узком смысле рассматривает только выразительные средства исчисления: алфавит ц правила образот вания формул; логический С. интересуется, сверх того, дедуктивным аппаратом исчисления, т. е. его аксиомами и правилами вывода теорем. (Термин " С." в любом из этих смыслов применяют часто не к описаниям структуры исчисления, а к самой этой описываемой структуре.) Различают также элементарный С., относящийся к к.-л. конкретному исчислению, и теоретический С.- общую теорию исчислений (формальных систем). Вся эта терминология введена австр. логиком Р. Карнапом (1934).

См. Исчисление, Металогика, Метаязык и лит. при этих статьях.

СИНТАКСИС, раздел грамматики, изучающий внутреннюю структуру и общие свойства предложения. Основоположником С. принято считать греч. грамматика А. Дискола (2 в.). В ходе развития лингвистич. мысли содержание и удельный вес С. в описании языка менялись. В ранней лингвистич. традиции под С. подразумевалось учение о предложении и его частях. Анализ предложения осуществлялся во всеобщих понятиях логики (учение о членах предложения). Категории С., в отличие от морфологич. форм, считались универсальными. С., т. о., изучал содержащиеся в предложении мысли, т. е. смысловую сторону речи, и противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. Позднее эта линия развития привела к пониманию С. как раздела грамматики, в к-ром явления языка рассматриваются в направлении от значения (функции) к форме (И. О. Есперсен). Поскольку предметом С. считалось актуальное содержание предложения, С. иногда отождествлялся с методом синхронного (см. Синхрония) анализа и противопоставлялся диахроническому (см. Диахрония) подходу к языку (А. А. Потебня). Во 2-й пол. 19 в. в связи с пробуждением интереса к нац. специфике языков и переносом центра тяжести на морфологию С. стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов или частей речи. С. частей речи был продолжением морфологии. За его пределами, однако, оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они рассматривались как своего рода приложение к С. частей речи, органически с ним не связанное. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, нем. учёный И. Рис определял С. как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Рис противопоставлял С. учению о слове. Направление, начатое Рисом, было продолжено В. Матезиусом, определившим С. как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц (см. Номинация). В этом же духе представляли себе предмет С. и мн. другие лингвистич. школы 1-й пол. 20 в. Так, сторонники формальной и структурной грамматики понимают С. как учение о сочетательных (комбинаторных, валентностных, реляционных) способностях слова -синтагматический С. Дескриптивисты (см. Дескриптивная лингвистика) видели задачу С. в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании -дистрибутивный С. Представители логич. и психологич. направлений в грамматике (шире - сторонники содержат. подхода к языку) разрабатывают С. как учение о предложении (высказывании). Невозможность ни исключить из описания языка один из этих двух аспектов, ни привести их к общему знаменателю имела своим следствием помещение в С. двух самостоятельных, внутренне не объединённых разделов: учения о сочетат. потенциях слова и учения о предложении. С. трактуется как " учение о слове в предложении и о предложении в целом" (И. И. Мещанинов). Различие между этими частями С. обнаруживает себя через оппозицию двух видов изучаемых в них единиц: словосочетания - номинативной единицы, функционально эквивалентной слову, и предложения - предикативной, коммуникативной единицы. В синтагматич. С. описываются типы синтаксич. отношений. Принято различать сочинит. (см. Сочинение) и подчинит. (см. Подчинение) связи между словами и частями сложного предложения. Подчинение имеет две осн. разновидности: атрибутивные отношения, часто выражаемые формами согласования (ср. " большое окно"), и ком-плетивные отношения, обычно реализуемые в формах управления (ср. " открыть окно"). Показателями синтаксич. отношений могут быть аффиксы, предлоги, послелоги, флексия, предложно-падежные формы, союзы, порядок слов, примыкание и пр. Присутствие в предложении названных элементов обеспечивает переход от линейной последовательности слов к " дереву зависимостей" (т. е. системе смысловых связей), представляющему собой синтаксич. модель предложения. Показатели синтаксич. связей бывают двух типов: формально-синтаксические и семантико-синтаксические. Первые лишены семантич. содержания; они указывают лишь на то, с каким элементом предложения следует связать данное слово (согласование, примыкание); вторые значимы. Они сигнализируют о функциях, выполняемых в ситуации объектами, обозначенными соответствующими словами (ср. ''Мать любит сына" и " Сын любит мать").

В ведение этого раздела С. вошло изучение принципов построения сверхфразовых единств и, шире, связного текста. ВС. предложения рассматриваются: типы предикативных отношений, соединяющих главные члены предложения- подлежащее и сказуемое, а также общие свойства предложения - модальность, синтаксич. время, коммуникативная цель предложения и пр. В эту часть С. входит также учение о членах предложения. Применительно к языкам, в к-рых подлежащее и сказуемое не всегда совпадают с темой и ремой (логич. субъектом и предикатом), в С. предложения выделяется раздел, посвящённый способам выражения актуального членения предложения, в т. ч. порядку слов. Удельный вес С. в разных по своему характеру грамматиках неодинаков. С. то составляет дополнение к морфологии (С. частей речи), то занимает в грамматике центр, место, причём морфология определяется как техника для С. (Н. Я. Марр). Особенно велико место С. в т. н. " порождающих грамматиках" (см. Грамматика формальная), теория к-рых разрабатывается с кон. 50-х гг. 20 в. В этой концепции, положившей в основу грамматич. исследований семантику, задачей С. считается разработка правил порождения (деривации) предложений из их " глубинных структур", т. е. структур, приближающихся к семантич. репрезентации предложения. Большое внимание уделяется значению синтаксических категорий, проблемам си-нонимич. преобразований предложений, их семантич. интерпретации и логич. характеристикам, исследованию свойств речевых высказываний в их связи с ситуацией коммуникации.

Лит.: Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.- Л., 1941; Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, М.-Л., 1945; Грамматика русского языка, т. 2, М., 1954; Пеш конский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956; Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958; Виноградов В. В., Из истории изучения русского синтаксиса, М.. 1958; его же, Исследования по русской грамматике, М., 1975; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; X о м с к и и Н., Синтаксические структуры, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972; П а д у ч е в а Е. В., О семантике синтаксиса, М., 1974; Delbruck В., Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen, t. 1 - 3, Strass., 1893-1900; Ries J., Was ist Syntax?, Prag, 1927; Т е s n i ё г е L., Elements de syntaxe structurale, P., 1959.

Н. Д. Арутюнова.

СИНТАКТИКА (от греч. syntaktikos -строящий по порядку, приводящий в порядок), часть семиотики, посвящённая изучению т. н. синтаксических, т. е. чисто структурных (см. Синтаксис в логике) свойств знаковых систем, безотносительно к к.-л. их интерпретациям (составляющим предмет интересов семантики) и возможным интерпретаторам (рассматриваемым прагматикой). (Поскольку имеются серьёзные основания характеризовать семиотику не как " науку" в общепринятом значении этого слова, а как определённый подход к описанию различного рода " знаковых ситуаций" и решению связанных с ними задач, о С. имеет смысл говорить как о чисто " формальном", структурном аспекте такого семиотич. подхода.) Примером синтаксич. характеристики исчисления могут служить правила образования формул в этом исчислении, дающие критерии отличения формул от выражений, составленных из символов алфавита данного исчисления, но не являющихся его формулами. Синтаксис и морфология грамматик естественных языков также интересуются преим. синтаксич. (в рассматриваемом здесь смысле) вопросами. Особенно велик удельный вес синтаксич. закономерностей в формализованных языках математич. логики и математики; именно в рамках логико-математич. исследований возникли идеи, методы и результаты, про к-рые можно было бы сказать, что они составляют " предмет С.". Но синтаксич. аспект исследования оказался весьма плодотворным и в применении к естественным языкам - как к " мёртвым" (в вопросах дешифровки древних письменностей), так и к ныне существующим (напр., применительно к проблемам машинного перевода; см. также Модели в языкознании).

Лит. см. при статьях Исчисление, Семиотика.

СИНТАНЫ, синтетические дубящие вещества.

СИНТЕЗ (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), к-рое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин " С." противопоставляется анализу, с к-рым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В совр. науке термин " С." применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. понимают процесс рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина " С." связано с т. н. " синтетическими суждениями" (см. Логическая семантика).

Анализ и С. лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, искусств. самоорганизующихся систем и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитикосинтетич. деятельность головного мозга. С. как мыслительная операция произволен от предметного соединения частей объектов в целое н исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятия основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области (на основе соответствия принципа), как объединение конкурирующих, в определённых аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике), в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных, развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом объекте есть С., единство его многообразных абстрактных определений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрики и др.), а также между осн. сферами научно-технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм научно-технич. знания, объединяемых в процессе познания на основе С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, 29; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, " Вопросы философии", 1958, № 2; И л ь е н к о в Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в " Капитале" Маркса, М., 1960; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1-2, М., 1961-65; Г о р с к и и Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Синтез современного научного знания, М., 1973; В u n g е М., Scientific research, v. 1 - 2, В., 1967.

В. Н. Садовский.
СИНТЕЗ АВТОМАТИЧЕСКИЙ систем управления, раздел автоматики, рассматривающий методы автоматического (автоматизированного) проектирования различных систем управления с заданными свойствами при ограниченных исходных данных; собственно реализация таких методов. С. а. отличается от обычного проектирования тем, что нек-рые, наиболее трудоёмкие его этапы (напр., расчёт вариантов) выполняются при помощи ЭВМ. Теоретич. основой С. а. является теория оптимальных систем.

С. а. включает в себя 3 осн. этапа. На первом этапе разрабатывается математич. модель (ММ) проектируемой (синтезируемой) системы, представленная, напр., системой дифференц. уравнений. ММ отображает связи между показателями состояния, напр. быстродействием и надёжностью системы, её точностью, качеством выпускаемой продукции и т. п., и параметрами управления, с помощью к-рых осуществляется воздействие на проектируемую систему, в результате чего меняются её показатели состояния. Совместно с заданными ограничениями на показатели состояния и параметры управления ММ определяет область допустимых вариантов проектирования. На втором этапе на основе ММ составляется целевая функция (ЦФ), или критерий оптимальности, - математически сформулированная цель С. а.

В ЦФ могут быть одновременно отражены неск. показателей состояния с добавлением экономических показателей (напр., прибыли, себестоимости и т. п.). В ЦФ также входят параметры управления, набор к-рых определяет различные варианты проектируемых систем. В нек-рых вариантах ЦФ достигает экстремума. Этот экстремум определяет оптимальную область, из к-рой выбирается один из вариантов для реализации. Второй этап часто объединяется с первым. На третьем этапе разрабатываются способы технич. реализации выбранного варианта системы, полученного в виде общих математич. зависимостей (рекомендаций), т. е. составляются функциональные, структурные, динамич., электрич., сборочные и т. п. схемы.

Лит.: Ландау И. Я., Применение ЦВМ для проектирования ЦВМ, М., 1974.

А. В. Кочеров.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ, органичное соединение разных искусств. или видов искусства в художественное целое, к-рое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие " С. и." подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художеств. организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в иск-ве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитат. возможности С.и.

В истории иск-ва известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художеств. синтез, в к-ром живопись и скульптура, выполняя собств. задачи, также расширяют и истолковывают архит. образ. В этом пространств.-пластич. синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами к-рого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произв. станкового иск-ва. Синтез временных иск-в (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театр. музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются мн. произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные иск-ва по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в муз. театре драматич. иск-во выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. Иск-во режиссёра эстетически объединяет компоненты художеств. театр. или кинематография, произведения в новое целое.

Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида иск-ва (напр., использование методов документального кино - хроники, репортажа и т. д. - в игровом фильме) и между иск-вами (напр., введение кинематография, изображения в театр. действие). Обществ. потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов иск-ва в новый синтетич. вид.

Часто С. и. делает более активной роль публики, напр. в нар. празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (антич. дионисии), участники к-рых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (напр., др.-егип. архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из иск-в (напр., " архитектоничность" пластич. иск-в в классицизме, " пластичность" в др.-греч. иск-ве, " живописность" в барокко). Как в отд. ист. эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды иск-ва могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во мн. сооружениях 20 в.).

Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм - первонач. нерасчленённость видов иск-ва, к-рые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда иск-ва начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление -к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразит. иск-ва, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С. и. начиная с культур Др. Востока. Подавляющей сверхчеловеч. массе егип. сооружений, изобразит. символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или Связок папируса) греч. культура противопоставила гармонич. соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеч. начала. В ср.-век. храмах внутр. пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готич. церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художеств. и реальное пространство сливаются в одно символич. целое, дополняемое литургич. поэзией и музыкой.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал иск-ва и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органич. " соборной" универсальности ср.-век. С. и. Складываются новые нормы синтеза, осн. на осознании самостоят. роли каждого из иск-в. В творчестве великих мастеров С. и. (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернини) в 16 - 17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения иск-в в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архит. пространстве, изобразит. форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определ. черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения. С. и. связывается не столько с церк. ритуалами, сколько с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли). В иск-ве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью С. и. становится создание художеств. жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия.

В условиях бурж. общества разрушаются мн. формы С. и., прежде всего архит.-художеств. синтез. Но интерес к проблемам С. и. получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художеств. начала, о гармония, развитии человека, а в социалистич. учениях - и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтич. теориях 19 в. в проблему создания синтетич. произведений иск-ва (нем. Gesamtkunstwerk), к-рые образуют " оазисы красоты", противостоящие бурж. практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к муз. драме как совр. основе С. и., способной заменить религ. ритуал (Р. Вагнер). Романтич. утопии духовного обновления общества с помощью синтетич. " соборного" художеств. творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). Большое значение придавалось и синестезии, зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль " модерн" на рубеже 19-20 вв. предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители конструктивизма, " Баухауз'') стремились к созданию целостной художеств. среды, активно направляющей жизненные процессы; при этом часто анали-тич., образно-познават. функции иск-ва отрицались, а художеств. творчество утопически рассматривалось как гл. фактор " жизнестроения". Значит. работы в области С. и. связаны в 20 в. с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов (в т. ч. выставок всемирных), а также с оформлением празднеств, нар. шествий, фестивалей и т. д. В театре I960-70-х гг. утвердилось стремление к созданию синтетич. спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластич. и пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному воплощению духовного мира совр. человека, к яркой идейной целенаправленности массового зрелища.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.