Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симметрия и законы сохранения 4 страница






С.- один из основателей совр. синтетич. теории эволюции (его работы помогли связать данные палеонтологии и генетики), создатель учения о темпах и формах эволюц. процесса, автор терминов мегаэволюция, брадителия, горотелия, тахителия, квантовая эволюция и др.

Иностр. чл. Лондонского королевского общества (1958).

Соч.: The meaning of evolution, rev. ed., Calcutta, 1965; Horses, N. Y., 1951; Life of the past, L., 1953; The major features of evolution, N. Y., 1953; Evolution and geography, Eugene, 1953; Life, N. Y., 1957 (совм. с С. S. Pittendrigh and L. H. Tiffany); Quantitative zoology, N. Y., 1960; Principles of animal taxonomy, N. Y., 1961; The geography of evolution, Phil.- N. Y., 1965; Biology and man, N. Y., 1969; в рус. пер.-Темпы и формы эволюции, М., 1948.

СИМПСОН (Simpson) Джордж Кларк (2.9.1878, Дерби, - 1.1.1965), английский метеоролог, чл. Лондонского королевского об-ва (1915). Учился (в 1897-1903) в Манчестерском и Гёттингенском ун-тах В 1906-17 работал в метеорологич. департаменте. В 1920-38 директор метегрологич. службы Великобритании; в 1940-42 президент Метеорологич. об-ва в Лондоне; в 1910-12 участвовал во второй антарктич. экспедиции Р. Скотта. Изучал ионизацию атмосферы, элект-рич. заряды осадков, электрич. поле в грозовых облаках. В 1929 составил карту радиационного баланса. Выдвинул теорию колебаний климата, вызванных изменением солнечной радиации (1934).

С о ч.: Atmospheric electricity during disturbed weather, " Terrestrial Magnetism and Atmospheric Electricity", 1948, v. 53, p. 27.

Лит.: " World Meteorologique Organisation bulletin De I'omm", 1965, v. 14, № 2, p. 151-52.

СИМПСОН (Simpson) Томас (20.8.1710, Маркет-Босуэрт, Лестершир, - 14.5. 1761, там же), английский математик. В 1743 вывел формулу приближённого интегрирования (см. Симпсона формула). Др. работы С. посвящены элементарной геометрии, тригонометрии, анализу и теории вероятностей.

Лит.: История математики, т. 3, М., 1972.

СИМПСОНА ПУСТЫНЯ (Simpson Desert), пустыня в центр. части Австралии. Первонач. назв. Арунта объединяло С. п. и пустыню Стёрт. Пл. 112, 6 тыс. км2. Преим. песчаная, с параллельными грядами дл. до 250 км, вые. 20-60 м, на Ю.-В.- песчано-галечниковая, у берегов оз. Эйр - глинистая. Ср. темп-ра янв. 28-30 0С, июля 12-15 °С. Осадков менее 130 мм на С..-3. Ксерофитные кустарники акаций и эвкалипты, злак спини-фекс, закрепляющий пески. Сухие русла криков (Хей и др.) теряются в песках. Обследована С. Медигеном в 1937-39. Нац. парк Симпсон.

СИМПСОНА ФОРМУЛА, формула для приближённого вычисления определённых интегралов, имеющая вид:
[ris]

где h = (b - а)/2п; fi = f(a + ih), i = О, 1, 2,..., 2 n. С. ф. называют иногда формулой парабол, т. к. вывод этой формулы основан на замене подинтегральной функции f(x) на каждом из отрезков [а + 2hk, a + 2h(k + 1)], k = О, 1,..., п - 1, соответствующим интерполяционным многочленом второй степени (см. Интерполяционные формулы); геометрически это означает, что кривая, описываемая уравнением у = f(x), заменяется близкой к ней кривой, состоящей из отрезков парабол. Погрешность, возникающая в результате применения С. ф., равна
[ris]

где
[ris]

Если подинтегральная функция f(x) - многочлен степени т < = 3, то С. ф. является не приближённой, а точной, так как в этом случае flv(x) =0.

С. ф. названа по имени Т. Симпсона, получившего её в 1743, хотя эта формула была известна ранее, напр. Дж. Грегори (1668).

О других формулах для приближённого вычисления определённых интегралов см. в ст. Приближённое интегрирование.

СИМПТОМ (от греч. symptoma- случай, совпадение, признак), признак к.-л. явления, напр. болезни. В медицине различают С. неспецифические (общие), встречающиеся при заболеваниях различного генеза (напр., слабость повышение темп-ры тела), и патогномоничные, свойственные только данной нозологич. форме (см. Нозология), напр., " кинжальная боль" в подложечной области при прободной язве желудка; субъективные (выявленные при расспросе больного) и объективные (при обследовании его с помощью осмотра, ощупывания, выстукивания, выслушивания, лабораторных и инструментальных методов диагностики). Выделяют С.- предвестники болезни (см. Продромальный период), ранние (начальные, напр. боль в грудной клетке при воспалении лёгких) и поздние (напр., С. раздражения брюшины при холецистите). Если характерные С. с самого начала заболевания отсутствуют, говорят об атипичном его течении (напр., безболевые формы инфаркта миокарда). Совр. терапия и профилактич. прививки могут существенно менять С. болезни, вплоть до их исчезновения (см. Патоморфоз, Ремиссия). Совокупность С. заболевания (см. Семиотика) - основа диагноза и прогноза.

СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ, лечение проявлений болезни (симптомов) без целенаправленного воздействия на осн. причину и механизмы её развития (в последних случаях говорят соответственно об этиотропном или патогенетическом лечении). Цель С. т.- облегчение страданий больного, напр. устранение боли при невралгиях, травмах, изнуряющего кашля при поражении плевры, рвоты при инфаркте миокарда и т. п. Нередко С. т. применяют в случаях неотложного лечения - до установления точного диагноза (напр., вливание крови или кровезаменителей при остром малокровии, искусственное дыхание и массаж сердца при состоянии клинической смерти). Иногда устранение симптома нецелесообразно (напр., введение обезболивающих средств при остром животе затрудняет последующую диагностику).

СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ГИПЕРТОНИИ, вторичные гипертонии, группа патологических состояний, возникающих как проявление (синдром, симптом) к.-л. заболевания и характеризующихся повышением артериального давления (ср. Гипертоническая болезнь). Нередко именно С. г. определяет тяжесть течения осн. заболевания. Наиболее частая причина С. г.- болезни почек: т. н. почечная гипертония при диффузном гломерулонефрите, нефропатии беременных, пиелонефрите, аномалиях развития мочевыделительной системы и др. Врождённые или приобретённые поражения магистральных сосудов - главных почечных артерий, аорты (коарктация, болезнь отсутствия пульса - вследствие панартериита аорты и её ветвей) сопровождаются, как правило, С. г. Нередко С. г.- осн. клинич. проявление нек-рых эндокринных заболеваний (феохромоцитомы, синдрома Иценко - Кушинга, первичного гиперальдостеронизма и др.) или органич. поражения центр, нервной системы (напр., при черепно-мозговой травме).

Выбор метода и эффективность лечения (в т. ч. хирургического) определяются характером осн. заболевания и механизмом патогенеза С. г. Поскольку при мн. заболеваниях С. г. возникает как защитная (компенсаторная) реакция, направленная на сохранение достаточного кровообращения в жизненно важных органах, артериальное давление в таких случаях не снижают до нормального уровня. Так, напр., осторожно решается вопрос о снижении артериального давления при атеросклерозе аорты, болезни отсутствия пульса, чтобы не вызвать ишемию мозга и др. органов.

Лит.: Р а т н е р Н. А., Артериальные гипертонии, М., 1974. Ф. М. Палеева.

СИМ СА ДЖОН (псевд.- Xён Джэ, И Сук)(1707 -1770), корейский живописец. Член учреждения Тохвасо, выполнявшего в Сеуле роль Академии живописи. Работал тушью в жанре " цветы - птицы"; испытал влияние кит. иск-ва. Среди произв. С. С. Д.-" Цветы, бабочка и кузнечик" (1763, Художеств. гал., Пхеньян), " Небожитель с жабой", " Дождь" (оба - частное собр., Сеул), " Тигр", " Река ночью" (оба - Нац. музей, Сеул).

СИМУЛЬТАННАЯ ДЕКОРАЦИЯ (от франц. simultane - одновременный), тип декорационного оформления спектакля, при к-ром на сценич. площадке устанавливались одновременно (по прямой линии, фронтально) все декорации, необходимые по ходу действия. С. д. использовались в средние века при исполнении литургической драмы, миракля, мистерии, где было принято условное обозначение мест действия (домик или беседка - храм, дворец; два дерева - лес, и т. д.). В эпоху Возрождения с развитием драматургии и сценич. техники С. д. перестали применяться.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956.

СИМУЛЯЦИЯ (от лат. simulatio - видимость, притворство), ложное изображение болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием. Различают умышленную и патологич. С. Умышленная С. обычно преследует корыстные цели (получение пособия по нетрудоспособности, уклонение от воен. службы и др.). Патологическая С. обусловлена болезненным состоянием человека; по своей сущности - это один из симптомов имеющегося у больного заболевания (напр., истерии). От С. следует отличать: самовнушение, когда человек (обычно психически больной) искренне убеждён в наличии у него тяжёлого соматич. недуга, напр. рака; аггравацию - преувеличение признаков действительно существующей болезни; членовредительство - искусственно вызванное повреждение или заболевание. О диссимуляции говорят при умышленном утаивании, сокрытии, затушёвывании болезни (напр., с целью пройти отбор при поступлении на работу или в учебное заведение). Сов. законодательство устанавливает уголовную ответственность за С., если она является способом уклонения от призыва на действит. военную службу (ст. 17 Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, ст. 80 УК РСФСР) или уклонения от несения обязанностей военной службы (ст. 13 Закона об уголовной ответственности за воинские преступления, ст. 249 УК РСФСР).

Диссимуляция уголовно не наказуема, но может повлечь определённые юридич. последствия (напр., увольнение с работы).

СИМУШИР, остров в средней части Большой гряды Курильских островов, в Сахалинской обл. РСФСР. Дл. 58 км, шир. 6-10 км, на перешейке Косточко сужен до 2, 5 км. Представляет собой цепь вулканич. конусов, слившихся подножиями; включает действующие вулканы Прево (1360 м), кальдеру Заварицкого и Горящую Сопку. Значительны недавно действовавшие вулканы Мильна (1539 м) и Уратман с обширной кальдерой, занятой бухтой Бррутона. На склонах - ольховый и берёзовый стланики, у берегов - океанич. луга с примесью низкорослого курильского бамбука. На острове - населённый пункт Китобойный.

СИМФЕРОПОЛЬ, город, центр Крымской обл. УССР. Расположен на р. Салгир. Ж.-д. ст. Узел шосс. дорог. Аэропорт. 280 тыс. жит. в 1975 (в 1939 -143 тыс.; в 1959 - 186 тыс.; в 1970 -249 тыс.).

На месте С. в 3 в. до н. э.- 4 в. н. э. находилась столица Скифского гос-ва Неаполь Скифский, затем тат. крепость Керменчик. В 15 в. возникло тат. поселение Акмечеть, на месте к-рого в 1784 основан С.- как адм. центр Таврической обл. (в 1787-96 и с 1802 - губерния). В 19 в. местный торг. центр. В 1874 через С. прошла ж. д. Лозовая-Севастополь. В 1900 возникла с.-д. орг-ция. Советская власть установлена 13(26) янв. 1918. Был захвачен иностр. интервентами и белогвардейцами, освобождён 13 нояб. 1920. В 1921-45-столица Крымской АССР. В период Великой Отечеств. войны 1941-45 оккупирован нем.-фаш. войсками (с 1 нояб. 1941 по 13 апр. 1944). В С. действовали подпольные партийно-комсомольские орг-ции (секретарь подпольного горкома партии И. А. Козлов). После войны С. восстановлен, реконструированы и расширены пром. предприятия. С. превратился в крупный пром. центр. Главные отрасли пром-сти - пищевая (консервная, винодельческая, эфирномасличная, мясо-молочная, таб.), лёгкая (трикотажная, хл.-бум., ткацкая, швейная, кож.-обув.). Важное значение имеют машиностроение и металлообработка (з-ды: по выпуску оборудования для пищ. пром-сти, по произ-ву телевизоров, запасных деталей для с.-х. машин, авторем. и др.); хим. пром-сть (з-ды: по произ-ву изделий из пластмасс, бытовой химии). Произ во стройматериалов. Близ С.- водохранилище; ГРЭС им. В. И. Ленина.

В послевоенные годы создан общественный центр с парком, застроены жил. р-ны (в т. ч. по проспекту Ю. Гагарина, 1957-65, арх. В. П. Мелик-Парсаданов), выстроены ж.-д. вокзал (1953, арх. А. Н. Душкин и др.), Дворец пионеров и школьников (1971, арх. Б. Д. Ябчаник, Е. В. Кондрацкий). Пам. В. И. Ленину (бронза, гранит, 1967, скульптор В. Г. Стамов). В С. 3 высших уч. заведения (в т. ч. Симферопольский университет), 9 ср. спец. уч. заведений (в т. ч. техникумы ж.-д. транспорта, пищ. пром-сти, автотранспортный, общественного питания и др.). 3 театра (укр. муз.-драматич., русский драматич., кукол). Краеведческий, художественный музеи. Туристская база. Троллейбусное сообщение с Юж. берегом Крыма.

Симферополь. Железнодорожный вокзал. 1953. Архитектор А. Н. Душкин.

Симферополь. Центральный универмаг.

Лит.: Баев Е., Симферополь. Очерк-путеводитель, Симферополь, 1967; Симферополь. (Фотоальбом. Автор текста Г. Михайленко, фото Н. Плаксина], К., 1968; [Думнов Д. Ф., сост.], Симферополь. Путеводитель-справочник, Симферополь, 1973.

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.Фрунзе, организован в 1972 на базе Крымского пед. ин-та, осн. в 1925 при реорганизации Таврического (Крымского) ун-та (1918-25). В вузе работали А. А. Байков, В. И. Вернадский, Б. Д. Греков, А. Ф. Иоффе, Н. М. Крылов, Г. Ф. Морозов, В. А. Обручев, В. И. Палладии, И. Е. Таим; учились И. В. Курчатов, К. И. Щёлкин и др. В составе ун-та (1975): ф-ты - физич., математич., естеств. наук, географич., историч., филологич., романо-герм. филологии, физич. воспитания; вечернее, заочное и подготовит. отделения, 43 кафедры, вычислит. центр, зоологич. музей, уч. геобиостанция; в б-ке св. 700 тыс. ед. хранения. В 1974/75 уч. г. обучалось 5, 7 тыс. студентов, работало св. 300 преподавателей, в т. ч. 22 профессора и доктора наук, 165 доцентов и кандидатов наук.

СИМФИЛЫ (Symphyla), класс мелких (до 8 мм) членистоногих из группы многоножек. Тело белое или желтоватое. На голове пара четковидных усиков и 3 пары ротовых органов. Глаз нет. Туловище с 12 парами ног; у оснований ног 3-12-й пар имеются выпячивающиеся перепончатые мешочки, через стенки к-рых происходит всасывание воды. Дыхательная система (трахеи) открывается 1 парой дыхалец на голове. Способ оплодотворения С. своеобразен: самец откладывает на стенки ходов в почве сперматофоры; самка подбирает их ротовыми органами (при этом сперма проникает в спец. полости в челюстях), затем захватывает челюстями яйцо, выходящее у неё из отверстия на 3 сегменте туловища (в это время яйцо оплодотворяется спермой), и прикрепляет его к субстрату. Из яиц выходят личинки с неполным числом туловищных сегментов (6-7). С. развиваются и живут в почве, подстилке, под камнями и т. п. Питаются гниющими растительными остатками. Иногда в теплицах вредят нежным корешкам всходов. Ок. 120 видов. Распространены на всех континентах, кроме Антарктиды; встречаются повсеместно. В СССР фауна С. недостаточно изучена. Назв. одного из сем.С. - сколопендреллы - ранее распространяли на всех С.

СИМФОНИЕТТА (итал. sinfonietta, уменьшит, от sinfonia), маленькая симфония.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. К С. м. относят и сочинения, в к-рых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует; понятие " С. м." распространяют и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (см. Концерт). Жанры С. м. разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произв., так и миниатюры. Важнейшие жанры - симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфонич. поэма, фантазия. К С. м. могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы - симфонич. картины, интермеццо. Привлечение симфонич. оркестра - высшего, наиболее развитого инструментального состава - определяет большие возможности С. м. в воплощении самого значительного и богатого содержания. Лишь условно к С. м. относят произведения, возникшие до появления симфонич. оркестра и предназначавшиеся для исполнения др. оркестровыми и ансамблево-оркестровыми составами. Это популярные в 17 в. и 1-й пол. 18 в. старинная танцевальная сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада, дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к кон. 18 в., проходило параллельно с созданием новых, характерных для С. м. жанров, и в первую очередь симфонии. Видная роль в этом принадлежит мангеймской школе и в особенности венской классической школе, представителями к-рой были И. Гайдн, В. А. Моцарт (2-я пол. 18 в.) и Л. Бетховен (конец 18 - 1-я четверть 19вв.). Основы С. м. были заложены Гайдном, в творчестве к-рого произошло полное обособление ансамблевой и собственно оркестровой музыки. Важнейший вклад внесли Моцарт и Бетховен. Творчество Бетховена составляет высочайшую вершину в развитии мировой С. м. В его симфониях, а также увертюрах и концертах запечатлены величественные художеств. концепции, нашло глубокое отображение типическое для эпохи содержание. Для этих сочинений Бетховена характерен особый тип муз. развития (представленный также его квартетами, фп. сонатами и др.), необычайно последовательного и логичного, раскрывающего художеств. замысел через противопоставление контрастных тематич. элементов и их активную разработку, т. е. такой тип развития, к-рый дал основания виднейшему сов. муз. учёному Б. В. Асафьеву выдвинуть особое понятие симфонизма.

В симфонич. творчестве мн. композиторов-романтиков - Ф. Мендельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа и др.- большое значение приобретает муз. программность (см. Программная музыка). Наряду с программной симфонией культивируется и программная увертюра (в особенности у Мендельсона). Возникает и новый жанр программной симфонич. поэмы, созданный Листом и в последующее время представленный мн. сочинениями К. Сен-Санса, Р. Штрауса, а также композиторов новых нац. школ - Б. Сметаны, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В области программной симфонии вслед за Г. Берлиозом и Ф. Листом большой вклад внёс Г. Малер. Параллельно развивается и непрограммная С. м.

Важнейшее место С. м. занимает в творчестве рус. композиторов: основоположника рус. классич. симфонизма М. И. Глинки, представителей " новой русской музыкальной школы" (" Могучей кучки") М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, а также П. И. Чайковского, в последующее время - А. К. Глазунова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Они создали много значительных сочинений в самых разнообразных жанрах С. м. Традиции рус. С. м. наследуют и развивают сов. композиторы, представители разл. нац. школ. В их С. м. находит отображение новое, отвечающее сов. эпохе содержание. Крупнейшие мастера сов. симфонич. музыки-Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.

Лит.: Советская симфоническая музыка. Сб. ст., М., 1955; Попова Т. В., Симфоническая музыка, М., 1963; Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, М., 1963; Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, 2 изд., Л., 1967; U г i с h H. Symphonic music..., N. Y., 1952; Konzertbucb. Orchestermusik, hrsg. von K. Schonewolf. Tl 1-2, В., 1958-60.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, один из видов оркестра.

СИМФОНИЯ (от греч. symphonia -созвучие, от syn - вместе и phone -звук), муз. произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. В отд. С. привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и С. для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра нар. инструментов и др. составов. Обычно С. состоит из 4 частей: первая - в форме сонатного аллегро, вторая - медленная лирическая, третья - менуэт или скерцо, четвёртая - финал, зачастую в рондообразной форме, с использованием песенно-танц. тем. С.- высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значит. идей и замыслов. Подобный смысл термин " С." получил лишь в 18 в. В Др. Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Зап. Европе - консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отд. произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, " Священные симфонии" Дж. Габриели (Италия, 16-нач. 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.)-крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С нач. 17 в. С. чаще называли инструмент. вступления - в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классич. С. важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским " оперным симфониям" (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы в первой части.

В 18 в. С. отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы мн. других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значит, этап в формировании С. связан с деятельностью композиторов мангеймской школы; в области С. работали также итальянские, австрийские, франц. композиторы. В сер. 18 в. в состав С. вошёл менуэт.

В творчестве композиторов венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С. до своих 12 больших " лондонских" С. (1791-95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отд. частей (важнейшее значение в них приобрело тематич. развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произв. Ранее " лондонских" симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего ок. 50), в т. ч. лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая назв. " Юпитер". Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С. большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С. Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я (" Героическая"), а также 5-я, бгя (" Пасторальная"), 7-я и 9-я С. (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).

Композиторы-романтики сохранили традиц. схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирич. С., одним из ярких образцов к-фой явилась С. си минор Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С. обрели черты программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С.- ярко новаторская " Фантастическая симфония" Берлиоза (автор 4 С.), возникшие позднее симфонии " Фауст" и " Данте" Листа. Однако программные замыслы в романтич. музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонич..поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпич. симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С. в кон. 19 - нач. 20 вв. был Г. Малер (9 завершённых С.), порой привлекающий и вокальное начало. Значит.. С. на Западе создали представители новых нац. школ: во 2-й пол. 19 в.-А. Дворжак в Чехии, в 20 в.- К. Шима-новский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии франц. композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в кон. 19 - нач. 20 вв. главенствовала большая С. (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов " камерная симфония".

Значит. место жанр С. занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершённых С., 2-я - " Богатырская"), П. И. Чайковского (6 С., 6-я-" Патетическая", а также программная С. " Манфред"), А. К. Глазунова (8 завершённых С.), А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произв. в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович (15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.). Значит. С. написаны композиторами Украины, Грузин, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и др. сов. республик.

Лит.: Б е к к е р П., Симфония от Бетховена до Малера, Гпер. с нем.), Л., 1926 Попова Т., Симфония. Пояснение М.-Л., 1951; 55 советских симфоний, Л. 1961; Вейнгартпер Ф., Исполнение классических симфоний.... пер. с нем.. т. I М., 1965; К о н с н В., Театр и симфония 2 изд., М.. 1975; Ярустовский Б. М. Симфонии о войне и мире, М.. 1966; В г е n e t M., Histoire de la symphonic a orchestre,..., P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite. Lpz., 1921.

СИНАГОГА (от греч. synagoge - собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине в 4 в. до н. э. и в Египте в 3 в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры С. стали создаваться повсюду, где жили евреи. Первые С. сыграли известную роль в распространении монотеизма. В С. совершается богослужение, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда. В ср. века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от С. (отлучению подверглись, напр., Уриель Акоста, Б. Спиноза).

Архит. типы С. весьма многообразны. Общими их чертами являются прямоугольный план, неск. нефов (3 или 5), " ковчег завета" (у вост. стены) со свитками Библии и впереди него - возвышение для чтения священных текстов.

Лит.: Wischnitzer R., The architecture of the European synagogue, Phil.. 1964

СИНАЙСКИЙ Виктор Александрович [21.10 (2.11). 1893, Мариуполь, - 27.1. 1968, Ленинград], советский скульптор. Учился в петроградской АХ у В. А. Беклемишева (1917-20). Преподавал в ленингр. АХ (1921-51. с перерывами).

В. А. Синайский. " Молодой рабочий". Бронза. 1937. Третьяковс кая галерея.

Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (бюст. Ф. Лассаля, гипс, 1918, не сохранился; вариант - гранит, 1921, Русский музей, Ленинград). В лучших произв. С. (" Молодой рабочий", бронза, 1937, Третьяковская гал.; памятник Н. А. Добролюбову в Ленинграде, бронза, гранит, 1950-59), отличающихся ясностью композиции, сочетаются непосредственность этюда с завершённостью и полнотой образа.

СИНАЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, полуостров на 3. Азии, между заливами Красного м. Суэцким и Акаба, часть терр. Египта. Пл. ок. 25 тыс. кмг. На Ю.-горы сложенные гранитами, гнейсами, кристаллич. сланцами, выс. до 2637 м (г. Катерин, высшая точка Египта), к С. поверхность понижается до 500-1000 м; преобладают сильно расчленённое каменистое плато- Эгма и часть плато Эт-Тих. Вдоль Суэцкого зал.-узкая песчаная низменность. Месторождения нефти (Судр, Абу-Рудайс, Эт-Тур), марганцевой руды (Умм-Бугма). Климат переходный от субтропич. к тропич., жаркий, сухой, осадков менее 50 мм в год. Постоянных рек нет, густая сеть вади. Растительность разреженная пустынная (полукустарничковая и травянистая - эфемеры и эфемероиды). По сухим руслам - колючие кустарники и отд. деревья. Кочевое скотоводство (овцы, козы, верблюды), в оазисах - возделывание финиковой 9 пальмы, ячменя, проса, кукурузы.

Среди памятников архитектуры и иск-ва, находящихся на С. п., выделяется монастырь св. Екатерины (осн. в 4 в.; богатейшее собрание произв. византийского иск-ва, а также ср.-век. рукописей), где были созданы древнейшие христианские иконы (6 в.), написанные в технике восковой живописи и по своему образному строю близкие фаюмским портретам.

Лит.: Памятники Синая археологические н палеографические, в. 1 - 2, СПБ - Л., 1912-25: Soteriu G. kai M., Eikones tes mones Sina, t. 1-2, Athenai, 1956 - 58 (на греч. н франц. яз.).

СИНАЙСКОЕ ПИСЬМО, линейно рисуночная, слоговая или квазиалфавитная система письма начала-сер. 2-го тыс. до н. э. Открыта англ, археологом У. Питри Флиндерсом в 1904-05 на Синайском п-ове, близ др.-егип. малахитовых рудников. Не дешифрована. В науке (Питри, А. Гардинер, В. В. Струве) было распространено мнение, что С. п.-промежуточное звено между егип. иероглификой н финикийским буквенным письмом.

Лит.: Driver G. R., Semitic writing from pictograph to alphabet, L., 1954; Gelb I. J., A study of writing, Chi., 1963.

СИНАЛАР, лекарственное средство из группы гормональных препаратов. Применяют в виде мази при лечении нек-рых воспалит, и аллергич. заболеваний кожи.

СИНАЛОА (Sinaloa), штат в Мексике, в центр, части Тихоокеанского побережья. Пл. 58, 1 тыс. км2. Нас. 1530 тыс. чел. (1974). Адм. ц.- г. Кульякан. С. даёт 7% продукции растениеводства Мексики (1970). Осн. культуры: хлопчатник, рис, помидоры, сах. тростник, соя; на Ю.- субтропич. плодоводство. Вывоз ранних овощей в США. Пищ., сах., хлопкоочистит. пром-сть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.