Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 36 страница






И. М. Дьяконов.

СЕМИТЫ, термин, введённый в науку немецкими учёными А. Л. Щлёцером и И. Г. Эйхгорном в 80-х гг. 18 в. для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта. Почерпнут из Ветхого завета, где ряд народов объединён под общим назв. " сыны Сима". В совр. науке термин " С." употребляется:

1) по отношению к реконструируемой этнич. общности, явившейся носителем языка - предка языков многих народов, создавших ряд гос. образований в Передней Азии (прасемиты, протосемиты);

2) по отношению к древним и совр. народам, говорящим на языках, входящих в семью семитских языков (точнее было бы употребление термина " семитоязычные народы"). На основании нек-рых научных данных представляется вероятным, что прасемиты (кочевники и скотоводы) населяли некогда сев. Сахару, откуда предположительно в нач. 5-го тыс. до н. э. вследствие интенсивного изменения климата начали продвигаться на восток. По мнению одних учёных (нем. Т. Нёльдеке, англ. У. Р. Смит), С. постепенно заселили Аравийский п-ов, откуда затем отд. волнами в течение тысячелетий проникали в Двуречье и Сирийскую степь, на восточное побережье Средиземного м.; нек-рые учёные (напр., И. М. Дьяконов, СССР) считают, что после перехода дельты Нила одни двинулись на юг и заселили Аравию, другие пошли на север и северо-восток. Ряд учёных (напр., Ж. Кюппе, Бельгия) полагает, что С. после выхода из Сахары в течение нек-рого времени сохраняли свою общность, заселив Сирийскую степь, и именно оттуда начали расселение; нек-рые предполагают, что все семито-хамитские народы произошли из Аравии.

По наиболее распространённому мнению, в кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н, э. С. разделились (по языку) на две большие группы - Восточную и Западную. Восточная (сев.-вост.) группа первоначально расселилась в сев. части Юж. Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (нач. 3-го тыс. до н. э.). Представители этой группы говорили на аккадском языке. С сер. 3-го тыс. до н. э. аккадцы проникают в юж. часть Юж. Двуречья, и вскоре язык сев.-вост. группы С. вытесняет шумерский.

Дальнейшая судьба этой группы С. связана с историей Аккада, Вавилонии, Ассирии. Зап. С., в свою очередь, делятся на две или три группы. Одна (сев.-зап.) расселялась в Палестине, Сирии, Сев. Месопотамии двумя волнами. Первыми известными представителями этой группы (3-2-е тыс. до н. э.) были амориты и ханаанеы, затем финикийцы и евреи (с кон. 2-го тыс. до н. э.) и особая подгруппа С.- арамеи; отд. племена арамеев (?) проникли в Юж. Двуречье (халдеи) и даже перешли р. Тигр. Другая (южносемитская) группа во 2-м тыс. до н. э. занимала терр. Аравийского п-ова. Её юж. часть в то время, вероятно, составляли жители древних гос-в в Юж. Аравии Майна, Сабы, Катабана, Хадрамаута (маинцы, хадрамаутцы, сабейцы, катабанцы и др.). Не исключено, что именно представители этой подгруппы заселили в 1-м тыс. до н. э. Эфиопию. Сев. подгруппа юж.-семитской группы была во 2-1-м тыс. до н. э. представлена лихья-нитами, самуд и др., объединёнными не позже нач. 1-го тыс. до н. э. под назв. арабы. Выход арабов за пределы Аравийского п-ова в 7 в. н. э. (см. Арабские завоевания) рассматривается как последняя и крупнейшая волна расселения С. К числу семитоязычных народов относят арабов, мальтийцев, потомков древних представителей юж. подгруппы юж. С. в Юж. Аравии (махри, шахри, жителей о. Сокотра и др.), амхара, тигре и ряд др. народностей Эфиопии, израильтян, новосирийцев.

Лит. см. при статьях Семитология, Семитские языки. Г. М. Бауэр.

СЕМИХАТОВ Александр Николаевич [24.1(5.2).1882, Ртищево, ныне Саратовской обл., - 29.5.1956, Москва], советский гидрогеолог, доктор геол.-минералогич. наук (с 1937), засл. деятель науки и техники РСФСР (1947). После окончания Моск. ун-та (в 1910) преподавал (с 1922 проф.) в Моск. с.-х. ин-те (ныне Моск. с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). В 1914 С. одним из первых в России начал читать курс гидрогеологии. С 1930 проф. Моск. ин-та инженеров водного х-ва. Осн. труды по геологии и гидрогеологии ряда районов СССР. Произвёл гидрегеологич. районирование СССР и составил карту артезианских и грунтовых вод Европ. части СССР. Автор руководств: " Подземные воды СССР" (1934) и " Гидрогеология" (1954). Награждён орденом Ленина.

СЕМНАДЦАТАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б), состоялась 30 янв.- 4 февр. 1932 в Москве; присутствовало 386 делегатов с решающим голосом и 525 с совещательным. Порядок дня: Итоги развития пром-сти за 1931 и задачи 1932 (докладчик Г. К. Орджоникидзе); Директивы к составлению 2-го пятилетнего плана нар. х-ва СССР на 1933-37 (В. М. Молотов и В. В. Куйбышев). Конференция отметила, что итоги развития пром-сти за 1931 обеспечили выполнение директив 16-го съезда ВКП(б) (1930) о завершении 1-й пятилетки в 4 года. За 1931 продукция пром-сти возросла на 20%. Были введены в эксплуатацию крупнейшие предприятия: Нижегородский (Горьковский) и Моск. автозаводы, Харьковский тракторный з-д и Саратовский з-д комбайнов, 1-я очередь Уральского з-да тяжёлого машиностроения и др. Закладывалась новая угольно-металлургич. база - Урало-Кузбасский комбинат. Созданная за годы 1-й пятилетки технич. база нар. х-ва позволяла развивать все отрасли пром-сти и обеспечивала дальнейшую реконструкцию и механизацию с. х-ва.

Был создан фундамент социалистич. экономики в СССР. Конференция указала на ряд недостатков в работе пром-сти, наметила меры по их устранению и определила осн. задачи плана на 1932.

Конференция выработала директивы к составлению плана 2-й пятилетки на 1933-37 (см. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР). Было подчёркнуто, что реконструкция нар. х-ва требует полного овладения техникой, создания кадров технич. интеллигенции из рабочих и крестьян, подъёма культурного уровня всех трудящихся.

Конференция закрепила линию на совершенствование методов управления пром-стью, отвергла левацкие предложения о переходе к " продуктообмену", об " отмирании денег" уже на данной стадии строительства социализма.

Лит.: XVII конференция ВКП(б). Стенографический отчет, М., 1932; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 5, М., 1971; История КПСС, т. 4, кн. 2, М., 1971. Б. В. Гаубих.

СЕМНАДЦАТЫЙ СЪЕЗД ВКП(б), состоялся 26 янв.- 10 февр. 1934 в Москве; присутствовало 1225 делегатов с решающим голосом и 736 с совещательным голосом, представлявших 1 872 488 чл. партии и 935 298 кандидатов в чл. партии. Порядок дня: Отчётные доклады ЦК ВКП(б) (докладчик И. В. Сталин), Центр. ревизионной комиссии (М. Ф. Владимирский), ЦКК - РКИ (Я. Э. Рудзутак), делегации ВКП(б) в ИККИ (Д. 3. Мануильский); План второй пятилетки (В. М. Молотов и В. В. Куйбышев); Организац. вопросы (парт. и сов. строительство) (Л. М. Каганович). Выборы центр. органов партии.

Съезд проходил в обстановке всеобщего политич. и трудового подъёма сов. народа, вызванного завершением 1-й пятилетки (1929-32) в 4 года и решающей победой ленинской политики социалистич. индустриализации страны, производств. кооперирования крестьянства и ликвидации эксплуататорских классов в СССР. К съезду партия пришла единой и сплочённой. Длительная внутрипарт. борьба завершилась поражением оппозиционеров, не веривших в возможность построения социализма в СССР, мешавших проведению ген. линии партии.

На съезде был дан анализ междунар. обстановки. В условиях смены мирового экономич. кризиса 1929-33 депрессией особого рода, грозившей системе капитализма новыми экономич. потрясениями, роста рабочего и демократич. движения империалистич. буржуазия шла на установление фаш. режимов, проводила политику воен. авантюр. Съезд указал на опасность возникновения империалистич. войны, непосредственно угрожавшей СССР, подчеркнул необходимость особой бдительности, признал одной из основных задач 2-й пятилетки дальнейшее повышение оборонной мощи страны.

Съезд подвёл итоги 1-й пятилетки, в результате выполнения к-рой СССР превратился из отсталой агр. страны в индустриально-колхозную державу; был "...построен фундамент социалистической экономики, разгромлен последний капиталистический класс - кулачество, а основные массы крестьянства - колхозники стали прочной опорой Советской власти в деревне. СССР окончательно укрепился на социалистическом пути" (" КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 5, 1971, с. 129). Съезд одобрил политич. и практич. работу ЦК ВКП(б); принял решение руководствоваться положениями и задачами, выдвинутыми в отчётном докладе ЦК.

Съезд принял резолюции, одобряющие работу ЦКК - РКИ и деятельность делегации ВКП(б) в Исполкоме Коминтерна.

Была принята резолюция " О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-37) ". Основной политич. задачей 2-й пятилетки являлись полная ликвидация остатков капиталистич. элементов и причин, порождающих эксплуатацию человека человеком, упрочение и развитие социалистич. производств. отношений. Основной хоз. задачей ставилось завершение технич. реконструкции всего нар. х-ва. Съезд определил, что главное условие выполнения пятилетки - это освоение новой техники. По пятилетнему плану было решено установить среднегодовой прирост пром. продукции в размере 16, 5%, повысить производительность труда на 63%, снизить себестоимость продукции на 26%. Общая стоимость вводимых в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий должна была составить 132 млрд. руб.-в 3 раза больше, чем в 1-й пятилетке. Около половины всех капиталовложений выделялось для создания баз индустриализации в вост. р-нах: Урал, Сибирь, Башкирия, Казахстан, Ср. Азия. В деревне должны быть завершены кооперирование крестьянства и технич. реконструкция всего с. х-ва. Съезд указал, что основой хоз. деятельности должны быть внедрение хозрасчёта, усиление планово-финанс. дисциплины, укрепление рубля. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных технич. кадров. Предусматривалось значит. возрастание нац. дохода и дальнейшее повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся (см. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР).

Съезд конкретизировал ряд вопросов марксистско-ленинского учения о социалистич. обществе: об укреплении и повышении организующей роли гос-ва диктатуры пролетариата в период перехода к социализму, о правильном понимании равенства при социализме и др. (см. История КПСС, т. 4, кн. 2, 1971, с. 270-72).

Принята резолюция по организац. вопросам. В ней было указано, что сложность задач завершения реконструкции нар. х-ва требовала поставить организац. работу на уровень политич. руководства. Был принят Устав партии в новой редакции; внесённые дополнения были направлены на закрепление руководящей роли партии в строительстве социалистич. общества (см. Устав Коммунистической партии Советского Союза). Во введении, впервые включённом в Устав, подчёркивалось, что Коммунистич. партия "...есть передовой, организованный отряд пролетариата Союза ССР, высшая форма его классовой организации" (" КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 5, 1971, с. 160). Повышалась требовательность к коммунистам и к вступающим в члены партии. Для вступающих в ВКП(б) увеличивались число рекомендаций и стаж для рекомендующих. Вводились дифференцированные условия приёма по 4 социальным категориям.

Для обеспечения роста рядов партии прежде всего за счёт рабочих им предоставлялись преимущества при приёме по сравнению с др. социальными группами. В Устав был включён новый раздел " О внутрипартийной демократии и партийной дисциплине". Подчёркивались необходимость соблюдения строжайшей дисциплины всеми членами партии, недопустимость фракций и группировок. Вместе с тем указывалось, что свободное и деловое обсуждение вопросов парт. политики является неотъемлемым правом каждого члена партии. Для сплочения вокруг ВКП(б) беспарт. активистов, помогавших ей в работе, при низовых парт. орг-циях создавались группы сочувствующих. Съезд решил преобразовать парт. ячейки на предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах, воинских частях и т. п. в первичные партийные организации, дабы усилить их влияние при решении производств. вопросов, повысить роль коммунистов на предприятиях. В области сов. строительства съезд нацелил парт. орг-ции на совершенствование структуры гос. органов, улучшение их деятельности, на борьбу против разрастания адм. и хоз. аппарата.

ЦКК - РКИ была преобразована в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при СНК СССР [см. статьи Центральная Контрольная Комиссия ВКП(б), Рабоче-Крестьянская Инспекция].

На съезде выступили с покаянными речами и признанием успехов партии бывшие лидеры оппозиц. группировок Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, М. П. Томский и др. Съезд настороженно встретил выступления тех, кто ранее своей капитулянтской политикой мешал партии идти вперёд; делегаты требовали от них не на словах, а на деле доказать свою готовность осуществлять вместе с партией выработанный ею курс.

ЦК избран в составе 71 члена и 58 кандидатов; избраны были Центральная ревизионная комиссия, Комиссия парт. контроля, тайным голосованием одобрен состав Комиссии сов. контроля.

В работе съезда участвовали представители мн. других компартий, давшие высокую оценку успехам СССР, внутр. и внеш. политике ВКП(б). Это явилось демонстрацией единства коммунистич. авангарда междунар. рабочего движения.

Лит.: XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет, М., 1934; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 5, М., 1971; История КПСС, т. 4, кн. 2, М., 1971. Б. В.Гаубих.

СЕМНАДЦАТЫЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ, состоялся в Москве 15-21 янв. 1937. См. Чрезвычайный семнадцатый Всероссийский съезд Советов.

СЕМНАН, город на С. Ирана, адм. центр главного губернаторства Семнан. 45 тыс. жит. (1973). Ж.-д. ст. Текст., таб., металлооор. предприятия. В р-не С.- разработки свинцово-цинковых руд, железа, серы, поваренной соли.

СЕМПЕР Иоханнес [10(22).3. 1892, вол. Тухалаане, ныне Вильяндиского р-на, -21. 2. 1970, Таллин], эстонский советский писатель, нар. писатель Эст. ССР (1964). Чл. КПСС с 1940. В 1928 окончил Тартуский ун-т, в 192S-40 преподавал в нём. В 1930-40 ред. журн. " Лооминг". В 1940 министр просвещения.

Печатался с 1910. Автор сб-ков стихоз " Пьеро" (1917), " Пять чувств" (1926), " Колесо ветров" (1936), " Не могу молчать" (1943, пр. Сов. Эстонии, 1947), " Как бы смог ты жить? " (1958), " Страницы, как листья в ветер" (1972, посмертно) и др. В поэзии С. год от года углублённее и шире звучала гражд. и филос. тематика. В романах " Ревность" (1934) и " Камень на камень" (1939, рус. пер. 1966) С. показал себя мастером психологического реализма. В романе " Красные гвоздики" (1955, рус. пер. 1956) отображено расслоение интеллигенции на пороге революц. событий 1939-40. Автор пьес (сб. " Пьесы", 1961), кн. воспоминаний " Путешествие в прошлое" (1969), гос. гимна Эст. ССР (пр. Сов. Эстонии, 1947), книг эссе. Переводил соч. Данте, Дж. Боккаччо, Э. Верхарна, А. Блока, П. Неруды и др. Пред. правления СП Эст. ССР (1946-50). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Teosed, t. 1-8, Tallinn, 1962-71; в рус. пер.- Стихотворения. [Вступ. ст. Р. Парве], М., 1962.

Лит.: Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971; S i ir a k E., Johannes Semper, Tallinn, 1969. P. Парве.

СЕМПРОНИИ (Sempronii), в Др. Риме знатный плебейский род, к к-рому принадлежали Гай и Тиберий Гракхи.

СЕМУЛЕ Марта Альмовна [р. 31.3(13.4). 1904, ныне Гулбенский р-н Латвийской ССР], доярка колхоза " Копдарбиба" Гулбенского р-на Латвийской ССР в 1948-61, дважды Герой Социалистич. Труда (1953, 1958). Чл. КПСС с 1953. Надои молока от каждой из обслуживаемых С. коров 5500-6000 кг в год в 1952-60. На 14-м и 17-19-м съездах КП Латвии избиралась членом ЦК КП Латвии. Депутат Верховного Совета СССР 4-гэ и 5-го созывов. Депутат Верховного Совета Латвийской ССР 3-го созыва. Награждена 2 орденами Ленина, а также медалями.

" СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ" (лат. " septem artes liberates"), учебные предметы (" науки") средневековой ср. школы и " артистических" (подготовительных) факультетов ун-тов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium -трёхпутие) - грамматику, риторику, диалектику и к в а д р и в и у м (лат. quadrivium - четырёхпутие) - арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в антич. период. В ср. века разнообразное и богатое для своего времени содержание антич. системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религ. целях (напр., грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церк. книг, риторика - как пособие для составления церк. проповедей, астрономия - для вычисления пасхалий, диалектика - для споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводились к мистич. толкованию чисел). В конце средневековья и особенно в эпоху Возрождения " С. с. и." в ср. школах и на " артистических" ф-тах ун-тов стали приобретать светский характер. Систему " С. с. и." сменила система классич. гимназий (см. Классическое образование).

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, в представлении античного общества - наиболее прославленные достопримечательности древних культур. Из С. ч. с., включающих самые разнородные памятники, только др.-егип. пирамиды сохранились почти целиком; другие известны по отд. фрагментам (храм Артемиды в Эфесе, ок. 550 до н. э., сожжён в 356 до н. э.; Мавзолей в Галикарнасе) или лишь по свидетельствам антич. авторов [разбитые на насыпных террасах сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в. до н. э.; статуи: Зевса в Олимпии (золото, слоновая кость, ок. 430 до н. э., скульптор Фидий), Гелиоса в Родосе (т. н. Колосс родосский, бронза, ок. 292-280 до н. э., скульптор Харос); маяк в Александрии (ок. 280 до н. э., арх. Сострат Книдский)].

СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологич. отношений.

Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между к-рыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в к-рой брачные отношения имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, к-рая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную (см. Эндогамия) и экзогамную (см. Экзогамия) разновидности, наконец, о парной семье, к-рая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.

На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший в зависимости от конкретно-историч. обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию.

В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов.

" Чем больше, - писал Ф. Энгельс, -...унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 56). Однако главной причиной возникновения моногамии была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историч. форма моногамной С.-патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственников - мужчин. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и др. форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. ч. наложниц (лат. слово ramilia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Ф. Энгельс определяет её как " промежуточную форму" между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельч. произ-ва оно постепенно обособлялось от домашнего х-ва. В то же время развитие свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы С. Вместе с тем устранение многоженства сопровождалось ростом проституции и адюльтера.

С переходом к феодализму "...моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность" (Энгельс Ф., там же, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологич. узы, скреплявшие С. Владычество мужчин было освящено, покорность и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей. На " экономич. каркасе" брака появился " трогательно-сентиментальный покров". Господствующий класс, освобождённый от экономич. забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при к-рой могли появиться " рыцарское отношение к женщине" и " рыцарская любовь". Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между " поработителем - мужчиной и порабощённой женщиной" было дополнено не менее острым конфликтом между экономич. целями собственнич. моногамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Капиталистич. индустриализация разрушила - по крайней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и про-из-вом, аиз всех экономич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта; в С., связанных с ка-питалистич. частной собственностью, экономич. функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших " неразделённых" С. и их патриархальной структуре. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер.

Женщины получили широкий доступ к работе на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в бурж. гос-вах дискриминацию в оплате женского труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в т. ч. право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономич. института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего х-ва и воспитании детей. Однако самая важная часть вклада мужчин падает на более периферийные виды хоз. деятельности С., тогда как женщины, независимо от того, работают они на произ-ве или нет, несут на своих плечах осн. бремя домашнего труда. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля обществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило " нагрузку" на моральные узы.

В капиталистич. обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, " реконструкция" на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для паразитич. слоев. Частнособственнич. отношения при капитализме способствуют распространённости браков по экономич. выгоде, по расчёту. Экономич., политич. и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных, проблемах принимает форму её " самоизоляции". В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов. Так, в США в 1890 один развод приходился на 16 браков, в 1900 - на 13, в 1911 -на 11, в 1920 - на 6, в 1940 - на 5, в 70-х гг. на 3, 5-4 брака. Увеличивается и количество неофициальных разводов -" дезертирств'' (гл. обр. мужчин).

В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и нац. предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего х-ва. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистич. типа С.

Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств произ-ва в социалистич. и коммунистич. обществе должно обязательно сопровождаться " обобществлением" женщин и детей, разрушением С. В действительности коммунистич. идеалом отношений между полами является "...гражданский брак с любовью..." (Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 49, с. 56).

Социалистич. С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономич. расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главной обществ. функцией С. при социализме становится обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей (см. Семейное воспитание), Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, повышается социальная активность С. Вместе с тем определённое число С. в условиях социализма не свободно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. Это обусловливает ещё сравнительно высокий процент разводов в социалистич. обществе. В СССР в 1960 было 1, 3 развода на 1000 чел., в 1965 - 1, 6, в 1970 - 2, 6, в 1973 - 2, 8.

В развитом социалистич. обществе в связи с возрастанием роли морального фактора в обществ. жизни увеличивается и социальная роль С. Происходит дальнейшее обогащение семейных отношений. Нормы нравственности и законодательство в условиях социализма направлены на укрепление С., утверждение принципов социалистич. общежития. В будущем обществе значительно сократится хозяйственно-бытовая функция С. Регистрация брака утратит юридич. характер и превратится в чисто моральный и эстетич. акт. Но можно предвидеть, что деятельность С., направленная на обеспечение личного счастья людей и воспитание молодого поколения, еще более расширится.

Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48; его же, [Письмо] от 4(17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Гроссе Э., Формы семьи и формы хозяйства, пер. с нем., М., 1898; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Штернберг Л., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии, М., 1939; Т э й л о р Э., Первобытная культура, пер. с англ., т. 1 - 2, М., 1939; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Ю р к е в и ч Н. Г., Советская семья, Минск, 1970; Ворожейкин Е. М., Семейные правоотношения в СССР, М., 1972; Дарений Л. Е., Формирование семьи, М., 1972; Аннотированная библиография работ по проблемам семьи в СССР (1957-1971), в. 1-2, М., 1972; Семья как объект философского и социологического исследования, Л., 1974; Семёнов Ю. И., Происхождение брака и семьи, М., 1974; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, 2 Aufl., Basel, 1897; Mac L e n n a n J., Primitive marriage, Edin., 1865; Maine H. S., Dissertations on Early law and custom, L., 1883; Westermarck E., The history of human marriage, L., 1894; Weber M., Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung, Tubingen, 1907; N i m koff M. F., Marriage and the family, Boston, 1947; Parsons Т., Bales R. F., Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Famille et habitation, v. 1 -2, P., 1959 - 60; Piotrowski I., Praca zawodowa kobiety a rodzina, Warsz., 1963; Bell N. W., V о g e 1 E. F., A modern introduction to the family, Toronto, Coode W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family, ed. Н. Т. Christensen, Chi., 1964, S u s s m a n M. В., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Family development in three generation, Camb. (Mass.), 1970; Families in crisis, ed. 1961; P. Glasser, L. Glasser, N. Y., 1970; Sex, career and family, L., [1971]; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (111.), 1971; A 1 d о u s J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900-64, Minneapolis, 1967; M о g e у j., Sociology of marriage and family behavior, 1957 -1968, " Currentsociology", 1969, v. 17, № 1 - 3. А. Г. Харчев. -






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.