Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 34 страница






Фридрих II ставил своей целью захватить Саксонию и обменять её на Богемию (Чехию), а также поставить Польшу в вассальную зависимость от Пруссии. Австрия хотела вернуть Силезию, Франция - захватить Ганновер, а Швеция -прус. Померанию. Россия стремилась остановить опасную экспансию Пруссии на В. и расширить свои границы на 3., а Польшу компенсировать за счёт терр. Пруссии; при этом Россия оговорила своё неучастие в войне против Великобритании.

Пруссия имела хорошо подготовленную 150-тыс. армию, сев.-герм.гос-ва выставили 47 тыс. чел. Антипрус. коалиция располагала вдвое большими силами, но в 1756 не была готова к войне.

Воспользовавшись этим, Фридрих II с 95-тыс. армией 17(28) авг. 1756 вторгся в Саксонию и окружил саксонскую армию (18 тыс. чел.), к-рая 4(15) окт. капитулировала. Австр. войска были отброшены за р. Эгер. В 1757 Фридрих решил воспользоваться медлительностью в развёртывании сил противников и разгромить австрийцев в Чехии до подхода их союзников. Против России в Вост. Пруссии был оставлен корпус фельдм. X. Леваль-да (30 тыс. чел.). 25 апр. (6 мая) прус. войска нанесли поражение австр. армии фельдм. М. Брауна под Прагой и блокировали её в Праге. Но на выручку ей подошла австр. армия фельдм. Л. Дауна, к-рая нанесла поражение пруссакам при Колине 7(18) июня, и Фридрих II был вынужден оставить Чехию. Весной 1757 в войну вступили союзники Австрии. В апреле 70-тыс. франц. армия маршала Л. Ш. д'Эстре заняла Гессен-Кассель, а после капитуляции ганноверской армии при Клостер-Цевене-и Ганновер. Другая франц. армия принца Ш. Субиза (24 тыс. французов и 33 тыс. имперских войск) в августе подошла к Эйзенаху, угрожая вторжением в Пруссию. Фридрих II был вынужден оставить Саксонию и двинуться против франко-имперских войск, к-рые ему удалось 25 окт. (5 нояб.) разгромить при Росбахе. Затем Фридрих перебросил войска в Силезию, где австрийцы заняли Бреславль и осадили Швейдниц, и разгромил австр. войска при Лейтене, после чего прус. войска заняли всю Силезию.

В мае 1757 70-тыс. рус. армия под команд. фельдм. С. Ф. Апраксина двинулась из Лифляндии в Вост. Пруссию. 24 июня (5 июля) был взят Мемель, а 19(30) авг. прус. корпус Левальда был разбит при Грос-Егерсдорфе. Обстановка требовала наступления на Кенигсберг, но Апраксин отвёл армию обратно в Литву. Причиной этого была болезнь и предполагаемая смерть императрицы Елизаветы Петровны, после чего ожидалось изменение внешней политики России в пользу Пруссии. Однако Елизавета выздоровела, а Апраксин был отдан под суд и заменён ген. В. В. Фермором. Швед. войска в сент. 1757 вторглись в Померанию, но после отступления рус. армии отошли к Штральзунду. Зимой 1757-58 рус. войска вновь вступили в Вост. Пруссию и 11(22) янв. 1758 заняли Кенигсберг. Вост. Пруссия была включена в состав России. Кампания 1757, несмотря на значит. успехи прус. войск, показала превосходство сил и возможностей антипрус. коалиции.

В 1758 Фридрих II направил свои гл. усилия против австр. и рус. войск. Он вступил в Чехию и осадил Ольмюц, но действия австр. войск Дауна на его коммуникациях и наступление рус. армии, к-рая в июле осадила Кюстрин, вынудили его перебросить войска к Франкфурту-на-Одере. 14(25) авг. произошло кровопролитное сражение при Цорндорфе, окончившееся безрезультатно. Прус. войска отошли к Кюстрину, а русские -к Ландсбергу. Фридрих II двинулся на помощь принцу Генриху Прусскому, войска к-рого в Саксонии теснили австрийцы, но при Хохкирхе 3(14) окт. потерпел поражение. Однако дальнейшие действия австро-имперских войск Дауна были неудачны, и они отошли из Саксонии. Действия рус. армии Фермера против крепости Кольберг также не имели успеха, и рус. войска отошли за Вислу.

Боевые действия в Ганновере и Гессене шли с переменным успехом. Герцогу Фердинанду Брауншвейгскому и ганноверцам удалось отбросить франц. войска, но затем усилившаяся франц. Рейнская армия Субиза вновь оттеснила брауншвейгцев за Рейн.

Незначит. результаты кампании 1758 вызвали взаимное недоверие среди членов антипрус. коалиции. Россия и Австрия не без оснований подозревали Францию в намерении заключить сепаратный мир. Под их давлением глава франц. пр-ва кардинал Ф. Берни был заменён герцогом Э. Ф. Шуазёлем и между Австрией и Францией был подписан новый Версальский договор о продолжении войны с Пруссией, к к-рому позже присоединилась и Россия.

К нач. 1759 войска антипрус. коалиции насчитывали 352 тыс. чел., Пруссии и её союзников - 222 тыс. чел. Весной рус. армия начала наступление к Одеру. В июне её возглавил новый главнокомандующий ген. П. С. Салтыков, который 12(23) июля разбил прус. корпус ген. К. Г. Веделя при Палъциге и занял Франкфурт-на-Одере, угрожая Берлину. Фридрих II поспешно выступил против рус. войск, на поддержку которых прибыл австр. корпус ген. Г. Э. Лаудона. 1(12) авг. произошло Кунерсдорфское сражение 1759, в к-ром прус. армия была разгромлена. Победа открыла путь на Берлин, но из-за противодействия австр. командования, задержавшего свои войска, была упущена возможность победоносного окончания войны в 1759. На 3. обе объединившиеся франц. армии потерпели поражение при Миндене 21 июля (1 авг.) и отступили из Гессена.

Кампания 1759 обострила противоречия в антипрус, коалиции. Франция, гл. противником к-рой была Великобритания, склонялась к заключению мира и не соглашалась на присоединение Вост. Пруссии к России. Австрия стремилась использовать рус. армию в своих эгоистич. интересах, на что Россия не соглашалась. Неудача англо-франц. переговоров помешала выходу Франции из войны.

В 1760 Фридрих II едва смог набрать армию в 100-120 тыс. чел. против 220 тыс. в рус., австр. и имперских войсках. Однако несогласованность в действиях рус. и австр. командований и бездеятельность последнего привели к тому, что никаких решительных результатов достигнуть не удалось. Занятие Берлина 28 сент. (9 окт.) корпусом ген. 3. Г. Чернышёва не удалось использовать для дальнейшего наступления из-за отсутствия поддержки со стороны австрийцев, и город был оставлен ввиду приближения 70-тыс. прус. армии Фридриха. Заболевшего фельдм. Салтыкова на посту главнокомандующего сменил фельдм. А. Б. Бутурлин. После ухода рус. войск из Берлина Фридрих двинулся в Саксонию и 23 окт. (3 нояб.) нанёс поражение Дауну при Торгау. Франция предложила созвать мирный конгресс, но встретила сопротивление России, к-рая считала, что Пруссия недостаточно ослаблена. Великобритания не шла на компромиссы, а Фридрих решил продолжать войну, чтобы закрепить за собой Силезию.

В 1761 достичь согласованности в действиях русских и австрийцев не удалось, что позволило Фридриху успешно маневрировать. Крупных сражений не происходило. Единственным результатом кампании явилось взятие Кольберга (Колобжега) рус. корпусом ген. П. А. Румянцева 5(16) дек. В августе Франция заключила династич. пакт 1761 с Испанией, Неаполем и Пармой - гос-вами, где правили Бурбоны. Испания вступила в войну на стороне Франции, а Португалия - на стороне Великобритании. Несмотря на огранич. результаты кампании 1761, к концу года положение Пруссии стало тяжёлым: она потеряла половину Силезии, была отрезана от Польши где закупала продовольствие, а рус. войска после захвата Кольберга утвердились в Померании. Сменившееся в Великобритании пр-во отказало Пруссии в дальнейших субсидиях. 25 дек. 1761 (5 янв. 1762) умерла имп. Елизавета Петровна и на престол вступил ярый поклонник Фридриха II - Пётр III, к-рый прекратил войну и возвратил Пруссии все занятые рус. войсками терр., а 24 апр. (5 мая) 1762 заключил с Пруссией союзный договор. Следствием этого был выход из войны Швеции 11 (22)мая 1762. Хотя Пётр III 28 июня (9 июля) 1762 был свергнут Екатериной II и союзный договор с Пруссией расторгнут, война не была возобновлена. Выход России из войны фактически спас Пруссию. Фридрих II, используя рус. корпус Чернышёва, временно действовавший в составе прус. армии, вытеснил австр. войска из Силезии и Саксонии. Генрих Прусский одержал победу над имперскими войсками при Фрейберге (окт. 1762), 23 окт. (3 нояб.) был подписан прелиминарный мир между Пруссией и Францией, а 13(24) нояб. заключено перемирие между Пруссией и Австрией.

Война на море и в колониях вначале развивалась успешно для Франции (см. Меноркское сражение 1756), но с 1758 франц. флот и войска в колониях начали терпеть поражения, а отвлечение сил Франции на войну с Пруссией не давало возможности направить за море подкрепления. В результате англ. войска захватили Канаду (1760), часть Луизианы, Флориду и б. ч. франц. колоний в Индии. 30 янв., (10 февр.) между Великобританией и Францией был заключён Парижский мирный договор 1763, к которому присоединились Испания и Португалия. Завершил С. в. Губертусбургский мир 1763, подписанный 4(15) февр. Пруссией с одной стороны и Австрией и Саксонией - с другой; мир подтвердил прус. владение Силезией и графством Глац.

Хотя С. в. не изменила политич. карты Европы, но существенно повлияла на соотношение сил её участников. Великобритания, значительно расширившая свои колониальные владения за счёт Франции и Испании, стала сильнейшей мор. державой. Укрепила своё положение Пруссия, начавшая в С. в. свою борьбу за гегемонию в Германии. Значительно была ослаблена Франция, экономическое истощение которой усилило внутренний кризис, приведший к Великой французской революции. Ослабленная Австрия стала союзницей России в борьбе против Турции. Для России С. в. создала предпосылки роста её лолитич. влияния, воен. могущества и терр. расширения в последующие десятилетия.

В истории воен. искусства С. в. знаменует классич. период в развитии линейной тактики и т. н. " стратегии измора" с манёвренными действиями на коммуникациях противника.

Война выявила несостоятельность этой стратегии. Рус. армия показала высокие боевые качества и образцы ведения боя в условиях линейной тактики, не придерживаясь слепо её шаблонов. (Карту см. на вклейке к стр. 121)

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 23; т. 28, с. 334-35; Ленин В. И., О брошюре Юниуса, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30; Масловский Д., Русская армия в Семилетнюю войну, в. 1 - 3, М., 1886-91; М е р и н г Ф., Очерки по истории войн и военного искусства, пер. с нем., 6 изд., М., 1956; Дельбрюк Г., История военного искусства в рамках политической истории, пер. с нем., т. 4, М., 1938; Коробков Н. М., Семилетняя война (действия России в 1756-1762), М., 1940; Семилетняя война, М., 1948; Schaefer A., Geschichte des Siebenjahrigen Krieges, Bd1- 2, В., 1867-74; Wadding ton R., La guerre de sept ans, t. 1-5, P., 1899-1914. А. Н. Кочетков.

СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА в СССР, в 1920-50-е гг. неполная средняя общеобразовательная школа. Возникла в 1921. В 20-е гг. часть городских С. ш. именовалась фабрично-заводскими семилетками (ФЗС), сельские С. ш.- школами крестьянской молодёжи, затем школами колхозной молодёжи (ШКМ). В 1934 в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР ''О структуре начальной и средней школы в СССР" были учреждены 3 типа общеобразовательной школы: начальная (1-4-й классы), неполная средняя (1-7-й классы) и средняя (1-10-й классы). Окончившие С. ш. могли продолжать образование в средней общеобразовательной школе, средних специальных и профессионально-технич. уч. заведениях. С введением в 1958 всеобщего обязательного 8-летнего образования С. ш. преобразована в восьмилетнюю школу, являющуюся органической частью средней общеобразовательной школы.

СЕМИЛУКИ, город (с 1954), центр Семилукского р-на Воронежской обл. РСФСР. Расположен на прав. берегу р. Дон. Ж.-д. станция в 11 км к 3. от г. Воронеж. 20, 7 тыс. жит. (1975). Производство огнеупорных изделий, стройматериалов, продукции бытовой химии и др.

СЕМИНАР (от лат. seminarium - рассадник, перен.- школа), один из осн. видов учебных практич. занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. С. используются и как самостоятельная форма тематич. учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Семинарская форма обучения возникла в др.-греч. и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Дальнейшее развитие С. получили в ун-тах Зап. Европы, где с 17 в. они предназначались гл. обр. для работы студентов над источниками (как правило, по гуманитарным наукам). С нач. 19 в. семинарские занятия введены на нек-рых кафедрах в рус. ун-тах. С нач. 20 в. университетские С. стали способствовать расширению общего науч. кругозора студентов, ознакомлению их с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки. Существует 3 осн. типа С.: С., способствующие углублённому изучению определённого систематич. курса, С. по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса и С. (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.

В сов. высшей школе С. предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины. В процессе семинарских занятий студенты овладевают марксистско-ленинской методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретают навыки проведения науч. исследований и их оформления, учатся защищать развиваемые науч. положения и выводы. С. широко используются в системе политич. просвещения.

СЕМИНАРИЯ (от лат. seminarium-рассадник, перен.- школа), название нек-рых средних спец. уч. заведений. С. называются ср. духовные учебные заведения христианства (см. также Религиозное обучение и образование). В дореволюц. России и нек-рых др. странах - пед. уч. заведения для подготовки учителей начальной школы (см. Учительские семинарии).

СЕМИНОЛЫ, племя сев.-амер. индейцев, образовавшееся во Флориде к кон. 18 в. из переселившихся сюда с терр. совр. штатов Алабама и Джорджия выходцев из различных поселений конфедерации криков. В 19 в., в ходе трёх т. н. семинольских войн (1817 -18, 1835-1842, 1855-58), несмотря на мужеств. сопротивление С., их земли были захвачены пр-вом США. Большинство С. было истреблено, часть укрылась в болотах на Ю. п-ова, остальные перемещены в Оклахому. Совр. С. живут в трёх резервациях на Ю.-В. Флориды (ок. 1350 чел., 1970, оценка) и в неск. деревнях в Оклахоме (ок. З тыс. чел., из к-рых половина - метисы). Занимаются земледелием, скотоводством, кустарными промыслами, работают по найму. Сохраняют элементы традиц. институтов: матрилинейностъ счёта происхождения, старую религ. обрядность и др.

СЕМИНОМА (от лат. semen, род. падеж seminis - семя и греч. ота - окончание в названиях опухолей), опухоль половых желез, обычно злокачественная. Наблюдается преим. у молодых мужчин, поражает яичко. К развитию С. предрасполагает крипторхизм. С. метастазирует (см. Метастаз) преим. по лимфатич. путям. Лечение хирургическое, лучевое и лекарственное.

СЕМИНСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в сев.-зап. Алтае, гл. обр. по левобережью р. Катуни. Дл. ок. 120 км. Выс. до 2506 м (г. Сарлык). Сложен преим. метаморфич. породами. На склонах - лиственничные и пихтово-кедровые леса, на вершинах юж. части - каменистая тундра.

СЕМИОЛОГИЯ, наука об общих свойствах знаковых систем; см. Семиотика.

СЕМИОТИКА (греч. semeiotikon, от semeion - знак, признак), семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения " знак -означаемое", распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин чзнак" понимается в широком смысле как нек-рый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено нек-рое значение, могущее быть конкретным физич. предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.

С. выделяет три осн. аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом): 1) синтактика, изучающая внутр. свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит " адресатом" (интерпретатором); 3) прагматика, исследующая связь знаков с " адресатом", т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Т. о., если семантика и особенно синтактика имеют дело лишь с частью семиотич. проблем, то прагматика, нуждающаяся в " помощи" со стороны конкретных наук (напр., психологии, психолингвистики, социальной психологии), изучает всю относящуюся к С. проблематику в целом.

Задачей синтактики является описание запаса правильно построенных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В общем случае задача синтактики состоит в формулировке такой теории (списка синтаксич. отношений и перечня постулатов), что класс текстов данной знаковой системы есть класс всех моделей этой теории. В этом случае постулаты теории исчерпывающим образом описывают запас допустимых текстов. В частности, для языков программирования синтактика разработана настолько хорошо, что имеются способы машинной проверки правильности построения программ. В случае естеств. языка формальное описание синтактики получено лишь фрагментарно.

В семантике знаковых систем различают значение знака (денотат - то, что данный знак обозначает в конкретной знаковой ситуации) и его смысл (десигнат, концепт, информация, к-рую знак несёт об обозначаемом, см. Сшнификат). Так, слово естеств. (напр., русского) языка не просто служит меткой этого предмета, позволяющей выделить его среди др. предметов, но обычно и характеризует этот предмет по каким-то его свойствам. Один и тот же знак способен, как правило, в разных ситуациях обозначать разные предметы, выделяя их на основании общего концепта. Неоднозначность соответствия знака и концепта ведёт к т. н. омонимии, полисемии и синонимии.

Прагматика связана с изучением категории полезности, ценности, понятности знака, а также с исследованием семантич. информации, где существ. роль играет вопрос об оценке информации, извлекаемой данным адресатом из текста. Наиболее содержательные исследования в С. возникают там, где связаны два или три из перечисленных аспектов. Одно из важных достижений С.- установление принципиальной несводимости семантики к синтаксису.

Эвристич. ценность С. состоит не только в возможности с единой точки зрения рассматривать разные знаковые системы, но и в возможности обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе и тем самым увидеть ещё один важный аспект этих ситуаций.

Изучение т. н. " вторичных моделирующих систем" позволяет обнаруживать знаковые ситуации в самых различных областях культуры (литература, искусство, ритуалы, игры и т. п.). В этом случае семиотич. аспект никогда не исчерпывает природы изучаемых явлений, но позволяет увидеть существенные структуры в синтактике изучаемых знаковых систем (напр., свойства поэтических размеров, структура композиции художеств. произведения и т. п.).

Поскольку знак есть носитель информации, С. получает большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Прикладные разработки идут по двум осн. направлениям. Первое - это создание искусств. языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (напр., языков программирования, языков для индексирования документов, записи научно-технич. фактов и т. п.). В задачах управления сложными системами важную роль играет создание языка, позволяющего описать класс возможных ситуаций (включая принятие решений). Второе направление - это создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естеств. языке (машинный перевод, авто-матич. индексирование и реферирование, перевод с естеств. языка на формальный язык и т. п.).

Впервые развёрнутая программа семиотич. исследований появилась в работах Ч. С. Пирса (у него фигурирует и сам термин " С."); Ч. У. Моррис значительно развил идеи С. и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. Однако оформление С. как целостной самостоят. области науч. исследований с характерным методологич. подходом связано прежде всего с проблематикой, представленной искусств. формальными языками (логико-математич. исчисления, порождающие грамматики в математической лингвистике, информационно-поисковые языки, языки программирования и др. языки, обладающие " регулярным" синтаксисом).

Ю. А. Шрейдер.

Лингвистическая С. изучает естеств. язык - важнейшую из знаковых систем, действующих в сфере культуры, -с точки зрения его общности с др. знаковыми системами. Вместе с тем язык выступает как эталон знаковых систем. Знак в нём чётко выделим, что имеет место только в высокоорганизованных системах, и сохраняет трёхэлементное устройство, характерное для знаковой системы в целом (см. Семантика, Знак языковой, Знаковая теория языка). Лингвистич. С., или лингвосемиотика, представлена работами Э. Бенвениста, Л. Прието во Франции, Е. Куриловича, Е. Пельца в Польше, В. В. Мартынова, Ю. С. Степанова в СССР и др., ориентирующимися гл. обр. на исследование языка в свете общих семиотич. закономерностей.

Нарративная С. (от лат. nаrrо - рассказываю), в той или иной мере представленная в работах всех семиотиков, особенно Ю. М. Лотмана в СССР, У. Эко в Италии, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ц. Тодорова во Франции и др., изучает преим. художеств., а также юридич., публицистич., религ. тексты, произв. живописи, кино, архитектуры и т. д., рассматривая их по аналогии с исследованием языка.

Нарративная С. в этом отношении лишь завершает предшествующую науч. традицию: во всех материалистич. эстетич. теориях прошлого, а также в диалектико-материалистической эстетике иск-во характеризуется как неразрывное единство чувственно-материальных и идеально-смысловых моментов, причём первые выступают как выражающее (явление, факт, означающее), а вторые - как выражаемое (означаемое, сущность, смысл, идея) и, следовательно, эти теории имеют дело с глубинными знаковыми отношениями. Однако семиотич. системой, а значит и непосредственным предметом нарративной С. является не иск-во в целом, а всегда отд. произведение иск-ва, т. к. только в пределах отд. произведения (реже их цикла) действуют определённые аналогии с языком и речью - устанавливаются более или менее однозначные правила означивания (семиозиса), единицы " словаря", правила " синтаксиса" и порождения текста. Соответственно тому, какая из названных аналогий с языком признаётся наиболее существенной, выделяются различные подходы. Прежде всего (в работах Б. А. Ларина и Ю. Н. Тынянова 1920-30-х гг.) было обращено внимание на особенности означивания в поэтич. тексте - своеобразную синонимию понятий и пр. (напр., у С. Есенина " синий" - синоним к " милый", " нежный"). С др. стороны (работы А. Белого 20-30-х гг.) были показаны особенности " глубинного" поэтич. словаря и семантики (отношение, напр., А. С. Пушкина к природе обнаруживается в сумме всех его текстов о солнце, воде, воздухе, небе, из к-рых складывается общий образ " небосвод дальний блещет"; поэзия Е. А. Баратынского даёт иной образ-тип - " облачно небо родное"). Т. н. школа рус. формализма (в особенности работы В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума, Р. Якобсона) вскрыла синтаксич. и формальные аналогии, обобщив их в тезисе " искусство как приём". Этот подход получил крайнее развитие у нек-рых представителей франц. школы с её тезисом " искусство как язык" (Р. Барт, Ю. Кристева и др.). При этом аналогии отд. произведения с языком без достаточных оснований переносятся на иск-во в целом, а у нек-рых авторов (напр., у Ю. Кристевой) возводятся в ранг всеобщего " метода критического преодоления всех других методов" и отождествляются с идеологией. Вместе с тем в той мере, в какой отд. художеств. произв. образуют циклы и далее в совокупности представляют школы, направления и, наконец, художественно-историч. эпохи (напр., итальянское Возрождение), может быть поставлен вопрос о семиотич. отношениях между отд. произведениями, отд. иск-вами - живописью, лит-рой и т. д. и тем самым - о семиотич. чертах иск-ва в целом. Эта актуальная проблема снова возвращает исследователя к др. аспектам культуры и т. о. вся С. предстаёт как единая дисциплина.

Ю. С. Степанов.

Лит.: Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М.. 1933: Б е л ы й А., Поэзия слова, П., 1922; К а р н а п Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, с. 15-63; Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969: Бахтин М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М.,

1963; Труды по знаковым системам, " Ученые записки Тартуского Гос. ун-та", 1964, в. 1 (и последующие выпуски); Иванов В. В., Топоров В. Н., Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965; Богатырев П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971; Степанов Ю. С., Семиотика, М., 1971; Клыков Ю. И., Семиотические основы ситуационного управления, М., 1974; Г у р е в и ч А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972; Л о т м а н Ю. М., Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973; Ш р е и д е р Ю. А., Логика знаковых систем, М., 1974; Мартынов В. В., Семиологические основы информатики, Минск, 1974; Бенвенист Э., Общая лингвистика, пер, с франц., М., 1974; Ларин Б. А., Эстетика слова и язык писателя, Л., 1974.

СЕМИОТИКА в медицине, семиология, симптоматология, учение о признаках болезни. Различают общую и частную С. Предмет изучения общей С.- признаки, относящиеся к общей характеристике больного (пол, возраст, национальность, профессия, наследственность, перенесённые заболевания, телосложение) и его состояния (изменение сознания; положение тела, выражение лица; лихорадка и т. д.). Каждый признак играет роль в диагностике: напр., женщины крайне редко болеют гемофилией; корь - заболевание преим. детского возраста; серповидноклеточная анемия распространена в Экваториальной Африке, но не встречается среди коренных народностей Америки, Австралии; существует особая группа профессиональных болезней; вид и походка больного позволяют поставить диагноз паркинсонизма и т. д. Общая С. изучает также изменения функции и морфологии органов и лабораторных проб (напр., диагно-стич. значение увеличения печени, особенности мочи и кала при желтухах и т. п.). Предмет частной С.- симптомы конкретных заболеваний, их диагностич. значение, механизмы возникновения, причины возможного отсутствия, особенности их сочетания (см. Синдром). С.- важная составная часть диагностики.

Лит.: Хегглин Р., Дифференциальная диагностика внутренних болезней, пер. с нем., М., 1965; Лазовский И. Р., Клинические симптомы и синдромы, Рига, 1971.

СЕМИПАЛАТИНСК, город, центр Семипалатинской обл. Казах. ССР. Расположен на обоих берегах р. Иртыш, пристань на правом берегу. Ж.-д. станция. 271 тыс. жит. (1975; 57 тыс. по переписи 1926, 110 тыс. в 1939, 156 тыс. в 1959).

Семипалатинск. Новое здание главпочтамта.

Осн. в 1718 как крепость (на 18 км ниже по Иртышу), с 1776 - на месте совр. С., до 1782 наз. Семипалаткой (по числу находившихся возле крепости зданий). В 18 в. центр транзитной торговли; с 1745- в Сибирской губ., с 1782 уездный город, с 1796 в Томской губ., с 1854 областной центр. В кон. 19 в. был местом политической ссылки. Сов. власть установлена 16 февр. 1918. В 1918-19 захватывался белыми. В 1920-28 центр губернии, в 1928-32 - округа, с 1932 -Вост.-Казахстанской обл., с 1939 - Семипалатинской обл. В 1930 через С. прошла Туркестано-Сибирская ж. д. За годы Советской власти С. вырос в важный пром. центр республики. Гл. отрасли пром-сти - лёгкая и пищевая. Доля С. в выпуске товаров нар. потребления в республике составляет 35%. В городе находятся самые крупные в Казахстане ф-ки: обувная, камвольно-суконная, первичной обработки шерсти, верх. трикотажа, швейная фирма " Большевичка", кожмехобъединение; из предприятий пищ. пром-сти выделяется один из крупнейших в Сов. Союзе мясоконсервный комбинат. Имеются з-ды: арматурный, кабельный, судоремонтный, цементный, стройматериалов и др. Зоотехническо-ветеринарный, мед. и пед. ин-ты, филиал Джамбулского технологич. ин-та лёгкой и пищ. пром-сти, ф-т Усть-Каменогорского строит.-дорожного ин-та, 14 средних спец. уч. заведений. Русский и казах. драм. театры, краеведч. музей. В 50-е гг. 19 в. в С. состояли на воен. службе Ч. Ч. Валиханов и сосланный Ф. М. Достоевский. В С. учился и периодически жил Абай Кунанбаев. Имеются лит.-мемориальные музеи Ф. М. Достоевского и Абая Кунанбаева.

Лит.: Семипалатинску - 250 лет, А.-А., 1968; Черепанов Д. Ф., Имена на обелисках, А.-А., 1970.

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ в составе Казах. ССР. Образована 14 окт, 1939. Пл. 179, 6 тыс. км2. Нас. 757 тыс. чел. (на 1 янв. 1975). На Ю.-В. граничит с Китаем. В С. о. 13 адм. р-нов, 3 города и 11 посёлков гор. типа. Центр -г. Семипалатинск. С. о. награждена орденом Ленина (29 июля 1967). (Карту см. на вклейке к стр. 153.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.