Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общие сведения 10 страница






САСЫККОЛЬ (Гнилое озеро), озеро в Казах. ССР, к В. от оз. Балхаш. Расположено в Балхаш-Алакольской котловине на выс. 347 м. Пл. 736 км2 (при высоком уровне), ср. глуб. 3, 3 м, наибольшая -4, 7 м. Берега низменные, заросшие тростником. Питание смешанное. Размах колебаний уровня до 3 м. Замерзает в ноябре, вскрывается в начале апреля. В С. впадают pp. Тентек и Каракол; из С. вода по протокам поступает в оз. Уялы. Рыболовство (маринка, окунь, сазан, губач); промысел ондатры.

САТА Инэко (р. 1.6.1904, префектура Нагасаки), японская писательница. С 11 лет начала работать, переменила много профессий. Печатается с 1922; повесть " С конфетной фабрики" (1928) привлекла внимание читателей. Принимала участие в движении Пролетарская литература. Большинство произведений С. написано на основе собственного жизненного опыта. Осн. тема её творчества - тяжёлое положение япон. женщины в семье, на работе, в обществе. Лучшие произв.: " Алый цвет" (1936), " Шестерня" (1958), " Пока не угаснет пламя" (рус. пер. 1960), " Горный поток" (1963), " Скульптура из глины" (1966) и др. Лит. пр. им. Нома Хироси за роман " Тени деревьев" (1972).

Соч.: Саха Инэко дзэнсю, т. 1-15, Токио, 1958 - 60; в рус. пер.- Старики и молодёжь, в кн.: Новеллы японских писателей, М., 1968.

Лит.: История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

САТАВАДО, название феод, владений в Грузии 15-18 вв. Крупные феодалы, имевшие С., назывались тавадами. Почти независимые от центр, власти, они обязаны были принимать участие в воен. походах груз, царей. Система С. была ликвидирована в нач. 19 в., после присоединения Грузии к Росс, империи.

САТАВАХАНОВ ГОСУДАРСТВО, в 1 в. до н. э.- 3 в. н. э. гос-во в Др. Индии, управлявшееся династией Сатаваханов (Щатаваханов). Основано Симукой (из андхрского рода Сатаваханов), правителем Сев.-Зап. Декана, зависимым от Канвов, царей Магадхи. Ок. 30 до н. э. Симука ликвидировал зависимость от Канвов. Власть Симуки и его преемников в 1-2 вв. н. э. распространялась на Зап. и Центр. Декан и Малву. Столицами С. г. были Насик, затем Пратиш-хана (ныне Пайтхан). В 3 в. н. э. С. г. распалось. Представители рода Сатаваханов правили в различных частях Декана в 3-4 вв. и даже позже.

САТАНГ, разменная монета Таиланда, равная 1/100 бегая.

САТАНИ-ДАР, Сатан и дар (" Бугор сатаны"), древнейшее в СССР раннепалеолитическое местонахождение, расположенное на юго-зап. склоне гори Арагац, близ села Пирмалак в Талинском р-не Арм. ССР. Исследовано С. А. Сардаряном, С. Н. Замятниным и М. 3. Паничкиной в 1945-49. На поверхности холма собрано много примитивных орудий из обсидиана и базальта - массивных отщепов неправильных очертаний, ручных рубил, грубых рубящих орудий (" чопперы"), а также нуклеусы грубо-дисковидной и кубовидной формы. По кам. изделиям можно выделить 2 комплекса: древнейший, предположительно датируемый позднешелльским (позднеаббевильским) временем, и более поздний, предположительно датируемый позднеашельским временем.

Лит.: П а н и ч к и н а М. 3., Палеолит Армении, Л., 1950.

САТАНИНСКИЙ ГРИБ (Boletus satanas), шляпочный гриб из сем. болетовых. Плодовое тело крупное, мясистое; шляпка до 20 см в диаметре и 5 ел толщиной; толстая ножка у основания вздутая, жёлтая, с красноватой зоной посредине, вверху с сетью тонких красных жилок. Сверху шляпка светло-серая или кожистая жёлтая; трубчатый слой красный. Мякоть беловато-жёлтая, на изломе местами краснеющая или синеющая, с запахом сырого картофеля. С. г. встречается редко, преим. на Ю. Европ. части СССР, в лиственных лесах, на карбонатных почвах. Часто считается ядовитым.

САТАНОВ, посёлок гор. типа в Городокском р-не Хмельницкой обл. УССР. Расположен на р. Збруч (приток Днестра), в 20 км от ж.-д. ст. Закупное (на линии Копычинцы - Ярмолинцы). Хлебозавод, сахарный, плодоконсервный з-ды и др. предприятия пищ. пром-сти.

САТЕЛЛИТ (от лат. satelles, род. падеж satellitis - телохранитель, спутник), 1) В Др. Риме - вооружённый наёмник, сопровождающий своего хозяина. 2) Гос-во, независимое лишь формально, но фактически подчинённое другому, более сильному гос-ву. 3) В переносном смысле - безличный исполнитель чужой воли, человек рабски зависимый от другого, приспешник. 4) В астрономии - то же, что спутник планеты (термин редко употребляется).

САТЕЛЛИТЫ, зубчатые колёса планетарных передач, совершающие сложное движение, - вращающиеся вокруг своих осей и вокруг оси центрального колеса, с к-рым они находятся в зацеплении.

САТЕРЛЕНД (Sutherland), быв. графство в Великобритании, в Шотландии. Пл. 5, 3 тыс. кл5. Нас. 108, 9 тыс. чел. (1971). Адм. центр - г. Голспи. С 1975 б. ч. графства стала округом того же названия в адм. р-не Хайленд.

САТИ (Satie) Эрик Альфред Лесли (17.5.1866, Онфлёр, деп. Кальвадос, - 1.7.1925, Аркей, близ Парижа), французский композитор. Чл. Французской коммунистич. партии с 1920. В зрелом возрасте занимался в " Схола канторум" в Париже (1905-08) у О. Серье и А. Русселя. Тогда же им были созданы сб-ки фортепьянных пьес с экстравагантными назв.: " 3 пьесы в форме груши", " В лошадиной шкуре", " Спорт и развлечения" и др. Первое театр, произв. С.- балет " Парад" (1916). С. поддерживал новаторские начинания ^Шестёрки", в нач. 20-х гг. вокруг него сгруппировались молодые франц. музыканты т. н. Аркейской школы. Творч. принципы и эстетич. воззрения С. были неустойчивы: он то поддерживал импрессионизм, то нападал на его эпигонов, противопоставляя импрессионизму простоту, строгость линеарного письма. Лучшее соч. С.- симф. драма с голосом " Сократ" (на текст диалогов Платона, 1918).

Лит.: Ф и л е н к о Г., Э. Сати, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5, Л., 1967; Щнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; С о с t е-а u J., Е. Satie, Liege, 1957.

И. А. Медведева.

САТИН (франц. satin, от араб, зайтуни, от Зайтун - старинного араб. назв. китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань), ткань сатинового переплетения нитей из хл.-бум. или химич. волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на к-рой преобладают уточные нити; выпускается в основном гладкокрашеной, набивной и отбелённой. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д.

САТИНОВОЕ ДЕРЕВО, атласное дерево (Chloroxylon swietenia), дерево сем. рутовых. Растёт в сухих листопадных лесах Индии и о. Шри-Ланка. Древесина твёрдая и тяжёлая, душистая, жёлтая, с красивым блеском, устойчивая против поражения грибками и насекомыми; используется в технике для изготовления нек-рых деталей, а также для произ-ва резной и инкрустированной мебели, паркета, панелей и т. п. Иногда С. д. наз. также нек-рые др. виды рутовых или др. семейств, имеющие блестящую древесину.

САТИР I (греч. Satyros), боспорский царь из династии Спартокидов. Правил в 433-389 до н. э. Наследовал основателю династии Спартоку I. В годы правления С. I были установлены договорные торговые отношения с Афинами.

Лит.: Г а и д у к е в и ч В. Ф., Боспорское царство, М.- Л., 1949.

САТИРА (лат. satira, от более раннего satura - сатура, букв.- смесь, всякая всячина), вид комического: беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, " редуцированным"; специфич. способ художеств, воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).

В отличие от прямого обличения, художеств. С. как бы двусюжетна: комич. развитие событий на первом плане предопределяется некими драматич. или тра-гич. коллизиями в " подтексте", в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и др. виды комического, используемые в сатирич. произв.: юмор и ирония; но для собственно С. характерна негативная окрашенность обоих сюжетов - видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония - комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.

С.- насущное средство обществ, борьбы; актуальное восприятие С. в этом качестве-переменная величина, зависимая от историч., национальных и социальных обстоятельств. Но чем всена-роднее и универсальнее идеал, во имя к-рого сатирик творит отрицающий смех, тем " живучей" С., тем выше её способность к возрождению. Эстетич. " сверхзадача" С.- возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая " в царство теней все отжившее" (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно " пристыжая" и очищая смеющегося, С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классич. определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетич. категорию, "...в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как выошей реальности" (" О наивной и сентиментальной поэзии", см. Статьи по эстетике, М.- Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через " антиидеал", т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.

Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность - присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и "...силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности..." (Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с. 312). Субъективная окрашенность С. придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма.

Отчётливо осознавшая себя в древнерим. лит-ре в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже С., сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие лит. рода, определяющего специфику мн. жанров: басни, эпиграммы, бурлески, памфлета, фельетона, сатирич. романа.

Сатирик " моделирует" свой объект, создавая образ, наделённый высокой степенью условности, достигаемой " направленным искажением" реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска. " Экспериментирующая" С. формирует произведение на основе фанта-стич. допущения, позволяющего автору вести рационалистич. исследование объекта. Персонаж здесь - как бы олицетворённое логич. понятие (Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет - как бы система интеллектуальных выкладок, переведённых на " художественный язык" (" Кандид" Вольтера, " Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Распространённая фигура в рационалистич. С.- герой-обозреватель, насмешливо " коллекционирующий" улики.

Иная разновидность - С., высмеивающая ущербную личность, исследующая в психологич. плане природу зла (" Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина, " Ярмарка тщеславия" У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и " жизнеподобие" внешних и характерологич. деталей.

" Правдоподобное неправдоподобие" являет собою пародийно-иронич. С., изобилующая мотивами " удвоения жизни": мистификациями, игровыми и театрали-зов. ситуациями, элементами композиционной симметрии, " двойничества". Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с др. разновидностями С.

Зарождение сатирич. образности в античности относится ко времени, когда иск-во носило синкретич. характер, выкристаллизовываясь из нар. игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская драма, древняя аттич. комедия и пародия на героич. эпос (" Война мышей и лягушек"); позже появляется жанр, назв. впоследствии " менипповой сатирой". Как конкретный лит. жанр С. возникает в Др. Риме (обличения Луцилия Гая, моралистич. сатиры Горация и гражданские - Ювенала). Осмеяние нравов получает яркое выражение в романе-мениппее (" Сатирикон" Петрония, " Золотой осёл" Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъёмом ср.-век. городов связано развитие анекдота и фаблио, комич. животного эпоса, площадного фарса. Возрождению сопутствует сатирич. пересмотр идеологич. норм средневековья (анонимная политич. С. во Франции - " Мениппова сатира", 2-я часть " Похвалы Глупости" Эразма Роттердамского). Сатирич. эпизоды присутствуют в вершинных произв. эпохи, воплотивших многоликую стихию комического (" Декамерон" Дж. Боккаччо, " Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, " Дон Кихот" М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирич. жанры (сатира, басня, максима, траве-стия). В 17-18 вв. набирает обличительную силу комич. плутовской роман (особенно барочный - Ф. Кеведо-и-Вилье-гас, X. Гриммельсхаузен и просветительский - А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирич. смех Мольера и исп. комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классич. образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии (Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни как в универсально-юмористич. " ключе", так и в социально-сатирическом. С развитием критич. реализма чистая С. убывает, проникая во все прозаич. жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19-20 вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, к-рые обличают пороки совр., переживающей кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их С., С. модернизма, разрабатывая проблему " отчуждения" человека в буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С. вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

" Древо российской свободы". Рис. Л. Еврейнова. 1906.

Д ж. Свифт. " Гулливер в стране великанов". Илл. Ж. Гранвилля.

На Востоке сатирич. обличение (социальной несправедливости, власть имущих) присуще мн. фольклорным произв. далёкого прошлого (" Тысяча и одна ночь", " Панчатантра", анекдоты о Насреддине, притча разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари, Харибхадра Сури - инд. лит-pa; Ван Вэй, Пу Сун-лин - кит. лит-pa; Сузани, Гургани, Убейд Закани - перс, лит-pa). Типологически мн. явления вост. С. соотносимы с европейской (напр., обеим в ранний период присущ аллегорич. схематизм).

В рус. лит-ре С. впервые отчётливо проявилась в сатирич. повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские). Общественную обличит. С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирич. стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художеств, отношении прелюдией к расцвету С. 19 в. Сатирич. типы, ставшие нарицательными, навечно-русскими, создаёт А. С. Грибоедов. Богато по эстетич. тональности и национально по форме комич. наследие Гоголя, сатирически обозревшего " с одного боку" рус. социальный миропорядок (" Ревизор" и " Мёртвые души"). Беспощадным обличителем обществ, пороков " сверху донизу" с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин (" Господа Головлёвы", " История одного города" и др.).

Козьма Прутков. " Усердие всё превозмогает! ". Илл. Н. В. Кузьмина.

В преддверии сов. С. стоит дореволюц. творчество М. Горького (напр., сатирич. сказки) и В. В. Маяковского (напр., саркастич. " гимны"). В сов. лит-ре сатирич. начало в чистом виде выразилось в разных жанрах: политич. стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко, А. Платонов), комедия (" Клоп" и " Баня" Маяковского, " Тень" и " Голый король" Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический - бр. А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление сов. С. сопровождалось острыми дискуссиями о её природе и функциях.

С. в зрелищных иск-вах отражает развитие сатирич. лит-ры. Наиболее значит, явления сатирич. драматургии становятся обществ, событием после их театр, постановки; это относится в равной мере к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского. Жанр кинокомедии, сформировавшейся к нач. 20-х гг., породил наряду с развлекат. произв. и подлинно сатирические: " Новые времена" и " Диктатор" Ч. Чаплина, сов. киноленты " Праздник святого Иоргена", " Добро пожаловать" и др.

В. В. Маяковский. " Прозаседавшиеся". Илл. А. М. Каневского.

В изобразит, иск-ве наиболее развитый сатирич. жанр - карикатура (в узком смысле), в к-рой важную роль играет текст. Сатирич. графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П. М. Боклевского к " Мёртвым душам", К. П. Ротова и Кукрыниксов - к " Золотому телёнку"). Сатирич. мотивы проникают и в живопись (" Сатурн" Ф. Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения (" Сватовство майора" П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед С. телевидение как иск-во, обладающее безграничными репортажными потенциями.

Лит.: Белинский В. Г., " Горе от ума", Поли- собр. соч., т. 3, М., 1953; его же, " Похождения Чичикова, или Мертвые души", там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900: Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965; П и н с к и и Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; A u b о u i и Е., Les genres du risible, Marseille, 1948; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; H i гага e 1 H., Satire, в кн.: Lexikon der Welt Hteratur im 20 Jahrhundert, Bd 2, W., 1961. См. также лит, при ст. Комическое.

А. 3. Вулис.

САТИР-АГИТТЕАТР, Бакинский гос. свободный сатир-агит-театр. Работал в Баку в 1920-23. Первоначально театр малых форм: ставил миниатюры, обозрения, пародии на злободневные обществ.-политич. и бытовые темы. Одновременно шли инсценировки произв. классич. лит-ры (" Шинель" по Гоголю, " Домик в Коломне", " Сказка о попе и работнике его Балде" по Пушкину, " Великий инквизитор" по Достоевскому, " Маска", " Аптекарша" по Чехову и др.). В театре работали: актриса В. О. Массалитинова, режиссёры В. Г. Сахновский и С. Н. Воронов. В начале 1923 переименован в Театр новой драмы, в конце 1923 реорганизован в Бакинский рабочий театр (ныне Азерб. рус. драматич. театр им. С. Вургуна).

САТИРИA3 (греч. satyriasis, от satyros- сатир), болезненное усиление полового влечения у мужчин. Наблюдается при нек-рых нервных, психич. и эндокринных заболеваниях. Ср. Нимфомания.

" САТИРИКОН", русский еженедельный сатирич. журнал, выходивший в Петербурге в 1908-14. С 1913 часть авторов " С." стала издавать журн. " Новый С." (по 1918). Редактор " С." (с № 9) и " Нового С." - А. Т. Аверченко. В числе осн. сотрудников - графики А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев (Ре-ми), А. А. Юнгер (Баян), А. В. Ремизова (Мисс), писатели Саша Чёрный, Тэффи, А. С. Бухов и др. В 1915-17 в " Новом С." сотрудничал В. В. Маяковский. Смелая политич. сатира, язвительные насмешки над реакц. церковниками и министрами, черносотенцами, консервативными журналистами и т. п. соседствовали в " С." и " Новом С." с безобидной юмористикой.

Издания: Поэты " Сатирикона". [Предисл. Г. Е. Рыклина. Вступ. ст. Л. А. Евстигнеевой], М.- Л., 1966.

Лит.: Евстигнеева Л., Журнал " Сатирикон" и поэты-сатириконцы, М., 1968.

САТИРЫ, в древнегреч. мифологии лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту бога Диониса. Мифы изображают С. похотливыми, полупьяными, вместе с нимфами бродящими по лесам и устраивающими весёлые хороводы.

САТИРЫ (Satyridae), глазки, бархат н и ц ы, семейство дневных бабочек. Крылья (в размахе до Юсм) обычно" широкие, округлённые, с глазчатыми пятнами на верхней и нижней сторонах. У основания переднего крыла 1-3 вздутые жилки. Гусеницы С. покрыты короткими волосками или голые, задний конец, тела вилообразно раздвоен; развиваются преим. на дикорастущих злаках. Куколки у одних родов висят иниз головой, у других - лежат на земле. Распространены широко. Ок. 2 тыс. видов; в СССР обычны представители родов Hipparchia и Melanargia (в степях), Coenonympha (на лесных лугах), Erebia и Oeneis (на горных лугах и в тундре).

Бархатницы: 1 - краеглазка печальная; 2 - пестроглазка Галатея.

САТИС, посёлок гор. типа в Первомайском р-не Горьковской обл. РСФСР. Расположен на р. Сатис (басс. Оки), в 18 км к С. от Перпомайска. Ж.-д. станция на ветке Шатки - Первомайск (линии Арзамас - Рузаевка). Мебельная ф-ка.

САТИСФАКЦИЯ (лат. satisfactio - удовлетворение, от satis - достаточно и facio - делаю), исполнение долга; воздание должного почёта, оправдание совершённого проступка; удовлетворение в форме поединка, дуэли, даваемое оскорбителем по требованию оскорблённого.

САТКА, город областного подчинения, центр Саткинского р-на Челябинской обл. РСФСР. Расположен на зап. склоне Урала. Ж.-д. станция на ветке Бердяуш- Бакал, в 236 км к 3. от Челябинска. 44 тыс. жит. (1974). Добыча и переработка магнезита; з-д " Магнезит" (выпускает огнеупорные изделия для металлургич. з-дов), металлургич. з-д (с сер. 18 в.), железобетонный и молочный з-ды. Горно-керамич. техникум, мед. уч-ще. Крае-ведч. музей. Город - с 1937.

Лит.: Козлов Л. А., Сатка индустриальная, Челябинск, 1961.

САТЛЕДЖ, Сатладж, в ниж. течении - Панджнад, река в Пакистане, Индии и Китае, самый крупный (левый) приток Инда. Дл. ок. 1, 5 тыс. км, пл. басс. 395 тыс. км2. Истоки в хр. Кайлас (часть стока поступает из озёр Манасаровар и Лангак). В верховьях протекает по широкой долине, отделяющей Б. Гималаи от хр. Кайлас и Ладакх, затем в узком ущелье (где имеет бурное, порожистое течение) пересекает Б. Гималаи и их юж. отроги. У г. Рупар выходит на равнину Пенджаба, по к-рой течёт до устья. Осн. притоки, Биас и Чинаб, впадают справа. В верхнем течении преобладает снегово-ледниковое питание, на остальной части - преим. дождевое, обусловленное гл. обр. летним муссоном (макс, сток в июле - августе). Ср. расход воды у г. Рупар ок. 500 м3/сек, максимальный - ок. 20 тыс. м3/сек, ниже расходы уменьшаются, т. к. в пределах Пенджаба воды С. и его притоков в значит, степени используются на орошение. От С. отходят крупные оросит, каналы (Дипалпур, Пакпаттан, Панджнад, Сирхинд, Биканер и др.), к-рые несут во время паводков от 100 до 300 м3/сек воды. Для регулирования стока русло С. перегорожено плотинами (у гг. Фирозпур, Ислам, в нач. Панджнада и др.). С. су доходен в половодье на отд. участках. В конце горного участка течения сооружён крупный гидротехнич. комплекс Бхакра-Нангал (Индия). На С.- гг. Нангал, Пхиллаур (Индия), Бахавал-пур (Пакистан). А, П. Муранов.

САТО Эйсаку (27.3.1901, префектура Ямагути, -3.6.1975, Токио), японский политический и государственный деятель. Брат бывшего в 1957-60 премьер-министра Японии Н. Киси. В 1924 окончил Токийский ун-т. До 1945 служил на различных должностях в Мин-ве ж. д. После капитуляции Японии во 2-й мировой войне 1939-45 начал активно заниматься политич. деятельностью. В 1948- 1949 ген. секретарь 2-го кабинета С. Иосида. С 1949 чл. палаты представителей япон. парламента. В 1949-64 (с перерывами) занимал различные министерские посты. В 1953-54 ген. секретарь Либеральной партии. С ноября 1964 по июль 1972 премьер-мин, и президент правящей Либерально-демократической партии. Основой внешнеполитич. курса пр-ва С. была ориентация на США и их союзников, на сохранение и укрепление японо-амер. военно-политич. союза, экономич. связей с США. В период пребывания С. на посту премьер-министра были нормализованы отношения Японии с Юж. Кореей (1965), создан при активном участии Японии Азиатско-тихоокеанский совет (1966), подписано соглашение с США о возвращении Японии в 1972 о-вов Рюкю (префектуры Окинава). Вместе с тем за этот период произошло значит, развитие сов.-япон. отношений.

САТПАЕВ Каныш Имантаевич [30.3 (11.4).1899, аул б. Аккелинской вол., ныне Павлодарская обл., - 31.1.1964, Москва, похоронен в Алма-Ате], советский геолог, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1943). Чл. КПСС с 1944. Ученик М. А. Усова. После окончания Томского технологич. ин-та (1926) работал в Атбасарском тресте цветных металлов; с 1929, будучи главным геологом Карсакпайского треста, проводил исследования Джезказганского меднорудного месторождения. В 1941-64 директор

Ин-та геол. наук Казах, филиала АН СССР (с 1946 - АН Казах. ССР), с 1942 - пред. Президиума Казах, филиала АН СССР, президент АН Казах. ССР (1946-52 и 1955-64).

Осн. труды посвящены геологии рудных месторождений и минеральных ресурсов Казахстана, в частности разработке принципов составления прогнозных карт полезных ископаемых. В честь С. назван новый минерал - сатпаевит 6А1(ОН)3*3V(O2OH)*2V{O(OH)2}. Депутат Верховного Совета СССР 2, 3, 5 и 6-го созывов. Ленинская пр. (1958) и Гос. пр. СССР (1942). Награждён 4 орденами Ленина, Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

К. И. Сатпаев.

Соч.: Избр. труды, т. 1-5, А.-А., 1967-70.

Лит.: Академик К. И. Сатпаев, Сб., посвященный памяти выдающегося советского ученого, А.-А., 1965.

Н. А. Воскресенская.

САТПУРА, горный хребет в Индии, на С. Деканского плоскогорья, между долинами pp. Нарбада и Тапти. Дл. с 3. на В. ок. 800 км, выс. до 1353 м (в горах Махадео), Сложены гл. обр. кристаллич. сланцами, гранитами и кварцитами, перекрытыми базальтовыми лавами. Вершины часто платообразные, южные склоны - крутые, северные - более пологие. Склоны сильно расчленены долинами рек, развиты сбросовые уступы. Редкостойные листопадные леса из тика, сала, бамбука.

САТРАП (греч. satrapes, от др.-перс, хшатрапаван, букв.- хранитель области), наместник сатрапии, возглавлявший её администрацию. Чеканил серебряную и медную монеты; отвечал за сбор податей и контролировал местных чиновников.

САТРАПИИ, военно-административные округа (провинции) в гос-ве Ахеменидов, возглавлявшиеся сатрапами. Ок. 518 до н. э. Дарий I разделил гос-во на 20 С., границы к-рых в большинстве случаев соответствовали границам отд. стран, входивших в гос-во Ахеменидов (Вавилония, Египет, Мидия и др.). Число С. и их границы часто менялись; каждая платила установленную педать, могла иметь свои законы, традиции, язык (или языки). Деление на С. сохранялось в гос-ве Селевкидов, Парфянском царстве, гос-ве Сасанидов.

САТС Александр Йоханнесович (р. 21.8. 1914, г. Мариинск, ныне Кемеровской обл.), советский режиссёр и актёр, нар. арт. Эст. ССР (1964). В 1937 окончил Тартускую театр, студию. Работал в Таллинском эст. драм, театре (1937-41), в театре " Ванемуйне" (Тарту, 1942-44). В 1944 и с 1971 режиссёр, в 1948-71 гл. режиссёр театра " Угала" (Вильянди). Поставил спектакли: " За вторым фронтом" Собко (1951), " Просветитель" Сяргавы (1951), " Хотя и осень" (1957), " Первый бал Вики" (1960) Приеде, " Гибель „Надежды" " Хейерманса (1959), " Хозяйка Мюрги" Лийвеса (1967), " Юдифь" Таммсааре (1969), " Кто спасёт пахаря? " Джилроя (1972) и др. Гос. пр. Эст. ССР (1951).

САТТАР-ХАН [1867(1868), Карадаг, - 17.11.1914, Тегеран], деятель Иранской революции 1905-11, нар. герой Ирана. Происходил из мелкобуржуазной семьи. Участвовал в партизанском движении против шахских властей; неоднократно подвергался преследованиям. Возглавлял вооруж. нар. восстание в Тебризе в 1908-09; проявил себя как талантливый нар. вождь и воен. организатор. Пользовался большой популярностью в народе. Лит.: Белова Н. К., Саттар-хан и другие деятели Табризского восстания 1908- 1909 гг., " Краткие сообщения Ин-та народов Азии", 1963, № 73; Сефаи И., Рахба-ране машруте (Вожди конституционного движения), Тегеран, 1966, с. 387-411.

САТТОН-ХУ (Sutton Hoo), древний курганный некрополь к В. от Вудбриджа в Суффолке (Великобритания). Раскопками 1938-39 открыто захоронение в большой ладье. Дерево сгнило, но по положению сохранившихся жел. гвоздей удалось восстановить контур ладьи и определить, что это был погребальный корабль, подобный тем, какие известны в могильниках Средней Швеции. Найдены многочисл. драгоценности: золотая пряжка в зверином стиле и др. украшения, кошель с меровингскими золотыми монетами, меч с золотой рукоятью, щит, копьё и стальной шлем (вероятно, швед, происхождения), много серебряной посуды 5-6 вв. Костяк отсутствовал. Погребение было, по-видимому, кенотафом (возможно, вост.-англ, царя Этельхера, погибшего около середины 7 в.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.