Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные заведения, научные н культурные учреждения. Здравоохранение. 7 страница






РУБАТО (итал. rubato, сокращение от tempo rubato, буквально - похищенное время) в музы ке, термин, обозначающий свободное в ритмич. отношении (не строго в такт) исполнение; обычно связано с ускорениями и замедлениями темпа.

РУБЕ (Roubaix), город на С. Франции, в деп. Нор. 115 тыс. жит. (1968). Вместе с гг. Лилль, Туркуэн и др. образует единую агломерацию (нас. 881 тыс. чел.). Старый крупный центр шерстяной (прядение и ткачество), хл.-бум. и трикотажной пром-сти. Швейные ф-ки, произ-во кружев. Текст, машиностроение.

РУБЕЖНОЕ, город (с 1934) областного подчинения в Ворошиловградской обл. УССР. Ж.-д. ст. (на линии Купянск - Камышеваха). 66, 5 тыс. жит. (1975). Химич. комбинат; заводы: железобетонных изделий, металлич. изделий, строит, материалов и др., чулочная ф-ка. Филиал с общетехнич. ф-том Ворошилов-градского машиностроит. ин-та; химико-механич., индустриально-педагогич. техникумы.

РУБЕЛЛИТ (от лат. rubellus - красноватый), минерал, разновидность литиевого турмалина (альбаита), отличающаяся розовато-красной или малиновой окраской за счёт Мn3+ при малом содержании железа. Прозрачные кристаллы Р. являются драгоценным камнем II класса (см. Драгоценные и поделочные камни).

РУБЕН (Ruben) Вальтер (р. 26.12.1899, Гамбург), немецкий индолог (ГДР). В 1935-48 проф. в Анкаре, в 1948-49 в Сантьяго (Чили), с 1950 в Берлине. С 1955 чл. Академии наук ГДР. Осн. труды по истории общественных отношений в Др. Индии, по истории инд. философии и лит-ры. Нац. пр. ГДР (1959).

Соч.: Die Nyayasutra's, Lpz., 1928; Studien zur lextgeschichte des Ramayana, Stuttg., 1936; Eisenschmiede und Damonen..., Leiden, 1939; Uber die Literatur der vorarischen Stamme Indiens. B., 1952; Das Pancatantra und seine Morallehre, В., 1959; Die gesellschaft-liche Entwicklung im alten Indien, Bd 1 - 6. B.; 1967 - 73.

РУБЕН Виталий Петрович [p. 13(26).2. 1914, Москва], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1939. Род. в семье служащего. Окончил техникум лугового семеноводства (1934), ВПШ при ЦК ВКП(б) (1951). В 1934-41 работал участковым агрономом, затем учителем в Рыбинском р-пе Ярославской обл. С 1941 на ответств. и руководящей парт., хоз. и гос. работе. В 1947-48 секретарь Даугавпилсского укома КП Латвии. В 1952-53 зам. представителя Совета по делам колхозов при пр-ве СССР по Латв. ССР. В 1954-55 зам. уполномоченного Мин-ва заготовок СССР по Латв. ССР. В 1956-58 и 1960-61 в аппарате ЦК КП Латвии. В 1961-62 зам. пред., в 1962-70 пред. Сов. Мин. Латв. ССР. С мая 1970 пред. Президиума Верх. Совета Латв. ССР, зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР. С июля 1974 пред. Совета Национальностей Верх. Совета СССР. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1966. Чл. Бюро ЦК КП Латвии. Деп. Верх. Совета СССР 6-9-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом " Знак Почёта" и медалями.

РУБЕНИДЫ, династия армянских царей в Киликийском армянском государстве, правившая в 1080-1375. Основателем династии был приближённый анийского царя Гагика II - Рубен. Наиболее видные представители Р.: Левой I (правил в 1129-41), Млех (1169-75), Рубен II (1175-87), Левой II (1187-1219), Хе-тум I (1226-70), Левой III (1271-89). В 1375 последний царь из династии Р.- Левой VI - был пленён мамлюками и отправлен в Египет.

РУБЕНС, точнееРюбенс (Rubens) Питер Пауэл (28.6.1577, Зиген, Германия, - 30.5.1640, Антверпен), фламандский живописец. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ванНорта(ок. 1591-94), О. Вениуса (ван Вена, ок. 1594-98); мастер с 1598. В 1600-08 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произв. Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. В большинстве ранних картин Р. сказываются пережитки маньеризма, но отд. работы уже предвещают новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собр. графини Вальделаграва, Мадрид). Вернувшись в Антверпен, Р. занял место гл. придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже для первых картин, написанных Р. на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итал. Возрождения с реалистич. традициями нац. иск-ва (П. Брейгель Старший и др.). Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Р. сделал основным содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях; он передавал в своих произв. впечатление неограниченного пространства, разрушал изолированность отд. изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся, бесконечной вселенной. Композиции Р., обычно полные декоративного размаха, асимметричны, подчинены беспокойному, сложному ритму, фигуры часто изображаются в бурном движении и резких ракурсах, широко применяются контрасты светотени. В первые годы жизни в Антверпене (1608-12) Р. одновременно выполнял монументальные религ. композиции (" Водружение креста", ок. 1610-11, и " Снятие со креста", ок. 1611 - 1614, собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифоло-гич. сцены. Большинство этих работ не свободно от нек-рой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита. В 1612-20 Р., освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произв.: мифологич. композиции (" Персей и Андромеда", илл. см. т. 3, вклейка к стр. 184; " Похищение дочерей Левкиппа", ок. 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (ок. 1616-17, там же и др. собр.), два варианта " Страшного суда" (ок. 1615-16 и ок. 1618-20, там же). В этих работах фигуры людей, антич. божеств и животных сплетаются в сложнейшие, пронизанные безудержной динамикой композиц. построения. Р. отказывается от пёстрых, локальных красок; тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. Пейзажи Р. (" Возчики камней", ок. 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значит, мере носят вымышленный характер (традиц. кулисы, фантастич. дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Ок. 1611-18 Р. выступает также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Р. в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников антич. иск-ва).

П. П. Рубенс.. Автопортрет. Ок. 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена.

К 1615-20 Р. завоевал широкую известность и признание. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций (" История Марии Медичи", ок. 1622-25, Лувр, Париж; и др.). В исполнении заказов участвовали многочисл. ученики и помощники Р. (А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс и др.); в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. В портретной живописи Р. в 1620-е гг. преобладали отмеченные внешним блеском аристократич. портреты (" Мария Медичи", ок. 1622- 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым, интимным решениям (" Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов", илл. см. т. 9, вклейка к стр. 184). Портреты Р. замечательны не столько глубиной психологич. характеристик, сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, зримые проявления к-рой одновременно и идеализируют облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность; кисть Р. воспроизводит, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы человеческой кожи, позволяя ощутить в прозрачности и теплоте карнаций биение горячей, пульсирующей крови.

С 1625 правительница Фландрии поручала Р. сложные дипломатии, миссии: он ездил в Голландию (1627), Испанию (1628-29), Англию (1629-30).

Картины Р. 1630-х гг. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произв., образным строем, большей сдержанностью художеств. средств, полной внутр. теплоты эмоциональностью. Центр, место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологич. и библейских композициях (" Вирсавия", ок. 1635, Карт. гал., Дрезден), а также в портретах (" Шубка", ок. 1638-40, Художественно-историч. музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Чувство бодрости и веселья воплощается в сценах из народной жизни (" Кермесса", ок. 1635-36, Лувр, Париж). К 1630-м гг. относится и большинство лучших пейзажей Р. (" Пейзаж с радугой", ок. 1632-35, Эрмитаж, Ленинград).

Виртуозное живописное мастерство Р. показывают также многочисл. эскизы (эскизы убранства Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, 1634- 1635, илл. см. т. 19, табл. 1, стр. 32) и рисунки, отличающиеся тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и кривых, изогнутых линий, а иногда и строго продуманной экономией в применении выразит, средств. Творчество Р. имело огромное значение для развития фламандской и всей европ. живописи.

Соч.: Correspondence... et documents epi-stolaires, v. 1 - 6, Anvers, 1887 - 1909; в рус. пер, - Письма, М.-Л., 1933.

Лит.: ГершензонН. М., Рубенс, М.- Л., 1938; Невеж и на В. М., Рубенс, [Л.], 1938; Доброклонский М. В. (сост.), Рисунки Рубенса, М. - Л., 1940; Кузнецов Ю. И., Рисунки Рубенса, М., 1974; Лазарев В. Н., Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 9-54; ВаршавскаяМ., Картины Рубенса в Эрмитаже, Л., 1975; Arents P., Rubens - Bibliographic, Brux., 1943; Stechоw W., Rubens and the classical tradition, Camb. [Mass.], 1968; W h i t e Ch., Rubens and his world, N. Y., [1968]; Rubens before 1620, Princeton, 1972.

РУБЕРОИД, рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, изготовляемый путём пропитки кровельного картона мягкими нефтяными битумами с последующим покрытием обеих поверхностей слоем тугоплавкого битума. Р. применяется гл. обр. для устройства верх, слоя кровельного ковра (см. Кровельные работы); лицевая поверхность такого Р. покрыта сплошным слоем крупнозернистой или чешуйчатой посыпки (крупный песок, слюда и др.), защищающим Р. от воздействия солнечных лучей и тем самым повышающим его долговечность. Реже Р. применяют в ниж. слоях кровельного ковра (подкладочный Р..). или для гидроизоляции строит, конструкций. В СССР Р. выпускается в рулонах с шириной полотна 750, 1000 и 1025 мм. Разновидность Р.- стеклорубероид; изготовляется на основе стеклоткани.

РУБЕЦ, конечный результат развития соединительной ткани на месте заживления раны или язвы. При своевременной хирургич. обработке резаной раны с ровными краями возникает мягкий, иногда едва заметный, линейный Р. При нагноении больших ран и заживлении их вторичным натяжением, с образованием грануляций и последующей эпителизацией, развиваются широкие, спаянные с подлежащими тканями Р. Избыточную, возвышающуюся над поверхностью кожи pyбцовой ткань наз. келоидной. Обширные Р. после ожогов или длительно заживающих гнойных ран в области суставов конечностей или на шее вызывают ограничение движений - контрактуры и требуют пластических операций. Р. после заживления язв в желудке или двенадцатиперстной кишке нередко приводят к их деформации, нарушению эвакуации из желудка, развитию рубцового стеноза привратника желудка.

РУБЕЦ, начальный, самый большой отдел 4-камерного желудка жвачных животных, занимающий почти всю левую половину брюшной полости. Объём Р. у взрослых животных равен 4/5 объёма всего желудка (у новорождённых, питающихся только молоком, Р. вдвое меньше сычуга). Начальный отдел - преддверие Р.- сообщается с сеткой и пищеводом. Стенки Р. состоят из наружной - серозной, средней - мышечной и внутренней - слизистой оболочек. На внутр. стенке имеются складки - тяжи, разделяющие Р. на отд. карманы, задерживающие пищевые массы. Внутр. эпителиальная поверхность, исключая тяжи, имеет выросты - сосочки. У верблюдов и лам, на стенках Р. находятся глубокие ячейки, на дне к-рых открываются кардиальные железы, отсутствующие в Р. у др. жвачных. В Р. происходит разложение растительного корма под действием бактерий и простейших и всасывание летучих кислот через поверхность слизистой оболочки; здесь же пища подвергается действию ферментов и перемешиванию. Из Р. пища попадает в сетку или отрыгивается в ротовую полость (см. Жвачка), откуда (вторично измельчённая дополнит, разжёвыванием) по пищеводному жёлобу стекает в книжку. Т. Б. Саблина.

РУБИАН КРОТ [Crotus Rubianus, наст, имя и фам.- Иоганн Е г е р (Jager)] (ок. 1480, Дорнхейм, близ г. Арнштадт, - ок. 1540, Хальберштадт), немецкий гуманист. Сын крестьянина. Играл видную роль в Эрфуртском кружке гуманистов, оказал влияние на молодого М. Лютера и своего друга У. фон Гуттена. В 1516-20 жил в Италии. Отстаивая свободу развития светской культуры, подвергал острой сатирич. критике невежество теологов и пороки католич. клира, активно защищал от обскурантов И. Рейхлина и итал. философа-гуманиста П. Помпонацци. Р. К.- один из осн. авторов антиклерикального памфлета " Письма тёмных людей".

РУБИДИЙ (лат. Rubidium), Rb, химия, элемент I группы периодич. системы Менделеева; ат. н. 37, ат. м. 85, 4678; серебристо-белый металл, относится к щелочным металлам. Природный Р. представляет собой-смесь-двух изотопов: стабильного 85Rb (72, 15%) и слаборадиоактивного 87Rb (период полураспада Т1/24, 8•1010 лет). При b-распаде 87Rb образуете" стабильный 87Sr. Определение содержания 87Sr и Р. в горных породах и минералах (стронциевый метод) даёт возможность надёжно установить их геол. возраст (см. Геохронология). Искусственно получено ок. 20 радиоактивных изотопов Р. Р. открыли в 1861 Р. Бунзен и Г. Кирхгоф при спектральном исследовании солей, выделенных из минеральных вод. Название элементу дано по цвету наиболее характерных красных линий спектра (от лат. rubidus - красный, тёмнокрасный). Металлич. Р. получил впервые в 1863 Бунзен.

Распространение в природе. Р.- типичный рассеянный элемент. Несмотря на сравнительно высокое содержание в земной коре (кларк) 1, 5-10-2% по массе, т. е. больше, чем у Си, Pb, Zn и мн. др. металлов, Р. не образует собственных минералов и преим. входит как изоморфная примесь в минералы калия и цезия (сильвин, карналлит, микроклин, Rb-мусковит и т. д.). Р., подобно калию, содержится в кислых изверженных породах (гранитоидах) и особенно в пегматитах (до 1-3% Р.). В ультраосновных и основных породах Р. мало (2*10-4 и 4, 5-10-3% соответственно). Воды морей и океанов содержат от 1, 0*10-5 до 2, 1*10-5% Р. Соли Р. входят в состав вод многих минеральных источников.

Наиболее богаты Р. т. н. минералы-концентраторы: лепидолит, циннвалъ-дит, поллуцит. Месторождения литиевых и калиевых минералов, содержащих Р., имеются в СССР, ЧССР, ГДР, Юго-Зап. Африке, Южной Родезии и др. странах. Космич. распространённость Р. -6, 5 атомов на 106 атомов кремния.

Физические и химические свойства. Р. образует серебристо-белые мягкие кристаллы, имеющие на свежем срезе металлический блеск. Твёрдость по Бринеллю 0, 2 Мн/м2 (0, 02 кгс/мм2). Кристаллич. решётка Р. кубич. объёмно-центрированная, а =5, 70А (О °С). Ат. радиус 2, 48 А, радиус иона Rb+ 1, 49 А. Плотность 1, 525 г/см3 (0 °С), tпл 38, 9 оС, tкип 703 оС. Удельная теплоёмкость 335, 2 дж/(кг* К) [0, 08 кал/(г• °С)], термич. коэффициент линейного расширения 9, 0*10-5 °С-1 (0-38 °С), модуль упругости 2, 4 Гн/м2 (240 кгс/мм2), удельное объёмное элект-рич. сопротивление 11, 29-10-6 ом*см (20 °С); Р. парамагнитен.

Атом Rb легко отдаёт единственный электрон внешней оболочки (её конфигурация 5s1). Электроотрицательность Р. 0, 89, первый потенциал ионизации 4, 176 эв. Во всех химич. соединениях Р. одновалентен (степень окисления +1). Химич. активность Р. очень высока. С кислородом соединяется бурно, давая перекись Rb2O2 и надперекись RbO2 (при недостатке кислорода образуется окись Rb2O). С водой Р. реагирует со взрывом, причём выделяется водород и образуется раствор гидроокиси Р., RbOH. По свойствам RbOH сильно напоминает гидроокись калия КОН. Со многими неметаллами Р. соединяется непосредственно; бурно взаимодействует с большинством кислот. Почти все соли Р. хорошо растворимы в воде. Мало растворимы перхлорат RbClO4, хлороплатинат Rb2[PtCl5] и некоторые др.; они используются для аналитич. определения Rb наряду с методом пламенной фотометрии, основанным на свойстве паров Rb и его соединений окрашивать пламя в ярко-красный цвет.

Получение и применение. Соли Rb получают как побочный продукт в произ-ве солей Li, Mg и К. Металлич. Р. получают восстановлением в вакууме RbCl при 700-800 °С кальцием. Вследствие высокой реакционной способности Р. хранят в металлич. сосудах под слоем парафинового масла или в запаянных стеклянных ампулах в инертной атмосфере.

Применяют Р. гл. обр. в производстве катодов для фотоэлементов; добавляют также в газоразрядные аргоновые и неоновые трубки для усиления интенсивности свечения. Иногда Р. вводят в специальные сплавы (геттеры). Соли Р. используют как катализаторы в органич. синтезе.

Лит.: Перельман Ф. М., Рубидий и цезий, 2 изд., М., I960; Плющев В. Е., С т е п и н Б. Д., Химия и технология соединений лития, рубидия и цезия, М., 1970. С. С. Бердоносов.

Рубидий в организме. Р. постоянно присутствует в тканях растений и животных. В наземных растениях содержится ок. 0, 00064% Р., в водных - в 2 раза меньше. Р. накапливается в растениях, а также в мышцах и мягких тканях актиний, червей, моллюсков, ракообразных, иглокожих и рыб (коэффициент накопления 8-26). Наибольший коэффициент накопления (2600) искусств, радиоактивного изотопа 86Rb у ряски Lemna polyrrhiza, а среди пресноводных беспозвоночных у моллюска Galba palustris - 370. В золе грудных мышц птиц содержится 0, 0112-0, 0135%, в золе тканей человека - до 0, 01%, в крови - 0, 00032% (у мужчин) и 0, 00028% (у женщин). Обмен Р. в организме изучен слабо.

Лит.: Боровик-Романова Т. Ф., Рубидий в биосфере, " Труды биогеохимической лаборатории АН СССР", 1946, т. 8; Тимофеева-Ресовская Е. А., Распределение радиоизотопов по основным компонентам пресноводных водоемов, " Труды института биологии Уральского филиала АН СССР", 1963, т. 30.

РУБИКОН [лат. Rubico(n)], река на Апеннинском п-ове, впадающая в Адриатическое м., к С. от г. Римини. Служила до 42 до н. э. границей между Италией и рим. провинцией Цизальпинская Галлия. 10 янв. 49 до н. э. Юлий Цезарь с войском, вопреки закону (как проконсул он имел право возглавлять войско только за пределами Италии), перешёл Р. и вторгся на территорию Италии, начав тем самым гражданскую войну. Отсюда крылатое выражение " перейти Р.", означающее принятие бесповоротного решения.

РУБИЛО, ручное рубило, орудие труда первобытного человека, распространённое повсеместно в шелльскую и ангельскую эпохи палеолита. Представляло собой камень миндалевидной формы, оббитый сколами с двух сторон, утолщённый и закруглённый в основании и заострённый с др..конца. Р. было ударным орудием, но могло также использоваться для выкапывания съедобных корней, добывания мелких животных из нор и т. д.

Ручные рубила ашельского типа.

РУБИЛЬНИК, электрич. коммутационный аппарат с ручным управлением, предназначенный для включения, отключения и переключения электрич. цепей - либо под нагрузкой (при напряжениях до 220 в на постоянном токе и до 380 в на переменном), либо в отсутствии тока; отличается характерной формой подвижных контактов (ножевидные, или " рубящие"). По числу контактов Р. подразделяют на одно-, двух-, трёх и многополюсные. Для повышения предельного отключаемого тока мощные Р. снабжаются дугогасительными камерами (см. Дугогасительное устройство). При замыкании однополюсного Р. (рис.) контактный нож под действием рукоятки поворачивается вокруг оси и " врубается" в неподвижную пружинящую контактную стойку. При отключении электрич. цепи под нагрузкой между контактным ножом и контактной стойкой возникает электрич. дуга, к-рая гасится в дугога-сительной камере. Во избежание обго-рания контактов электрич. дуга должна быть погашена возможно быстрее. Гашение дуги при токах до 75 а происходит вследствие её механич. растяжения; при этом время гашения зависит от скорости перемещения контактного ножа. В Р., рассчитанных на более высокие токи, определяющим фактором при гашении дуги являются разрывающие её электродинамич. силы, величина к-рых прямо пропорциональна отключаемому току и примерно обратно пропорциональна длине ножа. Для того чтобы сделать скорость размыкания контактных ножей не зависящей от скорости поворота рукоятки, применяют т. н. моментное выключение (с использованием дополнит, разрывных ножей), что значительно облегчает гашение дуги. Р. рассчитывают т. о., чтобы в номинальном режиме его работы контакты не нагревались выше допустимой темп-ры, а при коротких замыканиях в цепи не сваривались между собой и самопроизвольно не размыкались.

Однополюсный рубнлы ник с дугогасительной камерой: 1 - контактный нож; 2 - рукоятка; 3 - ось; 4 - контактная стойка; 5 - дугогасительная камера; 6 - токоподводы.

Лит.: Кузнецов Р. С., Аппараты распределения электрической энергии на напряжение до 1000 в, 3 изд., М., 1970; Ч у н и х и н А. А., Электрические аппараты, М., 1975. Т. Н. Дилъдина.

РУБИН Абрам Израилевич (Авраам Азариевич) (1883-21.10.1918, Пятигорск), участник Окт. революции 1917 и Гражд. войны 1918- 20 на Кубани, Черноморье, Сев. Кавказе. Чл. Коммунистич. партии. Делегат 2-го Всеросс. съезда Советов (1917). Участвовал в установлении Сов. власти в Новороссийске в дек. 1917. С марта 1918 пред, исполкома Совета Черноморской губ. В июне 1918 избран пред. ЦИК Кубано-Черноморской сов. республики. С 7 июля 1918 пред. ЦИК Сев.-Кавказской сов. республики. Чл. Сев.-Кавказского крайкома РКП(б). Арестован и расстрелян вместе с др. сов. и парт, работниками изменником Сов. власти авантюристом И. Л. Сорокиным.

Лит.: Активные участники борьбы за власть Советов на Ставрополье, Ставрополь, 1957.

РУБИН (позднелат. rubinus, от лат. rubeus - красный), разновидность минерала корунда (А12Оз), отличающаяся содержанием примеси ионов Сr3+ (от сотых долей до 2%), замещающих А13+. Квантовые переходы между уровнями энергии Сr3+, расщеплёнными внутрикристаллич. полем, определяют красную окраску Р. (в отличие от бесцветного корунда); с переходами между др. уровнями иона Сr3+ связано лазерное излучение Р. в красной области спектра, а с переходами между спиновыми подуровнями - действие Р. как квантового усилителя радиоволн (мазера).

Р. - драгоценный камень I класса (см. Драгоценные и поделочные камни). В СССР Р. встречается в россыпях на Ср. и Юж. Урале. За рубежом важные пром. месторождения - в Бирме, Таиланде, Шри-Ланке.

Синтетич. Р., получаемый тем же способом, что и корунд (но с добавкой Сr2О3), применяется в ювелирной и часовой пром-сти, в квантовой электронике в качестве активного элемента наиболее распространённого твердотельного лазера, дающего рекордные энергии и мощности, а также гигантские импульсы, и мазера.

Лит.: Минералы. Справочник, т. 2, М., 1965; Рубин и сапфир, М., 1974.

А. С. Марфунин.

РУБИНИ (Rubini) Джованни Баттиста [7.4.1794 (по др. данным, 1795), Романоди-Ломбардия, - 2 или 3.3.1854, там же], итальянский певец (тенор). Дебютировал на оперной сцене в 1814. Пел в театрах мн. стран, в 1843 - 45 и 1847 - в России (в составе итал. оперной труппы). Один из лучших исполнителей партий, особенно героических (нек-рые из к-рых написаны специально для Р.), в операх Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини. Автор лирических песен (сб. " Прощание"), " 12 уроков современного пения для тенора и сопрано".

Лит.: Т и м о х и н В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Traini С., II cigho di Romano: G. В. Rubini, Bergamo, 1954.

РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич [16(28).11.1829, дер. Выхватинец Подольской губ., - 8(20).11. 1894, Петергоф, ныне Петродворец], русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и муз. -общественный деятель. Происходил из небогатой евр. купеческой семьи. Игре на фп. обучался под руководством матери, затем - пианиста А. И. Виллуана. В 10 лет выступил публично как пианист в Москве, в 1840 - 43 с триумфом концертировал в европ. городах. В эти годы были изданы его первые сочинения. В 1844 - 48 находился за границей (Берлин, Вена), занимался по теории музыки у 3. Дена, встречался с Ф. Мендельсоном и впоследствии с Ф. Листом, оказавшими влияние на формирование творческой личности Р. В 1848 возвратился в Россию, поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижёр (гл. обр. с собств. произв.). В 1854 - 58 концертировал в странах Зап. Европы. По возвращении в Россию занимался муз. -обществ, деятельностью: в 1859 по инициативе Р. и под его руководством организовано Русское музыкальное общество (вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах об-ва, возглавил открытые об-вом Муз. классы); в 1862 основал первую в России Петерб. консерваторию. В 1862- 67 и 1887-91 былеё директором и проф. (руководил оркестром, хором, вёл классы фп., ансамбля, инструментовки; среди его учеников - П. И. Чайковский). В 1872-73 с успехом выступал со скрипачом Г. Венявским в США, в 1885-86 провёл в России и крупнейших городах Зап. Европы цикл Историч. концертов, в к-рых дал картину эволюции фп. музыки от её истоков до совр. ему рус. композиторов. Последние годы жизни (1891-94) провёл преим. в Дрездене, выезжая в разные города на благотворит, концерты, занимаясь лит. и педагогич. работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.

Р.- один из величайших пианистов, создатель рус. пианистической школы. Для его иск-ва, нередко ломавшего традиционные исполнит, каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Р.-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные муз. жанры. Одно из лучших его сочинений - опера " Демон" (по поэме М. Ю. Лермонтова, 1871, пост. 1875, Мариинский театр, Петербург). Ему принадлежат также оперы: " Дети степей" (1861), " Фераморс" (по поэме-сказке Т. Мура " Лалла Рук", 1863), " Вавилонское столпотворение" (1870), " Маккавей" (1875), " Нерон" (1877, пост. 1879), " Купец Калашников" (по поэме Лермонтова, 1879, пост. 1880, Мариинский театр), < Горюша" (по повести Д. В. Аверкиева чХмелёвая ночь", 1889); 6 симфоний, 5 концертов для фп. с оркестром, многочисл. произв. для фп., романсы, песни, в т. ч. " Персидские песни". Написал " Автобиографические воспоминания. 1829-1889" (1889), кн. " Музыка и её представители. Разговор о музыке" (1891) и др. По инициативе Р. был организован Междунар. конкурс пианистов и композиторов им. Р. (1890).

Лит.: Баренбойм Л. А., А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1 - 2, Л., 1957 - 62; На уроках Антона Рубинштейна [ред.-сост., авт. вступ. ст. Л. А. Баренбойм], М.- Л., 1964.

РУБИНШТЕЙН (Rubinstein) Артур (р. 28.1.1887, Лодзь), польский пианист. Учился игре на фп. у А. Ружицкого в Варшаве, Г. Барта и Р. М. Врейтхаупта в Берлине, затем у И. Падеревского в Морже (Швейцария). Дебютировал в 1898 в Берлине. Пр. на Междунар. конкурсе пианистов и композиторов в Петербурге (1910). Гастролировал в разных странах мира, в т. ч. в России в 1910, 1911, 1912; в СССР - в 1934 и 1964. С 1939 жил в США, с 1954 живёт во Франции. Игра Р. отличается романтич. чертами - поэтичностью, большой эмоциональностью, красочностью и в то же время виртуозностью и элегантностью. В репертуаре Р.- соч. Ф. Шопена (имеются грамзаписи всех его соч.), Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса, К. Шимановского, а также исп. композиторов 20 в. Выступает как ансамблист с Я. Хейфецем, Г. П. Пятигорским и др. Написал воспоминания " Дни моей' юности" (1973). Снимался в кино.

Лит.: Рабинович Д., Артур Рубинштейн, " Музыкальная жизнь", 1964, № 22; Map Н., Беседуя с Артуром Рубинштейном, " Советская музыка", 1965, № 2; Xентова С., Артур Рубинштейн, М., 1971. Д.А. Рабинович.

РУБИНШТЕЙН Евгения Самойловна [р. 12.1(24.1).1891, Петербург], советский климатолог, проф. (1934), доктор геогр. наук (1937), засл. деят. науки РСФСР (1961). Чл. КПСС с 1945. Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы в 1912. С 1914 работает в Главной геофизической обсерватории. Автор и редактор крупных обобщений материалов по климату, в особенности по температурному режиму [в т. ч. в " Большом Советском атласе мира" (т. 1, 1937); " Физико-географическом атласе мира" (1964); " Морском атласе" (т. 2, 1953); " Атласе Антарктики" (т. 1, 1966)]. Исследования по методам статистич. обработки метеорологич. наблюдений, по изменению климата (в Северном полушарии и на Земле в целом); разработка научных основ размещения сети метеорологич. станций. Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.