Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Печать, радиовещание, телевидение 2 страница






Интенсивно развиваются сатирич. жанры лит-ры классицизма. Стихотворные сатиры Кантемира, распространявшиеся в 30-50-х гг. только в списках, подготовили появление в 50-е гг. стихотворной басни (Сумароков, Ломоносов), в кон. 50-х гг.- комедии, в кон. 60-х гг.- прозаич. журнальной нравоописат. сатиры. На основе разработанных в баснях приёмов комич. диалога я речевой характеристики создаётся стилистика рус. комедии, в к-рой отчётливо прослеживаются два направления: одно, связанное с воздействием т. н. серьёзной комедии и " слёзной драмы", разрабатывает преим. нравоучит. проблематику (В. И. Лукин, 1737-94), другое осуществляет сатирич. разоблачение средствами драматургич. комизма, не пренебрегая и нар.-фарсовыми традициями, - Сумароков в комедиях 60-х гг., Д. И. Фонвизин (ок. 1744-92), Я. Б. Княжнин (1742-91), А. И. Клушин (1763-1804).

Опыт басенной сатиры 50-60-х гг. восприняли и сатирич. журналы 1769-72, особенно журналы Н. И. Новикова (1744-1818) и Ф. А. Эмина (1735-70), в к-рых происходит всё более интенсивное вовлечение бытового, социально-значительного материала действительности в систему условных комич. типов, социальных масок; осн. приёмом сатиры остаётся комич. саморазоблачение отрицат. персонажей. После вынужденного прекращения издания сатирических журналов в 1772 эта традиция воскресает позднее, в журналах И. А. Крылова (17б8- 1844). Опыт малых стихотворных сатирич. жанров 60-х гг. и нравоописат. журнальной прозы синтезировал В. И. Майков (1728-78) в ироикомической, шуточной поэме " Елисей, или Раздражённый Вакх" (1771); поэтика стихотворной сказки получила развитие в поэме Богдановича " Душенька" (1778, полное изд. 1783).

Для 60-х гг. характерен также переход повествоват. прозы от рукописного существования к печати (Эмин; М. Д. Чулков, 1734, по др. данным, 1733-92; М. И. Попов, 1742-90). В последней четв. 18 в. после " Недоросля" (пост. 1782, опубл. 1783) Фонвизина новое развитие получает комедия; на то же время приходится подъём и серьёзное обновление жанра трагедии. В трагедиях наиболее видных последователей Сумарокова - Княжнина и Н. П. Николева (1758-1815) - произошло перемещение интереса от этич. проблем к социально-политическим, а в стиле трагедии получила преобладание " рупорность" речи персонажей, обращённой непосредственно к зрит. залу. Одическая военно-политич. тематика послужила материалом для создания больших поэм Хераскова " Чесменский бой" (1771) и " Россияда" (1779); " Россияда", созданная с учётом опыта европ. эпич. поэзии нового времени (" Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, " Генриада" Вольтера), была первой законченной рус. эпопеей и рассматривалась современниками как вершина поэтич. достижений рус. классицизма. В кон. 70-х гг. появляются первые оды Державина, к-рый соединил в них сатиру нравов и гражд. пафос, допустил смешение высокого и низкого " штилей" и сделал оду живым и плодотворным поэтическим жанром.

С сер. 70-х гг. рус. лит-pa испытывает воздействие предромантич. и сентименталистских художеств, идей и принципов, воспринимаемых преим. из англ, лит-ры и нем. критич. мысли. Не менее значительным было влияние на рус. сентиментализм идей Ж. Ж. Руссо. Формирование новых жанров стало осн. путём лит. эволюции с кон. 70-х и до 1800-х гг. Начинается усиленная разработка жанров баллады, песни, дружеского послания. В творчестве И. И. Дмитриева (1760-1837), наиболее видного поэта сентиментализма, стилистич. переработке подвергается и такой устойчивый жанр, как басня; песни и дружеские послания Дмитриева отличаются приятностью и интимностью тона. Стиль у сентименталистов становится понятием индивидуально-авторским, а не общелитературным, как утверждали теоретики классицизма.

Новыми для рус. лит-ры жанрами, введёнными сентиментализмом, были путешествия и чувствит. повесть. Первым рус. оригинальным лит. путешествием была книга А. Н. Радищева (1749-1802) " Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), в к-ром чувствительность, т. е. способность мыслящего человека воспринимать жизненные впечатления и обществ, противоречия как внутр. душевное дело, явилась источником непримиримой революц. вражды к крепостнич. строю в целом. " Путешествие..." Радищева не оказало непосредств. влияния на лит-ру 18 в., его воздействие ощутилось позже, в эпоху декабристского движения. Пути развития сентименталистской прозы определили повести и " Письма русского путешественника" (опубл. 1791-92) Н. М. Карамзина (1766-1826). В его прозе была создана новая для рус. лит-ры эмоционально-психологич. структура повествования и анализа душевной жизни: именно у него повествоват. жанры стали " зеркалом души" совр. человека и средством выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости, что оказало влияние на дальнейшее развитие рус. прозы. И. 3. Серман.

Литература 1-й пол. 19 в. Литературная жизнь нач. 19 в. определялась обострением кризиса крепостнич. системы, нац. подъёмом 1812, созреванием идей дворянской революционности, предвещавших начало первого этапа освободит, движения в России. Совершался процесс постепенного перехода от идейно-эстетич. концепций классицизма, " просветит, реализма" и сентиментализма к иным типам художеств, творчества, прежде всего к романтизму и реализму. Одной из центр, фигур лит. движения первых десятилетий 19 в. оставался Карамзин - преобразователь рус. лит. языка, автор " Истории государства Российского", издатель " Вестника Европы" (1802-03), где он в критич. статьях излагал свою эстетич. программу, способствовавшую формированию самобытности рус. лит-ры. Черты классицизма и сентиментализма сочетались в стихотворных трагедиях В. А. Озерова (1769-1816). Развивалась полемика между " архаистами" и карам-зинистами вокруг проблемы " старого" и " нового" слога; она нашла острое выражение в борьбе лит. об-ва " Беседа любителей русского слова" и " Арзамас". Традиции " просветит, реализма" своеобразно преломились в творчестве В. Т. Нарежного (1780-1825). Центр, место занимала поэзия, где выделялись 2 течения, условно называемые элегическим и гражданским (впрочем, грань между ними порой стиралась).

Родоначальниками элегич. поэзии явились В. А. Жуковский (1783-1852) и К. Н. Батюшков (1787-1855). В 20-е гг. её традиции были сильны в творчестве А. А. Дельвига (1798-1831), Н. М. Языкова (1803-46), Е. А. Баратынского (1800-44). Творчество этих поэтов было проникнуто глубокой неудовлетворённостью существующим. Не веруя в переустройство общества, они ориентировали своё творчество на создание гармонии во внутреннем мире человека. Жуковский видел высшие ценности в духовных переживаниях идеального порядка, Батюшков и его последователи - в одухотворённых нравств. пафосом " земных" радостях, в дружбе, любви, чувственном наслаждении. Элегики обновили поэтич. язык, разработали утончённые формы поэтической выразительности, создали многообразие метрич., строфич. и ритмико-интонац. структур. В элегич. поэзии постепенно проступали романтич. тенденции (см. Романтизм). У Жуковского они выражались в своеобразном мистико-романтич. тяготении к поэтич. фантастике. Намечалась характерная для романтич. эстетики разработка фольклорных мотивов и форм разных времён и народов (баллады Жуковского, новаторская трактовка антологич. жанра у Батюшкова, идиллии и рус. песни Дельвига).

Другое течение образовала поэзия гражданская. Нек-рые существенные для неё принципы наметились в начале века - в творчестве поэтов, группировавшихся вокруг Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (И. П. Пнин, 1773-1805, В. В. Попугаев, 1778-1816, И. М. Борн, г. рожд. неизв.- 1851, и др.). Наиболее ярко она была представлена творчеством поэтов-декабристов: В. Ф. Раевского (1795-1872), К. Ф. Рылеева (1795-1826), В. К. Кюхельбекера (1797-1846) и А. А. Бестужева-Марлинского (1797-1837). Декабристы видели в лит-ре прежде всего средство пропаганды и борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политич. характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальной нормы гражд. морали и поведения человека. Самодержавно-крепостнич. порядок декабристы отвергали как несогласуемый с законами разума и " естественными правами человека". Отсюда их тяготение к традициям " просветит, классицизма". Другим основополагающим началом эстетич. системы декабристов была предромантич. идея нац. самобытности лит-ры.

С нач. 20-х гг. в поэзии декабристов появились тенденции, отразившие усложнение идейно-психологич. природы дворянской революционности. Новым потребностям отвечал своеобразно переосмысленный эстетич. кодекс байронизма (см. Байрон Дж. Н. Г.). Возникал романтически трактуемый образ совр. героя, в к-ром черты гражданина-тираноборца соединялись с ореолом трагич. избранничества, катастрофичностью судьбы и напряжённостью индивидуального самосознания. Наряду с последовательно революц. линией в рамках гражд. поэзии развивались и др..тенденции, определившие своеобразие творчества Н. И. Гнедича (1784-1833), Д. В. Давыдова (1784- 1839), П. А. Катенина (1792-1853), П. А. Вяземского (1792-1878), выступивших в поэзии в 1800-е гг. Предвосхитив мн. мотивы декабристской лит-ры, их поэзия в 1810-е гг. развивалась в прямой связи с художеств, исканиями будущих декабристов. Однако оппозиционность и свободолюбие этих поэтов не совпадали с идеологией декабризма. Самобытность их творч. исканий позволила им обогатить рус. поэзию, расширить круг её стилевых и жанровых форм. Поэзия Д. В. Веневитинова (1805-27) впитала мотивы, родственные декабристскому вольнолюбию, но окрашенные шеллингианским пониманием иск-ва. Вместе с ранней лирикой Баратынского и Ф. И. Тютчева (1803-73) она принадлежала к значит, явлениям рус. филос. поэзии.

Особую линию лит. развития образовало в 1-й четверти 19 в. творчество Крылова и А. С. Грибоедова (1795-1829). Обращаясь к эпич. и драматич. жанрам, они разрабатывали тот подход к действительности, к-рый составил в дальнейшем эстетич. основу критич. реализма (см. Реализм), Сатирич. направленность творчества этих писателей выражалась в обострённом интересе к реальности, в стремлении выявить и обличить те отклонения от норм разума, к-рыми она изобилует. Принимая различные формы, этот процесс приближал к объективному пониманию жизни. Основой басенного стиля Крылова стала стилистика разговорного нар. просторечия. Он создал басню, свгбодную от условностей классицизма, идущую от жизни, выражающую своеобразие нар. мышления и " здравый смысл" народа. В комедии Грибоедова " Горе от ума" (1824), сочетающей завоевания классицизма и реализма, психологич. и бытовая конкретность, характерность языка, житейская колоритность сюжетного материала приобрели решающее значение. Исходную " посылку" комедии составлял типичный для просветит, сатиры обличит, приём - столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью обществ, нравов, основанных на предрассудках. Это сближало " Горе от ума" с идеологией декабризма. Вместе с тем открывались противоречивость движения истории, многозначность жизненных явлений, происходило усложнение характеров и жанровой природы пьесы, в ней сливались черты сатирич. комедии и лирико-психологич. драмы (" сценич. поэмы", по определению Грибоедова).

Очевидно, что в 1-й четв. 19 в. все стороны и явления лит. процесса обнаруживали черты переходности и характеризовались скрещением разнородных элементов. Тенденции романтич. и реалистич. мышления сосуществовали с традициями рационалистич. культуры 18 в.

В центре лит. движения 1-й трети 19 в. находилось творчество А. С. Пушкина (1799-1837), однако оно не укладывалось в рамки к.-л. направления. Его лицейская, послелицейская и " южная" лирика вбирала в себя гл. эстетич. завоевания всех поэтич. школ. Но Пушкин преображал усвоенные традиции, сплавляя их в целостном единстве индивидуального миропонимания. Молодой поэт был близок к романтизму, однако эволюция от " Руслана и Людмилы" (1820) к " Цыганам" (1824) свидетельствует, что романтизм не стал основой его мировосприятия: Пушкин шёл самостоят, путём. В его творчестве преображались идеи гражд. радикализма. В ранних стихах вольнолюбивые мотивы, близкие к декабристской поэзии, были проникнуты ярко выраженным личностным пафосом. В нач. 20-х гг. этот пафос сближался с байронич. бунтарством, но вскоре наметилось преодоление морально-филос. кодекса байронизма. Пушкин пришёл к пониманию всемогущества объективных законов истории и начал поиски предпосылок обществ, справедливости в самом ходе ист. процесса. В " Борисе Годунове" (1825) эти поиски обнаружили драматич. взаимосвязь " судьбы человеческой" и " судьбы народной".

Специфич. особенности пушкинского реализма приобрели всеобъемлющий характер в романе " Евгений Онегин" (1823-30); в течение 30-х гг. они утвердились в пушкинской лирике, драматургии и прозе. Оформилось художеств, мышление, способное находить в обыкновенных вещах источники красоты и поэзии. Совершалось обновление лит. языка; пушкинское слово преодолевало замкнутость традиц. " устойчивых стилей", вбирало существ, элементы нар. речи, обретало прямую связь с жизненной реальностью. Пушкин включал в свою художеств, систему целые культуры, весь духовный опыт человечества становился внутр. достоянием этой системы; создавались своеобразнейшие формы лирики, драмы (" маленькие трагедии", сцены), эпич. поэмы (" Полтава", 1828; " Медный всадник", 1833), прозаич. повести (" Повести Белкина", 1830; " Пиковая дама", 1833; " Капитанская дочка", 1836).

Реализм Пушкина основан на всеобъемлющей многосторонности миропонимания, он соединял конкретный историзм с универсализмом, детерминизм - с признанием духовной свободы человека. Совр. состояние мира представлялось Пушкину дисгармоническим. Ему открывались разобщённость людей и народов, трагич. противоречия истории, сталкивающие в неразрешимых конфликтах гос-во и личность, нар. стихию и деспотизм власти. Но сознание всего этого не отделялось в пушкинском мышлении от утверждения идеала иной жизни - единой, целостной, для всех справедливой и гармонически слаженной. Этот идеал опирался на сознание единства всемирной истории и всемирной культуры, на веру в безграничность духовного потенциала личности, на открытие в нар. сознании нравств. ценностей, способных стать основой будущей социальной гармонии. Плодотворный синтез действительного и возможного, осуществившийся в пушкинском реализме, сделал его основой высочайших традиций рус. лит-ры.

Во 2-й четв. 19 в. развитие рус. лит-ры протекало в исключительно трудных условиях. Одним из принципов правительств, политики стало подавление передовой культуры. Приобрела заметное влияние реакционно-охранит. лит-ра: нравоописат. романы Ф. В. Булгарина (1789-1859), вульгарно-романтич. драматургия и проза Н. В. Кукольника (1809-68), авантюрный роман Н. И. Греча (1787-1867). Влияние консервативных идей сказалось в ист. романах М. Н. Загоскина (1789-1852). Получила распространение во многом эпигонская поэзия В. Г. Бенедиктова (1807-73). Однако в эти годы, в условиях политич. " безвременья", лит-pa оказалась осн. формой обществ, сознания, средоточием сил протеста. Напряжённый характер приобретали филос. искания, создавалась опора для новой эстетики. В это время и оформились как целостные художеств, системы рус. романтизм и рус. реализм.

Влиятельной силой стала романтич. поэзия, развитие к-рой шло по неск. путям. В поздней филос. лирике Баратынского складывалась романтич. концепция личности: индивидуальное сознание дерзало осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа, не ища примирения с ними и не пытаясь от них уйти. Универсальное осмысление этих противоречий характерно для лирики Тютчева. В 30-40-е гг. его поэзия проникнута сознанием обособленности и внутр. раздвоенности человеческого " я". Однако поэт находил возможность преодолеть индивидуализм. Пантеистич. концепции " мировой души", " космоса" и " хаоса", " дневного" и " ночного" бытия стягивались у Тютчева к проблеме личности и служили романтическому её решению. Драма раздвоения личности получала вселенский смысл, вся внутр. жизнь человека представала ареной борьбы мировых сил. Тем самым личность возвышалась до уровня " божеско-всемирного". Поэт отправлялся от традиц. одической стилистики, индивидуализируя её неожиданными сдвигами. В то же время в его лирике складывался всецело индивидуальный смысловой строй, основанный на единстве авторской мысли.

Другим направлением развития романтизма являлось филос. и эстетич. переосмысление традиций гражданской поэзии. Контуры его обозначились уже в лирике А. И. Полежаева (1804-38), соединившей пафос бунтарского протеста и безысходно трагическое мироощущение, в позднем творчестве поэтов-декабристов, прежде всего А. И. Одоевского (1892-39). Наиболее принципиальное выражение получило это направление в лирике М. Ю. Лермонтова (1814-41). В его ранних стихах (1828-35) осуществлялся романтический апофеоз личности, формировались внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтич. язык, экспрессивный и метафоричный, строился образ лирич. героя, организующий всю поэтич. систему. Новая концепция личности порождала новые требования к ней и к миру. Рождался безграничный максимализм, к-рый не раз приводил поэта к " мировой скорби", одновременно оборачиваясь жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. В нём - источник новой, романтич. революционности и гражданственности. Сознание фатальной неосуществимости идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него - вот основы этой разновидности романтич. протеста. Неустранимая разорванность сознания проявляет себя в небывалой интенсивности лирич. эмоций и напряжённом самоанализе. Именно у Лермонтова лирика проникается пристальным вниманием к самому процессу внутр. жизни человека во всей её сложности.

В зрелом творчестве Лермонтова развивались тенденции реалистической поэзии, начало которой положено Пушкиным. Лермонтов начинает " отделять" от себя трагические противоречия своей лирики, превращая их в предмет объективного изображения. Эта тенденция получает высшее выражение в прозе - в романе " Герой нашего времени" (1840), где наиболее полно объективируется образ " лермонтовского" человека, родственный лирич. герою стихотворений. Драма Печорина обнаруживает, что для него невозможно удовлетворение любым ограниченным нравств. решением. Ни традиц. сословная мораль, ни жертвенный альтруизм, ни " демонич." эгоцентризм, принципам к-рого Печорин фактически следует, не могут стать для него основой счастья и веры в достоинство человека. Вместе с тем роман открывает объективно-ист, предопределённость и плодотворность этой драмы: она приобретает смысл необходимого духовного кризиса, в к-ром рождается новая - нерационалистическая - нравственность и новый - неметафизический - гуманизм.

Особую, во многом противоположную пушкинской и лермонтовской линию развития рус. реализма образовало творчество Н. В. Гоголя (1809-52). Гоголь начал утверждением романтич. мечты о прекрасном и справедливом мире, противопоставляя её " скудости" и " земности" крепостнич. действительности (" Вечера на хуторе близ Диканьки", 1831-32). В прозе и драматургии 1832-41 Гоголь столкнул провозглашённую им мечту с реальностью совр. обществ, жизни. Наметился сатирич. подход к этой реальности, подход, в основе к-рого - принцип разоблачит, " остранения", варьируемый в различных жанрах и стилевых формах (сатирич. повести сб-ков " Миргород" и " Арабески", 1835, " Нос" и " Ревизор", 1836). Сатира Гоголя выявила полнейшую бездуховность офиц. рус. общества. Реалистич. понимание уродств совр. жизни в корне изменило характер гоголевского идеала, противопоставленного реальности уже не как мечта, а как обязат. жизненная норма, подлежащая осуществлению (" Тарас Бульба", 1835-42). Не ограничиваясь этим, Гоголь обнаружил черты высокого и прекрасного в глубинах души пошлого " существователя" (" Старосветские помещики", 1835). Такими художеств, открытиями определялось тяготение к эпопейной поэтике и прежде всего к собират. образам.

Эти тенденции слились в стройную систему в романе-поэме " Мёртвые души" (т. 1, 1842). Художеств, цель поэмы - утверждение всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал нац. возрождения. Идеальные критерии найденной нормы дали возможность обнажить противоестественность господствующих в России обществ, форм. В то же время с высоты всенар. идеала становилась видимой перспектива духовного обновления рус. людей, прозреваемая Гоголем в самой природе рус. нац. характера. Гоголю была ясна пагубность неограниченных сословных привилегий, отделения гос-ва от народа, власти денег. И всё же вера в нравств. преображение " существователей" оборачивалась идеей немедленного " исправления" общества. Определяя проповедническую тенденциозность гоголевской поэмы, эта вера оказалась в дальнейшем источником реакц. утопии.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом явилась поэзия А. В. Кольцова (1809-42), отвечавшая потребности обоих направлений в лирич. воплощении нар. жизни и нар. мировосприятия. Опираясь на фольклорные традиции, Кольцов поэтизировал труд и быт крестьян, впервые воссоздал их вполне конкретно. При этом поэт открыл рус. лирике новую для неё сторону действительности - мир внутр. переживаний сел. труженика.

Многообразны взаимоотношения романтизма и реализма в развитии прозы. Явным преобладанием романтич. черт характеризовалась проза Н. А. Полевого (1796-1846), А. А. Бестужева-Марлинского. Сплетение романтич. и реалистич. тенденций отличало прозу А. Ф. Вельтмана (1800-70), повести М. П. Погодина (1800-75), ист. романы И. И. Лажечникова (1792-1869) и Загоскина, укрепившие позиции исторического жанра мастерским воссозданием бытового колорита минувших эпох. В повестях Н. Ф. Павлова (1803-64) и В. А. Соллогуба (1813-82) преобладали реалистические тенденции.

В 1842-55 рус. лит-pa развивалась в атмосфере обострившейся обществ, борьбы, напряжённых идеологич. споров между славянофилами и западниками, быстрого созревания революц. демократич. мысли, питаемой идеями антропологич. материализма и утопич. социализма, а также диалектикой Гегеля. Эти идеи находят выражение в публицистике А. И. Герцена (1812-70), в критике В. Г. Белинского (1811-48), в эстетике и философии петрашевцев. Значительна была роль прогрессивных журналов: в 1839-46 - " Отечественных записок", позднее - " Современника". В 40-е гг. усиливается социальный пафос лит-ры. Романтизм ещё остаётся влият. направлением, способным активно откликаться на потребности эпохи и совершать художеств, открытия (повести В. Ф. Одоевского, 1803-69, его " Русские ночи", 1844). И всё же магистральную линию художеств, прогресса составляет развитие реализма.

В эти годы приобрела значит, влияние критико-эстетич. мысль. В кон. 20-х и в 30-е гг. существенна роль критич. деятельности романтика Полевого, выступавшего в журн. " Московский телеграф", и " филос. критики": В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский (1806-56), Н. И. Надеждин (1804-56); в 40-е гг.- выступлений К. С. Аксакова (1817-60) и близкого к петрашевцам В. Н. Майкова (1823-47). Но своего расцвета рус. критич. мысль достигла в творчестве Белинского, выдвинувшего новые принципы критич. оценки лит. деятельности писателя: он требовал проникновения в художеств, мир автора, понимания внутр. единства его идей и образов, рассмотрения его творчества в отношении к обществ, жизни и развитию культуры. Белинский обосновал реалистич. понимание сущности иск-ва, усматривая её в особом восприятии действительности - в специфич. форме образного мышления. Эстетика Белинского проникнута историзмом, стремлением к определению общих закономерностей лит. процесса, связанных с условиями обществ, развития. В статьях и обзорах критика развёртывалась стройная концепция реализма и народности лит-ры, поставленных в связь с её демократизацией.

Воздействие эстетики Белинского сказалось в творч. практике писателей натуральной школы. В 40-е гг. прозаич. произв. В. И. Даля (1801-72), Д. В. Григоровича (1822-99), И. А. Гончарова (1812-91), И. С. Тургенева (1818-83), Ф. М. Достоевского (1821-81), А. Ф.Писемского (1821-81), М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-89), Герцена при всём несходстве их творческих манер были объединены отрицанием крепостнич. порядков, защитой прав и достоинства личности, интересом к окружающей человека обществ, среде, впервые понятой как всецело объективная сила. В первичном для натуральной школы жанре физиологич. очерка среда ограничена сословными, бытовыми, проф. рамками. В новеллистич. циклах, повестях и романах - " Бедные люди" (1846) Достоевского, " Кто виноват? " (1846-47) Герцена, " Обыкновенная история" (1847) Гончарова, " Записки охотника" (1847-52) Тургенева и др.- среда мыслилась как строй обществ, жизни в целом. Среде противопоставлялась человеческая природа персонажей, в исконной сущности своей здоровая и непорочная. Этот акцент был наиболее силён в романе Герцена " Кто виноват? ", где анализ личных драм приводил к философски обоснованной и политически заострённой форме социальной критики.

Дальнейшее углубление рус. реализма ощущалось не только в прозе, его особенности проявлялись и в новом типе бытовой комедии - прежде всего в раннем творчестве А. Н. Островского (1823-86). Принципиально новая стадия развития реалистич. лирики была намечена ранней поэзией Н. А. Некрасова (1821-77). Она вовлекала в сферу эстетически значительного новый круг фольклорных мотивов и стихию гор. просторечия, открывала трагич. потенциал в жизни совр. города в духе натуральной школы, смело использовала драматич. и фабульные элементы. Многообразие реалистич. исканий подготавливало грандиозные синтетич. построения рус. реализма 2-й пол. 19 в. В. М. Маркович. Литература 2-й пол. 19 в. не только принесла с собой новые темы и идеи, но и значительно раздвинула границы реализма, создав новые художеств, формы в прозе, драматургии и поэзии. Второй этап революц.-освободит. движения определил своеобразие развития лит-ры начиная с 60-х гг. Лит-pa оказалась тесно связанной с конкретными обществ.-политич. проблемами, с борьбой направлений и попытками создания разнообразных социально-политич., филос. и социально-этич. концепций, нередко органически входящих в художеств, ткань произведений.

Вопрос о перспективах развития страны приобрёл особую остроту, что непосредственно отразилось прежде всего в журнальной полемике. Идейной трибуной революц. демократов стал журн. " Современник", на страницах к-рого Н. Г. Чернышевский (1828-89) и Н. А. Добролюбов (1836-61) последовательно обосновывали революц.-материалистич. эстетику, вели борьбу за демократизацию лит-ры, против идеологов " чистого иск-ва" и " охранительных" теорий, против " тёмного царства" крепостничества. Выразителем демократич. идеологии был и журн. " Русское слово ", фактически возглавляемый Д. И. Писаревым (1840-68), к-рый, не порывая с основами революц.-демократич. мировоззрения, полемизировал с " Современником" по вопросам о положит, герое, народе, иск-ве и философии, проявляя при этом узкоутилитарный взгляд на природу и назначение иск-ва и лит-ры. Революц. демократам противостоял широкий фронт публицистики - от реакционных " Русского вестника" и " Московских ведомостей" до либеральных " Отечественных записок".

Памятником идейных исканий 30- 60-х гг. стали художеств, мемуары Герцена " Былое и думы" (1852-68).

Гл. объектом художеств, исследования в 60-е гг. становится жизнь народа, а одним из осн. лит. жанров - очерк, призванный рассказать трезвую правду о народе. Особое развитие очерк получил в творчестве писателей-разночинцев Н. В. Успенского (1837-89), Ф. М. Решетникова (1841-71), В. А. Слепцова (1836-78), Н. Г. Помяловского (1835- 1863), А. И. Левитова (1835-77) и др. Знамением времени стал цикл Салтыкова-Щедрина " Губернские очерки" (1856- 1857), в которых отдельные эпизоды сложились в широкую социальную картину рус. жизни, свидетельствовавшую о неизбежности близких перемен. Очерки Щедрина противостояли либерально-" обличительной" литературе, представленной произв. А. А. Потехина (1829- 1908), В. А. Соллогуба, М. П. Розен-гейма (1820-87), П. И. Мельникова-Пе-черского (1818-83), позднее ставшего талантливым бытописателем русского раскола.

2-я пол. 19 в.- эпоха расцвета рус. критич. реализма, особенно ярко проявившегося в жанре романа. Конфликт личности и общества, противоречия действительности, определяющие этот конфликт, становятся основой романа; тщательный анализ жизни во всей совокупности её связей и противоречий приводит к расширению сферы изображаемого и увеличению его масштабности. В " Записках из мёртвого дома" (1861-62) Достоевского и романе Писемского " Тысяча душ" (1858) представлена картина крепостнич. России, её нищеты, бесправия и угнетения. Развивается и пушкинская традиция " персонального романа", к-рый ставит перед собой цель психологич. и социально-политич. анализа поведения героя в связи с открывавшимися ист. возможностями. Объективно оценивая значение идейных поисков передового дворянства в истории рус. самосознания, Тургенев в романах " Рудин" (1856) и " Дворянское гнездо" (1859) обнаруживал трагич. разлад между мыслью и действием людей этого круга. Социальные и психологич. предпосылки возникновения " лишних людей" исследовал Гончаров в романе " Обломов" (1859). Показав ист. бесперспективность " людей 40-х годов", рус. лит-pa и критика поставили вопрос о новом типе героя-деятеля. В образе Инсарова (роман " Накануне", 1860) Тургенев первым воплотил свои представления о деятеле, лишённом трагич. раздвоенности. В романе " Отцы и дети" (1862) он показал " русского Инсарова" - демократа-" нигилиста" Базарова, становящегося реальной силой рус. жизни. Образец романа о " новых людях" - " Что делать? " (1863) Чернышевского, где писатель, решая труднейшую задачу лит. воплощения социалистич. идеала, впервые создал образ проф. революционера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.