Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Печать, радиовещание, телевидение 1 страница






На терр. Др. Руси издавна существовали центры создания рукописной книги. Для новгородского посадника Остромира в 1056-57 писцом Григорием было написано " Остромирово евангелие" - старейшая из сохранившихся датированных рус. рукописных книг. В 11 -15 вв. рукописные центры возникли в Новгороде, Пскове, Москве, Рязани, Смоленске, в монастырях Троице-Сергиевом, Соловецком, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском и др. Рус. периодич. печать ведёт своё начало от рукописных известий - т. н. вестовых писем, или " Курантов" (с 1621).

Первая русская (т. н. анонимная) типография осн. в Москве ок. 1553; она выпустила 7 известных в наст, время (1975) печатных книг. В Москве 1 марта 1564 Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец окончили печатание " Апостола" - первой русской точно датированной печатной книги. В 1576-77 Андроник Невежа работал в Александровской слободе (ныне г. Александров), где возникла первая рус. провинц. типография. В кон. 16- 17 вв. печатные мастерские периодически работали в Казани, Н. Новгороде, Иверском монастыре. Однако осн. масса печатной продукции выпускалась моск. Печатным двором, напечатавшим до 1700 около 500 книг. Здесь же вышла в дек. 1702 первая рус. печатная газ. " Ведомости" (регулярно издавалась с янв. 1703, см. также Газета). В 1708 был введён гражданский шрифт. В 1-й четв. 18 в. крупным издат. центром становится Петербург, где первая типография была осн. в 1711. С 1727 началось издание науч. лит-ры в типографии при Петерб. АН. В 1728 в Петербурге вышел первый рус. журнал-" Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (см. также Журнал). В течение 18 в. в России выходило ок. 200 различных периодич. изданий.

В последней четв. 18 в. возникли типографии в Ярославле (1784), Калуге (1785), Тамбове (1787), Тобольске (1789), Н. Новгороде (1791), Курске (1792), Перми (1792), Костроме (1793), Смоленске (1795), Владимире (1797), Воронеже (1798). В 18 в. вышли первые книги на языках ряда народов, населявших Россию; книги печатались в Академич. типографии и типографии Моск. ун-та, с 1785 гл. обр. в " Азиатской типографии" И. Шнора в Петербурге. В 1801 в Казани начала работать первая тат. типография. Для развития нац. книгопечатания много сделано типографией Казанского ун-та, открытой в 1809. Здесь печатались книги на тат., чуваш., мар., калм., удмуртском и др. языках.

В 19 в. гл. обр. в Петербурге и Москве появились крупные издат. фирмы А. Ф. Смирдина, М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, И. Д. Сытина, А. С. Суворина и др. В 60-х гг. возникли революц.-демо-кратич. изд-ва Н. А. Серно-Соловьевича, Н. П. Полякова и др. В 70-80-х гг. активно работали нелегальные типографии революционных орг-ций " Земля и Воля", " Народная Воля", " Чёрный передел", " Северный союз русских рабочих" в Петербурге, Москве, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Туле. В подготовке Окт. революции 1917 важную роль сыграла большевистская печать, начало к-рой положено ленинской газ. " Искра" (1900-03). В нач. 20 в. большевистские газеты выпускались во многих городах и пром. центрах. 22 апр. (5 мая) 1912 в Петербурге вышел первый номер большевистской газеты " Правда". В 1913 в России насчитывалось 856 газет, 1331 журнальное издание, выпущено св. 30 тыс. назв. книг.

Условия для широкого развития издат. дела, особенно на нац. языках, были созданы после Окт. революции 1917. В 1919 организован Госиздат РСФСР. Книги на нац. языках сначала выпускали лит.-издат. отделы нар. комиссариатов просвещения нац. республик, а начиная с 1920 - отделения Госиздата в нац. центрах (в 1921 работало 60 отделений). Многие народы, проживавшие на терр. России, лишь после Окт. революции получили письменность и печать.

В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) " О работе Госиздата РСФСР и об объединении издательского дела" (июль 1930) создано Объединение гос. издательств - ОГИЗ РСФСР. В 1963 образован Гос. комитет Сов. Мин. РСФСР по печати (с 1972 - Гос. комитет Сов. Мин. РСФСР по делам изд-в, полиграфии и книжной торговли). См. также Издательское дело. О росте выпуска печатной продукции в РСФСР свидетельствуют данные табл. 19.

Табл. 19.-Рост выпуска книг и периодических изданий в РСФСР

       
Число книг и брошюр (тыс. экз.) 32, 5   55, 0
тираж (млн. экз.) 353, 5    
Число журналов, бюллетеней и др.      
годовой тираж (млн. экз.)      
Число газет      
разовый тираж (млн. экз.)      
годовой тираж (млрд. экз.) 5, 1 17, 8 26, 8

Крупнейшее респ. изд-во, выпускающее массово-политич., научно-популярную и художеств, лит-ру, - " Советская Россия". Лит-ру по вопросам с. х-ва выпускает Россельхозиздат. В 1970 создано изд-во " Современник", выпускающее произведения классиков русской литературы и совр. писателей РСФСР. Респ. издательствами детской и юношеской лит-ры являются " Детская литература" и " Малыш". Уч.-педагогич. лит-ру выпускает изд-во " Просвещение", лит-ру по вопросам изобразит, иск-ва - " Художник РСФСР". Крупные изд-ва имеются при Моск., Ленингр., Казанском, Воронежском, Ростовском, Саратовском, Томском ун-тах.

Среди областных изд-в крупнейшие - " Московский рабочий" (с 1922) и Лениэдат, созд. 29 ноября (12 дек.) 1917. В 1974 работали укрупнённые издательства краёв и областей РСФСР: Верхневолжское, Волго-Вятское, Вост.-Сибирское, Дальневосточное, Зап.-Сибирское, Нижневолжское, Приволжское, Приокское, Сев.-Западное, Ср.-Уральское, Центральночернозёмное, Юж.-Уральское. Активную книгоиздат. деятельность на нац. языках ведут изд-ва авт. республик. В 1974 издано 50, 7 тыс. назв. книг и брошюр на рус. яз., 1, 3 тыс. назв. на др. языках народов СССР, 3 тыс. назв. на языках народов зарубежных стран.

В 1974 в РСФСР выпускалось 29 изданий всесоюзных, 1 респ., 153 краевые, областные и окружные газеты, 81 газета авт. республик и областей, 428 городских, 1585 районных, 2027 низовых, 106 колх. газет; на рус. яз. выходило 4106 газет, на др. языках народов СССР - 304. С 1956 выходит ежедневная газета " Советская Россия". С 1963 Правление и Моск. отделение Союза писателей РСФСР издают еженедельник " Литературная Россия". В 1974 в РСФСР выходило 4940 журналов, бюллетеней, учёных записок и др. журнальных изданий на рус. яз., 71 издание на др. языках народов СССР и 142 издания на языках народов зарубежных стран. Издаются лит.-художеств, и обществ.-политич. журналы " Москва" (с 1957), " Нева" (Ленинград, с 1955), " Дальний Восток" (Хабаровск, с 1946), " Дон" (Ростов-на-Дону, с 1957), " Подъём" (Воронеж, с 1957), " Волга" (Саратов, с 1966) и др. В авт. республиках лит.-художеств, и обществ.-политич. журналы выпускаются на рус. и нац. языках.

Объём Центр, внутрисоюзного и местного радиовещания на терр. РСФСР в среднесуточном исчислении составляет 558, 6 часа, в т. ч. Москва передаёт 8 программ (156, 6 часа), 3 из них, адресуемые в отдалённые районы, в основном являются повторением 1-й общесоюзной со сдвигом во времени (см. Всесоюзное радио). Передачи местного радиовещания ведутся на 46 языках в объёме 402 часов, из них 252 часа по осн. программам, 115 часов по УКВ-ЧМ, 35 часов в стереофонич. звучании. Кроме того, в РСФСР передачи ведут гор. радиоредакции (39, 5 часа в сутки) и большое количество районных. См. Радиовещание.

На территории Российской Федерации, кроме Общесоюзного телецентра (Москва), в автономных республиках, краях, областях и национальных округах работает 78 телестудий, 135 мощных ретрансляционных станций, имеется большая сеть кабельных и релейных линий. Для отдалённых районов (Сибирь, Д. Восток, Север РСФСР) передаются спец. программы по системам " Восток" и " Орбита". Телевидением охвачено св. 70% населения Федерации. Общий среднесуточный объём Центрального и местного телевидения в РСФСР составляет 990 часов, в т. ч. 785 часов ретранслируется по 6 программам из Москвы; программы по системам " Восток" и " Орбита" объёмом 48 часов в сутки (18 часов с цветным изображением) комплектуются с учётом особенностей отдалённых районов и разницы поясного времени. Местные телестудии РСФСР ведут передачи 205 часов в сутки. См. также Телевидение, Москва.

Сведения о выпуске книг, журналов, газет, о радиовещании и телевидении в отд. авт. республиках РСФСР см. в разделе Печать, радиовещание, телевидение в соответствующих статьях.

Лит.: Назаров А. И., Октябрь и книга, М., 1968; 400 лет русского книгопечатания, т. 1 - 2, М., 1964; Д и н е р ш т е й н Е. А., Развитие издательского дела в союзных н автономных республиках, М., 1973.

Е. Л. Немировский, В. М. Баскаков.

XI. Литература

Фольклор. Истоки рус. фольклора коренятся в устном нар.-позтич. творчестве эпохи первобытнообщинного строя. В произведениях, известных по позднейшим записям (гл. обр. 18-20 вв.), могут быть выявлены путём ист.-сравнит, анализа сюжеты, темы, отд. мотивы и образы, генетически восходящие к этой эпохе и отражающие преемств. связи с древнейшей обществ, практикой и древнейшими представлениями (тема змееборства, мотивы превращения человека в животных, чудесного рождения, образы фантастич. существ, вера в магич. силу предметов и т. д.). В условиях формирования классового общества, др.-рус. народности и образования Киевского гос-ва этот первонач. пласт подвергся переработке и переосмыслению. В своих классич. формах и осн. составе рус. фольклор сложился в 11-17 вв. Он представляет собой художеств, творчество трудовых нар. масс, в первую очередь крестьянства. Фольклор бытовал в разной среде. Значит, вклад в него внесли связанные с крестьянством социальные группы: посадские люди, солдаты, отходники, бурлаки, дворовые, каторжане. С 18 в. в России развивался рабочий фольклор (песни о тяжёлом положении рабочих, их выступлениях против хозяев, предания и тайные сказы). К концу 19 в. в рабочем фольклоре на первое место выдвигается революц. песня. Грани между собственно фольклорной и лит. песнями начинают стираться.

Жанры рус. классич. фольклора и характер его бытования вплоть до нач. 20 в. обусловлены гл. обр. устойчивыми особенностями жизни, труда, мировоззрением и моралью крестьянства. Мн. жанры и жанровые комплексы были сращены с обрядами, сопровождавшими важнейшие моменты хоз. деятельности, обществ, практики и домашнего быта (календарный обрядовый фольклор, составлявший обязат. элемент ежегодно повторявшихся земледельч. праздников; свадебный обрядовый фольклор; похоронные причитания и др.).

Жизнь фольклора была связана с различными моментами старого нар. быта (трудовые песни при артельных работах; причитания при проводах рекрутов; колыбельные песни и др. виды детского фольклора; песни хороводов, гуляний и посиделок; заговоры от болезней и разных бед; пословицы, поговорки, побасёнки, загадки и т. д.). Наряду с собственно обрядовыми, практическими (хоз., правовыми, семейными), а также игровыми, развлекат. функциями фольклор служил художественному познанию отд. сторон действительности (природа и человек, семейные отношения), выражал и закреплял нар. представления о мире, о труде, о счастье.

Важнейшее - по ист. и художеств, значению - место в рус. классич. фольклоре принадлежит необрядовой лирике, песенным эпич. жанрам и сказкам, к-рые представляют собой величайший вклад рус. народа в мировое иск-во - поэтич. и музыкальное. Задолго до возникновения книжной поэзии нар. лирика раскрывала внутр. мир человека, передавала разнообразие эмоций и переживаний, связанных с наиболее типичными для нар. жизни социальными и психологич. коллизиями. Нар. лирика широко отразила тёмные и светлые стороны жизни, выразила вольнолюбивые стремления народа.

В песенных эпич. жанрах воплотилось нар. понимание истории, существенных социальных конфликтов разных эпох. Былины дали обобщённое, в формах художеств, вымысла и с опорой на традиции более древнего эпоса изображение борьбы народа с врагами родины, воплотили идеалы героизма, справедливости, представления о безграничных возможностях нар. силы. Образы богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Василия Буслаева - входят в галерею мировых художеств, образов. В балладах раскрылись нар. понимание драматизма жизни, острые столкновения с несправедливостью. В ист. песнях получил отражение конкретно-ист, опыт масс, нашли оценку события и деятели истории 16-19 вв. (напр., песни об Иване Грозном), были воспеты нар.-освободит, движения и их вожди (Разин, Пугачёв), патриотич. подвиги в защиту родины. По-своему отразила рус. действительность сказка в её жанровых разновидностях (сказка о животных, волшебная, авантюрно-новеллистич., сатирич. и др.). В преданиях и легендах закреплялся нар. историч. опыт. В пределах фольклорного творчества получили развитие разные формы театр, иск-ва (нар. драма, раёшник, кукольный театр и др.).

Жанровый состав, поэтич. и муз. язык, идейная направленность рус. фольклора характеризуются внутр. единством, позволяющим говорить о нём как о явлении общенац. культуры. В рамках этого единства наблюдается известное разнообразие региональных очагов и школ. Свою специфику имеет фольклор рус. Севера, Поволжья, центр, областей России, казачьих р-нов Дона и Терека, Урала и Сибири. Остаётся открытым вопрос о существовании в Др. Руси проф. мастеров фольклора и об их роли в создании и развитии нек-рых жанров нар. творчества. В 18-20 вв. традиции нар. иск-ва сохранялись и развивались самими нар. массами, в среде к-рых всегда были непроф. мастера - певцы, сказители, сказочники.

История рус. фольклора характеризуется возникновением новых произв. и циклов в пределах одного жанра и сменой жанров - угасанием одних и появлением других. Так, в 19 в. на первое место в песенной лирике выдвинулись частушка и романс, в 20 в. прекратила живое бытование былина. Ряд жанров и произв. фольклора перешёл в книгу.

Благодаря работе неск. поколений собирателей рус. фольклор стал достоянием новой нац. и мировой культуры, одним из важнейших источников творчества писателей, композиторов, художников, актёров. Сб-ки рус. былин, песен, сказок вошли в читательский обиход.

В сов. время рядом с закономерно обусловленным угасанием мн. явлений классич. фольклора наблюдается и процесс, направленный на его сохранение в совр. формах и включение в совр. культуру сов. народа. Наряду с традиционным фольклором приобрели развитие формы совр. нар. устнопоэтич. творчества - песни, частушки, устные рассказы, анекдоты, пословицы. В новых обществ, и культурно-бытовых условиях качественно новый характер получили тематика и идейное содержание фольклора, в значит, степени стираются исторически сложившиеся различия между фольклором и лит-рой.

Разнообразный и богатый фольклор бытует также у различных народностей, населяющих терр. РСФСР (авт. республики, нац. округа).

См. также Нар. поэтич. творчество в ст. Народное творчество.

Б. Н. Путилов.

Древнерусская литература (конец 10- 17 вв.). Лит-pa периода Киевской Руси - общий источник рус., укр. и белорус, лит-р. Др.-рус. лит-pa не выделялась из общей массы письменности, носившей преим. деловой характер (церк.-служебный, ист., географич., юридически-правовой). Художественность изложения была одним из существ, компонентов отд. жанров. Авторское, личностное начало в др.-рус. лит-ре приглушено. Памятники в большинстве анонимны. Тексты читались и переписывались в течение неск. столетий и в зависимости от социально-политич. требований, веяний времени, от изменений лит. вкусов перерабатывались: возникали новые редакции, многочисл. варианты одного и того же памятника. Др.-рус. лит-pa - гл. обр. лит-pa ист. факта: она стремилась описывать исторически-реальные события, в ней редки вымышленные персонажи.

Письм. текст для читателя того времени - как бы бесспорное свидетельство реальности описываемого, поэтому как исторически действительные воспринимались даже фантастич. истории и условные герои, попавшие в лит-ру из устных преданий и переводных источников.

Др.-рус. лит-pa прошла длинный и сложный путь развития в тесной связи с ист. судьбами страны. Поэтому её периодизация в целом совпадает с ист. периодизацией. Оригинальные памятники др.-рус. лит-ры датируются 2-й четв. 11 в., но её возникновение можно отнести к кон. 10 в., когда с проникновением на Русь христианства появились необходимые для богослужения тексты на др.-слав. яз. Др. Русь гл. обр. через Болгарию, откуда пришли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой ви-зант. и юж.-слав, лит-ре. Тексты на др.-слав. яз. составляли общий фонд лит-ры юж. и вост. славян. В этот фонд входили отд. библейские книга или их изложение, богослужебные тексты, соч. отцов церкви, жития святых, памятники всемирной истории (хроники, компилятивные хронографы, " Александрия"), естеств.-науч. соч. (" Шестоднев" Иоанна Болгарского, " Физиолог"), апокрифы. Интересы развивающегося Киевского феод, гос-ва требовали создания собств. произведений, характер к-рых определялся задачами гос. строительства в сложных ист. условиях (набеги кочевников, княжеские междоусобицы). Лит-pa воспитывала чувство патриотизма, утверждала ист. и политич. единство народа и единство рода рус. князей, осуждала княж. распри. Гражданственность, высокий патриотизм - характерные черты рус. лит-ры с начала её существования.

Тематика литературы 11 в.- 30-х гг. 13 в. (до монг.-тат. нашествия) определила её стиль - монументальный историзм. Возникает рус. летописание - жанр, не имеющий точных соответствий в др. лит-pax. " Повесть временных лет" (ок. 1113), древнейшая дошедшая до нас рус. летопись, ставит вопрос о месте рус. народа среди др. народов, рассказывает о возникновении и становлении Рус. гос-ва. Создаются первые рус. жития (" Жития Бориса и Глеба", 11 в., " Житие Феодосия Печерского", 80-е гг. 11 в.). Зрелость политич. мысли, патриотизм, публицистичность показательны и для первых памятников ораторской прозы: " Слова о законе и благодати" Илариона (1-я пол. 11 в.), " Слов" Кирилла Туровского (ИЗО-82). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто " Поучение" (1117) Владимира Мономаха (1053-1125). Наивысшее достижение лит-ры этого периода - " Слово о полку Игореве" (кон. 12 в.)- памятник высокой гражданственности и словесного мастерства, в к-ром слились традиции торжеств, красноречия с фольклорными по своей природе художеств, приёмами.

Процесс феод, дробления Руси на обособленные княжества приводил к возникновению обл. лит. центров. В лит-ру вторгаются темы местного характера, проникают элементы местного фольклора. Однако и в этих условиях литература не теряет своего общерус. значения. Утверждение единого происхождения всех рус. земель, призывы хранить единство народа, обличение княжеских междоусобий звучат и в произведениях областг ных литератур.

Лит-pa 2-й четв.- кон. 13 в. характеризуется подъёмом нац.-патриотич. настроений в связи с монг.-тат. нашествием и началом монг.-тат. ига. Монументально-ист, стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время памятники несут на себе трагич. отпечаток, отличаются лирич. приподнятостью - " Повесть о битве на реке Калке", " Повесть о разорении Рязани Батыем", летописи, памятники торжеств, красноречия (" Слова" Серапиона Владимирского), агиография. Большое значение в лит-ре приобретает идея сильной княж. власти. Черты идеального князя - полководца и гос. деятеля - предстают в " Слове о погибели Русской земли" (1-я пол. 13 в.), в " Житии Александра Невского" (70-е гг. 13 в.), ощущаются в " Молении Даниила Заточника".

Лит-ра 14 в.- 50-х гг. 15 в. отражает идеологию времени объединения княжеств Сев.-Вост. Руси вокруг Москвы, образования рус. народности и постепенного складывания рус. централизов. гос-ва. Создаётся почва для возникновения на Руси " предренессанса". Возрождается интерес к рус. " античности" - Киевской Руси и её лит-ре, снова завязываются и укрепляются связи с Византией и юж. славянами. Центром летописания становится Москва. Развивается жанр легендарно-ист, повестей (" Сказание о битве новгородцев с суздальцами", цикл сказаний об Иоанне Новгородском, " Повесть о новгородском посаднике Шиле", " Повесть о Меркурии Смоленском", " Повесть о Темир-Аксаке" и др.). Широкий отклик в лит-ре получает важная для судеб рус. земли битва на Куликовом поле в 1380 (летописная повесть о Донской битве - " Задонщина", образцом для к-рой послужило " Слово о полку Игореве"; " Сказание о Мамаевом побоище"). Развитие психологич. индивидуализма (в пределах религ. сознания) приводит к росту субъективного начала в лит-ре, к попыткам изображения психологич. состояния человека, к возникновению эмоционально-экспрессивного стиля. Жития приобретают всё более панегирич. характер, словесная изощрённость (" плетение словес") в агиографии достигает наивысшего расцвета: " Житие Стефана Пермского" и " Житие Сергия Радонежского", написанные Епифанием Премудрым, агиографич. тексты Пахомия Логофета (2-я пол. 15 в.).

Во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. продолжается развитие экспрессивно-эмоционального стиля. В агиографию всё чаще проникает изображение реальных человеческих чувств, ист. действительности (" Записка о последних днях Пафнутия Боровского", " Житие Михаила Клопского"). Создаются произв., сюжет к-рых зависит от устных рассказов новеллистич. характера, - сказки, легенды, анекдоты (" Повесть о Петре и Февронии Муромских", " Повесть о Петре, царевиче Ордынском", " Повесть о Дракуле", " Повесть о Басарге" и др.). Появляется большое число переводных беллетристических памятников (" Александрия", " Стефанит и Ихнилат", " Троянские сказания"). В условиях начавшейся централизации Рус. гос-ва особое развитие получает жанр политич. легенды (" Сказание о Вавилоне", " Сказание о князьях Владимирских" и др.). Кон. 15 в.- время расцвета русского летописания, когда создаются разнообразные летописные своды.

Процесс создания сильного централизов. гос-ва в 16 в., в ходе к-рого лит-ра всё больше подчиняется гос. интересам, определяет стиль эпохи. Лит-pa отличается пышностью и торжественностью. Создаются памятники обобщающего характера, регламентирующие духовную, политич., правовую и повседневно-бытовую жизнь (" Великие Минеи Четьи", содержащие тексты для повседневного чтения, одобренные церковью; " Лицевой летописный свод", " Степенная книга", " Стоглав", " Домострой"). В 16 в. расцветает публицистика. В соч. публицистов 1-й пол. 16 в. (Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай-Еразм) отразились нек-рые идеи Возрождения (вера в разум, в силу убеждения и слова, стремление к преобразованию общества, идея служения гос-ва интересам народа). Именно в публицистике 16 в. появляется личная точка зрения писателя на описываемое и возникают индивидуальные особенности стиля (наиболее ярко - в " Посланиях" Ивана Грозного). Публицистичность, сюжетность, лит. вымысел вторгаются и в летописание, и в ист. повествование (" Казанская история", " История о великом князе московском" А. М. Курбского, 1528-83).

В 17 в. лит-pa ср.-век. типа постепенно преобразуется в лит-ру нового времени. Возникают новые, чисто лит. жанры, идёт процесс демократизации лит-ры, значительно расширяется её тематика. События " смутного времени" и Крест, войны (кон. 16 - нач. 17 вв.) изменяют взгляд на историю и роль в ней отд. личности, что приводит к освобождению ист. лит-ры от церк. влияния: писатели этого времени (Авраамий Палицын, Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского с точки зрения свойств их индивидуального человеческого характера. В лит-ре возникает представление о формировании, изменении и развитии личности под влиянием внешних обстоятельств. В 17 в. расширяется социальная сфера лит-ры. Возникает т. н. лит-ра посада, а также демократич. сатира, к-рая осмеивает гос. и церк. ин-ты, пародируя судопроизводство (" Повесть о Шемякином суде"), церк. службу (" Служба кабаку"), священное писание (" Повесть о крестьянском сыне"), канцелярскую практику (" Повесть о Ерше Ершовиче", " Калязинская челобитная"). Претерпевает изменения и такой консервативный жанр, как агиография. Житийная " Повесть об Ульянии Осоргиной", написанная её сыном Дружиной Осоргиным, становится реальным жизнеописанием с обилием бытовых зарисовок. Дальнейшее преобразование житийного жанра в биографич. повествование происходит в " Житии" (1672-75) протопопа Аввакума (1620 или 1621-82). В этой " исповеди-проповеди" проповеднич. пафос и агиографич. приподнятость сочетаются с личным, автобиографич. началом и глубоким психологизмом.

Сближение лит-ры с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологич. мотивировок поведения героя присущи мн. повестям 17 в. (" Повесть о Марфе и Марии", " Повесть о Тверском Отроче монастыре", " Повесть о Горе-Злочастии", " Повесть о Савве Грудцыне", " Повесть о Фроле Скобееве" и др.). Появляются переводные сб-ки новеллистич. характера (" Великое Зерцало", " Римские деяния", сб-ки фацеций), переводные рыцарские романы, получившие новую жизнь на рус. почве (" Повесть о Бове королевиче", " Повесть о Брунцви-ке", " Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.). Развивается стихотворство (" Приказная школа" 1-й пол. 17 в., Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин). В 17 в. завершилась история др.-рус. лит-ры как некоего единого явления, лит-ры, к-рая в значит, мере подготовила рус. лит-ру нового времени. Л. А. Дмитриев.

Литература 18 в. Возникновению новой рус. лит-ры в 18 в. предшествовал переходный период (1690-1720-е гг.), когда ещё продолжали развиваться традиц. лит. жанры (церк. проповедь, школьная драма, панегирич. стихи). Напряжённая общественная борьба отражалась преимущественно в публицистике и официальных программных документах, написанных Петром I, а также П. П. Шафировым (1669-1739) и Феофаном Прокоповичем (1681-1736). Впервые в истории рус. обществ, жизни была создана внерелиг. политич. идеология, ставшая содержанием офиц. политич. пропаганды, включавшая представление о правовом гос-ве и просвещённом абсолютизме.

На идеологич. почве, уже подготовленной реформами Петра I, возникает осн. направление обществ, мысли 18 в.- рус. просветительство (см. Просвещение в России). Унаследовав положит, элементы культурно-политич. программы предшеств. эпохи (идеи науч.-пром. прогресса, просвещения в собств. смысле, независимости науки и мысли от церкви), рус. просветительство выступило против идеи " страха", как единств, средства обуздания и приневоливания человека, противопоставив ему понятия гражд. долга и общего блага нации. Осн. темой лит-ры стал конфликт между сознат. выполнением обществ.-этич. долга и эгоистич. потаканием страстям. С 1730-х гг. до кон. 18 в. рус. лит-pa проделала огромный путь. Поэтому лит. направления в рус. лит-ре 18 в. (барокко, классицизм, сентиментализм) отличались особыми идейно-эстетич. свойствами, обрели определённые, исторически обусловленные, нац.-культурные задачи.

Классицизм в рус. лит-ре формировался в борьбе с барокко и всем наследием ср.-век. лит-ры. В теоретич. высказываниях создателей поэзии классицизма А. Д. Кантемира (1708-44), В. К. Тредиаковского (1703-68), М. В. Ломоносова (1711-65) разрыв с допетровским культурным прошлым формулировался как идея создания общенац. литературы, а необходимость лит. реформ представлялась распространением " дела" Петра и на орласть культуры. Кантемир ещё считал возможным новое содержание выражать средствами стиховой системы школы Симеона Полоцкого, т. н. силлабич. стихом. Тредиаковский, а затем Ломоносов в 30-40-е гг. 18 в. разработали взамен силлабич. стиха силлабо-тонический, более соответствующий природе рус. языка, его акцентной системе.

Создание единой нац. лит-ры требовало решения двух основных (кроме проблем стиха) практических, собственно лит.-эстетич. задач: выработки строгой жанровой системы и соответствующей ей языково-стилистич. иерархии. В творч. практике Кантемира, в трактате Тредиаковского " Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735), " Эпистоле о стихотворстве" (1747) А. П. Сумарокова (1717-77) и " Риторике" (1748) Ломоносова были определены и охарактеризованы все осн. виды лит. жанров и соответствующие им стилистич. нормы. Наибольшее значение теория классицизма придавала " высоким" жанрам: эпич. поэме, трагедии и торжественной или похвальной оде. Создание рус. трагедии Сумароковым и рус. оды Ломоносовым воспринималось современниками как истинное начало новой рус. лит-ры. Рус. классицистич. трагедия в форме этич. конфликта выразила и гл. проблемы политич. самосознания эпохи. Торжеств, ода Ломоносова и его последователей стала одним из осн. лит. жанров этого времени. Как правило, в одах разрабатывались актуальные обществ.-политич. проблемы, а комплиментарность стиля и восхваление царствующих особ были условной формой программного характера этого жанра. Наряду с одой похвальной, оды духовные или стихотворные переложения псалмов Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Г. Р. Державина (1743-1816) превратились в особый жанр преим. гражд.-обличительного или этйко-филос. содержания. В 50-60-е гг. возникает особый жанр филос.-дидактич. поэмы: " Письмо о пользе стекла" (1752) Ломоносова, " Феоптия" (1755) Тредиаковского, " Плоды наук" (1761) М. М. Хераскова (1733- 1807), " Сугубое блаженство" (1765) И. Ф. Богдановича (1743-1803).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.