Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные . Науки 4 страница






Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; В е с е л о в с к и и А. Н., О методе и задачах истории литературы как науки, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1 - 3], М., 1962-65; ТимофеевЛ. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Советское литературоведение и критика. Русская советская литература. (Общие работы). Книги и статьи 1917 - 1962 гг. Библиографический указатель, М., 1966, [кн. 2], Книги и статьи 1963- 1967гг., М., 1970. Н.К.Гей.

Языкознание. В кон. 16 - нач. 17 вв. были созданы первые собств. слав, грамматики Л. Зизания (1596) и М. Г. Смотрицкого (1619) - единств, руководства по употреблению рус. языка до сер. 18 в. В 1731 появилась в рукописи первая грамматика рус. языка В. Е. Адодурова, переведённая (1750) на швед, язык М. Тренингом.

Основоположником рус. науч. языкознания был М. В. Ломоносов, создавший основы рус. науч. грамматики и терминологии,. теорию 3 стилей в рус. лит. языке, впервые выдвинувший идею сравнительно-ист, изучения языков в России. Во 2-й пол. 18 в. рус. язык стал предметом активного исследования. Грамматики рус. языка Н. Г. Курганова (1769), А. А. Барсова (1773), " Российская грамматика, сочиненная Российской Академией" (1802) отражали состояние рус. лит. языка и живой нар. речи в её разных социально-стилевых и местных видоизменениях; в синтаксисе были разграничены учение о словосочетании и учение о предложении. В конце 18 в. созданы словари разных типов (толковые - " Словарь Академии Российской", 1878-79 и 1806-22; многоязычные).

В нач. 19 в. появляется интерес к идеям всеобщей грамматики (особенно в работах И. С. Рижского, И. Орнатовского, И. Ф. Тимковского, содержащих также сведения об ист. развитии рус: языка, его родстве с греч., лат., нем. языками; даётся классификация частей речи). В книге Л. Г. Якоба " Курс философии для гимназий Российской империи... Часть вторая, содержащая начертание всеобщей грамматики" (1812) язык определялся как система знаков для выражения мыслей, содержались замечания о форме языка. Намеченный Ломоносовым принцип ист. изучения языка был развит А. X. Востоковым, заложившим основы сравнит, слав, языкознания в России. Одновременно с работами по сравнительно-ист, языкознанию Р. Раска, Ф. Боппа и Я. Гримма, установивших звуковые соответствия между согласными в герм, языках, он выявил закономерные соответствия гласных звуков в рус. и др. слав, языках, выдвинул идею реконструкции праслав. языка путём сравнения сохранившихся слав, диалектов, открыл существование в праслав. языке носовых гласных, установил преобладание двучленного построения предложения в рус. языке.

30 - 70-е гг. 19 в. характеризуются постановкой общетеоретич. проблем, утверждением принципов сравнительно-ист, метода (Г. П. Павский, И. И. Давыдов, сопоставлявшие рус. язык с индо-европейскими, в т. ч. родственными слав, языками); Н. И. Греч выдвинул идею рассмотрения языка в современном и ист. аспектах. Первое в рус. языкознании филос. осмысление проблем языка (в конспективной форме) дано К. П. Зеленецким (" Система и содержание философского языкоучения с приложением к языку русскому", 1841), к-рый выделил внешние (ист. жизнь народа, особенности почвы, климата и т. д.) и внутренние (различное восприятие народами категорий времени и места и отражение этих категорий в языке) причины многообразия языков. Высказывались мысли о связи языка и мышления.

Как науч. дисциплина выделилась ист. грамматика рус. языка. Продолжались исследования по ист. изучению рус. языка (фонетика, морфология, синтаксис, семантика). Рус. язык сравнивался не только с классич. индоевроп. языками, но также с языками тур., араб., кит. и другими. И. И. Срезневский, развивая идеи Востокова, наметил программу и сформулировал задачу сравнит.-ист. исследования рус. языка (исследование лексики и грамматики древних памятников; описание наречий и говоров; науч. анализ рус. языка и языка писателей; сравнение рус. языка со слав, языками). Он же стал основоположником лингвистич. географии в рус. языкознании, тщательно описав диалекты, изучив геогр. распространение фонетич. и грамматич. особенностей рус. языка. Мн. положения Срезневского были развиты Ф. И. Буслаевым, выдвинувшим тезис о связи истории языка с историей народа, ист. изучения рус. языка со сравнительным изучением, о необходимости исследовать диалекты. Труды Буслаева надолго определили содержание последующих работ по сравнит.-ист. изучению рус. языка. Становление сравнит.-типологич. метода изучения синтаксич. явлений в родственных и неродственных языках связано с трудами Ф. Е. Корша.

А. А. Потебня, развивавший психологич. направление (существовавшее одновременно и в европ. языкознании), в общей теории языка занимался филос. проблемами, а на материале рус. яз. разработал принцип историч. изменчивости синтаксич. категорий.

Большую роль в развитии философии языка сыграл также К. С. Аксаков, отметивший, что слово представляет единство двух сторон-внешней и внутренней, материальной и идеальной. Аксаков рассматривал язык в его статике и ист. развитии (динамике).

Традицией рус. языкознания было совмещение разработки теоретич. проблем с лексикографич. работой (" Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым отделением Императорской Академии наук", 1847; " Словарь церковнославянского языка" Востокова, 1858-61; " Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля, 1863-66).

На становление теоретич. языкознания в кон. 19 - нач. 20 вв. большое влияние оказала деятельность представителей московской (основатель Ф. Ф. Фортунатов) и казанской (основатель И. А. Бодуэн де Куртенэ) лингвистич. школ. Общелингвистич. теория Фортунатова углубила ист. подход к явлениям языка. Она характеризовалась сложным взаимодействием сравнительно-исторической концепции (см. Сравнительно-историческое языкознание) и общей теории языка на психологической основе. Выявление Фортунатовым формы слова и словосочетания на базе противопоставления основы и аффикса, основных и формальных единиц языка, формулирование понятия нулевой формы (флексии), указание на необходимость принимать во внимание существование в языке системных отношений между грамматич. формами было новым для лингвистики кон. 19 в. Фортунатов сформулировал классич. теорию общеслав. и общеиндо-европ. ударения. Его идеи развивали А. А. Шахматов и М. М. Покровский. Шахматов расширил и углубил изучение истории рус. языка в связи с историей народа, впервые создал общую картину происхождения рус. языка и его наречий в связи с общей проблемой о происхождении всего славянства, и вост. славянства в частности. Им проводились исследования фонетич. строя рус. языка, типов простого предложения и т. д. В философии языка Шахматов выдвинул понятие психологич. коммуникации - особого акта мышления, в к-ром происходит соединение психологич. представлений. Покровский положил начало сравнит.-ист. семантике и исследовал лексику в её системной организации.

Представители казанской лингвистич. школы - Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий сыграли большую роль в разработке общетеоретич. проблем, лежащих в основе совр. лингвистич. исследований. Бодуэн де Куртенэ задолго до Ф. де Соссюра выдвинул идеи о необходимости разграничения языка и речи, синхронии (статика) и диахронии (динамика) в языке, понимая язык как систему, части к-рой связаны между собой отношениями значения, формы, звучания и т. д. В системе языка он выделял фонетич., морфологич. и синтаксич. подсистемы (уровни). Впервые в рус. языкознании Бодуэном де Куртенэ было разработано учение о фонеме (как постоянно существующем в психике представлении о звуке). Мн. предложенные им понятия использованы в построении современной фонологии. Учение Крушевского об ассоциативных связях слов предвосхитило учение Ф. де Соссюра об ассоциативных и синтагматических отношениях в языковой структуре.

Установленный Крушевским закон обратного отношения между сферой употребления слова и объёмом его значения является одним из основных в совр. теории информации. Богородицкий разработал учение о морфологич. процессах в языке, определив сущность аналогии, дифференциации, опрощения, переразложения. В области сравнит.-ист. языкознания он предлагал не воссоздавать индоевроп. праязык, а определить хронологич. последовательность языковых явлений от первонач. периода до последнего времени. Заслуга казанской лингвистич. школы - постановка важнейших общеметодич. проблем языкознания. В кон. 19 в. углубляются исследования различных сторон рус. языка (Фортунатов, Шахматов, А. И. Соболевский, Р. Ф. Брандт и др.).

В 1-й пол. 18 в. начались исследования языков народов, населявших Россию. Тюркология характеризуется изучением фонетич. и грамматич. строя тюрк, языков, развитием диалектографии и диалектологии, изучением рунич. памятников (О. Н. Бётлингк, В. В. Радлов, К. Г. Залеман и др.).

Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. продолжалось изучение слав, языков (О. М. Бодянский, В. И. Григорович, Брандт, А. А. Кочубинский и др.), соотношения рус. языка с др. слав, языками, описание системы слав, языков в целом (см. Славяноведение).

Закладываются основы изучения романских и герм, языков (И. В. Цветаев, Ф. А. Браун и др.). В 19 - нач. 20 вв. всесторонне исследуются арм. язык - работы К. П. Патканова (Патканяна), А. И. Томсона, Н. Я. Марра, а также картвельские, адыгейские, дагестанские и др. кавк. языки (работы М. И. Броссе, П. К. Услара, Н. Я. Марра). Рус. финноугроведение представлено трудами Ф. И. Видемана, всесторонне изучаются языки С. Европы и Сибири (работы М. А. Кастрена). А. М. Шёгрен составил грамматику и словарь ливского языка. Велись исследования в области иранистики (Залеман, В. А. Жуковский, В. Ф. Миллер). В начале 19 в. появляются первые в России описания санскрита - работы Г. С. Лебедева, посвящённые языкам и культуре Индии, в к-рых он пытался объединить европ. и инд. грамматические традиции, труды П. Я. Петрова, исследовавшего санскрит, бенгали, хиндустани, маратхи, И. П. Минаева, Фортунатова и др. (см. Индология). Бётлингк составил Большой (т. 1-7, 1855-75) и Малый (т. 1-7, 1879-89) санскритские словари.

Фонетика и морфология балт. языков исследовались Фортунатовым, Г.К. Ульяновым. В изучение монг. языка крупный вклад внесли А. В. Игумнов, Н.Я. Бичурин (Иакинф), Б. Я. Владимир-цов. Развитие китаеведения (см. Синология) связано с работами Бичурина, В. П. Васильева. Велись также исследования кор. и япон. языков. Большие материалы были собраны по палеоазиат, языкам, эскимосским, сев.-американским (труды И. Е. Вениаминова, В. Г. Богораза, В. И. Иохельсона и др.). Рус. языкознание 19 в. достигло значительных успехов в изучении др.-инд., егип., коптского, эфиопского, вавилонского, урартского языков, разработке общих вопросов семитологии (П. К. Коковцев). В. С. Го-ленищев обогатил ассириологию источниками для изучения ассирийского яз., использовал данные вавилоно-ассирийской грамматики для исследования егип. яз. М. В. Никольский обратил внимание на усовершенствования, к-рые внесли урарты в ассиро-вавилонскую систему письма. Анализу коптских рукописей, абиссинских хроник поев, исследования Б. А. Тураева. Рус. арабистика представлена работами В. Р. Розена, И. Ю. Крачковского. Исследование австрало-океанийских языков проводилось Н. Н. Миклухо-Маклаем, описавшим папуасские языки. Афр. языки исследовались В. В. Юнкером.

Изучение языков, подготовка языко-ведч. кадров в России в основном были сосредоточены в Академии наук, Московском, Петербургском, Казанском ун-тах, Лазаревском ин-те вост. языков, Азиат, музее, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Теория сов. языкознания явилась продолжением традиций языкознания 19 - нач. 20 вв. После Великой Окт. социа-листич. революции существенно изменилась теоретич. база исследований и расширился их диапазон. Интенсивно изучаются проблемы сущностных характеристик языка, связи языка с различными мыслительными процессами, анализируются специфич. особенности языкового знака, природа слова и понятия и т. д. Развивается теория языковой нормы, исследуются природа и закономерности развития лит. языка.

На большом фактич. материале решаются вопросы типологич. классификации языков. Развивается концепция семантико-синтаксич. типологии, опирающейся на соотношение логики и грамматики, понятийных категорий и категорий языка. Разрабатывается теория внутр. структуры языка на основе семиотических, уровневых, иерархических и общих системных представлений.

Интенсивно развивается грамматич. теория; составляются ист. и нормативные грамматики не только языков с древней письм. традицией (рус., укр., белорус, и др.), но и младеписьменных (нанайский, нивхский, юкагирский, корякский и др.).

Больших успехов достигло сравнительно-ист, языкознание: разрабатывается методика (приёмы внутр. реконструкции, ареальная лингвистика, периодизация исходного состояния праязыка и т. д.). Отличит, чертой теории сов. языкознания являются постановка и разработка проблем социолингвистики, психолингвистики, паралингвистики, теории двуязычия как формы функционирования и развития языка и т. д.

Интенсивно ведётся лексикографич. работа. Вышли в свет " Толковый словарь русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова (1934-40), " Словарь современного русского литературного языка" в 17 тт. (1948-65) и др. Развивается двуязычная лексикография (рус.-нац. и нац.-рус. словари).

Создаются обобщающие труды по диалектологии языков народов СССР, издаются диалектологич. атласы рус. нар. говоров центр, областей, белорус, языка, укр. нар. говоров Закарпатской обл. Ведутся работы по созданию общетюрк. диалектологич. атласа, издаются диалектологич. словари башк., уйгурского, казах., узб., азерб. и др. языков.

В русистике исследуются проблемы законов развития рус. языка (лексикология, грамматика, стилистика, фразеология и т. д.). Интенсивно развивается изучение слав., герм., романских, иран., тюркских и др. языков. В 60-х - нач. 70-х гг. язык стал активно исследоваться с точки зрения логико-математич., статистич. и семиотич. идей. Возникновение новой методич. проблематики вызвано появлением инж. лингвистики, в ведение к-рой входят инструментальная фонетика, обучающие машины, использование ЭВМ для автоматич. перевода, автоматизация лингвистич. работ и создание поисковых информац. систем.

Осн. лингвистич. учреждения РСФСР находятся в системе АН СССР (ин-ты рус. языка, славяноведения и балканистики, языкознания); научную работу в области рус. языка ведут филологические ф-ты ун-тов и педагогических ин-тов.

См. также том СССР, раздел Наука. Лит.: Б у л и ч С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1 (13 в. -1825), СПБ, 1904; Виноградов В. В., Русская наука о русском литературном языке, " Уч. зап. МГУ", 1946, в. 106, т. 3, кн. 1; К Рычковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, М., 1950; Очерки по истории русского востоковедения, сб. 1-6, М., 1953-63; Библиографический указатель литературы по русскому языкознанию с 1825 по 1888, в. 1 - 8, М., 1954-59; Чемоданов Н. С., Сравнительное языкознание в России, М., 1956; Советское языкознание за 50 лет, М., 1967; Бе резин Ф. М., Очерки по истории языкознания в России (конец 19 - начало 20 в.), М., 1968; его же. История лингвистических учений, М., 1975; Кононов А. Н., История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период, Л., 1972. Ф. М. Березин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.