Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнеримская культура






Древнеримская культура - первоначально культура рим. общины, города-государства (полиса) - прошла сложный путь развития, расширяя границы распространения по мере превращения Р. в огромную средиземноморскую державу, включавшую и такие традиционно греч. научные и культурные центры, как Афины, Александрия, Пергам и др., изменяя свой характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур.

Религия и мифология. Религия римлян древнейшего времени основывалась гл. обр. на представлении о внутр. силах, присущих отдельным предметам и людям, и на вере в духов (обычно воспринимавшихся как множественность, из к-рой затем иногда выделялось одно божество) - хранителей и покровителей мест, действий, состояний. К ним относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня города Веста, к-рой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и её свободного и несвободного населения), духи умерших - благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (напр., священной смоковницы, росшей на месте нар. собрания), божества, ведавшие всеми этапами роста и созревания растений (в первую очередь зерновых) и людей, напр, первым криком и первым шагом ребёнка и т. п. Эти духи и божества были первоначально неантропоморфны и безличны, впоследствии, под влиянием этрусской и греч. религий, им был придан человеческий облик. Неопределёнен был их пол, поэтому нередко они именовались и в муж. и в жен. роде, напр, божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палее. Нек-рые божества обозначались описательно (напр., Добрая богиня). Жертвоприношения и религ. церемонии отправлялись или отд. семьями-фамилиями (раньше, видимо, родами) в честь их особых божеств, их ларов, хранителей их терр. границ-терминов (праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или частью граждан (напр., фордицидии - жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям; компиталии, справлявшиеся на границах соседних усадеб жителями в честь ларов; паганалии, праздновавшиеся сел. общинами-пагами), или всем народом [напр., амбурбии и амбарвалии - очищение (люстрация) границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии - для охраны злаков от болезней: лупер-калии - для защиты стад от волков и др.]. Нек-рые празднества, напр, парилии в честь Палее, были и частными и государственными.

На эту примитивную религию рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племён, особенно этрусков. От последних были заимствованы бог Сатурн, возможно, лесной бог Сильван и т. н. небесная патрицианская троица (Юпитер, первоначально бог погоды, затем верх, бог рим. гос-ва, Юнона и Минерва), к-рой был выстроен храм на Капитолии; отсюда её назв. капитолийская триада. Ей была противопоставлена плебейская троица: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Ли-бера; в честь этой троицы в 493 до н. э. был выстроен храм, ставший центром плебеев. После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков были заимствованы также гадания (по полёту птиц, удару молнии, печени жертвенных животных), осуществлявшиеся жрецами авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы был также привнесён этрусками. До знакомства с ним римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари. По нек-рым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и рим. героев. Через Этрурию пришла в Р. легенда о странствованиях троянского героя Энея - предка основателей Р. - Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших Ромула царях. Общеиталийскими, почитавшимися также в Р. божествами были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме к-рой освобождали рабов, и др. Древнейшими РИМ. жреч. коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы (ведавшие вопросами войны и мира), а также фламины (жрецы) Юпитера, Марса, Квирина и др. богов. В царский период верх, жрецом был царь, затем надзор за культом осуществлялся коллегией понтификов во главе с верх, понтификом. Нек-рые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники - Минерву, торговцы - Меркурия (храм его был выстроен в 495 до н. э.). Рабы больше всего почитали Диану, Фортуну и ларов, на алтаре к-рых искали защиты от гнева господ, а также Феронию. По мере сближения с греч. миром в гос. пантеон стали включаться и греч. боги [напр., бог врачевания Эскулап, Аполлон и приобретший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл)]. Рим. боги отождествлялись с греческими, изображались по греч. образцам, к ним приурочивались сказания греч. мифологии. Проникли в Р. и греч. формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, устраивавшиеся во время празднеств, зрелища-игры. В 4 и особенно в 3 вв. до н. э. также под греч. влиянием распространился культ обожествлённых добродетелей: Согласия, Мужества, Свободы, Чести, Стойкости, Верности, в честь к-рых воздвигались храмы, сооружались статуи. В 3 в. до н. э. были введены устраивавшиеся раз в сто лет секулярные игры в честь подземных богов и ежегодно справлявшиеся сатурналии. Не признанные гос-вом культы запрещались (напр., в 186 до н. э. были жестоко репрессированы почитатели бога Вакха, участники вакханалий). Однако по мере усложнения жизни и ослабления многих старых связей росла потребность в менее формализованной религии, укреплялась вера в бессмертие души. Всё это способствовало в кон. 2-1 вв. до н. э. проникновению вост. культов Исиды, Осириса, Кибелы, с к-рыми рим. солдаты и торговцы знакомились в эллинистич. странах. В связи с бедствиями, вызываемыми гражданскими войнами 1 в. до н. э., распространились различные пророчества, вера в возвращение " золотого века", астрология, магия. Одновременно под воздействием греч. философии слабела вера в исконных рим. богов, религии стали даваться рационалистич. объяснения, старые обряды забывались. Став властителем империи, Август (конец 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.) провозгласил " возвращение к нравам предков" и старался реставрировать старую рим. религию и культ. Однако всё большее влияние на неё стал оказывать возникший с началом принципата обязательный для всех граждан культ гения правящего императора и умерших обожествлённых императоров. Он сочетался с культом особенно чтимых императорами богов, именовавшихся Августами, императорских побед и добродетелей - Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости - и якобы воцарившегося в их правление " золотого века". Страдавшие от тяжёлого гнёта рабы и беднота противопоставляли официальным божествам своих, не входивших в гос. пантеон богов - Сильвана, Приапа, Пана, близких трудящемуся человеку и вместе с тем всемогущих творцов космоса. Росло число приверженцев вост. богов, культ к-рых связывался с надеждой на бессмертие души и на приход некоего спасителя (мистерии Митры, Диониса, Исиды и др.), обещавший верующим и посвящённым в мистерии загробное блаженство. Рим. религия постепенно приходила в упадок. В широких массах всё более распространялось христианство. В кон. 4 в. н. э. имп. Феодосии I запретил отправление языческих обрядов, и рим. религия перестала существовать.

Философия. Рим. философия развивалась под определяющим влиянием греч. философии эпохи эллинизма, переняв её понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления; она обобщила специфич. социальный опыт Р. Начальный этап рим. философии связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от подчинения религии и мифологии; этот период можно назвать просветительским, или периодом секуляризации (3-1 вв. до н. э.). Почти офиц. доктриной рим. государства стал стоицизм с его требованиями освободить личность от всякой зависимости, с его материализмом, провиденциализмом и фатализмом (кружок Сципиона Младшего, ученика греч. стоика Панеция; существовал во 2-й пол. 2 в. до н. э.). Прагматически ориентированный эклектизм на основе скептич. платонизма Академии платоновской был представлен Цицероном. Материалистич. учение эпикуреизма было изложено Лукрецием в его поэме " О природе вещей". Скептицизм, равно как и эклектизм, имели в Р. таких приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев. Многие шли от эпикурейства к стоицизму, как, напр., поэты Вергилий и Гораций.

Обожествление гос. власти и культ императора, связанные с концом республики и становлением империи (1 в. до н.э.- 1 в.н.э.), явились началом сакрализации философии, т. е. подчинения её религии. В 1 в. до н. э. представитель греческой Средней Стой Посидоний реформировал стоицизм в платоническом направлении, в результате чего появилось целое течение стоич. платонизма, или Средняя Стоя в её более позднем виде, получившая в Р. огромное распространение. Крупнейшие представители рим. стоицизма - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Стоицизм этого времени легко объединялся с науч. астрономич. исследованиями (Манилий, Германик) и с аллегорич. мифологич. толкованиями (Корнут), и с поэтич. творчеством (ученики Корнута - Персии и Лукан), историографией (Тацит) и доходил до проповеди честной простоты нравов, как, напр., у Колумеллы. Чисто практич. направление стоицизма представляли Катон Младший (Утический), Пет Тразея и Гельвидий Приск.

2-3 вв.- период развитой сакрализации философии. Платонизм начал решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля (его концепциями заменялся материализм древних стоиков), а также пифагореизм, вместе с к-рым вводились в философию не только мистич. числовые операции, но также интенсивная религ. практика. Теперь учились уже не у стоиков, но у пифагорействующих платоников типа Плутарха, с традицией к-рого связан Апулей из Мадавры. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север - комментатор " Тимея" Платона, и грамматик Цензорин.

3-4 вв.- кульминация сакрализованной философии, господство неоплатонизма, в к-ром на абсолютной идеалисгач. основе восторжествовал синтез универсализма и субъективизма. Основатель неоплатонизма греч. философ Плотин жил и работал в Р., так что начальная стадия неоплатонизма носит название рим. неоплатонизма; традиции его затем продолжил христ. философ Августин. Философы 4-5 вв. больше переводили греков на лат. яз., комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских и историко-религ. материалов, чем выработкой собств. концепций. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий. Сакрализованная рим. философия оказалась настолько сильной, что пережила падение Рим. империи и греко-рим. язычества. Она легла в основу теократич. идеологии ср. веков, в тех или др. формах не раз выступала и в новое время, когда рим. мыслители Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Апулей становились властителями дум иногда не меньше, чем Платон и Аристотель.

Естественнонаучные взгляды. Памятники лат. науч. лит-ры эпохи Римской республики крайне немногочисленны. В 1 в. до н. э., когда весь Балканский п-ов и страны Малой Азии оказались под властью Р., резко усилилось греч. культурное влияние. В 88 до н. э. диктатор Сулла вывез в Р. библиотеку афинского собирателя книг Апелликона, в к-рой был обнаружен свод соч. Аристотеля. Это стимулировало возрождение интереса к филос. и естественнонауч. воззрениям Аристотеля и его школы; живший в Р. грамматик Тираннион и глава перипатетич. школы Андроник Родосский придали соч. Аристотеля тот вид, в к-ром они в дальнейшем усиленно изучались и комментировались.

Пережив в 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. спад, астрономия и математика, прославившие александрийскую науч. школу (см. в ст. Эллинистическая культура), в кон. 1 в. вновь испытали подъём. К кон. 1 в. относится деятельность др.-греч. астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематич. наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферич. геометрии и тригонометрии. В знаменитом " Альмагесте" Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрич. система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, к-рой занимались и крупнейшие астрономы (" Четырёхкнижие" Птолемея). Диофант написал (предположительно в 3 в.) " Арифметику". В 3-4 вв. выделялись Папп Александрийский, к-рый составил " Математический сборник", содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Ги-патии, гибель к-рой в 415 символизировала конец александрийской науч. школы. В 5 в. математич. мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к " Началам" Евклида, и Евтокий - комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения антич. мира по прикладной механике. Им написаны также соч. по геометрич. оптике, к-рая получила развитие в работах Птолемея.

Математика и механика у самих римлян носили узкоприкладной характер и сводились к правилам грубо приближённых вычислений, нужных для практич. целей. Рим. нумерация (возникла в 5 в. до н. э.) не способствовала развитию арифметики и вынуждала пользоваться счётными досками и камешками (отсюда " калькуляция" - от лат. calculi-камешки). Астрономич. лит-pa на лат. яз. крайне скудна и малооригинальна (Гигин, 1 в. до н. э.; Манилий, 1 в. до н. э.; приписываемая Цезарю и не дошедшая до нас поэма " О звёздах", и др.); в Р. получила распространение астрологич. лит-ра (Матери, 4 в.). В 46 до н. э. Цезарем была проведена реформа календаря.

В области естеств. наук у римлян разрабатывались гл. обр. прикладные дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской науч.-технич. лит-ры - сочинения по с. х-ву (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.; Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциа-ла, 3 в.). Большое число трудов рим. авторов посвящено архитектуре, строит. делу, гидротехнике, воен. технике. В кон. 1 в. до н. э. Витрувий написал " Десять книг об архитектуре". Описание рим. водопроводов содержится в соч. землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В " Записках о Галльской войне" Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности воен. дела, а также основание новых колоний и раздача зем. наделов обусловили появление работ рим. агрименсоров (землемеров); расцвет этой лит-ры приходится на 1-2 вв. Богатый военно-технич. опыт римлян отражён в соч. писателя Вегеция (конец 4 в.), в к-ром были изложены многие технич. вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т. д.

Описательное естествознание в эпоху поздней античности развивалось неравномерно. Ни один из трудов по зоологии не вносил существенно нового по сравнению с " Историей животных" Аристотеля, зато ботаника, являвшаяся основой фармакологии, обнаружила значит, прогресс. Наибольшей славой в древности и в ср. века пользовалось ботанико-фармакологич. сочинение Диоскорида из Киликии, в к-ром описано 600 лекарств, растений. Успехов достигла медицина - Асклепиад из Вифинии (1 в.), Соран Эфесский (2 в.), Архиген Сирийский (2 в.), Орибасий Пергамский (4 в.) и др. Достижения античной медицины синтезированы в трудах Галена, к-рый был не только врачом-практиком, но и величайшим анатомом и физиологом. Из лат. сочинений по медицине до нас дошла небольшая книга Авла Корнелия Цельса (1 в.), написанная на основе греческого труда. В книге Цен-зорина " О дне рождения" (3 в.) эмбрио-логич. материал переплетается с астрологич. данными; фармакологич. сочинение Скрибония Ларга (1-я пол. 1 в.) " Compositiones" содержит первое в истории упоминание о приготовлении опиума.

Представителями естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг " Естественнонаучных вопросов" Сенеки, в к-рых обсуждались метеорологич. и др. явления природы (напр., землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является " Естественная история" Плиния - капитальный труд в 37 книгах, значительная часть к-рых посвящена описанию животного мира разных стран.

Характерные черты рим. науки - изложение науч. вопросов в литературно-занимательной форме (поэмы Лукреция и Манилия, " Георгики" Вергилия, астрономические и географические поэмы Ави-ена, поэмы о рыболовстве и охоте Марка Аврелия Немезиана), а также любовь к энциклопедиям. Большой славой пользовалось не дошедшее до нас соч. в 9 книгах " Disciplinae" Варрона, охватывавшее грамматику, логику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, медицину и архитектуру. Аналогичная энциклопедия была составлена в след, веке Цельсом. Энциклопедич. характер носят поэма " О природе вещей" Лукреция, в к-рой автор, исходя из атомистич. учения Эпикура, освещал вопросы естествознания, а также " Естественная история" Плиния Старшего. Последним рим. учёным можно считать Боэция. Его произведения принадлежали к тем передаточным звеньям, благодаря к-рым элементы античной учёности стали известны в период раннего средневековья.

Территориальный рост Римского гос-ва в 3-1 вв. до н. э. способствовал расширению географич. знаний. Самое значит, географич. сочинение - " География" Страбона (на греч. яз.), содержащая исчерпывающую сводку сведений о всех известных тогда странах и народах. В отличие от неё " География" Птолемея (2 в. н. э.) была посвящена в основном методам науч. картографирования; к книге были приложены 27 карт, в совокупности изображавших все известные тогда части земного шара - от Канарских островов до Китая. Во времена имп. Августа изготовлена большая географич. карта мира, к-рая была выставлена для всеобщего обозрения в портике Октавии в Р.

Первым географич. сочинением на лат. языке была книга Помпония Мелы (1 в. н. э.), представлявшая собой краткое изложение данных, заимствованных в основном из трудов греч. авторов. Много географич. и этнографич. сведений содержится в " Записках" Цезаря, в трудах нумидийского царя Юбы II, взятого в плен Цезарем и получившего образование в Р., в " Естественной истории" Плиния Старшего, а также в историч. сочинениях Тацита, Аммиана Марцеллина и др. Поэт Авиен (4 в.) описал берега Средиземного, Каспийского и Чёрного морей и составил лат. пересказ поэмы греч. географа Дионисия Периегета (1 в.).

Р. не знал науч. учреждений, подобных Александрийскому мусейону. Основание первой обществ, библиотеки приписывают писателю и гос. деятелю Гаю Асинию Поллиону (37 до н. э.). В последние века империи их в Р. было 28.

Юридическая наука. Право Р. отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе соци-ально-экономич. и политич. порядки (см. Римское право). В древнейший период право, источником к-рого были обычаи и немногочисл. законы (leges latae), характеризовалось влиянием религии и общинных отношений, примитивностью осн. институтов, строгим формализмом. Оно распространялось исключительно на квиритов, т. е. исконных граждан P. (cives romani), а поэтому наз. квиритским (jus Ouiritium), или цивильным (jus civile). Важнейшим памятником Рим. права этой эпохи были Законы XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы).

Расцвет права в Р. приходится на 3 в. дон. э. - 3 в. н. э. Пронизанное традициями цивильное право не смогло приспособиться к новым условиям, порождённым быстрым развитием рабства и товар-но-ден. отношений. Поэтому наряду с ним в процессе правотворческой деятельности магистратов формировалась особая система правовых норм - преторское право (jus praetorium). Большая роль в создании этой системы принадлежала претору Перегринов, на основе эдиктов к-рого сложилось право, не связанное узкими нац. рамками, вобравшее в себя обычаи междунар. оборота и покорённых римлянами народов, - т. н. общенародное право (jus gentium). Постепенное сближение цивильного и общенародного права привело к тому, что рим. право, сохраняя свой консерватизм, освобождалось от чрезмерного формализма, обогащалось новыми институтами, более гибко реагировало на потребности имуществ. оборота. В результате этого процесса и развилось римское право-"...совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 105).

Исключит, место в процессе правотвор-чества в Р. занимали юристы, к-рые ещё в республиканский период (Юний Брут, Квинт Муций Сцевола, Аквилий Галл и др.) оказывали влияние на деятельность преторов и других магистратов. Наивысший подъём римской юриспруденции приходится на 1-3 вв. н. э.

В этот период сложились две осн. правовые школы - прокулианцев (сторонники республиканского строя) и сабини-анцев (сторонники принципата), к-рые выражали интересы различных слоев рим. общества. Полное несовпадение исходных позиций представителей этих школ обусловило серьёзные расхождения в решении ими вопросов гос. и гражд. права (о законодат. полномочиях императоров, о праве собственности и т. д.). Оба эти направления оставили заметный след в развитии правовой науки и судебной практики Р. (см. также Прокул и Сабин). Начиная с Августа императоры предоставляют видным юристам право давать консультации, имеющие обязательную силу (jus respondendi). Сочинения таких юристов, как Гай, Цельс-отец и Цельс-сын, Юлиан, Помпоний и др., наряду с эдиктами преторов, законами, сенатусконсулътами, императорскими конституциями приобретали характер источников права. По закону 426 трудам 5 виднейших юристов (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина), а. также мнениям цитируемых ими юристов была придана обязательная правовая сила. Практицизм рим. юристов, тонкое понимание конкретных жизненных ситуаций позволили им в совершенстве разработать правовую технику, обеспечить всестороннюю охрану интересов частного собственника. В то же время, находясь на службе у императоров, юристы поддерживали их притязания на неограниченную власть, создав, по словам Ф. Энгельса, "...самое гнусное государственное право, какое когда-либо существовало" (там же, т. 19, с. 312).

В 4-5 вв. практически прекращается правотворческая деятельность юристов. Законодат. функции всецело концентрируются в руках императоров, акты к-рых (эдикты, декреты и т. д.) становятся осн. источником права. Однако в это время велась работа по упорядочению и систематизации права Р. В кон. 3 - нач. 4 вв. появились частные сборники законодательства (Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus), а в 436 при Феодосии II был составлен офиц. кодекс императорских конституций (Codex Theodosianus). Всесторонняя систематизация права Р. произошла уже после падения Зап. Римской империи при византийском императоре Юстиниане (см. Дигесты, Кодификация Юстиниана).

Историческая наука. Рим. историч. традиция имела своей основой анналы. Согласно рим. преданию, едва ли не с сер. 5 в. до н. э. в Р. существовали т. н. таблицы понтификов (жрецов); верх, жрец (pontifex maximus) вёл по годам записи важнейших событий, к-рые заносились на " белые доски" и выставлялись для всеобщего сведения у дома понтифика. Вначале этот обычай был, видимо, связан с обязанностью жрецов регулировать календарь (к-рый не был твёрдо фиксирован); записи велись весьма примитивно, но постепенно число рубрик в них увеличивалось и, помимо сведений о войнах и стихийных бедствиях, появились сообщения о внутриполитич. событиях, о деятельности сената, об итогах выборов и т. п. Эти таблицы стали как бы хронологич. остовом древнейшей рим. летописи. Ок. 130 до н. э. по распоряжению верх, понтифика П. Муция Сцеволы была опубликована сводка всех погодных записей начиная с основания Р. (в 80 книгах) под назв. " Большие анналы" (" Annales maxi-mi").

Литературная обработка официальных анналов и семейных хроник знатных родов началась в 3 в. до н. э. и бесспорно связана с распространением в Р. элли-нистич. культурных влияний. Ранних рим. историков принято называть анналистами, причём их обычно делят на старших, средних и младших. Родоначальником рим. анналистики считается Квинт Фабий Пиктор (3 в. до н. э.), автор написанных на греч. яз. " Анналов", в к-рых изложена история Р. от легендарных времён до кон. 2-й Пунической войны (201 до н. э.). К старшим анналистам относят ещё ряд авторов, чьи произведения не сохранились, в т. ч. Катона Старшего, автора историч. труда " Начала" (" Origines") - от легендарных времён до нач. 2-й Пунической войны. Катон был первым рим. историком, писавшим на лат. яз. Средние анналисты (Л. Кассий Ге-мина, Л. Кальпурний Пизон и др.) пользовались в основном теми же источниками, что и старшие. Младшая анналистика как особый жанр и направление возникла в эпоху Гракхов (2 в. до н. э.): Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат, Лициний Макр и др. (1 в. до н. э.). Если старшие и средние анналисты занимались довольно примитивной, но добросовестной обработкой летописей и хроник, излагая историю Р. с патриотич. позиций, то для младших анналистов история превратилась в раздел риторики и в орудие политич. борьбы. В интересах той или иной политич. группировки они не останавливались перед сознательным приукрашиванием, а иногда и прямым искажением событий, разработав ряд приёмов (повторение событий, заимствования из греч. истории и т. п.).

Первым и наиболее ярким представителем " зрелого" периода рим. историографии, несомненно, был Полибий (2 в. до н. э.). Грек по происхождению, Полибий писал по-гречески, но, прожив 16 лет в Р., стал восторженным почитателем рим. гос. устройства, к-рое, по его мнению, обусловило все успехи Р. и рост его могущества. Эту мысль Полибий проводил в своём труде " История" (в 40 кн. изложена " всеобщая" история Греции, Македонии, М. Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Р. в их взаимной связи на протяжении 220-146 до н. э.). Если Полибий был представителем научно-исследовательского направления в антич. историографии, считавшего гл. задачей историка не описание событий, а выяснение причинной связи явлений, то полной противоположностью ему в этом смысле был другой крупнейший рим. историк художественно-дидактического направления Тит Ливии (1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э.). Задача историка, считал Ливии, -учить и воспитывать поколения как на положительных, так и на отрицательных историч. примерах, поэтому следует выбирать наиболее яркие события и личности, описывая их красочно, убедительно. Ливии широко использовал младших анналистов, относясь к ним некритически, обильно уснащая своё повествование легендами, вымышленными речами и т. п. Огромный труд Ливия " Римская история" (142 кн., сохранилось 35) принёс ему славу ещё при жизни и лёг в основу представлений каждого образованного римлянина о прошлом родного города. Изложению всемирной истории были посвящены труды авторов 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.- Николая Дамасского, Помпея Грога, Диодора Сицилийского, описанию истории Р. с мифических времён до начала 1-й Пунической войны - " Римские древности" Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.).

К жанру историко-мемуарной литературы относятся прежде всего " Записки о галльской войне" и " Записки о гражданской войне" Юлия Цезаря, в к-рых дано несколько приукрашенное, но достаточно достоверное изложение хода этих войн. К жанру историч. монографии принадлежат произведения Саллюстия " О заговоре Каталины" и " О Югуртинской войне". Придавая большое значение роли личности в истории, Саллюстий уделял много внимания характеристикам историч. деятелей и потому его считают мастером историч. портрета. Из многочисленных биографий, составленных историком Корнелием Непотом (1 в. до н. э.), сохранились только две биографии рим. деятелей - Аттика и Катона Старшего и 23 биографии полководцев " иноземных народов".

В эпоху империи получило дальнейшее развитие художественно-дидактич. направление, к к-рому принадлежал крупнейший рим. историк Корнелий Тацит (1 - нач. 2 в.) - автор ряда историч. трудов, из к-рых наиболее известны " Анналы" и " Истории" (изложены события рим. истории от кончины Августа до смерти Домициана, с 14 по 96). Политич. воззрения Тацита характеризуются ненавистью к тирании и деспотизму, недаром А. С. Пушкин называл его " бичом тиранов", а Ф. Энгельс определил Тацита как последнего из римлян "... патрицианского склада и образа мыслей..." (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 311).

В эпоху империи в нач. 2 в. н. э. получил развитие историко-биографич. жанр; одним из наиболее значительных его представителей был Плутарх, плодовитый греч. писатель, автор ряда трактатов по вопросам этики, религии и др. Особенно популярны его " Параллельные жизнеописания", излагающие в сопоставлении биографии выдающихся рим. и греч. политич. и воен. деятелей. Плутарх ещё в большей степени, чем историки, подчёркивает стоящие перед ним как биографом морально-этич. задачи. Младшим его современником был Светоний, автор " Жизнеописаний двенадцати Цезарей" и неполностью дошедших до нас " Биографий знаменитых риторов и грамматиков". Поскольку Светоний был секретарём имп. Адриана, он мог пользоваться многими архивными материалами и мемуарами.

Истории Р. были посвящены труды греч. историков 2-й пол. 2 в. Аппиана (из обширного труда к-рого книги 13- 17 излагают историю гражданских войн в Р.) и Диона Кассия - автора рим. истории от древнейших времён до 229 н. э.

Последним крупным историком античности считают обычно Аммиана Марцеллина (4 в. н. э.) - автора " Деяний" (соч., дошедшее до нас не полностью; в сохранившихся частях изложены события времени правления имп. Юлиана, современником и участником к-рых был сам автор). Аммиан Марцеллин, видимо, вполне сознательно и даже " программно" выступал как продолжатель Тацита, строя свой труд по образцу " Анналов" и " Историй".

В эпоху поздней империи возникла и получила развитие христианская историография, представленная именами Евсевия Кесарийского, Августина, Орозия и др. Литература. Древнейшие памятники рим. художеств, словесности (5-4 вв. до н. э.) не сохранились. По позднейшим свидетельствам, лирика в них была представлена обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными); эпос - " пиршественными песнями" о подвигах рим. героев; драма - муз. представлениями, развившимися из хоровых песен (фесценнин), и фарсовыми сценками (ателланами); проза - ораторскими речами, текстами законов и летописей (анналов). Первый шаг от устной словесности к письменной лит-ре сделал на рубеже 4-3 вв. до н. э. консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший под своим именем сборник нравств. сентенций в стихах.

В 3-2 вв. до н. э. Р. подчинил себе большую часть грекоязычного Средиземноморья и подвергся мощному влиянию более развитой греч. культуры. Сначала её усвоение не затрагивало основ полисной идеологии, служа преим. внешнему блеску (театр); затем традиц. идеология начала переосмысляться в духе греч. философии, приобретая черты индивидуализма и духовного совершенствования (аристократич. кружок Сципиона Младшего; националистическое же сопротивление эллинизации нашло выражение в деятельности оратора и историка Катона Старшего). В этот период рим. лит-pa постепенно осваивала все основные жанры греч. лит-ры: " первый римский поэт" грек-вольноотпущенник Ливии Андроник перевёл на лат. язык " Одиссею", греч. трагедии и комедии (сер. 3 в. до н. э.); творцами нац. эпоса считаются Невий (" Песнь о Пунической войне", кон. 3 в. до н. э.) и Энный (" Летопись", нач. 2 в. до н. э.); РИМ. комедию разрабатывали Плавт (кон. 3 - нач. 2 вв. до н. э.), придавший греч. образцам динамику и нар. юмор, и Теренций (сер. 2 в. до н. э.), особенно стремившийся к изяществу языка и психологич. верности; рим. трагедию развили по греч. эталонам Пакувий (нач. 2 в. до н. э.) и Акций (кон. 2 в. до н. э.); специфич. рим. жанр сатуры-стихотворных сценок на свободные темы-создавал по эллини-стич. образцам Луцилий (2-я пол. 2 в. до н. э.); к кон. 2 в. до н. э. появились первые произв. рим. лирики. Из всех этих произв. полностью сохранились лишь комедии Плавта и Теренция, остальное - только в отрывках.

В 1-й пол. 1 в. до н. э. греч. культура окончательно была освоена Р. и стала основой высшего расцвета рим. лит-ры. Новая культура вышла за пределы ари-стократич. кружков и распространилась в средних слоях населения через посредство риторских школ и популярных филос. трактатов и диалогов. Цицерон формулировал новый культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ, воздействия). В обстановке обществ, противоречий теряли значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получили развитие красноречие как главное средство обществ, борьбы, с одной стороны, и поэзия как средство ухода от обществ, кризиса в личную жизнь - с другой. Центр, фигура в иск-ве красноречия - Цицерон; именно он, упорядочив выразит, средства лат. языка, больше всего сделал для выработки всех оттенков лат. прозаич. стиля - высокого и низкого, свободного и строгого (" золотой век римской прозы"). Поэзия этого времени представлена произв. эпикурейца Лукреция, к-рый в дидактич. поэме " О природе вещей" прославил познание мира и примирение со смертью как спасением от жизненных бурь, и Катулла, в тревожных и острых лирич. стихах славившего любовь и дружбу как тот мир, к-рый должен заменить человеку мир обществ, отношений, потерявший всякую ценность.

В период становления империи (2-я пол. 1 в. до н. э.) Август обращал особое внимание на организацию обществ, мнения, укреплявшего его власть, и привлекал к себе лучших писателей своего времени - эпика Вергилия, лирика Горация и др., объединённых т. н. " кружком Мецената". Эти писатели видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики с её доблестями; поэтому, несмотря на похвалы Августу и его политич. мероприятиям, их творчество являлось скорее завершением эпохи республики, чем началом эпохи империи. Их эстетич. идеал - монументальность, гармония и ясность; поэтич. язык, стиль, метрика, композиция получили у них тончайшую разработку (" золотой век римской поэзии").Самая значит, фигура этого времени - поэт Вергилий. В его идиллиях (" Буколики") выразилась тоска о минувшем " золотом веке", в дидактич. поэме " Георгики" он воспевает труд, возрождающий человечество, в героич. поэме " Энеида" прославляет историческую миссию Р., справедливой властью умиротворяющего весь мир. Та же эволюция от раннего " неприятия" к позднейшему " приятию" действительности характерна и для Горация (от " Эподов" и " Сатир" к зрелым " Одам" и " Посланиям") и менее свойственна поэтам младшего поколения - Тибуллу и Про-перцию, авторам любовных элегий. Поэзия господствовала в лит-ре эпохи: идеал человека, совмещающего философию и словесное иск-во, для Цицерона воплощался в ораторе, для Горация (" Наука поэзии") - в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в условиях монархии теряло значение, историч. жанр в трудах Тита Ливия сближался с эпич. поэзией.

В период расцвета и кризиса империи (1-3 вв. н. э.) рим. культура развивалась параллельно с греческой, но уже вполне самостоятельно, соперничая с ней и развивая основы, заложенные писателями " золотого века". Распространение культуры захватывало не только Р. и Италию, но и провинции, давшие многих видных писателей этого времени. Однако обществ, значение лит-ры в новых условиях падало, её идеологич. содержание или питалось оппозиц. настроениями (в лучших произв.), или сводилось к официозной панегиричности. Уже последний великий поэт эпохи Августа Овидий попадает в ссылку за неугодный императору аполитизм его любовных и мифологич. поэм (" Наука любви", " Метаморфозы" и др.). Лит-pa постепенно вырождалась в самодовлеющую игру стиля; по характеру этих стилистич. экспериментов в этом периоде можно выделить три этапа. Первый этап (1-я пол.- сер. 1 в. н. э.)- господство " нового стиля", выработанного в риторских школах, сентенциозного, эффектного и броского. Он нашёл выражение в филос. трактатах, дидактических письмах и предназначенных для декламации патетических трагедиях Сенеки. Лукан переносит " новый стиль" в эпос, в своей трагической поэме из римской истории " Фарсалия" как бы полемизируя с оптимизмом Вергилия; Персии Флакк переносит " новый стиль" в страстную стоич. сатиру, как бы соперничая с мягкими сатирами Горация. В стороне от господств, манеры стоит сатирич. роман в прозе и стихах Петрания " Сатирикон", эпикурейски иронический и свободный от всякого пафоса. Более демократич. струя в лит-ре этого времени представлена стихотворными " Баснями" Федра, рассчитанными на восприятие масс. Второй этап (конец 1 - нач. 2 вв. н. э.) - это реакция на " новый стиль", господство неоклассицизма, возрождение стиля " золотого века". Ритор Квинтилиан в своём трактате " Об образовании оратора" переработал гуманистич. идеал Цицерона применительно к новой обществ, обстановке. Его ученик Плиний Младший в речах и письмах стремился подражать Цицерону, поэты Стаций, Силий Италик и Валерий Флакк в мифологических и исторических поэмах - Вергилию. Но это подражание ограничивалось внешними чертами, подлинное возрождение классики было уже невозможно. Более жизнеспособными оказались традиции " нового стиля" в иронич. эпиграммах Марциала, в патетич. сатирах Ювенала, в историч. прозе Тацита. Третий этап (2 - нач. 3 вв.) - господство архаизма: бурное возрождение греч. лит-ры в Рим. империи оттесняет лат. лит-ру на второй план, мн. рим. писатели (Марк Аврелий, Элиан) пишут свои соч. по-гречески, а по аналогии с греч. модой на возрождение древнего языка и стиля (т. н. аттикизм) в Р. начинают предпочитать Вергилию Энния, Цицерону - Катона. Наиболее значительный писатель этого времени - Апулей (2 в.), автор романа " Метаморфозы" (" Золотой осёл"), в содержании к-рого причудливо сочетаются бытописание, сказочность и мистич. аллегоризм, а в стиле - пёстрая масса архаизмов, неологизмов, диалектизмов, вульгаризмов и пр. Социально-политич. кризису 3 в. в лит-ре сопутствовало почти полное бесплодие; только с 4 в. начался новый лит. подъём, но уже на иной культурной основе, подготовившей лит-ру ср. веков.

В период 4-5 вв. на первый план выдвигается христ. лит-pa. Ограниченная ранее догматич. и полемич. сочинениями (Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, поэт Коммодиан, ритор Лактанций), теперь она усваивала лит. технику рим. риторики и поэзии. Произв. большой художеств, ценности - проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно " Исповедь" Августина, открывающая для лит-ры психологич. глубину, не доступную античности. Отступили на второй план авторы, продолжавшие языческие лит. традиции, - Авсоний, поэт малых жанров, пытавшийся возродить мифологич. и историч. эпос, историк Аммиан Марцеллин и др.

Лит-pa постепенно замыкалась в пределах отд. провинций, а затем - отд. варварских королевств: Галлия дала стихотворца Рутилия Намациана (4-5 вв.), Италия - поэта и философа Боэция (6 в.), Африка - поэтов т. н. " латинской антологии" (6 в.); к кон. 6 в. традиции антич. лит. форм и антич. культурного наследия быстро слабеют и сходят на нет. Наступает полоса т. н. " тёмных веков" - первый этап латинской литературы средних веков.

Театр. Возникновение театр, иск-ва в Р. связано с празднествами сбора урожая, участники к-рых исполняли шуточные, грубоватые песни в форме диалога - фесценнины. Дальнейшим развитием этих зачатков драматич. действия стали сатуры - бытовые комич. сценки, включавшие диалог, пение, музыку и танцы. Вероятно, ок. 300 до н. э. появилась нар. импровизационная комедия - ателлана, отличит, особенностью к-рой было наличие 4 постоянных персонажей-масок. Ателланы разыгрывались вначале молодыми рим. гражданами и лишь позднее - актёрами-профессионалами. С кон. 3 в. до н. э. получил распространение др. вид нар. представлений - мим. Новый период в истории рим. театра связан с постановкой греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником первой драмы (240 до н. э.), в основе которой греч. оригинал. В Р. начали ставиться трагедии и комедии, сочинявшиеся по греч. образцам. Драматург Гней Невий создал претексту - жанр трагедии на сюжет из др.-рим. истории. Большим успехом у зрителей пользовалась паллиата - комедия, представлявшая собой переработку новой аттич. комедии. Выдающимися авторами паллиаты были Гней Невий, Цецилий Стаций и особенно Плавт и Те-ренций. Во 2 - нач. 1 вв. до н. э. на смену паллиате пришла тогата, в к-рой изображалась жизнь рим. граждан, преим. из низших слоев населения. В нач. 1 в. до н. э. тогата уступила место литературно обработанной ателлане, к-рая, в свою очередь, в сер. 1 в. до н. э. была оттеснена литературно обработанным мимом.

Театр, представления в Р. устраивались во время ежегодных гос. праздников: на Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх, Мегалесиях (апрель), Флоралиях (апрель - май). Спектакли давались также в связи с триумфальными и погребальными играми, при выборе высших должностных лиц и др. Первоначально представления происходили возле храма божества, в честь к-рого устраивались игры. Постоянных театр, зданий не было. Первый каменный театр сооружён Помпеем в 55-52 до н. э. В конце 1 в. до н. э. были построены ещё 2 каменных театра - Марцелла и Бальба. Подробное описание здания рим. театра в сравнении его с греческим дал рим. архитектор и инженер Витрувий в трактате " Десять книг об архитектуре".

Рим. актёры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и занимали низкое обществ, положение. Они объединялись в труппы во главе с хозяином, к-рый по договорённости с магистратом организовывал представления, распределял ден. вознаграждение и сам нередко исполнял гл. роли. В 3-2 вв. до н. э. актёры играли, как правило, без маски, к-рая вошла в употребление ок. 1 в. до н. э.; это позднее проникновение маски на рим. сцену благоприятствовало развитию актёрского иск-ва. Женские роли исполнялись мужчинами. К последнему веку республики особенно выдвинулись актёр-трагик Эзоп и комич. актёр Росций.

В эпоху империи представления устраивались чаще, однако они стали носить гл. обр. развлекательный, зрелищный характер; на сценич. площадке появлялись отряды конницы, пехоты, в действие включались шествия пленных, выступления редких диких зверей и т. п. В 1-2 вв. н. э. в исполнении трагедии на первый план выдвигалось вокальное мастерство актёра. Популярностью пользовалась литературно обработанная ателлана, в к-рой порой содержались острые намёки на политич. события. Особенно большой успех имели пантомим - сольный драматич. танец (обычно на мифологич. сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора, и пирриха, исполнявшаяся ансамблем танцовщиков и танцовщиц; гл. внимание при этом уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценич. эффектам. По-прежнему огромный успех имел мим, вытеснивший ко времени поздней империи все др. виды представлений, кроме танцевальных. Из маленькой бытовой сценки он превратился в большую пьесу (строилась в основном на импровизации), блестящее феерич. зрелище с занимательным и нередко запутанным сюжетом, со значит, числом действующих лиц. Ещё большей популярностью пользовались цирковые представления и бои гладиаторов, устраивавшиеся в Колизее и др. амфитеатрах. В цирках и амфитеатрах показывались также сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие зрелища входили составной частью в мим или пантомимич. представления. Устраивались инсценировки морских сражений, т. н. навмахии. Упадок художеств, драмы, пристрастие к кровавым зрелищам, тяжёлые правовые условия жизни актёров свидетельствовали о деградации театр, культуры эпохи империи.

Рим. театр и прежде всего драматургия сыграли большую роль в развитии мирового театра. Выдающиеся драматурги, начиная с эпохи Возрождения, постоянно обращались к рим. драме, воспринимая через неё гуманистич. традиции антич. культуры. Большое влияние театр Р. оказал также на театральную архитектуру.

Музыка. В музыке Р., развивавшейся под воздействием эллинистич, культуры, сложились муз.-поэтич. жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождавшиеся игрой на тибии (лат. назв. авлоса). Существ, пласт др.-рим. муз. культуры представляли напевы салиев и арвальских братьев (рим. коллегии жрецов). На празднествах салиев исполнялся своего рода воен. танец-игра. Празднества арвальских братьев посвящались урожаю; сохранились молитвы, знаменитый гимн братьев.

Муз. жизнь Р., особенно периода империи, отличалась пестротой, в столицу стекались исполнители из мн. стран (греч. кифареды, сирийские и вавилонские инст-рум. виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Поэзия и музыка были тесно связаны. Поэтич. произв., в т. ч. оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия, пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. В рим. драму вводились муз. номера речитативного характера, исполнявшиеся под аккомпанемент тибии. Для исполнения классической (т. е. греч.) музыки, наряду с кифарой и авлосом, применялись инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика, реже - разновидности щипковой лиры (барбитос, пектис, магадис). На празднествах в честь бога Вакха - вакханалиях - звучали кимвалы и др. ударно-шумовые инструменты. Рим. аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. Существенную роль в развитии др.-римской инструментальной музыки принадлежит театральному жанру пантомимы - своего рода " пантомимич. сюите", исполнявшейся танцором-солистом под пение хора (греческие тексты) и аккомпанемент оркестра. При воен. легионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), тубы (прямые трубы) и другие металлические инструменты.

В цирках и театрах Рим. империи выступали огромные хоровые ансамбли, часто с пышным инструм. сопровождением (Сенека отмечал, что иногда в театре было больше исполнителей, чем зрителей). В кон. 1 в. н. э. имп. Домициан основал " капитолийские состязания", в к-рых, наряду с поэтами, участвовали певцы и музыканты. Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преим. иноземных - греческих, египетских). Известностью пользовались певец Тигеллий (при дворе Августа), актёр-певец Апеллес (любимец Калигулы), кифаред Месомед Критский (при Адриане; сохранились 3 гимна Месомеда) и др. Имп. Нерон ввёл т. н. " греческое состязание", где выступал сам как поэт, певец и кифаред. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Иск-во Р. представляет собой последний, завершающий этап в развитии антич. художеств. культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, иск-во являлось одним из средств разумной организации жизни; поэтому в Р. ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульпт. портрет, историч. рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Реальный элемент преобладает в др.-рим. иск-ве над вымыслом, а повествовательное начало - над философским обобщением. Кроме того, в Р. совершилось чёткое разделение иск-ва на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное иск-во играло важную роль в рим. политике, будучи активной формой утверждения гос. идеологии в завоёванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологич. функции с организацией обществ, быта; в рим. строит, практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки. Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художеств, принципы др. народов: в ранний период - этрусков и греков, позднее - народов эллинистич. Востока и покорённых " варваров". Нередко др.-рим. иск-во давало новые импульсы местному творчеству, в результате чего рождались синкретич. художеств, явления (см. в статьях Египет Древний, Сирия, Парфянское царство, Кельты).

В древнейший период иск-во Р. развивалось в рамках среднеиталийских археол. культур эпохи железа (Вилла-нова культуры и др.). В пору формирования собственно др.-рим. художеств, культуры (8-4 вв. до н. э.) рим. зодчество испытывало основополагающее влияние этрусского, у к-рого оно заимствовало высокую строит, технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (храм Юпитера Капитолийского в г. Риме, освящён в 509 до н. э.; сохранились незначит. фрагменты): трёхчастная целла, подий, акцентировка гл. фасада портиком и лестницей - впоследствии стали характерными особенностями рим. культовой архитектуры. Тесно связаны с иск-вом этрусков и наиболее ранние образцы др.-рим. живописи, а также декоративно-прикладного иск-ва.

В период Пунических войн и поздней республики (3 в. - первые 3 четверти 1 в. до н. э.) в иск-ве преобладали черты практицизма и рациональности, однако специфически рим. строгость стиля порой сочеталась с изысканностью, навеянной иск-вом Великой Греции (Юж. Италии) и захваченных римлянами вост.-греч. городов. Для архитектуры этого времени характерны широкие градостро-ит. мероприятия, прямоугольные, повторяющие разбивку воен. лагеря планировочные схемы, в основе к-рых лежат 2 гл. магистрали -" кардо" (с севера на юг) и " декуманус" (с востока на запад). По мере формирования композиции форума складывались важнейшие принципы планировочного решения др.-рим. комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада гл. здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре развивался тип атриумного дома (см. Атрий), центром композиции к-рого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий о тяге к природе, необычайно возросшей с урбанизацией антич. общества. Тенденции к синтезу планировочных решений с природой нашли выражение в загородных виллах, нередко живописно расположенных на склонах холмов. Великолепию аристократич. жилищ противостоит рядовая застройка гор. кварталов инсулами. Со 2 в. до н. э. применение бетона не только упростило и удешевило кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечило гибкость и многообразие их формы, создало возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения. На протяжении 2 - 1-й пол. 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы рим. сооружений: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (где, в отличие от др.-греч. театров, места для зрителей располагались на вспомогат. конструкциях, прорезанных галереями и лестницами), величественные инженерные постройки (арочные мосты, водопроводы, склады).

В изобразит, иск-ве 3-1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах. В период республики появились также ист. рельефы, где граничившее с обыденностью бытовое правдоподобие обстановки сочеталось с мифологич. элементами. В позднереспуб-ликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греч. статуй. Важной областью художеств, культуры этой эпохи была монументально-декоративная живопись; если для т. н. первого, или чинкрустационного", стиля (2-я пол. 2 - нач. 1 вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то во втором, или " архитектурно-перспективном", стиле (80- 30-е гг. до н. э.) центр стены превратился в перспективно написанную эдикулу, обрамлявшую пейзаж, жанровую или мифологич. сцену. Развивалось также иск-во мозаики (многоцветные композиции из кубич. частичек цветных камней, украшавшие полы) и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней).

Голова статуи мужчины (так называемый Брут). Бронза. Зв. дон. э. Национальный музей. Рим.

" Эроты, удяшие рыбу". Деталь кратера из Гильдесгеймского клада. - Серебро. 1 в. до н. э. Античное собрание. Берлин-Далем.

Наивысшие достижения др.-рим. зодчества относятся к периоду расцвета империи (20-е гг. 1 в. до н. э.- 2 в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени - монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры. Специфич. особенностью зрелой др.-рим. архитектуры становится т. н. ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность. Архитектура всё чаще становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи, что заметно уже в постройках времени Августа в г. Риме (форум Августа, кон. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э.). Главенствующим типом архит, памятного монумента является арка триумфальная, а надгробия, в респ. эпоху скромные по масштабам, превращаются в крупные, подчас и грандиозные сооружения. К сер. 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архит. композиций [дворцы: Нерона (т. н. Золотой дом, 64-69; не сохранился), Флавиев на Палатине (92) - оба в г. Риме]. При Флавиях строится также крупнейший из др.-рим. амфитеатров - Колизей, при Траяне - наиболее развитый и сложный из форумов г. Рима (111-114, арх. Аполлодор из Дамаска), при Адриане - грандиознейшее купольное сооружение древнего мира - Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложнённости образа, отчасти связанный с влиянием иск-ва эллинистич. Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135).

В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, к-рые любили подчёркивать мастера респ. эпохи. Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластич. разработки (напр., виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60-90-е гг. 1 в.). Если время Траяна ознаменовалось возвратом к героически суровому стилю республики, то в период правления Адриана и Антонинов активизировались поиски эмоциональной экспрессивности и психологич. глубины образа. Историч. рельефы императорского Р. первоначально были отмечены размеренностью композиц. ритмов и сдержанностью пластич. языка (рельефы алтаря Мира в г. Риме, мрамор, 13-9 до н. э.); черты живописности, напряжённой динамики, усиливавшиеся в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита и г. Рима, мрамор, 81), особенно характерны для периода Траяна, когда складывался тип батального рельефа (скульпт. убранство колонны Траяна в г. Риме, мрамор, 111-114). Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период Адриана, когда школы копиистов др.-греч. пластики развили особенно интенсивную деятельность. В декоративной живописи до 63 преобладал т. н. третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл четвёртый стиль, или стиль " фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архит. композиции). Многоплановость построений, сложность архит. и пейзажных фонов характерны и для мозаик, палитра к-рых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со 2 в. распространилась также чёрно-белая кам. мозаика. В декоративно-прикладном иск-ве эпохи империи особенно выделялись произведения торевтики, " красно-лаковая" керамика с рельефным декором, изделия из стекла (в т. ч. расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), геммы, где живописно сопоставлялись чередующиеся слои полудрагоценных камней.

" Процессия жрецов ц членов семьи Августа". Деталь фриза алтаря Мира в Риме. Мрамор. 13-9 до н. э.

Так называемая Портландская ваза. Двухслойное стекло. Конец 1 в. до н. э.- начало 1 в. н. э. Британский музей. Лондон.

Камея с портретами Клавдия, Германика и их супруг. Оникс. Середина 1 в. н. э. Художественно-исторический музей. Вена.

В период упадка империи (3-4 вв.) в др.-рим. искусстве проявились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительная деятельность развернулась гл. обр. в провинциях, где возводились новые форумы, гигантские храмовые комплексы (напр., в Баалъбеке). Традиции др.-рим. архитектуры органически развивались в постройках г. Рима [термы Каракаллы (206-217) и Диоклетиана (306), базилика Максенция (ок. 315)] и нек-рых.провинциальных сооружениях [дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия), ок. 300; илл. ом. т. 7, стр. 592].

В позднерим. скульпт. портрете утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно, а в кон. 3-4 вв. застылое лицо резко контрастирует с подчёркнуто патетич. взглядом широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре (в т. ч. и в историч. рельефе) порою свидетельствуют об усилившемся влиянии иск-ва вост. провинций. Среди художеств, изделий 3-4 вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещённые между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с сюжетными рельефами, в к-рых с 3 в. получила распространение христ. тематика. С христ. культом связаны и росписи катакомб, стиль к-рых на протяжении 2-4 вв. эволюционировал в сторону всё большей плоскостности и графичности. Зарождавшиеся в позднерим. иск-ве художеств, формы, исполненные напряжённой духовной экспрессии, предвосхищали художеств. культуру европ. средневековья.

Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Кун Н. А., Предшественники христианства. (Восточные культуры в Римской империи), М., 1922; Н е м и р о в с к и йА. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Буассье Г., Римская религия от времён Августа до Антонинов, пер. с франц., М., [1914]; Latte К., Romische Religionsgeschichte, Munch., 1960; W i s s о w a G., Religion und Kultus der Romer, 2 Aufl., Munch., 1912.

Clarke M. L., The Roman mind, studies in the history of thought from Cicero to Marcus Aurelius, Camb., 1956; Klingner F., Romische Geisteswelt, 3 Aufl., Munch., 1956; H e i n z e R., Vom Geist des Romertums, 3 Aufl., Darmstadt, 1960; К г о 1 1 W., Die Kultur der ciceronischen Zeit, Bd 1 - 2, Lpz., 1963; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. под ред. А. П. Юшкевича, М. - Л., 1936; Т at on R., Histoire generate des sciences, t. 1, P., 1970; Br u n e t P., M i e 1 i A., Histoire des sciences, t. 1-Antiquite, P., 1935; S t a h 1 W. H., Roman science. Origins, development, and influence to the Later middle ages, Madison, 1962. Бpунс К. Г., Ленель О., Внешняя история римского права, пер. с нем., М., 1904; Боголепов Н., Учебник истории римского права, 3 изд., М., 1907; К и п п Т., История источников римского права, СПБ, 1908; 3 о м Р., Институции. Учебник истории и системы римского гражданского права, в. [1] - 2, СПБ, 1908; С и н а й с к и й В. И., История источников римского права, Варшава, 1911; Хвостов В. М., История римского права, 7 изд., [М.], 1919; Перетерский И. С., Всеобщая история государства и права, ч. 1, в. 2 - Древний Рим, М., 1945. Утченко С. Л., Римская историография и римские историки, в кн.: Историки Рима, М., 1970. Модестов В. И., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888; Н а г у -е в с к и й Д., История римской литературы, т. 1 - 2, Казань, 1911 - 15; История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1 - 2, М., 1959 - 62; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; SchanzM., Ноsius С., К г u g e r G., Geschichte der romischen Literatur, 4 Aufl., Bd 1 - 2, Munch., 1927 - 35; Bd 3, 3 Aufl., Munch., 1922; Bd 4, Halfte 1-2, Munch., 1914-20; T e u f f e 1 W. S., Geschichte der romischen Literatur, neu bearb. von W. Kroll und F. Skutsch, Bd 1 - 3, Lpz.- В., 1913-20; В i с k e 1 E., Lehrbuch der Geschichte der romischen Literatur, Hdlb., 1937; N о r d e n E., Romische Literatur, 6 Aufl., Lpz., 1961; Rostagni A., Storia della letteratura latina, 3 ed., v. 1-3, Torino, 1964. Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Варнеке Б. В., История античного театра, М.- Л., 1940; В i e b е г М., The history of the Greek and Roman theater, Princeton, 1961. Музыкальная культура древнего мира. [Сб. статей], под ред. и с вступ. ст. Р. Грубера, Л., 1937; Грубер Р., Всеобщая история музыки, 3 изд., М., 1965. Кобылина М., Искусство Древнего Рима, М. - Л., 1939; В о щ и н н н а А. И., Очерк истории древнеримского искусства, Л., 1947; Римская живопись. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. А. Чубова, Л., 1966]; Соколов Г., Искусство Древнего Рима, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, [2 изд.], т. 2, М., 1973; К о с h H., Romische Kunst, 2 Aufl., Weimar, 1949; Charles-PicardG., L'art romam, P., 1962; Kaschnitz von Weinberg G., Romische Kunst, [Bd] 1-4, [Hamb.], 1961 - 63; К r a u s Th., Das romische Weltreich, В., 1967. E. M. Штаерман (Религия и мифология), А. Ф. Лосев (Философия), Л. Д. Рожанский (Естественнонаучные взгляды), Д. А. Жидков (Юридическая наука), С. Л. Утченко (Историческая наука), М. Л. Гаспаров (Литература), Г. М. Соколов (Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.