Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение атомной структуры по данным дифракции рентгеновских лучей. 21 страница






Лит.: Ю д а е в Н. А., Е в т и х и н а 3. Ф., Современные представления огипоталамических рилизинг-факторах, в кн.: Современные вопросы эндокринологии, в. 4, М., 1972; Hypophysiotropic hormones of the hypothalamus: Assay and chemistry. Proceedings of the workshop conference..., Bait., 1970. В. М. Самсонова.

РИЛЬ (Riehl) Алоиз (27.4.1844, Боль-цано, Италия, -21.11.1924, Нёйбабельс-берг, близ Берлина), немецкий философ-идеалист, представитель критического реализма. С 1878 проф. ун-та в Граце (Австрия), ряда ун-тов в Германии (с 1882 - во Фрейбурге, с 1895- в Киле, с 1898 -в Галле, в 1905-19 -в Берлине). С позиций неокантианства Р. усматривал предмет философии в анализе и критике познания. Философия, по Р., должна выявить реальные предпосылки науч. знания, важнейшей из к-рых является существование " вещи в себе", реальности, образующей основу познания. Одно из центр, понятий философии Р.- опыт, трактуемый как психофизич. единство. Согласно Р., если исходят из объективной стороны этого единства, то превращают сознание в функцию мозга, а мир - в совокупность количественно измеряемых элементов; когда же исходят из субъективной стороны, то мир выступает как продукт сознания. Р. придерживался позиции психофизич. параллелизма. В поздних работах Р. проводил мысль о том, что философия есть не только самопознание науки (познание сущего), но и осмысление ценностей человеческой жизни (постижение должного).

В работе " Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин подверг критике взгляды Р. (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18).

Соч.: Uber Begriff und Form der Philosophic, В., 1872; Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung fur die positive Wissenchaft, Bd 1 - 2, Lpz., 1876-87; в рус. пер. - Теория науки и метафизики с точки зрения философского критицизма, М., 1887; Введение в современную философию, СПБ, 1904; Философия в систематическом изложении..., СПБ, 1909.

Лит.: Богомолов А. С., Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М., 1969; Si eg el К., A. Riehl. Graz, 1932.

А. П. Огурцов.

РИЛЬ (Riel) Луи (23.10.1844, Сент-Бонифейс, - 16.11.1885, Риджайна), деятель нац.-демократич. движения в Канаде. В окт. 1869 Р. возглавил восстание в долине р. Ред-Ривер и стал секретарём Нац. к-та метисов, к-рый руководил борьбой фермеров против посягательств федеральных властей на их земли. В декабре 1869 восставшие избрали Р. президентом временного правительства. В августе 1870 карательная экспедиция подавила восстание. Р. эмигрировал в США. Население возникшей в 1870 в результате восстания пров. Манитоба трижды в 1873-74 избирало Р. в парламент Канады, но Р. не был в него допущен. В марте 1885 Р. встал во главе восстания поселенцев-метисов и индейцев долины р. Саскачеван против ж.-д. компаний и представителей федеральных властей. В июле 1885 восстание было подавлено. По приговору суда Р. повешен.

О. С. Сорока.

РИЛЬКЕ (Rilke) Райнер Мария (4.12. 1875, Прага, - 29.12.1926, санаторий Валь-Мон, близ Монтрё, Швейцария), австрийский поэт. Родился в семье чиновника. Детство и юность провёл в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. Изучал литературу, историю иск-ва, философию в Пражском, Мюнхенском и Берлинском ун-тах. Первые сб-ки стихов Р.: " Жизнь и песни" (1894), " Жертвы ларам" (1896), " Венчанный снами" (1897), " Канун рождества" (1898), " Мне на праздник" (1900)- развивают темы и образы, характерные для декадентской поэзии рубежа веков, их отличает музыкальность, разнообразие звукового оформления. После поездок в Россию в 1899 и 1900 (где он встречался с Л. Н. Толстым) и отчасти под влиянием рус. литературы становится всё более явной гуманистическая направленность творчества Р. Трактуя религию в демократич. духе ср.-век. мистич. учений как единственную силу, способную придать смысл человеческому бытию (первые две книги " Часослова", 1899, 1901), Р. вскоре убеждается в несостоятельности этого представления (третья книга " Часослова", 1903, полн. изд. 1905; " Новые стихотворения", 1907-08). В его произв. появляются социальные мотивы, развёртываются мрачные картины жизни большого капиталистич. города. В образе гл. героя романа " Заметки Мальте Лауридса Бригге" (1910) Р. пытается, во многом под влиянием С. Кьеркегора, дать индивидуалистическое обоснование жизни человека, но осознаёт трагизм, бесперспективность этого пути. Приветствовал Ноябрьскую революцию 1918 в Германии, однако вскоре в ней разочаровался. Характерное для поэзии Р. стремление к фил ос. осмыслению жизни нашло наиболее полное выражение в " Дуинских элегиях" (1923) и " Сонетах к Орфею" (1923). В культуре, символом к-рой становится Орфей, Р. видел подлинные гуманистич. ценности, способные сохранить человечность в теряющем её капиталистич. мире. Творчество Р. близко к символизму, однако без его субъективистских тенденций. Произв. Р. оказали значит, влияние на иск-во и филос. мысль 20 в. Портрет стр. 92.

Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von Rilke-Archiv, Bd 1 - 6, Fr./M., 1962 - 66; Briefe, [Fr./M., 1966]; в рус. пер.- Собр. стихов, пер. А. Биска, [Од.], 1919; Лирика, пер. Т. Сильман, М.- Л., 1965; Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, М., 1971; Избр. лирика, М., 1974; Лирика, М., 1975.

Лит.: А д м о н и В. Г., Поэзия Райнера Марии Рильке, " Вопросы литературы", 1962, № 12; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Giint her W., Weltinnenraum. Die Dichtung R. M. Rilkes, 2 Aufl., Bern, 1952; Boll now O. F., Rilke, 2 Aufl., Stuttg., 1951; Holthusen Н. Е., R. M. Rilke in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1964; Mason Е. С., R. M. Rilke. Sein Leben und sein Werk, Gott., 1964; R. M. Rilke zum vierzigsten Todestag, Fr./M., 1967; Ritzer W., R. M. Rilke-Bibliographie, W., 1951. Н. С. Литвинец.

РИМ Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к сер. 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский п-ов; в дальнейшем - средиземноморская держава, включавшая зап. и юго-вост. части Европы, М. Азию, побережье Сев. Африки, Сирию, Палестину.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.