Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение атомной структуры по данным дифракции рентгеновских лучей. 4 страница






РЕПЕРТУАР (франц. repertoire, от позд-нелат. repertorium - список, опись), совокупность произведений (драматических, музыкальных и др.), исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д., а также круг ролей, в к-рых выступает актёр. Существуют понятия " совр. Р.", " классич. Р.". Кроме того, Р. различают по видам театров (напр., оперный, эстрадный), по стилям и жанрам (комедийный, романтический). В Р. находят прямое выражение идейные и художеств, позиции театра.

РЕПЕРТУАР И ПАНТЕОН, русский ежемесячный театральный журнал, выходивший в Петербурге в 1844-46. (Ранее издавались журналы " Репертуар русского театра", 1839-41, " Пантеон русского и всех европейских театров", 1840-41, " Репертуар русского и пантеон всех европейских театров", 1842, " Репертуар русского и пантеон иностранных театров", 1843.) Затем наз. " Репертуар и пантеон театров" (1847), " Пантеон и репертуар русской сцены" (1848-51), " Пантеон" (1852-56). Редакторами были Ф. А. Кони, Ф. В. Булгарин, В. С. Межевич, И. П. Песоцкий и др. Журнал печатал русские и переводные пьесы, беллетристические и стихотворные произв. на темы, связанные с иск-вом, историч., критич., хроникальный материал.

РЕПЕРТУАРНЫЕ ТЕАТРЫ (Repertory theatres), английские драматич. театры конца 19-20 вв., имеющие постоянный репертуар, в отличие от театров, практикующих постановку одного и того же спектакля до тех пор, пока он делает кассовые сборы. Первые Р. т.- мемориальный театр в Стратфорде-он-Эйвон (открыт в 1879), " Независимый театр" (1891-97) и " Олд Вик" (в 1912- 1963 репертуарный), " Корт тиэтр" (1904- 1907) в Лондоне.

В 60-е гг. в Великобритании функционировало св. 100 Р. т. Большинство из них возникло в провинции после 2-й мировой войны 1939-45. Мн. театры не имеют постоянных помещений, разъезжают по стране. К Р. т. примыкают клубные- крупнейший из них " Юнити" (осн. в 1937), расположенный в рабочей части Лондона. Среди других-значит. Р. т. в Бристоле, Бирмингеме, Манчестере, Оксфорде, Ливерпуле, Ковентри, Лондоне (" Уоркшоп", " Инглиш стейдж компа-ни", " Мермейд"). Борьба за создание нац. гос. Р. т. завершилась в 1963 организацией на основе труппы " Олд Вик" первого в Великобритании Нац. театра. К Р. т. относятся также оперный театр " КовентТарден" и балетная труппа Королевский балет. Р. т. имеются в США, Италии, Ирландии, Австралии и др.

Лит.: Современный английский театр, М., 1963; Elsom J., Theatre outside London, L., 1971.

РЕПЕРФОРАТОР (от ре... и перфоратор) в телеграфии, устройство для пробивания отверстий в бумажной ленте в соответствии со знаками кода телеграфного, поступающими от телеграфного передатчика. Кроме того, Р. равномерно пробивает ряд отверстий, служащих для протягивания ленты. Р. применяют при приёме телеграмм на транзитных (осуществляющих переприём телеграмм) телеграфных станциях. Это позволяет затем передавать их автоматически - при помощи трансмиттера, устраняя тем самым трудоёмкую ручную обработку транзитных телеграмм (наклейку ленты с отпечатанными на ней знаками на бланк и последующую передачу всех символов вручную, с клавиатуры). В СССР применяются Р. неск. типов, напр. РП-58, к-рый перфорирует бумажную ленту шириной 17, 5 мм с шагом перфорации 2, 5 мм, нанося до 600 знаков в мин. Более удобен в эксплуатации Р., в котором, наряду с пробиванием отверстий, на ленту наносят печатные знаки телеграммы, что упрощает считывание адреса телеграммы. Чаще всего ре-перфорирующее устройство (как и трансмиттер ное устройство) выполняют в виде приставки к телеграфному аппарату. Огранич. применение при переприёме телеграмм нашли т. н. р е п е р ф о-трансмиттеры - устройства для приёма и передачи телеграмм, выполняющие функции Р. и трансмиттера.

Лит.: Инженерно-технический справочник по электросвязи, М., 1963. М. Н. Мушкат.

РЕПЕТЕКСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в центр, части Вост. Каракумов, в 70 км к югу от г. Чарджоу. Организован в 1928 на базе Репетекской песчано-пустынной станции (осн. в 1912) для охраны и изучения природного комплекса песчаной пустыни. Одно из самых жарких мест СССР (макс, темп-ра 50 °С; среднегодовое кол-во осадков 114 мм). Пл. 34, 6 тыс. га (1974). Характерны грядовые, бугристые, лунковые, ячеистые, барханные пески и их комплексы, а также осн. растит, сообщества пустыни Каракумы (саксаульники-белый и чёрный саксаул, кандымы, черкезы, хвойник шишконосный, песчаная акация, эремоспар-тон, триостница перистая, триостница Карелина, осока песчаная, костёр кровельный, эминиум Лемана, мак павлиний, дорема песчаная, цистанхе жёлтая, ревень туркестанский, эремурус, однолетние солянки и др.). Разнообразен мир животных. Насекомых более 1000 видов (жуки, бабочки, клопы, муравьи и др.). Обычны пресмыкающиеся - 13 видов ящериц (круглоголовки, агамы, ящурки, гекконы, варан и др.), 8 видов змей (эфа, стрела-змея, песчаный удавчик, полозы и др.), степная черепаха. Из 196 видов птиц, встречающихся в заповеднике, гнездятся ок. 30, из них 12 - оседлые (саксаульная сойка, пустынный и саксаульный воробьи, бухарская синица, домовый сыч, белокрылый дятел, пустынный ворон и др.). Млекопитающих 20 видов; преобладают грызуны (большая и полуденная песчанки, тонкопалый суслик, гребнепалый и мохноногий тушканчики, заяц-толай), обитают также ушастый ёж, путорак, ласка, хорёк-перевязка, степная (пятнистая) кошка, барханный кот, каракал, джейран и др.

Лит.: Заповедники Советского Союза, [M., 1969]; Рустам о в А. К., Репетекский заповедник, М., 1971.

С. Вейисов, Л. К. Шапошников.

РЕПЕТИТОР (от лат. repetitor - тот, кто повторяет), 1) в кадетском и пажеском корпусах и нек-рых др. закрытых уч. заведениях дореволюц. России учитель, под руководством к-рого уч-ся выполняли домашние задания. 2) В хореографич. коллективах и уч. заведениях педагог, осуществляющий репетиционную работу по подготовке отдельных номеров и партий. 3) Преподаватель, дающий частные уроки на дому.

РЕПЕТИЦИЯ (от лат. repetitio - повторение), 1) основная форма подготовки спектакля (концерта, эстрадного представления, цирковой программы). Проводится артистами под руководством режиссёра, в муз. театре - и дирижёра; в балетном театре Р. руководит балетмейстер. В процессе многократного исполнения произведения - по отдельным сценам, актам, всего в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия его идейного содержания, яркого воплощения образов. Существуют Р.- монтировочные (проверка всех элементов декорационного оформления спектакля), прогонные (проверочный просмотр перед генеральной Р.) и генеральные (перед выпуском спектакля, в полном оформлении, с публикой). В музыкальных театрах практикуются также концертмейстерские (сольные и ансамблевые) и хоровые (так называемая спевка) Р. См. Режиссёрское искусства.

2) Термин, применяемый для обозначения степени податливости фортепьянной механики при быстром повторении звука одной и той же высоты. Различают Р. простую и двойную. Механика с простой Р. позволяет производить 6-8 ударов по одной и той же клавише (струне) в секунду, с двойной Р.- ок. 12.

РЕПЕШОК, репяшок, репейничек (Agrimonia), род растений сем. розоцветных. Многолетние корневищные травы с железистоопушёнными стеблями и непарноперистыми листьями. Цветки 5-членные, жёлтые, в длинных колосовидных кистях. Плод из 1-2 орешковидных плодиков, покрыт крючковидными щетинками; при созревании плоды прицепляются к шерсти животных и к одежде. Ок. 15 видов, преим. в умеренном поясе Сев. полушария; в СССР 6-8 видов. Р. обыкновенный, или аптечный (A. eupatoria), растёт в Европ. части и на Кавказе по кустарникам, разрежённым лесам, опушкам, лугам, у дорог и заборов. Трава его содержит вещества: дубильные и жёлтое красящее.

Репешок обыкновенный; а-цветок, б - плод.

РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской обл., -29.9. 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Ре-пино Ленингр. обл.], русский живописец. Родился в семье воен. поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников (кон. 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петерб. АХ [1864-71; в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Чл. Товарищества передвижных художеств, выставок (с 1878; см. Передвижники). Действит. чл. петерб. АХ (1893). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и др. членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым; познакомившись с эстетикой революц. демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Р. работает над учебными академич. произв. и одновременно, вне стен АХ, - над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В нек-рых академич. произв. на мифоло-гич. и религ. сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразит, психо-логич. характеристики действующих лиц (" Воскрешение дочери Иаира", 1871, Рус. музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская гал.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Рус. музее). В эти годы Р. создал большой групповой портрет " Славянские композиторы" (1871-72, Моск. консерватория), в к-рый, добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С нач. 70-х гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни академич. иск-ва. После поездок на Волгу, где Р. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине " Бурлаки на Волге" (1870-73, Рус. музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Р. стала новым явлением в рус. живописи: жанровое произв. приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества - народ; пластич. мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Р. ознакомился с иск-вом Зап. Европы. Наиболее значит, жанровая картина этих лет " Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отд. характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. написал картину " Садко в подводном царстве" (1876, Рус. музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Р. пленэрной (см. Пленэр) живописью (" Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева; " Дорога на Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская гал.). Вернувшись из-за границы, Р. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произв. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (" Мужик с дурным глазом", Третьяковская гал., " Мужичок из робких", Горьковский художеств, музей, - оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская гал.) Р. изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В кон. 1870 - нач. 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над крест, темой (" Проводы новобранца", 1879, Рус. музей; " Вечорнищ", 1881, Третьяковская гал.), в нек-рых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (" В волостном правлении", 1877, Рус. музей). Эти произв. подготовили Р. к созданию такого полотна, в к-ром должна была раскрыться жизнь совр. Р. России и нар. тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. удалось показать в картине " Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, Третьяковская гал.). Изобразив многолюдное шествие, в к-ром участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произв. Р. стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и др. " хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, её живописи проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоз-душную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. С 1882 Р. жил в Петербурге. Кон. 1870 х - 1880-е гг.- наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художеств, и обществ, жизни России. В 1880-х гг. Р. много работал над темой революц. движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за нар. счастье, Р. создал целую галерею положит, образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократич. движения (" Отказ от исповеди", 1879-85, " Арест пропагандиста", 1880-92, " Не ждали", 1884-88, - все в Третьяковской гал.). В центральном произв. цикла - " Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагич. тема трудной судьбы героя. Р. показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиц. построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психо-логич. взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи к-рых Р. пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру то высокое значение, к-рое раньше имела лишь ист. живопись. В 1870-80-е гг. Р. создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созд. Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты рус. жизни - столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирого-ва (1881), П. А. Стрепетовой, А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) - все в Третьяковской гал.; В. В. Стасова (1883), Рус. музей]. Высокого мастерства достигает Р. в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графич. манера Р. к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок " Девочка Ада", 1882, Третьяковская гал., и " Невский проспект", 1887, Рус. музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.

И. Е. Репин.

И. Е. Р е п и н. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь. 1891. Третьяковская галерея.

Р. был также выдающимся художником в области ист. живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Р. привлекали сильные натуры, судьбы к-рых связаны со значит, ист. сдвигами, привлекали психологич. и драматич. задачи (" Царевна Софья", 1879, Третьяковская гал.). Картина " Иван Грозный и сын его Иван" (1885, Третьяковская гал.), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значит, ист. произв. Р. была картина " Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Рус. музей; эйкиз картины - илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561), гл. героем к-рой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Р. отступником от идей демократич. эстетики, но к кон. 90-х гг. Р. вернулся на прежние позиции. В по'здний период при отд. удачах, Р. уже не создал картин равных произв. 1870-80-х гг. Лучшие произв. 1890-1900-х гг.- это графич. портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистич. началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская гал.), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монумент, групповому портрету " Торжественное заседание Государственного Совета" (выаолнен совм. с худ. Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Рус. музей). Глубоко нар., тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Р.- одна из вершин рус. демократич. иск-ва. В 1894 - 1907 Р. преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и мн. др. После 1917 Р., живший в усадьбе " Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куок-кала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Р. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В " Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Р. есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Р. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин).

Соч.: Далёкое близкое, 6 изд., [М.], 1961; Переписка - Репин И. Е. и Крамской И. Н., М.- Л., 1949; Р е п и н И.Е. и Стасов В. В., т. 1 - 3, М.- Л., 1948 - 1950; Репин И. Е. иТолстойЛ. Н., т. 1-2, М.- Л., 1949.

Лит.: Репин. [Статьи и материалы], т. 1 - 2, М, -Л., 1948-49 (Художественное наследство...); Фёдоров-Давыдов А. А.,

И. Е. Репин, М., 1961; Лясковская О. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1962; Грабарь И. Е., И.Е. Репин, т. 1-2, М., 1963 - 64; Новое о Репине, [Л., 1968].

(По материалам статьи А. Л. Фёдорова-Давыдова и Д. В. Сарабъянова из 2-го издания БСЭ.)

РЕПИНО (до 1948 - К у окка л а), посёлок гор. типа в Ленингр. обл. РСФСР, подчинён Сестрорецкому райсовету г. Ленинграда. Расположен на побережье Финского залива. Ж.-д. станция в 40 км к С.-З. от Ленинграда. Приморский климатич. курорт. Дома отдыха, санатории, туристская база. Музей-усадьба И. Е. Репина - " Пенаты".

РЁПКЕ (Ropke) Вильгельм (10.10.1899, Швармштедт, Германия, -12.2.1966, Женева), швейцарский экономист. Высшее образование получил в ун-тах Гёттинге-на, Тюбингена, Марбурга. В 1922-29 преподавал в ун-тах Марбурга, Йены и Граца, в 1930-32 находился на гос. службе, в 1933-37 проф. Стамбульского ун-та, в 1937-66 проф. ин-та между-нар. исследований в Женеве. В нач. 30-х гг. примыкал к сторонникам регулируемого капитализма теорий, выступал за активное воздействие бурж. гос-ва на экономич. жизнь. В конце 30-х гг. перешёл на позиции неолиберализма (см. в ст. Либерализм). Р.- один из создателей теории " социального рыночного хозяйства". Большое внимание уделял вопросам междунар. экономич. и валютно-кре-дитных отношений, а также конъюнктуры и экономич. кризисов. Предлагал устранить количественные и валютные ограничения в торговле между несоциалистич. странами, выступал за свободу обратимости валют, ликвидацию региональных экономич. блоков. Являясь воинствующим апологетом капитализма и ярым противником социализма, Р. рекомендовал бурж. правительствам проводить дискриминационную торг, политику в отношении социалистич. стран и особенно СССР.

Соч.: Die Konjunktur, Jena, 1922; Die Theorie der Kapitalbildung, Tubingen, 1929; Civitas humana, Erlenbach - Z., 1944; Internationale Ordnung, Erlenbach - Z., 1945; Explication econoraique du monde moderne, P., 1946; 1st die deutsche Wirtschaftspolitik richtig?, Stuttg, - Koln, 1950.

Н. П. Драчёва.

РЕПКИ, посёлок гор. типа, центр Репкинского р-на Черниговской обл. УССР. Расположен в 3 км от ж.-д. ст. Голубичи (на линии Гомель - Чернигов). 3-ды: деревообр., асфальтовый, кирпичный, льнозавод, маслодельный.

РЕПЛИКА (франц. replique, итал. replica, от лат. replico - повторяю, отвечаю), элемент сценич. диалога: фраза, к-рую актёр говорит в ответ на слова партнёра. Р. наз. также последнюю фразу (или часть фразы) сценич. персонажа, за к-рой следует текст др. действующего лица.

РЕПЛИКА в изобразительном искусстве, авторская копия художеств, произведения, отличающаяся от оригинала размерами. Р. бывает также копией, выполненной под наблюдением автора. В Р., в отличие от собств. копии, нередко изменяются второстепенные детали оригинала.

РЕПЛИКА, 1) в оптике, копия с дифракционной решётки, получаемая изготовлением отпечатка решётки на желатине или спец. пластмассе. 2) В электронной микроскопии, копия-отпечаток поверхности исследуемого объекта, к-рую рассматривают в электронном микроскопе вместо самого объекта.

РЕПЛИКАЦИЯ (позднелат. replicatio - повторение, от лат. replico - обращаюсь назад, повторяю), редупликация, ауторепродукция, а утосинтез, протекающий во всех живых клетках процесс самовоспроизведения (самокопирования) нуклеиновых кислот, генов, хромосом. В основе механизма Р. лежит ферментативный синтез дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) или рибонуклеиновых кислот (РНК), осуществляемый по матричному принципу. Предложенная в 1953 Дж. Уотсоном и Ф. Криком модель строения ДНК - т. н. двойная спираль - с одной стороны, объяснила, каким образом записана генетическая информация в молекуле ДНК (см. Генетический код), с другой - позволила понять и экспериментально изучать химич. механизмы удвоения гене-тич, материала. Строгая специфичность спаривания азотистых оснований в молекуле ДНК обусловливает комплементарность последовательностей оснований в двух цепях и обеспечивает высокую точность Р. Пара гуанин - цитозин стабилизируется тремя водородными связями, пара аденин - тимин - двумя, что резко снижает вероятность неправильного спаривания оснований. Согласно Уотсону и Крику, процесс Р. ДНК предусматривает: 1) разрыв водородных связей и расплетение нитей двойной спирали; 2) синтез на одиночных нитях комплементарных цепей. В результате из одной двухцепочечной ДНК возникают две подобные молекулы, причём в каждой из дочерних молекул одна полинуклео-тидная цепь родительская, а другая - синтезированная заново (полуконсервативный механизм Р.).

Р. ДНК - многоэтапный генетически контролируемый процесс, в к-ром участвуют ферменты ДНК-полимераза, ДНК-лигаза, ДНК-метилаза и др. Р. двухцепочечной ДНК имеет фиксированные начало и конец, ориентированное направление. Прерывистый синтез новых цепей начинается в том месте, где расплетаются комплементарные цепи родительской ДНК (см. рис.). В начале каждого из синтезированных отрезков цепей ДНК находится " затравочная" цепочка РНК из 50-100 нуклеотидов. С участием ДНК-полимера-зы на РНК наращиваются фрагменты цепей ДНК (в каждом ок. 1000 нуклеотидов). Затем затравочная РНК уничтожается рибонуклеазой, а синтезированные фрагменты ДНК соединяются в длинные цепи при помощи фермента полинуклеотидлигазы.

Структура Y-вилки, предполагаемая гипотезой прерывистой репликации ДНК.

У вирусов и фагов, имеющих однони-тевую ДНК, Р. идёт особым образом. После внедрения в клетку хозяина одно-цепочечной ДНК, к-рую называют (+)-цепью, на ней, как на матрице, синтезируется комплементарная ей (-)-цепь. На образовавшейся двухспиральной молекуле (репликативная форма) синтезируются новые одноцепочечные (+)-цепи, включающиеся в новые вирусные частицы. По такому же принципу происходит Р. РНК содержащих вирусов и фагов. Т. о., во всех известных случаях Р. ДНК и РНК проходит через стадию двухцепочечных молекул.

У высших организмов - эукариотов, клетки к-рых содержат сформированное ядро, осн. генетич. функцию несут сложно организованные структуры - хромосомы, состоящие из ДНК, РНК, белков и др. веществ. В интерфазе, предшествующей делению клеток (см. Митоз, Мейоз), осуществляется Р. ДНК и др. компонентов хромосом; затем удвоенные хромосомы разъединяются и распределяются равномерно между дочерними клетками. Т. о., вся наследственная информация в относительно неизменённом виде передаётся от клетки к клетке, от поколения к поколению.

Лит.: Уотсон Д ж., Молекулярная биология гена, пер. с англ., М., 1967; Р а т н е р В. А., Принципы организации и механизмы молекулярно-генетических процессов, Новосиб., 1972; Бреслер С. Е., Молекулярная биология, Л., 1973; С т е н т Г., Молекулярная генетика, пер. с англ., М., 1974. М. М. Асланян.

РЕПНИК (Rapistrum), род растений сем. крестоцветных. Одно-, дву- или многолетние ветвистые жёстковолосистые травы вые. 60-100 см. Нижние листья пери-стораздельные, верхние - цельные. Лепестки жёлтые. Плод - стручочек, с 2 члениками (нижний цилиндрич., верхний яйцевидный или шаровидный). 3 вида, в Европе, Зап. и Ср. Азии и Сев. Африке. В СССР 2 вида: Р. многолетний (R. perenne) и Р. морщинистый (R. rugosum); растут преим. в юж. р-нах по сухим склонам, холмам, а также как сорняки в посевах, у дорог, по мусорным местам.

РЕПНИН Аникита Иванович [1668 - 3(14).7.1726, Рига], князь, рус. военачальник, ген.-фельдмаршал (1725). С юношеских лет состоял при Петре I, в 1685 поручик " потешной" роты. Участвовал в Азовских походах 1695-96. С 1699 ген.-майор. В начале Северной войны 1700-21 командовал дивизией, участвовал во взятии Нотебурга и Нарвы. В 1708 за поражение при Головчине разжалован, но после успешных действий при Лесной восстановлен в чине генерала. В Полтавском сражении 1709 командовал центром рус. армии. В 1709-10 руководил осадой и взятием Риги, в 1712-13 и 1715-16 командовал войсками в Померании. С 1719 ген.-губернатор Лифляндии и одновременно в 1724-25 президент Воен. коллегии. После смерти Петра I выступил за провозглашение императрицей Екатерины I, но вскоре был удалён А. Д. Меншиковым в Ригу.

РЕПНИН, Репнин- О боленский Борис Александрович [г. рожд. неизв.- ум. 17(27).5.1670], князь, русский гос., политич. и воен. деятель, боярин (с 1639). В 1638-42 возглавлял приказы: Иконный, Сыскных дел, Золотую, Серебряную и Оружейную палаты и др. В 1642 попал в опалу и был послан воеводой в Астрахань (1643-46). В 1648'-49 судья Владимирского судного, с 1652 - Разбойного приказов. В 1656 и 1659 воевода в Смоленске с обширными адм., суд. и воен. полномочиями. В 1657-58 в отсутствие царя Алексея Михайловича часто возглавлял Боярскую думу.

РЕПНИН Николай Васильевич [11(22).3. 1734-12(24).5.1801, Москва], князь, рус. военачальник и дипломат, ген.-фельдмаршал (1796). В 1749 произведён в прапорщики. Участвовал в Семилетней войне 1756-63. В 1762-63 посол в Пруссии, в 1763-69 посол в Польше, где активно вмешивался во внутр. дела и добился заключения Варшавского договора 1768. Во время рус.-тур. войны 1768-74 командовал дивизией в сражениях при Ларге и Кагуле, участвовал в выработке условий Кючук-Кайнарджийского мира 1774. В 1775-76 посол в Турции. При посредничестве Р. был заключён Тешенский мир 1779 между Австрией и Пруссией. Во время рус.-тур. войны 1787-91 командовал дивизией и успешно исполнял обязанности главнокомандующего во время отсутствия Г. А. Потёмкина. После победы при Мачине Р. вынудил турок подписать в Галаце предварительные условия мира, ставшие основой Ясского мирного договора 1791. В 70 - 90-х гг. занимал должность ген.-губернатора различных губерний. После неудачи дипломатич. миссии Р. в Пруссию и Австрию в 1798 с целью создания антифранцузской коалиции был уволен в отставку.

РЕПНИЦА (Pieris гарае), дневная бабочка из сем. белянок. Размах крыльев 4 - 5 см. Окраска белая; переднее крыло с чёрной вершиной и 1 (у самца) или 2 (у самки) черноватыми пятнами. Распространена в Европе, Азии, Сев. Африке, Сев. Америке. Гусеница матово-зелёная с жёлтой полосой вдоль спины и такими же пятнами по бокам; обитает на растениях сем. крестоцветных, резедовых и настурциевых; может наносить вред огородным и декоративным растениям (напр., капусте, репе, резеде).

Репница; самка.

РЕПОЗИЦИЯ (позднелат. repositio, от лат. геропо - кладу обратно, вправляю), вправление, сопоставление смещённых участков кости при переломе. Смещение (в сторону, по длине, под углом к периферии) - результат воздействия травмирующей силы и сокращения мышц. Устранение смещения путём Р.- осн. принцип лечения переломов. Главное правило Р.: периферический отломок должен быть установлен по оси центрального. Различают Р. закрытую (бескровную) и открытую (кровавую). Открытая Р. показана при ущемлении мягких тканей между отломками костей. Методы Р.: ручной, аппаратный и вытяжение (накожное или скелетное). Ручная Р. производится хирургом с помощью одного или двух помощников, под контролем зрения и осязания. Вытяжение, при к-ром под воздействием тяги наступает равномерное расслабление всех осн. мышечных групп, осуществляется при переломах позвоночника, таза, длинных трубчатых костей, особенно при больших смещениях. Р. проводят под местным или общим обезболиванием. Её результаты определяются морфологич. особенностями перелома, его локализацией, зависят от общего состояния больного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.