Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 43 страница






ПРЖЕВАЛЬСКОГО ХРЕБЕТ, горный хребет в Центр. Азии; см. Аркатаг.

ПРЖЕМЫСЛ (Pfemysl). В Чехии: П. I Отакар (г. рожд. неизв.-ум. 15.12.1230), князь (1192-93, 1197), с 1198 король Чехии. При П. I укрепилась центр, власть в Чехии, возрос междунар. авторитет Чешского гос-ва. П. I поощрял нем. феодальную колонизацию в Чехии. В 1212 добился от короля Фридриха II Гогенштауфена признания независимости Чехии. П. II Отакар (ок. 1230-26.8.1278), чешский король (с 1253). Сын Вацлава I. Осуществил ряд реформ, укрепивших королев, власть и воен. мощь Чеш. гос-ва, простиравшегося при П. II от истоков Лабы и Одры до Адриатического м. Участвовал в походах Тевтонского ордена против пруссов и литовцев (1254, 1267). В честь П. II был назван осн. в 1255 г. Краловец (от чеш. kral - король; совр. Калининград). П. II соперничал с Рудольфом Габсбургом в борьбе за имперский престол. После избрания последнего императором -" Священной Рим. империи" (1273) отказался принести ленную присягу, что привело к войне с Габсбургами и др. нем. князьями, к к-рым присоединились Венгрия и восставшие против П. II чеш. магнаты. В 1276 был вынужден отказаться от Австрии, Штирии, Крайны. Погиб в битве у Сухих Крут (Моравия).

ПРЖЕМЫСЛОВИЧИ, в 9-14 вв. чеш. княж. и королев, династия, получившая название по имени её легендарного основателя - крестьянина-пахаря из с. Ста-дице Пржемысла. С 12 в. П.- наследственные короли. Наиболее известные представители П.: Пржемысл I Отакар (король в 1198-1230), Вацлав I (правил в 1230-53), Пржемысл II Отакар (правил в 1253-78).

ПРИАЗОВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, возвышенность на Ю.-В. УССР, в пределах Запорожской, Донецкой областей. Выс. до 324 м (г. Могила-Бельмак). Полого снижается к Азовскому м. Основные черты поверхности обусловлены рельефом кристаллич. фундамента, покрытого лёссовидными породами. С П. в. берут начало pp. Молочная, Берда, Обиточная, впадающие в Азовское м., и др. Преобладают юж. чернозёмы; П. в. сильно распахана. По склонам сохранились участки с типчаково-ковыльной степной растительностью. На П. в. расположен участок Украинского степного заповедника - " Каменные могилы".

ПРИАЗОВСКОЕ, посёлок гор. типа, центр Приазовского р-на Запорожской обл. УССР. Расположен в 26 км от ж.-д. ст. Мелитополь (на линии Запорожье -Симферополь). Предприятия пищ. пром-сти. Инкубаторная станция.

ПРИАМ, в др.-греч. мифологии престарелый царь Трои, отец Гектора, Париса, Кассандры и др. многочисленных сыновей и дочерей, погибших во время Троянской войны. Один из самых волнующих эпизодов ч Илиады" изображает пребывание П. в греч. лагере, где он молит Ахилла выдать тело убитого Гектора. Сам П. в ночь взятия Трои ищет спасения у алтаря Зевса, но погибает на глазах своей супруги Гекубы от меча Неоптолема, сына Ахилла.

ПРИАМУРСКИЙ, посёлок гоp. типа в Смидовичском р-не Еврейской авт. обл. Хабаровского края РСФСР. Расположен на левобережье Амура. Ж.-д. станция к 3. от Хабаровска. 3-д силикатного кирпича.

ПРИАП, в антич. религии божество плодородия малоазийского происхождения. Считался покровителем виноградников и фруктовых садов. П. приносили жертвы из злаков, молока и мёда.

ПРИАПУЛИДЫ (Priapulida), небольшая реликтовая группа мор. червей неясного систематич. положения. Дл. тела от неск. мм до 20 см. Передняя треть тела, т. н. хоботок, может втягиваться внутрь при помощи особых мускулов (ретракторов) и выпячиваться наружу давлением полостной жидкости. Наличие вторичной полости тела сближает П. с высшими червями, от большинства к-рых они отличаются нерасчленённым телом. Кровеносная система отсутствует. Дыхание происходит через поверхность тела или посредством задних жаберных придатков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшного тяжа. Выделит. и половые органы соединены в мочеполовую систему. П. раздельнополы. По типу дробления яйца нек-рые зоологи сближают П. с первичнополостными червями. 8 видов, относящихся к 6 родам; в морях СССР обычны 2 рода - Priapulus и Halicryptus.

ПРИАРГУНСК, посёлок гор. типа, центр Приаргу некого р-на Читинской обл. РСФСР. Расположен близ впадения р. Урулюнгуй в р. Аргунь. Ж.-д. станция в 595 км к Ю.-В. от Читы. Приаргунская ТЭЦ, маслозавод, кирпичный з-д.

ПРИАТЛАНТИЧЕСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность в Сев. Америке. Окаймляет Атлантич. побережье США от Нью-Йорка до оконечности п-ова Флорида. Шир. от 30 до 350 км. Сложена комплексом антропогеновых мор. осадков (известняки, песчаники, пески, глины) мощностью до 1000 м. Вые. до 100 м. Побережье на С. расчленено далеко вдающимися заливами - эстуариями Делавэр и Чесапикским, южнее - берега лагунного и маршевого типа, у юж. оконечности Флориды - коралловые рифы. Чётко выражены мор. террасы, пересечённые широкими заболоченными поймами рек. Вдоль большей части побережья идёт тёплое течение Гольфстрим. Климат субтропический, муссонного типа, на Ю. Флориды - тропический. Зима тёплая, дождливая (на Ю. Флориды-сухая). Ср. темп-pa января от 0 до 20 °С, но почти всюду бывают заморозки. Лето жаркое, сырое. Ср. темп-pa июля 22-28 °С. Осадков 1000-1400 мм в год. Преобладающие почвы - краснозёмы, желтозёмы, аллювиальные, дерновые и болотные. Естественная растительность - сосновые и сосново-дубовые леса; на заболоченных участках леса из тисса и болотного кипариса. На Ю. Флориды леса из пальм, фикусов, восковников и др. тро-пич. деревьев. У берегов мангровые заросли. На месте сведённых лесов - посевы хлопчатника, табака, яблоневые и персиковые сады, цитрусовые, ранние овощи. Крупные города: Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон, Балтимор, Норфолк. Г. М. Игнатьев.

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ, стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом. Выражает специфически капиталистич. форму эксплуатации, при к-рой прибавочный продукт принимает форму П. с. Произ-во и присвоение П. с. составляет сущность основного экономического закона капитализма. " Производство прибавочной стоимости или нажива - таков абсолютный закон..." капиталистич. способа произ-ва (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 632). Он отражает экономические отношения не только между капиталистами и наёмными рабочими, но и между различными группами буржуазии: промышленниками, торговцами, банкирами, а также между ними и землевладельцами. Погоня за П. с. играет главную роль в развитии производит. сил при капитализме, определяет и направляет развитие производств. отношений капиталистич. общества. Учение о П. с., к-рое В. И. Ленин назвал "...краеугольным камнем экономической теории Маркса" (Полн, собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 45), было впервые разработано Марксом в 1857-58, в рукописи " Критика политической экономии" (первоначальный вариант " Капитала"), хотя отд. положения имелись уже в таких работах 40-х гг. 19 в., как " Эконо-мическо-философские рукописи 1844 года", " Нищета философии", " Наёмный труд и капитал".

Предпосылкой произ-ва П. с. является превращение рабочей силы в товар. Только на определённой ступени развития общества владелец денег находит на рынке свободного от средств произ-ва рабочего, вынужденного продавать свою рабочую силу. Потребление её равнозначно созданию новой стоимости. Центр, проблемой теории П. с. является объяснение механизма капиталистич. эксплуатации на основе господствующих в бурж. обществе товарно-ден. отношений. Противоречивое действие этого механизма заключается в том, что неэквивалентный по существу обмен деятельностью между рабочим и капиталистом, между трудом и капиталом, осуществляется в действительности на основе закона стоимости, т. е. на основе обмена эквивалентов -товаров, имеющих одинаковую стоимость (см. Стоимости закон).

Исследование процесса произ-ва П. с. К. Маркс начинает с анализа всеобщей формулы капитала (Д-Т-Д', где Д'больше Дили Д'=Д + д), к-рая выражает покупку товара (Д-Т ) для его продажи (Т-Д')с целью увеличения капитала. Прирост или избыток стоимости (д) над первоначально авансированной суммой денег (Д), пущенных в оборот, Маркс наз. П. с. Возрастание первоначальной суммы денег за счёт присоединения П. с. делает их капиталом. Анализ всеобщей формулы капитала показывает, что П. с. не может возникнуть из товарного обращения, совершающегося на основе закона стоимости; с другой стороны, если бы владелец денег не пускал их в обращение, то никакого прироста не могло бы быть. Следовательно, П. с. не может возникнуть и вне обращения. Маркс показал, что капиталист, покупая и продавая товары по их стоимости, всё-таки извлекает из этого процесса большую стоимость, чем та, к-рую вложил в него.

Продажа рабочей силы капиталисту происходит по её стоимости, определяемой тем количеством общественно необходимого рабочего времени, в течение к-рого она воспроизводится. Капиталист приобретает потребительную стоимость товара рабочая сила, обладающую "...оригинальным свойством быть источником стоимости..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 177). Реализуется она на втором этапе обмена между трудом и капиталом - в процессе производства, когда и создаётся новая стоимость, содержащая П. с. Последняя определяется Марксом как разность между той стоимостью, к-рую живой труд создаёт в процессе про-из-ва, и той, к-рую капиталист оплачивает рабочему в форме заработной платы. " Прибавочная стоимость есть не что иное, как избыток того количества труда, которое дает рабочий, над тем количеством овеществленного труда, которое он получил в своей собственной заработной плате, в качестве стоимости своей рабочей силы" (там же, т. 47, с. 190-91).

Способность рабочего к труду, а следовательно, и продукт его труда принадлежат капиталисту. Закон стоимости, как закон обмена эквивалентов, не противоречит тому, что стоимость, созданная в результате затраты живого труда, превышает стоимость рабочей силы. Реально П. с. выступает в виде прибыли, к-рая в процессе реализации и распределения принимает ряд форм: предпринимательского дохода, присваиваемого промышленными и торговыми предпринимателями, процента, присваиваемого банкирами, и земельной ренты, получаемой собственниками земли. Все эти конкретные виды доходов имеют свои особенности. Общее между ними состоит в том, что у них один источник - неоплаченный труд рабочих.

В безграничном стремлении к увеличению произ-ва П. с. капиталисты различными способами усиливают эксплуатацию наёмных рабочих. Этим способам соответствуют две формы П. с.- абсолютная и относительная. Абсолютная П. с. является результатом удлинения рабочего дня сверх необходимого рабочего времени, в течение к-рого рабочий воспроизводит стоимость своей рабочей силы. Фактич. величина его зависит от соотношения классовых сил. Побуждаемые алчным стремлением к увеличению П. с., капиталисты всячески стараются удлинить пределы рабочего дня. Однако с ростом организованности рабочему классу в результате упорной борьбы удалось добиться законодательного ограничения рабочего дня. Абсолютная П. с. возрастает также и в результате повышения интенсивности труда - при неизменной или даже при уменьшающейся величине рабочего дня. Другим способом увеличения произ-ва П. с. является сокращение необходимого и соответствующее увеличение прибавочного рабочего времени при неизменной продолжительности рабочего дня. Этому способу соответствует относительная П. с. Сокращение необходимого рабочего времени связано прежде всего с повышением производительности труда в отраслях, производящих средства существования рабочего, т. к. в конечном счёте это ведёт к снижению стоимости рабочей силы. А это, в свою очередь, приводит к сокращению необходимого и соответственно увеличению прибавочного рабочего времени во всех отраслях капиталистич. произ-ва. Разновидностью относительной является избыточная П. с., присваиваемая отд. капиталистами на своих предприятиях в результате снижения индивидуальной стоимости товара по сравнению с его общественной стоимостью. Избыточная П. с. не связана со снижением стоимости рабочей силы. Источником её является более высокая производительность труда рабочих технически более совершенных предприятий по сравнению со средним для данной отрасли уровнем производительности. Избыточная П. с. носит временный характер, т. к. по мере распространения новой техники и технологии на др. предприятия соответствующей отрасли снижается общественная стоимость товаров и исчезает разница между индивидуальной и общественной стоимостью товара. Однако мимолётный характер избыточной П. с. не означает, что она исчезает совсем. Она просто переходит от одних капиталистов к другим. Борьба за её получение составляет главный стимул внутриотраслевой конкуренции.

Развитие капитализма характеризуется устойчивым возрастанием нормы П. с., представляющей собой отношение всей массы П. с. к переменному капиталу или прибавочного рабочего времени к необходимому, выраженное в процентах
[ris]
масса П. с., v - переменный капитал. Между нормой и массой П. с. существует функциональная связь. Если норма П. с. отражает степень эксплуатации рабочего класса, то масса - абсолютную величину П. с. (т) и равна стоимости авансированного переменного капитала (v), умноженной на норму П. с. (т '). Маркс отмечал, что "... норма прибавочной стоимости есть точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом" (там же, т. 23, с. 229). По его расчётам, в сер. 19 в. она составляла приблизительно 100%. Норма П. с. в фабрично-заводской пром-сти России в 1908 превышала 100% (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 24-25). По расчётам исследователей-марксистов, норма П. с. в обрабатывающей пром-сти США составляла в %: 115 (1966, В. Перло, США), 118-120 (1955, В. М. Кудров и С.М.Никитин, СССР), 192 (1958, Е.С.Варга, СССР), 312 (1969, С. Л. Выгодский, СССР), 397 (1957, А. И. Кац, СССР), 1187 (1965-69, Ю. Кучинский, ГДР). Колебания в величине нормы П. с. объясняются различиями в применяемой методике подсчёта. Но все эти расчёты свидетельствуют о росте нормы П. с. с развитием капитализма. При этом следует иметь в виду влияние таких противодействующих факторов, как борьба рабочего класса, рост стоимости рабочей силы, борьба двух систем и т. п. Маркс отмечал, что возможное улучшение "...жизненного положения рабочего, ничего не меняет вприроде и законе относительной прибавочной стоимости, ничего не меняет в том, что в результате повышения производительности труда все более значительная часть рабочего дня присваивается капиталом. Отсюда видна вся вздорность попыток опровергнуть этот закон путем подбора статистических выкладок в доказательство того, будто материальное положение рабочего... улучшилось... вследствие развития производительной силы труда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 47, с. 279).

Теория П. с. Маркса дала возможность вскрыть несостоятельность бурж. апо-логетич. теорий прибыли. Многие из " концепций", противопоставляемых совр. бурж. экономистами теории П. с. Маркса, представляют собой по существу модернизированные варианты теории доходов, сформулированной франц. экономистом Ж. Б. Сеем, воспринятой затем англичанами Дж. Миллем, Дж. Р. Мак-Кулло-хом и Н. Сениором. Представители вульгарной политической экономии ставили задачу опровергнуть главное в эко-номич. теории марксизма - учение о П. с., т. к. именно оно раскрывает сущность и механизм капиталистической эксплуатации, вооружает рабочий класс научным пониманием его исторической миссии. Американский экономист Дж. Б. Кларк пытался " углубить" теорию трёх факторов Сея. Считая, что распределение общественного продукта осуществляется в соответствии с вкладом каждого изфакторов производства (труда, капитала, земли) в национальный доход, он создал теорию предельной производительности (см. Производительности теории).

Учение о П. с. позволило Марксу сформулировать осн. экономич. закон движения капиталистич. общества, раскрыть объективные тенденции его развития, дало ключ к пониманию капиталистич. способа произ-ва. Поскольку присвоение классом капиталистов П. с., созданной рабочим классом, происходит в соответствии с внутренними законами капиталистич. способа произ-ва, и прежде всего с законом стоимости, то капиталистич. эксплуатация вытекает из самого существа капиталистич. производств. отношений. Следовательно, освобождение рабочего класса от " наёмного рабства" невозможно в рамках бурж. строя; для этого необходима социалистич. революция. Вместе с тем гигантское развитие производит. сил, к-рым сопровождается усиление эксплуатации труда капиталом, означает также создание и накопление материальных предпосылок, обусловливающих возможность социалистич. революции. Т. о., из теории П. с. непосредственно следует вывод о непримиримости классовых противоречий между капиталом и наёмным трудом.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23-25, ч. 1-2; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том " Капитала"), там же, т. 26, ч. 1-3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 25 - 27, 208 - 27; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 44-46; его же, Карл Маркс, там же, т. 26, с. 63 - 73; Варга Е., Очерки по проблемам политической экономии капитализма, М., 1964, с. 113-16; Леонтьев Л. А., " Капитал" К. Маркса и современная эпоха, М., 1968, с. 68-122; Выгодски-й С. Л., Современный капитализм. (Опыт теоретического анализа), М., 1969, с. 240-49; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1 - 2, М., 1970; Кучинский Ю., Закон прибавочной стоимости при империализме, " Проблемы мира и социализма", 1973, № 11.

В. С. Выгодский.

ПРИБАВОЧНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, см. в ст. Прибавочный продукт.

ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ, часть обществ, продукта, создаваемая непосредственными производителями в сфере материального произ-ва сверх необходимого продукта, Время, в течение к-рого производится П. п., наз. прибавочным рабочим временем, а труд, затраченный в течение этого времени, - прибавочным трудом. В различных общественно-эко-номич. формациях П. п. выступает в специфич. формах. Условия произ-ва и распределения его определяются господствующими в данном обществе отношениями собственности на средства произ-ва. В первобытном обществе вследствие крайне низкой производительности труда произ-во П. п. носило случайный характер; регулярным оно становится на определённом уровне развития производит, сил, когда стало возможным произ-во материальных благ, сверх меры данных потребностей работника и его семьи. Появление П. п. послужило материальной основой дифференциации производителей, физич. и умственного труда, эксплуатации человека человеком. Во всех эксплуататорских формациях П. п. безвозмездно присваивается господствующими классами и служит источником их обогащения и паразитического существования. Создание и извлечение П. п. в рабовладельч. и феод. обществах основывались на внеэкономическом принуждении.

При капитализме П. п. выступает материальным носителем прибавочной стоимости, произ-во и присвоение к-рой служат целью и движущим мотивом деятельности капиталистов. П. п. отражает антагонизм классовых интересов буржуазии и пролетариата. При распределении он распадается на предпринимательский доход, ссудный процент, торговую прибыль и земельную ренту, Т. о., капиталисты и землевладельцы получают свою долю П. п., к-рый является источником их личного потребления и накопления капитала. Доля П. п. в обществ. продукте с развитием капитализма увеличивается, что свидетельствует о росте эксплуатации наёмного труда.

При социализме, в условиях господства обществ. собственности и планомерной организации произ-ва в масштабах нар. х-ва, " прибавочный продукт идет не классу собственников, а всем трудящимся и только им" (Ленин В. И., Ленинский сб., т. XI, 1929, с. 382). Качественно меняется социально-экономич. содержание П. п. и уничтожается анта-гонистич. характер деления обществ, продукта на необходимый и прибавочный. П. п. выступает в форме продукта, удовлетворяющего обществ. потребности ассоциированных производителей. Он служит источником социалистического накопления, укрепления обороноспособности страны, содержания гос. аппарата и непроизводств. сферы. Частично за счёт П. п. происходит формирование общественных фондов потребления, Произ-во и использование П. п. подчинены цели социалистич. произ-ва, поэтому в его создании заинтересованы все трудящиеся. В процессе распределения П. п. часть его остаётся в гос. и кооперативно-колхозных предприятиях и составляет соответственно прибыль или чистый доход иx. Другая часть поступает в распоряжение общества и образует централизованный чистый доход общества.

Л. Л. Хандруев.

ПРИБАВОЧНЫЙ ТРУД, труд, затрачиваемый работниками сферы материального произ-ва на создание прибавочного продукта. Деление труда на необходимый и прибавочный возникло на той ступени развития производит. сил общества, когда появилась возможность производить продуктов больше, чем это необходимо для существования самого работника и его семьи. При рабовладельч. строе, где работник был собственностью рабовладельца, весь труд представлялся трудом на эксплуататоров. При феодализме деление труда на необходимый и прибавочный было более чётким, т. к. крестьянин часть рабочего времени работал на себя, а другую на феодала (барщина) или отдавал ему безвозмездно часть своего труда в виде оброка или ден. ренты.

При капитализме П. т. становится источником прибавочной стоимости. Присвоение его результатов происходит на основе экономич. принуждения к труду юридически свободных наёмных рабочих. Деление труда на необходимый и прибавочный внешне затушёвывается формой заработной платы, благодаря к-рой создаётся видимость, будто оплачивается весь труд наёмных рабочих. В действительности же в виде заработной платы им возмещается лишь стоимость рабочей силы или необходимый труд, а П. т. безвозмездно присваивается капиталистом. Для капитализма характерно превышение доли П. т. над необходимым. В погоне за прибылью капиталисты пытаются всячески увеличить время П. т. путём удлинения рабочего дня, интенсификации труда, сокращения необходимого рабочего времени. Всё это ведёт к увеличению нормы и массы прибавочной стоимости, к росту степени эксплуатации наёмного труда.

При социализме социально-экономич. содержание П. т. качественно изменяется. Он превращается в одно из важнейших средств удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей ассоциированных производителей, всестороннего развития членов социалистич. общества. П. т. в условиях социализма -это труд, затрачиваемый на произ-во материальных благ, идущих на обществ. потребление (управление, оборону, содержание нетрудоспособных членов общества), а также на создание добавочных средств производства и предметов потребления, служащих материальной основой расширенного социалистического воспроизводства. П. т. используется в интересах трудящихся.

А. А. Хандруев.

ПРИБАЙКАЛЬЕ, горная область, прилегающая с 3. и В. к оз. Байкал, в Бурятской АССР и Иркутской обл. РСФСР. Включает горные хребты: Приморский и Байкальский к 3. от оз. Байкал; Ха-мар-Дабан, Улан-Бургасы, Баргузинский и др. к Ю. и В. от озера. Сейсмичность до 10-И баллов. Основные хребты (выс. 2000-2500 л) сложены архейскими, протерозойскими, нижнепалеозойскими метаморфическими и интрузивными породами. Месторождения золота, марганцевых руд, слюды, угля. Дренируется pp. Селенга, Верх. Ангара, Баргузин, Турка и др. Климат континентальный; на наветренных склонах местами выпадает до 1200 мм осадков в год. Преобладает тайга, местами темнохвойная. Схему орографии см. т. 9, стр. 257.

Лит. см. при ст. Забайкалье.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ГРЭС, крупная тепловая электростанция Эст. ССР. Расположена вблизи г. Нарвы. Строительство начато в 1956; в 1959 вошла в строй (последний агрегат пущен в 1965). Установленная мощность станции 1624 Мвт (12 турбоагрегатов, из к-рых 8 мощностью по 100 Мвт, 4 - по 200 Мвт, 2 - по 12 Мвт). Водоснабжение прямоточное из водохранилища Нарвской ГЭС. Топливом служат сланцы Эстонского месторождения. Входит в объединённую энергосистему Северо-Запада. Электроэнергия передаётся линиями электропередачи напряжением 110, 220, 300 кв.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет сеть жат. дорог Эст. ССР, Латв. ССР, Литов. ССР и Калининградской обл. РСФСР. Эксплуатац. длина дороги 6230 км (1974). Управление дороги в г. Рига. Жел. дороги, появившиеся на этой территории более 100 лет назад, вначале предназначались для связи Петербурга с Зап. Европой и Центр, р-нов Европ. части с крупными портами России на Балтийском море (Таллин, Рига, Лиепая, Вентспилс). В 1873 были сданы в эксплуатацию участки Дау-гавпилс - Радвилишкис, Елгава - Мажейкяй, Науя-Вильня - Минск. В том же году было закончено строительство значительной части Ландваро-во (ныне Лентварис)-Роменской железной дороги (от ст. Ландварово до ст. Бобруйск). Этим было положено начало соединению разрозненных линий в единую ж.-д. сеть. В период господства бурж. диктатуры в Эстонии, Латвии и Литве были нарушены исторически сложившиеся связи России с этими портами, что привело к резкому уменьшению грузооборота жел. дорог. После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 жел. дороги не только были полностью восстановлены после разрушения, но и реконструированы. Небольшие по протяжённости, но тесно взаимосвязанные жел. дороги Эстонии, Латвии и Литвы были объединены (1963) в единую П. ж. д. Она имеет 7 отделений: Рижское, Дау-гавпилсское, Елгавское, Эстонское, Вильнюсское, Шяуляйское и Калининградское. Граничит с Октябрьской ж. д. по станциям Нарва, Печоры-Псковские, Пыталово, Зилупе; с Белорусской ж. д.- по станциям Бигосово, Пабраде, Гудогай, Стасилай, Поречье, а также с жел. дорогами Польши.

В связи с быстрым развитием нар. х-ва сов. прибалтийских республик в послевоенное время грузооборот дороги возрос во много раз, составив в 1973 38, 9 млрд. т-км (1, 3%общесоюзного); пассажирооборот - 8, 5 млрд. пасс.-км. Такой рост перевозок потребовал технич. перевооружения П. ж. д.: значительно усилено путевое х-во, мн. участки дороги оборудованы полуавтоматич. и автоматич. блокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицированы пригородные линии.

К 1974 на долю тепловозной тяги приходилось около 90% всего грузооборота, а пасс. перевозки полностью выполняются с помощью тепловозной и электровозной тяги. Узкоколейный участок П. ж. д. Таллин - Пярну перестроен на широкую колею, внедряется электрич. централизация стрелок и сигналов. Возросла пропускная способность крупных станций дороги: Шкыротава, Даугавпилс, Таллин, Тарту, Вильнюс, Калининград. Построена новая сортировочная станция Панеряй. В 1973 уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил ок. 82%. П. ж. д. имеет важное общесоюзное значение, т. к. обслуживает 5 крупных торг. мор. портов, 2 нефте-перевалочные базы и 8 рыболовецких портов (среди них - Калининград, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Пярну, Рига, Таллин, Хаапсалу, Пальдиски и др.), а также курорты, расположенные на Рижском взморье и в Калининградской обл. Примерно 1/2 пассажирооборота дороги приходится на пригородные перевозки. Награждена орденом Октябрьской Революции (1971). Е. Д. Хануков.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, схема

ПРИБАЛТИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944, стратегическая наступательная операция войск 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских, Ленинградского фронтов и сил Краснознамённого Балтийского флота в сент.-окт. 1944 по разгрому нем.-фаш. войск на терр. Сов. Прибалтики во время Великой Отечеств, войны 1941-45. П. о. включает 4 фронтовые и межфронтовые операции: Рижскую, Таллинскую, Моон-зундскую и Мемельскую. В ходе летнего наступления 1944 сов. войска в июле -авг. освободили небольшую часть Эст. ССР, значит, часть Латв. ССР и большую часть Литов. ССР, выйдя к началу сентября на линию: западнее Нарвы, Чудское оз., Тарту, восточнее Валги, западнее Гулбене, Крустпилс, Бауска, Елгава, западнее Шяуляя, Расейняй. В Прибалтике оборонялись нем.-фаш. войска группы армий " Север" (команд, ген.-полк. Ф. Шёрнер) в составе армейской группы " Нарва", 16-й и 18-й армий, а также 3-й танк, армии из состава группы армий " Центр" при поддержке 1-го и 6-го возд. флотов (всего 56 дивизий и 3 бригады, св. 700 тыс. чел., ок. 7 тыс. орудий и миномётов, св. 1200 танков и штурмовых орудий, 400 боевых самолётов). Противник имел прочную многополосную оборону на всю глубину от линии фронта до побережья Балтийского м.

Замысел сов. Верховного Главнокомандования (Верх. главнокомандующий И. В. Сталин) заключался в нанесении мощных ударов по сходящимся направлениям на Ригу силами 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов и силами Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом на таллинском направлении с целью расчленить оборону противника, окружить и уничтожить его группировки по частям и полностью освободить Прибалтику. Сов. войска насчитывали: 900 тыс. чел., ок. 17 500 орудий и миномётов 76- мм калибра и выше, 3000 танков и самоходно-арт. установок, св. 2500 боевых самолётов (кроме того, к операции привлекалась авиация Балтийского флота и авиация Дальнего действия). Общее руководство операциями Прибалтийских фронтов осуществлял представитель Ставки Верх. Главнокомандования Маршал Советского Союза А. М. Василевский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.