Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 32 страница. Членение предложения на субъект и П., характерное для традиционной логики, вообще говоря, не совпадало с грам-матич






Членение предложения на субъект и П., характерное для традиционной логики, вообще говоря, не совпадало с грам-матич. членением предложения на подлежащее и сказуемое: для приведения выражений обычной речи к виду силлогистич. аргументов требовалось определённое преобразование этих выражений, изменяющее, как правило, форму ска-зываемости. Трактовка П. как пропозициональных функций, связанная с отождествлением синтаксич. роли подлежащих и дополнений на основе их принадлежности к общему семантич. типу объектов из области определения (значений аргументов) пропозициональной функции, явилась дальнейшим отходом в логике от собственно лингвистич. точки зрения на П. Тем не менее, в рамках, напр., прикладной логики П. естественно рассматривать и как лингвистич. понятие, точнее как лингвистич. конструкцию, несущую " неполное сообщение", к-рая в чистой логике описывается понятием пропозициональной функции.

В современной теоретико-множественной (" классической") логике принято более абстрактное, чем приведённое выше, истолкование П., основанное на отождествлении высказываний и их истинностных значений, что в рамках этой логики допустимо, хотя и не обязательно. П. можно тогда понимать только как логич. функцию, заданную теоретико-множественно, т. е. как отображение Dn в {И, Л}, где п - число аргументов функции, D - область их значений, Dn-n-кратное прямое произведение этой области, а {И, Л} -множество истинностных значений функции. К примеру, если значения переменной х выражения x+ 2 = 4 определены в множестве натуральных чисел, то соответствующая функция задана таблицей:
[ris]

Выбор той или иной трактовки понятия П. не произволен, в частности он определяется методологич. позицией - конструктивистской, интуиционистской или классической. Но при этом речь идёт по существу не о претензии той или иной трактовки на единственно правильное описание некой " единой сущности", именуемой П., а о соглашении употреблять термин -" П." в том или ином подходящем к данному случаю его значении. Об исчислении П. см. Логика предикатов.

Лит.: Марков А. А., О логике конструктивной математики, М., 1972; Новиков П. С., Элементы математической логики, 2 изд., М., 1973; К ли ни С. К., Математическая логика, пер. с англ., М., 1973. М. М. Новосёлов.

ПРЕДИКАТ, 1) логическое сказуемое. 2) Грамматическое сказуемое.

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ, синтаксич. категория, формирующая предложение; относит содержание предложения к действительности и тем самым делает его единицей сообщения (высказывания). П. представляет собой единство двух синтаксич. категорий - времени грамматического и наклонения. В П. иногда включают категорию лица, однако она выражает собственно синтаксич. отношения между словами и принадлежит иному уровню организации предложения. В двусоставных предложениях носитель П.- сказуемое, в односоставных - их гл. член. П. отличается от т. н. субъективной модальности, на базе к-рой складываются оценочные значения, заключающие отношение говорящего к сообщаемому. К П. не относятся негация (отрицание) и целевая установка говорящего на передачу или поиски информации (повествователь-ность - вопросительность).

ПРЕДКАВКАЗЬЕ, территория, расположенная к северу от Большого Кавказа и ограниченная с севера Кумо-Манычской впадиной, с запада Азовским м. и Керченским прол., с востока Каспийским м. Протяжённость с З.-С.-З. на В.-Ю.-В. более 900 км, шир. до 300 км. Большая часть П. относится к эпигерцинской (Скифской) платформе, в низовьях Кубани и Терека - впадины, относящиеся к краевому прогибу Альпийской геосинклинальной области. В Западном П. выделяются Кубано-Приазовская низм., Прикубанская наклонная равнина (южнее ниж. Кубани), дельта Кубани и примыкающий к ней Таманский п-ов. В Среднем Предкавказье - возвышенности: Ставропольская (до 831 м), Тер-ско-Сунженская (Сунженский хр. до 926 м), между ними - поднимающиеся среди равнины куполовидные горы-лакколиты Минераловодской группы (г. Бештау - 1402 м, Машук - 992 м, Железная - 851 м и др.). В Восточном П.- Терско-Кумская низменность.

Зап. и Среднее П.- важный земледельческий р-н, в Вост. П.- полупустынные пастбища. Во многих р-нах П. известны нефт. (Русский Хутор, Малго-бек-Вознесенское и др.) и газовые (Се-веро-Ставропольское, Майкопское, Ленинградское и др.) месторождения.

Н. А. Гвоздецкий.

ПРЕДКАМЕРА, форкамера, аванкамера, полость в головке цилиндра двигателя внутреннего сгорания, соединённая с надпоршневым пространством (камерой сгорания) одним или неск. каналами. П., в к-рую поступает и где частично сгорает топливо, предназначается для организации в камере сгорания газовых потоков, улучшающих смесеобразование. Объём П. составляет обычно 25-30% объёма осн. камеры сгорания. См. также Предкамерный двигатель.

ПРЕДКАМЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, двигатель внутр. сгорания, в к-ром смесеобразование улучшается с помощью предкамеры. В П. д. топливо (или рабочая смесь) подаётся сначала в предкамеру, где частично сгорает. При воспламенении паров топлива давление в предкамере повышается, в результате чего смесь нагретого топлива и продуктов сгорания поступает в надпоршневое пространство (камеру сгорания). Сгорание топлива по мере его выбрасывания из предкамеры в камеру сгорания обеспечивает равномерное нарастание давления в цилиндре, благодаря предкамере двигатель работает более мягко.

П. д. дизеля устойчиво работают без дымления в широком диапазоне частот вращения вала, давление впрыска у них меньше, чем у др. типов дизелей. Одно из важных достоинств таких П. д.-нетребовательность к сорту применяемого топлива; к недостаткам П. д. следует отнести затруднённый пуск, т. к. для самовоспламенения топлива требуется хороший прогрев предкамеры. Для облегчения пуска П. д. используют электрич. свечи накаливания, служащие для подогрева воздуха в предкамере.

У бензиновых П. д. на 6-8% (по массе) ниже расход топлива, кол-во токсичных компонентов в отработавших газах меньше, однако хуже стабильность и надёжность работы на нек-рых режимах.

ПРЕДКОВ КУЛЬТ, см. Культ предков.

ПРЕДКРЫЛОК, добавочная несущая поверхность (крылышко), расположенная в носовой части крыла самолёта; увеличивает подъёмную силу крыла, что улучшает устойчивость и уменьшает посадочную скорость самолёта. Может быть неподвижным и подвижным (убирающимся). Выпуск и убирание П. производятся автоматически (при изменении угла атаки крыла) или по команде из кабины пилота с помощью гидро-, пневмо-и электроприводов. Улучшение указанных свойств может быть достигнуто также отклоняемым носком крыла. См. также Механизация крыла.

ПРЕДЛИСТ, профилл, мелкие редуцированные листья близ основания боковых ветвей. У двудольных растений два П., у однодольных - один, обычно двукилеватый, что указывает на его образование путём срастания двух П. (признак, свидетельствующий о вторич-ности однодольных). В области соцветия и боковых цветков П. наз. прицветнич-ками.

ПРЕДЛОГ, разряд служебных слов (или служебная часть речи), употребляемых во мн. языках (напр., индоевропейских, семитских) для выражения различных отношений между зависимыми и гл. членами словосочетания (зависимый член - обычно существительное или местоимение). П. всегда предшествуют зависимому члену. Выступая только в роли показателя синтаксич. связи между членами предложения, П. членами предложения не являются. П. делятся на первообразные (простые по составу, отличаются многозначностью выражаемых с их помощью отношений - рус. " без", " над", " в", " к", " о" и др.) и производные (связаны по строению и происхождению с полнозначными словами: наречные - " вблизи", " навстречу", " сбоку"; отымённые - " в области", " в целях"; отглагольные-" благодаря", " включая").

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, одна из основных категорий синтаксиса, противопоставленная слову и словосочетанию по формам, значению и функциям. В широком смысле - это любое (от развёрнутого синтаксич. построения - в письм. тексте от точки до точки - до отд. слова или словоформы) высказывание (фраза), являющееся сообщением о чём-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие. В узком, собственно грамматич., смысле П. - это имеющая в своей основе спец. абстрактный образец (модель) особая синтаксич. конструкция, организованная по законам данного языка и специально предназначенная для того, чтобы быть сообщением. В зависимости от цели сообщения П. могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными (возможны и другие, более частные классификации).

П. может быть простым или сложным. Простое П. как элементарная синтаксич. конструкция (т. н. нераспространённое) состоит из двух (реже - более) форм слов (конституирующих компонентов), объединённых друг с другом специфическим, существующим только в П. синтаксич. отношением (т. н. предикативным), либо из одной формы слова (напр., " Ученик пишет"; " Воды прибывает"; " Простить значит забыть"; " Ночь"; " Светает"). П. могут быть распространены (т.н. распространённые предложения) по правилам при-словных связей - согласования, управления, примыкания, либо словоформами, распространяющими П. в целом (напр., " Для неё простить значит забыть"; " На Камчатке сейчас уже ночь"), либо причастными, деепричастными и др. оборотами и спец. распространяющими формами слов, союзными сочетаниями и др.

Элементарный отвлечённый образец, по к-рому строится нераспространённое П., может быть представлен символически, напр. формула N1-Vf передаёт конструкцию нераспространённого П. типа " Ученик пишет" (N1: лат. nomen -имя, 1-именит. падеж; Vf- verbum finitum - спрягаемая форма глагола). Такая абстрагированная конструкция наз. отвлечённым образцом П. или его моделью, формулой, структурной схемой. Эти схемы классифицируются по разным основаниям (односоставные - двусоставные, свободные и ограниченные со стороны лек-сико-семантич. состава, имеющие или не имеющие парадигматич. свойства и др.). Каждый язык имеет свою систему структурных схем. Отд. схемы в разных языках могут совпадать, но системы в целом всегда различаются. Для индоевроп. языков характерны т. н. двусоставные структурные схемы, содержащие сказуемое, т. е. глагол в личной форме (или форму др. слова в той же позиции), и подлежащее, т. е. форму именит. падежа имени (или инфинитив в той же позиции). Сказуемое как компонент схемы всегда обозначает осуществляющийся во времени признак (действие, состояние, свойство, качество), а подлежащее-субъект, т. е. носителя или производителя этого признака (при распространении П. значение субъекта может перемещаться и сосредоточиваться в распространяющейся словоформе). Индоевроп. языкам принадлежат и многие другие модели, в т. ч. односоставные (состоящие или из одного компонента, или двукомпонентные, но не членящиеся на подлежащее и сказуемое). Структурные схемы лежат в основе построенных по их образцу конкретных предложений, напр. П. " Ученик пишет", " Наступила ночь", " Теплится надежда" построены по схеме N1- Vf; " Сын - рабочий", " Москва - столица", " Ель - дерево" - по схеме N1 - N1 и т. д. Структурная схема лишена интонации. Но каждое П., построенное по той или иной схеме, и все его формы и модификации (синтаксич. изменения) обязательно имеют определённую интонацию (интонац. контур). П. совмещает в одной грамматич. форме неск. значений разной степени абстракции. Во-первых, сама структурная схема П. имеет отвлечённое значение, общее для всех структурных схем, т. н. предикативность. Значение предикативности, заложенное в схеме, переносится в конкретное П. и модифицируется в парадигме П., т. е. в разных его формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Однако в конкретных П. на значение предикативности накладывается новое, иного качества значение, идущее от позиций, т. е. от компонентов схемы и от их отношений, а также от лексич. семантики слов, заполнивших эти позиции (напр., " Ученик пишет" - субъект - его активное действие; " Гром гремит" -субъект - его наличие, существование; " Светает" - наличие бессубъектного состояния и т. д.). Такие значения относятся к семантич. структуре П. Предложения, имеющие разную грамматич. организацию, но одинаковую семантич. структуру, в нек-рых исследованиях рассматриваются как трансформы, т. е. преобразования одного в другое, напр. " Наступает вечер" - " Вечереет"; " Гремит гром" - " Гром"; " Сын учится" -" Сын -учащийся" и т. п.

Третий вид значения предложения -распределение функциональной нагрузки его членов - выражается актуальным членением предложения.

Сложное П.- объединение двух (или более) простых П. средствами союзов, союзных слов или союзных частиц (в сочетании с определённой интонацией, а часто также и при поддержке лексики) в некое новое синтаксич. образование, части к-рого вступают друг с другом в определённые синтаксич. отношения. При этом одна из частей может претерпевать существенные структурные изменения либо вообще иметь такую формальную организацию, к-рая простому П. не свойственна. В зависимости от того, какие средства связывают части сложного П., эти П. делятся на сложносочинённые (с взаимно независимыми частями) и сложноподчинённые (с " главной" и " придаточной" частью); однако внутр. отношения частей и в том, и в др. случае часто оказываются не совпадающими с формальной организацией сложного П., и семантич. типы сложносочинённых и сложноподчинённых П. перекрещиваются.

И в рус., и в зап.-европ. лингвистике П. и его компоненты долгое время изучались как категории, совпадающие с логич. суждением и его частями (нем. учёный К. Беккер, рус. учёные Н. И. Греч, Ф. И. Буслаев) либо с психологич. актом коммуникации (Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов). В изучении П. как собственно языковой, синтаксич. категории, имеющей свои формальные и смысловые (содержательные) характеристики, сложилось неск. направлений, связанных: 1) с учением о П. как о сложной неодноуровневой структуре, одновременно репрезентирующей собою неск. ступеней языковой абстракции (чеш. учёные В. Матезиус, М. Докулил, Ф. Да-неш); 2) с теорией порождающей грамматики и трансформац. синтаксиса [амер. учёные Н. Хомский, 3. Харрис, Д. Ворт, нем. (ГДР) учёный Р. Ружичка]; 3) с разными учениями о П. как о синтаг-матич. цепи связей и отношений, об " аранжировке слов" (нем. учёный И. Рис; амер. учёный Л. Блумфилд; голл. учёный А. де Гроот; франц. учёный Л. Теньер; сов. учёный А. М. Му-хин); 4) с анализом П. прежде всего как единицы значения (дат. учёный О. Есперсен; сов. учёный Л. В. Щер-ба), в 60-70-е гг. - в аспекте теории " глубинных и поверхностных структур" и " препозитивной номинации" (англ. учёный А. Гардинер; нем. учёный У. Вайн-райх; сов. учёные В. Г. Гак, Н. Д. Арутюнова). Активно исследуются парадигма-тич. связи и отношения П., организующие их в определённые системы (Д. Ворт, чеш. учёные П. Адамец, В. Грабе; сов. учёные Н. Ю. Шведова, Т. П. Ломтев).

Лит.: Виноградов В. В., Основные вопросы синтаксиса предложения, в сб.: Вопросы грамматического строя, М., 1955; Пешковский А. М., Интонация и грамматика, в его кн.: Избранные труды, М., 1959; Курилович Е., Основные структуры языка: словосочетание и предложение, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Мельничук А. С., Аспекты общей теории предложения как единицы речи, в кн.: Проблемы языкознания, М., 1967; Мухин А. М., Структура предложений и их модели, М., 1968; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970; Общее языкознание, ч. 2-Внутренняя структура языка, М., 1972; Шведова Н. Ю., О соотношении грамматической и семантической структуры предложения, в кн.: Славянское языкознание, М., 1973; Ries I., Was ist ein Satz?, в сб.: Beitrage zur Grund-legung der Syntax, H. 3, Prag, 1931; Danes F., A three-level approach to syntax, " Travaux linguistiques de Prague", 1966, v. 1.

Н. Ю. Шведова.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ в логике, см. в ст. Высказывание.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ в музыке, составная часть периода, отграниченная каденцией. Самостоят, значение приобретает в незамкнутой гл. партии сонатной формы; порою выполняет функции периода. См. Музыкальная форма.

ПРЕДМЕТ ТРУДА, см. в ст. Средства производства.

ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ, дисциплине учебная, дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производств, деятельности и др. для изучения в уч. заведении. Содержание П. у. определяется учебной программой, перечень (состав) П. у. для различных типов обгце-образоват. школы, специальностей (специализаций) в спец. уч. заведениях, взаимосвязи и последовательность изучения П. у. - учебным планом. Различают П. у. общеобразовательные или общенаучные (основы наук -во всех типах ср. школы; обществ, науки, иностр. языки, высшая математика, физика и т. п.- в высшей школе) и с п е-циальные, определяющие профиль подготовки специалиста. К общенаучным П. у. относят также общетехнич. дисциплины, изучаемые в технич. уч. заведениях, - детали машин, сопротивление материалов, гидравлика и др. См. также Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование и статьи об отдельных отраслях спец. образования, напр. Биологическое образование, Металлургическое образование. М. М. Михайлов.

ПРЕДМЕТИЗАЦИЯ произведений печати, метод многоаспектной аналитико-синтетич. обработки произведений печати по содержанию, заключающийся в отборе и обозначении (как правило, в условной словесной форме) предметов, их свойств и отношений. Под предметом понимается любой объект мысли, описываемый или упоминаемый в тексте, к-рый может быть интересен читателю (потребителю). В качестве пред-метизируемого объекта чаще всего выступает издание в целом (книга, брошюра, журнал и т. п.) или его части (главы, параграфы, страницы, статьи и т. д.).

Объектами П. могут быть не только произведения печати, но и любые другие носители информации, а также информац. запросы. При анализе текста и формулировке предметных рубрик принимаются во внимание конкретные условия использования метода П. и особенности предме-тизируемого документа (напр., при П. книги в целом для каталога учитываются не только её содержание, но также форма и назначение - читательское и целевое).

Практич. приёмы и правила применения метода П. составляют содержание как общей методики П. (разрабатываемой для всех видов документов независимо от их тематики), так и частных методик, определяемых спецификой объекта П. и конкретными информационно-поисковыми задачами (напр., П. мед. лит-ры, П. авторефератов диссертаций и т. п.).

Метод П. широко используется при составлении предметных каталогов, вспо-могат. предметных указателей, предметных указателей литературы и других информационно-поисковых систем. Общность языков предметных рубрик и дескрипторных языков, установленная в информатике, позволяет рассматривать П. как вид индексирования.

Лит.: Кругликова В. П., Пред-метизация произведений печати, М., 1967; Михайлов А. И., Чёрный А. И., Гиляревский Р. С., Основы информатики, 2 изд., М., 1968. Э. Л. Призмент.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, область объектов, универсум рассуждения, универсум рассмотрения, или просто универсум, класс (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста. Под контекстом здесь может пониматься отд. рассуждение или выражающая его фраза, или совокупность фраз, фрагмент науч. теории или теория в целом. Напр., в теории чисел П. о. служит натуральный ряд (множество целых неотрицат. чисел), в математич. анализе -множество действит. чисел, в ботанике -множество всех растений (точнее, растит. видов), а в исчислении предикатов или логике классов - любая фиксированная непустая область. П. о., наз. также универсальным множеством, противопоставляется в логике и теории множеств т. н. пустому множеству (классу, области), не содержащему ни одного предмета рассматриваемого вида и являющемуся её дополнением. Общепринятое представление о П. о. именно как о фиксированной области объекта (согласно к-рому, напр., в теории чисел дополнением к множеству чётных чисел служит множество нечётных чисел, а вовсе не " множество всех мыслимых объектов, не являющихся чётными числами", в каковое должен был бы входить, напр., и данный экземпляр энциклопедии, и вообще " всё на свете", кроме чётных чисел) идёт от Дж. Венна; оно сменило господствовавшую до того (исходившую от Г. Фреге) концепцию " универсальной" П. о., приводящую к парадоксам.

Лит. см. при ст. Логика предикатов. Аксиоматическая теория множеств.

ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, предусматривает возможность сдачи студентами (уч-ся) в течение уч. года зачётов и экзаменов по предметам данного и следующих курсов (при соблюдении последовательности изучения дисциплин, основанной на их преемственности и взаимосвязи). Принята в СССР в высшем заочном образовании, при этом по возможности сохраняются принципы курсовой системы обучения, к-рая применяется на дневных и вечерних ф-тах (отделениях) вузов. В нек-рых уч. заведениях ряда зарубежных стран организация уч. процесса носит характер П.-к. с. о.

ПРЕДМЕТНЫЙ КАТАЛОГ, см. в ст. Каталог библиотечный.

ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, продукты труда для непроизводственного, прежде всего личного, потребления. К П. п. относятся материальные блага, используемые населением для удовлетворения своих потребностей. По назначению среди П. п. выделяют: продукты питания; одежду и обувь; жилища; топливо, осветительные материалы, воду, газ и электроэнергию, применяемые для бытовых нужд; мебель, хозяйственные вещи; книги, журналы; предметы культурно-бытового назначения длит. пользования; предметы для спорта, гигиены, медикаменты. П. п. являются все материальные блага, к-рые потребляются в учреждениях сферы обслуживания, включая здания и сооружения этой сферы, а также в отраслях, удовлетворяющих общественные потребности (управление, наука, оборона).

Мн. продукты труда могут служить как для непроизводственного, так и для производительного потребления. Так, мука, используемая для выпечки хлеба на хлебозаводе, сахар, идущий на приготовление кондитерских изделий, фрукты, из к-рых изготовляют консервы, и т. п. выступают в этих случаях как средства произ-ва.

Специфич. предметы потребления - услуги. В. Ф. Майер.

ПРЕДМОСТНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ, предмостная позиция, тет де - пон, оборонительная позиция, создаваемая с целью прикрытия (обороны) мостовой переправы. Передний край обороны обычно выбирается на удалении, исключающем ведение по переправе арт. огня противника; фланги позиции упираются в реку. На водной преграде подготавливаются верховая и низовая брандвахты, предохраняющие переправу от разрушения плавучими минами и брандерами.

ПРЕДНИЗОЛОН, синтетич. лекарств, средство из группы гормональных препаратов, обладающее противовоспалит. и антиаллергич. действием. Применяют в таблетках, растворе для инъекций и мазях при ревматизме, артритах, нек-рых заболеваниях почек, бронхиальной астме и др.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, религ. представление об исходящей от воли божества детерминированности этич. поведения человека и отсюда его " спасения" или " осуждения" в вечности. Особое значение приобретает в монотеистич. религиях, поскольку с точки зрения последоват. монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция П. вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без к-рого оказывается невозможной религ. этика. Это обусловило возникновение споров о П. в иудаизме, исламе, христианстве. Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует ессеев как сторонников доктрины о П., саддукеев - как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. В исламской теологии 8-9 вв. шла острая полемика между джабарита-ми, учившими об абсолютном П., и када-ритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция П. была сформулирована Августином в борьбе с пелагианством: благодать не может быть заслужена и обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П. характерен для религ. индивидуализма Реформации - для М. Лютера и особенно для Ж. Кальвина, развившего учение об абсолютном П.- кальвинизм. С. С. Аверинцев.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА, муфта, служащая для разъединения валов или вала с сидящей на нём деталью при недопустимом увеличении передаваемого момента (перегрузке) или скорости вращения, т. е. предохраняющая машину от поломки в случае нарушения нормального режима работы. Различают: П. м. предельного момента с разрушающимися элементами, обычно срезными штифтами, подлежащими замене после срабатывания П. м.; кулачковые, шариковые и др. муфты зацепления, к-рые удерживаются во включённом состоянии пружинами, пока возрастающий момент не создаёт силы, способной преодолеть усилие пружины; фрикционные, в к-рых давление между поверхностями трения создаётся пружинами, отрегулированными на передачу предельного момента. Функции предохранения машины от перегрузки выполняют часто др. муфты, напр, гидродинамические. П. м., ограничивающие скорость вращения, выполняют обычно центробежными.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ BЗРЫBЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, антигризутные взрывчатые вещества, предназначены для проведения взрывных работ в подземных условиях, когда возможно образование взрывоопасных смесей природного газа или горючей пыли с воздухом. Содержат гл. обр. аммиачную селитру, тротил или нитроэфиры. Особые свойства П. в. в. обусловлены тем, что в их состав вводятся в значит. кол-вах (от 12 до 75% по массе) компоненты (хлориды калия, натрия, аммония), ингибирующие окисление метана и др. горючих веществ и понижающие темп-ру взрыва. Действие хлоридов усиливается при использовании их в тонкоизмельчённом виде или, в случае их образования в процессе взрыва, в результате ионного обмена между солями (напр., между хлоридом аммония и калиевой селитрой). Предохранит, свойства выше у селективно-детонирующих П. в. в., содержащих 10% нитроглицерина и 90% ионообменных солей (в шпурах с прочными стенками они детонируют с полным выделением энергии, в открытом заряде детонирует только нитроглицерин, благодаря чему выделяемая энергия и темп-ра продуктов взрыва очень малы и не опасны в отношении воспламенения газа).

В СССР в общей классификации взрывчатых веществ, включающей шесть классов, П. в. в. выделены в III - VI классы (к первым двум классам относятся н е-предохранительные взрывчатые вещества, применяемые на открытых разработках и в шахтах, не опасных по скоплению газа и пыли). Скорость детонации П. в. в. III класса (аммониты АП-4ЖВ, АП-5ЖВ, ПЖВ-20 и победит ВП-4) составляет 3, 6-4, 6 KMJceK, удельная теплота взрыва ок. 200 Эж/г; к VI классу относится угленит № 7 со скоростью детонации 1, 6-1, 8 км /сек и удельной теплотой взрыва ок. 90 дж/г. Применение каждого класса П. в. в. строго регламентировано определёнными условиями подземных горных работ. См. также Взрывчатые вещестеа.

Лит.: Дубнов Л. В., Бахаревич Н. С., Романов А. И., Промышленные взрывчатые вещества, М., 1973.

Л. Г. Болховитинов.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН, устройство, обеспечивающее безопасность оборудования, работающего при высоком давлении жидкости, газа или пара, в тех случаях, когда превышение давления сверх установленного рабочего может вызвать повреждение этого оборудования. П. к. устанавливают на паровых котлах, ресиверах для сжатого воздуха, различном технологич. оборудовании и трубопроводах, работающих под давлением. При повышении в системе давления сверх допустимого П. к. открывается и автоматически сбрасывает избыток рабочей среды, предотвращая аварию. По достижении допустимого давления П. к. автоматически закрывается. Область обязат. применения, установки и обслуживания П. к. в СССР определена спец. правилами (см. Котлонадзор). П. к. разделяются на грузовые и пружинные. В грузовых П. к. затвор нагружается грузом непосредственно (для низких давлений) или через рычажное устройство. В пружинных П. к. давлению среды на затвор противодействует сила пружины. Г. Г. Мирзабеков.

ПРЕДПАРЛАМЕНТ [офиц. назв. со 2(15) окт. 1917- Временный совет Российской республики], совещательный орган при бурж. Временном правительстве. Образован на заседании президиума Демократического совещания 20 сент. (3 окт.) 1917. Первонач. назв.- Всероссийский демократич. совет. Общее число членов определялось в 313 (из расчёта 15% от каждой фракции и группы Демократич. совещания). Образованное 25 сент. (8 окт.) новое коалиц. Врем. пр-во ограничило права и функции П. и изменило его состав; в П. включались также представители т. н. цензовых, т. е. бурж.-помещичьих, орг-ций и учреждений (партии кадетов, торгово-пром. объединений и др.). Число членов увеличилось до 555. По неполным данным, в него вошли 135 эсеров, 92 меньшевика, 30 нар. социалистов, 75 кадетов; большевики получили 58 мандатов. Разоблачая контрреволюц. сущность П., В. И. Ленин писал, что его единств. назначение - отвлечь рабочих и крестьян от растущей революции (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 260). 5(18) окт. ЦК РСДРП(б) принял решение о выходе большевиков из П. 7(20) окт. председателем П. был избран эсер Н. Д. Авксентьев. В тот же день, выступив с декларацией, в к-рой заявлялось, что большевики не имеют ничего общего с " правительством народной измены" и с " советом контрреволюционного попустительства", члены большевистской фракции покинули П.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.