Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 в Лисабоне издавались: газ






В 1974 в Лисабоне издавались: газ. " Аванте" (" Avante"), 1931 (1-й легальный номер вышел 17 мая 1974), ЦО Пор-туг. коммунистич. партии; ежедневная газ. " Диариу ду говерну" (" Diario do Governo"), c 1820, офиц. правительственный орган; ежедневная вечерняя газ. " Диариу ди Лижбоа" (" Diario de Lisboa"), с 1920, тираж 80 тыс. экз.; ежедневная газ. " Диариу ди нотисиаш" (" Diario de Noticias"), c 1864, тираж 200 тыс. экз.; ежедневная вечерняя газета " Диариу популар" (" Diario Popular"), с 1942, тираж 125 тыс. экз.; ежедневная газ. " Жорнал ду комерсиу" (" Jornal do Comercio"), c 1853, тираж 25 тыс. экз., орган пром. и торг. кругов; бюллетень " Мувименту" (" Movi-mento"), орган Движения вооружённых сил, с сент. 1974 выходит раз в две недели; ежедневная католич. газ. " Новидадиш" (" Novidades"), с 1885, тираж 10 тыс. экз.; еженедельная газ. " Пову ливри" (" Ро-vo Livre"), с 1974, орган Народно-демо-кратич. партии; ежедневная вечерняя газ. " Република" (" Republican"), с 1911, тираж 45 тыс. экз.; ежедневная газ. " Секулу" (" О Seculo"), с 1880, тираж 90 тыс. экз.; иллюстриров. еженедельник " Секулу илустраду" (" О Seculo Ilustrado"), c 1939, тираж 63 тыс. экз. В Браге издаётся с 1926 ежедневная газ. " Коррею ду Минью" (" О Correo do Minho").

Нац. информац. агентство Аженсия ди нотисиаш и ди информасойнш (Agencia de Notisias e de Informacoes), осн. в 1947, находится в Лисабоне; в ноябре 1974 передано под контроль гос-ва. Радио и телевидение П. (Radiotelevisao Portuguesa) с июня 1974 находится под контролем гос-ва. Радиопередачи ведутся на португ., англ., исп., итальянском, немецком и других языках.

И. Н. Лобашева.

XIII. Литература

Наиболее ранние образцы литературы П.- сохранившаяся в отрывке героич. поэма А. Жиралдиша (14 в.) о победе исп.-португ. войск над арабами в битве при Саладу в 1340 и произв. нар. лирики, т. н. коссанты, романсы и др. Рыцарская лирика П., испытавшая влияние провансальской литературы, сохраняла связь с традициями нар. поэзии, особенно в таких жанрах, как " песни о милом", " издёвочные и хулительные песни" и примитивные муз. драмы " вильянсикуш". Многочисленные образцы рыцарской лирики 13-15 вв. содержатся в сб-ках кансьонеро, в к-рых представлены стихи короля Диниша I (1261-1325), рыцаря Ж. Гарсиа ди Гальяди (13 в.), каноника А. Нуниша и др. В это же время клерикальная лит-pa переходит с латыни на нар. язык; появляются своеобразные версии бытовавших в европ. лит-ре житий святых и религ. легенд, а также переработки франц. рыцарских романов, особенно " бретонского цикла". С нач. 15 в. создаются историч. хроники Ф. Лопиша (1380? -1460?), Г. Эаниша ди Азурары (1410? -1474) и др., в которых достоверные факты сочетались с легендами и преданиями.

С кон. 15 в. в условиях подъёма экономики и зарождения бурж. отношений, укрепления политич. могущества П. возникла лит-pa Возрождения. Один из её зачинателей Ж. Висенте (ок. 1470 - ок. 1536), основоположник португ. театра, в своих пьесах критиковал обществ. пороки и церковь. Для большинства писателей Возрождения характерна ориентация на итал. ренессансные образцы: к пасторали обратился Б. Рибейру (ок. 1482-1552), к петраркистской традиции - поэт Ф. Са ди Миранда (1481 -1558), писавший и бытовые комедии. А. Феррейра (1528-69) создал несколько " комедий характеров" и трагедию " Иниж ди Каштру" (1558). К учёно-классицистич. комедии принадлежат и пьесы Л. ди Камоэнса (1524 или 1525-1580), крупнейшего представителя Возрождения в П., автора лирич. стихов, в к-рых искреннее чувство любви сочетается с ощущением дисгармонии мира. В поэме " Лузиады" (1572) рассказано о плавании Васко да Гамы, однако осн. героем является португ. народ, чьё мужество и героизм прославляются в поэме, ставшей нац. эпопеей.

В сер. 16 в. в обстановке экономич. и политич. кризиса ренессансная лит-pa П. приходит в упадок. В поэзии распространилось влияние Л. де Гонгоры-и-Арготе; заметное место занимают мистич. настроения. В 17-18 вв. гуманистич. традициям Возрождения следовали лишь поэт Ф. Р. Лобу (нач. 17 в.), драматурги С. Машаду (1570? -1640?), Ж. Феррейра ди Вашконселуш (15157-85), А. Серран ди Каштру (1610-85; сатирич. поэма " Крысы инквизиции", опубл. 1883) и А. Ж. Силва (1705-39).

С сер. 18 в. в лит-ру П. проникают идеи Просвещения. Они нашли выражение в произв. членов лит. кружков Ли-сабонская Аркадия (1756-64), Новая Аркадия (с 1790) и др.: драмы А. Коррея Гарсана (1724-72), классицистич. трагедии М. ди Фигейреду (1725-1801), Д. душ Рейш Кита (1728-70) и др. Ре-волюционно-патриотич. идеями проникнуты стихи Ф. М. ду Насимснту (1734-1819); сатирич. стихами прославились Н. Толентину (1741-1811), М. М. ду Бокажи (1766-1805) и А. Д. Круш-э-Силва (1731-99), автор просветит, ироикомич. поэмы " Кропило" (ок. 1768, опубл. 1802).

Уже в творчестве нек-рых поэтов кон. 18 в. (М. М. ду Бокажи и др.) обнаруживаются черты, предвещающие романтизм. Одним из его источников был подъём нац. самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских войск (1807) и последовавших за этим нац.-освободит, войны 1808-13 и бурж.-демократич. революции 1820. Расцвет романтизма относится к 30-м гг. 19 в. Его основоположник Ж. Б. Алмейда-Гаррет (1799-1854), автор патриотич. поэм " Камоэнс" (1825), " Дона Бранка" (1826), историч. драм " Ауту Жила Висенте" (1838). А. Эркулану (1810-77) в историч. романах " Пресвитер Эурику" (1844), " Систерский монах" (1848) дал панораму социально-политич. жизни П. на протяжении неск. веков. В русле романтизма, господствовавшего до кон. 60-х гг., писали лирики А. Ф. ди Каш-тилью (1800-75), поэт и автор социально-обличит. пьес Ф. Гомиш ди Аморин (1827-91), романист и драматург К. Каштелу Бранку (1825-90) и др.

В сер. 19 в. в лит-ре П. усилился интерес к совр. теме. Однако описание обыденной жизни в драмах Ж. да Силвы Мендища Леала (1818-86), стихах Ж. ди Деуша (1830-1907) и др. ещё сочеталось с романтич. мироощущением. Против сторонников романтизма, за реали-стич. метод выступили писатели " коимбрской школы", манифестом к-рых стало письмо " Здравый смысл и хороший вкус" (1865) А. ди Кентала (1842-91), прогрессивного обществ, деятеля, автора гражд. и социальных стихов (сб. " Современные оды", 1865, 2 доп. изд. 1875). К " коимбрской школе" принадлежали автор реалистич. романов из провинц. жизни Ж. Диниш (1839-71), поэт С. Верди (1855-86). Крупнейшим её представителем был Ж. М. Эса ди Кейруш (1843-1900), создавший социально-кри-тич. романы " Преступление падре Ама-ру" (1875), " Знатный род Рамиреш" (1897) и др. В творчестве романистов Ф. Тейшейры ди Кейруша (1848-1919), А. Ботелью (1856-1917) и др. появились черты натурализма. Реалистич. драматургия представлена пьесами Ж. да Ка-мары (1852-1908), А. М. ди Герры Жункейру (1850-1923), А. Эниша (1848-1901) и др.

В 20 в. в лит-ре П. появились декадентские умонастроения. Уже в творчестве А. Нобри (1867-1900) обнаружились черты символизма; его главой был поэт Э. ди Каштру (1869-1944). Дань декадансу в начале творческого пути отдали и крупнейшие лирики 20в. Ф. Песоа (1888-1935) и М. ди Са-Карнейру (1890-1915). Разочарование в итогах бурж. революции 1910 и установление фаш. диктатуры в 1926 усилили пессимистич. настроения среди бурж. интеллигенции П., стали питат. почвой для модернистских и левых течений. Крайний пессимизм характерен для поэзии Г. ди Фариа (1907-29), Ж. ди Бружиша (1899-1952), А. ди Соуза (р. 1898), драматургии Ж. ди Алмейды Негрейруша (р. 1893), Б. да Фонсеки (р. 1905) и др.

Рост демократич. движения в стране оказал влияние на передовых писателей и усилил их тягу к социальной теме, реалистич. изображению жизни. Правдивую картину действительности нарисовали в своих романах А. Рибейру (1885-1963), Ж. М- Феррейра ди Каштру (р. 1898), романы которого " Буря" (1940), " Шерсть и снег" (1947) и др. посвящены жизни трудящихся; социальную тему развивают А. Родригищ (р. 1904), Т. Кин (р. 1915) и др.

В 40-е гг. в борьбе против модернистов, группировавшихся вокруг журн. " Presen-са" (с 1927), сформировалась группа писателей-неореалистов, занимавшая до нач. 60-х гг. центр, место в прогрессивной лит-ре П. и посвятившая своё творчество изображению социальных контрастов современной действительности. Черты неореализма присущи поэзии Ж. Гоми-ша Феррейры (р. 1900), прозе А. Редола (1911-69), автора романов " Фанга" (1943), " У лодки семь рулей" (1958), трилогии " Портвейн" (1949-54) и др., прозе С. Ж. Перейры Гомиша (1909-49), опубликовавшего повесть " Эстейруш" (1944), Ф. Наморы Гонсалвиша (р. 1919), автора социально-обличит. романов и " Рассказов из жизни врача" (1-2-я серии, 1949-63). В творчестве романистов М. да Фонсеки (р. 1911), М. ду Насименту (1912-66), А. Кабрала (р. 1917), К. ди Оливейры (р. 1921), Ж. Кардозу Пириша (р. 1925), драматурга Л. Ф. Ре-белу (р. 1924) и др. нашла отражение борьба за демократич. свободы и социальную справедливость. После свержения фаш. режима в 1974 передовые писатели активно включились в строительство новой, демократич. П.

Лит.: Была тёмная ночь. Рассказы португальских писателей, [Предисловие Е. Ряузовой], М., 1962; Антология португальской и бразильской литератур (XIX-XX вв.), [Л.], 1964; Португальская поэзия XX в., пер. с португ., М., 1974; В rag a Th.. Historia da Hteratura portuguesa, [v. 1 - 241, Porto, 1867 - 1907; Saraiva A. J., Historia da Hteratura portuguesa, 6: a ed., Lisboa, 1961; FerreiraJ., Historia da Hteratura portuguesa, 3-a ed., Porto, [1964]; Saraiva A.J., Lоpes O., Historia da Hteratura portuguesa, 6-a ed., Porto, [s. a.]; Dicionario geral luso-brasileiro da lingua portuguesa, Lisboa - R. de J., 1963. 3.И.Плавскин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.