Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 19 страница. Уже во 2-й пол. 17 в. многие достижения реалистич






Уже во 2-й пол. 17 в. многие достижения реалистич. П. предаются забвению. Не только аристократ, но и всё более ощущающий себя хозяином жизни буржуа требуют от П. безоговорочной лести. В голландских П. на смену жизненной правдивости Рембрандта приходят приторная сентиментальность, холодная театральность и условная репрезентативность. Придворно-аристократич. П. особенно расцветает во Франции. В 18 в. офиц. иск-во являет многочисл. образцы парадного, ложноидеализирующего, часто " мифологизированного" П. (Ж. Натье, Ф. Г. Друэ), в к-ром первостепенная роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно в иск-ве 18 в. возникает и утверждается новый реалистич. П., во многом связанный с гуманистич. идеалами эпохи Просвещения. Во Франции он представлен остроаналитич. образами живописца М. К. Латура, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, утончённо-интеллектуальными поздними работами А. Ватто, редкими по жизненной простоте и искренности " жанровыми" портретами кисти Ж. Б. С. Шардена, полными лиризма и теплоты пастелями Ж. Б. Пер-ронно, виртуозными по исполнению жизненно правдивыми портретами работы О. Фрагонара; в Великобритании - ост-росоциальнымн, демократич. портретными произведениями У. Хогарта. Особенно полно и глубоко свежие реалистич. тенденции проявляются в П. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., когда выступают такие блестящие мастера, как Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо в Великобритании, Дж. Стюарт в США. Созданные этими живописцами интимные и парадные П. отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологич. анализа, глубоким раскрытием внутр. мира и богатства чувств изображаемых людей.

В России усиленный интерес к П. проявляется в 17 в. в связи с экономич., политич. и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна. В 18 в. происходит интенсивное развитие светского русского П. (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями совр. мирового П. (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульпт. работы Ф. И. Шубина, гравюры Е. П. Чемесова).

Решению новых задач в жанре П. во многом способствовала Великая франц. революция. Её событиями непосредственно навеян ряд историч. картин портретного характера Ж. Л. Давида, отмеченных чертами классицизма. В созданной Давидом на рубеже 18-19 вв. обширной галерее заострённых по социальной характеристике П. представителей различных кругов общества ярко и правдиво выявлены многие существ, аспекты эпохи. Революц.-освободит, идеи нашли отражение в острореалистич. П., исполненных испанцем Ф. Гойей и положивших начало критич. линии в жанре П. Страстно-эмоциональные интимные П. и автопортреты Гойи в основе своей романтичны. Тенденции романтизма получают развитие в 1-й пол. 19 в. в портретном творчестве живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа, скульптора Ф. Рюда во Франции, живописцев О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тро-пинина в России, О. Рунге в Германии. Наряду с ними развиваются, наполняясь новым жизненным содержанием, портретные традиции классицизма (во Франции живописец Ж. О. Д. Энгр). С именем француза О. Домье связано возникновение в 19 в. первых значит. образцов сатирич. П. в графике и скульптуре.

Проблема социальной характеристики, последовательное раскрытие этич. достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному решаются в реалистич. П. сер. и 2-й пол. 19 в. Ещё больше расширяется географич. диапазон П., возникает ряд его нац. школ, множество стилистич. направлений, представленных различными творч. индивидуальностями (Г. Курбе во Франции; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншёлль в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии; Т. Эйкинс в США).

К. П. Брюллов. " Графиня Ю. П. Самойлова с Дж. Пачини и арапчонком". 1832-34. Частное собрание. Вашингтон.

Большими достижениями в области П. отмечено во 2-й пол. 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею П. выдающихся деятелей нац. культуры. В П. крестьян работы Перова, Крамского, Репина отражён глубокий интерес художников-демократов к представителю простого народа как к значительной, полной богатой внутр. жизни личности. Русские портретисты нередко обращаются к П.-типу, героями к-рого становятся безымянные представители как народа, так и революц. интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличит. П., широко вводят портретное начало в бытовой и историч. жанры (картины В. И. Сурикова).

И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883. Русский музей. Ленинград.

С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, к-рый, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического П., недоступных фотоискусству.

В последней трети 19 в. во Франции к существ, обновлению идейно-художеств. концепции П. приводят открытия мастеров импрессионизма и близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена. В основе их портретного творчества -проникнутые глубоким гуманизмом образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В разной мере черты импрессионизма присущи П. работы шведа А. Цорна, немца М. Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сард-жента, русского художника К. А. Коровина. Импрессионистическому П. по своим целям и образной структуре противоположно портретное творчество крупнейшего французского мастера последней трети 19 в. П. Сезанна, стремившегося выразить в монументальном и целостном художеств. образе некие устойчивые свойства модели. В это же время создаются драматичные, нервно-напряжённые портретные произведения голландца В. ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной и духовной жизни совр. человека. Своеобразный отпечаток на художеств. язык П. в кон. 19 -нач. 20 вв. накладывает стиль " модерн", сообщая ему лаконичную заострённость, нередко придавая характеристике модели черты гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Франции, Э. Мунком в Норвегии и другими).

В предреволюц. России реализм получает новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических портретах, созданных

В. А. Серовым, в духовно значительных, по-разному раскрывающих ценность творч. личности П. работы М. А. Врубеля, С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных П.-типах рабочих кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Конёнкова, в воспевающих цельность народной натуры П.-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, К. А. Сомова, 3. Е. Серебряковой. С др. стороны, наблюдается резкая деградация жанра в многочисленных образцах салонного П., портретных работах представителей различных " левых" группировок.

В 20 в. в жанре П. проявились особенно сложные и противоречивые тенденции иск-ва новой история, эпохи, обостряющаяся борьба демократич. и бурж. культур. На почве модернизма возникают произведения, лишённые самой специфики П., подчёркнуто уходящие от реального облика модели, сводящие её изображение к условной, отвлечённой схеме. В противовес им идут интенсивные поиски новых реалистич. средств утверждения в П. духовной силы и красоты человека. Реалистич. традиции П. по-разному продолжаются в графике К. Кольвиц в Германии, в живописи У. Орпена и О. Джона в Великобритании, в скульптуре А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо во Франции. В портретном творчестве крупнейших зап.-европ. мастеров 20 в. (П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, А. Модильяни во Франции, Ж. Грос, О. Дикс, Э. Бардах в Германии, О. Ко-кошка в Австрии) сосуществуют, а порой и сталкиваются противоречивые идейно-художеств. тенденции.

О. Роден. Портрет В. Гюго. Бронза. 1897. Музей Родена. Париж.

В, А. Серов. Портрет К. С. Станиславского. Пастель. 1911. Третьяковская галерея. Москва.

П. Пикассо. Портрет Л. С. Бакста. Рисунок карандашом. 1922. Частное собрание. Франция.

К сер. 20 в. развитие П. становится всё более сложным, всё чаще характеризуется кризисными чертами. Утрата П. жизнеутверждающего начала сопровождается нарочитым искажением (деформацией) человеческого облика. В различных течениях модернизма практически исчезает образ человека. Однако прогрессивные зарубежные мастера (живописцы Р. Гуттузо в Италии, X. Эрни в Швейцарии, Д. Ривера и Д. Сикей-рос в Мексике, Э. Уайет в США, Сэй-сон Маэда в Японии; скульпторы К. Дуниковский в Польше, В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии, Д. Дейвидсон и Дж. Эпстайн в США) творчески развивали и развивают традиции мирового реалистич. П., обогащают их новыми художеств. открытиями, создавая образы, полные жизненной правды и гуманистич. пафоса. Позиции общественно активного, демократич. в своей основе реализма занимают художники социали-стич. стран: Ф. Кремер в ГДР, К. Баба в Румынии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Д. Узунов в Болгарии и др. Советский П.- качественно новая ступень в истории мирового портретного иск-ва, один из осн. жанров советского изобразит. иск-ва, отмеченный всеми его характерными чертами. В советском П. наметилась устойчивая тенденция относительно равномерного его развития во всех осн. видах изобразит, иск-ва. Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирич. графику и т. п. Советский П. многонационален; он впитал как традиции зап.-европ. и русского реалистич. П., так и достижения-многих портретистов 19-20 вв., представляющих разные народы СССР. Осн. содержание советского П.- образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистич. гуманизм, интернационализм, революц. целеустремлённость. Гл. героем советского П. становится представитель народа. Возникают П.-типы и П.-картины, отражающие новые явления в трудовой и обществ. жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). Наряду с портретными образами советской интеллигенции, созданными такими мастерами, как живописцы Малютин, К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, С. М. Агаджанян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. Мууга, скульпторы Конёнков, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Т. Залькалн. Л. Давыдова-Медене, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский, Э. Эйнманн, появляются жизненно правдивые П. рабочих, воинов Советской Армии (скульптура Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, Г. Г. Чубаряна, живопись А. А. Шовкуненко, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, графика Ф. Паулюк) и колхозников (живопись А. А. Пластова, А. Тудайтиса, И. Н. Клычева). На новой идейно-художеств. основе создаются групповые П. (произведения А. М. Герасимова, Корина, Д. Д. Жилин-ского). Новаторскими чертами отмечены исторические и, в частности, историко-революц. П. мастеров союзных республик (" Лениниана" Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, В. И. Ка-сияна, Я. И. Николадзе). Развиваясь в русле единого идейно-художеств. метода социалистич. реализма, советский П. отличается многообразием творч. индивидуальностей его мастеров, богатством художеств. манер и решений темы, смелыми поисками новых выразит. средств.

В. С. Мешков. Портрет С. М. Будённого. 1927. Третьяковская галерея. Москва.

П. Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва.

Л. Е.Кербель. Портрет Ю. А. Гагарина. Бронза. 1962. Установлен на Аллее героев космоса в Москве.,

Илл. см. на вклейках - к стр. 384-385 и табл. IX-XII (стр. 400-401).

Лит.: Искусство портрета. [Сб. ст., под ред. А. Г. Габричевского], М., 1928; Античный портрет. [Сб. ст.], Л., 1929; Вальдгауер О. Ф., Этюды по истории античного портрета, ч. 1, П., 1921, ч. 2, М.-Л., 1938; его же, Римская портретная скульптура в Эрмитаже, П., 1923; Французские карандашные портреты XVI-XVII веков. [Альбом], Л., 1936; Алпатов М. В., Очерки по истории портрета, [М.- Л.], 1937; Лазарев В. Н., Портрет в европейском искусстве XVII века, М.- Л., 1937; Павлов В. В., Скульптурный портрет в древнем Египте, М.-Л., 1937; его же, Египетский портрет I-IV веков, М., 1967; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 1955; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, под ред.. И, М. Шмидта, М., 1966; Волков-Ланнит Л., Искусство фотопортрета, [М., 1967]; Светлов И. Е., Советский скульптурный портрет, М., 1968; Зингер Л. С., Советская портретная живопись, М., 1968; его же, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, [М., 1969]; Золотев Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Виппер Б. Р., Проблема сходства в портрете, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы, М., 1972; Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972), М., [19741; WaetzoldtW., Die Kunst des Portrats, Lpz., 1908; Simme1 G., Das Problem des Portrats, в его кн.: Zur Philosophie der Kunst, Potsdam, [1922]; Furst H., Portrait painting, L., [1927]; Riegl A., Das hol-landische Gruppenportrat, W., 1931; Funfhun-dert Selbstportrats.(Plastik. Malerei. Graphik), W., 1936; Zeit und Bildnis, Bd 1 - 6, W., 1957; Richter G., The portraits of the Greeks, v. 1-3, L., 1965. Л. С. Зингер.

ПОРТ-САЙД, город на С.-В. Египта, на побережье Средиземного м., у сев. входа в Суэцкий канал. Адм. ц. муха-фазы Порт-Саид. 313 тыс. жит. (1970). Жел. и шосс. дорогами связан с населёнными пунктами зоны Суэцкого канала, дельты и долины Нила. Торг.-трансп. и бункеровочный центр между-нар. значения. По объёму внешнеторг. оборота (св. 2 млн. т в год) до 1967 занимал 3-е место в Египте (после Александрии и Суэца). Предприятия пищевкусовой, текст. и судостроит. пром-сти, крупные холодильные установки, складские помещения.

Осн. в 1859, назван по имени Сайда-паши. В авг. 1882 оккупирован англ. войсками. Один из центров антиангл. антиимпериалистич. движения (восстания и выступления в 1921, 1930, 1951, 1952, 1953-54). 5-6 нояб. 1956, во время англо-франко-израильской агрессии против Египта, в П.-С. происходили ожесточённые бои с англо-франц. десантом. Героич. оборона П.-С. сорвала планы империалистов, намеревавшихся в кратчайший срок захватить страну. 22 дек. 1956 город был освобождён. После начавшейся в 1967 израильской агрессии против арабских стран находился до конца 1973 на положении фронтового города (в 1974 начаты работы по восстановлению П.-С.).

ПОРТСМУТ (Portsmouth), город и порт в Великобритании, на побережье Ла-Манша, в графстве Хэмпшир. Расположен на п-ове Портси-Айленд, прикрыт о. Уайт. 211, 8 тыс. жит. (1970). Воен.-мор. база. Судостроение и судоремонт. Авиа-, элек-тротехнич. и др. отрасли маш.-строит. пром-сти, швейное произ-во и др. Пригороды: Госпорт (мостом через пролив соединён с П.) и мор. курорт Саутси.

ПОРТСМУТ (Portsmouth), город в США, в шт. Виргиния. 111 тыс. жит. (1970). Вместе с портами Норфолк и Ньюпорт-Ньюс образует группу портов в бухте Хэмптон-Роде Чесапикского зал. Экспорт угля. Торг. и военные судоверфи. Хим. пром-сть. Осн. в 50-х гг. 18 в.

ПОРТСМУТ (Portsmouth), город на В. США, в шт. Огайо. 28 тыс. жит. (1970). Порт на р. Огайо, при впадении в неё р. Сайото. Чёрная металлургия, силикатно-керамич. (произ-во огнеупоров), хим., ме-таллообр. пром-сть. К С. от П. - крупное предприятие атомной пром-сти США.

ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1905, завершил русско-японскую войну 1904-05. Подписан в Портсмуте (США, штат Нъю-Хэмпшир) 23 авг. (5 сент.) со стороны России -пред. Комитета министров С. Ю. Витте и послом в США Р. Р. Розеном, со стороны Японии - министром иностр. дел Д. Комура и посланником в США К. Такахира.

Япония вела войну с крайним напряжением сил, поэтому, несмотря на воен. успехи, япон. пр-во начиная с июля 1904 неоднократно пыталось через Великобританию, Германию и США склонить Россию к переговорам. Этого же добивалась дипломатия Великобритании, Франции и США, опасавшаяся ослабления России, усиления позиций Германии в Европе и Японии на Д. Востоке. В апр. 1905, заручившись поддержкой Великобритании, Япония обратилась к президенту США Т. Рузвельту с просьбой о посредничестве. Царское пр-во, отказавшееся до этого идти на уступки, после разгрома рус. эскадры в Цусимском сражении, стремясь развязать себе руки для борьбы с начавшейся в России революцией, приняло предложение Рузвельта о переговорах в Портсмуте, попытавшись при этом заручиться поддержкой Германии (см. Бьёркский договор). Переговоры начались 9(21) августа. Япония требовала передачи ей права на аренду Ляодунского п-ова, Южно-Маньчжурской ж. д. (ЮМЖД), о. Сахалин, признания за ней " свободы действий" в Корее, уплаты контрибуции, отвода рус. войск из Маньчжурии, ограничения воен.-мор. сил России на Д. Востоке с выдачей Японии интернированных в нейтральных портах рус. кораблей, предоставления права рыбной ловли вдоль рус. побережья. После напряжённой дипломатия. борьбы Япония отказалась от части своих требований.

По П. м. д. Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский п-ов с Порт-Артуром и Дальним, ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня (Куань-чэнцзы), юж. половину Сахалина (до 50-й параллели). Она признавала Корею сферой япон. влияния, но при этом оговаривалось обязательство Японии не принимать мер, затрагивающих суверенитет Кореи. Россия соглашалась на заключение с Японией рыболовной конвенции. Стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии, не препятствовать торговле там др. стран. Предусматривалось не проводить мер, препятствующих свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском. Япония обязалась эксплуатировать ЮМЖД только в коммерч. целях, не возводить на Сахалине укреплений. Условия П. м. д. не удовлетворили япон. империалистич. круги, к-рые требовали возобновления войны и добились отставки Комура. Лишь после длит. борьбы в правящих кругах Токио и Петербурга обе стороны пришли к решению закрепить условия П. м. д. (см. Русско-японские договоры и соглашения). Заключение мира помогло царизму подавить революцию.

При установлении в 1925 дипломатич. отношений с Японией Сов, пр-во признало П. м. д. с оговоркой, что не несёт за него политич. ответственности. Япон. империализм, оккупировав в 1931 Маньчжурию, нарушил П. м. д.

Публ.: Сб. договоров России с другими государствами. 1856-1917, М., 1952.

Лит.: История дипломатии, 2 изд., т. 2, М., 1963, с. 587-98; Романов Б. А., Очерки дипломатической истории русско-японской войны, 1895-1907, 2 изд., М.- Л., 1955; Кутаков Л. Н., Портсмутский мирный договор, М., 1961.

И. В. Бестужев-Лада. ПОРТ-СТЭНЛИ (Port Stanley), главный город и порт на Фолклендских о-вах. 1, 1 тыс. жит. (1970). База китобоев. Вывоз овечьей шерсти, китового жира, ворвани. Пищ. пром-сть.

ПОРТ-СУДАН, город в Судане, в пров. Кассала. 100, 7 тыс. жит. (1969). Гл. порт страны на Красном м. (грузооборот ок. 3 млн. т в 1971). Ж.-д. ст. Нефтепере-рабат. з-д. Хл.-бум. ф-ка. Судоремонт. Вывоз хлопка, гуммиарабика, хлопко-семян, арахиса, продуктов животноводства. Близ П.-С.- добыча соли из мор. воды. Осн. в 1908.

ПОРТ-ТОЛБОТ (Port Talbot), город и порт в Великобритании, на Ю. Уэльса, в графстве Гламорганшир, на берегу Бристольского зал. 50, 7 тыс. жит. (1971). Крупный центр чёрной металлургии. Порт оборудован для приёма сверхкрупных рудовозов.

ПОРТУ, Опорто (Porto, Oporto), город в сев. Португалии, на р. Дору (Дуэро), близ её впадения в Атлантич. ок. Адм. ц. округа Порту и пров. Дору-Литорал. Второй после Лисабона по численности населения и экономич. значению город в стране. Нас. 304, 7 тыс. жит. (1972), с пригородами - Эшпинью, Гондомар, Мая, Матозиньюш, Валонгу, Вила-Нова-ди-Гая - св. 0, 5 млн. чел. П.- значит. портово-пром. и торг. комплекс. Из-за песчаной мели в устье Дору, на берегу океана для обслуживания П. создан аванпорт Лейшойнш (грузооборот 5, 7 млн. от в 1972). Основные отрасли пром-сти: текст. (преим. хл.-бум.), машиностроительная (судостроение, электротехнич. предприятия и др.), виноделие (преим. произ-во портвейна, гл. обр. в пригороде Вила-Нова-ди-Гая). Имеются предприятия рыбоконсервной, хим., стекольной, бум., пробковой, кож.-обув., швейной пром-сти; небольшие литейные з-ды и предприятия цветной металлургии. В пригороде Матозиньюш - нефтеперерабат. з-д (мощность 2 млн. т сырой нефти в год). В П. находится ун-т (осн. в 1911).

Начало истории города относится к 1 в. до н. э., когда здесь появилась рим. колония. Ядром города стало поселение на нек-ром расстоянии от совр. П., получившее у римлян название Пор-тус-Кале (отсюда совр. назв. Португалии). В конце 5 в. н. э. П. вошёл в состав владений свевских королей, а затем -вестготов (6 - нач. 8 вв.) и арабов (8-10 вв.). В ходе Реконкисты неоднократно переходил из рук в руки. В 1095 П. стал центром графства Португальского. С 12 в. П.- один из важнейших портов страны и центр торговли винами. В 1820 - один из центров бурж. революции. В 1891 в П. произошло респ. восстание, в 1927 - восстание против воен. диктатуры.

На юго-востоке П.- Старый город с узкими крутыми улицами, застроенными домами из гранита (нередко облицованными изразцами). Здесь расположены собор (1113-36, перестроен в 17-18 вв.), многочисленные готич., ренес-сансные и барочные здания. Близ Старого города - барочная церковь Сан-Педру душ Клеригуш с колокольней-маяком (1732-63, арх. Н. Назони и др.). С 1920-х гг. на С.-З. развивается регулярный Новый город. Нац. музей Соариш душ Рейш (европ., в т. ч. пор-туг., иск-во).

Лит.: М а г j а у F. P., Porto e seu distito, Lisboa, 1955.

ПОРТУ-АЛЕГРИ (Porto Alegre), город на Ю. Бразилии, адм. ц. шт. Риу-Грандиду-Сул. 1548 тыс. жит. (1970; с пригородами). Порт на берегу озера-лагуны Патус. Ж.-д. станция. Важный экономич. центр юга страны. Пром-сть тесно связана с переработкой местного с.-х. сырья - пищ. (мясохладобойная, мукомольная, маслоб., винокурение), шерстяная, кож.-обув., табачная, деревообрабатывающая. В 60-70-е гг. развились: металлургическая, машиностроительная (в т. ч. электротехнич.), химическая промышленность. Судоремонт. Вывоз мяса и др. продуктов животноводства, йерба-мате, табака, риса. 2 ун-та. Осн. в 1742.

ПОРТУ-АМЕЛИЯ (Porto Amelia), город на С.-В. Мозамбика, адм. ц. округа Ка-бу-Делгаду. 25 тыс. жит. (1967). Порт у входа в бухту Пемба. Рыбокомбинат, обработка орехов кешью.

ПОРТУГАЛИЯ (Portugal), Португальская Республика (Re-publica Portuguera).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.