Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 18 страница






ПОРТ-ВИЛА (Port Vila), город на о. Эфате в архипелаге Новые Гебриды; см. Вила.

ПОРТ-ГУРОН (Port Huron), город на С. США, в шт. Мичиган. 35, 8 тыс. жит. (1970). Порт на юж. берегу оз. Гурон в месте выхода из него р. Сент-Клэр, текущей к оз. Эри; мостами и туннелем под рекой связан с г. Сарния (Канада). Узел автомобильных дорог. Произ-во бумаги, автомоб. частей, обработка цветных металлов. Судоверфь. Летний курорт. Вблизи - разработки соли. Осн. в 1686.

ПОРТ-ДАРВИН, правильнее Дарвин (Darwin), город в Австралии, адм. ц. Сев. территории. 43 тыс. жит. (1973, с пригородами). Порт на Тиморском м. Конечный пункт шоссе от Аделаиды. Узкоколейной железной дорогой соединён с г. Ларрима. Международный аэропорт. Торг.-распределительный центр Сев. Австралии. 3-ды: мясоконсервный, лесопильные.

ПОРТЕР (Porter) Джордж (р. 6.12.1920, Стейнфорт, Йоркшир), английский физикохимик, чл. Лондонского королев, об-ва (1960). Образование получил в Лидсском и Кембриджском ун-тах (1938-41). В 1941-45 служил в армии. В 1949-54 преподавал в Кембриджском ун-те, в 1955-63 в Шеффилдском ун-те; в 1963-66 проф. химии, а с 1966 директор Королевского ин-та Великобритании. Президент Международного к-та по фотобиологии (с 1968); президент Хим. об-ва Великобритании (с 1970). В 1967 П. удостоен (совм. с Р. Норришем и М. Эй-геном) Нобелевской пр. по химии за исследования сверхбыстрых хим. реакций.

С о ч.: Chemistry for the modern world, L., 1962.

ПОРТЕР (Porter) Родни Роберт (р. 8.10. 1917, Аштон), английский иммунолог, биохимик, чл. Лондонского королев, об-ва (1964). Образование получил в ун-тах Ливерпула и Кембриджа. В 1949-60 сотрудник Нац. ин-та мед. исследований в Лондоне; в 1960-67 проф. мед. школы при больнице Сент-Мэри в Лондоне; с 1967 проф. Оксфордского ун-та; с 1970 чл. Совета мед. исследований. Осн. труды по выяснению хчм. структуры антител. Нобелевская пр. (1972; совм. с Дж. Эделъманом). Почётный иностр. чл. Амер. академии искусств и наук, почётный чл. Амер. об-ва биохимиков.

Соч. в рус. пер.: Структура антител, в сб.: Молекулы и клетки, в. 4., М., 1969, с. 41-55.

ПОРТ-ЖАНТИЛЬ (Port Gentil), город в Габоне, на побережье Атлантич. ок., в дельте р. Огове. 45 тыс. жит. (1970). Первый по грузообороту (5, 2 млн. т в 1973; гл. обр. вывоз нефти и древесины) мор. порт Габона. Междунар. аэропорт. Нефтеперерабат. з-д, предприятия лесопильной, фанерной (в т. ч. крупнейший в Африке з-д клеёной фанеры), пищ. пром-сти, кислородно-ацетиленовый з-д, судоверфи, ТЭС. В р-не П.-Ж., на побережье и в шельфовой зоне, ведётся добыча нефти и газа.

ПОРТИК (от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. П. были широко распространены в антич. эпоху (известны с периода архаики в храмах Др. Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие П. (см. Стоя). Особое значение П. получил также и в европ. архитектуре нового времени (преим. в классицизме 18, 1-й трети 19 вв.). В зодчестве 19-20 вв. роль колонн в П. часто выполняют столбы.

Портик садового (рисовального) корпуса Академии художеств в Ленинграде (1819-1821). Архитектор А. А. Михайлов.

ПОРТ-ИЛЬИЧ, город (до 1971 - посёлок) в Ленкоранском р-не Азерб. ССР. Расположен на берегу Каспийского м. Ж.-д. станция на линии Османлы-Новые - Астара, в 12 км к С. от г. Ленкорань. 10 тыс. жит. (1974). Рыбозавод, ремонт рыболовецких судов, 2 овоще-водч. совхоза.

ПОРТИНАРИ (Portinari) Кандидо (29.12.1903, Бродоски, Сан-Паулу, -7.2.1962, Рио-де-Жанейро), бразильский живописец и график. Сын батрака-итальянца. Учился в Нац. художественной школе в Рио-де-Жанейро (1918-28). В 1928-30 жил в Европе. Испытал влияние экспрессионизма, сюрреализма, П. Пикассо. С сер. 30-х гг. обратился к реалистич. изображению жизни простого народа - индейцев и негров, батраков и обитателей фавел, порою сообщая своим образам возвышенно героический характер. Его станковые произв. (" Кофе", 1935; портрет Р. Роллана, 1936), серии картин (" Беженцы", 1945), монументальные росписи (в Мпн-ве образования в Рио-де-Жанейро, 1936-45; Б-ке конгресса в Вашингтоне, 1941; колледже в г. Катагуазис, 1948-49; илл. см. т. 3, табл. XXXIX, стр. 592-593) и панно (" Война" и " Мир", 1955, оба - в здании ООН, Нью-Йорк), многочисленные гра-фич. листы отличаются мощью обобщённых форм и вместе с тем мягкостью их светотеневой разработки, точностью рисунка. Проф. ун-та в Рио-де-Жанейро (1936-39). Национальные премии, Меж-дунар. нр. Мира (1950).

К. Портинари, " Голова индианки". Рисунок. 1940.

Лит.: L u r a g h i E., Disegni di Portinari, Torino, 1955.

ПОРТИЧИ (Portici), город, порт в Италии, в пров. Неаполь, в обл. Кампания, на берегу Неаполитанского зал., у подножия вулкана Везувий. 61, 1 тыс. жит. (1966). Туризм. Рыболовство.

ПОРТЛАНДСКИЙ ЯРУС, портланд, верхний ярус юрской системы [см. Юрская система (период)}. Выделен франц. геологом А. Д'Орбиньи в 1842 на Ю. Великобритании (на п-ове Портленд, Portland). В стратотипич. разрезе представлен мелководными мор. отложениями - глинами, глауконитовыми песками и песчаниками внизу и известняками вверху. В средиземноморской области, в Крыму и на Кавказе П. я. сопоставляется с титонским ярусом', на Вост.-Европ. платформе П. я. соответствуют отложения волжского яруса.

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ (от англ. Portland - назв. полуострова на Ю. Великобритании), гидравлич. вяжущее вещество, состоящее гл. обр. из силикатов кальция. П. - наиболее распространённый в совр. строительстве вид цемента. Получают П. тонким измельчением клинкера с гипсом (3-7%); допускается введение в смесь активных минеральных добавок (10-15%). Клинкер - продукт обжига (до полного спекания) искусственной сырьевой смеси, состоящей приблизительно из 75% карбоната кальция (обычно известняка) и 25% глины. Обжиг сырья ведут преим. во вращающихся печах при 1450-1500 °С. Свойства П. зависят гл. обр. от состава клинкера и степени его измельчения. Важнейшее свойство П.- способность твердеть при взаимодействии с водой. Оно характеризуется маркой П., определяемой по прочности на сжатие и изгиб стандартных образцов цементно-песчаного раствора после 28 суток твердения во влажных условиях (в СССР для П. установлены марки от 300 до 600). Кроме обычного П., выпускаются его разновидности, отличающиеся составом, свойствами и областями применения: быстротвердеющий, пластифицированный, гидрофобный, сульфатостойкий, белый, П. для произ-ва асбестоцемент-ных изделий и др. См. также Вяжущие материалы.

Лит.: Волженский А. В., Буров Ю. С., Колокольников В. С., Минеральные вяжущие вещества, 2 изд., М., 1973. К. Н. Попов.

ПОРТЛЕНД (Portland), город в США, в шт. Орегон, на берегу р. Уилламетт, близ впадения её в р. Колумбия. 383 тыс. жит. (1970; с пригородами св. 1 млн.). Важный экономич. центр сев.-зап. части страны. Крупный порт (грузооборот 9 млн. т в 1970), ж.-д. узел, авиапорт. В обрабат. пром-сти 85, 7 тыс. занятых (1970). Лесообр., бумажная, металлообр., пищ. (консервная и др.) пром-сть, трансп. и электротехническое машиностроение. Близ П.- Бонвиллская ГЭС. Университет.

ПОРТЛЕНД (Portland), город на Атлантич. побережье США, экономич. центр шт. Мэн и всего севера Новой Англии. 65 тыс. жит. (1970; с пригородами 142 тыс.). Крупный порт (грузооборот 26 млн. т в 1970; в основном ввоз нефти). В пром-сти 14 тыс. занятых (1970). Су-достроит., нефтеперерабат., деревообр., обув., пищ. промышленность. Рыболовство.

ПОРТ-ЛИОТЕ (Port Lyotee), прежнее название г. Кенитра в Марокко.

ПОРТ-ЛУИ (Port Louis), столица гос-ва Маврикий. Политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен на С.-З. о. Маврикий. Осн. ок. 1736. Климат тропический. Средняя температура февраля 26 °С, августа 19 °С, осадков 2000 мм в год. 150 т-ыс. жит. (1973, с пригородами).

Порт на побережье Индийского ок., грузооборот ок. 2 млн. т в год. Узел шоссейных дорог. Сахарная, маслоб., табачная промышленность. Вывоз сахара, чая.

В П.-Л. находятся: ун-т; Ин-т Маврикия; б-ка Ин-та Маврикия, Муниципальная б-ка, б-ка Карнеги; музей П.-Л., Историч. музей, Художеств. галерея, Гербарий Маврикия. Илл. см. т. 15, стр. 140.

ПОРТ-МОРСБИ, Морсби (Port Moresby), город и порт на юж. побережье о. Новая Гвинея. Адм. ц. территории Папуа - Новая Гвинея. 66, 2 тыс. жит. (1971). Вывоз копры, кофе, какао-бобов, каучука. Аэропорт. Ун-т.

ПОРТ-НАТАЛЬ (Port Natal), город в ЮАР; см. Дурбан.

ПОРТНИХИ (Orthotomus), род птиц сем. славковых отряда воробьиных. Дл. тела 11-14 см. Клюв длиной с голову. Спина зеленоватая, темя рыжее, реже серое или чёрное. 6 видов; распространены в Юж. Азии от Индостана до Филиппин. Обитают в лесах или садах. Для гнездования сшивают на дереве или кусте растит, волокнами или шелковинками края одного или неск. листьев. Полученный карман заполняют растительным пухом. В кладке 2-5 пёстрых яиц; насиживают И-12 суток. Питаются насекомыми.

ПОРТНОВА Зина (Зинаида Мартыновна) (20.2.1926, Ленинград, -янв. 1944, дер. Горяны, ныне Шумилинского р-на Витебской обл.), юная партизанка-героиня Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (1.7.1958, посмертно). Чл. ВЛКСМ с 1943. Род. в семье рабочего. В начале июня 1941 приехала на школьные каникулы в дер. Зуя, близ ст. Оболь Витебской обл. С 1942 чл. Обольской подпольной комсомольско-молодёжной орг-ции " Юные мстители" (руководитель Е. С. Зенькова), чл. её комитета. Распространяла листовки среди населения, участвовала в диверсиях. С авг. 1943 разведчица партиз. отряда им. К. Е. Ворошилова бригады им. В. И. Ленина. В дек. 1943, возвращаясь с задания по выяснению причин провала орг-ции " Юные мстители", арестована в дер. Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена и зверски замучена.

Лит.: Набатов Г., Юность, огнём опалённая, Минск, 1968; Л о банок В. Е., До последней капли крови, в кн.: Герои подполья, в. 1, 4 изд., М., 1972, с. 95-96.

ПОРТОВЬЕХО (Portoviejo), город в Экуадоре, адм. ц. пров. Манаби. 49, 7 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Торг. центр с.-х. (какао, кофе, сах. тростник, хлопчатник) и лесозаготовительного р-на. Производство шляп-панам, гамаков и других кустарных изделий. Основан в 30-х гг." 16 в.

ПОРТО-НОВО (Porto Novo), столица Республики Дагомея. Политич. (второй после Котону), экономич. и культурный центр страны. Расположен на берегу Гвинейского зал. Климат экваториальный. Ср. темп-pa янв. 27, 7 °С, июля 25, 3 °С, осадков 1590 мм в год. 91 тыс. жит. (1973).

Первые сведения о П.-Н. относятся к 17 в., когда этот город назывался Аджаче и был столицей одноимённого королевства. Название П.-Н. связывают с пребыванием в р-не Аджаче португальцев (впервые они проникли на побережье совр. Дагомеи в 15 в.). После превращения Дагомеи во франц. колонию (1893) стал её адм. центром. С 1 авг. 1960 П.-Н.- столица независимого гос-ва Дагомея.

Порт. Ж.-д. станция, узел шосс. дорог. Первичная обработка с.-х. сырья, предприятия пищевкусовой пром-сти, в т. ч. значит, мыловаренный з-д. Кустарное и ремесленное произ-во. В окрестностях -плантации масличной пальмы. Рыболовство.

В П.-Н. находятся: Ин-т прикладных исследований Дагомеи: Нац. библиотека и Нац. архив Республики Дагомея; Этно-графич. музей.

ПОРТ-О-ПРЕНС (Port-au-Prince), столица Республики Гаити. Политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен на западе о. Гаити. Климат тропический. Ср. темп-pa янв. 25 оС, июля 28 оС, осадков 1355 мм в год. 387 тыс. жит. (1972).

Осн. французами в 1749, в 1770 стал гл. городом франц. колонии, носившей назв. Сан-Доминго. В конце 18 в. П.-о-П. - один из осн. центров борьбы против колон. гнёта. 1 янв. 1804 стал столицей независимого гос-ва Гаити. На протяжении 19 в. являлся ареной многочисленных гос. переворотов. В июле 1915 - авг. 1934 был оккупирован войсками США. После 2-й мировой войны 1939-45 П.-о-П. - центр рабочего и студенч. движения.

Гл. порт страны в бухте Порт-о-Пренс (в зал. Гонаив Карибского м.). Ж.-д. узел. Центр р-на по произ-ву кофе, сах. тростника, хлопчатника. Пищ. (преим. сах.), текст., цем. пром-сть. В П.-о-П. находятся Гос. ун-т Гаити, 3 высшие технич. школы, Нац. консерватория; н.-и. ин-т этнографии; Нац. б-ка; Нац. музей, Музей народов Гаити, Художеств. центр.

ПОРТО-ТОРРЕС (Porto Torres), город и порт в Юж. Италии, на о. Сардиния, в пров. Сассари, на берегу зал. Асинара. 12, 6 тыс. жит. (1966). Важный центр нефтеперерабат. и нефтехимия, пром-сти. Грузооборот порта 9, 5 млн. т (1972), преим. нефт. грузы.

ПОРТОФЕРРАЙО (Portoferraio), город в Италии, на о. Эльба (пров. Ливорно, обл. Тоскана). 10, 6 тыс. жит. (1966). Небольшой порт. Вывоз жел. руды. Вблизи П.- одно из самых значит, в Италии месторождений жел. руды (Рио-Марина), а также железистых пиритов. П. был резиденцией Наполеона I во время егоссылки на остров (1814-15).

ПОРТ-ОФ-СПЕЙН (Port of Spain), столица гос-ва Тринидад и Тобаго. Политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен на С.-З. о. Тринидад. Климат субэкваториальный. Ср. темп-pa янв. 25, 8 °С, июля 26, 7 °С, осадков 1910 мм в год. 159 тыс. жит. (1970, с пригородами).

П.-оф-С. был заложен на месте древнего индейского поселения Конкерабия. В 1783-97 гл. город исп. колонии на о. Тринидад. В 1797 остров перешёл во владение Великобритании. П.-оф-С. являлся центром движения за нац. освобождение страны, в городе часто проходили демонстрации и марши протеста против господства колонизаторов. С 1962 П.-оф-С. - столица независимого гос-ва Тринидад и Тобаго.

Порт на берегу зал. Пария; грузооборот 1, 6 млн. т в 1971. Аэропорт. Торг.-трансп. центр. Крупные з-ды по пере-paботке нефти (местной и привозной из Венесуэлы). Нефтехимия. Пищ. (гл. обр. произ-во рома), деревообр., текст, промышленность. Судоверфь. Экспорт нефтепродуктов, асфальта, сахара, цитрусовых, кофе.

В П.-оф-С. находится Тринидадское отделение Ун-та Вест-Индии, Политех-нич. ин-т; Ассоциация технологов сах. произ-ва и др. науч. об-ва; Центр. б-ка Тринидада и Тобаго (св. 447 тыс. тт.), Публичная библиотека Тринидада, Нац. архив; Нац. музей и художеств. галерея.

ПОРТ-ПИРИ (Port Pirie), город в Австралии, в шт. Юж. Австралия. 15, 5 тыс. жит. (1971). Порт на берегу зал. Спенсер. Важная станция трансавстралийской жел. дороги. Черновая выплавка свинца и серебра (концентраты - с обогатит, ф-ки в Брокен-Хилле). Вывоз цинковых концентратов.

ПОРТРЕТ (франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение или описание (напр., в литературе) к.-л. человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П.- один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра П.-мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в П.-результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой историч. эпохи, национальности, социальной среды. Однако вследствие практич. невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью П. часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художеств. произведения. Обычно П. изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип П., изображающего к.-л. деятеля прошлого (исторический П.) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. Как в П. современника, так и в историч. П., объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собств. мировоззрение, эстетич. кредо и т. д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художеств. манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология П. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают П. станковые (картины, бюсты, графич. листы) и монументальные (скульпт. монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т. п. В разные эпохи получают распространение П. на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей П. делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфич. типом П. является автопортрет. Границы жанра П. очень подвижны, и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы П.-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архит. мотивами и др. людьми (последнее - групповой П.-картина), и П.-тип - собирательный образ, структурно близкий П. В сочетании П. с бытовым или историч. жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. П. может раскрывать высокие духовно-нравств. качества человека. Вместе с тем П. доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический П.). В целом П., наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отд. личности, способен глубоко отражать важнейшие обществ. явления в сложном переплетении их противоречий.

Зарождение П. относится к глубокой древности. Первые значит, образцы П. встречаются в др.-вост., гл. обр. др.-епш., скульптуре. Здесь назначение П. было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магич. задачами. Необходимость " дублирования" модели (П. как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонич. тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Со временем содержание др.-егип. П. углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, 14 в. до н. э.). В Др. Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульпт. П. поэтов, философов, обществ, деятелей. С кон. 5 в. до н. э. др.-греч. П. всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (кон. 4-1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета ан-тич. скульпт. П. достигает в иск-ве Др. Рима. Развитие др.-рим. П. связано с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художеств. структуры многих др.-рим. П.- чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал. В период империи отд. мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному П. В своих лучших образцах др.-рим. П. отмечен жизненной достоверностью, пси-хологич. выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Др. Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили П. на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные П. Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, 1-4 вв.). Во многом связанные с традициями др.-вост. П., с религ.-магич. представлениями фаюмские П. вместе с тем создавались под воздействием антич. иск-ва, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфич. духовность.

" Царский сын Рахотеп". Раскрашенный известняк с инкрустацией. Сер. 3-го тыс. дон. э. Египетский музей. Каир.

" Император Клавдий в образе Юпитера". Мрамор. Сер. 1 в. Ватиканские музеи. Рим.

" Врач". Миниатюра иранской школы Ага Реза" 17 в.

Полная острых противоречий, многоликая европ. ср.-век. культура с присущей ей постоянной борьбой спиритуали-стич. и стихийно-материалистич. тенденций наложила на развитие П. особый отпечаток. Ср.-век. художник, ограниченныи строгими церковными канонами, сравнительно редко обращался к П., личностное начало в его понимании растворялось в религ. соборности. Ср.-век. П. во многих случаях представляет собой неотъемлемую часть церковного архйт.-художеств. ансамбля; его моделями являются преим. знатные лица - правители, члены их семей, приближённые, дона-торы. Ср.-век. П. во многих своих образцах имперсонален, в то же время некоторым готич. скульптурам, фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей Зап. и Вост. Европы присущи духовная характерность, ясная физио-номич. определённость. Чертами конкретных людей ср.-век. художник часто наделяет изображения святых. Большой конкретностью отличается ср.-век. китайский П. (особенно периода Сун, 10-13 вв.). Несмотря на подчинение строгому типологич. канону, ср.-век. китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских П., часто выявляя в моделях черты интеллектуализма. Психологически заострены нек-рые П. ср.-век. японских живописцев и скульпторов. Высокие образцы портретной миниатюры были созданы в эпоху феодализма мастерами Ср. Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии. Широкий расцвет живописного, скульпт. и графич. П. происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в иск-ве Италии. Гуманистич. индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творч. личности и полагавшего себя " мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры П. Художеств. видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в иск-ве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто - в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди др. персонажей художник нередко изображает себя. Все эти особенности ренессансного П. отчасти наметились уже в П. треченто (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в 15 в. (монументальная и станковая живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Вене-циано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и Верроккьо, станковая скульптура Антонпо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фье-золе, Бенедетто да Майано, медали А. Пизанелло). Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художеств. выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористич. открытия Тициана). Высочайшие достижения в П. эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т. н. флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, X. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший) мастеров 15-16 вв. При известной стилистич. общности с П. итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если портретисты итальянского Возрождения часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включённая в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты тонкие по характеристике, изящные по исполнению живописные, графич. и скульпт.

Тициан. Портрет Ип-полито Рпми-нальди. Ок. 1548. Галерея Палатнна. Флоренция.

" Архиепископ Алексий", фрагмент фрески в церкви Успения в Болотове, близ Новгорода. Между 1363 и 1390.

Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

П. французских мастеров Возрождения (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, П. Бонтан, Ж. Пилон). В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового П. Иератически застывшие портретные группы средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значит. образцы группового и парного П. в станковой живописи. В различных видах развивается тип исторического П. В иск-ве маньеризма (16 в.) П. утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй П. Им присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно П. итальянских мастеров Понтормо, Брон-зино, испанского живописца Эль Греко. Коренные общественные, идеологич. и науч. сдвиги в жизни зап.-европ. стран в кон. 16 - нач. 17 вв. повлияли на сложение новых форм П. Его специфика теперь определяется изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Кризис гармонически ясных взглядов на действительность сопровождается усложнением внутр. мира человека, его взаимосвязей с миром внешним, а вместе с тем и непреодолимым стремлением к более глубокому, гибкому и многогранному самопознанию, к широкому постижению реальности. Всё это способствует поискам в П. большей адекватности истинному облику модели, раскрытию её многосложного характера. Ключевые позиции в П. с нач. 17 в. безраздельно переходят к станковой живописи. Его вершины определяются творчеством крупнейших мастеров 17 в., значение к-рых выходит далеко за пределы эпохи. Огромным завоеванием П. 17 в. является его глубокая демократизация, получившая наиболее полное выражение в Голландии. Образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, нац. возрастные группы выступают во многих жизненно правдивых П. работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравств. красоты, в остро-реалистич. П. кисти Ф. Халса, ярко раскрывающих изменчивую подвижность души модели. Характерное для голландских портретистов небывало широкое обращение к групповому П. связано с усилением бурж.-демократич. начал в жизни страны. Различные грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких, воплощающих действительность в её многогранности и противоречивости портретных работах испанца Д. Ве-ласкеса. Хале и Веласкес создают П.- типы людей из народа, раскрывающие внутр. достоинство, богатство и сложность их душевного мира.

Рембрандт. " Автопортрет с Саскией". Ок. 1635. Дрезденская картинная галерея.

Большой правдивостью проникнуты П. придворной и церковной знати в творчестве Веласкеса, итальянского скульптора Л. Бернини. Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца 17 в. П. П. Рубенса, повлиявшего и на сложение проникновенно-лирического интимного П. Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по мастерству работы П. фламандца А. ван Дейка. Возросшая в 17 в. тяга художников к самопостижению, утверждению творч. личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен). Реа-листич. тенденции иск-ва 17 в. проявились также в портретном творчестве В. Гисланди в Италии, Ф. Сурбарана в Испании, С. Купера и Дж. Райли в Англии, Ф. де Шампеня, М. Ленена и Р. Нанте ля во Франции. Существ. обновление идейно-содержат. структуры П. в 17 в. сопровождалось эволюцией его выразит. средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность.

Дж. Бернини. Порт-рет Людовика XIV. Мрамор. 1665. Нац. музей Версаля и Трианонов.

Движение оказывается в основе композиции многих Л. 17 в.; при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Решительно активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового П. Ясно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой П.-картину. В П. 17 в. отразились и негативные тенденции иск-ва той эпохи. Во многих парадных П. мастеров этой эпохи реалистическое образное начало с трудом прорывается сквозь известную условность форм, свойственную иск-ву барокко. Ряд же П. несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (произведения французского живописца П. Миньяра и скульптора А. Куазевокса, английского живописца П. Лели).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.