Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство






К эпохе неолита относятся керамич. сосуды с " ленточным", " накольчатым" и " шнуровым" орнаментом, к эпохам бронзы и железа - укрепл. общинные поселения (Бискушш, ок. 550-400 до н. э.), сосуды из глины и бронзы, культовые колесницы с фигурками птиц и зверей, принадлежащие лужицкой культуре, " лицевые" урны поморской культуры и др. От 7-12 вв. сохранились обобщённая по формам скульптура (голова божества из Янкува, 10 в.), остатки слав. поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Ополе, Гнезно, Вроцлаве).

После принятия христианства (966) развивается кам. культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове, 2-я пол. 10 в.). Со 2-й пол. 11 в. утверждается романский стиль.

Скульптура 1 2-1 5 вв. 1. Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Около 1180. 2. Надгробие Генриха IV. Около 1300. Силезский музей. Вроцлав. 3." Мадонна из Кружлёвой". Дерево. 1410. Национальный музей. Краков (1, 2- камень.)

Крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове. Около 1100.

Сооружаются отличающиеся суровой величественностью 3-нефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369) с монумент, башнями (костёл в Туме, ок. 1141-61) и с перспективными порталами, покрытыми нарядным резным орнаментом (в костёле Марии Магдалины во Вроцлаве, кон. 12 в.). Капители, а иногда и стволы междунефных столбов в интерьерах (костёл в Стшельно, ок. 1180) украшаются богатой резьбой (плетёнка, растит. узоры, изображения святых, фан-тастич. животных и птиц), сохранились немногочисл. романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, ок. 1100). Редким произв. скульптуры присуща мягкая обобщённость форм (тимпан портала костёла Девы Марии " на песке" во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, 2-я пол. 12 в.). Шедевр романской скульптуры в П.- бронзовые двери костёла Девы Марии в Гнезно (ок. 1170, илл. см. т. 6, стр. 614). Исполненные живой непосредственности рельефы со сценами жизни св. Войцеха искусно вплетены в нарядную орнаментальную композицию. Живописи 12-13 вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность контурных изображений, локальность расцветки.

В 14-15 вв. укрепление феод, монархии в П. способствовало расцвету гор. культуры. Распространились постройки в стиле готики, в к-рых своеобразно преломлялись архит. формы Германии, Чехии, Нидерландов. На Ю. сооружались

3-нефные базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369; соборы во Вроцлаве и Познани), на С.- зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся строгой сдержанностью облика. С гладью стен контрастируют узорные завершения порталов и окон, венчающих стены щипцов. Монумент. башни зап. фасадов обычно расчленены на ярусы и завершены шатрами. В Силезии и Сев. П. щипцы костёлов нередко украшаются узорами из поливных кирпичей. Просторные интерьеры с крестовыми, звездчатыми bли 3-дольными " пястовскими" сводами отличаются ясностью структуры. В кон. 15 - нач.

16 вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллич. своды с живописной орнаментацией (костёл в Пельплине). Композицию кам. церквей повторяют и дерев, костёлы, сохраняющие связь с нар. зодчеством (костёлы в Дембно, 2-я пол. 15 в., и Грывальде, ок. 1500). Бурно растущие города в 14-15 вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются кам. стенами с воротами и башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбака нами (в Кракове и Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225). Многочисл. обществ, постройки отличаются богатством готич. декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве; " Двор Артуса" в Гданьске, Ягеллонский ун-т в Кракове с внутр. двором, обрамл. галереей на стрельчатых аркадах, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369). Замки 14-15 вв. имели на юге П. нерегулярный план (Бендзин), на С.- прямоугольный (Цеханув). На севере П. сохранились укрепл. монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, 13-15 вв.). В изобразительном искусстве 14-15 вв. усиливается реалистич. начало. На готич. надгробиях королей появляются наивно-выразит. фигуры " плакальщиков"; схематичные фигуры умерших приобретают индивидуальные черты. Дерев, скульптура, проникнутая наивно-поэтич. нар. мировосприятием, в нач. 15 в. отражает воздействие мягкого стиля готики. В гл. произв. готич. скульптуры П.- алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош) - реалистич. устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения. Живопись 14-15 вв. отражает контакты на Ю.-с чешским, на С.- с нидерландским, на В.- с др.-рус. иск-вом (росписи капеллы замка в Люблине, 1418). В стенных росписях 14-15 вв. утончённость линейного ритма сочетается с введением пейзажных и жанровых мотивов (росписи костёлов в Неполомице, 1360-70, Ленде, 1370), праздничной орнаментацией (росписи костёла в Дембно, ок. 1500). Алтарной живописи 15 в. при декоративной плоскостности изображений свойственно стремление к передаче характеров, нац. типов, жизненных ситуаций. Со 2-й пол. 15 в., отчасти под нидерл. воздействием, возникает интерес к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с " Успением Богоматери", ок. 1508, Мар-цин Чёрный). Высокого расцвета достигает в 11-15 вв. декоративно-прикладное искусство (серебряная утварь, оружие, витражи).

Архитектура 13 - 16 вв. 1. Костёл Святого креста в Кракове. 14 - нач. 16 вв. 2. Собор святых Петра и Павла в Познани. Интерьер (13 в. - начало 15 в.). 3. Доминиканский костёл св. Войцеха во Вроцлаве. Западный фасад (15 в.).

" Снятие со креста" из Хомраниц. Около 1440. Музей в Тарнуве.

Ратуша в Хелмно. 16 и 18 вв.

В кон. 15 - нач. 16 вв. с распространением гуманизма и реформац. учений в П. складывается культура Возрождения. Итал. архитекторами в 16 - нач. 17 вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутр. двором, 1502-16, обнесённым лёгкими арочными галереями). В костёлах появляются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33, илл. см. т. 4, стр. 214). Ренессансные формы вплоть до 17 в. переплетаются с готич. традициями.

Барбакан в Кракопе. 1498 - 99.

Сочетание ср.-век. основы и ренессансного декора придаёт своеобразие гор. постройкам П. Наряду с лоджиями, аркадными внутр. дворами и ордерными порталами в них широко применяются аттики с нарядной орнамент. резьбой [" Сукеннице" в Кракове, ратуши в Познани (илл. см. табл. Ц, стр. 320- 321) и в Хелмно]. В сев. и центр, р-нах П. в кон. 16 - нач. 17 вв. сказывается воздействие нидерл. маньеризма (арсенал в Гданьске, жилые дома в Гданьске и Казимеже-Дольны). В изобразит. иск-ве 16 в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове с изображением турниров и дворцовых празднеств). Развивается батальная и портретная живопись (торжественно-статичные, плоскостные портреты М. Кобера). В нач. 16 в. переживает расцвет миниатюра (миниатюры из -" Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни различных гор. сословий; портреты в генеалогич. книге семьи Шидловецких, до 1530, мастер Станислав Самостшельник). Ренессанс-ным скульпт. надгробиям при ордерном обрамлении свойственна схематичность трактовки фигур. В кон. 16 - нач. 17 вв. в них усиливается маньеристич. декора-тивизм (С. Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи наивно-реалистич. черты сочетаются с воздействием иск-ва венецианского Позднего Возрождения (Т. Долабелла). В декоративно-прикладном иск-ве 16 в. (серебряные ре-ликварии, оружие, ткани) готич. традиция уживаются с отд. мотивами Ренессанса. С наступлением феодально-католич. реакции (нач. 17 в.) расширяется стр-во церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), к-рые достигают особой пышности и композиц. сложности в кон. 17 - нач. 18 вв. (костёлы иезуитов в Познани, сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове с парадным двубашенным фасадом). Динамизмом пространств, ритмов выделяются костёлы в Ленде, Осечной. В сер. 18 в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо (костёл в Кракове). В дерев, зодчестве уживаются барочные и готич. формы (костёл в Олесно, 1668-1678 и церковь в Поврожнике, ок. 1643). Для замков кон. 16 - нач. 17 вв. характерна усложнённость плана (5-угольный замок в Уязде с 2 внутр. дворами, 1631-44). С кон. 17 в. в дворцовой архитектуре сказывается воздействие франц. зодчества. Сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворцы в Вилянуве, Белостоке), а также гор. дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со 2-й пол. 17 в. для украшения дворцов и церквей применяется скульптура из стукко, отличающаяся динамич. изяществом форм. В сер. 18 в. распространяются дерев, алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистич. черты (алтарные картины К. Богу-шевского, портреты Я. Третко). Бытовавшие в мелкошляхетской среде парадные портреты отличались декоративностью, плоскостностью и острой жизненной непосредственностью изображений. Во фресковой живописи с кон. 17 в. использовались иллюзионистич. приёмы итал. барокко. В сер. 18 в. в алтарных картинах Ш. Чеховича проявились классицистич. тенденции. Портретная гравюра 17-18 вв. отражала воздействие иск-ва Нидерландов (Е. Фальк). В декоративно-прикладном иск-ве мотивы европ. барокко сочетались с нац. и вост. орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые " персидские" пояса).

Не известный художник. " Мастерская оружейника". Миниатки ра из " Кодекса Бальтазара Бехема". 1505. Ягеллонская библиотека. Краков.

Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове. 151/-33.

На развитие иск-ва с кон. 18 в. влияло просветительство, антифеод. и нац.-освободит. борьба польск. народа. Архитектуре классицизма, складывающейся в 1770-х гг., свойственны вначале отд. барочные черты (дворцово-парковый комплекс Лазенкн в Варшаве, илл. см. т. 14, стр. 105). Для построек кон. 18 - нач. 19 вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого, С. Завадзкого). В кон. 1810-20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространств, размах (ансамбли центр.площадей Варшавы, арх. А. Корацци, илл. см. т. 4, табл. XXI-XXII, стр. 224-225). В стиле классицизма возводятся жилые и хоз. постройки в городах и посёлках. В период политич. реакции 1830-х гг. объём стр-ва сократился, усилились тенденции стилизаторства и эклектики. Во 2-й пол. 19 в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже 19-20 вв. в зодчестве проявились поиски нац. своеобразия. С. Витке-вич создал т. н. стиль Закопане, опирающийся на традиции нар. архитектуры. В нач. 20 в. под австр. влиянием распространился стиль " модерн". В постройках Кракова [Старый (" Стары") театр, арх. Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369] декоративная причудливость форм сочеталась с использованием мотивов ср.-век. архитектуры П. Для построек Варшавы (Банк кооперативных об-в, арх. Я. Хёйрих-млад-ший, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225) характерны большая строгость, поиски конструктивной логики.

При королев, дворе в Варшаве в последней трети 18 в. гл. роль играли иностр. художники (живописец М. Баччарелли, скульптор А. Лебрен, портретисты И. Б. Лампи и И. Грасси). Документ. виды Варшавы и её окрестностей создавал Б. Беллотто. Придворному иск-ву противостояли художники, пытавшиеся отразить гражданственно-патриотич. настроения эпохи [ист. композиции Ф. Смуг-левича (П. Смуглявичюса), М. Стаховича]. Зарождение демократич. бытового жанра связано с творчеством Я. П. Норблина (оставившего живые зарисовки жизни П., в т. ч. восстания 1794) и его последователей М. Плоньского и А. Орловского. Преромантич. веяния проявились в портретах К. Войняковского. В 1-й трети 19 в. господствующим направлением был ака-демич. классицизм. Выделялись портреты А. Бродовского, к-рым были свойственны отд. романтич. черты. Получил развитие и бытовой жанр (сцены гор. жизни Ф. Пиварского и Ф. Пенчарского). В 1840-50-е гг. утверждается романтизм, проникнутый национально-демократич. тенденциями (полные динамики и экспрессии батальные сцены и гуманистич. крест, портреты П. Михаловского; портреты X. Родаковского). С сер. 19 в. получает развитие ист. живопись, к-рая достигает вершины в 1860-80-е гг. в творчестве Я. Матейко. Национально-гражданств. пафос, драматич. выразительность, реалистич. убедительность образов сочетаются в его многофигурных композициях с нарядной звучностью красочной гаммы. В циклах рисунков А. Гротгера черты патриотической романтики и реализма сосуществуют с академич. тенденциями. В 1860-х гг. распространяется демократич. пейзажная и жанровая живопись, проникнутая социально-критич. тенденциями (картины на темы нар. жизни Ф. Костшевского, А. Котсиса; близкие к ^живописи барбизонской школы нац. пейзажи Ю. Шерментовского, В. Гер-сона). Тенденции демократич. реализма достигают вершины в 1870-80-е гг. (картины на темы восстания 1863-64 М. Герымского, композиции на темы гор. жизни А. Герымского, поэтически-обобщ. сцены крест, жизни Ю. Хелмоньско-го). В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С кон. 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, порой отмеченные фольклорно-символич. чертами (X. Семирадский, М. Котарбиньский, В. Прушковский). На рубеже 19-20 вв. в период -" Молодой Польши" распространяются импрессионизм (портреты Ю. Панкевича, О. Бознаньской, пейзажи Я. Станиславского, Ю. Фалата, жанрово-пейзажные композиции со сценами крест, труда Л. Вычулковского) и стиль " модерн". Иск-ву польск. -" модерна" (" сецессии") наряду с безудержной декоративной фантазией, а иногда и чертами салонно-сти (портреты и витражи Ю. Мехоффера) были свойственны национально-демокра-тич. устремления и тенденции символизма (картины Я. Мальчевского на темы жизни ссыльных польских повстанцев, витражи, портреты, пейзажи С. Выспянь-ского, Ф. Рущица, жанровые сцены В. Войткевича). Социально-реалистич. тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Переживает новый подъём графика (офорты и литографии Л. Вычулковского, архит. рисунки С. Ноаковского, книжное оформление С. Выспяньского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль " модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шимановский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка и эклектики на рубеже 19-20 вв. возникают попытки обновления декоративно-прикладного иск-ва, возрождения нар. промыслов (керамика, мебель, килимы С. Выспяньского, К. Тихы, Я. Щелковского).

Т. Пончино, Б. Вонсовский и Я. Катеначи. Костёл иезуитов в Познани. 17-18 вв. Интерьер.

X. Родаковский. Портрет генерала Дембиньского. 1852. Национальный музей. Краков.

С. Выспяньский. Декоративное оформление лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. Около 1905.

Ю. Хелмоньский. " Аисты". 1900. Национальный музей. Варшава.

После образования бурж. польского гос-ва (1918) развитие иск-ва протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европ. культуры, попытки создания совр. нац. стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре в 1920-1930-е гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здания об-ва " Прюден-тиаль" в Варшаве, Ягеллонская б-ка в Кракове и др.) сосуществовали с модернистич. стилизацией в духе нар. зодчества (польск. павильон на Всемирной выставке в Париже, 1925, арх. Ю. Чайковский, К. Стрыеньский). Предпринимались попытки регулирования гор. застройки, создания рациональных по планировке р-нов (р-н Жолибож в Варшаве, арх. Б. Брукальская, С. Брукальский). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (арх. Б. Брукальская, С. Брукальский, Ш. Сыркус, Б. Пневский, И. Шанайца). Однако возможности реализации проектов были ограничены. В изобразит. иск-ве проявились воздействия кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура 3. Пронашко, Т. Чижевского). Использование традиций нар. иск-ва нередко сочеталось с модернистич. стилизацией (живопись Л. Стрыеньской). Демократич. линию в " фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие от лубка и отличавшиеся ясностью композиц. ритма, тонкой декоративностью. Творчество Скочиляса оказало влияние на формирование польск. трафич. школы 20 в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Цесьлевский-сын, С. Остоя-Хростовский, Т. Кулисевич). Демократические устремления в живописи воплощали Т. Маковский, своеобразно претворявший нек-рые приёмы кубизма и примитивизма, а также Ф. Ковар-ский, тяготевший к драматизму и нео-классич. обобщённости изображений. В творчестве " колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова, А. Нахт-Самбор-ский, 3. Валишевский) и близких к ним живописцев (Э. Эйбиш) получили оригинальное воплощение приёмы постимпрессионизма. Авангардистские устремления проявились в работах скульпторов К. Кобро, X. Вициньского, живописца В. Стшеминьского и др. В 1930-е гг. усилились социально-критич. тенденции. Социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Кра-евский, Ф. Бартошек обращались к приёмам прогрессивной нем. графики. Бесчеловечность и лицемерие бурж. мира разоблачали сатирич. рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе нар. творчества (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассич. тенденциями (статуи и памятники В. Виттига, X. Куны, А. Замойского). Крупнейший польск. скульптор К. Дуниковский, творчески претворяя отд. приёмы кубизма и экспрессионизма, создал собств. стиль, для к-рого характерны внутр. значительность образов, конструктивная строгость форм. Получили распространение рекламная графика и плакат (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик). Большие успехи были достигнуты в декоративно-прикладном искусстве (килимы В. Ястшембовского, Э. Плютыньской, керамика, мебель, изделия из металла).

В период 2-й мировой войны 1939-45 мн. насел. пункты П. были разрушены фашистами, памятники культуры уничтожены. После установления нар. власти начались работы по восстановлению и реконструкции превращённых в руины польск. городов. В них принимали участие СССР и др. социалистич. страны. В развитии архитектуры в послевоен. годы сыграли важную роль мастера старшего поколения (Ш. Сыркус, Б. Пнев-ский, Б. и С. Брукальские и др.). В жил. стр-ве кон. 1940 - нач. 1950-х гг. преобладала строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями. С сер. 1950-х гг., с развитием индустриализации и типизации стр-ва началось сооружение многоэтажных крупнопанельных и крупноблочных домов, а с нач. 1960-х гг. и домов из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием пром-сти в 1950-е гг. возникли новые города Нова-Хута (ныне в Кракове), Нове-Тыхы близ Катовице и др. Распространилась свободная система застройки, планировка жилых комплексов приобрела большую гибкость (р-ны Жолибож-ские Сады, Прага-3, Служевец - в Варшаве). Обществ. здания в кон. 1940 -нач. 1950-х гг. строились в традициях польск. функционализма (" Дом партии", геологич. интт в Варшаве, универмаг в Познани). После периода увлечения ист. стилями (пл. Конституции в Варшаве) в кон. 1950-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Обществ, зданиям 1960-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, оригинальность конструктивных решений, гибкое ритмич. сочетание типовых конструктивных звеньев (Дом студенток в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369; магазин " Суперсам" в Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225; гостиница " Меркурий" в Познани, илл. см. табл. П, стр. 321). Уделяется большое внимание реконструкции центров, созданию выразит, объёмно-про-странств. композиций (ансамбль башенных и протяжённых зданий на Мар-шалковской ул. в Варшаве, центр г. Катовице и др.). В гор. стр-ве широко используются монумент. скульптура, мозаики, витражи. Большие успехи достигнуты в стр-ве спортивных сооружений, больниц и школ, пром. зданий (фабрики в Калише, Вышкуве, Лодзи), туристич. центров.

Ф. Коварский. " Пролетарнатчики". 1948. Собственность ЦК ПОРП.

В становлении изобразит, иск-ва нар. П. важную роль сыграли крупнейшие мастера старшего поколения (монументы К. Дуниковского, композиции на ис-торико-революц. темы Ф. Коварского, В. Вейса). В нач. 1950-х гг. к темам социалистич. стр-ва и революц. борьбы обращаются живописцы Ю. Краевский, X. Краевская, А. Сгрумилло, А. Кобз-дей, скульпторы С. Горно-Поплавский, Е. Ярнушкевич. Гуманистич. традиции получают новое развитие в скульпт. портретах (К. Дуниковский, А. Карны, Я. Пу-шет), станковой графике и плакате, отличающихся гражданственностью образов, многообразием художеств. приёмов (графич. циклы Т. Кулисевича, плакаты Т. Гроновского, Т. Трепковского, X. То-машевского). Традиции " колоризма" сохраняются в работах живописцев Я. Цибиса, А. Нахт-Самборского, X. Рудзкой-Цибисовой, Э. Эйбиша, Ю. Студницкого. Изысканно декоративные живописные композиции создают В. Таранчевский, А. Марчиньский и др. Приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма продолжают следовать живописцы Т. Бжозовский, Т. Кантор, И. Стерн, X. Стажевский. С сер. 1950-х гг. на первый план выступают самодовлеющие пластич. искания. Распространяются абстрактное искусство, экспрессионизм (А. Кобздей, Я. Ле-бенштейн), сюрреализм (Е. Тхужевский, Т. Бжозовский), а с кон. 1960-х гг.- " оп-арт", " поп-арт" и др. неоавангардистские течения. Наряду с этим возникают и тенденции возврата к реализму. Группы сторонников реалистич. иск-ва создаются в Варшаве, Гданьске и др. городах. Выразительностью фактуры, композиции, цветовых сочетаний выделяются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены Е. Кравчика, В. Гарболиньского и др. Черты символич. обобщённости и примитивизма присущи картинам Е. Новосельского и К. Микульского. В монумент. скульптуре кон. 1950-60-х гг. выделяются работы М. Конечного, Е. Бандуры, А. Хаупта, Ф. Душенко и др. Поиски декоративной выразительности материалов характерны для абстрактных пространственных композиций Е. Ярнушкевича, В. Хасиора. Ряд скульпторов обращается к традициям народного иск-ва. Высокий расцвет переживает станковая и иллюстрац. графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художеств. приёмов и манер (гравюры X. Хростовской-Пётрович, Е. Панека, М. Малины, иллюстрации и карикатуры 3. Ленгрена, Э. Липиньского, М. Хиш-паньской-Нёйман, О. Семашко, Я. М. Шанцера, А. Унеховского). Композиц. остротой и оригинальной выдумкой, яркой декоративностью выделяется плакат (Ю. Мрощак, В. Свежи, Я. Лени-ца). Уделяется большое внимание развитию нар. художеств. промыслов, художественному" конструированию промышленных изделий. В произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного иск-ва.

Плакат народной Польши.

1. Т. Гроновский. " 1-й польский конгресс мира". 1950. 2. Я. Леница. " Мазовше". 1955.

А. X а у п т, Ф. Душенко, X. Китовский. П амятннк героям Вестерплатте в Гданьске. Камень. 1966.

Илл. см. на вклейках - к стр. 193 и табл. V, VI (стр. 320-321).

Лит.: Международная выставка искусства социалистических. стран. Москва. 1958 -1959. Выставка польских художников..., [Варшава, 1958]; Захватович Я., Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Тананаева Л. И., Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения, М., 1968; её же, Очерки польской графики, М., 1972; Выставка группы польских художников-реалистов, [Москва. Июль 1969. Каталог, б. м., 1969]; Уразова Л. Н., Польский плакат, М., [1969]; Dobrowolski Т., Nowoczesne malarstwo polskie, t. 1-3, Wr.- Kr., 1957-64; eго же, Sztuka Mtodej Polski, Warsz., 1963; Wa1iсki M., Malarstwo polskie. Gotyk. Renesans. Wczesny ma-nieryzm, Warsz., 1961; Czarnocka K., Pottora wieku grafiki polskiej, Warsz., 1962; Historia sztuki polskiej, 2 wyd., t. 1-3, Kr., 1965; Malarstwo Polskie. Manieryzm. Barok. Wstep M. Walicki i W. Tomkiewicz. Kata-og A. Ryszkiewicz, Warsz., 1971; Sztuka polska przedromanska i romariska do schylku XIII wieku, pod red. M. Walickiego, t. 1-2, Warsz., 1971-72; Starzynski J., Pol-ska droga do samodzielnosci w sztuce, Warsz., 1973.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.