Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. н. в социалистических странах. 5 страница






Развитие П.-т. м. связано с разработкой конструкций повышенной надёжности, обладающих высокими технич. параметрами, с одновременным снижением металло- и энергоёмкости, а также с созданием комплексов машин, совмещающих функции машин периодич. и непрерывного действия, манипуляторов и машин-роботов (П.-т. м. с программным управлением), выполняющих различные операции в труднодоступных местах, в опасных для здоровья людей условиях и т. п. Примером комплексного подъёмно-трансп. сооружения является подвесная канатная дорога, в к-рую входят механич. и электрич. оборудование конечных и промежуточных станций и рельсовых путей, подвижной состав (вагонетки), тяговые и несущие канаты, механич. оборудование линейных опор, строительные сооружения (здания станций, линейные опоры, предохранительные мосты и др.). Комплексами являются и др. установки, составляющие основу конвейерного транспорта (ленточные и ка-натно-ленточные конвейеры), канатно-подвесного, однорельсового, пневмокап-сульного (см. Пневматический транспорт) транспорта.

Лит.: Спивановский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта, М., 1969; Ридель Э. И., По-грузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте, М., 1969; Александров М. П., Подъемно-транспортные машины, 4 изд., М., 1972. В. С. Коновалов.

ПОДЪЁМНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, газотурбинный двигатель обычно несколько упрощённой конструкции, развивающий вертикальную тягу у самолёта вертикального взлёта и посадки. П. а. д. устанавливаются на самолёте в сочетании с двигателями, развивающими горизонтальную тягу. П. а. д. должны иметь надёжную систему запуска; для безопасности на самолёте ставится несколько П. а. д. Двигатели, создающие на взлёте и посадке, кроме вертикальной тяги, и горизонтальную, наз. подъёмно-разгонными. У П. а. д. небольшой межремонтный ресурс работы, они могут устанавливаться в сочетании с агрегатами усиления тяги для взлёта и посадки.

ПОДЪЁМНЫЙ КРАН, грузоподъёмная машина циклич. действия с возвратно-поступат. движением грузозахватного органа; служит для подъёма и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приёма груза. Движения П. к. могут быть как рабочими, так и установочными для периодич. изменения положения крана, стрелы и т. п. Осн. характеристика П. к.- грузоподъёмность, под к-рой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причём в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъёмность.

Историческая справка. Простейшие П. к., как и большинство грузоподъёмных машин, до кон. 18 в. изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. К нач. 19 в. ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. 19 в. появились первые цельно-металлические П. к. сначала с ручным, а в 30-е гг.- с механич. приводом.

Первый паровой П. к. создан в Великобритании в 1830, гидравлический - там же в 1847. Двигатель внутр. сгорания был использован в П. к. в 1895, а электрич. двигатель в 1880-85 почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы П. к. с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии.

Изготовление П. к. совр. типа в России началось в кон. 19 в. (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Окт. революции 1917 в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжёлого машиностроения со специализированными з-дами.

Общие сведения. В зависимости от конструкции и принятой схемы работы П. к. бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны (рис. 1) могут устанавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и кату-чие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные П. к.; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые.

Рнс. 1. Поворотные краны: 1 - железнодорожный; 2 - лневмоколёсный; 3 - гусеничный; 4 - настенно-поворотный передвижной; 5 - плавучий; 6 - судовой; 7 - башенный; 8 - мачтово-стреловой; 9 - портальный.

Имеются также поворотные П. к., перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам, - т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные поворотные П. к. часто объединяют общим назв. - стреловые самоходные краны. Поворотная часть П. к. опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колёсами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башня - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и Байтовые). Возможна установка её на портале - портальные краны. Поворотные П. к. могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), к-рый изменяется путём качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.

К неповоротным кранам (рис. 2) относятся П. к. пролётного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъёмной лебёдкой, в нек-рых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъёмной лебёдкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролётах их наз. мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролётах - козловыми кранами. Однако чёткого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя - кабельный кран, у к-рого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между 2 катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-ка-бельные краны, у к-рых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки к-рых имеют механизмы подъёма.

В совр. условиях стр-ва используют также вертолёты-краны (рис. 3) с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях.

Области применения подъёмных кранов. Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производств, цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Их грузоподъёмность достигает 500-600 т, пролёты (расстояния между осями подкрановых рельсов)-50-60 м, возможная высота подъёма груза - 40-50 лив спец. исполнении до 500 м', скорость движения моста (рабочее движение) -30-160 м/мин, грузовой тележки -10-60 м/мин, подъёма груза до 60 м/мин. На мосту могут располагаться 2 грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым П. к. общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. Крюковые однобалочные краны простейшего типа (см. Кран-балка), опорные и подвесные, имеют в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. К особой группе относятся металлургич. мостовые П. к. (литейные, завалочные, колодцевые, для " раздевания" слитков и др.), к-рые оборудованы спец. грузозахватными устройствами и механизмами управления ими. Одна из разновидностей мостовых П. к.- кран-штабелер с грузовой тележкой, имеющей поворотную колонну, по к-рой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей.

Рис. 2. Неповоротные краны: 1 - мостовой; 2 - настенно-консольный; 3 - мостовой перегружатель; 4 - козловой; 5 - береговой консольный перегружатель; 6 - мосто-кабельный кран.

Рис. 3. Вертолёт-кран.

Настенно-консольные неповоротные краны применяют гл. обр. в цехах для уменьшения объёма работы мостовых кранов. Их грузоподъёмность обычно 3-10 т, вылет 5-10 м, скорость передвижения (рабочая) 90-200 м/мин.

Козловые краны применяют обычно для обслуживания открытых (реже крытых) складов, гл. обр. штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных пром. и гражд. сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Они изготовляются преим. крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Пролёты кранов общего назначения обычно 4-40 м; при обслуживании судостронт. стапелей до 170 м. Грузоподъёмность таких П. к. составляет 3-50 т, а при обслуживании гидроэлектростанций и стапелей достигает 400-800 т (в отд. случаях 1600 т - две тележки по 800 т). Передвижение кранов (скорость 20-100 м/мин) часто является рабочим движением; при малых грузоподъёмностях в качестве грузовой тележки используются самоходные электрич. тали. Для монтажа крупных изделий (напр., в судостроении) применяют краны с 2 грузовыми тележками, позволяющими кантовать груз на весу. Краны строит, назначения, имеющие переменное место работы, выполняются самомонтирующимися. Для открытых складов штучных грузов применяют часто пневмоколёсные козловые краны с пролётом 6-15 м, грузоподъёмностью 15-30 т, с рабочей скоростью движения до 8 км/ч.

Мостовые перегружатели (перегрузочные мосты) изготовляют обычно с грейферными захватами; они обслуживают гл. обр. открытые склады угля и руды, используются на пром. предприятиях, электростанциях и в портах. Грузоподъёмность грейферных перегружателей с грузовой тележкой составляет 15-30 т, скорость передвижения грузовой тележки -160-360 м/мин, подъёма груза -60-70 м/мин; производительность 500-1000 т/ч. Для увеличения зоны обслуживания грузовые тележки могут выполняться с поворотной стрелой (скорость поворота 2-4 об/мин) с вылетом 3-6 м. Перегружатели с поворотным краном имеют грузоподъёмность 10-20 т, вылет стрелы 10-20 м; скорость движения крана по верхним поясам моста 120-180 м/мин', иногда их снабжают ленточным конвейером, к-рый загружается краном, что сокращает его пробеги и увеличивает производительность перегружателя. Крюковые перегружатели для штучных грузов имеют грузоподъёмность до 300 т. Для обслуживания складов круглой (секторной) формы используют радиальные мосты, у к-рых одна опора неподвижная (поворотная), другая - перемещается по кольцевому пути. Мосты имеют пролёты до 120 м, длину консолей до 50 м. Время подъёма консолей 5 - 10 мин. Передвижение моста -установочное движение (скорость 10-30 м/мин).

Стреловые самоходные краны - железнодорожные, автомобильные (на шасси автомобиля), пневмо-колёсные (на спец. шасси), гусеничные краны универсального применения (на двухгусеничном ходу, а также на базе трактора) предназначены для перегрузочных и монтажных работ в стр-ве, на пром. предприятиях и на транспорте. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические). Длина стрел у пневмоколёсных и гусеничных монтажных кранов при больших высотах подъёма груза достигает 60-100 м и более. Для увеличения устойчлвости служат выносные опоры (аутригеры). Скорости движений соответствуют грузоподъёмности крана и вылету стрелы и обычно составляют: подъёма груза 5-25 м/мин, вращения 1-4 об/мин, время подъёма стрелы из низшего положения в высшее 1-3 мин. Передвижение крана (при работе) 1-10 км/ч. Стреловые краны выполняют с крюковыми и грейферными захватами, а дизель-электрические -также с электромагнитом. Они имеют переменную грузоподъёмность, наибольшую при наименьшем вылете и использовании выносных опор: у ж.-д. кранов до 40 т (спец. аварийные и монтажные до 300 т); автомобильных 16-40 т, пневмоколёсных до 200 т (спец. монтажные до 600 т и более), гусеничных до 300 т и более. Пневмоколёсные краны большой грузоподъёмности монтируются на прицепах с тягачами.

Башенные краны используют преим. при гражд., пром. и гидротехнич. стр-ве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достро-ечных работ в судостроении (судостроительные П. к.). Конструкция строит, башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, к-рая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). Строительные П. к. обычно передвигаются по рельсам, а при значит, высоте выполняются также приставными (опираются на землю и на каркас строящегося здания) или самоподъёмными, наз. иногда ползучими (опираются на здание и перемещаются вертикально по мере роста возводимого сооружения). Башенные краны на автомобильном, пневмоколёсном и гусеничном ходу изготовляются на базе обычных стреловых кранов; имеют стреловые устройства в виде подъёмной (качающейся) стрелы или консольной стрелы, по к-рой перемещается грузовая тележка с канатной тягой. Вылет строит, кранов достигает 40 м, высота подъёма 150 м; скорости движений: подъёма груза 10-100 м/мин, вращения 0, 2-1, 0 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 10-30 м/мин. Грузоподъёмность (переменная) достигает 75 т (при миним. вылете). Судостроит. башенные краны имеют вылет до 50 м и выполняются передвижными (по земле и на эстакадах) грузоподъёмностью до 100 т (стапельные краны) и стационарными грузоподъёмностью до 400 т (достроечные).

Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (преим. гидротехнич.) работ, а также для сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте (на берегу и на плавучих доках). По характеру работы подразделяются на перегрузочные (крюковые, грейферные, реже магнитные) и монтажные. Особым типом перегрузочного портального П. к. является высокопроизводительный, предназначенный для разгрузки судов грейферно-бункерный кран с программным управлением, у к-рого грейфер заполняет расположенный на портале бункер. Поворотная часть кранов может устанавливаться на полупорталах (один рельс на стене здания), а на откосных набережных -на треугольных подставках. Стреловые устройства, как правило, обеспечивают горизонтальное перемещение груза при изменении вылета. Грузоподъёмность грейферных кранов постоянная, а крюковых чаще переменная. Грузоподъёмность перегрузочных кранов от 5 до 40 то, а монтажных от 100 до 300 то; вылет обычно 25-35 м и достигает 50-100 м (у судостроит. П. к.). Скорости движений перегрузочных кранов составляют: подъёма груза 60-90 м/мин, вращения 1, 5-2 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 30 м/мин; скорости монтажных кранов значительно меньше, чем перегрузочных.

Настенно-консольные поворотные краны обычно выполняют стационарными, реже - передвижными. Стационарные краны применяют для обслуживания рабочих мест в цехах и на складах, а передвижные гл. обр. для выполнения внутр. работ в крупных механич. цехах. Грузоподъёмность стационарных П. к. 0, 25-3, 2 то, вылет 3-6 м.

Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву, состоят из верхнего строения (крана) и самоходного (10-15 км/ч) пли несамоходного понтона. По конструкции верхнего строения они подразделяются на поворотные (универсальные) и неповоротные (мачтовые, козловые). Неповоротные плавучие краны имеют грузоподъёмность до 1500-2500 то, вылет (от кромки понтона) до 25 м; их используют для подъёма особо тяжёлых грузов и для производства спец. работ. Поворотная часть плавучих кранов аналогична поворотной части портальных кранов. Для массовых перегрузочных работ используют краны (обычно несамоходные) грузоподъёмностью до 25 то с вылетом до 35 м; для перегрузки судов-тяжеловесов, а также для произ-ва строит.-монтажных, судостроит. и ава-рийно-спасат. работ - поворотные краны грузоподъёмностью до 350 га (обычна самоходные) с вылетом до 60 м.

Судовые краны обычно выполняются стационарными поворотными, реже - передвижными (портальными или козловыми). Грузоподъёмность стационарных П. к. 1- 16 то при вылете до 16 м.

Основные узлы подъёмных кранов. Осн. механизмы П. к.- механизм подъёма груза, кроме к-poro П. к. различных типов имеют обычно от 1 до 3 (в нек-рых случаях до 6) различных механизмов: передвижения грузовой тележки; вращения поворотной части или поворотной стрелы грузовых тележек; изменения вылета стрелы; подъёма или выдвижения консоли моста и др. Передвижные П. к. имеют также механизм передвижения крана. В кранах большой грузоподъёмности, кроме механизма главного подъёма, часто устанавливают 1 или 2 независимо работающих механизма вспо-могат. подъёма для ускоренного перемещения грузов меньшей массы. Механизм подъёма груза состоит из гибкого подъёмного органа (обычно стального каната) и грузовой одно- или двухбарабанной лебёдки. К канату непосредственно или через нижнюю обойму полиспаста прикрепляется грузовой крюк или различные грузозахватные приспособления, к-рые могут быть автома-тич. действия, напр, подъёмные электромагниты, пневматич. присосы, клещевые захваты, грейферы и др. (соответственно П. к. наз. крюковые, грейферные, магнитные, клещевые, контейнерные и т. п.). При необходимости иметь несколько ступеней скорости подъёма (напр., посадочную, повышенную для грузов малой массы и т. п.) применяют многоскоростные лебёдки. В тех случаях, когда требуется особенно большая точность в работе при технологич. операциях (напр., в нек-рых металлур-гич. мостовых кранах), а также при шта-белировании грузов применяют т. н. жёсткий подвес. В этом случае грузозахватное устройство прикрепляется к штанге, к-рая перемещается по вертикальным направляющим (в шахте). Жёсткий подвес полностью устраняет раскачивание груза, но значительно утяжеляет кран. Для обеспечения безопасности работы механизмы подъёма снабжаются ограничителями хода грузозахватного устройства, ограничителями грузоподъёмности или грузового момента. Нек-рые П. к. имеют крановые весы автоматич. действия, позволяющие определять массу поднимаемого груза. Механизмы передвижения кранов и грузовых тележек по рельсовому пути бывают гл. обр. с приводными колёсами, реже с канатной тягой, к-рая обычно применяется только для грузовых тележек. Приводные колёса могут быть с центральным и раздельным приводом. Вращение колёс с центральным приводом производится одним двигателем через промежуточный (трансмиссионный) вал. При раздельном приводе каждое колесо или приводная двухколёсная ходовая тележка имеют свой двигатель.

Предохранит, устройства механизмов передвижения - ограничители хода (напр., концевые выключатели, концевые упоры) и противоугонные устройства (от действия ветра). Стреловые устройства бывают с негоризонтальным и с горизонтальным перемещением груза при подъёме и опускании стрелы (изменении вылета). Устройства с негоризонтальным перемещением груза применяют в П. к., у к-рых изменение вылета является установочным движением и производится при ненагруженной стреле (напр., у ж.-д. кранов). Стреловые устройства с горизонтальным перемещением груза, в т. ч. шарнирно-сочленённые укосины, значительно уменьшают мощность привода, их применяют на П. к., у к-рых изменение вылета является рабочим движением (напр., башенные, портальные, плавучие и судовые поворотные краны). Механизмы изменения вылета выполняются в виде стрелового полиспаста с лебёдкой, поступательно перемещающейся винтовой или реечной штанги с приводом, гидроцилиндра, приводного зубчатого сектора или кривошипного механизма. Эти механизмы воздействуют либо непосредственно на стрелу (укосину), либо на связанную с ней рычажную систему. Предохранит, устройства стрелы - конечные выключатели для ограничения угла качания стрелы. Крановые металлоконструкции, как правило, изготовляют сварными. Для снижения веса конструкций их изготовляют из низколегированных сталей повышенной прочности, а также из алюминиевых сплавов. В механизмах привода кранов используют электрические двигатели (главным образом переменного тока), двигатели внутр. сгорания (преим. дизельные), гидравлич. и пневматич. двигатели или привод ручной. При необходимости плавного регулирования скоростей в широких пределах применяют электродвигатели постоянного тока. Двигатели внутр. сгорания устанавливают на П. к., к-рые должны работать независимо от электрич. сети (плавучие, ж.-д., автомоб., гусеничные краны). Для устранения сложных и трудных в управлении распределит, передач от одного двигателя к ряду механизмов (одномоторный привод) применяется комбинированный дизель-электрич. или дизель-гид-равлич. привод, в к-рых каждый механизм имеет отд. электрич. или гидравлич. двигатель (гидроцилиндр) - многомоторный привод, а дизель приводит в действие генератор тока или насосы. Гидравлич. привод компактен, позволяет в широких пределах осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей, но имеет низкий кпд. Пневматич. привод с поршневыми двигателями и цилиндрами применяется в небольших П. к., работающих во взрывоопасных помещениях. Ручной привод используют в П. к. при перемещении грузов на небольшие расстояния и редкой работе. Скорости движений при этом невелики, т. к. мощность ограничена. Управление механизмами кранов осуществляет один крановщик из кабины, к-рая может находиться на поворотной части, грузовой тележке или мосту крана. Тихоходными и редко используемыми П. к. может управлять рабочий, находящийся на полу (с помощью кнопочного аппарата). Возможно дистанц. управление по проводам или с помощью радио. При работе по определённому графику возможно программное управление с автоматич. выполнением большинства операций; в нек-рых случаях применяется радиотелефонная и телевизионная системы связи крановщика с местом работы. Для торможения и остановки механизмов служат механич. тормоза автоматич. действия или управляемые крановщиком. При наличии электрич. двигателей, кроме того, возможно применение электрич. торможения.

Перспективы развития краностроения соответствуют возрастающим требованиям обслуживаемых П. к. отраслей нар. х-ва. Одна из гл. задач - увеличение грузоподъёмности и осн. параметров П. к.-длины пролётов, вылета стрелы, высоты подъёма груза, а также увеличение манёвренности передвижных кранов и т. п., что направлено на расширение сферы использования П. к. Существенным является повышение их производительности, для чего предусматривается увеличение скоростей рабочих движений, использование автоматич. грузозахватных устройств и внедрение автоматич. систем управления. Важная проблема - повышение точности работы П. к., для решения к-рой требуется создание систем автоматич. гашения колебаний груза и увеличение диапазона регулирования скоростей. Решается также задача снижения динамич. нагрузок и уменьшения собств. массы П. к.

Лит.: Справочник по кранам, под ред. А. И. Дукельского, 2 изд., т. 1 - 2, Л., 1971 -1973 (имеется библ.); Грузоподъемные машины, под ред. М. П. Александрова, М., 1973; Sсheff1еr М.. Pajеr G., KurthF., Grundlagen der Fordertechnik, 4 Aufl., В., 1971; Broughton H. H., Electric cranes, 3 ed., L., 1958. А. И. Дукельский.

ПОДЪЕСАУЛ, офицерский чин в казачьих войсках русской армии. Соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра в регулярных войсках.

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ ДУГА, элемент висцерального скелета позвоночных животных и человека, расположенный непосредственно позади челюстной дуги. У большинства хрящевых рыб каждая половина П. д. состоит из верхнего подъязычного хряща - подвескаи нижнего, собственно подъязычного хряща - г и о и д а. Обе половины П. д. соединяются внизу непарным элементом. У костных рыб верхний элемент П. д., несущий жаберную крышку, расчленён на собственно подвесок и соединит, кость; гиоид несёт лучи жаберной перепонки. Непарный соединит, элемент П. д. покрыт слизистой оболочкой (язык рыб) и часто вооружён зубами. У большинства наземных позвоночных животных и человека подвесок преобразуется в слуховую косточку - столбик, или стремечко, а нижний элемент входит в состав подъязычного аппарата. См. также Амфистилия, Аутостилия, Гиостилия.

ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ АППАРАТ, часть висцерального скелета наземных позвоночных и человека, расположенная между ветвями ниж. челюсти под языком (отсюда назв.). П. а.- остаток жаберных дуг кистепёрых рыб, изменённый в процессе историч. развития позвоночных. Наиболее полно развит у безногих и личинок хвостатых земноводных, у к-рых в П. а. ясно различимы подъязычная дуга (её нижний отдел) и 3-4 жаберных дуги. У бесхвостых земноводных все эти элементы сливаются в широкую хрящевую пластинку - тело, несущее 4 пары отростков. У пресмыкающихся и птиц непарные элементы жаберного аппарата образуют удлинённое тело П. а., служащее опорой для языка, а парные элементы - не более 3 пар отростков, или рожков. У млекопитающих и человека П. а. обычно наз. подъязычной костью, состоящей из непарного тела и 2 пар отростков - больших и малых рожков. П. а. укрепляется рядом мускулов шеи, связывающих его с нижней челюстью и черепом, а также с ключицами и грудиной, у мн. животных ещё и с лопаткой; от П. а. отходят также мышцы языка. Работой этих мышц обусловливаются движения П. а. и дна ротовой полости, а также языка и гортани, что имеет существ, значение при глотании и звукообразовании.

ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ НЕРВ, 12-я пара черепно-мозговых нервов. Берёт начало из нервных клеток, формирующих его двигательное ядро, к-рое расположено в глубине мозгового ствола на уровне продолговатого мозга. Отростки нервных клеток объединяются в 10-15 корешков, к-рые проникают между пирамидой и нижней оливой. Сливаясь в общий ствол, они выходят из черепа через канал П. н. в затылочной кости. После выхода П. н. дугообразно загибается и у переднего края подъязычно-язычной мышцы разветвляется на конечные ветви, иннервирующие мускулатуру языка. При поражении П. н. развивается паралич соответствующей половины языка с атрофией его мышц.

ПОДЪЯЧЕВ Семён Павлович [27.1(8.2). 1866, с. Обольяново-Никольское, ныне с. Подъячево Дмитровского р-на Моск. обл., -17.2. 1934, там же], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1918. Печатался с 1888. Повесть " Мытарства" (1902) была отмечена В.Г. Короленко и М. Горьким. Осн. темы произв. П.-трагизм судьбы миллионов крестьян, страдающих от безземелья, эксплуатации и произвола властей (" У староверов", 1907; " Семейное торжество", 1910; " Жизнь и смерть", 1912, и др.); разоблачение хищничества сел. лавочников и кулаков (" Карьера Захара Фёдоровича Дрыкалина", 1915); рост политич. самосознания крестьян под воздействием революц. пропаганды (" За грибками, за ягодками", 1916, и др.). В рассказах и очерках П. сов. лет (" Новые полсапожки", " Понял", " Письмо" и др.) показана жизнь деревни до и после Октября 1917. Опубл. автобиографич. повесть" Моя жизнь" (кн. 1-2, 1929-32).

С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1 - 11, М.- Л., 1927 - 30; Избр. произв., М., 1966.

Лит.: Семен Павлович Подъячев. 1866-1934. К 100-летию со дня рождения, М., 1968; Короленко В., [Письмо С. П. Подъячеву], Собр. соч., т. 10, М., 1956; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

Ф. И. Кулешов.

ПОДЫ, то же, что западины.

ПОДЫМЩИНА, древнейшая система налогового обложения на Руси в 9-18 вв.; см. Дым.

ПОДЬЯЧИЙ (греч. hypodiakonos, от hypo - под и diakonos - служитель), низший чин администрации в России 16 - нач. 18 вв. Под руководством дьяков П. выполняли осн. делопроизводств. работу в центр, и местных гос. учреждениях. Составляли особую групйу служилого неподатного населения. Делились на старших, средней статьи и младших.

Получали денежное, хлебное, а иногда и поместное жалованье. В 20-е гг. 18 в. в государственных учреждениях их заменили канцеляристы, подканцеляристы и копиисты.

ПОДЮГА, посёлок гор. типа в Конош-ском р-не Архангельской обл. РСФСР. Расположен на р. Подюга (басе. Сев. Двины). Ж.-д. станция на линии Коно-ша - Котлас. Леспромхоз, щебёночный завод.

ПОЕЗД железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или неск. действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опозна-ват. сигналы. В СССР формирование, движение, приём и отправление, обслуживание П. производятся по действующим " Правилам технической эксплуатации железных дорог". На жел. дорогах Мин-ва путей сообщения СССР различают П. по т. н. старшинству: внеочередные - восстановительные, пожарные, снегоочистители и др.; очередные - пассажирские (дальнего, местного и пригородного сообщения); почтово-багажные, грузопассажирские, грузовые, хозяйственные, а также относят к П. локомотивы без вагонов, отд. моторные вагоны и мотор-вагонные секции, автомотрисы и автодрезины несъёмного типа, отправляемые на перегоны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.