Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Драматический театр 39 страница






Лит.: Гвоздев А., Пиотровский А., История европейского театра, М.- Л., 1931, с. 415 - 62; Parker a., Pageants: their presentation and production, L., 1954.

ПЕДИ, бапеди, сев. басуто, народ в Юж. Африке. Большая часть П. живёт в ЮАР (к С. от г. Претория) и частично в сопредельных районах Республики Ботсвана и Юж. Родезии. Общая числ. ок. 1, 5 млн. чел. (1970, оценка). Язык П.- се-педи - относится к семье языков банту. Сохраняются традиц. религ. верования (культы предков, сил природы), часть П.- христиане. П. занимаются земледелием (кукуруза, сорго, бобовые) и разводят кр. рог. скот. Многие работают на рудниках и на пром. предприятиях.

ПЕДИАТРИИ ИНСТИТУТ Академии медицинских наук СССР, н.-и. учреждение, ведущее разработку осн. проблем физиологии и патологии детского возраста. Находится в Москве. Осн. в 1922 под назв. Гос. ин-т охраны материнства и младенчества; в 1945 под совр. назв. вошёл в систему АМН СССР. В составе ин-та (1974): 10 клинич. отделений, 9 лабораторий, поликлиника, отделения функциональной диагностики, физ. методов лечения, рентгенологич., научно-организационный отдел. Осн. научная тематика: разработка научно-организационных основ леч.-профилактич. помощи детям, физиол. особенности роста и развития детей, физиология и патология новорождённого ребёнка, хронич. заболевания органов дыхания, болезни сердечно-сосудистой системы и крови, аллергич. заболевания, инфекционная патология, заболевания почек, органов пищеварения у детей. П. и.- научно-методич. центр, направляющий и координирующий научную деятельность республиканских н.-и. ин-тов педиатрии и педиатрич. кафедр мед. ин-тов. П. и. имеет клинич. ординатуру и аспирантуру; ему предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Периодически издаёт труды науч. сессий и конференций.

В ин-те работали известные педиатры: Г. Н. Сперанский, О. Д. Соколова-Пономарёва, А. И. Доброхотова, Н. М. Щелованов. Награждён орденом Ленина (1973) и орденом Трудового Красного Знамени (1947). М. Я. Студеникин.

ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais, род. падеж paidos - ребёнок, дитя и iatreia - лечение), мед. дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику. Изучением гигиенических условий жизни, обеспечивающих гармонич. умственное и физич. развитие детей, занимается гигиена детей и подростков.

Как самостоят. клинич. дисциплина П. сформировалась во 2-й пол. 19 в., хотя отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению нек-рых детских болезней встречаются ещё в древних источниках (работы Гиппократа, Сорана Эфесского, Галена, Чжан Чжун-цзина, Ибн Сыны). В 15-17 вв. в Европе появились первые спец. книги, посвящённые детской патологии; большой вклад в развитие П. внесли в 18 в. англ. врачи У. Кадоган, Г. Армстронг, М. Ундервуд, Э. Дженнер и др. В нач. 19 в. были организованы первые детские больницы, появились спец. детские врачи. До кон. 19 в. Парижская школа педиатров (Н. Жадло, Л. Герсан, М. Бийяр и др.) была центром подготовки детских врачей для всей Европы. С нач. 20 в. педиатрич. школы формируются и в др. странах: в Австрии - венская школа В. Маутнера и Ф. Майра, в Германии - В. Камерера и др., а затем в скандинавских странах, Италии, США, Канаде.

В России первые исследования в области охраны детского здоровья связаны с именами С. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодика-Максимовича, Н. И. Новикова, К. И. Грума. Первый рус. педиатр С. Ф. Хотовицкий в 1836 начал читать в петерб. Медико-хирургич. академии полный систематич. курс детских болезней и издал первое руководство по детским болезням - " Педиятрика" (1847). В 1834 в Петербурге была открыта первая детская больница (т. н. Николаевская), в 1842 - аналогичная больница (Ольгинская) в Москве. В 1869 в Медико-хирургич. академии была официально учреждена первая в России кафедра детских болезней, к-рую возглавляли В. М. Флоринский (1865-70), Н. И. Быстров (1870-96), Н. П. Гундобин. К. А. Раух-фус построил в Петербурге первую в мире (1869) больницу, спланированную с учётом особенностей детского возраста; под его руководством состоялся 1-й Всеросс. съезд педиатров (1912). Н. А. Тольский в 1866 организовал детскую клинику при Моск. ун-те, ставшую впоследствии одним из центров П. В клинике работали Н. Ф. Филатов - основоположник клинич. П. в России, Н. С. Корсаков, А. Н. Филиппов и др. По инициативе Н. И. Быстрова в Петербурге (1885) и n. ф. Филатова в Москве (1892) были созданы первые общества детских врачей.

После Великой ОКТ. социалистич. революции организация детского здравоохранения была коренным образом перестроена. Произошло постепенное разделение П. на отдельные, более узкие специальности, создана широкая сеть профилактич. и леч. детских учреждений, организованы н.-и. ин-ты и первые в мире спец. ф-ты для подготовки врачей-педиатров (1930, педиатрич. ф-т 2-го Моск. мед. ин-та). С первых дней Сов. власти были созданы гос. системы охраны материнства и детства, а также охраны здоровья детей и подростков, что обеспечило резкое снижение детской смертности. К 1973 в СССР работали св. 84 тыс. врачей-педиатров (19 тыс. в 1940); науч. разработку проблем П. ведут Педиатрии институт АМН СССР, 14 республиканских н.-и. ин-тов П., а также ок. 300 кафедр П. мед. ин-тов и ун-тов. Впервые в СССР создана система антенатальной охраны плода; от рождения и до 15 лет каждого ребёнка наблюдает участковый врач, при необходимости дети получают помощь в консультациях, спец. детских больницах и санаториях. Развёрнута значит. сеть детских садов и ясель, лесных школ, пионерских лагерей, детских спортивных площадок. В развитии П. важную роль сыграла деятельность видных сов. педиатров Г. Н. Сперанского, В. И. Молчанова, А. А. Колтыпина, А. А. Киселя, М. С. Маслова, Ю. Ф. Домбровской, А. Ф. Тура, О. Д. Соколовой-Пономарёвой и др., а также организаторов детского здравоохранения 3. П. Соловьёва, В. П. Лебедевой, О П. Ногиной, В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич), Л. К. Скорняковой и др.

Важные совр. проблемы П. во всём мире - изучение реактивности растущего организма в норме и патологии, реакций ребёнка на иммунологич. препараты, выяснение истоков и условий формирований хронич. форм болезней, механизмов н последствий нарушения взаимодействия организмов матери и плода; разработка наиболее рациональных форм специализированной помощи детям. За рубежом наиболее известны работы Г. Фанкони, А. Вальгрена (Швеция), Д. Нельсона, Б. Спока (США), Дж. Де Тони (Италия), М. Лелонга (Франция), Б. Братанова (НРБ), Й. Гоуштека (ЧССР), Э. Керпель-Фрониуса (ВНР), М. Михаловича (ПНР), А. Пейпера (ГДР) и др. В 1925 организовано Всесоюзное общество педиатров, к-рое с 1955 входит в Междунар. педиатрич. общество (осн. в 1950). Вопросы П. освещаются в сов. журн. " Педиатрия" (М., с 1934), " Педiатрiя, акушерство i гiнекологiя" (Киiв, 1938-40, с 1945 - " Охорона материнства i дитинства"), -" Вопросы охраны материнства и детства" (М., с 1956), за рубежом: в США - " American Journal of diseases of children" (Chi., с 1911), " Pediatrics" (Evanston, с 1948), в Великобритании - " Archives of disease in childhood" (L., с 1926), во Франции - " Pediatrie" (Lyon, с 1912), в ПНР - " Pediatria Polska" (Warsz., с 1949), в ЧССР- " Ceskoslovenska pediatrie" (Praha, с 1946), и др.

Лит.: Конюс Э. М., Истоки русской педиатрии, М., 1946; Сперанский Г. Н., Московские педиатрические школы. (Исторический очерк), М., 1949; Фанкони Г., Вальгрен А., Руководство по детским болезням, [пер. с нем.], М., 1960; Многотомное руководство по педиатрии, под ред. Ю. Ф. Домбровской, т. 1 - 10, М., 1960-65; Гольдфельд А. Я., Очерки по истории педиатрии в СССР, М., 1970; Мананникова Н. В., Охрана здоровья детей в СССР, М., 1973.

М. Я. Студеникин.

ПЕДИКУЛЁЗ (от лат. pediculus - вошь), вшивость, заболевание кожи, вызванное укусами паразитирующих на ней головной, платяной или лобковой вшей.

ПЕДИКЮР (франц. pedicure, от лат. pes - нога и euro - забочусь), специальный уход за пальцами ног (удаление мозолей, полировка ногтей и т. п.).

ПЕДИМЕНТ (англ. pediment, букв.- основание, от лат. pes, род. падеж реdis - нога), предгорные наклонные равнины, выработанные в коренных породах, прикрытых с поверхности маломощным слоем рыхлых отложений. Образуются преим. в аридных и семиаридных условиях под действием плоскостного смыва и струйчатых потоков, путём параллельного отступания крутых склонов.

ПЕДИПАЛЬПЫ (от лат. pes, род. падеж pedis - нога и palpus - щупальце), вторая пара членистых конечностей головогруди у паукообразных. У большинства осн. членик П. служит для пережёвывания пищи, остальная часть П. заканчивается клешнёй (напр., у скорпионов и ложноскорпионов) или представлена простым щупальцем (напр., у пауков, причём у самцов последний членик П. выполняет функцию копулятивного органа).

ПЕДИПЛЕН (англ. pediplain, от лат. pes, род. падеж pedis - нога, подножие и англ. plain - равнина), денудационная равнина, образующаяся в условиях аридного и семиаридного климата на месте ранее существовавшего горного или холмистого рельефа путём параллельного отступания склонов от оси долин и соединения отдельных выровненных участков - педиментов. Относительно механизма образования П. нет единого мнения. См. также Пенеплен.

ПЕДИЦЕЛЛЯРИИ (от лат. pediculus - стебелёк, ножка), скелетные образования морских ежей и морских звёзд в форме щипчиков, сидящих на гибких " стебельках" или непосредственно на поверхности тела. Выполняют функцию защиты от врагов и очистки тела от чужеродных частиц.

ПЕДИЭИ (греч. Pedieis, букв.- жители равнины, от pedion - равнина), одна из трёх политич. группировок в Аттике в 6 в. до н. э. (наряду с паралиями и диакриями)', в политич. борьбе П. были связаны с определёнными аристократич. родами. Согласно другому распространённому в историографии мнению, П.- " партия" крупных землевладельцев, в отличие от паралиев - торг.-ремесленной и диакриев - крестьянской " партий".

ПЕДОГЕНЕЗ (от греч. pais, род. падеж paidos - дитя и ...генез), способ размножения, присущий ряду беспозвоночных, при к-ром у личинок развиваются неоплодотворённые яйцеклетки, дающие начало новому поколению; одна из форм партеногенеза. П. открыт в 1862 Н. П. Вагнером у двукрылых насекомых рода Miastor сем. галлиц. Термин " П." предложен К. М. Бэром (1865). При П. дочерние личинки, образующиеся в теле материнской личинки, сначала питаются её тканями как эндопаразиты, затем разрывают кутикулу съеденной материнской личинки и переходят к свободному образу жизни. Иногда вслед за неск. поколениями партеногенетич. личинок появляются личинки, заканчивающие метаморфоз и дающие взрослых самцов и самок, к-рые размножаются половым путём. П.- приспособление, компенсирующее недостаточно высокую плодовитость взрослых форм, расселяющихся пассивно. Для распространённых в Сев. Америке жуков сем. Micromalthidae характерны и живородящие и яйцекладущие педогенетич. личинки. П. известен и у ряда морских ветвистоусых ракообразных (род Podon и др.). Развитие у дигенетических сосальщиков зародышей редий в спороцистах и редиях первого порядка - ещё один пример П.

М. С. Гиляров.

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, род. падеж paidos - дитя и ...логия), буквально - наука о детях, фактически - совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич., социологич. концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В совр. зарубежной науке термин " П." не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и пед. психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологич. характера относятся к нач. 20 в. (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).

В дореволюц. России П. была представлена на съездах по пед. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистич. революции 1917 развилась сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-pa, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. " Педология" (1928-32). К кон. 20-х гг. П. начала претендовать на роль " марксистской науки о детях", монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.

Идеалистич. и механистич. установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами, при помощи к-рых определялся т. н. коэффициент умственной одарённости уч-ся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в пост. ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 " О педологических извращениях в системе наркомпросов". Резкие и по большей части справедливые критич. выступления сов. педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано сов. учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.

Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

А. В. Петровский.

ПЕДОМОРФОЗ (от греч. pais, род, падеж paidos - дитя и morphe - форма, вид), уподобление взрослого животного личинке. П. обычно наблюдается при сходных условиях существования личинки и взрослой формы - имаго, особенно при малоподвижном образе жизни. Примеры П.: гусеницеобразное строение самок бабочек мешочниц (чехлоносок), хотя между стадией гусеницы и имаго вклинивается стадия куколки; бескрылые самки эмбий, гриллоблаттиды и др. П. может быть связан с неотенией.

ПЕДОНОМ (греч. paidonomos, от pais - дитя и nemo - управляю), должностное лицо в Спарте (Др. Греция), назначавшееся советом старейшин (см. Герусия) для наблюдения за нравственным поведением и военно-физич. упражнениями детей и подростков. См. Спартанское воспитание.

ПЕДОТРИБ (греч. paidotribes, от pais - дитя и tribo - тру, приучаю, тренирую), учитель гимнастики в школах Др. Афин- палестрах.

ПЕДОЦЕНТРИЗМ (от греч. pais, род. падеж paidos - ребёнок, дитя и лат. centrum - центр), концепция в буржуазной педагогике, сторонники к-рой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематич. знаний противопоставляется такая организация уч. процесса, при к-рой " личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя", - игры, беседы и др. занятия по т. н. центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность уч-ся. Педоцентрич идеи составляют существенную часть пед. системы Ж. Ж. Руссо, известного бельгийского педагога и психолога О. Декроли, Дж. Дьюи и др. См. Педагогика.

ПЕДРЕЛЬ (Pedrell) Фелипе (19.2.1841, Тортоса, - 19.8.1922, Барселона), испанский композитор, музыковед, муз. критик, фольклорист, муз.-обществ. деятель. Чл. исп. Королевской академии изящных иск-в (1895-1904). Пел в церк. капелле, где получил начальное муз. образование. С 1873 работал в Барселоне. В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории (среди его учеников-основоположники новой исп. музыки И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья). Издавал муз. журналы, публиковал образцы классич. и нар. исп. музыки. Труды П. по муз. фольклору (" Испанские народные песни", т. 1-4, 1918-19, 2 изд., т. 1-2, 1936) и др., а также о совр. исп. музыке положили начало совр. исп. музыковедению. Ведущий деятель исп. муз. возрождения, т. н. Ренасимьенто (см. Испания, раздел Музыка), П. возглавил новую исп. композиторскую школу, оказав решающее влияние на её формирование. Автор опер, в т. ч. патриотич. трилогии с прологом " Пиренеи" (1890-91; 1-я ч., поставлена в Мадриде, 1902), программных симф. соч., кантат и хоров с оркестром, церк. музыки, романсов и песен, отличающихся ярким национальным колоритом.

Лит.: Кюи Ц. А., Два иностранных композитора, 1 - Фэлипэ Педрель. " Артист", 1894, № 33; фалья М. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, пер. с исп., М., 1971, с. 63 - 77.

П. А. Ахундов.

ПЕДРУ (Pedro). В Бразилии: П. I (12.10.1798, Лисабон, - 24.9.1834, там же), император в 1822-31 (в 1821-22 регент). Под давлением движения за независимость объявил (1822) Бразилию независимой от Португалии конституц. монархией. Правил как монарх-деспот, игнорируя конституцию, жестоко подавлял респ. движение, поощрял проникновение в страну капитала Великобритании, насаждал англ. воен. и торг. администрацию. Усиление либерального движения побудило П. I отречься от престола в пользу малолетнего сына.

В 1826 занимал португ. престол, который передал своей дочери. После отречения от браз. престола участвовал в борьбе за восстановление дочери (Марии II да Глориа) на португ. престоле (см. Мигелистские войны).

П. II (2.12.1825, Рио-де-Жанейро, - 5.12.1891, Париж), император в 1831-89. В обстановке широкого респ. и аболиционистского движения прибегал к либеральным методам правления, сочетая их с жестокой расправой над нар. восстаниями. При нём в 1851-52 Бразилия вела войну с Аргентиной, а в 1865-70 П. II возглавлял реакц. коалицию Бразилии, Аргентины и Уругвая против Парагвая. Парагвайская война ухудшила экономич. положение Бразилии; в стране усилилось аболиционистское и респ. движение. В этой обстановке П. II был вынужден объявить (май 1888) об отмене рабства. В 1889 П. II был свергнут в результате респ. антимонархич. движения и Бразилия провозглашена федеративной республикой.

ПЕЕВА, Пенка Вела (16.3.1922, Каменица, ныне квартал г. Велинград, - 3.5.1944, местность Бялата-Скала), деятель болгарского революц. молодёжного движения, нар. герой Болгарии. Училась в Пазарджикской гимназии, в 1941 - в Софийском ун-те (изучала педагогику, затем географию). Чл. Рабочего молодёжного союза с 1939, БКП - с 1943. Летом 1942 вступила в боевую антифаш. группу, действовавшую в Чепинской котловине, в апр. 1943 - в партиз. отряд " Антон Иванов". Погибла в бою с фашистами.

" ПЕЖООТОМОБИЛЬ" (Peugeot Automobiles, Франция), см. в ст. Автомобильные, монополии.

ПЕЗА, река в Архангельской обл. РСФСР, прав. приток р. Мезени. Дл. 363 км, пл. басс.15 100 км2. Берёт начало с Тиманского кряжа, течёт в широкой долине. Питание в основном снеговое. Средний расход воды ок. 130 М3/сек, макс.- более 2500 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в 1-й половине мая. Сплавная. Судоходна в весеннее половодье на 300 -320 км от устья. В бассейне много озёр.

ПЕЗАРО (Pesaro), город и порт в Центр. Италии, на берегу Адриатического м., в обл. Марке. Адм. ц. провинции Пезаро-э-Урбино. 84, 4 тыс. жит. (1971). Хим., швейная пром-сть, произ-во керамики, мотоциклов, мебели. П.- родина композитора Дж. Россини.

ПЕЙВЕ Александр Вольдемарович [р. 27.1(9.2). 1909, с. Семенцево, ныне Торопецкого р-на Калининской обл.], советский геолог, акад. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1953. Окончил Московский геологоразведочный ин-т (1930). В 1929- 1935 работал в Научном институте по удобрениям. В 1932-35 преподавал в Московском геологоразведочном ин-те. С 1935 работает в Геол. ин-те АН СССР (с 1960 директор). Осн. труды посвящены разработке теории геосинклиналей, выяснению роли горизонтальных тектонич. движений, а также изучению океанич. коры геологич. прошлого и закономерностей образования различных полезных ископаемых. П.- основоположник учения о глубинных разломах и их связи с магматизмом и металлогенией. Принимал участие в открытии ряда месторождений бокситов (Гос. пр. СССР, 1946), фосфоритов и калийных солей. Гос. пр. СССР (1969) за участие в составлении тектонической карты Евразии в масштабе 1: 5000000. Президент (с 1972) Международной подкомиссии по тектонич. карте мира. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Глубинные разломы в геосинклинальных областях, чИзв. АН СССР. Серия геологическая", 1945, № 5; Тектоника Североуральского бокситового пояса, М., 1947; Общая характеристика, классификация и пространственное расположение глубинных разломов. Главнейшие типы глубинных разломов, " Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1956, № 1; Связь осадконакопления, складчатости, магматизма и минеральных месторождений с глубинными разломами. Главнейшие типы глубинных разломов, там же, № 3; Тектоника и магматизм, там же, 1961, № 3; Океаническая кора геологического прошлого, " Геотектоника", 1969, № 4.

Лит.: Суворов А. И., Некоторые основные вопросы учения о глубинных разломах (к 60-летию А. В. Пейве), " Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1969, № 9.

В. Г. Гербова.

ПЕЙBE Ян Вольдемарович [р. 21.7 (3.8). 1906, с. Семенцево, ныне Торопецкого р-на Калининской обл.], советский агрохимик, акад. АН СССР (1966), акад. АН Латв. ССР (1946), Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1940. В 1929 окончил Моск. с.-х. академию им. К. А. Тимирязева. В 1931-44 работал во Всесоюзном н.-и. ин-те льна (в 1942-44 директор). В 1944-50 ректор Латв. с.-х. академии, в 1951-59 президент АН Латв. ССР. В 1963 зав. лабораторией биохимии микроэлементов Ин-та физиологии растений им. К. А. Тимирязева АН СССР. С 1971 академик-секретарь отделения общей биологии АН СССР. Осн. труды в области химии и биохимии микроэлементов - бора, меди, молибдена и др., а также калия и алюминия. За работы по микроэлементам удостоен Ленинской премии (1964). На 22-м съезде КПСС избран кандидатом в чл. ЦК КПСС, на 23-м съезде КПСС - чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 4-7-го созывов. Пред. Совета Национальностей Верх. Совета СССР 5-6-го созывов. Награждён 4 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Микроэлементы и ферменты, Рига, 1960; Биохимия почв, М., 1961; Руководство по применению микроудобрений, М., 1963.

ПЕЙЕР (Реуег) Карой (9.5.1881, Варошлёд, -25.10.1956, Нью-Йорк), венгерский политич. деятель, лидер правых социал-демократов. В 1906-11 чл. руководства союза металлистов. В 1917 избран в состав руководства Социал-демократич. партии Венгрии, в 1918 секретарь Всевенг. союза горняков и металлистов. В нач. 1919 в качестве правительств. комиссара пр-ва Д. Беринкеи участвовал в подавлении революционного выступлений горняков. В период Венгерской советской республики 1919 выступал за удаление коммунистов из правительства, за переговоры с представителями Антанты. После свержения Сов. власти в Венгрии занимал пост мин. внутр. дел (август 1919), организовал контрреволюционный террор. В годы хортистского режима (1919-44) депутат парламента. В дек. 1921 подписал (вместе с нек-рыми др. правыми лидерами с.-д.) тайное соглашение с пр-вом И. Бетлена, направленное против рабочего движения (см. Бетлена-Пейера пакт 1921). После установления нар.-демократии, строя в Венгрии вёл борьбу против сотрудничества С.-д. партии с коммунистами. Летом 1947 был исключён из С.-д. партии. Вскоре эмигрировал в США, где вёл подрывную работу против Венг. Нар. Республики.

А. В. Пейве.

Я. В. Пейве.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность), реальный вид к.-л. местности; в изобразительных искусствах -жанр или отдельное произведение, в к-ром основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображённая человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, иск-во П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл.

Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в иск-ве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологич. композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Др. Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологич. смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер (деревья, напр., уже часто различаются по породам). Широкое распространение пейзажные мотивы получают в росписях и рельефах эпохи егип. Среднего и Нового царства, а также в иск-ве Крита (16- 15 вв. до н. э.), где впервые путём орнаментальной ритмизации достигается впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы др.-греч. иск-ва обычно неотъемлемы от изображения человека. Большей самостоятельностью обладает эллинистич. и др.-рим. П. (включающий элементы перспективы), т. к. человеческие фигуры в нём или носят характер стаффажа, или отсутствуют вообще (иллюзионистич. росписи, мозаики, т. н. живописные рельефы). Характерный для этой эпохи образ природы, воспринимаемой как мир идиллического существования, был унаследован и раннесредневековым иск-вом. В иск-ве европ. средневековья элементы П. (особенно виды городов и отд. зданий) нередко служат средствами выявления пространственных построений (напр., " горки" или " палаты" в рус. иконах), но обычно играют роль лаконичных указаний на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали составляют часть умозрительно-теологич. схем, отражающих ср.-век. представления о Вселенной.

В ср.-век. иск-ве стран мусульманского Востока элементы П. были представлены первоначально весьма скупо [если не считать редких образцов, основанных на ранневизантийских традициях (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 705-15)]. С 13-14 вв. они занимают всё иол ее значит. место в книжной миниатюре, где в 16-17 вв. пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок и " ковровой" плоскостностью композиций, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде, каждая деталь к-рого исполнена поэтич. прелести. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в ср.-век. иск-ве Индии (особенно в миниатюрах, - начиная с моголъской школы), Индокитая и Индонезии (напр., образы тропич. леса в рельефах на мифологические и эпические темы).

Исключительно важное положение занимает П. как самостоят. жанр в живописи ср.-век. Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао) [эта концепция находит прямое выражение в П. типа " шань-шуй" (" горы-воды")]. В прочтении кит. П. существенную роль играют стихотворные надписи, символич. мотивы, знаменующие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива " мэйхуа"), человеческие фигурки, пребывающие в пространствах, к-рые кажутся беспредельными из-за введения в композицию обширных водных гладей и туманной дымки, а также благодаря тому, что отдельные пространств, планы кит. П. не разграничиваются, а свободно перетекают один в другой, подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости. Среди крупнейших мастеров кит. П. (сложившегося ещё в 6 в.) - Го Си (11 в.), Ма Юань, Ся Гуй (оба - кон. 12-1-я пол. 13 вв.), Му-ци (1-я пол. 13 в.). Япон. П., сформировавшийся к 12-13 вв. и испытавший сильнейшие влияния кит. иск-ва, отличается обострённой графичностью (напр., у Сессю, 15 в.), тяготением к изоляции отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (18-19 вв.), более активной ролью человека в природе (ксилографические пейзажи Хокусай и Хиро-сиге).

Дунь Юань. " Речной пейзаж". Живопись тушью на шёлковом свитке. 2-я пол. 10 в. Музей Гугун. Пекин, Фрагмент.

Джованни Беллини. " Св. Франциск Ассизский". 1470-е гг. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

В зап.-европ. иск-ве 13-15 вв. тенденции к чувственно убедит. трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии 13-14 вв.; бургундские и нидерл. миниатюристы 14-15 вв.; бр. X. и Я. ван Эйки в Нидерландах; К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии 1-й пол. 15 в.). Ренессансные художники обращаются к непосредств. изучению натуры, создавая наброски и акварельные этюды, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь представлениями о рационалистичности законов мироздания и возрождая концепцию о П. как реальной среде действия (последний момент был особенно характерен для итал. мастеров кватроченто). Значительное место П. занимает в творчестве Мантеньи, Пьеро делла Франческа, П. Перуджино, Леонардо да Винчи, Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Дж. Кампаньолы, Доссо Досси в Италии, Хуго ван дер Гуса, Г. Давида, Гертгена тот Синт-Янса, X. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии, мастеров дунайской школы в Германии и Австрии. В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и дунайская школа) и в малоразмерных живописных композициях, где образ природы или составляет единств. содержание картины (А. Альтдорфер), или безраздельно главенствует над сценками переднего плана (эту традицию открывает нидерландец И. Патинир). Если итал. художники стремятся подчеркнуть гармонич. созвучие человеческого и природного начал, а в гор. пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде, то нем. мастера особенно охотно обращаются к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик. Совмещение пейзажного и жанрового моментов, типичное для нидерл. иск-ва, приводит к наиболее ярким результатам в произв. П. Брейгеля Старшего, отличит. чертами к-рых является не только грандиозность панорамных композиций, но и глубочайшее проникновение в специфику нар. жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. В зрелом ренессансном П. в целом (будь то 3-плановый панорамный, мировой П., сельский или лесной вид) космически-всеобщее неизменно преобладает над топографически-конкретным и осн. темой становится жизнь земли как одухотворённого организма. В 16 - нач. 17 вв. у ряда нидерл. мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного П. переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно-эмоциональное отношение художника к миру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.