Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Драматический театр 27 страница






Происхождение П. гипотетически относят ко 2-й пол. 15 в., когда пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.). Термин " pastello" впервые появляется в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо (кон. 16 в.). Мастера П. 16-17 вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, X. Хольбейн Младший в Германии, X. Голциус в Голландии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) практически не переступают традиций чистого рисунка. С кон. 17 в. в П. усиливаются живописные тенденции. Во Франции Ж. Вивьен исполняет в технике П. настоящие станковые картины. Расцвет П. происходит в 18 в. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекают таких мастеров, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перронно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. П. отвергается классицизмом именно из-за её изнеженности, приглушённости, отсутствия в ней линеарной напряжённости. С 1-й трети 19 в. в технике П. работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в П. сильную линию, звучность красок и богатство фактуры) во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрленис в Литве. В 20 в. к П. обращается П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, X. ван де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают сов. мастера П.- С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.

Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М.- Л., 1950; Вriеgеr L., Das Pastell, В., [1921]; Нahn R., Pastellmalerei. Einfiihrung in die Technik, 4 Aufl., Ravensburg, [1948]; Robert K., Le pastel, P., 1951. В. Д. Синюков.

ПАСТЕР (Pasteur) Луи (27.12.1822, Доль, Юра, -28.9.1895, Вильнёв-л'Этан, близ Парижа), французский микробиолог и химик, основоположник совр. микробиологии и иммунологии. Чл. Парижской АН (1862), Франц. мед. академии (1873), франц. академии (" бессмертных"; 1881). Чл.-корр. (1884) и почётный чл. (1893) Петеро. АН. Окончил Высшую нормальную школу (1847). Проф. ун-тов в Страсбурге (с 1849) и Лилле (с 1854), Нормальной школы (с 1857), Парижского ун-та (с 1867). Участник Революции 1848, вступил в Нац. гвардию. Первый директор н.-и. микробиологич. ин-та (Пастеровского ин-та), созданного в 1888 на средства, собранные по международной подписке. В этом ин-те наряду с другими иностранными учёными плодотворно работали и русские - И. И. Мечников, С. Н. Виноградский, Н. Ф. Гамалея, В. М. Хавкин, А. М. Безредка и др. Для исследований П. характерна органич. связь теории и практики. Первые его работы, посвящённые изучению оптической асимметрии молекул, легли в основу стереохимии. П. показал, что различия в оптической активности кристаллов винной кислоты (лево- и правовращающие) определяются присутствием среди них двух асимметричных форм. Установил возможность разделения оптич. изомеров с помощью микроорганизмов, усваивающих один из них. С 1857 изучал процессы брожения (молочнокислого, спиртового, уксусного, открытого им маслянокислого). Вопреки господствовавшей " химической" теории нем. химика Ю. Либиха доказал, что брожение вызывается деятельностью различных видов микроорганизмов. Открыл при этом явление анаэробиоза (способность к жизни в отсутствии свободного О2) и существование облигатно (строго) анаэробных бактерий. Показал, что брожение служит источником энергии для вызывающих его микроорганизмов. Заложил научные основы виноделия, пивоварения и др. отраслей пищевой пром-сти. Предложил метод предохранения вина от порчи (пастеризацию), применённый затем в произ-ве др. продуктов питания (пива, молока, фруктово-ягодных соков). Окончательно опроверг (путём эксперимента) представления о возможности самозарождения живых существ в совр. условиях. Изучив природу заболевания шелковичного червя (1870), П. установил заразность болезни, время её макс. проявления и рекомендовал меры борьбы с нею. Исследовал ряд др. заразных болезней животных и человека (сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха свиней и пр.), окончательно установив, что они вызываются специфич. возбудителями. На основе развитого им представления об искусственном иммунитете предложил метод предохранит. прививок, в частности вакцинацию против сибирской язвы (1881). В 1880 П. совм. с Э. Ру начал исследования бешенства. Первая предохранит. прививка от этой болезни была им сделана в 1885 (см. Пастеровская станция).

Л. Пастер.

С о ч.: CEuvres completes, t. 1 - 7, P., 1922-39; Correspondance. 1840-1895, t. 1-4, P., 1940-51; Избр. труды, т. 1-2, M., 1960 (список работ).

Лит.: Гамалея n. ф., Мечников И. И., Тимирязев К. А., Пастер (Сб. ст.), М.- Л., 1946; Валлери-Радо Р., Жизнь Пастера, пер. с франц., М., 1950; Яновская М., Пастер, М., 1960; Имшенецкий А. А., Луи Пастер. Жизнь и творчество, М., 1961.

Д. В. Лебедев.

ПАСТЕРА ЭФФЕКТ, снижение скорости или полное прекращение спиртового брожения под влиянием кислорода. Впервые это явление наблюдал Л. Пастер. П. э. имеет место также в животных и растит. тканях, где О2 тормозит анаэробный гликолиз. Значение П. э., т. е. перехода в присутствии О2 от анаэробного гликолиза или брожения к дыханию, т. е. потреблению О2, состоит в переключении клетки на более экономный путь получения энергии: при дыхании из того же кол-ва субстрата извлекается примерно в 20 раз больше энергии, чем при брожении. В результате скорость потребления субстрата, напр. глюкозы, в присутствии О2 снижается. Молекулярный механизм П. э. заключается, по-видимому, в конкуренции между системами дыхания и брожения (гликолиза) за аденозиндифосфат (АДФ), используемый для образования аденозинтрифосфата (АТФ).

Лит.: Биохимия растений, пер. с англ., М., 1968, гл. 10; Шлегель Г., Общая микробиология, пер. с нем., М., 1972, гл. 8.

ПАСТЕРЕЛЛЁЗ, геморрагическая септицемия, инфекционная болезнь животных и человека, характеризующаяся септицемией и воспалит. процессами слизистых оболочек дыхательных путей и кишечника, а также пневмониями, отёками. Возбудитель - бактерии пастереллы. Источник возбудителя -больные и переболевшие животные. В возникновении П. большое значение имеет ослабление резистентности организма под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. Заражение происходит аэрогенным и алиментарным путём. У больных животных отмечают повышение темп-ры, отсутствие аппетита, сильное угнетение, учащение пульса и дыхания; при преим. поражении органов дыхания-слизисто-гнойное истечение из носа, конъюнктивит, затруднённое дыхание, кашель. Кишечная форма проявляется прогрессирующим поносом, слабостью, у рогатого скота и свиней возможны отёки в области головы, шеи, подгрудка и в др. местах (при сверхостром течении болезни животные быстро погибают без видимых симптомов). При диагностике учитывают клинич. признаки, эпизоотологич. данные и результаты бактериологич. исследования. Лечение проводят специфич. гипериммунной сывороткой, антибиотиками, сульфаниламидами. Больных птиц лечить нецелесообразно. Профилактика: создание хороших условий содержания, полноценное кормление, выполнение вет.-сан. мероприятий; для активной профилактики применяют вакцины.

Для П. человека характерны местные поражения в виде абсцессов и флегмон. В ряде случаев развивается остеомиелит, бронхопневмония. Профилактика - соблюдение мер предосторожности при работе с животными, больными П.

Лит.: Эпизоология, под общ. ред. Р. Ф. Сосова, М., 1974.

Е. И. Буткин.

ПАСТЕРЕЛЛЫ, род неспороносных патогенных бактерий, названных так в честь изучавшего их Л. Пастера. Неподвижные грамотрицательные короткие (0, 3-1 х 0, 8-2 мкм) палочки, окрашивающиеся биполярно (оба конца клетки окрашиваются значительно темнее). На плотных питат. средах образуют сероватые или желтоватые слизистые колонии, на мясопептонном бульоне - муть и сероватую плёнку. Факультативные аэробы, слабо сбраживают углеводы без образования газа; оптимальная темп-pa роста 37 °С. Отдельные виды П. вызывают холеру у кур, пастереллёз - у др. птиц, мышей, крыс, кроликов, свиней, кр. рог. скота, лошадей. Pasteurella pestis - возбудитель чумы у человека и грызунов (суслики, крысы). Чума передаётся от одних грызунов другим, а от них человеку, преим. инфицированными блохами.

ПАСТЕРИЗАЦИЯ, однократное нагревание жидкостей или пищевых продуктов обычно до 60-70 оС в течение 15-30 мин. При этом неспороносные бактерии погибают, но полной стерилизации не происходит, т. к. споры бактерий такое нагревание выдерживают. Метод предложен Л. Постером. Применяется гл. обр. для предохранения от порчи пищевых продуктов, к-рые не выдерживают нагревания до более высокой темп-ры. В пром. масштабе П. подвергают молоко, вино, пиво и др. жидкости, а также пищевые продукты, к-рые после П. рекомендуется хранить при низкой темп-ре, чтобы избежать прорастания бактериальных спор. Существует и так наз. дробная П., или тиндализация. Для этого после обычной П. продукт охлаждают и выдерживают нек-рое время при обычных темп-рах. Когда оставшиеся споры начинают прорастать, продукт подвергают вторичной П. Иногда П. повторяют 3-4 раза.

П. осуществляют в пастеризаторах. Распространены центробежные, трубчатые и пластинчатые пастеризаторы (для молока, сливок, фруктовых и овощных соков, напитков), в к-рых обеспечивается быстры и кратковременный нагрев до сравнительно высоких темп-р (до 100 °С) продукта, непрерывно протекающего тонким слоем между греющими поверхностями. После П. продукт разливают в герметически укупориваемую тару. Для П. продуктов, заранее расфасованных в тару (бутылки, консервные банки) имеются пастеризаторы, в к-рых продукты нагреваются паром при постоянном вращении. Перспективны пастеризаторы с высокочастотными источниками нагрева продуктов в таре.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович [29.1 (10.2).1890, Москва, - 30.5.1960, Переделкино Ленинского р-на Моск. обл.], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубл. в 1913. Первый сб. стихов " Близнец в тучах" (1914). Автор сб-ков: " Поверх барьеров" (1917), " Сестра моя - жизнь" (1922, написана преим. летом 1917). Входил в лит. группу " Центрифуга" (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами (см. Футуризм). В поэме " Высокая болезнь" (1924, 2-я ред. 1928) П. переходит от лирики к эпич. жанру; создаёт образ В. И. Ленина ("...Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной"); опубл. поэмы, посв. первой рус. революции: " Девятьсот пятый год" (1925-26) и " Лейтенант Шмидт" (1926-27), о к-рых М. Горький писал: " Книга - отличная; книга из тех,...которым суждена долгая жизнь" (" Литературное наследство", т. 70, 1963, с. 300). Тогда же он писал о лирике П.: "...Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом" (там же, с. 308). Лирика П., отмеченная высокой поэтич. культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви - они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, к-рые он должен " разгадать" и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтич. путь П. ознаменован настойчивым стремлением дойти " до самой сути" вещей и явлений, добиться простоты стиля, к-рый отражал бы глубину и ясность видения мира.

Б. Л. Пастернак.

Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах нач. 30-х гг. В автобиографич. повести " Охранная грамота" (1931) и в неоконч. романе в стихах " Спекторский" (1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравств. истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, П. отрицал революц. насилие как средство достижения этих целей. В то же время для кн. стихов " Второе рождение" (1932) характерна попытка взглянуть " без пелен" на жизнь страны, постичь её завтрашний день (" Ты рядом, даль социализма" и др.).

С нач. 30-х гг. П. переводил стихи груз. поэтов - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея мн. языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, " Фауста" И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 П. пишет стихи о героях и тружениках войны (" Смерть сапёра" и др.). В 1943 выходит сб. " На ранних поездах", в 1945 - " Земной простор", в к-рых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг. П. пережил глубокий кризис. В романе " Доктор Живаго" выражено отрицат. отношение к революции и неверие в возможность социального преобразоваия общества. В 1955 П. признал, что во время работы над романом его "...по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше" (см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него П. Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в сов. печати; П. был исключён из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался.

Э. Пасторино.

В последнем цикле стихов " Когда разгуляется" (1956-59) ощутим новый прилив творч. сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагич. одиночества.

Соч.: Стихотворения и поэмы, 2 изд., М.- Л., 1965; Стихи. [Вступ. ст. К. Чуковского. Послесл. Н. Банникова], М., 1966; Люди и положения, " Новый мир", 1967, № 1, [Письма Б. Пастернака], " Вопросы литературы", 1972, № 9; Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака, 2 изд., т. 1 - 2, М., 1950; Стихи о Грузии. Грузинские поэты, Тб., 1958; Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов. [Вступ. ст. Н. Любимова], М., 1966.

Лит.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Тaгeр e., " Избранное" Б. Пастернака, " Литературная газета", 1966, 11 авг.; Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350 -389; Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973. 3. С. Паперный.

ПАСТЕРНАК Пётр Леонтьевич [8(20).1. 1885, Одесса, - 21.9.1963, Москва], советский учёный в области железобетонных конструкций и теории сооружений. По окончании в 1910 Высшего технич. училища (Цюрих) работал ассистентом и инженером-строителем в Цюрихе, в 1912-14 - в Женеве. В 1914-20 гл. инженер Черноморского строит. об-ва в Петербурге. В 1920-29 доцент Высшего технич. училища в Цюрихе. В 1929-1932 работал в Учебно-проектно-строит. комбинате и в Промстройпроекте в Москве. С 1932 преподавал в Моск. инженерно-строит. ин-те (с 1934 проф.). Выполнил ряд важных исследований в области строит. механики стержневых систем и теории упругости, а также исследований, связанных с разработкой инж. методов расчёта железобетонных конструкций. Автор проектов конструкций покрытия Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камского бумажного комбината и др.

Соч.: Berechnung vielfachstatisch unbestummter biegefester Stab-und Flachentragwerke (1), Z., 1927; в рус. пер.- Комплексные конструкции, М., 1948; Железобетонные конструкции, М., 1961.

ПАСТЕРНАК (Pastinaca), род растений сем. зонтичных. Двулетние или многолетние травы с перистыми листьями. Цветки в сложных зонтиках, жёлтые или оранжевые. Плод - двусемянка. Известно 15 видов в Европе и Азии, в СССР - 5 дикорастущих (гл. обр. на Кавказе) и один вид в культуре. Из дикорастущих наиболее распространён П. дикий (P. silvestris), двулетнее растение с веретеновидным корнем; растёт на выгонах, около дорог, по огородам (как сорняк). В культуре П. посевной (P. sativa), двулетнее растение. Листья сильно рассечённые, раз-дельноперистые, ярко-зелёные. Корнеплод мясистый, жёлто-белый, гладкий, округло-удлинённый или удлинённо-конический. Цветки мелкие, обоеполые, с 5 жёлтыми загнутыми внутрь лепестками. Плоды - двусемянки плоскоовальные, светло-бурые или коричневые. П.- перекрёстноопыляющееся, холодостойкое и морозоустойчивое растение. Хорошо растёт на плодородных, среднесвязных и окультуренных болотных почвах. Корнеплоды содержат 17, 5-18, 7% сухих веществ, 8, 6-10, 5% сахара, до 40 мг витамина С. Используется как ароматич. приправа к супам, мясу, в тушёном виде (с маслом и сухарями), а также для приготовления различных овощных консервов. В СССР возделывается в зонах консервной пром-сти. Известны сорта: Круглый, Лучший из всех, Студент. Обработка почвы, нормы и сроки внесения удобрений, уход такие же, как и для моркови. Посев ранневесенний, однострочный или двухстрочный с междурядьями 45 см или по схеме 50-20 см в юж. р-нах СССР. Норма высева семян 5-6 кг/га. При прореживании растения оставляют на расстоянии 5-6 см. Урожай корнеплодов 400-700 ц с 1 га. О. А. Филиппова.

[ris]

Сорта пастернака: 1 - Круглый (лист и корнеплод); 2 - Студент (лист и корнеплод).

ПАСТЕРНАЦКИЙ Фёдор Игнатьевич [13(25). 12.1845, Игуменский уезд, ныне Минской обл., - 7(20).8.1902, дер. Пятевщина, ныне Минской обл.], русский терапевт, один из основоположников бальнеологии и курортологии в России. Окончил мед. ф-т Киевского ун-та в 1871. С 1891 проф. петерб. Военно-мед. академии. Описал (1907) симптом, характерный для нек-рых заболеваний почек (" симптом П."), предложил метод пальпации почек. Одним из первых исследовал Кавказские Минеральные Воды и климатич. особенности Черноморского побережья России. Инициатор и организатор Всероссийской гигиенической выставки (1894) и 1-го Всероссийского съезда по климатологии, гидробиологии и бальнеологии (1898).

Соч.: Кисловодск и его лечебные средства, СПБ, 1891; Климатолечебные пункты на Черноморском побережье Кавказа, СПБ, 1899; Пиэлит, СПБ, 1907.

Лит.: Молчанов Н. С., Ф. И. Пастернацкий, " Клиническая медицина", 1954, т. 32, № 11.

ПАСТЕРОВСКАЯ СТАНЦИЯ, спец. мед. учреждение для проведения прививок против бешенства. Первые П. с. возникли после открытия Л. Пастером в 1885 метода предупреждения заболевания бешенством при помощи антирабической (от анти... и лат. rabies - бешенство) вакцины, к-рая готовилась из мозга животных, заражённых ослабленным фиксированным вирусом. В 1886 по инициативе И. И. Мечникова и n. ф. Гамалеи в Одессе была открыта 1-я в России (2-я в мире) П. с. Затем П. с. были организованы в Москве, Варшаве, Самаре и Петербурге. К 1912 их количество в России достигло 28. После Великой окт. социалистич. революции П. с. стали центрами науч.-методич. разработки борьбы с бешенством; к 1938 в СССР их было 80 (не считая неск. сот филиалов). В дальнейшем, по мере организации санитарно-эпидемиологических станций, П. с. включались в их состав в качестве антирабических отделений. На базе П. с. в ряде городов были организованы ин-ты вакцин и сывороток, микробиологии и эпидемиологии.

ПАСТИЛА (от лат. pastillus - лепёшка), кондитерское изделие, приготовляемое сбиванием фруктово-ягодного пюре с сахаром и яичными белками (сбивная П.). Обычно для закрепления мелкопористой пенообразной структуры сбитую массу смешивают со студнеобразующим горячим клеевым сиропом из сахара, патоки и агара (клеевая П.) или мармеладной массой (заварная П.). Из полученной зажелированной пенообразной массы формуются готовые изделия. В зависимости от сорта П. они подвергаются (до или после формования) выстойке или сушке при повышенной темп-ре. П. должна храниться при относительной влажности воздуха 75-80% и темп-ре не более 20 оС.

ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio, букв.-паштет; переносное значение - смесь, мешанина), опера, музыка к-рой заимствована из различных популярных опер (арии, дуэты и др. номера, но с новым текстом) или специально написана неск. композиторами (обычно каждый пишет один акт). Этот тип оперы был популярен в 18 в. в Италии. Термин " П." применяется и к др. муз. произв. (особенно вариациям), создаваемым неск. авторами.

ПАСТО (Pasto), город на Ю.-З. Колумбии, на Панамер. шоссе, у подножия вулкана Пасто. Адм. центр деп. Нариньо. 129 тыс. жит. (1971). Пищ., таб., мебельная пром-сть. Кустарные промыслы. Ун-т. П. осн. в 16 в.

ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pastoso -тестообразный), качество красочного слоя в технике живописи, к-рое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски. Получаемая рельефность поверхности, иногда значительная, часто сохраняющая ту форму, какую сообщают ей кисть или мастихин, даёт в наиболее выпуклых местах блики. Применение П. (в старой живописи - обычно в сочетании с более лёгкой прописью тёмных мест) позволяет усилить эмоц. выразительность произв., особенно убедительно передать материальную насыщенность предметного мира, раскрыть пластич. возможности самой красочной массы.

ПАСТОЗНОСТЬ, начальная стадия отёка подкожной клетчатки, когда контуры естеств. костных выступов и рельеф мышц сглаживаются, однако при надавливании пальцем видимая ямка не образуется.

ПАСТОР (Pastor) Людвиг (31.1.1854, Ахен, - 30.9.1928, Инсбрук), австрийский историк. С 1901 директор Австр. ин-та в Риме; в 1920-28 посланник Австрии в Ватикане. Приобрёл известность как автор многотомной, основанной на архивных материалах (особенно из Ватиканского архива) истории папства.

Соч.: Geschichte der Papste seit dem Ausgang des Mittelalters (1477 - 1799), Bd 1 - 16, Freiburg - Rom, 1955 - 61.

ПАСТОР (нем. Pastor, от лат. pastor - пастух, пастырь), священник в протестантских церквах. В отличие от католич. и православных священников, П. не считается исключит. обладателем " божественной благодати", не имеет иди почти не имеет особых облачений, ведёт образ жизни, обычный для мирян.

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский), лит., муз. и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) антич. буколика, посв. жизни пастухов (напр., " Дафнис и Хлоя" Лонга); 2) вид новой европ. лит-ры, связанный с буколич. миросозерцанием; возник в лит-ре Раннего Возрождения (" Амето", 1341, " Фьезоланские нимфы", 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо - Италия; X. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О. д'Юрфе - Франция), а в России - в сер. 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От антич. буколики, в т. ч. идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё антич. буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствит. пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.- характерный жанр аристократич. барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисл. приключениями героев.

Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы " Сказание об Орфее" Полициано (1480) развивается драматич. П., принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием лит. П., пользовалась популярностью в 17-18 вв.. особенно при итал. и франц. дворах. Среди авторов пасторальных опер -К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере " Пиковая дама" П. И. Чайковский воссоздал П. " Искренность пастушки". Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произв., рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание нар. волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произв. Инструм. П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симф. П. представляют собой части циклич. сочинения или целые циклы (" Пасторальная симфония" Л. Бетховена). Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.-Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.-Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

И. В. Шталъ (П. в лит-ре).

ПАСТОРИНО, Пастррино Вискарди (Pastorino Viscardi) Энрике (р.6.3.1918, Монтевидео), деятель уругвайского и междунар. рабочего движения. Род. в семье рабочего. В 1931-46 был чернорабочим на мясохладобойнях, с.-х. рабочим, работал на обувных предприятиях Монтевидео. В 1941 стал секретарём профсоюза кожевников. В 1942 вступил в Коммунистич. партию Уругвая (КПУ). В 1946-47 кандидат в чл. ЦК КПУ, с 1947 чл. ЦК КПУ, с 1950 чл. Исполкома ЦК КПУ, с 1951 секретарь ЦК КПУ по работе в профсоюзах. В 1946-50 секретарь по организационным вопросам Всеобщего союза трудящихся (ВСТ) Уругвая, в 1950-61 ген. секретарь ВСТ, в 1961-66 секретарь Профцентра трудящихся Уругвая, с 1966 чл. руководства и ген. секретарь Нац. конвента трудящихся Уругвая. В 1951-59 деп. парламента. С 1953 чл. Исполкома Генсовета ВФП, в 1957-69 вице-председатель ВФП, с окт. 1969 председатель ВФП. Подвергался преследованиям в связи с законом пр-ва Уругвая о регламентации деятельности профсоюзов. Междунар. Ленинская пр. " За укрепление мира между народами" (1973). Портрет стр. 269.

ПАСТУХОВ Андрей Васильевич [18(30). 8.1860, пос. при Деркульском конном з-де Харьковской губ., - 23.9.1899, Пятигорск], русский топограф и альпинист. С 1882 работал в топографич. отделе Кавказского военного округа. Принимал участие в топографич. съёмке гл. обр. высокогорных областей Центр. Кавказа. Совершил восхождение на Казбек, Ушбу, Б. и М. Арарат, Алагез и др. В 1890 первым из русских поднялся на зап. вершину Эльбруса, а в 1896 - на его вост. вершину. Лит.: Никитин П. Н., Вайнберг В. В., Андрей Васильевич Пастухов. Военный топограф и альпинист, М., 1956.

" ПАСТУШКИ" (франц. pastoureaux), участники ряда крест. антифеод. и отчасти антикатолич. восстаний на терр. совр. сев.-вост. Франции и Бельгии в 13 -1-й пол. 14 вв. Руководители восстаний называли себя " пастырями (пастухами) божьими". В движении " П." были сильны черты крест.-плебейской ереси. Первое восстание " П." относится к 1214. Наиболее значительны восстания 1251 и 1320. По несколько преувеличенным данным хронистов, число " П." в период наибольшего размаха восстания 1251 превышало 100 тыс. чел. В восстаниях 1251 и 1320 наряду с крестьянами участвовала также гор. беднота. Особенностью восстания 1320 была его направленность не только против феодалов, но и против гор. ростовщиков.

ПАСТУШКОВЫЕ (Rallidae), семейство птиц отряда журавлеобразных. Дл. тела от 16 (курочка-крошка) до 63 см (ноторнис), весят от 60 г до 3, 2 кг. Болотные, реже водные птицы, приспособленные к жизни в густых зарослях (тело сжатое с боков, ноги длинные или умеренной длины, пальцы длинные, у лысухи и камышниц с плавательными фестонами). Как правило, летают плохо, нек-рые П. не способны летать. 48 родов, объединяющих 129 видов. Распространены широко, кроме полярных областей; особенно разнообразны в тропиках и субтропиках. Обитают гл. обр. на зарастающих водоёмах, болотах и сырых лугах. Моногамы. Гнёзда на земле, реже плавучие. Птенцы выводкового типа, т. е. покидают гнездо вскоре после вылупления. Пища растит. и животная (мелкие беспозвоночные, изредка мелкие позвоночные). В СССР 12 видов: коростель, камышница, рогатая камышница, султанская курица, лысуха, водяной пастушок и погоныши (6 видов). Нек-рые П. имеют промысловое значение на Каспии и в Ср. Азии.

ПАСТУШКОВЫЕ КУРОПАТКИ (Mesitornithidae), семейство птиц отряда журавлеобразных. Дл. тела 25-26 см. По внутреннему строению близки к пастушковым и солнечным цаплям. Зоб отсутствует, мускульный желудок и слепые кишки хорошо развиты. Имеют 5 пар пудреток (участков, покрытых порошковым пухом). Распространены на Мадагаскаре. 2 рода: Monias (1 вид - М. benschi) и Mesitornis (2 вида - М. variegatus, М. unicolor). Обитают в сухих лесах и зарослях кустарников; держатся и кормятся (семенами и насекомыми) на земле, напоминая повадками голубей. Летают плохо. Гнёзда на кустах и деревьях на высоте до 2 м. В кладке 1-3 яйца. У М. benschi насиживает и выводит птенцов самец; птенцы покидают гнездо вскоре после вылупления. Иногда П. к. выделяют в отряд П. к.

[ris]

Пастушковая куропатка Monias benschi.

ПАСТУШЬЯ СУМКА (Capsella), род одно- или двулетних растений сем. крестоцветных. Стеблевые листья сидячие, цельные, со стреловидным основанием, прикорневые - черешчатые, цельные или перистораздельные, в розетке. Цветки мелкие, белые, розовые или желтоватые, в щитковидных (в начале цветения), затем сильно удлиняющихся кистевидных соцветиях. Плод - сжатый с боков, треугольный обратносердцевидный стручочек, напоминающий формой сумку (отсюда назв.). 5-7 видов, в умеренных и субтропич. обл. земного шара. В СССР 3 вида. П. с. обыкновенная (С. bursapastoris) - обычный сорняк на полях, огородах, в садах, у жилых построек, дорог, на пустырях и мусорных местах. Цветёт с весны до осени, давая 2-3 поколения; имеет яровые и озимые формы.
[ris]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.