Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Кино 12 страница






В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архит. монументы, обычно посвящённые воен. победам (арка на пл. де Голля в Париже, 1806-37, арх. Ж. Ф. Шальгрен, илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й пол. 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся обществ. деятелям и творч. личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт, илл. см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. лит. героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно гос. учреждения (в России - Мин-во двора), то в 19 в. отд. П. создаются на средства, собранные различными обществ. к-тами и комиссиями (напр., памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, арх. П. С. Богомолов; илл. см. т. 17, табл. I, стр. 16).

Нарастание психологич. конкретности образа в скульпт. П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в кон. 19 - нач. 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901- 1906, скульптор X. Ледерер). Усиление общественно-политич. роли пролетариата отражается в П., славящих труд (" Памятник труду" в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульпт. мемориальных сооружений, как правило, посвящённых памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагич. события и героич. свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистич. консерватизм мн. П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфич. насыщенностью образов [П. " Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы (" Варшавская Нике") в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразит. П., лишённого аллегорич. или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939-45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

С первых лет Сов. власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революц. идей и передающих пафос социалистич. переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач иск-ва (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920-30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в гор. ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, арх. С. Е. Чернышёв), многофигурные композиции, поясняющие осн. мысль П. с помощью дополнит. образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Г. Лангбард; илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289). Особенно широка программа сооружения П., посвящённых подвигу сов. народа в Великой Отечеств. войне 1941-45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, арт. орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотич. воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Сов. Союза и дважды Героев Социалистич. Труда. В 1960- 1970-е гг. возросшие масштабы гор. пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульпт. П., иногда - использование символич. неизобразит. форм. Необычайно многообразна тематика сов. П.: посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950-70-х гг. - пам. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; илл. см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, арх. Р. А. Бегунц и др.; илл. см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, арх. С. Б. Сперанский; илл. см. т. 13, табл. XIX, стр. 368-369), В. И. Ленину на пл. Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Чеканаускас; илл. см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, арх. Й. Нетер). К

Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960-1970, Сб. ст.], М., 1973; Еllеnius, Den offentliga konsten och ideologierna, Stockh., 1971; Ке11ег U., Reitermonumente absolutistische Fursten, Munch.-Z., 1971.

А. В. Иконников.

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ, см. Археологические памятники.

" ПАМЯТНИКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ РОССИИ С ДЕРЖАВАМИ ИНОСТРАННЫМИ", собрание документов по истории внеш. политики Рус. гос-ва 15-17 вв. (т. 1-10, СПБ, 1851-71). Включены документы о сношениях России с Рим. империей, папским двором и нек-рыми итал. гос-вами (Венеция, Тоскана). В серию вошли архивные материалы фонда Посольского приказа. Материалы " Памятников" - ценный источник для изучения внеш. политики России.

" ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ИСКУССТВА", серийное издание Об-ва любителей древней письменности и иск-ва (возникло в 1877). С 1878 по 1925 (СПБ - Л.) было издано 190 выпусков. В " Памятниках" печатались материалы и исследования по истории др.-рус. лит-ры, обществ. мысли и иск-ва. Среди материалов соч. Кирилла Туровского, " Житие Сергия Радонежского", " Повесть о взятии Царьграда", " Слово похвальное инока Фомы о великом князе Борисе Александровиче" и др. В " Памятниках" опубликованы также описания некоторых рукописных собраний.

" ПАМЯТНИКИ, ИЗДАННЫЕ ВРЕМЕННОЮ КОМИССИЕЮ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ", высочайше учреждённой при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе", собрание документов по истории Украины, Белоруссии и частично Литвы (т. 1-4, К., 1845-59). Документы издания были извлечены из монастырских и церк. архивов, Литовской метрики, т. н. " гродских" и актовых книг 16 в., а также из частных собраний (Славутского архива кн. Сангушков, библиотеки рукописей Хребтовичей, собраний Мациевича и Свидзиньского и др.). Материалы " Памятников" распределены по 3 отделам. В 1-м отделе помещены документы церк. организаций (Луцкого крестовоздвиженского, Киевского Богоявленского, Львовского и Старосольского братств, Дерманского, Почаевского и др. монастырей). Во 2-й отдел вошли документы о феод. землевладении и х-ве (частные акты " Устав о людях похожих в воеводствах Полоцком и Витебском" и прибавочные статьи к нему, " Почтовый устав", описи имений и инвентари различных владений, описи замков Кременца, Владимира и Луцка). 3-й отдел составили документы по истории освободит. войны укр. и белорус. народов сер. 17 в. и рус.-польск. войны 1654-67. При повторном издании тт. 1-3 (К., 1897-98) были исправлены тексты нек-рых актов, а 3-й т. был пополнен новыми документами. Материалы издания являются важным источником для изучения вопросов социально-экономич. развития, классовой и нац.-освободит. борьбы, культуры Украины и Белоруссии кон. 15-18 вв.

В. Д. Назаров.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, отдельные природные объекты, охраняемые или заслуживающие охраны по своему науч., учебно-просветит., историко-мемориальному или культурно-эстетическому значению (напр., водопад, пещера, живописный утёс, вулканич. или метеоритный кратер, уникальное геологич. обнажение, примечательный валун, редкое или интересное в исгорич. отношении дерево и т. п.). В СССР широкой известностью пользуются Кунгурская пещера, Капова пещера, водопад Кивач и др. П. п. Для большинства П. п. установлен режим заказников, а для особо ценных природных объектов - режим заповедников. Иногда к П. п. относят отд. охраняемые терр. значит. размеров (леса, участки долин, побережий, горных хребтов), к-рые точнее называть охраняемыми ландшафтами или урочищами.

ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Память в нейрофизиологии. П. свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём П., длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток (нейронов) мозга и усложнения его структуры. Физиол. исследования П. обнаруживают 2 осн. этапа её формирования, к-рым соответствуют два вида П.: кратковременная и долговременная. Кратковременная П. характеризуется временем хранения информации от секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и др.). Долговременная П., время хранения информации в к-рой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную П. Переход от первого вида П. ко второму постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная П. основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определённых нейронных систем. При переходе к долговременной П. связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отд. клетках. Опыты с иссечением участков коры больших полушарий головного мозга и электрофизиологич. исследования показывают, что " запись" каждого события распределена по б. или м. обширным зонам мозга. Это позволяет думать, что информация о разных событиях отражается не в возбуждении разных нейронов, а в различных комбинациях совозбуждённых участков и клеток мозга. Нервные клетки не делятся в течение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Новые нейронные системы фиксируются за счёт изменений в межнейронных контактах - синапсах, в к-рых нервный импульс вызывает выделение спец. химич. вещества- медиатора, способного облегчить или затормозить генерацию импульса следующим нейроном. Долговременные изменения эффективности синапсов могут быть обусловлены изменениями в биосинтезе белков, от к-рых зависит чувствительность синаптической мембраны к медиатору. Установлено, что биосинтез белков активируется при возбуждении нейронов на разных уровнях организации ЦНС, а блокада синтеза нуклеиновых кислот или белков затрудняет или исключает формирование долговременной П. Очевидно, что одна из функций активации синтеза при возбуждении - структурная фиксация нейронных систем, что и лежит в основе долговременной П. Имеющиеся экспериментальные данные не позволяют пока решить, происходит ли проторение путей распространения возбуждения за счёт увеличения проводимости имеющихся синапсов или в результате возникновения дополнит. межнейронных связей. Оба возможных механизма нуждаются в интенсификации белкового синтеза. Первый - сводится к частично изученным явлениям клеточной адаптации и хорошо согласуется с представлением об универсальности осн. биохимич. систем клетки. Второй - требует направленного роста отростков нейронов и, в конце концов, кодирования поведенческой информации в структуре химич. агентов, управляющих таким ростом и заложенных в генетич. аппарате клетки.

Для исследования П. применяют методы клинич. и экспериментальной психофизиологии, физиологии поведения, морфологии и гистохимии, электрофизиологии мозга и отдельных нейронов, фармакологич. методы, а также методы аналитич. биохимии. В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов П. осуществляется на разных объектах - от человека до культуры нервных клеток.

Лит.: Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974; Агранов Б., Память и синтез белка, в кн.: Молекулы и клетки, пер. с англ., в. 4, М., 1969; Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969; Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970; Hеbb D. О., Organization of behavior, N. Y., 1949. С. И. Розанов.

Память в психологии. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, П. сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " я" и выступает т. о. в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Особое значение, к-рое с древних времён придавалось П., можно усматривать уже в том, что в др.-греч. мифологии именно богиня П.- Мнемосина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. По преданию, др.-греч. поэтом Симонидом (6 в. до н. э.) была разработана первая мнемотехнич. система (см. Мнемоника). Долгое время проблема П. разрабатывалась гл. обр. философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в спец. трактате " О памяти и воспоминании": собственно П. свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть " как бы своеобразное отыскивание" образов и " бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо " тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде" (453а). Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь " открытые" в качестве осн. законов ассоциации: по смежности, по сходству и по контрасту. Им был намечен ряд проблем, сохраняющих актуальность до наст. времени: возрастные изменения и характерологич. различия П., связь П. с членением времени и др. Материалистич. тенденции, заложенные в аристотелевском учении о П., были восприняты стоиками и эпикурейцами, получив при этом во многом упрощённое истолкование. Так, было утеряно представление об активном характере воспоминания, аристотелевской метафоре о " как бы отпечатках" в душе был придан буквальный смысл. В противоположность этому идеалистич. понимание П. как активной деятельности души было развито неоплатонизмом (Плотин). Связь воспоминания с переживанием времени отмечалась Августином.

В новое время проблема П. получила особое развитие в философии англ. эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы " кладовая" идей; "... это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела" (Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 168). Введённому Локком представлению об ассоциациях как об одном из факторов, определяющих " движение идей", впоследствии в ассоцианизме было придано значение универсального принципа объяснения душевной жизни. В рамках ассоцианизма нем. психологом Г. Эббитаузом было выполнено первое экспериментальное исследование П. (1885).

Линию ассоцианизма продолжил американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), к-рый, поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения, отождествил, в конечном итоге, П. с приобретением навыков. Против такого отождествления было направлено учение франц. философа-интуитивиста А. Бергсона (" Материя и память", рус. пер., СПБ, 1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (напр., текста стихотворения) П. неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (напр., самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой " образной" П., " сферы чистых воспоминаний", " П. духа", по отношению к к-рой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. В этой идеалистич. концепции П. был, однако, с предельной остротой поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоцианистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и внимания, П. и бессознательного и др.). С др. стороны, с резкой критикой " атомизма" и механицизма ассоцианистского представления о П. выступила гештальт-психология, к-рая настаивала на целостном и структурном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься как своеобразные дина-мич. системы, или поля сил. Обозначилась и тенденция к расширит. толкованию П. Нем. психологи Э. Геринг (1870), а вслед за ним Р. Земон (1904) и Э. Блейлер (1931) в учении о " мнеме" пытались рассматривать П. не только как психич., но и как " общеорганическую функцию", объясняя ею, в частности, процессы наследственности (воскрешая т. о. учение нем. натурфилософа 1-й пол. 19 в. К. Каруса). Всё это вновь остро поставило вопрос о природе и специфике П. человека. Во франц. социологич. школе было обращено внимание на ист. природу и социальную обусловленность П. человека. По П. Жане, П. человека есть особое действие, " специально изобретённое людьми" и в принципе отличное от простой репродукции; это символич. реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем " коллективной П." общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний. В англ. психологии сходную точку зрения отстаивал Ф. Бартлетт (1932), сводивший П. не столько к воспроизведению, сколько к реконструкции прежнего опыта.

Сов. психология, опираясь на методологию диалектич. и историч. материализма, уделила особое внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтъевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств. " стимулов-средств" (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация. В последующих работах сов. психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.

В соответствии с традиц. членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего - узнавание, воспоминание и собств. припоминание (П. П. Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. В случае первой человек решает особую мнестич. задачу: запомнить или припомнить нечто; в случае непроизвольной П. запоминание или припоминание включены как несамостоят. моменты в более широкий контекст деятельности. По способу осуществления мнестич. действий различают непосредственную и опосредствованную П. (Выготский). По форме, в к-рой протекают процессы П., выделяют моторную П., или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П. (" П. чувств" - Т. Рибо), образную и словесно-логическую П.; между ними пытаются установить те или иные генетич. отношения (Блонский). Наконец, в зависимости от ведущего положения у отд. индивидов можно говорить о существовании зрительного, слухового и словесного типов П. Будучи включённой в решение той или иной жизненной задачи, П. человека существенно определяется строением и динамикой его мотивов, потребностей, интересов и установок (К. Левин, США; Б. В. Зейгарник, СССР). И, напротив, те или иные особенности П. человека сказываются не только на протекании отд. форм его деятельности и мышления, но и на всём строе его жизни, накладывая отпечаток на его личность (особенно ярко это проявляется при локальных клинич. расстройствах П., равно как в случаях " феноменальной", в частности эйдетической П.- см. Эйдетизм). самостоят. раздел совр. психологии и нейрофизиологии представляют исследования т. н. кратковременной П. (см. выше). значит. место отводится изучению закономерностей забывания: подробно исследованы феномены про- и ретроактивного торможения, реминисценции, а также влияние на П. аффектов (Д. Рапапорт, США). От " нормального" забывания следует отличать случаи патологических нарушений - расстройства П.

М. С. Роговин.

Расстройства памяти могут быть количественными (ослабление, усиление памяти) и качественными (искажения памяти, ложные воспоминания). В психиатрич. практике чаще встречаются снижение П. (гипомнезия) или её выпадение (амнезия), характер которых определяется их происхождением. Так, для старческих расстройств П. характерно запамятование недавних событий и сохранность воспоминаний об отдалённом прошлом. Эпизоду помрачения сознания (например, при черепно-мозговой травме) обычно сопутствует выпадение из П. событий, предшествовавших этому эпизоду (ретроградная амнезия), либо имевших место сразу после восстановления сознания (антероградная амнезия). Больной корсаковским психозом (см. Алкогольные психозы) обычно помнит, что происходило с ним до болезни, но не может зафиксировать в П. текущие, даже сиюминутные впечатления. Чисто функциональное (" охранительное") вытеснение из П. тягостных для больного воспоминаний наблюдается при истерии, реактивных (т. е. возникающих в ответ на психическую травму) психозах. Усиление, обострение П. (гипермнезия), например при маниакальном возбуждении, при бредовом состоянии (см. Мания, Бред), в отличие от амнезии, - явление нестойкое, быстро преходящее. Искажения П. (криптомнезии) и ложные воспоминания (конфабуляции) часто сочетаются с гипо- и амнезией: пробелы П. заполняются вымыслом или перемещением в иное время реальных событий. Лечение направлено на основное заболевание.

Б. И. Франкштейн.

В технике понятие машинной П. характеризует комплекс устройств вычислительной машины, предназначенный для хранения информации. См. Память ЭВМ.

Лит.: Корсаков С. С., Болезненные расстройства памяти и их диагностика, М., 1890; Рибо Т., Память в ее нормальном и болезненном состояниях, пер. с франц., СПБ, 1894; Леонтьев А. Н., Развитие памяти, М.- Л., 1931; Голант Р. Я., О расстройствах памяти, Л.- М., 1935; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; 3инченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., Память и мышление, в его кн.: Избр. психологические произведения, М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Роговин М. С., Философские проблемы теории памяти, М., 1966; Лурия А. Р., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968; Зейгарник Б. В., Личность и патология деятельности, М., 1971; Ebbinghaus H., Uber das Gedachtnis, Lpz., 1885; Janet P., L'evolution de la memoire et de la notion uu temps, P., 1928; Bleuler E., Mechanismus - Vitalismus - Mnemismus, В., 1931; Ваrtlett F. С h., Remembering, Camb., 1950; Halbwach M., La memoire collective, P., 1950; Rapaport D., Emotions and memory, 2 ed., N. Y., 1959.





" ПАМЯТЬ АЗОВА", крейсер рус. Балтийского флота (заложен в 1886, вступил в строй в 1890; водоизмещение -6734 га, вооружение - 2203- мм, 13152- мм и 15 более мелких орудий, экипаж 570 чел.), на к-ром в 1906 произошло восстание матросов, подготавливавшееся большевиками одновременно с восстаниями солдат и матросов в Свеаборге и Кронштадте. С.-д. орг-ция " П. А." была ведущей в учебно-арт. отряде, в состав к-рого входил крейсер. Представителем и связным Ревельского к-та РСДРП на " П. А." был большевик А. Коптюх. 19 июля стало известно о Свеаборгском восстании 1906. 20 июля восставшие захватили крейсер и избрали матросский к-т: А. Коптюх, Н. Лобадин, С. Гаврилов, А. Колодин, Г. Болдырев и др. Восстание на др. кораблях учебно-арт. отряда поднять не удалось, и крейсер один пришёл на Ревельский рейд. Попытки связаться с Ревельским к-том и опереться на поддержку рабочих оказались безуспешными, т. к. город находился на воен. положении. На " П. А." прибыли отряд жандармов и 2 роты солдат, к-рые подавили восстание. А. Коптюх и 17 матросов были приговорены к смертной казни и расстреляны, 12 чел.- к каторге, 28 чел.- к дисциплинарным наказаниям.

С 1907 - уч. судно, в 1909-17 наз. " Двина", с 1917 снова " П. А.". 18 авг. 1919 потоплен в Кронштадте во время нападения английских торпедных катеров.

Лит.: Военные моряки в период Первой русской революции 1905-07 гг., М., 1955, с. 252-266; Кораблев Ю., Революционные восстания на Балтике в 1905-1906, Л., 1956, с. 108 - 22.

ПАМЯТЬ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, посёлок городского типа в Борском р-не Горьковской области РСФСР. Пристань на лев. берегу Волги, в 51 км ниже г. Бора. Судоремонтный з-д.

ПАМЯТЬ ЭВМ, совокупность технич. устройств и процессов, обеспечивающих запись, хранение и воспроизведение информации в ЭВМ. Память - основная часть любой вычислит. системы или отд. вычислит. машины, она реализуется аппаратурно - в виде комплекса взаимосвязанных запоминающих устройств (ЗУ) - и программными средствами. Максимальное количество информации, к-рое может храниться в П. ЭВМ (ёмкость), определяется суммарной ёмкостью всех ЗУ, а быстродействие П. ЭВМ зависит как от быстродействия отд. ЗУ, так и от принципов их организации в единую систему памяти и способов обмена информацией внутри этой системы. С увеличением ёмкости П. ЭВМ её быстродействие, как правило, снижается за счёт возрастания времени, необходимого для поиска нужной информации в больших массивах, а также вследствие увеличения времени пробега импульсов по электрич. цепям.

Память совр. ЭВМ строится в виде многоступенчатой иерархич. системы, что обеспечивает экономически оправданное удовлетворение противоречивых требований - большой ёмкости и высокого быстродействия. В иерархию П. ЭВМ обычно входят: внешняя память очень большой ёмкости (сотни миллионов слов), в к-рой массивы информации хранятся на магнитных лентах; ещё одна ступень внешней памяти, меньшей ёмкости и более высокого быстродействия, - на магнитных барабанах и магнитных дисках; внутренняя, или оперативная, память, к-рая в ЭВМ 3-го поколения чаще наз. главной памятью, с ёмкостью до сотен тыс. и млн. слов и циклом обращения от десятых долей до неск. мксек (быстродействие оперативной памяти, входящей в состав процессора, должно быть соизмеримо с быстродействием последнего, т. к. выполнение любой арифметич. или логич. операции связано с извлечением информации из оперативной памяти и записью туда полученных результатов); сверхоперативная память, объединяющая наиболее часто используемые ячейки оперативной памяти и имеющая ёмкость в неск. десятков или сотен слов и цикл обращения от сотых до десятых долей мксек; регистры - ЗУ ёмкостью в одно слово в различных блоках процессора; постоянная память (долговременная, односторонняя) для хранения табличных данных, коэфф., подпрограмм и микропрограмм; буферная память как промежуточное звено при обмене между ЗУ различных уровней П. ЭВМ.

Существ. ускорение вычислит. процесса за счёт уменьшения числа обращений к гл. памяти может быть достигнуто использованием т. н. магазинной (гнездовой, стековой) памяти, представляющей собой набор отд. словарных регистров, одноимённые разряды к-рых соединены между собой цепями сдвига. Применение магазинной памяти приводит также к уменьшению места, отводимого в гл. памяти для хранения программ, и позволяет избегать запоминания содержимого регистров в главной памяти при переходе к подпрограммам или при прерывании данной программы внешними сигналами.

Учитывая, что все совр. высокопроизводит. ЭВМ работают в режиме мультипрограммирования, при к-ром в них реализуется выполнение неск. программ одновременно, исключительную важность приобретает вопрос организации обмена информацией между внешней и оперативной памятью. В системах с простым обменом в оперативной памяти в каждый данный момент времени размещается только одна программа или часть её, в системах с распределением оперативной памяти в последней может находиться одновременно неск. целевых программ или их частей. При этом не надо производить обмен каждый раз, когда обработка целевой программы заканчивается, т.к. др. целевые программы или их части уже находятся в П. ЭВМ и готовы к обработке.

Распределением П. ЭВМ называется процесс размещения информации (блоков данных или команд) в ЗУ различных уровней для наиболее эффективного использования всей ёмкости П. ЭВМ, рациональной организации вычислит. процесса и сокращения времени решения задачи. Статич. распределение П. ЭВМ производится программистом при анализе задачи и составлении программы, т. е. до начала решения задачи. Однако это существенно затрудняет работу программиста, к-рый в процессе программирования должен всё время следить, где на данном этапе находится нужная информация, какие запоминающие ячейки и поля П. ЭВМ заняты или свободны и Т. д. При работе в режиме мультипрограммирования статич. распределение П. ЭВМ оказывается практически нереализуемым, т. к. программист не может заранее предусмотреть всех возможных ситуаций, возникающих при решении одновременно неск. задач. Поэтому распределение П. ЭВМ должно выполняться в самой ЭВМ автоматически в процессе исполнения программ. Такой метод наз. динамич. распределением П. ЭВМ. При этом во избежание случайного вторжения программой одной задачи в области П. ЭВМ, занятые информацией, относящейся к другой задаче, предусматривается защита памяти, благодаря к-рой при попытке обращения к запрещённым блокам П. ЭВМ происходит автоматич. прерывание программы. При динамич. распределении П. ЭВМ внутренний обмен информацией между оперативной и внешней памятью удаётся организовать так, что пользователь (программист) как бы имеет в своём распоряжении одну оперативную память очень большой ёмкости, ограниченной только разрядностью адреса в команде. На самом деле эта память- виртуальная (кажущаяся), т. к. в любой данный момент времени только небольшая часть информации, содержащейся в виртуальной памяти, физически находится в оперативном ЗУ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.