Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Кино 8 страница






Великобритания, захватив ключевые позиции в экономике и политич. жизни П., поощряла еврейскую колонизацию П., деятельность сионистов в П., проникновение туда евр. капитала, связанного с империалистич. монополиями, содействовала в этих целях евр. иммиграции в П. (с 1919 по май 1948 в П. иммигрировало 452 тыс. евреев). Сионистские орг-ции при покровительстве англ. властей получали в П. различные концессии, скупали лучшие земли, а затем силой сгоняли с них араб. крестьян (феллахов). Вся полнота власти в П. была сосредоточена в руках англ. верховного комиссара, при к-ром действовало т. н. Палестинское пр-во, состоявшее из англ. чиновников. Кроме того, в П. действовало " Еврейское агентство", формально являвшееся совещат. органом при верховном брит. комиссаре в П., но фактически наделённое широкими полномочиями в вопросах колонизации, иммиграции, а также в хоз. и политич. деятельности евр. общины. По мере укрепления сионистских орг-ций, они всё настойчивее стремились освободиться от англ. опеки. англ. колон. политика в П., строившаяся на сотрудничестве с сионистами, вызывала растущее недовольство арабов, неоднократно выливавшееся в вооруж. восстания (1920, 1929, 1933, 1936-39) против англ. колонизаторов и сионистской колонизации П. В 1919 в П. была создана Социалистич. рабочая партия П. (в 1921 переименована в Коммунистич. партию П., КПП), выступавшая за совм. борьбу трудящихся масс евреев и арабов против брит. империализма, за освобождение П. от англ. колон. господства, создание в П. двунационального арабо-евр. независимого гос-ва.

Стремясь ослабить нац.-освободит. борьбу палестинских арабов и не допустить утраты контроля над политикой сионизма в П., Великобритания была вынуждена заявить в конце 30-х гг. о том, что она ограничит, а затем прекратит евр. иммиграцию в П. и введёт ограничения на скупку земель сионистскими орг-циями в П. Недовольные политикой Великобритании, сионисты, используя англо-амер. противоречия и стремление амер. нефт. монополий закрепиться на Бл. Востоке, всё более стали ориентироваться на союз с США. После 2-й мировой войны 1939-45 усилилась борьба народов П. за ликвидацию англ. мандата. англ. пр-во было вынуждено в 1947 передать вопрос о П. в ООН. 29 нояб. 1947 Ген. Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации англ. мандата, выводе англ. вооруж. сил из П. и о создании на её терр. двух независимых государств - арабского и еврейского, экономически связанных между собой; Иерусалим выделялся в самостоятельную адм. единицу со спец. междунар. режимом под управлением ООН. Исходя из реального положения, сложившегося в П., Сов. Союз голосовал за это решение. 14 мая 1948 на части терр. П. было провозглашено гос-во Израиль. Араб. народ П. не смог реализовать своего права на создание араб. гос-ва в П., т. к. сионисты, империалистич. круги Запада, а также реакц. силы в арабских странах спровоцировали арабо-израилъскую войну 1948-49. Соглашениями о перемирии 1949 между Израилем и соседними араб. гос-вами были установлены демаркац. линии. В итоге войны более половины (6, 7 тыс. км2) терр. ГГ., предназначавшейся Генеральной Ассамблеей ООН для араб. гос-ва, а также зап. часть Иерусалима были захвачены Израилем. Вост. р-ны П. (Зап. берег р. Иордан) и вост. часть Иерусалима были в 1950 присоединены Иорданией, а р-н Газы отошёл под контроль Египта. Вооруж. силы Израиля изгнали с захваченных араб. терр. св. 900 тыс. арабов. Возник вопрос о палестинских беженцах, как одна из сторон палестинской проблемы, сущность к-рой - обеспечение законных нац. прав всего араб. народа П. В июне 1967 Израиль совершил новую агрессию против соседних араб. стран (см. Израильская агрессия против арабских стран 1967) и оккупировал не только всю терр. б. подмандатной П., но также принадлежащие Египту Синайский п-ов и принадлежащие Сирии Голанские высоты. Ещё более обострилась проблема палестинских беженцев; по данным ООН, численность их в 1974 составила св. 1, 5 млн. чел. Палестинские арабы в рядах Палестинского движения сопротивления под рук.

Организации освобождения Палестины включились в борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии 1967 и справедливое решение палестинской проблемы в рамках политич. урегулирования Ближневост. кризиса, на основе удовлетворения законных прав араб. народа П.

Лит.: Медников Н.А., Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов..., [т. 1-4], СПБ, 1897-1903; Базили К. М., Сирия и Палестина под турецким правительством..., М., 1962; Новейшая история арабских стран, М., 1968, с. 113 - 33; Abel F. М., Histoire de la Palestine depuis la conquete d'Alexandre jusqu'a 1'invasion arabe, P., 1952; Albright W. F., The archaeology of Palestine, 2 ed., [L., I960]; Pаrkes J. W., A history of Palestine, L., 1949; Joseph В., British rule in Palestine, Wash., [1948]; Great Britain and Palestine. 1915-1945, L.-N.Y., [1946]; Hadawi Sami. Bitter harvest; Palestine between 1914-1967, N. Y., 1967.

М. А. Коростовцев (до 4 в.),

И. М. Смилянская (4 в. -1914),

А. Лебедев (с 1914).

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Истоки иск-ва П. восходят к мезолиту (см. Натуфийская культура). К докерамич. неолиту (7-6-е тыс. до н. э.) относится иск-во древнейшего поселения Иерихона. От 5-го тыс. до н. э. сохранилась керамика с гравированным или нанесённым краской геом. орнаментом. К эпохе халколита (4-е тыс. до н. э.) восходят городища в Бейсане, Мегиддо с остатками т. н. апсидальных жилищ, а также подземные жилища в р-не Беершебы. Найдены расписная и лощёная (красная и серая) керамика, статуэтки из слоновой кости, ювелирные изделия. Примечательны стенные росписи (в зданиях Телейлат-Гассула). В 3-2-м тыс. до н. э., когда П. была заселена ханаанеями, развивались поселения гор. типа - Иерусалим, Иерихон, Бейсан, Мегиддо, Лахиш (Телъ-эд-Дувейр) с оборонительными сооружениями из камня или сырцового кирпича, каменными храмами (сходными по планировке с храмами Сирии и Финикии) и водопроводными тоннелями. Сохранились рельефы, круглая скульптура, сходная с сирийскими образцами, мелкая пластика, зооморфные керамич. сосуды (в виде птиц и др.). Важнейшим сооружением периода Израильского и Иудейского царств (2-я пол. 10-6 вв. до н. э.) был храм Соломона в Иерусалиме (10 в. до н. э.), известный по описаниям в Библии. значит. развитие получила глиптика (печати с изображениями птиц, зверей). К эллинистическому и более позднему времени (до 4 в. н. э.) относятся гробницы с росписями в погребальных помещениях (напр., в Ма-рисе). От периода рим. владычества уцелели остатки храмов (напр., Диониса в Бейсане), театров (в Бейсане, Цезарее), акведуков, жилых домов, нередко украш. мозаиками и скульптурой. Сохранились также мраморные саркофаги с надгробными бюстами и рельефами. Ко 2-4 вв. н. э. относятся синагоги, сочетающие черты местной, рим. и сирийской архитектуры [синагога в Капернауме (Кфар-Нахуме)]. От визант. времени дошли базилики, монастыри, храмы, укрепления. Арабы, завоевавшие П. в 7 в., принесли новые типы зданий - мечети, медресе и др. К важнейшим памятникам арабского иск-ва относятся мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме, а также замок-резиденция Хирбет аль-Мафджар (илл. см. т. 10, стр. 47 и табл. XIX, стр. 352- 353). От времени господства крестоносцев (11-13 вв.) сохранились преимущественно замки (в Цезарее и др.), крепости. Из памятников архитектуры 16 - нач. 20 вв. (период тур. владычества) выделяются синагога в Сафеде (сер. 16 в.), мечеть в Яффе (1810). С притоком в П. переселенцев-евреев (начавшимся в кон. 19 в.) в местную культуру стали проникать художеств. традиции различных стран. Первоначально жилые и обществ. здания сооружались в духе эклектики, а позже в формах совр. зап.-европ. стилей (арх. Э. Мендельзон, Р. Кауфман). В проф. иск-ве этого периода проявляется тенденция к созданию т. н. евр. стиля (сюжеты из евр. истории или лит-ры и т. д.). Постепенно приток художников, получивших образование в различных странах, обусловил сосуществование в иск-ве разнообразных течений (от реализма академич. толка до абстракционизма). См. также статьи Израиль, Иордания.

Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л. - М., 1958; Титов В. С., Архитектура Палестины и Финикии, в кн.: Всеобщая история архитектуры, 2 изд., т. 1, М., 1970; Reifenberg, Ancient Hebrew seals, L., 1950; Anati E., Palestine before the Hebrews, N. Y., 1963.

ПАЛЕСТРА (греч. palaistra, от palaio - борюсь), частная гимнастич. школа в Др. Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на о. Самос была П. для взрослых мужчин). Программа обучения в П. включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (т. н. система пятиборья), гимнастич. упражнения, плавание. П. имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастич. залы, бассейны. Иногда П. находились при гимнасиях.

ПАЛЕСТРИНА, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina) (ок. 1525, Палестрина, близ Рима, - 2.2.1594, Рим), итальянский композитор, глава римской полифонич. школы. В 1544-51 органист и капельмейстер гл. церкви г. Палестрины. С 1551 работал в Риме (в частности, в папской капелле, в церкви Санта-Мария Маджоре, Сикстинской капелле). Творчество П. связано в основном с духовной хоровой музыкой а капелла. Создал яркие образцы прозрачной, не затмевающей слова, полифонии. Его музыку отличают равновесие полифонич. и гармонич. закономерностей, спокойное благозвучие целого. Иск-ву П. чужды драматизм, резкие контрасты (типичные для мн. современников П.), оно носит умиротворённый, созерцат. характер. П. добился новой, более ясной и пластичной выразительности в полифонич. музыке (преобразил характер вокальной полифонии благодаря выявлению её гармонич. возможностей) и тем самым вместе с др. композиторами того времени подготовил стилевой перелом, наступивший на рубеже 16 - 17 вв. П. написал более 100 месс, ок. 180 мотетов, гимны, магнификаты, духовые и светские мадригалы.

Соч.: Werke, Bd 1 - 33, Lpz., 1862-1903: Le Opere complete, v. 1-29, Roma, 1939-62 (изд. продолжается).

Лит.: Иванов-Борецкий М. В., Палестрина, М., 1909; Ferracci E., II Palestrina, Roma, 1960.
ПАЛЕТКА (от франц. palette - пластинка, планка), начерченная на прозрачной бумаге, стекле или целлулоидной пластинке сетка линий, образующих квадраты известных размеров, при помощи к-рых определяется площадь участков на плане или карте. Употребляются П. в форме сеток, образованных др. геометрич. линиями, к-рые выбираются в соответствии с данной конкретной задачей. При помощи П. осуществляется простейший графич. способ численного интегрирования.

ПАЛЕХ, посёлок гор. типа, центр Палехского р-на Ивановской обл. РСФСР. Расположен на автодороге Иваново - Горький, в 30 км к В. от ж.-д. ст. Шуя (на линии Владимир - Иваново). До окт. революции 1917 - крупный центр иконописания в традициях рус. живописи 15- 17 вв. В 1924 в П. возникла артель по росписи изделий из папье-маше (см. Палехская миниатюра). В П. имеются строчевышивальная ф-ка, льнозавод, молокозавод и др. Художеств, уч-ще. Музей палехского искусства.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и др.). Возникла в 1923 в пос. Палех на основе местного иконописного промысла (с 1924- Палехская артель древней живописи, с 1932 - Палехское товарищество художников, с 1953 - Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР). Технология изготовления полуфабриката была заимствована у мастеров лакового промысла Федоскина. Для П. м. (гл. обр. на темы современности, лит. произв., сказок, былин, песен), выполненных яркими локальными красками по чёрному фону, свойственны тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, чёткость силуэта уплощенных фигур, нередко сплошь покрывающих поверхность крышек и стенок изделий. Поэтичная сказочность персонажей, декоративность форм пейзажа и архитектуры (" горки", " древесы", " палаты") и удлинённые пропорции фигур восходят к иконописным традициям. Миниатюры обычно обрамляются сложным (по рисунку) узором, выполненным творёным золотом. Крупнейшие мастера П. м.- И. В. Маркичев, И. П. Вакуров, А. В. Котухин, И. И. Голиков, И. М. Баканов, Н. М. Парилов, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев, Н. А. Правдин, П. Д. Баженов, С. П. Бахирев.

Лит.: Бакуши некий А. В., Искусство Палеха, [М. -Л.], 1934; Некрасова М. А., Искусство Палеха, М., 1966; Зиновьев Н. М., Искусство Палеха, Л., 1968. Б. И. Коромыслов.

ПАЛЕЦКИС Юстас Игнович [р. 10(22).1. 1899, г. Тельшяй, ныне Литов. ССР], советский гос. и обществ. деятель, писатель, журналист, Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1940. Род. в семье кузнеца. С 1915 рабочий, затем служащий Е Риге, с 1922 учитель. В 1926 директор литов. телеграфного агентства " Эльта" в Каунасе, после фаш. гос. переворота уволен (май 1927). Учился в Каунасском ун-те (1926-28), с 1927 на журналистской работе. В 1931 установил связь с подпольем КП Литвы, с 1937 чл. антифаш. к-та в Каунасе. В 1939 арестован, заключён в концлагерь. После установления Сов. власти в Литве с июня 1940 пред. нар. пр-ва. С авг. 1940 по апр. 1967 пред. Президиума Верх. Совета Литов. ССР, в 1941-66 зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР. В 1966-70 пред. Совета Национальностей Верх. Совета СССР. С 1955 представитель в Совете Межпарламентского союза, в 1966-70 1-й зам. пред. Парламентской группы СССР. Делегат 19-23-го съездов КПСС, на к-рых избирался канд. в чл. ЦК. В 1940-66 чл. ЦК и Бюро ЦК КП Литвы. С 1970 персональный пенсионер. Деп. Верх. Совета СССР 1-8-го созывов. Награждён 6 орденами Ленина, орденом Дружбы народов, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Ю. И. Палецкис.

Печатается с 1919. Автор мн. сб. стихов, очерков, рассказов, воспоминаний, документального романа " Последний царь" (1937-38) и переводов произведений латыш. писателей на литов. яз., публицистич. книг и брошюр. В поэзии П. преобладает гражд. тематика. Соч. П. переведены на рус., укр., польск., нем. яз.

С о ч.: Dienu nelaisvej. EileraSciai ir vertimai, Kaunas, 1932; Paskutinis caras. Beletristine istorija, t. 1-3, Kaunas, 1937-38; Latvija, [Kaunas, 1938]; Gyvenimo vardu, Vilnius, 1961; 2ingsniai smely. 1926 metai, Vilnius, 1968; Kelioniu knyga, Vilnius, 1969; Tukstantis zirigsneliu (Eilerasciai), Vilnius, 1970; Советская Литва. Историко-географический очерк, М., 1S49; Возрождение. Стихи, М., 1958; Здравствуй, Советская Литва! Стихи, Вильнюс, 1960; На жизненном пути. Стихи, М., 1969; Жизнь начинается. Воспоминания, рассказы, очерки, [М.], 1970; Памятные страницы, " Вопросы истории", 1974, № 1; В двух мирах, М., 1974.

ПАЛЕЯ (от греч. palaia diatheke, букв.- древний завет), памятник др.-рус. лит-ры. Восходит к визант. книге 9 в., излагающей события Ветхого завета (см. Библия). " П. историческая" - перевод визант. подлинника - содержит сокращённое изложение библейской истории, дополненное апокрифич. рассказами. " П. толковая", возникшая на Руси в 13 в., полемически направлена против иудейской и магометанской религий.

И з д.: Палея толковая по списку, сделанному в г. Коломне в 1406 г., в. 1 - 2, М., 1892-96.

Лит.: Истрин В. М., Замечания о составе Толковой Палеи, " Изв. ОРЯС АН", 1897, т. 2, кн. 1, 4; 1898, т. 3, кн. 2; Сперанский, Из истории русско-славянских литературных связей, М., 1960, с. 104-47.

ПАЛИ, один из наиболее известных ср.-инд. языков индийской (или индоарийской) группы индоевроп. семьи языков. Возник, видимо, на основе одного из архаичных зап. среднеинд. диалектов, но затем впитал в себя вост.-инд. элементы (" магадхизмы"). Родина П.- Индия; ещё до н.э. распространился на о. Шри-Ланка, а в кон. 1-го - нач. 2-го тыс.- в ряде стран к В. от Индии. П.- язык буддийского Канона в форме, утвердившейся на о. Шри-Ланка; на П. написаны и многочисл. религ., филос., науч., юридич., художеств. произв. Выделяются 4 вида П.: язык стихотв. частей Канона (архаичен); канонич. прозы (более однороден и упорядочен); комментаторской лит-ры (ещё более прост и унифицирован); позднейшей лит-ры (с мн. новообразованиями, отступлениями от правил, иноязычными влияниями). В силу исключит. культурно-историч. значения П. (в отличие от др. ср.-инд. языков) сохранился как живой язык письменности (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам) в сочинениях культового и науч. характера и в устном общении образованных буддистов. Оказал значит. влияние на ряд языков Юго-Вост. Азии. Для П. характерны пятичленная система гласных фонем, отсутствие слоговых сонорных, противопоставление придыхат.-непридыхат. и церебральных - нецеребральных согласных, запрет на сочетание большинства смычных фонем друг с другом (не считая геминат), тенденция к открытому слогу, закон двух мор, определяющий долготу или краткость слога; 6 падежей (как максимум), сокращающихся в ряде типов склонения; взаимодействие 3 времён и 2 видов в глаголе; развитая и упорядоченная система синтаксиса; исключит. сложность и разработанность семантич. структур и словаря (для передачи идей Канона).

Лит.: Минаев И. П., Очерк фонетики и морфологии языка пали, СПБ, 1872; Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Язык пали, М., 1965; Mayrhofer M., Handbuch des Pali, Bd 1 - 2, Hdlb., 1951; Perniola V-, A grammar of the Pali language, Colombo, 1958; Wardеr А. К., Introduction to Pall, L., 1963; Rhys Dan рids T. W., Stede W., The Pali Text Society. Pali-English dictionary, pt 1-8, L., 1947-59; Trenckner V., A critical Pali dictionary, v. 1-2, Cph., 1924-1960 (издание продолжается). В. Н. Топоров,

ПАЛИАШВИЛИ Захарий Петрович [4(16).8.1871, Кутаиси, -6.10.1933, Тбилиси], советский композитор, педагог, муз.-обществ. деятель, крупнейший представитель груз. классич. музыки, нар. арт. Груз. ССР (1925). Сын певца церк. хора. Музыке обучался в школе при католич. костёле, где пел в хоре и учился игре на органе. Уроки фп. брал у Ф. Мизандари. В 1895-99 занимался в Тбилисском муз. уч-ще по классу валторны; теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского. В 1900-03 учился в Моск. консерватории по классу композиции С. И. Танеева, занятия с к-рым сблизили П. с рус. муз. культурой, способствовали развитию его композиторского мастерства. Как видный муз.-обществ. деятель, П. активно участвовал в основании Груз. филармонич. об-ва (1905), возглавлял хор, оркестр, муз. школу, созданные по его инициативе при этом об-ве (1908-17). С 1919 проф., в 1919, 1923, 1929-32 директор Тбилисской консерватории.

П.- один из основоположников груз. нац. проф. музыки; глубоко народные, нац. по содержанию и стилю произв. П. вместе с тем следуют лучшим традициям рус. муз. классики. Центр. место в его творческом наследии занимают оперы " Абесалом и Этери" (1919, Тбилиси) и " Даиси" (" Сумерки", 1923, Тбилиси), открывшие новую эпоху в истории грузинского муз. иск-ва. Муз. язык опер П. прочно опирается на груз. нар. фольклор. значит. место отведено хору. Борясь против нац. замкнутости, П. преодолел разобщённость многочисл. диалектов груз. песенного творчества, обобщил характерные стилистич. особенности различных этнография, ветвей груз. нар. музыки и создал единый общенац. муз. язык, лёгший в основу груз. муз. классики.

3. П. Палиашвили

В числе соч. П. опера " Латавра" (1927), " Торжественная кантата" (к 10-летию окт. революции, 1927), груз. сюита на народные темы для симф. оркестра (1928), обработка для смешанного хора Груз. литургии, романсы, хоры, обработка нар. песен для хора а капелла и с симф. оркестром (П. собрал и записал ок. 300 нар. песен, часть к-рых опубл. в 1910 в " Сборнике грузинских народных песен"). Имя П. присвоено Груз. театру оперы и балета.

Лит.: Донадзе В., Захарий Палиашвили, 2 изд., М., 1971; Тактакишвили О., Неугасимый факел грузинской музыки, " Советская музыка", 1971, № 8.

ПАЛИАШВИЛИ (по рус. сцене - Ралиев) Иван Петрович [1(13).10.1868, Кутаиси, -7.3.1934, Тбилиси], советский дирижёр и педагог, нар. арт. Груз. ССР (1924). Брат 3. П. Палиашвили. Первый грузинский дирижёр, один из зачинателей национального проф. искусства. В 1888-89 занимался в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова (композиция) и у В. И. Сука (дирижирование). С 1889 работал дирижёром оперных трупп в разных городах России, пропагандируя лучшие произв. рус. и зап.-европ. классиков. С 1922 гл. дирижёр Груз. театра оперы и балета. П. был одним из лучших интерпретаторов оперных произв. груз. композиторов. Выступал также как симф. дирижёр. В 1922-25 преподавал в оперной студии Тбилисской консерватории.

ПАЛИБИН Иван Владимирович [28. 3(9.4). 1872, Тбилиси, -30.9.1949, Ленинград], советский ботаник, доктор биол. наук (1934), засл. деятель науки РСФСР (1946). Образование получил в Женевском ун-те. С 1895 работал в Петерб. ботанич. саду (позднее Ботанич. ин-т АН СССР), где организовал сектор палеоботаники (1932). Директор Батумского ботанич. сада (1916-23). Совершил экспедиции (с целью изучения флоры) в Сев.-Китай, в Монголию, на о-ва Сев. Ледовитого ок. (на ледоколе " Ермак"), Кавказ, в М. Азию. Осн. труды по систематике и географии древесных растений, совр. флоре вост. Азии, Забайкалья, Кавказа, третичной флоре Кавказа, Казахстана, Д. Востока. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Васильев А. В., Криштофович А. Н., И. В. Палибич (1872-1949), " Ботанический журнал", 1950, т. 35, № 6.

ПАЛИИ, озёрные формы арктического гольца (Salvelinus alpinus) из сем. лососёвых; ранее их выделяли в отд. вид (S. lepechini). Населяют озёра Шотландии, Скандинавии, Альп и сев. части СССР (нек-рые глубокие озёра Карелии и Кольского п-ова, Ладожское и Онежское озёра). Дл. нек-рых форм до 75 см, весят до 5-7 кг. Крупные П. - хищники, мелкие - питаются планктоном или бентосом. Иногда П. наз. всех рыб рода гольцов; американскими (или озёрными) П. нередко наз. лососёвых рыб рода Cristivomer и амер. гольца (Salvelinus fontinalis).

ПАЛИЙ, Гурко Семён Филиппович (1640-е гг., г. Борзна, ныне Черниговской обл., -янв. 1710), предводитель укр. правобережного казачества. Род. в казацкой семье. Учился в Киевской Братской школе. значит. время находился в Запорожской Сечи. С нач. 80-х гг. выдвинулся в руководители нар. колонизации опустевших р-нов Приднепровья и восстановления там казачества. По призыву П. сюда стали переселяться беглые крестьяне и казаки. Опорным пунктом стал Фастов, где переселенцы построили укрепление и успешно отбивали нападения татар и турок. В кон. 80-х гг. 17 в. П. вместе с 3. Искрой, А. Абазиным, С. Самусем возглавил освободит. борьбу казачества и крестьянства на Правобережной Украине. Казацкие полки, возглавляемые П., освободили от польск. господства ряд укр. городов на Киевщине и Брацлавщине. В 1689 П. был арестован польск. властями, но в 1690 бежал. В 1702-04 борьба нар. масс Правобережной Украины переросла в восстание, охватившее Подолию, Волынь и Киевщину. Гетман Мазепа в 1704 ложно обвинил П. в тайных сношениях с польск. магнатами прошвед. ориентации и арестовал его. В 1705-08 П. находился в ссылке в Томске, возвращён Петром I после измены Мазепы. П. в должности белоцерковского полковника принимал участие в Полтавском сражении 1709. Укр. народ сохранил память о П. в песнях и легендах, Т. Шевченко воспел П. в произв. " Чернец" и " Швачка".

Лит.: Шутой В. Е., Казачий предводитель, " Вопросы истории", 1972, № 1.

ПАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, сочинения разных жанров на языке пали, возникшие в нач. н. э. в Индии и на о. Шри-Ланка, а затем, по мере распространения буддизма, в Бирме, Таи, Лаосе, Камбодже. П. л. в целом является буддийской. Её ядро составляет буддийский канон - " Типитака". Существуют др. версии канона (санскр., пракрит., тибет., кит. и т. д.), но палийская, связанная с сектой тхеравадинов, является наиболее полной и образует огромную по объёму и разнообразию жанров и тем лит-ру. В него входят разделы: " Виная-питака", " Абхидхамма-питака" и " Сутта-питака". " Виная-питака" - правила поведения буддиста, организация ранней буддийской общины; " Абхидхамма-питака" - изложение основ буддийского учения дхаммы; " Сутта-питака" принадлежит к наиболее замечат. частям канона по широте содержания, разнообразию жанров и стилей, высоким художеств. достоинствам. " Сутта-питака" состоит из пяти осн. частей - " Дигха-никая", " Маджджхима-никая", " Самъютта-никая", " Ангуттара-никая", " Кхуддака-никаяк Из отд. произв. этого собрания выделяются " Дхаммапада" - высокохудожеств. сб. стихотворных изречений, " Сутта-нипата" - одна из старейших частей канона (изложение мыслей Будды о " пути к спасению"), " Джатаки" (ок. 550 рассказов-легенд, гл. обр. фольклорного происхождения о перевоплощениях Будды), сб-ки древней, буддийски окрашенной лирики " Тхера-гатха" и " Тхери-гатха", " Махапариниббанасутта" (рассказывающая о последних днях и смерти Будды), " Дхаммачаккаппаваттанасутта" (содержащая знаменитую Бенаресскую проповедь Будды) и т. д. К канону тесно примыкает " Паритта" - антология текстов, используемых при заклинаниях и магич. действиях. Из неканонич. лит-ры выделяются шедевр мировой филос. лит-ры " Милиндапаньха" (не ранее кон. 2 в.), ист. хроники - " Дипаванса", " Махаванса" и " Чулаванса", излагающие события истории о. Шри-Ланка. С 5 в. начинается период расцвета П. л. на о. Шри-Ланка, связанный с появлением огромной комментаторской лит-ры. Среди комментаторов канона выделяется Буддхагхоша; его знаменитая работа " Висуддхимагга" (" Путь к очищению") - компендиум буддийской догматики и философии. Известностью пользовались также Буддхадатта (автор пяти руководств к канону) и Дхаммапала. В 12 в. начался новый период в истории П. л.: " Джиначарита" (поэма о Будде), труды по грамматике, лексике и просодии Каччаяны и Моггаланы, вторичная комментаторская лит-pa и т. п. В Бирме и странах Индокитая П. л. начала развиваться позже и в значит. степени в зависимости от соответствующих соч., созданных на о. Шри-Ланка. Как одна из великих лит-р прошлого, П. л. изучается в Европе, США, Индии, на о. Шри-Ланка, в Индокитае и Японии.

Лит.: Минаев И. П., Очерк фонетики и морфологии языка пали, СПБ, 1872; Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Язык пали, М., 1965 (лит.); Bode, The Pali literature of Burma, L., 1905; Ralalasekera G. P., Pali literature of Cevlon, L., 1928; L a w B. Ch., A history of Pali literature, v. 1-2, L., 1933; Санкритьяян Р., Пали сахитья ка итихас, Лакхнау, 1963; Warder А. К., Pali Metre, L., 1967. Т. Я. Елизаренкова.

ПАЛИМЕ (Palime), город на Ю.-З. Того, адм. центр округа Клуто. 20 тыс. жит. (1970). Связан жел. и шосс. дорогами с г. Ломе. Центр с.-х. р-на (кофе, какао, а также ямс, маниок, кукуруза, рис). Близ П., в Агу, - з-д пальмового масла, на водопаде Кпеме - ГЭС.

ПАЛИНГЕНЕЗИС, палингенез (от греч. palin - снова, обратно и genesis - происхождение, рождение), образование магм (обычно гранитного состава) в результате частичного (избирательного) или полного плавления изверженных или метаморфич. горных пород в глубинных зонах Земли при воздействии на них трансмагматич. растворов (ювенильных флюидов). Магматич. расплавы, возникающие в результате П., развиваются затем путём замещения горных пород магмой с избирательным усвоением компонентов (SiO2, К2О, Na2O, A12O3 и др.) и образованием инъекционных гнейсов и мигматитов. Благодаря этим процессам в глубинных зонах геосинклиналей развивается гранитоидный магматизм. В ходе метаморфизма П. может относиться частью к регрессивной стадии (см Метаморфизм горных пород).

Лит.: Коржинский Д. С., Гранитизация как магматическое замещение, " Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1952, N° 2.

А. А. Маракушев.

ПАЛИНГЕНЕЗЫ, понятие, введённое Э. Геккелем (1866) при обосновании им биогенетического закона для обозначения повторения б. или м. далёких этапов филогенеза в процессе зародышевого развития особи. Геккель относил к П. обособление первичных зародышевых листков, развитие хорды и первичного хрящевого черепа, жаберных дуг, однокамерного сердца и т. д. Он отличал от П. ценогенезы - приспособит. признаки, возникающие у зародышей и личинок и затемняющие проявления палингенезов. И. И. Шмалъгаузен отметил, что Геккель рассматривал эволюцию взрослых организмов в отрыве от эволюции зародышей; на самом деле последняя закономерно связана с историей развития взрослых форм и частично определяет её. Шмальгаузен предлагал обозначать П. более точным термином - рекапитуляция.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Мирзоян Э. Н.. Развитие учения о рекапитуляции, М., 1974.

ПАЛИНОГРАММА (от греч. paling - пыль и ...грамма), схематизированный рисунок пыльцевого зерна или споры в полярном или экваториальном положении. П. используют в палинологии.

" ПАЛИНОДИЯ" (греч. palinodia, букв.- отречение, от palin - обратно, против и ode - песнь, лирическое стихотворение), " Книга обороны", памфлет против Брестской унии 1596. Написана укр. писателем Захарием Копыстенским в 1621-22 в Киеве в ответ на трактат униата Л. Кревзы " Оборона Унии". Автор резко осуждал захватнич. политику Польши и Ватикана на Украине и в Белоруссии, подчёркивал историч. связи рус., укр. и белорус. народов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.