Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Международно-правовой режим 67 страница






Официальная экономич. наука капиталистич. стран ведёт непрерывную борьбу против марксистской теории О. э. з. к. В 20 в. возник ряд новых бурж. и мелкобурж. теорий прибавочной стоимости (австр. экономиста И. Щумпетера, нем.- О. Шпанна, англ. - Р. Хоутри, амер.- Т. Веблена, франц. - А. Афтальона, амер. - Ф. Найта, швед.- Г. Мюрдаля, франц.- Ю. Брошье, и др.), в той или иной мере направленных против теории Маркса. В целом они игнорируют глубинные процессы производства и распределения стоимости, но уделяют большое внимание изучению практически важных поверхностных, превращённых форм, в которых действует О. э. з. к. «Центральное ядро современной экономической науки - теория потребительского выбора и теория равновесия обращения и производства...» (R о 1 1 Е., A history of economic thought, [N. Y.], 1956, p. 462). Неолиберальная школа считает потребление целью и движущим мотивом капиталистич. произ-ва. «Голоса суверенных потребителей», стихийный товарно-ден. механизм якобы непосредственно определяют, что производится, а система свободной конкуренции, риска и неопределённости, прибылей и убытков - кто и как производит. Неокейнсианство считает это уже пройденным этапом развития экономики, выдвигая в качестве цели корпораций достижение устойчивого планового роста своего произ-ва. Корпорации и гос-во якобы уже преодолели товарно-ден. стихию и манипулируют потребителями через рекламу, кредит и т. д., а гос-во успешно регулирует всё произ-во. Теория неоклассич. синтеза пытается занять промежуточные позиции, добавив к неолиберальным взглядам признание господства на рынках гигантских корпораций, движущим мотивом деятельности к-рых является погоня за максимальной прибылью. Одновременно подчёркивается регулирующая роль гос-ва и гос. сектора. Скрытая общая основа этих течений - теория факторов производства (см. Производительности теории), отрицающая эксплуатацию наёмного труда, антагонистическую классовую структуру, нарастание внутренних противоречий и неизбежность гибели капитализма.

Лит. см. при статьях Капитализм, Прибавочная стоимость. Ю. А. Васильчук.

ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН СОЦИАЛИЗМА, закон движения социалистич. экономики, содержанием к-рого является обеспечение благосостояния и всестороннего развития всех членов общества посредством наиболее полного удовлетворения их постоянно растущих материальных и культурных потребностей, достигаемого путём непрерывного роста и совершенствования социалистич. произ-ва на базе научно-технич. прогресса. О. э. з. с. начинает действовать тогда, когда в результате социалистич. революции устанавливается власть трудящихся и общественная собственность на средства произ-ва, когда теряет силу основной экономический закон капитализма. О. э. з. с. выражает новые производств, отношения, исторически более прогрессивную цель социалистич. произ-ва по сравнению с предшествовавшими общественно-экономич. формациями и новые средства достижения этой цели, а также специфич. характер воздействия социалистич. производств, отношений на развитие производит, сил.

Благодаря господству обществ, собственности на средства произ-ва социалистич. произ-во осуществляется в интересах всего общества и каждого его члена. Человек с его потребностями - такова цель социалистич. произ-ва. Произ-во, развивающееся в интересах достижения этой цели, обладает практически неогранич. возможностями для быстрого роста и совершенствования, для всемерного использования достижений науки и техники.

О. э. з. с. выражает сущность всех осн. экономич. процессов при социализме и потому отличается сложным, разветвлённым и многоступенчатым механизмом своего действия. Материальную базу его действия образуют обществ, производит, силы, непрерывный и ускоряющийся прогресс к-рых в совр. эпоху обусловлен внедрением новой техники, технологии и организации произ-ва, что обеспечивает высокий технич. уровень всех отраслей нар. х-ва, а тем самым неуклонный рост произ-ва разнообразных материальных благ и увеличение количества услуг, систематич. обновление ассортимента и повышение качества продукции.

Обеспечение оптимального развития всего обществ, произ-ва требует поддержания динамичной нар.-хоз. пропорциональности. Эта объективная необходимость (экономич. закон) реализуется плановым ведением нар. х-ва. Социалистич. обществу необходимо произ-во максимума нац. дохода при относит, минимуме обществ, издержек в интересах обеспечения всеобщего благосостояния. Математически это может быть выражено формулой (предложенной советским экономистом И. И. Кузьминовым): (v+m)/(c+v), где в числителе представлен национальный доход в двух своих частях (необходимый и прибавочный продукт), а в знаменателе - затраты овеществлённого и живого труда. Реализация требований О. э. з. с. на уровне отд. ячеек социалистич. хозяйствования - предприятий - опосредствуется планомерным использованием товарно-ден. механизма, закона стоимости, что открывает перед социалистич. обществом возможность гармоничного согласования общенар. интересов с интересами отд. предприятий по принципу: «что выгодно обществу, то должно быть выгодно и предприятию».

По мере роста произ-ва увеличивается нац. доход как абсолютно, так и в расчёте на душу населения. За годы Сов. власти нац. доход вырос в 55 раз и составил (1973) 337, 8 млрд. руб. За счёт этого увеличиваются нац. богатство, а также индивидуальные доходы членов общества. Так, реальные доходы населения в 1973 выросли по сравнению с 1940 в 4, 5 раза. Соответствующая меняющейся структуре обществ, и личных потребностей динамичная структура произ-ва устанавливается как в рамках соотношения между I и II подразделениями обществ, произ-ва, так и внутри них. Так, для условий развитого социализма характерно сближение темпов роста I и II подразделений, а внутри I - сближение темпов роста произ-ва средств произ-ва для I и II подразделений. В развитии II подразделения наблюдается опережающий рост произ-ва товаров культурно-бытового назначения длит, пользования по сравнению с потребительскими товарами повседневного спроса; в то же время и произ-во последних растёт высокими темпами. В развитом социалистич. обществе наряду с количеств, показателями всё большее значение приобретают многообразные качеств, характеристики развития нар. х-ва (производительность труда, эффективность произ-ва, прогрессивность его структуры, качество продукции и т. п.), уровня благосостояния трудящихся.

Растущее удовлетворение обществ, и личных потребностей в условиях всеобщей занятости и неуклонного роста производительности труда сопровождается увеличением свободного времени членов общества, необходимого для их всестороннего гармоничного физического и духовного развития, что, в свою очередь, воздействует на повышение производительности обществ, труда. В О. э. з. с. выражаются решающие экономич. преимущества социализма перед капитализмом. Реализация этих преимуществ обеспечивает высокие темпы роста общественного производства. Так, в 1951-72 среднегодовые темпы роста пром. продукции в странах социализма составили 10, 3%, тогда как в развитых капиталистич. странах - 5, 1%. Действие О. э. з. с. наиболее полно проявляется благодаря соединению достижений научно-технич. революции с преимуществами социализма. Однако на его пути могут встречаться противодействующие факторы объективного и субъективного порядка: недостаточный уровень развития материально-технич. базы социалистич. общества, недостатки в планировании, управлении, организации произ-ва, неблагоприятная меж-дунар. обстановка и др. Социалистич. общество сознательно выявляет и реализует огромные потенции О. э. з. с., познаёт и использует его с учётом конкретных условий и особенностей каждой страны и этапа её развития. О. э. з. с., его познание и использование определяют долговрем. направление и гл. содержание экономич. политики коммунистич. партий в странах социализма. Большой простор для действия О. э. з. с. получает на этапе развитого социализма, когда создаются условия для наиболее быстрого роста и совершенствования обществ, произ-ва и повышения нар. благосостояния. Успехами в достижении цели социалистич. произ-ва определяется в конечном счёте уровень его эффективности, оптимальность его функционирования и развития. Бурж. экономисты извращённо трактуют сущность социалистич. экономики, закон её движения. Они либо утверждают, что развитие социалистич. экономики в решающей степени подчинено действию законов товарного произ-ва и рынка (неолиберальное направление, правые ревизионисты), либо вообще отрицают действие объективных экономич. законов социализма, закона движения социалистич. экономики, объявляя социализм «командной экономикой» (левые ревизионисты и др.). Обе эти трактовки являются антинаучными, игнорируют присущие социализму специфич. стимулы развития общественного произ-ва, порождаемые господством обществ, собственности на средства произ-ва и всей системой социалистич. производственных отношений, игнорируют объективное действие О. э. з. с. В. Н. Кашин.

ОСНОВНОСТЬ в металлургии, отношение (в процентах по массе) содержания основных и кислотных окислов в железорудных материалах (жел. руда, агломерат, окатыши и др.), а также в доменных и сталеплавильных шлаках, характеризующее их химический состав и соответственно металлургич. свойства. В простейшем случае О.- отношение содержания СаО к содержанию SiO2 (или суммы СаО и MgO к сумме SiO2 и Al2O3). Для железорудных материалов различают естественную (природную) О. и полученную в результате добавки флюсов. О. может изменяться от десятых долей единицы до 2-3.

Лит.: Ширяев П. А., Я р х о Е. Н., Металлургическая и экономическая оценка железных руд, М., 1971; Общая металлургия, 2 изд., М., 1973.

" ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ" Российской империи, свод законоположений, касавшихся общих начал гос. строя царской России. Содержание «О. г. з.» и само их определение впервые даны М. М. Сперанским и отражены в 1-м изд. Свода законов Российской империи (т. 1, ч. 1- «О священных правах и преимуществах Верховной Самодержавной Власти», ст. 1-81, и «Учреждение об Императорской фамилии», ст. 82-179). Пересмотр «О. г. з.» был предпринят в 1906 и имел формальной целью согласование традиционных прав монарха с Манифестом /7 октября 1905, созданием Совета министров, Гос. думы, реорганизацией Гос. совета. Реформа «О. г. з.» отражала эволюцию самодержавия в сторону бурж. монархии под влиянием Революции 1905-07. Конституц. уступки были незначительны. Законодат. права Гос. думы ограничивались требованием обязат. утверждения принятых законов царём, признанием за ним неограниченной законодат. инициативы, монополии его на издание «О. г. з», прав чрезвычайного законодательства в междумский период (с утверждением Думой в течение 2 мес.). Бюджетные прерогативы Думы нарушались правом царя на чрезвычайные, воен. расходы и займы. Декларированные права граждан России (неприкосновенность личности, свободы слова, печати и т. д.) могли быть отменены на основе военного и исключит, положения, вводимого царём. Самодержавная исполнит. власть - верховное управление страной, назначение и смещение пр-ва, ответственного только перед монархом, - была укреплена. Царю принадлежало право руководства внеш. политикой, объявления войны и мира. Осн. законы охраняли единство империи, объявляли общегосударственным рус. яз., закрепляя нац. гнёт. Действовали до Февр. революции 1917.

Источи.: Свод законов Российской империи, [т. 1], ч. 1 - Основные законы и учреждения государственные, СПБ, 1832: Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 24апр. 1906, No 98, СПБ, 1906; Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. Сб. законов, манифестов, указов..., 3 изд., СПБ, 1909, с. 615 -67; Основные государственные законы (Свод законов, т. 1, ч. 1-я), изд. 1906.- Алфавитный указатель.-Дополнение, СПБ, 1912; Поли. собр. законов. 3 изд., 1906, т. 26, СПБ, 1909, отд. 1, № 27805.

Лит.: Ленин В. И., О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20: Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императора по пересмотру основных законов, «Былое», 1917, № 4 (26). М. С. Симонова.

ОСНОВНЫЕ КРАСИТЕЛИ, органич. красители, обладающие свойствами оснований (см. Кислоты и основания); содержат аминогруппы NR'R" (R' и R" - водород или низкомолекулярный алкил). По хим. строению относятся преим. к арилметановым, хинониминовым красителям и азокрасителям. О. к.- яркие красители всех цветов, однако они непрочны и поэтому почти не используются в крашении хл.-бум. тканей. Широкое применение они находят для окраски бумаги, кожи, древесины и при изготовлении пишущих паст. Соли О. к. и фосфорновольфрамомолибденовой к-ты (т. н. фаналевые лаки) широко используются в полиграфии.

Окраски О. к. на полиакрилонитриль-ном волокне более устойчивы; спец. О. к. для этого волокна носят назв. катионных красителей (см. Крашение), они ярки и очень прочны.

Лит.: Чекалин М. А., Пассет Б. В., Иоффе Б. А., Технология органических красителей и промежуточных продуктов, Л., 1972. М. А. Чекалин.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ, см. в ст. Наказание.

ОСНОВНЫЕ ПОРОДЫ, магматич. горные породы, относительно бедные кремнезёмом (45-55%) и богатые магнием и кальцием. Для минералогич. состава О. п. характерны основные плагиоклазы (Лабрадор, битовнит), присутствуют также недонасыщенные кремнезёмом минералы - оливин и др. О. п. могут быть как интрузивными (габбро, нориты, анортозиты и пр.), так и эффузивными (базальты и др.). Большинство совр. вулканов извергает основные лавы, они же характерны для всех трещинных вулканич. излияний. См. также Магматические горные породы.

ОСНОВНОЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН СССР, совокупность прав и обязанностей советских граждан, законодательно закреплённых в Конституции СССР и конституциях союзных и авт. республик. Определяют основы правового положения личности в сов. обществе, являются исходными для всех др. прав и обязанностей граждан, к-рые регулируются текущим законодательством. К осн. правам граждан относятся следующие.

Социально-экономические права - право на труд (право на получение работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством), право на отдых (законодат. ограничение рабочего дня, предоставление еженедельного отдыха, право на ежегодный оплачиваемый отпуск), п р а в о на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование (право на бесплатное обучение во всех учебных заведениях), право личной собственности и наследования её.

Политические права и демократические свободы-свобода слова, свобода печати, собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций, право объединения в общественные организации и союзы, избирательные права граждан (см. также Избирательная система, Избирательное право, Свободы демократические).

Личные права и свободы-неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и тайна переписки, свобода совести, обеспечение обвиняемому права на защиту (см. также Защита судебная).

Указанные права и свободы предоставлены всем гражданам независимо от их национальности и расы. Женщина имеет равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Предоставляя гражданам СССР подлинно демократич. права и свободы, сов. конституции вместе с тем возлагают на них важные обязанности: точное соблюдение конституции и выполнение всех остальных законов, сознательное отношение к труду и соблюдение трудовой дисциплины, честное отношение к общественному долгу, уважение правил социалистич. общежития, охрана и укрепление общественной социалистич. собственности. Священным долгом каждого сов. гражданина является защита социалистич. Отечества; измена Родине карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние.

Обязанности, возлагаемые на сов. граждан, - это не только юридич. норма, но и требование социалистич. нравственности; выполнение установленных обязанностей предполагает активное участие граждан в строительстве коммунизма, в защите социалистич. Отечества.

Одна из важнейших особенностей О. п. и о. г. СССР состоит в их единстве и неразрывной связи, основой чего служит принцип сочетания интересов личности и всего общества в целом. Чем выше уровень развития социалистического общества, тем выше материальное благосостояние каждого гражданина, тем лучше условия для развития его способностей. В свою очередь, проявление индивидуальности человека, его нравственных и духовных сил и творческих возможностей способствует дальнейшему подъёму экономич. и культурного уровня общества.

Последовательный социалистич. демократизм сов. общества раскрывается в жизненности и реальности предоставляемых гражданам прав и свобод. В отличие от бурж. демократии, к-рая, как правило, ограничивается формальным провозглашением прав граждан, социалистич. демократия гарантирует их реальное осуществление. Важнейшей политич. гарантией прав и свобод сов. граждан является демократич. организация сов. общественного строя, где вся власть принадлежит народу в лице его представительных органов - Советов депутатов трудящихся. Основу экономич. гарантий гражд. прав и свобод составляет экономич. строй - социалистич. система хозяйства, социалистич. собственность на орудия и средства производства. По мере роста производительных сил общества, накопления и увеличения общественных богатств осн. права и демократич. свободы граждан получают всё большее развитие, расширяются гарантии их осуществления. Так, в 50-нач. 70-х гг. были осуществлены такие важные мероприятия, как сокращение рабочего дня всех рабочих и служащих, коренное улучшение пенсионного обеспечения рабочих и служащих, введение пенсий и пособий членам колхозов, установление всеобщего обязательного десятилетнего образования. Постоянно увеличиваются денежные выплаты и льготы населению за счёт общественных фондов потребления (различные пособия, пенсии, стипендии, оплата ежегодных отпусков, бесплатное обучение и бесплатное мед. обслуживание, выдача бесплатных или льготных путёвок в санатории и дома отдыха, содержание детских садов и яслей и др.). Политич. и экономич. гарантии осн. прав граждан являются общими гарантиями, это условия и предпосылки, обеспечивающие возможность реализации гражданами своих осн. (конституционных) прав. Правовые (т. н. специальные) гарантии - правовые средства охраны прав и интересов граждан, порядок и формы их использования. Конституция СССР возлагает на ряд гос. органов спец. обязанность охранять и защищать права и свободы граждан СССР. Напр., согласно Конституции СССР (ст. 68 «г») Совет Министров СССР обязан принимать меры по обеспечению общественного порядка и по охране прав граждан; такая же задача возложена на правительства союзных и автономных республик, на местные органы гос. власти. В самой Конституции СССР содержатся важнейшие правовые гарантии свободы личности граждан (напр., ст. 127 гласит, что никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора). Охрана прав граждан, их законных интересов, чести и достоинства мерами уголовного и гражданского характера возложена на судебные органы. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и авт. республик рассматривают охрану политич., трудовых, жилищных и др. прав и интересов граждан от всяких посягательств как одну из целей социалистич. правосудия. Действенной юридич. гарантией прав граждан является прокурорский надзор за точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями, должностными лицами и отд. гражданами. Я. М. Уманский.

ОСНОВНЫЕ РАБОЧИЕ, производственные рабочие, непосредственно занятые изготовлением продукции, для выпуска и реализации к-рой предназначено данное предприятие (готовой продукции, полуфабрикатов или отд. деталей). О. р. составляют важнейшую часть промышленно-производств. персонала предприятий. Численность и уд. вес О. р. в пром-сти обусловлены развитием концентрации и специализации произ-ва, уровнем механизации и автоматизации производств, процессов, совершенством форм организации труда и произ-ва. Увеличение уд. веса О. р. за счёт сокращения численности вспомогательных рабочих является одним из резервов роста производительности труда и повышения эффективности общественного произ-ва.

В планах предприятий О. р. группируются по дехам, профессиям, уровню квалификации; состав их также учитывается по стажу, полу и возрасту. Количество О. р. на предприятии обусловлено характером технологии произ-ва и может исчисляться исходя из трудоёмкости работ, норм выработки, норм обслуживания, нормативов численности. В большинстве отраслей промышленности при расчёте плановой численности О. р. по предприятию в целом исходят из трудоёмкости производств, программы, объёма услуг, реального фонда рабочего времени одного рабочего, расчётного (заложенного в плане) коэффициента выполнения норм. Напр., плановая численность О. р. на нормируемых работах в машиностроении определяется как отношение трудоёмкости производств, программы (в нормо-часах) к реальному фонду рабочего времени одного среднесписочного рабочего (с учётом планируемого процента выполнения норм). В отраслях и произ-вах с аппаратурными и агрегатными процессами (в химич., металлургич., нефтеперерабат. пром-сти), где функции рабочих сводятся в основном к обслуживанию процессов и управлению ими, необходимая численность О. р. определяется по нормам обслуживания.

Уровень квалификации О. р. характеризуется присвоенными им тарифными разрядами; для коллектива рабочих может исчисляться средний тарифный разряд. Оплата труда О. р. на нормированных работах производится на основе сдельных расценок, а на повременных - по часовым тарифным ставкам.

Лит.: Экономика труда, под ред. А. С. Кудрявцева, М., 1967; Костин Л.А., Планирование труда в промышленности, М., 1967; Практическое пособие по экономике труда, М., 1970; Петроченко П. Ф., Кузнецова К. Е., Организация и норн мирование труда в промышленности СССР, [М.], 1971. В. Ф. Пархоменко.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, основные фонды в ден. выражении. В такой форме они отражаются в балансе основных фондов и в бухгалтерском балансе. ОСНОВНОЕ ФОНДЫ народного хозяйства, совокупность произведённых общественным трудом материально-вещественных ценностей, действующих в течение длительного периода. К О. ф. относятся здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, производств, и хоз. инвентарь, рабочий и продуктивный скот и др. О. ф., функционирующие в сфере материального произ-ва, являются производственными основными фондами; О. ф., не участвующие непосредственно в процессе произ-ва, составляют непроизводственные основные фонды. О. ф. нар. х-ва представляют собой важнейшую и наиболее быстро возрастающую часть национального богатства. В СССР на 1 янв. 1973 все О. ф. в совр. ценах составили 1003 млрд. руб., из них производственные - 623 млрд. руб. (62, 1%), непроизводственные - 380 млрд. руб. (37, 9%). Рост и совершенствование О. ф.- важнейшее условие создания материально-технич. базы коммунистич. общества и неуклонного подъёма благосостояния народа. О. ф. в ден. оценке отражаются в балансе основных фондов и наз. осн. средствами.

ОСНОВНОЕ ЦВЕТА, три цвета, оптич. сложением (смешением) к-рых в определённых их количествах можно получить цвет, визуально (на глаз) совершенно неотличимый от любого данного цвета. Измеряемый или воспроизводимый цвет Д представляют через О. ц. E1, E2, Е3 в виде их неотличимой от Ц суммы Ц'=m1E12Е23Е3, где m1, т2, т3 - количества смешиваемых О. ц., т. н. координаты цвета Д (одна, а иногда и две координаты могут быть отрицательными). Набор О. ц. образует трёхмерную колориметрическую систему. Число возможных систем О. ц. бесконечно, хотя не любые три произвольно выбранных различных цвета могут служить О. ц.- ограничением является условие, чтобы ни один из них не мог быть представлен в виде суммы каких бы то ни было количеств двух других. Цвет Д может быть выражен в любой из трёхмерных систем; переход из одной системы в другую осуществляется с помощью простых соотношений. Для сравнения измерений цветов в различных системах принято их результаты пересчитывать в стандартную международную систему с О. ц. X, Y, Z (они не соответствуют визуально воспринимаемым реальным цветам). Наиболее часто на практике О. ц. являются красный, зелёный и синий; в многоцветной печати и в цветной фотографии (где для воспроизведения цветов используется более сложный процесс т. н. субтрактивного их синтеза) - пурпурный (синевато-красный), голубой (зеленовато-синий) и жёлтый. См. также статьи Многоцветная печать, Цветовоспроизведение фотографическое.

Понятие " О. ц." и основанные на нём соотношения широко используются в теоретич. и практич. колориметрии (см. Колориметр трёхцветный); однако аппарат трёхмерных систем недостаточен для решения ряда тонких и сложных проблем, связанных с измерением и количеств, выражением цвета. Более подробно об этом см. в ст. Цветовые измерения.

ОСНОВОВЯЗАЛЬНАЯ МАШИНА, см. в ст. Трикотажная машина.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Союза ССР и союзных республик, 1) совокупность принципов и важнейших норм, в соответствии с которыми строится законодательство по определённой отрасли. 2) Закон, принятый Верховным Советом СССР для установления единства в правовом регулировании вопросов, представляющих предмет совместного ведения Союза ССР и союзных республик.

В силу федеративного характера СССР сов. право призвано выражать волю и интересы как всего народа, так и народа каждой входящей в СССР союзной республики. Важное условие гармоничного развития сов. права - обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости законодательств СССР и союзных республик, соответствие республиканского законодательств, общесоюзному. Это достигается, в частности, путём чёткого размежевания в Конституции СССР компетенции СССР и союзной республики в сфере законодательства, а также путём издания О. з. Впервые О. з. как специфическая для сов. федерации форма общесоюзного закона вошли в систему сов. законодательства после образования Союза ССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 ЦИК СССР принял Основы судоустройства, Основные начала уголовного законодательства, Основы уголовного судопроизводства, Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик.

Кодификация законодательства 60- 70-х гг., осуществляемая на базе Конституции СССР 1936, призвана привести сов. законодательство в соответствие с потребностями современного этапа коммунистич. строительства. Новые О. з. содержат в систематич. изложении определяющие положения соответствующих отраслей законодательства и наиболее важные нормы по вопросам, к-рые во всех республиках должны решаться одинаково. Каждая союзная республика воспроизводит в своём кодексе или законе положения и нормы О. з., дополняет их развивающими и конкретизирующими нормами, отражающими специфические условия хозяйства, быта, жизни республики.

В 1958-74 Верховный Совет СССР принял 12 законов типа О. з., принятию к-рых предшествовали глубокая научная подготовка и, как правило, всенародное обсуждение подготовленных законопроектов. На 1 июля 1974 действуют следующие О. з. Союза ССР и союзных республик: Основы земельного законодательства (приняты 13 дек. 1968, введены в действие с 1 июля 1969); Основы водного законодательства (приняты 10 дек. 1970, введены в действие с 1 сент. 1971); Основы законодательства о здравоохранении (приняты 19 дек. 1969, введены в действие с 1 июля 1970); Основы законодательства о народном образовании (приняты 19 июля 1973, введены в действие с 1 янв. 1974); Основы законодательства о труде (приняты 15 июля 1970, введены в действие с 1 янв. 1971); Основы законодательства о судоустройстве (приняты 25 дек. 1958); Основы гражданского законодательства (приняты 8 дек. 1961, введены в действие с 1 мая 1962); Основы законодательства о браке и семье (приняты 27 июня 1968, введены в действие с 1 окт. 1968); Основы гражданского судопроизводства (приняты 8 дек. 1961, введены в действие с 1 мая 1962); Основы уголовного законодательства (приняты 25 дек. 1958); Основы уголовного судопроизводства (приняты 25 дек. 1958); Основы исправительно-трудового законодательства (приняты 11 июля 1969, введены в действие с 1 нояб. 1969).

Лит.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, М., 1971. А. Ф. Шебанов.

ОСОАВИАХИМ, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927-48. Основными задачами О. являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма. В 1948 вместо О. были образованы 3 самостоят, общества - ДОСАВ, ДОС АРМ и ДОСФЛОТ. В 1951 эти об-ва были объединены в ДОСААФ СССР.

ОСОБАЯ МАТРИЦА (матем.), квадратная матрица А = || aij||1n порядка п, определитель к-рой равен нулю, т. е. ранг к-рой меньше п. Матрица является особой в том и только в том случае, когда между её строками(а также и между столбцами) существует линейная зависимость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.