Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Международно-правовой режим 42 страница






Осн. требования, предъявляемые к О.п.: достижение непрерывности процессов, пропорциональности всех звеньев и ритмичности выпуска продукции. Непрерывность включает использование средств труда с минимальными потерями времени, безостановочное продвижение предметов труда через все стадии произ-ва. Пропорциональность - это взаимное соответствие пропускной способности смежных участков, позволяющее полностью использовать их производств, мощности. Ритмичность означает равномерный выпуск продукции и выполнение одинакового объёма работ в равные периоды времени. О. п. охватывает осн., вспомогат. и обслуживающее произ-во и процессы управления как гармонически увязанные звенья единого процесса изготовления продукции. Важнейшие формы О. п.- специализация, концентрация и комбинирование (см. Комбинирование в промышленности, Концентрация социалистического производства, Специализация производства).

Условиями рациональной О. п. являются сокращение разнообразия работ, выполняемых на каждом участке путём стандартизации и унификации продукции и её узлов, типизации технологич. процессов, обеспечение оптимального объёма частичных производств, процессов, параллельность выполнения различных стадий изготовления продукции и создание условий для комплексного использования сырья и материалов. О. п. предполагает систематич. совершенствование вещественных элементов произ-ва (сырья, материалов, оборудования, готовых изделий) и рост мастерства и квалификации работников. Научно-технич. прогресс предъявляет новые требования к О. п. в связи с меняющимися объектами и условиями произ-ва. Применение специализированной высокопроизводит. техники повышает значение непрерывности произ-ва, т. к. каждый час её простоя вызывает большие потерь.

Важнейшие методы О. п.- поточный, партионный.1 единичный. Наиболее прогрессивный из них - поточный, при к-ром за каждым участком произ-ва закрепляется ограниченная номенклатура работ, рабочие места и участки располагаются по ходу изготовления продукции; при наиболее совершенных формах поточного произ-ва обеспечивается синхронность работы смежных участков. Поточные методы О. п. эффективно применяются в условиях массового изготовления однотипной продукции, дают эффект также в серийном произ-ве. Единичный метод строится применительно к характеру производимой продукции. При нём осуществляется технологич. специализация отд. участков. Партионная О. п. применяется в условиях серийного выпуска продукции. Она сочетает в себе элементы единичной и поточной орг-ции с приближением к условиям потока и характеризуется преим. расположением оборудования по группам однородных машин и станков, закреплением широкой номенклатуры работ за отд. звеньями, ограниченным использованием спец. оборудования и инструментов и широкой специализацией кадров. Значит, особенности имеют место в организации опытного произ-ва. Для него характерны отсутствие разработанной технологии, ориентировочные нормы, переделки продукции или её частей и переналадка производств, процесса. При О. п. во времени центр, вопросом является планирование длительности производств, цикла, т. е. времени от момента запуска материалов в произ-во до получения готовой продукции. Сокращение длительности производств, цикла обеспечивается совершенствованием технологии и применением высокопроизводит. техники, переводом ряда естеств. процессов в технологические, совмещением времени трансп. и контрольных операций с основным, использованием прогрессивных методов сочетания операций. При разработке мероприятий по О. п. применяются матем. методы и совр. вычислит, техника.

Эффективность О. п. выражается в повышении производительности обществ. труда, улучшении использования осн. производств, фондов, сокращении потерь сырья и материалов и снижении издержек произ-ва. Обобщающий показатель эффективности О. п.- увеличение стоимости реализуем ойпродукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных гос-вом в работу данного производств, звена.

Социалистич. О. п. осуществляется в интересах трудящихся и при их активном участии.

При капитализме О. п. имеет целью извлечение наибольшей прибыли владельцами средств произ-ва. Она связана с чрезмерной интенсификацией труда при ограниченных мерах по охране труда и технике безопасности. Примером такой организации могут служить ручные конвейеры сборки, широко используемые в капиталистич. странах. Эксплуататорская сущность капиталистич. О. п. прикрывается совр. науч. методами, напр, используемое в капиталистич. странах микроэлементное нормирование без соответствующих изменений условий труда приводит к усилению его интенсивности. Совершенствование орудий и предметов труда при капитализме проводится лишь тогда, когда оно сопровождается увеличением прибыли. Это, однако, не исключает применения на отд. предприятиях ряда науч. методов О. п., к-рые после критич. анализа могут быть использованы на социалистич. предприятиях (формы специализации рабочих мест, методы обслуживания произ-ва, способы разделения и кооперирования труда на рабочих местах). См. также Рационализация производства, Тейлоризм, Фордизм.

Лит.: Хейнман С. А., Экономические проблемы организации промышленного производства, М., 1961; Организация и планирование производства на машиностроительном предприятии, под ред. В. А. Летенко, М., 1972. С. Е. Каменицер, М. В. Мельник.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА, НАТО (North Atlantic Treaty Organization - NATO), военно-политич. союз, направленный против социалистич. стран и нац.-освободит, движения; создан по инициативе США. Начал свою деятельность в разгар-" холодной войны", на основе Североатлантич. договора, подписанного в Вашингтоне 4 апр. 1949 представителями пр-в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 - ФРГ. Статья 5 - важнейшая ст. Североатлантич. договора - устанавливает, что в случае " вооружённого нападения" на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся " нападению", путём осуществления такого действия, какое они " сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы". Географич. сфера действия договора, определяемая ст. 6, охватывает терр. всех участников договора, острова " в североатлантическом районе - к северу от тропика Рака", находящиеся под юрисдикцией участников договора, и Средиземное м. Ст. 4 договора предусматривает консультации между странами - членами НАТО всякий раз, когда, по мнению любой из них, "...территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон окажется под угрозой". Эта статья имеет целью " обосновать", в случае надобности, вмешательство НАТО во внутр. дела её участников (напр., в случае возникновения революц. ситуации в той или иной стране). В договоре не указывается срок его действия. Согласно ст. 13, любая страна, входящая в НАТО, имеет право отказаться от участия в договоре через 20 лет после его вступления в силу и выйти из него через год после уведомления о его денонсации. В июле 1966 Франция вышла из военной орг-ции НАТО, оставаясь участницей Североатлантич. договора. Своё решение франц. пр-во обосновало стремлением " восстановить на французской территории полное осуществление своего суверенитета". В авг. 1974 из воен. орг-ции НАТО вышла Греция.

Высшие органы Североатлантич. блока - сессии Совета НАТО и Комитет военного планирования, созываемые, как правило, 2 раза в год. На сессиях Совета НАТО пр-ва входящих в НАТО стран представлены мин. иностр. дел и в зависимости от повестки дня также мин. обороны, финансов, экономики. В периоды между сессиями Совет заседает в составе постоянных представителей гос-в- членов блока в ранге послов в качестве Постоянного совета НАТО; заседания Постоянного совета проводятся 2-3 раза в неделю. В связи с выходом Франции из военной орг-ции блока и её отказом обсуждать в рамках НАТО военные вопросы, рассмотрение этих вопросов на уровне министров, а также на уровне постоянных представителей с 1966 проводится в Комитете военного планирования, в к-рый входят гос. деятели такого же ранга и тех же стран (за исключением Франции), что и в Совет НАТО. Всю текущую работу и подготовку к заседаниям руководящих органов НАТО осуществляет Междунар. секретариат под руководством ген. секретаря НАТО (с 1971 - И. Луне, Нидерланды); штаб-квартира - в Брюсселе.

Военные расходы НАТО неуклонно растут. В 1949 общие расходы стран НАТО на военные цели составляли 18, 7 млрд. долл., в 1959-61, 6 млрд., в 1969-106, 4 млрд., в 1973-св. 120 млрд. Более 75% этой суммы приходится на долю США, к-рые занимают доминирующее положение в НАТО. Значительно укрепились воен.-экономические позиции и возросло политич. влияние ФРГ в НАТО.

Военно-экономич. и политич. сотрудничество стран НАТО не устранило противоречий между членами этого агрессивного союза, в рамках к-рого сталкиваются интересы крупных и малых гос-в, гос-в, входящих и не входящих в " Общий рынок", а также экономич. и политич. интересы США и европ. стран НАТО.

Агрессивный характер деятельности НАТО и связанных с ней военно-политич. союзов побудил социалистич. страны создать орг-цию Варшавского договора 1955, к-рая, будучи в отличие от НАТО оборонит, орг-цией, открыта для присоединения любого гос-ва. НАТО упорно отвергала предложения орг-ции Варшавского договора о заключении пакта о ненападении между членами обоих союзов, так же как предложения о роспуске этих союзов или о ликвидации их военных орг-ции. Происходящая в нач. 70-х гг. нормализация отношений между гос-вами, принадлежащими к противоположным обществ, системам, общее улучшение междунар. обстановки содействуют распространению недовольства деятельностью этой организации среди широких масс населения стран НАТО и обострению противоречий между её участниками. Ю. И.Тимофеев.

Вооружённые силы НАТО подразделяются на объединённые вооруж. силы (ОВС), переданные в НАТО, и вооруж. силы, остающиеся в нац. подчинении. В ОВС переданы объединения, соединения и части сухопутных войск и ВВС США, Великобритании, Канады, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции, ВВС Норвегии и Дании. В воен. время и на период учений в их состав передаются ВМС перечисленных стран, а также осн. часть вооруж. сил Норвегии, Дании, Португалии и Люксембурга. В нац. подчинении находятся межконтинентальные баллистич. ракеты США, стратегич. авиация и атомные ракетоносные подводные лодки США и Великобритании, отд. соединения и части сухопутных войск, воен.-уч. заведения и др. формирования, обеспечивающие мобилизационное развёртывание и охрану нац. объектов стран-участницНАТО. Вооруж. силы Франции, вышедшей из воен. орг-ции НАТО, периодически принимают участие в совместных учениях ОВС НАТО в Европе, а также координируют действия сил ПВО страны с силами объединённой системы ПВО НАТО. Всего в вооруж. силах стран НАТО в 1973 насчитывалось: личного состава св. 5, 3 млн. чел., дивизий св. 70, отдельных бригад и полков ок. 130, межконтинентальных баллистич. ракет 1054, пусковых установок ракет оперативно-тактич. и тактич. назначения ок. 1000, боевых самолётов св. 12 тыс. (в т. ч. св. 3, 2 тыс. носителей ядерного оружия), танков св. 17 тыс., орудий и миномётов ок. 27 тыс., кораблей осн. классов в регулярных ВМС ок. 1500. Из этого кол-ва сил и средств в состав ОВС НАТО выделено: дивизий св. 50, пусковых установок ракет оперативно-тактич. и тактич. назначения св. 350, боевых самолётов св. 2700 (в т. ч. ок. 1000 носителей ядерного оружия), танков св. 10 тыс., орудий и миномётов ок. 14 тыс., личного состава всего ок. 1, 5 млн. чел. Для вооруж. сил НАТО в Европе содержится на складах (1973) св. 7 тыс. ядерных боеприпасов.

Высш. воен. орган НАТО - Комитет воен. планирования рассматривает вопросы, касающиеся руководящих воен. органов, стр-ва и использования ОВС, утверждает стратегич. концепции блока, определяет долю воен. участия каждой из стран и др. Высший исполнительный воен. орган -Военный комитет, в к-рый входят нач. ген. штабов стран-участниц блока (кроме Франции, Исландии и Люксембурга). Он разрабатывает воен. стратегию и стратегич. планы НАТО, определяет направление стр-ва ОВС. Военному комитету подчинён Междунар. объединённый штаб. В период между заседаниями Воен. комитета наблюдение за выполнением принятых им решений осуществляет Постоянный военный комитет, состоящий из представителей ген. штабов стран НАТО. Консультативным органом НАТО является Комитет ядерной обороны, а рабочим органом комитета - Группа ядерного планирования, занимающиеся разработкой вопросов применения ядерного оружия ОВС. Непосредственное руководство ОВС на возможных театрах войны осуществляют стратегич. (верховные) командования НАТО в Европе и на Атлантике, главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш и региональная группа стратегич. планирования США - Канада. В состав объединённых командований и штабов входят представители всех стран - участниц воен. орг-ции НАТО, но большую часть высших воен. должностей занимают представители вооруж. сил США.

Стратегич. (верховное) командование НАТО в Европе (возглавляется верх, главнокомандующим) предназначено для руководства ОВС на терр. европ. стран (включая Турцию и акваторию Средиземного м.). На должность верх, главнокомандующего назначаются амер. генералы (в 1950-52 Д. Эйзенхауэр, в 1952-53 М. Риджуэй, в 1953-56 А. Грюнтер, в 1956-63 Л. Норстэд, в 1963-69 Л. Лемнитцер, с 1969 Э. Гудпейстер). Верх. главнокомандующему подчинены гл. командования на 3 европ. театрах воен. действий: Североевроп. (терр. и прибрежные воды Норвегии, Дании, западногерм. земли Шлезвиг-Гольштейн и проливная зона Балтийского м.); Центральноевроп. (терр. и прибрежные воды ФРГ без земли Шлезвиг-Гольштейн, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга); Южноевроп. (терр. Италии и Турции, а также акватории Средиземного, Мраморного и южной части Чёрного морей).

Главнокомандующему на Североевроп. театре (на эту должность обычно назначается англ. ген. или адмирал) подчинены 3 объединённых командования НАТО: в Сев. Норвегии, Юж. Норвегии и в зоне Балт. прол.; в состав ОВС переданы только соединения и части сухопутных войск и ВВС ФРГ, дислоцирующиеся в Шлезвиг-Гольштейне, и ВВС Норвегии и Дании.

Главнокомандующему на Центральноевроп. театре подчинены объединённые сухопутные войска и ВВС, в к-рые входят соединения и части США, Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов и Канады. Сухопутные войска организационно объединены в Северную и Центральную группы армий, всего 22 дивизии. Войска размещены на терр. ФРГ, за исключением отдельных голл., белы, и англ, соединений и частей, дислоцирующихся на терр. своих стран. ВВС сведены в два объединённых тактич. авиац. командования (2-е и 4-е), насчитывающих до 1500 боевых самолётов, в т. ч. св. 500 носителей ядерного оружия.

Главнокомандующему на Южноевроп. театре подчинены объединённые сухопутные войска и ВВС. Сухопутные войска сведены в командование в южной части театра (ему подчинены соединения и части, расположенные на терр. Италии) и командование в юго-вост. части театра (подчинены соединения и части, расположенные в Турции), всего 36 дивизий. ВВС состоят из авиац. частей США, Италии и Турции, сведены в 5-е и 6-е тактич. авиац. командования; насчитывают св. 900 боевых самолётов.

В ОВС НАТО в Европе созданы мобильные силы, состоящие из усиленных батальонов сухопутных войск США, Великобритании, ФРГ, Италии, Бельгии, Люксембурга и Канады, подготовленных к переброске по воздуху, а также отдельных эскадрилий тактической авиации. Подразделения мобильных сил дислоцируются в р-нах расположения соединений и частей, в состав к-рых они входят. Для прикрытия группировок войск и важных объектов на Европ. театре создана объединённая система противовоздушной обороны НАТО, состоящая из зон, р-нов и секторов ПВО и охватывающая терр. всех европ. стран НАТО.

Стратегич. (верховное) командование НАТО на Атлантике (возглавляется верх, главнокомандующим, обычно на эту должность назначается амер. адмирал) предназначено для руководства операциями ВМС в воен. время в зоне Атлантического ок. к С. от тропика Рака (исключая терр. Великобритании, её прибрежные воды, пролив Ла-Манш и юж. часть Северного м.). Для руководства ОВС созданы и постоянно действуют гл. командования и штабы объединённых вооруж. сил НАТО в Зап., Вост. и Иберийской Атлантике, а также командование ударного флота НАТО на Атлантике. В подчинении верх, главнокомандующего в мирное время находится постоянное соединение ВМС, в к-рое периодически включаются надводные боевые корабли из состава ВМС США, Великобритании, Канады, ФРГ, Нидерландов, Дании, Норвегии и Португалии.

Главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш предназначено для руководства боевыми операциями ВМС в зоне проливов Ла-Манш, Па-де-Кале и юж. части Северного м. (исключая Гель-голандскую бухту).

Региональная группа стратегич. планирования США - Канада занимается разработкой вопросов, связанных с обороной терр. США и Канады. В её состав входят представители комитетов нач. штабов вооруж. сил США и Канады.

Со штабами и войсками НАТО проводятся многочисл. учения, военные игры, на к-рых отрабатываются вопросы ведения операций. Наиболее крупными являются проводимые стратегич. командно-штабные учения ОВС НАТО типа " Уинтер", манёвры " Стронг экспресс", оперативные командно-штабные учения на европ. театрах воен. действий типов " Колд уинтер", " Франт сентрал", " Дип фарроу", учения ВВС и ПВО " Рено рулет", учения типа " Экспресс" по переброске авиатранспортом мобильных сил НАТО в " угрожаемые" районы. В. С. Ильин.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЛИДАРНОСТИ НАРОДОВ АЗИИ И АФРИКИ (ОСНАА), международная обществ, орг-ция, ставящая своей задачей (согласно уставу, принятому в 1974) объединение, координацию и усиление освободит, борьбы народов Азии и Африки против империализма, колониализма, неоколониализма, расизма, сионизма и фашизма, за обеспечение их экономич., социального и культурного развития. Осн. на 1-й конференции солидарности народов Азии и Африки (г. Каир, 26 дек. 1957-1 янв. 1958) под назв. Совет солидарности стран Азии и Африки; преобразован в ОСНАА на 2-й конференции в г. Конакри в апр. 1960 (3-я конференция - в февр. 1963, г. Моши, Танзания; 4-я - в мае 1965, г. Виннеба, Гана; 5-я - в янв. 1972, г. Каир). Объединяет ок. 80 членских орг-ции; в качестве ассоциированных членов в деятельности ОСНАА участвуют комитеты солидарности европ. социалистич. стран, в качестве наблюдателей - ряд междунар. орг-ции, в т. ч. ВФП, МДФЖ, ВФДМ, Всемирный Совет Мира, Международный союз студентов. Советский комитет солидарности стран Азии и Африки является членом ОСНАА со дня её основания.

По инициативе орг-ции созывались конференции писателей, женщин и молодёжи стран Азии и Африки, проводились семинары и конференции по актуальным вопросам антиимпериалистич. борьбы, ежегодно проводятся дни солидарности с народами ряда афро-азиатских стран, борющихся за свою свободу и нац. независимость.

Высший орган ОСНАА - конгресс (созывается 1 раз в три года); ежегодно созываются сессии Совета, состоящего из глав орг-ции - членов ОСНАА и наблюдателей, 2 раза в год - сессии Президиума координац. органа, членами к-рого являются видные деятели движения. Рабочий орган - Постоянный секретариат во главе с ген. секретарём (Ю. ас-Сибаи, Египет). Штаб-квартира - в Каире.

ОСНАА издаёт ежемесячный журнал " Афро-азиатские народы" (на англ., араб, и франц. яз.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, приведение трудовой деятельности людей в определённую систему. Различают общественную О. т. и О. т. в рамках трудового коллектива. Общественная О. т. связана с рядом общих моментов, совокупность к-рых определяет возможность функционирования любого произ-ва независимо от его обществ, формы: привлечение людей к труду, соединение рабочей силы со средствами произ-ва, разделение труда и кооперация труда в обществе, распределение результатов труда ме;:: ду членами общества, обеспечение воспроизводства рабочей силы. Однако в различных общественно-экономич. формациях эти общие черты реализуются в специфич. форме, определяемой характером господствующих в данном обществе производств, отношений, формой собственности на средства произ-ва.

Капиталистич. строю присуще стихийное регулирование процесса обществ, произ-ва, что исключает возможность научно обоснованного подхода к решению проблем общественной О. т. В условиях капитализма обществ, труд организуется в интересах класса собственников средств произ-ва, эксплуатирующих наёмный труд. При социализме появляется как возможность, так и необходимость сознательного, целенаправленного, науч. воздействия гос-ва на процесс организации трудовой деятельности людей в масштабе всего общества и каждого трудового коллектива. Общественная О. т. позволяет централизованно, на строго науч. основе регулировать процессы упорядочения, объединения и согласования трудовой деятельности во всех отраслях и сферах социалистического народного х-ва.

Социалистич. общественная О. т. есть более высокая форма О. т. по сравнению с капиталистической. В. И. Ленин писал: "... пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 13). В отличие от капиталистической, она носит планомерный характер и базируется на экономич. законах социализма. В её основе лежат такие важнейшие принципы, как всеобщее право на труд, гарантированность его оплаты, обязательность труда для всех трудоспособных членов общества. Общественная О. т. при социализме характеризуется планомерным привлечением людей к труду, планомерным осуществлением разделения и кооперации труда в обществе, распределением обществ, продукта в соответствии с осн. принципом социализма - от каждого по способности, каждому по труду, присущими социализму закономерностями воспроизводства рабочей силы, отношениями товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей.

О. т. в рамках отдельного трудового коллектива (напр., предприятия) представляет собой организац. систему использования живого труда, к-рая обеспечивает функционирование рабочей силы с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности. Любой труд независимо от его обществ, формы требует определённой организации в рамках каждого объединения работников. Такая организация предполагает: подбор и проф. подготовку кадров; разработку методов труда, с помощью к-рых может быть выполнен тот или иной вид работы; разделение и кооперацию труда в коллективе; расстановку работников в соответствии с характером задач, стоящих перед ними; организацию рабочих мест для выполнения каждым работником возложенных на него функций; создание условий труда, обеспечивающих возможность осуществления трудовой деятельности; установление работникам определённой меры труда с помощью нормирования, что позволяет достигнуть необходимых количественных пропорций между различными видами труда в соответствии с характером и объёмом работы; организацию оплаты труда; установление дисциплины труда, обеспечивающей необходимый порядок, согласованность в работе. Однако эти общие положения определяют лишь организа-ционно-технич. аспект проблемы О. т. в рамках трудового коллектива.

К. Маркс указывал, что " всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 713). Процесс труда есть, с одной стороны, процесс воздействия человека на предметы природы с целью приспособления их к своим потребностям. С другой стороны, в процессе труда люди вступают в определённые обществ, отношения друг с другом (см. Труд), поэтому труд выступает и как обществ, явление. Это значит, что нельзя связывать О. т. лишь с организационно-техния. стороной трудовой деятельности людей.

Поскольку процесс произ-ва представляет собой единство трёх элементов (живого труда, орудий труда и предметов труда), постольку задача организации производства состоит в том, чтобы рационально использовать, с одной стороны, живой труд, а с другой - вещественные элементы произ-ва, т. е. орудия и предметы труда. Ни один производственный процесс не может быть осуществлён без использования рабочей силы, без целенаправленной деятельности человека. Организованный труд людей на любом предприятии - непременное условие функционирования произ-ва, а организация этого труда выступает как элемент, как составная часть процесса организации произ-ва. Т. о., объектом О. т. является не произ-во в целом, а живой труд, работники данного трудового коллектива.

Проблема О. т. в рамках определённого трудового коллектива связана не только с материальным произ-вом. В любой отрасли или сфере нар. х-ва О. т. выступает в качестве составного элемента организации деятельности данного объединения работников (предприятия, учреждения и др.).

Организац. формы использования живого труда в коллективе подвержены непосредственному влиянию ряда факторов, совокупность к-рых обусловливает тот или иной уровень О. т. К числу этих факторов относятся: уровень развития используемых средств произ-ва, степень совершенства применяемой технологии, формы организации производств, процессов, формы и методы управления коллективом, состояние материально-технич. снабжения, формы обслуживания произ-ва. Успешное функционирование трудового коллектива зависит от система-тич. комплексного улучшения всех составных элементов организации его деятельности, среди к-рых одно из ведущих мест занимает организация живого труда.

Для постоянного повышения уровня О. т. важное значение имеет использование достижений науки и передового опыта (см. Научная организация труда).

Лит. см. при ст. Научная организация труда. Ю. Н. Дубровский.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ; Organizacion de los Estados Centroamericanos), создана 14 окт. 1951 официально для политич., экономич. и культурного сотрудничества гос-в Центр. Америки. В её состав входят Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор, Никарагуа. 1-й устав ОЦАГ-Сан-Сальвадорская хартия (1951). С принятием в 1962 нового устава окончательно оформилась структура ОЦАГ. Высший орган - непериодич. совещание глав гос-в, основной орган - совещание мин. иностр. дел, постоянный орган - Исполнит, совет (местопребывание - Сан-Сальвадор), при к-ром действует Ген. секретариат. Обострение разногласий между странами-участницами, особенно в связи с сальвадорско-гондурасским вооруж. конфликтом (1969), привело к кризису ОЦАГ.

И с т о ч н.: Esquema informative de la ODECA, San Salvador, [1964].

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОГОВОРА, СЕНТО (The Central Treaty Organization - CENTO), военно-политическая группировка на Бл. и Ср. Востоке, созданная по инициативе Великобритании и США; её участники - Великобритания, Иран, Пакистан и Турция. США, не являясь формально членом СЕНТО, входят (с 1956-57) в её основные к-ты. Начало деятельности СЕНТО было положено заключением в Багдаде 24 февр. 1955 воен. пакта между Ираком (в 1958 вышел из орг-ции) и Турцией, к к-рому присоединились 4 апр. Великобритания, 23 сент. Пакистан, 3 нояб. Иран. В 1959 США подписали с Ираном, Пакистаном и Турцией двусторонние " соглашения о сотрудничестве" против прямой или косвенной " коммунистической агрессии". Эти соглашения стали играть определяющую роль в деятельности СЕНТО, направленной против прогрессивных сил и нац.-освободит, движения в районе действия этой орг-ции. Участники СЕНТО регулярно проводят военно-морские, военно-воздушные и сухопутные манёвры.

В 60 - нач. 70-х гг. между странами, входящими в СЕНТО, обнаружились разногласия. Нек-рые из азиатских участников блока осудили агрессивный, экспансионистский курс пр-ва Израиля, поддержанного США и др. западными державами, и выступили за усиление в рамках блока экономич. сотрудничества, считая такое сотрудничество одной из важнейших задач орг-ции.

Гл. органы СЕНТО - Постоянный совет министров (сессии проводятся ежегодно), Секретариат (ген. секретарь с 1971 Н. Ассар, Иран) и 4 к-та (военный, по борьбе с " подрывной деятельностью", экономический и связи); имеется Объединённый штаб военного планирования блока, а также ряд подкомитетов и технич. групп. Штаб-квартира - в Анкаре.

ОРГАНИЗМ (от позднелат. organize - устраиваю, сообщаю стройный вид), любое живое существо. Одноклеточные и многоклеточные О. обладают совокупностью осн. жизненных свойств, отличающих их от неживой материи: клеточной организацией (см. Клетка); обменом веществ, в к-ром ведущая роль принадлежит биополимерам - белкам и нуклеиновым к-там, обеспечивающим самообновление и поддержание постоянства внутр. среды О. (см. Гомеостаз); движением с его специфич. формами - мышечным, плазматичным, ресничным и жгутиковым; раздражимостью; ростом и развитием; размножением; изменчивостью и наследственностью; приспособляемостью к условиям существования (см. Адаптация). Существуют также О., не обладающие типичным клеточным ядром и хромосомным аппаратом, это т. н. прокарио-ты, к которым относятся бактерии, синезелёные водоросли, риккетсии, мико-плазмы и др. Они проще по строению, меньше по размерам самых маленьких клеточных О. (диаметр животной клетки более 30 мкм, бактериальной - обычно менее 3 мкм; одна из мельчайших бактерий при удалении из неё воды состоит всего из 5- 107 атомов).

Взаимодействуя со средой обитания, О. выступает как целостная система; при этом уровни организации живого, как и уровни целостности О. (цитоплазматический, клеточный, тканевый, органный, организменный), неодинаковы. Формирование целостного О.- исторический процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции. У одноклеточных О. жизненные функции осуществляются спец. органеллами. Возникновение в процессе эволюции многоклеточности способствовало прогрессивному морфофизиологич. усложнению О., его дифференциации, которая невозможна без структурной и функциональной координации клеток, тканей и органов, осуществляемой нервным и гуморальным путём. Взаимозависимость органов в процессе эволюции О. у животных обстоятельно исследована А. Н. Северцовым и его школой; эволюция и дифференциация тканевых структур, возникших в филогенезе из клеток, объединённых общей функцией, строением и развитием, - А. А. Заварзиным, Н. Г. Хлопиным, А. В. Румянцевым и их учениками. Проблемы дифференцировки и интеграции органов и функций изучались также мн. др. отечественными (И. И. Мечников, И. П. Павлов, И. И. Шмальгаузен, В. А. Догель и др.) и зарубежными (Э. Геккелъ, А. Дорн, Г. де Беер и др.) учёными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.