Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 16 страница. Лит.: Материалы в машиностроении






Лит.: Материалы в машиностроении. Справочник, т. 3, М., 1968. Л. Л. Жуков.

НИЦА, река в Свердловской обл. РСФСР, прав, приток р. Тура (басе. Оби). Образуется при слиянии pp. Нейва и Реж. Дл. 262 км, с наибольшей составляющей р. Нейва 556 км; пл. басе. 22 300 км2. Течёт по Западно-Сибирской равнине. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход у г. Ирбит (165 км от устья) 42, 5 м3/сек. Замерзает в кон. октября - нач. ноября, вскрывается в кон. апреля. Судоходна.

НИЦЦА (Nice), город, порт на Ю. Франции, на берегу Средиземного м. Адм. ц. департамента Приморские Альпы. 322, 4 тыс. жит. (1968). Крупный транспортный узел. Один из гл. курортных центров Лазурного берега, или Франц. Ривьеры. Зима тёплая, солнечная (ср. темп-pa янв. 7 °С), лето жаркое (ср. темп-pa июля 22 °С); осадков 1000 мм за год. Большой мелкопесчаный пляж; длительный сезон морских купаний (с кон. мая до сер. ноября), круглогодовая климатотерапия и солнцелечение. Лечение больных с функциональными расстройствами нервной системы, переутомлением и т. п. Население Н. занято в основном в сфере обслуживания; имеются промышленные предприятия пищ., текст., швейной, парфюмерной, мебельной, электротехнич. и др. отраслей пром-сти; изготовление сувениров. В пригороде - цветоводство и плодоводство.

Н.- родина Дж. Гарибальди; в Н. находится могила А. И. Герцена. В Н. ун-т (с 1965). Киностудия; 8 музеев (в т. ч. археологич., естественной истории, изящных искусств, Матисса и др.). Собор, церкви и дворцы 17-18 вв. в стиле итал. барокко. Приморская часть города застроена пышными эклектическими зданиями 19 - нач. 20 вв.

Лит.: Dalmasso Е., Les grandes villes francaises. Nice, P., 1964.

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (15.10.1844, Рёккен, около Лютцена, Саксония, - 25.8.1900, Веймар), немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском ун-тах. В 1869-79 проф. классич. филологии Базельского ун-та. Творческая деятельность Н. оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.

От занятий классич. филологией Н. переходит к философии, испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим воздействием эстетич. идей и иск-ва Р. Вагнера. В своём первом соч. " Рождение трагедии из духа музыки" (1872), в значит, мере посвящённом анализу антич. трагедии, Н. развивает идеи типологии культуры, намеченной Ф. Шиллером, Ф. В. Шеллингом и нем. романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры - " дионисийское" (" жизненное", оргиастически-буйное и трагическое) и " аполлоновское" (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Н. видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки учения Н. о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение " о воле к власти" как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопич. философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтич. взгляды Н. и его волюнтаризм (Несвоевременные размышления, 1873) предопределили развитие Н. в направлении иррационализма. Показательно обращение Н. к форме эссе в его ранних работах; произв. " Человеческое, слишком человеческое" (1878), " Утренняя заря" (1881), " Весёлая наука" (1882), " По ту сторону добра и зла" (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов. Философия Н. обретает выражение в поэтич. творчестве, легенде, мифе (" Так говорил Заратустра", 1883-84). Н. стремится преодолеть рациональность филос. метода; понятия не выстраиваются у Н. в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия " жизнь", " воля к власти", к-рая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д. В философии Н. переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархич. критика совр. бурж. действительности и культуры предстаёт в виде универсального отчаяния в жизни, к-рое самим Н. осознаётся как явление " нигилизма". В мифе о " сверхчеловеке" культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающей бурж. мир - вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается с романтич. идеей " человека будущего", оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим обществ, отношениям, " естественный", ничем не сдерживаемый поток " жизни", Н. предпринимает ультрарадикальную критику всех " ценностей", в т. ч. христианства (" Антихристианин", 1888), обрушивается на демократич. идеологию как закрепляющую " стадные инстинкты", выступает с проповедью эстетич. " имморализма" и т. д. Мироощущение Н., близкое настроениям " декаданса" (неоромантизма, лит. импрессионизма) " конца века", особенно заметно в его лирич. стихотворениях.

Противоречивая и не подчиняющаяся к.-л. единству системы философия Н. оказала влияние на различные направления буржуазной мысли 20 в.- философию жизни, прагматизм, экзистенциализм (каждое из этих направлений по-своему толковало Н.). Н. оказал значительное влияние на писателей конца 19 - нач. 20 вв. как в Германии (С. Георге, Г. Манн, Т. Манн, Г. Хессе, Г. Бенн), так и в др. странах - К. Гамсун (Норвегия), А. Стриндберг (Швеция), А. Жид (Франция), Э. Синклер, Дж. Лондон (США), Икбал (Индия), на рус. символистов В. Иванова, А. Белого, В. Брю-сова. Творчество Н. явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций бурж. культуры в эпоху империализма, " прообразом" реакц. тенденций в философии, политике, морали 20 в.; ницшеанство использовали и идеологи нем. фашизма. Философы-марксисты, начиная с Ф. Меринга и Г. В. Плеханова, выступали с резкой и последоват. критикой идей Н. и ницшеанства.

С о ч.: Werke, Bd 1 - 19, Lpz., 1903-13, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Werke. Kri-tische Gesamtausgabe in 30 Bd, Bd 1 - В.- N. Y., 1967 -; Gesammelte Briefe, 2 Aufl., Bd 1-5, Lpz., 1902 - 09; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-9, М., 1909 - 12.

Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; В е р ц м а н И. Е., Эстетика Ницше, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967; О д у е в С., Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию), М., 1971; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Файгингер Г., Ницше как философ, М., 1902; Трубецкой Е. Н., Философия Ницше, М., 1904; Bertram E., Nietzsche, В., 1918; Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950; Wo Iff Н. М., Fr. Nietzsche. Der Weg zum. Nichts, Bern, 1956; К a u f m a n n W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, N. Y., 1956; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1 - 2, Stuttg., 1961; P u t z P., F. Nietzsche, Stuttg., 1967; R i e s W., Grundziige des Nietzsche-Verstandnisses in der Deutung seiner Philosophie, Maulburg, 1967; R e i с h e r t H. W., S с h 1 e с h t a K., International Nietzsche. Bibliography, Chapel Hill, 1968; Muller-Lauter W.. Nietzsche, В.- N. Y., 1971. Ал. В. Михайлов.

НИЧ (Nitzsch) Карл Вильгельм (22. 12.1818, Цербст, - 20.6.1880, Берлин), немецкий историк. Проф. ун-тов в Киле (с 1848), Кенигсберге (с 1862), Берлине (с 1872). Продолжая исследования Б. Г. Нибура, занимался критич. анализом источников по ранней истории Древнего Рима, изучал социально-экономич. и политич. борьбу в Римской республике, уделяя осн. внимание выяснению судеб рим. крестьянства. Сформулировал осн. положения вотчинной теории происхождения ср.-век. гор. строя.

Соч.: Die Gracchen und ihre nachsten Vorganger, В., 1847; Ministerialist und Burgerthum im 11. und 12. Jahrhundert, Lpz., 1859; Die Romische Annalistik..., В.- Lpz., 1873; Geschichte des deutschen Volkes bis zum Augsburger Religionsfrieden, Bd 1 - 3, Lpz., 1883-85; в рус. пер.- История Римской республики, М., 1908.

НИЧИПОРОВИЧ Анатолий Александрович [р. 30.10(11.11).1899, Саратов], советский физиолог растений, проф. (1946), чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1946. Окончил Саратовский с.-х. ин-т (1922). Работал на с.-х. опытных станциях, во Всесоюзном пн-те каучука и гуттаперчи, зав. кафедрой Брянского лесотехнич. ин-та. С 1940 зав. лабораторией фотосинтеза Ин-та физиологии растений АН СССР. Осн. работы по физиологии фотосинтеза; сформулировал теорию фотосинтетич. продуктивности растений и принципы её оптимизации как одну из теоретич. основ совр. с.-х. опытного дела и практич. селекции. С 1963 гл. редактор реферативного журн. " Биология". Награждён 2 орденами, а также медалями.

С о ч.: Фотосинтез и теория получения высоких урожаев, М., 1956 (Тимирязевские чтения. XV); Фотосинтетическая деятельность растений в посевах, М., 1961 (совм. с др.); Теоретические основы фотосинтетнческои продуктивности, М., 1972 (соавтор н ред.).

НИЧТО, категория ряда ндеалистич. систем онтологии, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще. В истории идеалистич. философии начиная с античности можно проследить дна осн. подхода к Н. В системах одной группы (Платон и неоплатонизм, ср.-век. христ. мистика, Гегель и др.) Н. причисляется к ключевым категориям онтологии (как бог, бытие, абсолют и т. п.) и отвергается принцип ex nihilo nihil fit (из Н. ничего не возникает). При втором подходе к проблеме, восходящем к элейской школе др.-греч. философии, утверждается происхождение Н. из формального отрицания, т. е. Н. является только формально-логическим понятием, а роль проблемы Н. в онтологии полностью снимается. В материалистической философии Н. не является филос. категорией, т. к. она исходит из того, что материальный мир неуничтожим, а чистое несуществование и абсолютная пустота не возможны.

НИШ, город в Югославии, в Социалистич. Республике Сербия, на р. Нишава, близ её впадения в р. Юж. Морава. 127, 7 тыс. жит. (1971). Важный трансп. узел. Машиностроение, текст., пищевкус. пром-сть. В 10 км к Ю.-В. от Н.- популярный бальнеологич. курорт Нишка-Баня.

НИША (франц. niche, от итал. nicchia), 1) в архитектуре - углубление в стене здания или сооружения для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда Н. применяют для пластич. обработки стены. 2) В геоморфологии Н. - волноприбой-ная, выемка в ниж. части уступа абразионного берега, возникающая в результате разрушит, действия прибойного потока. По мере углубления Н. увеличивается вес нависающего над ней карниза коренной породы. Карниз в конце концов обрушивается и образуется отвесная стенка абразионного уступа - клифа. 3) В военном деле - углубление в стенке окопа, траншеи, хода сообщения. Служит для хранения боеприпасов, воды и др., защиты от пуль, осколков снарядов и мин, является также укрытием в плохую погоду. В слабых грунтах стенки и потолок Н. обшивают досками или подручными материалами.

НИША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, термин, применяемый преим. в экологии для характеристики положения вида в биоценозе, определяемого отношениями с др. членами сообщества и приспособленностью к определённым физико-химич. условиям среды. Аналогичные Н. э. занимают аналогичные жизненные формы животных и растений, ведущие сходный образ жизни.

НИШАПУР, город на С.-В. Ирана, в остане Хорасан. 35 тыс. жит. (1971). Автомоб. и ж.-д. связь с Тегераном и Мешхедом. Центр р-на орошаемого земледелия (хлопчатник, масличные; сады; виноградники; животноводство). Пищ. и кож. пром-сть. Близ Н. добыча бирюзы.

Н. осн. в сер. 3 в. Назв. " Н." связывают с именем сасанидского царя Шапура I (или Шапура II). В сер. 7 в. захвачен арабами. В 9 в. столица гос-ва Тахири-дов, в 10 в. - Хорасанского наместничества гос-ва Саманидов. В 9-12 вв.- один из важнейших экономич. центров на Ср. Востоке. В 11 -12 вв. Н. был одной из резиденций Великих Сельджуков. В 1153 разрушен огузами, в 1221 - монголами; почти всё население погибло. В 14 - 15 вв. вновь отстроен, но значение его стало падать; в 1722 разорён афганцами. В Н. родился и умер перс, и тадж. поэт и учёный Омар Хайям.

Н. делится на " Старый город" и " Новый город", разбитые по квадратной сетке, с перекрещивающимися гл. улицами. Раскопками открыты остатки дворцов и богатых жилых домов 8-10 вв. с росписью, стуковыми рельефами и резным орнаментом. В ср. века Н. - центр керамич. произ-ва. В окрестностях Н. Гробница Омара Хайяма в ажурной ротонде (камень, глазурованные плитки с растит, орнаментом и надписями, 1963, арх. X. Сейхун; илл. см. т. 10. табл. XXV, стр. 352-353).

Лит.: U р t о n M., Excavations at Nisha-pur, " Bulletin of the Metropolitan Museum of Art", N. Y., 1936, v. 31, № 9.

НИШАПУРСКИЕ ГОРЫ, горы на С.-В. Ирана, юж. полоса Туркмено-Хорасанских гор. Дл. ок. 350 км, вые. до 3314 м (г. Кенгзошк). Состоят из отд. хребтов, разделённых широкими долинами. Сложены известняками и песчаниками с выходами интрузий из порфиритов и гранитов. Участки бедленда. Термальные источники, месторождение бирюзы. Предгорные пустыни сменяются с высотой полупустынями (на серозёмах) и горными степями (на коричневых почвах).

НИШИДЖИМА, Нисидзима (Nishijima) Кацухико (р. 4.10.1926), японский физик-теоретик. Окончил Токийский ун-т (1948). Работал в ун-те Осаки (1950-59). В 1956-57 сотрудник Ин-та физики М. Планка в Гёттингене, в 1957-58 Ин-та фундаментальных исследований в Принстоне. В 1959-67 проф. Иллинойсского ун-та в США. С 1967 проф. ун-та в Токио. Осн. труды по теории слабых взаимодействий. В 1953 ввёл в теорию элементарных частиц понятие странности и открыл закон сохранения квантового числа странности в сильных и электромагнитных взаимодействиях (независимо и одновременно с М. Гелл-Маном). В своих работах по теории четырёхкомпонентного нейтрино (1957) предсказал существование двух видов нейтрино. Исследовал связанные состояния в квантовой теории поля.

С о ч. в рус. пер.: Фундаментальные частицы, М., 1965.

НИШНИАНИДЗЕ (Мамагейшвили) Шота Григорьевич (р. 18.3. 1929, Тбилиси), грузинский советский поэт. Окончил филологич. ф-т Тбилисского ун-та (1953). Печатается с 1946. Автор сб-ков лирич. стихов: " Мы с тобой" (1956), " Оливковая ветвь" (1961, рус. пер. 1966), " Осень в деревне" (1959), " Солнце и тень" (1963) и др., поэмы " Ахиллесова пята и щит" (1971), сб. стихов для детей " Броцеула" (1966). Награждён орденом " Знак Почёта".

Лит.: Рассадин Ст., Ожидание восхода, " Юность", 1963, №5; Беридзе Ф., Красота поэтического поиска, " Литературная Грузия", 1970, № 8; Ч а л м а е в В., " Как радуга стихи связали выси...", " Молодая гвардия", 1971, № 7.

НИШТАДСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1721, договор между Россией и Швецией, завершивший Северную войну 1700-21. Подписан 30 авг. 1721 в г. Ништадт (Финляндия). Рус. делегацию возглавляли Я. В. Брюс и А. И. Остерман; шведскую - Лилиенштадт и Штремфельдт. Договор состоял из преамбулы и 24 статей. Россия получила Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой, часть Карелии с Кексгольмом, Ингерманландию (Ижорскую землю), о-ва Эзель, Даго и др. земли от Выборга до курляндской границы. Россия возвратила Швеции Финляндию, занятую рус. войсками, и уплатила Швеции в качестве компенсации 2 млн. ефимков. По Н. м. д. восстанавливалась торговля между обеими странами; Швеция получила право ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России на 50 тыс. руб. хлеба. Н. м. д., по к-рому Россия вернула захваченные ранее Швецией земли и закрепила выход к Балтийскому м., явился крупным достижением рус. дипломатии.

Лит.: Полное собрание законов, т. 6, СПБ, 1830, № 3819; Никифоров Л. А., Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир, М., 1959.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА, католические монашеские ордена, члены к-рых должны были давать обет бедности и нестяжательства. Большинство Н. о. образовано в 13 в. в обстановке значит, распространения антицерк. еретич. учений. Первый из Н. о.- орден францисканцев был основан Франциском Ассизским. Учитывая популярность в народе идеалов " евангельской бедности", папство стремилось использовать Н. о. как средство отвлечения массы верующих от участия в еретических движениях, укрепления своего влияния и политич. веса. В 1210 папа Иннокентий III одобрил основание францисканского ордена; в 1216 был утверждён Н. о. доминиканцев, в 1245 (или 1247) реорганизован в нищенствующий орден кармелитов, действовавший со 2-й пол. 12 в,; в 1256 путём объединения мелких монашеских конгрегации образован Н. о. августинцев. Позднее был создан ещё ряд Н. о.- " братья-благотворители", " слуги Марии" и др. В 13 в. доминиканцам и частично францисканцам было передано дело инквизиции. Начиная с кон. 13 в. члены Н. о. принимали деятельное участие в миссионерстве. Поставив под свой контроль процесс учреждения Н. о., папство как бы санкционировало некоторые идеи, выдвигавшиеся нар. ересями. Уставы Н. о. предусматривали отказ от личной собственности, постоянного жилья и обязывали членов Н. о. жить только за счёт подаяния. Однако принцип " нищенства" даже на ранних стадиях существования Н. о. систематически нарушался, и уже в 13 в. Н. о. мало отличались от других монашеских орденов.

Общая численность членов Н. о. (по офиц. данным) в кон. 1960-х гг. составляла ок. 70 тыс.

НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ н а „Философию нищеты" г-на Прудон а", книга К. Маркса, одно из первых произведений зрелого марксизма. Впоследствии Маркс отмечал: "...чтобы расчистить путь социализму критическому и материалистическому... надо было резко порвать с той идеалистической политической экономией, последним воплощением которой был... Прудон" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 231-32). Разрыв Маркса и Энгельса с П. Ж. Прудоном произошёл летом - осенью 1846 в ходе борьбы за научно-коммунистич. мировоззрение и пропаганды коммунизма среди рабочих - членов парижских общин " Союза справедливых". В конце окт. Маркс узнал от Энгельса о выходе в свет книги Прудона " Система экономических противоречий, или философия нищеты" с изложением его мелкобуржуазной реформистской идеологии. К концу дек. после ознакомления с самой книгой у Маркса сложился замысел " Н. ф.", осн. содержание к-рой было намечено в его письме П. В. Анненкову 28 дек. 1846. " Н. ф." была написана на франц. яз., в основном к началу апр., предисловие датировано 15 июня 1847, в начале июля она вышла из печати в издательствах Франка в Париже и Фоглера в Брюсселе.

" Н. ф." - первое печатное произв. Маркса, в к-ром он в форме критики Прудона изложил исходные положения своего экономич. учения и вместе с тем основы созданного им и Энгельсом мате-риалистич. понимания истории (см. там же, т. 13, с. 8; т.20, с. 9, а также В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 22-23). Книга состоит из двух глав. В первой (" Научное открытие") преобладает критика экономических взглядов Прудона; во второй (" Метафизика политической экономии")- критика их филос. основ.

Опираясь на разработанное в Немецкой идеологии" материалистич. понимание истории, Маркс создаёт здесь необходимые предпосылки для своей будущей теории прибавочной стоимости. Подвергая критике идеализм и метафизику Прудона, его неудавшуюся попытку применить идеалистич. гегелевскую диалектику к политич. экономии, Маркс развивает последовательно диалектич. понимание законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, принцип историзма, впервые затрагивает проблему соотношения исторического и логического. Развивая материалистич. понимание истории, Маркс впервые прямо формулирует здесь соотношение производит, сил и производств, отношений; даёт материалистич. объяснение экономич. категорий как теоретич. выражения, абстракции обществ, отношений производства. В " Н. ф." Маркс осознаёт уже значение трудовой теории стоимости и по существу начинает различать классич. и вульгарную политич. экономию, закладывает основы своей теории стоимости, через понимание историч. характера товара " труд" приближается к открытию того, что товаром является не труд, а рабочая сила, и таким путём- к открытию прибавочной стоимости. Углубляя теорию науч. коммунизма, Маркс выясняет здесь историч. корни утопизма, исследует соотношение экономич. и политич. борьбы рабочего класса, затрагивает нек-рые проблемы теории коммунистич. общества. В противоположность утопич. планам Прудона реформировать буржуазное общество путём устранения его " дурных" сторон и сохранения " хороших", Маркс обосновывает необходимость его революц. преобразования. Рабочий класс создаст бесклассовое коммунистич. общество, и только тогда "...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 185).

Как указывал сам Маркс, "...в этой книге содержится в зародыше то, что после двадцатилетнего труда превратилось в теорию, развитую в „К а п и т а л е" " (там же, т. 19, с. 231).

При жизни Маркса " Н. ф." не переиздавалась. В 1885 в Штутгарте в изд. Дица под ред., с предисл. и прим. Энгельса вышло первое нем. издание Н. ф. В 1886 в Женеве группа " Освобождение труда" выпустила в пер. В. Засулич 1-е рус. издание. В 1891 в Мадриде в пер. X. Меса вышло 1-е исправленное издание. В 1892 в Штутгарте вышло 2-е нем. издание с кратким предисл. Энгельса, а в 1896, уже после его смерти, в Париже появилось подготовленное Л. Лафарг 2-е франц. издание. 1-е итал. издание вышло в Болонье в 1895, 1-е болг.- в Варне в 1898 (пер. Г. Бакало-ва), 1-е англ.- в Лондоне в 1900 (пер. Г. Квелча). С тех пор кн. Маркса была переведена на многие языки (всего не менее 30) и издана во многих странах. В СССР, не считая публикаций в составе Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, она издавалась (отдельной книгой) 33 раза на 14 языках (в т. ч. на арм., груз., латыш., туркм., уйгурском, укр., эст. и иностр. языках) общим тиражом 683 тыс. экз. (данные на 1 янв. 1973).

Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкву, 28 дек. 1846 г., там же, т. 27; его же, О Прудоне, там же, т. 16; его ж е, О " Нищете философии", там же, т. 19; Энгельс Ф., [Письмо] В. И. Засулич, 6 марта 1884 г., там же, т. 36; Энгельс Ф., Маркс и Родбертус. Предисл. к 1-му нем. изд. работы К. Маркса " Нищета философии", там же, т. 21; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 344); Розенберг Д. И., Очерки развития экономического учения Маркса и Энгельса в сороковые годы XIX века, М., 1954, с. 220 - 38; Кешелава В. В., Об особенностях критики Марксом спекулятивной диалектики Гегеля в" Нищете философии", " Философские науки" (НДВШ), 1960, № 2; О й з е р м а н Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 488-514; Выгодский В. С., История одного великого открытия Карла Маркса, М., 1965, с. 17-33; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономии, М., 1966, с. 168-92; Карл Маркс. Биография, М., 1968, с. 124-34; R о s s i М., Nfarx e la dialettica hegeliana, t. 2- La genesi del materialismo storico, Roma, 1963, p. 837-951. Г, А. Багатурия.

НИЯЗБЕКОВ Сабир Билялович [р. 2(15). 12.1912, аул Ушкольбай, ныне Астраханского р-на Целиноградской обл. Казах. ССР], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1939. Род. в семье крестьянина-бедняка. Окончил ВПШ при ЦК КПСС (1956). В 1928-35 на сов., комсомольской и хоз. работе в Казах. ССР. В 1935-37 в Сов. Армии. В 1938-45 на сов. и парт, работе. В 1945- 1951 секретарь Кустанайского, в 1951- 1954 2-й секретарь Сев.-Казахстанского, в 1956-60 1-й секретарь Зап.-Казахстанского обкомов КП Казахстана. В 1960-61 2-й секретарь Целинного крайкома, в 1961-63 1-й секретарь Целиноградского обкома КП Казахстана. В 1963-64 1-й секретарь Юж.-Казахстанского крайкома, в 1964-65 1-й секретарь Алма-Атинского обкома КП Казахстана. С апр. 1965 пред. Президиума Верх. Совета Казах. ССР, зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР. Делегат 21-24-го съездов КПСС; на 23-м съезде избирался канд. в чл. ЦК, на 24-м - чл. ЦК КПСС. Чл. Бюро ЦК КП Казахстана. Деп. Верх. Совета СССР 6-9-го созывов. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

НИЯЗИ (наст. фам. и имя - Тагизаде-Гаджибеков Ниязи Зульфугарович) [р. 7(20).8. 1912, Тбилиси], советский композитор, дирижёр, общественный деятель, нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1942. Сын композитора 3. Гаджибекова. В 1925-31 учился в Тбилисской консерватории по классу композиции у М. Ф. Гнесина, А. Л. Степаняна и Г. Н. Попова; в 1933-34- в аспирантуре Бакинской консерватории. В 1937-48 дирижёр, в 1951-52, 1958-59 гл. дирижёр, в 1961-65 директор, художеств, рук. и гл. дирижёр Азерб. театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова; в 1960-61 гл. дирижёр Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова; с 1938 (с перерывами) художеств, рук. и гл. дирижёр Азерб. симф. оркестра. Автор оперы-кантаты " 1920 год" (1940), оперы " Хосров и Ширин" (1942), балета " Читра" (1962), произв. для симф. оркестра (в т. ч. симф. мугам " Раст"), кантат, песен, обработок азерб. нар. песен, музыки к драматич. спектаклям и фильмам. Под управлением Н. были исполнены впервые многие произведения азербайджанских композиторов. Гастролирует за рубежом. Депутат Верховного Совета Азерб. ССР 4-8-го созывов. Гос. пр. СССР (1951, 1952), Гос. пр. Азерб. ССР им. У. Гаджибекова (1967). Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

Ниязи.

Лит.: Карагичева Л., Народный артист Азербайджанской ССР и композитор Ниязн, М., 1959; А б а с о в а Э., Ниязп, Баку, 1965; К е р и м о в С., Художник удивительного таланта, [Баку, 1972].

НКОМО (Nkomo) Джошуа (р.1917), деятель нац.-освободит, движения Юж. Родезии. Род. в семье крестьянина. Учился в Юж. Родезии, затем в ЮАС. Получил заочно степень бакалавра социологии в Ун-те Южной Африки (Претория). Работал служащим в Управлении жел. дорог (с 1947). В 1951 избран ген. секретарём Союза африканских рабочих-железнодорожников Юж. Родезии. В нач. 50-х гг. возглавил нац.-освободит, движение Юж. Родезии; с 1957 президент Союза африканского народа Зимбабве (ЗАПУ) (до 1960 назывался Африканским нац. конгрессом Южной Родезии, в 1960 -1961- Национально-демократич. партией). С 1963 после запрета в 1962 ЗАПУ находится под арестом.

НКОНГСАМБА (Nkongsamba), город на С.-З. Камеруна, в Прибрежной пров. 50 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Важный торг.-пром. центр с.-х. р-на. Переработка кофе, мыловар., деревообр., пивовар, з-ды.

НКОСИ (Nkosi) Йоханнес (1905, пров. Наталь, - 17.12.1930, Дурбан, пров. Наталь), деятель рабочего движения Юж. Африки. По национальности зулус. В юности был батраком, затем работал в Йоханнесбурге. Активно участвовал в проф. движении, в ряде забастовок. В 1926 вступил в Коммунистическую партию Юж. Африки (КПЮА). Учился в вечерней школе, организованной КПЮА. В 1929 основал секцию компартии в г. Дурбан. 16 дек. 1930 во время массового митинга был смертельно ранен полицией.

НКРУМА (Nkrumah) Кваме (21.9.1909, Нкрофул, Золотой Берег, - 27.4. 1972), деятель африканского нац.-освободит, движения, основатель и первый президент Республики Гана. Род. в семье ремесленника-ювелира. После окончания педагогического колледжа в Аккре (в 1930) работал учителем. В 1935-45 жил в США, окончил Линкольнский и Пенсильванский ун-ты; одновременно читал лекции по философии. В 1945-47 жил в Великобритании, где активно включился в движение за национальное освобождение народов Африки. В 1947, возвратившись на родину, стал ген. секретарём Объединённого конвента Золотого Берега. В 1949 основал Нар. партию Конвента, возглавившую освободит. борьбу против англ, колонизаторов. В 1950- 1951 находился в тюрьме, куда был заключён англ, колон, властями. С 1952 возглавлял первое афр. пр-во Золотого Берега, с 1957 (после провозглашения независимости страны) премьер-мин.

К. Нкрума.

Новалис.

Соч. в рус. пер.: Автобиография, М., 1961; Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии, М., 1962; Африка должна объединиться, М., 1964.

HОA, Н о у а, археол. культура позднего бронз, века (последняя четверть 2-го тыс. до н. э.), распространённая в Центр, и Вост. Румынии и на терр. Молд. ССР и запада УССР. Названа по могильнику у дер. Hoya (Noua) близ г. Брадюв в Румынии. Для Н. характерны неукреплённые поселения с наземными прямоугольными столбовыми домами, зольниками и многочисленными хоз. ямами. Могильники - грунтовые (до 200 погребений), со скорченными трупополо-жениями, реже - с трупосожжениями. В их инвентаре преобладает керамика 2 типов: грубая (характерны " мешковидные" сосуды) и более тонкая чёрная или серая лощёная (характерны сосуды с 1-2 ручками). Найдены бронз, листовидные наконечники копий, втульча-тые кельты, булавки, костяные наконечники стрел и псалии. Племена культуры Н., жившие первобытнообщинным строем, занимались гл. обр. скотоводством, в меньшей мере - земледелием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.