Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание и телевидение






В 1972 в H. выходило 99 ежедневных газет общим тиражом 4, 15 млн. экз. Крупнейшие (тираж на 1972): " Де Телеграф" (" De Telegraaf"), c 1893, тираж вместе с вечерним изданием " Де Курант, ньивс ван де даг" (" De Courant, Nieuws van de Dag") 650 тыс. экз., является рупором нидерландской реакции и крупнейших монополий, изд. в Амстердаме; " Алгемен дагблад" (" Algemeen Dagblad"), c 1946, общий тираж газеты и её 6 провинц. изданий ок. 500 тыс. экз., отражает интересы наиболее правых политических кругов, группирующихся вокруг Народной партии за свободу и демократию (либеральной), изд. в Роттердаме; " НРК - Ханделсблад" (" NRC - Handelsblad"), с 1970, тираж 96 тыс. экз., отражает взгляды монопо-листич. и правительств, кругов, изд. в Роттердаме; " Хет парол" (" Het Pa-rool"), c 1940, тираж 190 тыс. экз., ориентируется на правых социалистов, изд. в Амстердаме; католические " Де фолкскрант" (" De Volkskrant"), c 1920, тираж св. 200 тыс. экз., изд. в Амстердаме; " Трау" (" Trouw"), с 1943, тираж 110 тыс. экз., официоз Антиреволюц. партии, изд. в Амстердаме; " Хет фрейе фолк" (" Het Vrije Volk"), c 1931, тираж 170 тыс. экз., придерживается курса Партии труда, изд. в Роттердаме; " Хаг-се курант" (" Haagsche Courant"), c 1883, тираж 170 тыс. экз., изд. в Гааге; " Де гелдерландер" (" De Gelderlan-der"), c 1848, тираж 97 тыс. экз., одна из наиболее влиятельных провинц. ка-толич. газет, изд. в Неймегене; " Де ньиве Лимбургер" (" De Nieuwe Limbur-ger"), c 1845, тираж 70тыс. экз., католич. газета, изд. в Маастрихте; " Де вар-хейд" (" De Waarheid"), c 1940, орган ЦК компартии, изд. в Амстердаме.

Информац. агентство H.-" Алгемен Недерландс Персбюро", объединение издателей нидерл. газет, осн. в 1934, находится в Гааге.

Нидерл. радиовещат. корпорация - официозная орг-ция радиовещания и телевидения, осн. в 1969. 1-я радиовещат. корпорация была осн. в 1923. За границу вещание ведётся на 7 языках. Телевидение с 1951, цветное с 1967.
XIII. Литература

Древнейшим лит. памятником на ни-дерл. яз. считаются т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Первым крупным писателем H. является Генрих фон Фельдеке (р. между 1140-50 -ум. ок. 1200 или 1210), создатель куртуазного стиля в нидерл. и нем. лит-pax. В творчестве Г. де Гроте (1340-87) и И. Брюхмана (1400-73) содержатся мистич. идеи, к-рые были формой протеста против католической церкви. Заметное место занимали " Рифмованная хроника" (1305) Мелиса Стоке и новеллы Дирка Поттера (ок. 1370-1428) в духе итал. Возрождения. В Амстердаме и др. городах значительную роль в лит.-театр. жизни в 14-16 вв. играли т. н. камеры риторов, или редерейкеров. Известным исполнителем " спроков" и " бурде" (нидерл. фабльо) бил В. ван Хилдегарс-берх (ок. 1350 - 1408). Идеи Возрождения в лит-ре H. наиболее полное выражение нашли в творчестве Эразма Роттердамского: широкую известность получила его сатира " Похвала глупости" (1509, азд. 1511). С гуманистич. движением связаны также поэзия Я. ван дер Нота (1540 - ок. 1595), сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде (1540- 1598), проза Д. В. Корнхерта (1522-90), К. ван Мандера (1548-1606), X. Спигепа (1549-1612). Лит-pa H. 12 - 16 вв. развивалась в русле нидерландской литературы.

17 в.- " золотой" век в культуре H. Для творчества писателей этой эпохи, принадлежавших к разным лит. направлениям (главным из к-рых был классицизм), характерно внимание к социальным и этич. проблемам. В стихах A. Ba-лериуса (1575-1625, сб. " Памятные звуки Нидерландов", опубл. 1626) выражены художеств, принципы нар. поэзии и песен " гёзов". Писатель П. К. Хофт (1581 -1647) возглавлял т. н. " Мейден-ский кружок", сыгравший важную роль в истории гуманистич. лит-ры 17 в. В развитии нац. драматургии важное место заняло творчество С. Костера (1579- 1665). Демократич. идеями проникнуты произведения Г. А. Бредеро (1585-1618) и Я. Стартера (1594 - 1626). Кальви-нистско-мещанскую мораль выражал поэа Я. Кате (1577-1660). Значит, явление - пирич. и дидактич. поэзия К. Хёйгенса (1596-1687), отмеченная, однако, усложнённостью поэтич. слога. Контрастировали с классицистич. драматургией пьесы Я. Фоса (ок. 1610 - 67), отличавшиеся барочной высокопарностью стиля. Известностью пользовались романы И. ван Хемскерка (1597-1656) и H. Хейнзиуса (1656-1718). Под влиянием пантеистич. философии Б. Спинозы развивалась поэзия Я. Лёйкена (1649-1712). Центр, место в истории лит-ры 17 в. занимало творчество поэта и драматурга И. ван ден Вондела (1587- 1679), в к-ром взаимодействуют черты классицизма и барокко. Его трагедия " Люцифер" (1654) - один из шедевров мировой лит-ры.

В лит-ре 18 в. наблюдается ослабление нац.-демократич. традиций. Новые, бурж.-патрицианские идеалы привели к эпигонскому следованию лит. образцам др. стран, особенно франц. классицизму. В идейно-художеств. отношении значительной была драматургия П. Ланген-дейка (1683-1756), опиравшегося на традиции Мольера. Особое место занимает поэзия X. Пота (1689-1733), развивавшего нар.-демократпч. традиции. Ю. ван Эффен (1684-1735) издавал журн. " De Hollandsche Spectator" (1731-35), в к-ром, подражая англ, просветителям, подверг критике бюргерские нравы. Братья D. ван Харен (1710-68) и О. 3. ван Харен (1713-79), испытавшие влияние Вольтера, выступали с де-мократич. позиций. О. 3. ван Харен в трагедии " Агон" (1769) осудил злодеяния нидерл. колониальных властей, а в ист. эпосе " Гёзы" (1771) прославил восстание H. против Испании. Во 2-й пол. 18 в. формируется сентиментализм, видным представителем к-рого был поэт P. Фейт (1753-1824), автор романов " Юлия" · (1783) и " Фердинанд и Констанция" (1785). Просветит, и критич. пафосом проникнуты семейно-бытовые романы " Сара Бюргерхарт" (1782) и " Виллем Леевенд" (1784-85) Элиза-беты Волф-Беккер (1738-1804) и Агье Декен (1741 - 1804), подражавших С. Ричардсону. Я. Беллами (1757-86) - автор сб-ка патриотич. стихов " Песни Зеландуса об отчизне" (1785). Эстетико-лит. соч. X. ван Алфена (1746-1803) и И. Кинкера (1764-1845) подготовили дредромантич. течения. в. В. Данчев. Подъём нац. самосознания нашёл выражение в гражд. поэзии Я. Ф. Хелмер-са (1767-1813), идеи к-рой разделяли К. Лоте (1765 - 1834), В. Месхерг (1790-1844) и др. Эти поэты не отличались радикализмом воззрений, их творчество постепенно выродилось в быто-писательство (X. Толленс, 1780-1856). Крайним субъективизмом отмечено творчество поэта-романтика и историка В. Биддердейка (1756-1831). Его деятельность подготовила появление группы романтиков " Пробуждение" (1823- 60-е гг.), э также антирационалистич. и антидемократич. течений. Начало им положил И. да Коста (1798-1860) в манифесте " Обвинения против духа века" (1823). Писатели Кинкер, А. Старинг (1767-1840), Я. Гел (1789-1862) следовали принципам просветит, реализма, подготовили почву для появления в 40-е гг. реалистич. школы, к-рая ограничивалась, однако, поверхностным отображением действительности. Лучшее произведение реалистич. школы - сб. рассказов " Камера обскура" (1839) H. Бетса (1814-1903) - зарисовки голл. жизни. А. Дрост (1810-34) пытался создать оригинальный нидерл. ист. роман (" Хернингард с Дубового городища", 1832), лучшие образцы к-рого дали Я. ван Леннеп (1802-68), X. Схиммел (1823- 1906), Я. Олтманс (1806-54). В романах Анны Босбом-Туссен (1812-86)содержат-ся реалистич. черты. Значит, событием в лит-ре H. было основание журн. либерального направления " De Gids" (1837); вокруг него группировались писатели Э. И. Потгитер (1808 - 75), К. Бюскен Хют (1826-86), P. К. Бакхёйзен ван ден Бринк (1810-65). В их творчестве отразилось критич. отношение к мещанству, были заложены основы реалистич. эстетики. Крупнейший писатель 19 в.- Э. Д. Деккер (1820-87), известный под псевд. Мультатули. Дебютировав как революц. романтик (" Макс Хавелаар", 1860, " Письма любви", 1861), он перешёл на позиции критич. реализма (драма " Школа князей", 1872, роман " Ваутертье Питерсе", 1862-77). Его творчество направлено против нидерл. колониализма и бесчеловечности бурж. общества.

В 80-е гг. в лит-ре H. ведущую роль играла группа т. н. восьмидесятников, издававших журн. " De Nieuwe Gids" (1885-1943). Их глава - В. Клос (1859- 1938) опубл. в 1882 своеобразный манифест движения - сб. сонетов Ж. Перка (1859-81) " Матильда". Творчество " восьмидесятников" характеризуется пристальным вниманием к внутр. миру человека, а также интересом к социальным проблемам. В группу входили Ф. ван Эден (1860-1932), А. Вервей (1865-1937), Л. ван Дейссел (1864-1952) и др. В творчестве Дейссела соединились элементы натурализма и импрессионизма. Эден подверг критике бурж. общество (" Маленький Йоханнес", 1887 - 1906). В кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с ростом рабочего движения и образованием нидерл. социал-демократии среди " восьмидесятников" произошло размежевание. Клос, Вервей, Л. Куперус (1863-1923) остались на позициях индивидуализма и " чистого иск-ва"; Эден, Ф. ван дер Гус (1859-1939), Г. Гортер (1864-1927) пришли к социалистич. идеям. Реакцией на крайние проявления натурализма явился неоромантизм: А. де Вит (1864 - 1939), А. ван Схендел (1874 - 1946), А. ван дер Леу (1876-1931).

В лит-ре начала 20 в. доминирующее место заняли социалистич. идеи. Г. Хейер-манс (1864-1924) в романе " Город бриллиантов" (опубл. 1904) обратился к изображению жизни фабричных рабочих; в драмах " Гибель „Надежды" " (1901). чВ трудах я молитвах" (1903) и др. он выступил против капиталистич. эксплуатации. Гортер и Хенриетта Роланд-Холст ван дер Схалк (1869-1952) посвятили своё творчество борьбе за освобождение рабочего класса Значит, событием было появление поэм Гортера " Мэй" (18891 и " Пан" (1912), а также сб-ков стихов Роланд-Холст " Вновь рождённые" (1903), " Дорога вверх" (1907), " Праздник памяти" (1915) и драм " Томас Мор" (1912), " Дети" (1922). А. ван Коллем (1858 - 1933) под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России создал " Мятежные песни" (1919) и " Песни солидарности" (1918-22).

1-я мировая война 1914-18 разрушила веру в бурж. прогресс. В поэзии M. Ней-хофа (1894-1953), А. Роланд-Холста (р. 1888), И. Слауэрхофа (1898-1936), Г. Ахтерберга (1905-62) ведущими стали мотивы одиночества, обречённости человека перед лицом судьбы. В поэзии гл. место занял экспрессионизм: X. ван ден Берг (р. 1897), X. Марсман (1899 - 1940), X. де Фрис (р. 1896). Проза представлена социально-критич. романом. Роман " Хлеб" (1933) M. Деккера (1896 - 1962) насыщен революц. пафосом. Разоблачению капиталистич. эксплуатации посвящён роман И. Ласта (1898-1971) " Зёйдерзее" (1934). Широкое полотно нар. жизни дано в романах T. де Фриса (р. 1907) " Земля-мачеха" (1936) и " Колесо Фортуны" (1938). Писатели, группировавшиеся вокруг журн. " Forum", выступали против фашизма: публицисты Э. дю Перрон (1899-1940) и M. тер Брак (1902-40); С. Вестдейк (1898-1971). автор стихов, а также романов " Эльза Бёлер, нейецкая служанка" (1935) и " Сошествие в ад г-на Фиссера" (1936).__

В годы оккупации H. нем.-фаш. войсками (1940-45) распространение получила нелегальная печать, в к-рой приняли участие Вестдейк, T. де фрис, Я. Гресхоф (1888-1971), А. ван Дёйнкеркен (1903-68) и др. Нелегально был издан трёхтомный сб. " Новый песенник гёзов" (1944). Темы Сопротивления нашли отражение и в послевоен. лит-ре: роман " Поражение" (1950) А. Космана (р. 1922), " Пастораль 1943 года" (1949) Вестдейка, " Сапог на шее" (1945) M. Деккера, трёхтомная эпопея " Февраль" (1961) T. де Фриса.

В 50-е гг. появилась поэтич. школа т. н. эксперименталистов (Люсеберт, р. 1924, Я. Элбург, р. 1919, Г. Каувенар, р. 1923, С. Финкеног, р. 1928, P. Камперт, р. 1929), к к-рой в 60-е гг. примкнули и прозаики (" экспериментальный роман" - С. Полет, р. 1924, Я. Бернлеф, р. 1937, и др.). Эксперименталисты, не принимая бурж. общество, пытаются облечь свои нередко анархич. взгляды в модернистские формы. Популярностью пользуются романы " Слезы акаций" (1949), " Тёмная комната Дамокла" (1959) и " Нет больше сна" (1966) В. Херманса (р. 1921), проза X. Хасе (р. 1918), С. ван хет Реве (р. 1923), Я. Волкерса (р. 1925), Г. Мю-лиса (р. 1927). T. н. новый стиль, соединение иск-ва с наукой, пропагандируют " постэксперименталисты" (Г. Слётелар, р. 1935, Г. Верхаген, р. 1939), выступившие в 60-е гг. Новое поколение поэтов и прозаиков, назвавшее себя " группой 70-х годов", в своём " Манифесте для 70-х годов" начало борьбу против увлечения формализмом, за создание лит-ры, близкой и доступной нар. массам (П. Андриссе, р. 1941, Г. Пломп, р. 1944, и др.).

Литературоведение. Становление литературоведения как самостоят, науки происходит в сер. 19 в. В. И. А. Йонколут создал первую науч. историю нидерл. лит-ры. Как проф. критик выступал К. Бюскен Хют. В 20 в. господствующее положение в литературоведении занимает т. н. академич. школа (Я. те Винкел, К. Г. H. де Войс, И. ван Мирло, Г. Кнювелдер, Г. Стёй-велинг). Вместе с тем значит, роль играют различные эстетские направления и теории (Г. Калфф, X. ван дер Берг, M. тер Брак, К. Фене, И. И. Версте-ген, X. Кале и др.).

Лит: Корсаков П. А., Голландская литература, " Библиотека для чтения", 1838, т. 27, N° 3-4; его же, Опыт нидерландской антологии, СПБ, 1844; Б о л д аков И. M., Нидерландская литература в средние века, в кн.: Всеобщая история литературы..., под ред. В. Ф. Корша, т. 2, СПБ, 1885; Кирпичников А. И., Очерк истории нидерландской литературы, там же, т. 4, СПБ, 1889; В о л е в и ч И. В., Современная литература Нидерландов, M., 1962; Knuvelder G., Handboek tot de geschiedenis der Nederlandse letterkunde, 4 druk., dl 1-4, 's-Hertogenbosch, 1967; Geschiedenis van de letterkunde der Nederlanden. Onder redactie van F. Baur [e. a.], dl 1 - 9, Brussel - 's-Hertogenbosch - Antw., 1939-52; Brand tCorstius J. C., Geschiedenis van de Nederlandse literatuur, Utrecht - Antw., 1959; Vooys C. G. N. en Stuiveling G., Schets van de Nederlandse letterkunde, Gro-ningen, 1966; S i v i r s k у А., Het beeld der nederlandse literatuur, 3 druk, [Groningen], 1970; Kuypers J. en RondeT. d e, Beknopte geschiedenis van de Nederlandse letterkunde, 11 druk., Antw., 1972; Stuiveling G., Een eeuw Nederlandse letteren, Amst., 1958; Simons W. J., Hakken en spaanders, Amst., 1971; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur. 1961 - 66, Amst., 1967; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur, 1967-71, Amst., 1972.

Ю. Ф. Сизорин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.