Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино






В 1947 англ, предпринимателями организована кинокомпания в Лагосе, работающая с 1950 под назв. " Федерал филм юнит". В нач. 60-х гг. снимались лишь документальные фильмы иностр. операторами и режиссёрами. К сер. 60-х гг. появились кадры нигерийских кинематографистов, получивших профессиональное образование в европ. кнношколах. Несколько хроникально-документальных фильмов (выпускается 3-4 киноленты в год) демонстрировалось на Междунар. кинофестивалях, в т. ч. в Ташкенте (1969, 1974), Москве (1971). Работает (1973) 129 кинотеатров, где демонстрируется преим. иностр. кинопродукция (ввозится до 500 фильмов в год).

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего), в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. H. возник в годы революционной ситуации 1859-61, отражал кризис феодально-крепостнической системы, был важным моментом формировавшегося революц. -демократии. мировоззрения и представлял собой прогрессивное явление. H. отвергал религиозные предрассудки, идеалистич. философию, деспотизм в общественной и семейной жизни, либеральное обличительство, " искусство для искусства" и " науку для: науки", требовал свободы личности и равноправия женщины, пропагандировал " разумный эгоизм", утилитаризм и призывал к изучению естествознания. Расплывчатость положит, программы H. приводила его представителей к схематизму, излишней прямолинейности, к издержкам в полемике. H. не был цельным мировоззрением, а объединял своих сторонников лишь неприятием существующей действительности; вследствие этого из числа нигилистов к кон. 60-х гг. наряду с активными деятелями революц.-демократич. движения вышли и умеренные либеральные деятели. Литературным органом, выражавшим идеи H., был журн. " Русское слово", ведущую роль в к-ром играл Д. И. Писарев. К H. в широком смысле относят также всех представителей революц.-демократич. лагеря 1860-х гг. во главе с " Современником " H. Г. Чернышевского и H. А. Добролюбова.

Термин " Н." получил распространение после опубликования романа И. С. Тургенева " Отцы и дети" (1862), в к-ром главный герой Базаров назван нигилистом. До этого времени идеи H. в журнальной полемике назывались " отрицательным направлением", а его представители - " свистунами" (см. " Свисток "). Подхваченный в условиях спада революционной ситуации реакционной публицистикой, термин " Н." стал бранной кличкой и широко использовался в журнальной полемике, официальных правительств, документах и антиниги-листич. романах (А. Ф. Писемский " Взбаламученное море", H. С. Лесков " Некуда", В. П. Клюшников " Марево" и др.) для дискредитации революционной идеологии и демократич. движения. Противники приписывали H. стремление к разрушению основ цивилизации, отрицание духовных ценностей, аморализм.

Почти исчезнувший из полемич. лит-ры к кон. 60-х гг. термин " Н." позднее использовался в реакц. публицистике в моменты обострения классовой борьбы в применении к революционерам. Нек-рые совр. бурж. авторы за рубежом неправомерно распространяют термин " Н." на те формы рус. освободит, движения, наследниками к-рых выступили большевики.

Лит.: Козьмин Б. П., Литература и история, M., 1969, с. 225 - 42; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972, с. 34-117.

НИГИЛИЗМ ПРАВОВОЙ, направление обществ.-политич. мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования обществ, отношений. Впервые нигилистич. идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае, к-рые, в отличие от античной социально-политич. мысли, подчёркивавшей важную роль права и законов (Аристотель, Платон и др.), утверждали, что обществом следует управлять не с помощью законов, а на основе системы традиционных нравств. установлений. В новое время юридико-нигилистич. тенденциями отмечены нек-рые теории, обосновывавшие монархо-абсолютистские формы правления, в противовес к-рым революц. бурж. просветительство 18 в. выдвинуло требование " заменить правление людей правлением закона".

В наиболее резкой форме H. п. выступает во взглядах анархистов. В трудах M. Штирнера, П. Прудона, M. Бакунина и др. немедленное упразднение права и гос-ва рассматривается как необходимая предпосылка " освобождения личности". Отрицат. оценку бурж. права Бакунин и его последователи распространяли на право вообще: тем самым смещалась историч. перспектива и недооценивалась роль права (и гос-ва) в процессе строительства социалистич. общества.

В 20 в. H. п.-обязат. составная часть различного рода левацких, ультрарево-люц. установок. Им отмечены левые (т. н. гошистские) движения, активизировавшиеся в кон. 60-х гг. во всех осн. капиталистич. странах. H. п. этих течений ведёт к отрицанию легальных путей борьбы трудящихся масс с политич. властью монополий (напр., в концепциях Маркузе).

Совр. бурж. " советология" нередко объявляет H. п. характерной чертой марксизма, спекулятивно используя марксистские положения об отмирании права в будущем коммунистич. обществе. В действительности классики марксизма-ленинизма, выступая против юридического мировоззрения как классического мировоззрения буржуазии и юридического социализма, всегда подчёркивали важную роль права в жизни классового, государственно-организованного общества, призывая рабочий класс капиталистических стран использовать право для укрепления своих экономических и политических позиций.

НИГМАТИ Галимджан (наст. имя и фам.- Галимджан Амиржанович Hигматуллин) [ 14(26).?. 1897 - 4.11. 1938], татарский советский литературовед. Чл. КПСС с 1919. Род. в с. Урдяк, ныне Башк. АССР. Учился в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока (1921- 1922), в Моск. ин-те журналистики (1923). В 1923-26 на парт, работе, в 1926- 1929 ред. газ. " Кызыл Татарстан" (" Красная Татария"). С 1930 на пед. работе в Казанском гос. пед. ин-те (с 1934 проф.). Автор трудов по истории и теоретич. проблемам тэт. лит-ры: " В мире литературы" (1925), " Наша литература в годы революции" (1929), " Литература и жизнь" (1931) и др.

НИГМАТИ Рашит (наст. имя и фам.- Рашит Нигматуллинович Нигматуллин) [27.1(9.2).1909, дер. Дингизбай, ныне Большечерниговского р-на Куйбышевской обл., - 13.10.1959, Уфа], башкирский советский поэт, нар. поэт Башк. АССР (1959). Чл. КПСС с 1944. Печатался с 1926. В 1933 вышел сб. стихов " Вступление". В поэмах " Голос истории" (1934), " Прекрасны долины Ак-Идели" (1940) и др. запечатлены героич. черты сов. народа. Образы сов. воинов созданы в лучших произв. воен. лет: " Поэма о герое" (1941), героико-патетич. поэма " Убей, сын мой, фашиста! " (1942). Пути Коммунистической партии поев, поэма " Большевик" (1948). Широко звучит в послевоенном творчестве H. тема труда советских людей (поэма " Девушка с Сакмара", 1952; сб.стихов " Слово привета", 1955, и др.). Выступал как драматург; писал для детей. Перевёл соч. А. С. Пушкина, В. В. Маяковского и др. Награждён 2 орденами, а также медалями.

С о ч.: Эсэрзэр, т. 1 - 3,, 1958 - 64; в рус. пер.-Во весь голос, Уфа, 1949; Избр. лирика. [Предлсл. M. Карима], Уфа, 1967; Новолуние, Уфа, 1969.

И. Галкина.

НИГРОЗИНЫ (от лат. niger - чёрный), красители чёрного цвета; к этой группе относятся H. спирторастворимый, водорастворимый и жирорастворимый. H. спирторастворимый получают нагреванием смеси анилина, нитробензола и чугунной стружки; он представляет собой смесь хинониминовых красителей и применяется для окраски пластич. масс и лаков. Сулъфированием спирторастворимого H. получают H. водорастворимый, к-рый служит преим. для крашения кожи. Кипячением спирторастворимого H. с едким натром производят H. жирорастворимый, используемый для изготовления кремов для обуви я краски для лент пишущих машинок.

НИГРОЛ, одно из трансмиссионных масел', см. также Масла нефтяные.

НИГРОСПОРОЗ, болезнь початков кукурузы и коробочек хлопчатника, вызываемая несовершенными грибами Nigrospora oryzae, N. spaerica (возбудители H. початков кукурузы), N. gossypii (возбудитель H. коробочек хлопчатника) и характеризующаяся образованием на поражённых органах чёрных точек - спороношений гриба. Сильно поражённые початки недоразвиты и легковесны, расщепляются вдоль (вместе со стержнем). У основания зерновок и в тканях стержня, особенно в нижней части, - многочисл. чёрные кучки спор (в виде больших точек или штрихов). Семена поражённых початков обладают пониженной всхожестью, сильно плесневеют во время прорастания и дают слабые ростки, часто погибающие до выхода на поверхность почвы. При H. коробочек все дольки коробочек или только нек-рые не полностью раскрыты. Поражённое волокно имеет черно-оливковую окраску, не распушается. Меры борьбы с H. те же, что и при др. грибных болезнях растений,

НИГУЛАСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен на Ю.-З. Эстонской CCP. Создан в 1957 для охраны верхового болота и леса. Пл. 2730 га (1970). Сфагновые мхи образуют многометровые залежи торфа. На возвышенных местах болота произрастают: вереск обыкновенный, багульник болотный, клюква, росянка круглолистная, морошка, пухонос дернистый; в понижениях - очеретник белый, шейхцерия болотная. В сев. части - елово-широколиственные леса, в к-рых обитают лось, косуля, кабан, барсук, лисица, лесная куница, дрозды, зяблик, синицы, пеночки; на болотах - кулики (золотистая ржанка, фифи), серый журавль, серебристая чайка.

НИДАРОС (Nidaros), древнее название г. Тронхейм в Норвегии.

НИДЕРЛАНДСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16 ВЕКА, бурж. революция 1566-1609 в Нидерландах исторических, сочетавшая нац.-освободит, войну против абсолютистской Испании с антифеод, борьбой. В кон. 15-16 вв. в Нидерландах происходило разложение феод, отношений, шёл процесс т. н. первоначального накопления, зарождался капи-талистич. способ произ-ва. Старые центры цехового произ-ва Фландрии и Брабанта приходили в упадок. В новых отраслях произ-ва и пром. центрах, не связанных с цеховой системой, быстро развивались капиталистич. мануфактуры (в Антверпене, Хондсхоте, Льежской обл., Baлансьенне и др.); больших успехов достигли металлургия и горнодоб. пром-сть (Намюр, Льеж); в Голландии капиталистич. предпринимательство распространилось в сукноделии, пивоварении, рыболовстве, кораблестроении и смежных с ними отраслях; ведущее место среди городов занял Амстердам. Перестраивалась на капиталистич. лад торговля. Происходили коренные изменения в структуре агр. отношений. Сложились р-ны торг, земледелия, в Голландии и иек-рых др. р-нах возникло высокопродуктивное молочно-животноводч. х-во. В экономически развитых р- нах распространилась ден. рента, разные виды краткосрочной аренды; складывалась прослойка фермеров, к-рые вели X-BO на предпринимательской основе. Формировался класс буржуазии, зарождался пролетариат Главным тормозом дальнейшего развития капитализма был гнет исп. абсолютизма, эксплуатировавшего экономически и угнетавшего политически Нидерланды в интересах реакц, исп. дворянства и династии Габсбургов. Главной опорой исп. абсолютизма и феод, строя в стране служила католич. церковь; социально-политич. требования революц. части нидерл. буржуазии и нар. масс облекались в форму реформац. учения - кальвинизма.

Гнет исп. абсолютизма стал особенно нетерпимым при короле Филиппе II (с 1556). Ряд тяжелых ударов был нанесен экономике страны: введена разорительная для нидерл. шерстоткацкой пром-сти пошлина на ввозимую исп. шерсть, нидерл. купцам был закрыт доступ в исп. колонии и др. В стране начали вводиться исп. абсолютистские порядки, в ней были расквартированы исп войска. Политика исп. пр ва пагубно сказывалась на экономич. развитии страны, обрекала нар. массы на голод, нищету и бесправие. В 60 -х гг. кальвинистские проповеди собирали тысячи людей. Аресты и публичные казни " еретиков" вызвали ряд волнений в городах и местечках Фландрии и Брабанта. Консистории (церк.-адм. органы кальвинистских общин), к-рыми руководили революционно настроенные буржуа, вети агитацию в народе против католич. церкви и исп. абсолютизма. Политика Филиппа II вызвала выступление оппозиционно настроенных слоев нидерл. дворянства и аристокра тии, руководимых принцем Вильгельмом Оранским, графами Эгмонтом, Горном и др. Дворянство было недовольно засильем испанцев и верной им бюрократии, но больше всего боялось, что политика Филиппа II вызовет нар. восстание, к-рое сметет феод порядки. Оппозиционные дворяне организовались в Союз соглашения (-" Компромисс") и 5 апр. 1566 подали в Брюсселе исп. наместнице Маргарите Пармской петицию с требованиями прекратив релпг. гонения, нарушения вольностей страны и созвать Генеральные штаты для решения насущных вопросов; пр-во не исполнило этих требований.

В августе во Фландрии началось мощное нар. Иконоборческое восстание 1566, быстро распространившееся почти по всей стране. Оно было обращено прежде всего против католич церкви (подверглось погромам ок. 5500 церквей и монастырей). Власти оказались парализованными. Маргарита Пармская вынуждена была согласиться приостановить преследования " еретиков" и ввести ограниченную свободу кальвинизма. Восстание явилось первым актом H. б. р. Его размах напугал не только пр во, но также дворян и буржуазию. Дворяне объявили свой союз распущенным и помогли властям подавить восстание, консистории отрекались от участия в нем. Летом 1567 в Нидерланды вступили исп. войска под команд, герцога Альбы, установившего режим кровавого террора. За время его пребывания в стране (1567-73) было подвергнуто репрессиям св. 11 тыс. чел. (в т. ч. казнены быв. лидеры дворянской оппозиции Эгмонт и Горн). Нар. массы ответили героич. сопротивлением. Укрывшиеся в лесах партизаны (лесные гезы) истребляли исп. солдат, прислуживавших испанцам чиновников и католич. священников. В Голландии и Зеландии морские гезы громили исп. флотилии и исп. опорные пункты на побережье. Вильгельм Оранский, бежавший с кучкой приверженцев в Германию, также начал борьбу с Альбой, опираясь на помощь нем. протестантских князей и франц. гугенотов. Но вторжения войск принца в Нидерланды (1568, 1572) неизменно кончались поражениями.

В 1571 Альба ввёл налог - алъкабалу, приведший в Нидерландах, где господствовали товарньге отношения, к полному расстройству экономики: закрылись мануфактуры, лавки, обанкротились многие кредитно банковские конторы, многие наемные рабочие и ремесленники остались без работы. В этой обстановке морские гезы 1 апр. 1572 овладели г. Брилом, что послужило сигналом к всеобщему восстанию в Голландии и Зеландии. Руководимые революционно настроенными буржуа и дворянами гор. беднота, крестьяне, рыбаки создавали воен. отряды, свергали сотрудничавшие с Испанией местные власти, истребляли испанцев и их пособников, громили церкви и монастыри. Представительные органы - штаты Голландии и Зеландии, собравшиеся летом 1572 в Дордрехте, приняли ряд важных решений по организации власти в восставших провинциях, а синод, проведенный там же в 1574, заложил прочные организац. основы кальвинистской церкви на С. страны. Революц. часть буржуазии и нар массы боролись под знаменем кальвинизма за ликвидацию исп. господства и феод, произвола. Но богатое купечество выступало лишь против " крайностей" исп. режима, поддерживало сою, с оппозиционным дворянством. С целью " наведения порядка" купеч. олигархия вручила высшую исполнит, власть и верховное воен. командование Вильгельм) Оранскому, получившему почти диктаторские полномочия (осень 1572). Исп власти бросили все силы на борьбу с восстанием и одержали ряд побед, но в конце концов их усилия разбились о героич. сопротивление революц. сил (оборона Харлема в дек. 1572 - июле 1573, Алкмара в 1573, Лейдена в окт. 1573 - окт 1574, изгнание исп. войск из Амстердама в 1578).

Волнения в Антверпене во время иконоборческого восстания 1566. Гравюра 16 в.

Успехи революции на С., провал террористич. политики Альбы (вынудивший исп. пр-во отозвать его в 1573 из Нидерландов), бесчинства и мятежи исп. солдат усилили антиисп. движение и в юж провинциях. 4 сент. 1576 в Брюсселе произошло победоносное антиисп. восстание; центр революц. и освободит, движения переместился на Юг. Собравшиеся осенью 1576 Ген. штаты всех нидерл. провинций стали оси органом власти в стране; они должны были определить форму управления страной и наметить решение ближайших задач в области внеш и внутр. политики. Однако в них преобладали дворянство и консервативно, бюргерство, не заинтересованные в дальнейшем углублении революции. 8 нояб 1576 было обнародовано соглашение между сев. (кальвинистскими) и юж. (католич.) провинциями - т. н. Гентское умиротворение, провозгласившее восстановление политического единства страны и мира, но не решившее насущных вопросов (формально была сохранена власть Филиппа II Испанского, не нашел разрешения религ вопрос, предложение о конфискации церк. земель было отвергнуто вопрос о ликвидации феод, собсгвенностина землю и феод, отношений в город и деревне даже не ставился). 12 февр 1577 Ген. штаты заключили с новым исп. наместником доном Хуаном Австрийским т. н. Вечный эдикт - соглашение о примирении с исп. королем на условия признания им Гентского умиротворения Однако уже 24 июня 1577 дон Xyaн захватил крепость Намюр и стал собирать силы для подавления революции. В ответ на происки дворянско-католич. реакции летом и осенью 1577 в Брюсселе, Генте, Ипре, Антверпене и др. городах гор массы свергали реакц. магистраты, создавали свои вооруж. силы и революц органы власти на местах-" К-ты 18 ти " к-рые ведали вначале лишь организацией обороны городов, а затем постепенно вместе с кальвинистскими консисториям и гор. вооруж. отрядами стали вмешиваться в управление всеми сторонами гор. жизни. Особенно острая борьба развернулась в Генте, где в конце окт. 1577 после ликвидации дворянского контрреволюц. заговора, одержали победу демократич. элементы. В сент. 1577 в Брюссель из Голландии прибыч Вильгельм Оранский, призванный туда своими сторонниками и избранный рувардом (правителем) Брабанта; он взял в свои руки руководство политич. жизнью страны. В 1578-79 во Фландрии, Брабанте, Гронингене, Дренте, Фрисландии стало развёртываться мощное крест, движение. Восстававшие крестьяне, к-рых нещадно грабили и " свои" и йен. солдаты, прекращали выплату налогов Ген. штатам, несение феод, повинностей своим господам, принимавшим сторону испанцев, захватывали земли дворян и католической церкви, громили замки, истребляли мародёров.

Взятие Брила морскими гёзами в 1572. Гравюра 16 в.

Осенью 1578 реакц.-католич. дворяне провинции Геннегау подняли контрреволюц. мятеж; к ним присоединились дворяне Артуа, Дуэ и Орши. 6 янв. 1579 они заключили между собой Аррасскую унию, отложились фактически от рево-люц. провинций., а 17 мая 1579 заключили сепаратный договор с Филиппом П. Революц. провинции Севера ответили на это подписанием 23 янв. 1579 Утрехтской унии; позднее к ней присоединились и те города Фландрии и Брабанта, где победило демократич. движение. Принц Оранский и Ген. штаты упорствовали в проведении уже полностью обанкротившейся политики " объединения всей страны" путём компромисса с феод.-католич. реакцией. Они отвергли идею создания революц. армии из вооруж. народа, делали ставку на использование иноземных воен. наёмников. В городах Вильгельм Оранский вводил в состав " К-тов 18-ти" своих агентов и проводил через них угодную ему политику. Благодаря этому в юж. провинциях феод.-католич. реакция всё больше поднимала голову, силы революции и освободительного движения были подорваны, революционная буржуазия, MH. квалифицированные рабочие и ремесленники переселялись на Север.

Опубликование 15 июня 1580 указа Филиппа II, объявлявшего принца Оранского вне закона, побудило Ген. штаты ускорить издание акта о низложении Филиппа II и объявлении Нидерландов независимыми от Испании (26 июля 1581). Однако революция оказалась территориально ограниченной сев. провинциями. На Юге искусный политик и полководец Александр фарнезе (сменивший на посту исп. наместника дона Хуана, умершего в окт. 1578) развернул планомерное наступление на Фландрию и Брабант и к 1585 завершил их завоевание (в сент. 1584 был взят Гент, в марте 1585 - Брюссель, в авг. 1585 - Антверпен). Принц Оранский (бежавший в Голландию) пал (10 июля 1584) от руки наёмного убийцы.

Воен. силы сев. провинций, возглавленные с 1589 выдающимся полководцем Морицем Оранским, нанесли испанским войскам тяжёлые поражения и отвоевали у них ряд территорий. В 1609 было заключено т. н. Двенадцатилетнее перемирие, по к-рому Испания признала де факто независимость бурж. Республики Соединённых провинций (как стало наз. новое, образованное в результате революции гос-во на С. Нидерландов), получившей междунар. признание в 1648 (Вестфальский мир).

H. б. р. 16 в. нанесла удар по исп. абсолютизму, открыв эпоху победоносных бурж. революций в Европе. Итогом её было свержение исп. владычества и образование в Сев. Нидерландах первой в Европе бурж. республики. H. б. р. происходила в ранний, мануфактурный период развития капитализма, когда классовый антагонизм между нарождавшейся буржуазией и дворянством полностью не созрел, что повлияло на её результаты. Революция победила лишь на С. страны (где капиталистич. развитие имело более прочную основу, крестьянско-плебейское движение было более организованным и целеустремлённым). Юж. Нидерланды остались в руках испанцев. Народные массы сыграли важную роль в свержении исп. абсолютизма, но в силу недостаточной социально-политич. зрелости и организованности не смогли наложить демократич. отпечатка на проведённые в ходе революции преобразования; самостоят, роль нар. низов была ещё очень невелика. Крупная торг, буржуазия, наиболее сильная экономически, узурпировала политич. власть, что имело решающее значение для последующих судеб страны (см. в ст. Нидерланды). (Карту см. на вклейке к стр. 576.)

Лит.: Чистозвонов A. H., Нидерландская буржуазная революция XVI в., M., 1958; его же, Историография и проблемы марксистского исследования нидерландской буржуазной революции XVI в., в сб.: Средние века, в. 31, M., 1968; П иP е н н А., Нидерландская революция, пер. [с франц.], M., 1937. A. H. Чистозвонов.

НИДЕРЛАНДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ HAУK, Королевская нидерландская академия наук (Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen), основана имп. Луи Наполеоном в 1808 в Амстердаме под назв. Королев, ин-т наук, лит-ры и иск-в. После ряда реорганизаций с 1938 - Королев, нидерл. академия наук. АН подразделяется на Отделение математики и естеств. наук и Отделение филологии, лит-ры, истории и философии. Каждое отделение насчитывает не более 75 действит. членов, 40 иностр. членов, 30 чл.-корр., неск. " корреспондирующих" членов (действит. членов, переселившихся за границу) и неск. почётных членов (или членов " в отставке", достигших 70-летнего возраста). Среди иностранных членов академии советские учёные: A. H. Колмогоров (с 1963), A. H. Фрумкин (с 1965), П. Л. Капица (с 1969). С 1853 издаётся " Jaarboek".

Лит.: Nederlandse Akademie van Wetenschappen, в кн.. Jaarboek, 1967-68, Amst., 1968. E Д Табакеев.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-pa голландцев и фламандцев на нидерл. яз., развивалась в Нидерландах исторических. С момента их политич. разъединения развивается на терр. Бельгии и Нидерландов (см. разделы Литература).

Древнейший литературный памятник H. л.- т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Видный представитель куртуазного стиля -Генрих фон фельдеке (р. между 1140-50 - ум. ок. 1200 или 1210), творчество которого чаще относят, однако, к нем. лит-ре. Во 2-й пол. 13 в. начался расцвет дидактич. бюргерской лит-ры, воплотившийся в творчестве Я. ван Марланта (ок. 1235-1300), Я. ван Бундале (ок. 1280-1365, соч. " Зеркало мирян", 1325-30) и Я. де Верта (ум. ок. 1362), осуждавшего совр. ему нравы в кн. " Зеркало грехов" (ок. 1350). Критика феод, порядков звучала в нар. песнях, в эпосе " О лисе Рейнарде" (ок. 1235-50). Развивалась церк. лит-ра: миракли, мистерии и моралите (" Всякий человек", 1495, П. ван Диета, 1454- 1507). Религ. характер имеет также творчество поэтессы Хадевейх (ок. 1200-69). Творчество мистика Я. ван Рейсбрука (1293-1381) было направлено против церк. знати и сыграло важную роль в подготовке Реформации. Во 2 и пол. 14 в. возник жанр т. н. абелеспелен - ранний образец светской драмы в зап.-европ. лит-ре: анонимные пьесы " Эсморейт" и " Ланселот". Центром нац. культуры были т. н. камеры редерейкеров, или риторов (14-16 вв.), объединявшие горожан для совместных упражнений в иск-ве стихосложения и театр, представлений. Известны своим мятежным характером празднества редерейкеров в Генте в 1539. Теоретиком иск ва редерейкеров был M. де Кастелейн (1485-1550), автор трактата " Искусство риторики" (1548). Деятельность редерейкеров способствовала расцвету нац. драматургии и поэзии; они сыграли значит, роль в идейной подготовке Реформации и бурж. революции. Противником Реформации была поэтесса Анна Бейнс (1493-1575). В т. н. спроках и бурде, дидактич. рассказах и стихах нашло отражение народное сознание.

В лит-ре 16 в. отчётливо обозначились черты Возрождения, наметившиеся уже в творчестве Д. Поттера (ок. 1370-1428). Нидерл. Возрождение выдвинуло писателя и мыслителя мирового масштаба Эразма Роттердамского (1469-1536). Я. ван дер Нот (1540 - ок. 1595) - зачинатель новых поэтич. жанров и стихотворных форм в H. л. (ода, сонет, александрийский стих). Сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде (1540-98) направлены против католич. церкви. Гуманисты Д. В. Корнхерт (1522-90), X. Спигел (1549-1612) и автор " Книги о художниках" (1604) К. ван Мандер (1548- 1606) сыграли большую роль в развитии нидерл. прозы. Тесная связь с нар. истоками характерна для поэзии и прозы P. Бисера (1547-1620). В период Нидерландской бурж. революции 16 в. распространялись нар. поэзия и песни гезов. Лит. см. при статьях Бельгия и Hи дерланды, разделы Литература.

В. В. Данчев.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА, творческое направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на терр. Нидерландов исторических и распространившееся в странах Зап. Европы (другие назв.- франко-флам., бургундск. и флам.). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии и подытожила развитие англ, и франц. вокального многоголосия 9 - нач. 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художеств, достижений и нар. традиций передовой муз. культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундск. школа, остальные - флам.), И. Окегемом (служил при франц. дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Сев. Франции) и О. ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов H. ш., работавших в др. странах (основавших местные школы полифонии), - X. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф. ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, H. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс-" не папа", Ф. Вер дело, Ф. де Монте, К. де Pope, П. де ла Рю. H. ш. разработала универсальные принципы полифонического развития - сквозную имитацию и сложный контрапункт, основанные на математических расчётах интервалов и геометрич. преобразованиях мотивов. Главный " твёрдый напев" (кантцс фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею " единства в многообразии" (философское представление о мироздании). Мастера H. ш. развивали вокальную полифонию т. н. строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церк. и светскую музыку - мессы, мотеты, мадригалы, полифонич. песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в.- иногда и инструм. пьесы. Высшее достижение H. ш.- жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворённо-философская созерцательность и сложные " звуковые архитектуры" месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию го-тич. соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, муж. фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мело-дич. линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я. ван Эйка и др. нидерл. живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и нар. основа светской музыки H. ш. запечатлела ренессансное богатство человеч. чувств. Художеств, достижения H. ш. были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религ.-философского иск-ва с гуманистич. живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художеств, мысли Возрождения. MH. музыканты H. ш. были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их " загадочные" каноны (с иносказаниями для разгадок - вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразит, эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных нар. мелодий даже в мессах. Законы полифонии и новые выразит, средства, разработанные H. ш., открыли пути будущему развитию инструм. музыки, но как стилевое явление H. ш. завершила период многовекового господства церк. вокально-хоровых жанров и религ. мировоззрения в муз. иск-ве Европы. MH. художеств, принципы H. ш. сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонич., но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония).

Лит.: Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 305-468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, M-, 1959; Wolff H. С h г., Die Musik der alten Niederlander, Lpz., 1956. Л. Г. Бергер.

НИДЕРЛАНДСКИЕ АНТИЛЬСКИЕ ОСТРОВА (голл. Nederlandse Antillen), Нидерландская Вест-Индия (Nederlands West-Indie), офиц. название владения Нидерландов в Вест-Индии. Расположено на Малых Антильских о-вах. В состав H. А. о. входят острова из группы Подветренных: Кюрасао, Аруба, Бонайре и из группы Наветренных: Саба, Синт-Эстатиус и юж. часть Сен-Мартен. Общая пл. 961 кмг. Нас. 225 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- город Виллемстад (на о. Кюрасао). Офиц. язык - нидерландский (голландский). 95% населения сосредоточено на о-вах Кюрасао и Аруба. О природе H. А. о. см. в статьях Подветренные острова и Наветренные острова. Основа экономики - переработка нефти, получаемой из Венесуэлы; нефтеперерабат. з-ды расположены на о-вах Кюрасао и Аруба (годовая мощность их превышает 40 млн. т), принадлежат англо-голл. компании " Ройял датч-Шелл" и компании США " Стандард ойл оф Нью-Джерси". Имеются предприятия нефтехим. и табачной пром-сти, сборка электро- и радиоаппаратуры. Добыча гуано на Кюрасао (экспорт 109 тыс. т в 1970). Вблизи Виллемстада - пригородное X-BO (молочное животноводство, плодоводство, овощеводство). Развит туризм. Дл. автодорог (с покрытием) ок. 800 км. Гл. порты - Виллемстад и Ораньестад (на о. Аруба). Ввоз нефти, продовольствия; вывоз нефтепродуктов. Внешнеторг. связи с США, Великобританией и странами Юж. Америки.

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, голландский язык, язык голландцев, офиц. язык Нидерландов, один из двух гос. языков Бельгии. Распространён также в США, Вест-Индии. Число говорящих на H. я. ок. 14 млн. чел. (1970, оценка). Относится к зап.-герм, группе индоевроп. семьи языков. Распадается на группы диалектов: сев.-зап (сев.-голландские), юж.-центральные (брабантские и вост.-фламандские), юго-зап. (зап.-фламандские и зеландские) сев.-вост. (саксонские), юго-вост. (лимбургские). Фонетич. особенности: нали чие глухих взрывных согласных р, t, k богатство дифтонгов. Ударение силовое (падает обычно на корневой слог). Язык аналитич. типа. Система склонений бедна падежной флексией (в существительного общий и притяжат., в личном местоимении - субъектный и объектный падежи). На базе мужского и жен. рода формируется общий род, противостоянии среднему. Прилагательные не склоняют ся. Глаголы имеют 2 простые и 6 сложны) временных форм, 2 залога (действит. и страдат.), 3 наклонения (изъявит., повелит., сослагат.). Единая наддиалектна) норма лит. языка складывается в 17 в Однако в письм. и устной разновидностях лит. языка существуют терр. различия Графика на лат. основе. В постановках и раскрытии наиболее существ, проблема изучения истории H. я. сыграла работа Ф. Энгельса " Франкский диалект" (1 изд., 1935), в к-рой рассматриваются также вопросы фонетики, морфологии лексикологии H. я.

Лит.: Энгельс Ф., Франкский период Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 19; Миронов С. А., Нидерланд ский (голландский) язык, M., 1965; е г о ж с Морфология имени в нидерландском языке M., 1967 (есть лит.); его же, Становлени литературной нормы современного нидерланд ского языка, M., 1973; F г а n с k J Etymologisch woordenboek der Nederlandsch taal, 2 dr., 's-Gravenhage, 1930 (Suppl. doo С. В. van Haeringen, 1936); Fonologie va het Nederlands en het Fries, 's-Gravenhage 1959; Haeringen C. B. van, Netherlan die language Research, 2 ed., Leiden, 1960 Schqnfeld M., Van Loey A. Historische grammatica van het Nederlands 7 dr., Zutphen, 1965; Dale Van, Groo woordenboek der Nederlandse taal, 9 dr. s-Gravenhage, 1970. С. А. Миронов
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО, единая художеств, школа, развивавшаяся в средние века на терр. Нидерландов исторических вплоть до Нидерл. бурж. революции 16 века, результатом к-рой, в частности, было разделение H. и. на голл. (см. Нидерланды) и флам. (см. Бельгия) художеств, школы.

Реликварий св. Элевтерия. 1247. Собор в Турне.

С каролингского времени на территории ист. Нидерландов строились церкви-базилики (Онзеливе Врау в Маастрихте, 10-16 вв.), реже центрич. капеллы (восходящая к 8 в. капелла дворца Валкхоф в Неймегене, нынешний облик - 11 в.). Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Сев. Франции, господствовал в 11 - сер. 13 вв.: центрами его были долины рек Мааса (церковь Сен-Бартелеми в Льеже, 11-12 вв.) и Шельды (собор в Турне, начат в 1110; ранние кам. гражд. постройки-гор. башни бефруавТурне, 12-13вв., и Генте, 12-14вв., илл. см.т. 6, стр. 247; замок графов Фландрских в Генте, 1180- 1200); в 13 в. архит. центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Украшение храмов (по франц. образцам) характеризуется символичностью содержания, условностью формы (фрески собора в Турне, ок. 1175; капители церквей в Маастрихте, рубеж 12-13 вв.). Значительны миниатюры школы Маастрихта (" Библия из Ставло", 1093-97, Брит, музей, Лондон), бронзовое литье школы долины Мааса (купель церкви Сен-Бартелеми в Льеже, 1107-18, мастер Ренье из Юи), ювелирное дело (реликварии собора в Турне: 1205, мастер Николай из Вердена; 1247). В 13-15 вв. выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и цехов, гор. башней и ратушей; преобладала радиаль-но-кольцевая планировка. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные, фахверковые и кам. узкие дома в 3 этажа с фронтонами. Сложный архит. облик храмов в долинах Мааса (Нотр-Дам в Динане, 1227-79) и Шельды (хор собора в Турне, 1243-55) вызван соединением черт романского стиля и готики. В Сев. Нидерландах с их болотистой почвой и недостатком камня получила развитие кирпичная готика, были разработаны облегченные покрытия, BT. ч. деревянные своды (Синт-Якобскерк в Гааге, 14-16 BB). В 14 - 1-й трети 16 вв. на С. строятся зальные церкви, в Брабанте рас цветаст поздняя, " пламенеющая" готика, для к-рой характерны строгое подчинение пышного декора монументальным формам, контраст горизонтальных и вертикальных объемов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене, постройки семей архитекторов Келдерманс и де Вагемакере в Лёвене, Алкмаре, Генте, Мехелене, Мидделбурге и др.). Светские здания нидерл. поздней готики - ратуши (в Брюгге, Брюсселе, Генте, илл. см. т. 7, табл. IX, стр. 208; Левене и др.), суконные ряды (в Брюгге, Левене, Мехелене, Генте, илл. см. т. 6, стр. 247), цеховые здания -отличаются торжеств, представительностью, порой фантастич. богатством скульпт. декора и вместе с тем практичностью, простором обширных залов. Готич. скульптура (" Богоматерь" в церкви Сен-Жан в Льеже, 13 в.) и живопись - монументальная (" Распятие" в церкви Синт-Питерскерк в Утрехте, ок. 1300) и станковая (работавшие в Бургундии или связанные с ней мастера Ж. Малуэль, А. Белыпоз, M. Брудерлам), а особенно франко-флам. миниатюра - все более обогащаются впечатлениями реальной жизни. Нидерл. скульпторы бургундского круга (К. Слютер, К. де Верве, А. Боневе) и миниатюристы (Жакмар из Хёсдена, бр. Лимбург) на рубеже 14-15 вв. обращались к опыту итальянского иск-ва и непосредственно к реальной действительности, подготовляя почву для раннего Возрождения в Сев. Европе.

Школа живописи нидерл. Возрождения 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая духовные и художеств, традиции ср.-век. культуры, являлась важнейшей среди сев.-европ. школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе, пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства, света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления, слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий символич. смысл. Бюргерски-бытовые и драматич. стороны действительности впервые ярко раскрылись в работах P. Кампена; полнее эстетика изображения реального мира выявилась в сияющих глубиной и красотой цвета ювелирно-тонких картинах Я. ван Эйка, крупнейшего мастера школы, создателя сложных многогранных образов и замечат. портретов. Отд. завоевания живописи нидерл. Возрождения получили разработку у П. Кристуса, Д. Баутса, Гертгена тот Синт-Янса. В сер. 15 в. Poгир ван дер Вейден открыл для H. и. глубокие духовно-психологич. аспекты личности, возможности заостренной ее трактовки, а X. ван дер Гус придал драматич. напряженность эмоциональному строю образов, усилил их демократизм и смелую правдивость. Более идеализированный, лирич. характер присущ живописи X. Мемлинга и Г. Давида На рубеже

Укреплённый мост Пон-де-Тру в Турне. 1329 (башни-ок.1250 и 1302-04). П. Кристус " Св Элигий" 1449. Собрание P. Лемана. Нью-Йорк.

15-16 вв. X. Босх в своих символико-аллегорическпх и сатирико-морализирующих картинах обращался к наследию нар. ср.-век. культуры и подготовил новую живописную трактовку жанровых и пейзажных мотивов. В 15 в. появилась гравюра на дереве, развивалась деревянная скульптура (Я. Борман, А. ван Весел).

В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникают классич. принципы Возрождения, архитекторы получают проф. образование, пишут теоретич. сочинения. В светских постройках создаётся новый, весьма живописный стиль, где готич. традиц. структура соединяется с обилием ренессансных архит. мотивов (ратуша в Антверпене, 1561-65, арх. К. Флорис; дом " де Залм" в Мехелене, 1530-34); формируются импозантные ансамбли однотипных зданий (площади Гранд-плас в Брюсселе, илл. см. т. 4, стр. 73; Гроте-маркт в Антверпене, илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448), парадное убранство интерьеров (камин во Дворце юстиции в Брюгге, 1528-31, арх. Л. Блондел). На С. складывается традиция кирпичной кладки с отд. белокаменными классическими деталями (здание гор.весов в Алкмаре, 1582-99; илл. см. т. 1, стр. 441).

К. Флорис. " Иона и кит" Фрагмент скульптурного декора амвона в соборе в Турне. Мрамор 1568-75

Под влиянием гуманистич. идей теряет ведущее значение религ. картина, воплощавшая цельное представление о мироздании, развиваются светские жанры, прежде всего портрет (А. Мор, Ф. Паурбюс), появляются групповой портрет (Я. ван Скорел, Д. Якобе, Д. Барендс), пейзаж (И. Патинир, X. мет де Блес), бытовой жанр: в живописи и графике его развивали К. Массейс и Лука Лейденский-разносторонние художники, стремившиеся соединить нац. традицию с уроками итальянского Возрождения и конкретным наблюдением жизни. Эклектич. течению - " романизму", прямо подражавшему итал. иск-ву (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Ф. Флорис), противостояли демократич. мастера, широко отразившие нар. жизнь, противоречия предреволюц. и революц. эпох, - Я. ван Амстел, Питер Артсен, И. Бёккелар и особенно П. Брейгель, стремившийся возродить синтетич. полноту картины мира в жанровых картинах и пейзажах, создавший широчайшие панорамы жизни и глубокие символы трагедии совр. ему человечества. Мастера декоративной скульптуры К. Флорис и Ж. Дюбрёк вдохновлялись итальянским искусством; в 15-16 вв. процветали производство шпалер, ювелирное дело, вышивка, с кон. 16 в. складывалось знаменитое кружево-плетение.

Лит.: МандерК. ван, Книга о художниках, [пер. с голл.], М. -Л., 1940; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, M., 1960, т. 3, M., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 3, M., 1966, Т. 4, M., 1966; Г е р шензон-Чегодаева H. M., Возрождение в нидерландском искусстве, в сб.: Ренессанс. Барокко. Классицизм, [сб. ст.], M., 1966; Б е н е ш О., Искусство Северного Возрождения, пер. с англ., M., 1973; Panofsky E., Early Netherlandish painting. Its origin and character, v. 1 - 2, Camb. (Mass.), 1953. А. Д. Сарабъянов.

НИДЕРЛАНДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1815-30), образовано Венским конгрессом 1814-15 в составе Нидерландов и Бельгии под властью династии Оранских-Нассау. Создание H. к. привело к установлению господства кальвинистских торгово-колон. Нидерландов над промышленно развитой католич. Бельгией. Анти демократич. конституция 1815 предоставляла обеим частям H. к. по 55 мест в нижней палате Ген. штатов, хотя Бельгия имела значительно большее население. Большинство постов в гос. аппарате и армии занимали голландцы. Слияние гос. долгов (Нидерланды - 589 млн., Бельгия - 27 млн. гульденов) вызвало повышение налогов в Бельгии. В интересах нидерл. торг, капитала были понижены таможенные пошлины. По закону 1825 в Бельгии было закрыто много католич. школ, оппозицион. печать преследовалась. Создание H. к. в ущерб интересам белы, населения усилило недовольство всех классов бельгийского общества. Бельгийская революция 1830 привела к отделению Бельгии и распаду H. к.

НИДЕРЛАНДЫ (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофиц. назв.- Голландия).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.