Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Разнообразие типов нар. архитектуры H






Разнообразие типов нар. архитектуры H. определяется различиями природно-климатич. условий. В районах тропич. лесов на Ю., Ю.-З. и Ю.-В. преобладают прямоугольные в плане постройки (деревянные, глинобитные, плетнёвые), с двускатным покрытием из соломы и пальмовых листьев. У народов ибо и йоруба жилые и хоз. сооружения располагаются по периметру прямоугольного двора, обнесённого галереями. В центр, районах H. (в т. ч. на плато Джое) преобладают круглые глинобитные постройки с конич. соломенной крышей; на С., в районах саванн и полупустынь, строят глинобитные прямоугольные дома с плоскими крышами. Жилище нередко украшается орнаментальной и фигурной резьбой (на стеновых и дверных панелях, опорных столбах). В 13-15 вв.расцвета достигли города, с регулярной планировкой в юж. районах (Великий Бенин)и радиальной квартальной-в северных (Кано, Зария, Кацина). Последние застраивались 1-2-этажными домами и обносились глинобитными стенами с многочисленными воротами. В 14 в. на С. H., в связи с распространением здесь ислама, появились мечети, прямоугольные в плане, часто без минаретов, с покрытием на глиняных пилонах. В кон. 19 в. репатрианты из Бразилии внесли в архитектуру юж. H. элементы латиноамер. барокко (геральдическая скульптура, балюстрады, узорные жел. решётки). Ещё резче облик городов H. изменился после 2-й мировой войны 1939-45 под воздействием европ. архитектуры. В Лагосе, Ибадане, Энугу районы колон, администрации застраивались многоэтажными зданиями, в основном по проектам англ, архитекторов, с применением современных строительных материалов, конструкций, спец. солнцезащитных устройств. После установления независимости выдвигаются местные архитекторы (О. Олумуйива, А. Аджеми); в архитектуре стал широко применяться скульптурный декор (решётки, оформление окон, дверей), выполняемый мастерами в традициях нар. творчества.

Древнейшие памятники изобразительного иск-ва (терракотовая пластика) на терр. H. относятся к культуре Нок. Рубежом н. э. датируются бронз, человеческие фигуры, найденные в Джеббе и Таде. В 12-17 вв. высокого расцвета достигла скульптура Бенина, Ифе, отличающаяся тонкой моделировкой форм, нередко сочетающейся с графически чёткой прорисовкой деталей.

Деревянная скульптура. 1. " Жрица бога Шанго". Народ йоруба. 2. Женская фигура. Народ йоруба.

Издавна бытует у народов йоруба, хауса, ибо, ибибио, иджо, экой мелкая деревянная пластика (изображения людей, животных). Полихромным человеческим фигуркам часто присущи гротескность, подчёркнутая экспрессивность, основанная на диспропорции остро противопоставленных форм. Разнообразны деревянные ритуальные маски (ныне употребляемые для карнавалов). Распространены народные художественные ремёсла: изготовление резных табуретов, браслетов, орнаментированных калебасов, набивных и вышитых тканей, разнообразных по форме гончарных, стеклянных и кожаных сосудов.

С установлением независимости формируется иск-во проф. художников. На традиции нигерийского иск-ва опираются скульпторы О. Идах, Ф. Идубор, А.Аканджи, живописец У. Океке, график И. Вангбоже Реалистич. направление европ. толка представляют живописец А. Онаболу, скульптор Б. Энвонву. Воздействие модернизма заметно в живописи Дж. Аколо, И. Грилло, Б. Онобрак-пайе, У. Эгону, в скульптуре Б. Осабе, Э. О. Эмокпайе. Развивается театрально-декорац. иск-во (художник Д. Нвоко).

Декоративно-прикладное искусство. 1.Деревянные веера с выжженным орнаментом. 2. Кубок из слоновой кости. Бенин. 3. Двуслойный браслет из слоновой кости. Бенин. 4. Керамический сосуд для воды. Народ ибо. (Все - в Британском музее, Лондон .)

Лит.: Ольдерогге Д, Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.- M., 1958; [Мириманов В. Б.], Африка. Искусство, [M., 1967]; Воронин а В. Л., Архитектура Западной и Восточной Африки, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 10, M., 1972; [её же], Современная архитектура стран тропической Африки, M., 1973; В е i е г U., Moderne Architektur in Nigerien, " Baukunst und Werkform", 1957, № 2, S. 80-83; его же, Art in Nigeria. 1960, Camb. - Ibadan, 1960; его же, Contemporary art in Africa, L., 1968; F a g g W., Nigerian images. N. Y.- L., 1963.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.