Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействия нейтронов 12 страница






Лит.: Андрусов H И., Избр. труды т. 1 - 4, M., 1961 - 65; Колеси н ковВП Жижченко Б. П., Эберзнн А Г. Стратиграфия СССР, т 12-Неоген СССР М.-Л., 1940; Гладенков Ю Б. Неоген Камчатки, M., 1972; Крашенннков В. А., Стратиграфия миоценовых отложений Средиземноморья по фораминиферам, M, 1971; Чумаков И. С., Плиоценовые и плейстоценовые отложения долины Нила в Нубии и Верхнем Египте, M., 1967; Ж и н ь ю M., Стратиграфическая геология, пер. с франц., M., 1952 M. В. Муратов.

НЕОГЕЯ (Neogaea) (от нео... и греч. gaia - земля), зоогеографич. подразделение (царство) суши. Соответствует Неотропической области. Для животного мира H. характерно отсутствие клоачных, малое число сумчатых и преобладание плацентарных млекопитающих. Cp. Арктогея и Нотогея.

НЕОГНАТИЗМ (от нес... и греч. gnathos - челюсть), основной тип строения нёба у птиц. Термин введён англ, зоологом У. Пикрафтом в 1901. H. объединяет понятия схизо-, десмо- и эгитогнатизма и противопоставляется более древнему - палеогнатизму, или дромеогнатизму, присущему бескилевым птицам и тинаму. Характерное для H. суставное соединение нёбных и крыловидных костей обеспечивает более широкую, чем при дромеогна-тизме, подвижность верхней челюсти относительно черепной коробки и тем самым способствует выполнению клювом более сложных операций.

НЕОГУМБОЛЬДТИАНСТВО, направление в совр. зарубежном языкознании, восходящее к взглядам В. Гумбольдта. Сторонники H. считают, что язык конституирует представления индивидуума о внешнем мире. Считая язык проявлением " национального духа", H. стремится показать, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают действительность и действуют в ней; т. о. " картина мира" зависит от особенностей строения языка, к-рое определяет характер мыслительной деятельности человека. Эта точка зрения связана с идеа-листич. позитивистскими филос. течениями. Осн. направления H. представлены школой Л. Вайсгербера в ФРГ и работами амер. учёных, развивающих т. н. гипотезу Сепира - Уорфа (см. Уорф Б.).

Лит.: Новое в лингвистике, в. 1, M., 1960; Гухман M. M., Лингвистическая теория Л. Вайсгербера, в кн.: Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике, M., 1961; Кацнельсон С. Д., Содержание слова, значение и обозначение, М. -Л., 1965; П а в л о в В. M., Философские основы неогумбольдтианского языкознания, в сб.: Вопросы общего языкознания, Л., 1967.

А. А. Леонтьев.

НЕОДАРВИНИЗМ, эволюционная концепция, созданная в 80-90-х гг. 19 в. А. Вейсманом на первом этапе развития генетики. В основе H. лежат его гипотезы о существовании " непрерывной", потенциально " бессмертной " зародышевой плазмы (см. Зародышевый путь), изменения к-рой возможны преим. в результате смешения родительских зачатков, и о зачатковом отборе, распространяющем принцип отбора на внутриклеточные единицы наследственности - детерминанты. Отбор детерминант и их неравномерное распределение, якобы вытекающие из борьбы между ними в половой клетке, ведут к образованию новых жизненных форм. Дарвиновскому естественному отбору при этом отводится роль браковщика негодных форм, возникающих в процессе зачаткового отбора. С полным основанием отрицая наследование приобретённых признаков (ср. Неоламаркизм). H. подчёркивает мозаичность организма и независимость изменений отдельных признаков в ходе эволюции. Представления Вейсмана об инертности, консервативности наследственного вещества, о его дробим ости, а также об определении отдельных признаков независимыми наследственными единицами оказались в дальнейшем плодотворными рабочими гипотезами и получили развитие в совр. генетике. Однако в целом концепция H., представлявшая попытку увязать данные зарождавшейся генетики с эволюционной теорией и дополнить дарвиновское представление о естественном отборе, оказалась ошибочной.

H. иногда наз. совр. дарвинизм, представляющий собой синтез популяционной генетики и классич. дарвинизма, что неудачно и неправильно с историч. точки зрения.

Лит.: Уоллес А. Р., Дарвинизм. Изложение теории естественного подбора, пер. с англ., 2 изд., M., 1911; В е и с м а н А., Лекции по эволюционной теории, пер. с нем, П., 1918; ШмальгаузенИ. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969.

А. В. Я блоков.

НЕОДИКУМАРИH, пелентан, лекарственный препарат из группы антикоагулянтов непрямого действия. Применяют в таблетках (только по назначению врача) при заболеваниях, сопровождающихся повышенной свёртываемостью крови.

НЕОДИМ (лат. Neodymium), Nd, хим. элемент, ат. н. 60, ат. масса 144, 24, редкоземельный металл; относится к лантаноидам.

НЕОДУШЕВЛЁННОСТЬ, одна из категориальных языковых форм, составляющая универсальное семантич. противопоставление одушевлённости-неодушевлённости; см. Одушевлённость.

НЕОИДЕАЛИЗМ, немецкая художеств, группа, объединявшая в 1860-80-е гг. живописца X. фон Маре, скульптора А. Хильдебранда и эстетика К. Фидлера; в неё включают также нек-рых идейно и стилистически близких им художников (А. Фейербах и др.). Подробнее см. в ст. Неоклассицизм.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ (франц. пеоimpressionnisme), течение в живописи, возникшее во Франции ок. 1885 (гл. представители Ж. Сера и П. Синьяк) и получившее распространение в Бельгии (T. ван Рейселоерге), Италии (Дж. Сегантини) и др. Развивая тенденции позднего импрессионизма (повышенный интерес к оптич. явлениям), приверженцы Н. стремились приложить к иск-ву совр. открытия в области оптики, придав методичный характер приёмам разложения сложных тонов на чистые цвета (см. Дивизио-низм, Пуантилизм).

Ж. Сера. " Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт" (фрагмент). 1884-86. Институт искусств. Чикаго.

Мастера H. пытались преодолеть случайность, фрагментарность композиций импрессионизма, прибегали к плоскостно-декоративному решению. При этом рассудочный метод H. часто приводил к преобладанию холодного интеллектуализма, к нек-рой сухости и отвлечённости образа.

Лит.: Синьяк П., От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму, M., 1913; P е в а л д Дж, Постимпрессионизм, пер. с англ., Л.- M., 1962.

НЕОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ БОЛЬНОМУ, по сов. уголовному праву одно из преступлений против жизни и здоровья человека. Согласно Основам законодательства Союза CCP и союзных республик о здравоохранении 1969 мед. и фарма-цевтич. работники обязаны оказывать гражданам первую неотложную мед. помощь в дороге, на улице, в иных обществ, местах и на дому, независимо от того, находились ли они при исполнении служебных обязанностей или нет. Мед. работники гос. или обществ, учреждений (предприятий), не оказавшие помощи больному при исполнении служебных обязанностей, несут ответственность за должностное преступление. В иных случаях H. п. б. наказывается исправит, работами без лишения свободы на срок до 1 года, или штрафом до 100руб., или обществ, порицанием либо влечёт применение мер обществ. воздействия. H. п. б., повлёкшее либо заведомо могущее повлечь смерть больного или иные тяжкие для него последствия, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права заниматься проф. деятельностью на срок до 3 лет.

НЕОКАНТИАНСТВО, течение идеали-стич. философии конца 19-1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить осн. проблемы философии на основе обновлённой интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (лозунг " Назад к Канту" был впервые выдвинут О. Либманом в 1865); расцвет его относится к периоду 90-х гг. 19 в.-20-х гг. 20 в., когда H. возобладало в ряде нем. ун-тов и его влияние распространилось далеко за пределы Германии. В 1904 было основано " Кантовское об-во", в 1896 начал издаваться журн. " Kantstudien" (с 1953 изд. в Бонне). С 1930-х гг. в условиях общего кризиса бурж. либерализма H. постепенно утрачивает своё влияние.

Первым толчком к H. явилось идеали-стич. истолкование физиологии внешних чувств нем. физиологами 19 в. И. Мюллером (т. н. закон специфич. энергии внешних чувств), M. Ферворном и особенно Г. Гельмгольцем (ощущение как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный характер закона причинности и др.). Значит, роль в подготовке H. сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая " метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник - наша умств. организация, " вещь в себе" - только " пограничное понятие" нашего мышления.

Основателем и главой марбургской школы H. был Г. Коген. " Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логич. и гносеологич. учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики и математич. естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувств, интуиции, а категории логич. мышления. Отсюда -тезис об " имманентности" бытия сознанию. Отказ Когена от кантов-ской теории " аффицирования" чувственности " вещами в себе" неотделим от его критики понятия " данности": предмет познания не " дан", а лишь " задан", он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления. Как идеалист Koген утверждает, будто то, что обычное сознание принимает за " данную" действительность, есть на самом деле порождение понятий наук (так, " материя" была впервые создана Галилеем, поскольку он первый дал науч. определение понятия материи).

Второй - наряду с логикой - осн. фи-лос. наукой является для марбургской школы этика, к-рая опирается на учение о праве и гос-ве. " Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридич. лицо; гос-во - высшая форма юридич. лица. В когенов-ской концепции т. н. этического социализма движение к социалистич. идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым; эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейнй, сформулировавшего тезис: " Движение - всё, конечная цель - ничто".

Др. видным теоретиком марбургской школы был П. Наторп. Будучи крупным историком философии, он интерпретировал различные учения античности (прежде всего Платона) и нового времени как фил ос. предварение идей кантовского критицизма. Как и Коген, Наторп последовательно отстаивал гносеологич. идеализм против материалистич. сансуализма: не существует бытия, к-рое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления и может даже не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологич. идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от " разума" (логоса), Наторп отклоняет всякую попытку объяснения и выведения этич. норм из обществ, начал; этика безусловных законов становится у него обоснованием этич. социализма.

Ортодоксальные воззрения марбургской школы развивал и Э. Kaccирep в работах, написанных до нач. 1920-х гг. История логики, теории познания и философии нового времени излагается у Кас-сирера как предыстория неокантианского учения о познании; развитие понятий в математике, физике и химии нового времени - как подготовка и основа идеалистич. гносеологии марбургской школы (аналогично интерпретируются относительности теория и неевклидовы геометрии). При этом все осн. понятия науки рассматриваются не как мысленные образы действительности, а только как " методы ".

Если марбургская школа ориентировалась преим. на математику и математич. естествознание, то с идеалистич. интерпретацией историч. наук выступила фрейбургская (баденская, юго-западная) школа H. Крупнейшими её представителями были В. Виндельбанд и Г. Риккерт, к-рые методам и понятиям естеств. наук (" генерализующим", обобщающим, направленным на общее) противопоставили методы и понятия наук исторических, " наук о духе" (" индивидуализирующие", направленные на единичное, индивидуальное). В обоих случаях науч. понятия истолковываются как " упрощающие" действительность и образующиеся путём отбора, по телеологич. принципу, к-рым руководится исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логич. учении о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие " естественнонауч." и " историч." форм познания, то в онтологич. концепции он выступал как сторонник номинализма: общее не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное. Эта номиналистич. концепция служила у Риккерта ограничению компетенции естеств. наук и принижению их сравнительно с историч. науками. H. было использовано в конце 19 в. для ревизии филос. основ марксизма и стало чуть ли не офиц. догмой MH. идеологов 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, M. Адлер, К. Форлендер), пытавшихся соединить H. и марксизм. Этот филос. ревизионизм был подвергнут резкой критике Г. В. Плехановым (" Против философского ревизионизма", 1935) и В. И. Лениным (" Марксизм и ревизионизм", Поли, собр. соч., 5 изд., т. 17; " Материализм и эмпириокритицизм", там же, т. 18). Влияние H. прослеживается в течениях совр. идеалистич. философии, в особенности в разработке аксиологии (учения о ценностях).

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Г р и г о р ья н Б. Т., Неокантианство, M., 1962; Современная буржуазная философия, M., 1972, гл. 1; N a t о г р P., Kant und die Marburger Schule, В., 1912; R i с k е г t H., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie, Tubingen, 1931; R i t z е 1 W., Studien zum Wandel der Kantauffassung, Meisenheim Glan, 1952; Dussort H., L'ecole de Marbourg, P., 1963. В.Ф.Асмус.

НЕОКЕЙНСИАНСТВО, бурж. теория гос.-монополистич. регулирования капиталистич. экономики. II. является модификацией кейнсианства применительно к историч. обстанов-ке, сложившейся после 2-й мировой войны 1939-45. Видные сторонники H.- P. Харрод, H. Калдор, Дж. Робинсон, E. Домлр, А. Хансен. H. сложилось в 1-й пол. 50-х гг. под влиянием углубления общего кризиса капитализма и связанного с ним процесса перехода от монополистич. к государственно-монополистическому капитализму, научно-технич. революции, экономич. соревнования двух мировых систем и краха колон, системы империализма. В новых историч. условиях, когда проблема темпов экономич. роста стала рассматриваться как вопрос жизни и смерти капитализма, H. уже не могло наподобие теории Дж. M. Кейнса ограничиться рассмотрением преимущественно т. н. проблем антикризисной экономич. политики. Поэтому H. акцентирует внимание на количеств, зависимостях расширенного капи-талистич. воспроиз-ва или, по терминологии H., на проблемах экономич. динамики и экономич. роста, выступая в качестве важнейшей теоретич. основы экономич. политики государственно-монополистич. капитализма. H. исходит из гл. посылки кейнсианства об утрате капитализмом стихийного механизма восстановления экономич. равновесия и необходимости по этой причине гос. регулирования ка-питалистич. экономики. Особенность H. в этом отношении состоит в том, что оно, отражая более зрелую ступень развития государственно-монополистич. капитализма, выступает за систематич. и прямое, а не спорадич. и косвенное, как в теории Кейнса, воздействие бурж. гос-ва на капиталистич. экономику. По этой же причине изменилась осн. проблематика бурж. концепции гос. регулирования экономики - был осуществлён переход от т. н. теории занятости, ориентирующейся на антикризисное регулирование х-ва, к экономического роста теориям, ставящим своей целью изыскание путей обеспечения устойчивых темпов экономич. развития капиталистич. системы. Методология H. характеризуется макроэконо-мич., нар.-хоз. подходом к рассмотрению проблем воспроиз-ва, использованием т. н. агрегативных категорий (национальный доход, совокупный общественный продукт, совокупные спрос и предложение, совокупные инвестиции и т. п.), позволяющим, с одной стороны, уловить нек-рые наиболее общие количеств, зависимости процесса капиталистич. воспроиз-ва, а с другой - уйти от рассмотрения его классовой сущности и антагонистич. характера. Как и кейнсианство, H. акцентирует внимание преимущественно на конкретно-экономич. количеств, зависимостях простого процесса труда в его нар.-хоз. аспекте, абстрагируясь, как правило, от капиталистич. производств, отношений или трактуя их в вульгарно-апологетич. плане. В условиях научно-технич. революции H. вынуждено отказаться от характерного для кейнсианства абстрагирования от изменения производит, сил бурж. общества и ввести в свой анализ показатели развития техники. Так, P. Харрод разработал понятие " коэффициента капитала", трактуемого им как отношение всей величины используемого капитала к нац. доходу за определённый период времени, т. е. как своеобразный показатель " капиталоёмкости" единицы нац. дохода. Вместе с тем H. выдвигает вопрос о типах технич. прогресса, выделяя, с одной стороны, технич. прогресс, ведущий к экономии живого труда, а с другой - тот, к-рый обеспечивает экономию овеществлённого труда в средствах произ-ва (по терминологии H., - капитала). " Нейтральным" технич. прогрессом, рассматриваемым как типичное явление, именуется такой вид развития техники, при к-ром уравновешиваются тенденции к экономии труда и к экономии капитала, так что количеств, соотношение труда и ка-питпла не меняется, следовательно, не меняется органич. строение капитала. Между тем, анализ показывает, что при всем противоречивом характере факторов, воздействующих на динамику органич. строения капитала, его осн. тенденция в условиях совр. научно-технич. революции - это тенденция к росту. Дополняя теорию воспроиз-ва Кейнса, в т. ч. его теорию мультипликатора, H. выдвинуло теорию акселератора. На основе соединения этих теорий H. трактует расширение капиталистич. воспроиз-ва не как социально-экономич., а как технико-экономич. процесс. Сторонниками H. разработаны специфич. формулы расширенного капиталистич. воспроиз-ва, т. н. модели экономич. роста, в к-рых, как правило, не представлено совокупное движение составных частей всего обществ, продукта и капитала, рассматриваемых под углом зрения их натуральновеществ. и стоимостной структуры. Обычно модели экономич. роста H. улавливают лишь отд. количеств, взаимосвязи процесса воспроиз-ва, преимущественно в его конкретно-экономич. аспекте. Неокейнсианская концепция -" экономического роста" (форсирование капиталовложений в науч. исследования, новую технику, инфраструктуру с помощью гос. финансирования, меры по структурной перестройке х-ва и т. п.) наталкивается на ограниченность цели капиталистич. произ-ва, на проводимую государственно-монополистич. капитализмом политику ограничения, а подчас и снижения жизненного уровня трудящихся масс (напр., политика " замораживания" заработной платы, роста налогов на доходы трудящихся; гос. регулирование цен, ведущее к росту дороговизны и т. п.). По этой причине неокейнсианские меры регулирования экономики не избавили и не могут избавить капитализм от внутренне присущих ему противоречий. Более того, политика " экономического роста" привела к дефицитному финансированию экономики, инфляции, обострению торг, войны между капиталистич. странами, валютному кризису, разрушению окружающей среды и т. п.

Лит.: X а рр о д P. Ф., К теории экономической динамики, пер. с англ., M., 1959; X а н с е н Э·, Экономические циклы и национальный доход, пер. с англ., M., 1959; Тинбэрхэн Я., Бос X., Математические модели экономического роста, пер. с англ., M., 1967; Осадчая И. M., Современное кейнсианство, M., 1971; Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран, отв. ред. А. Г. Милейковский, M-, 1971.

В. С. Афанасьев.

НЕОКЛАССИКА, см. Неоклассицизм.

НЕОКЛАССИЦИЗМ, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологич. содержанию художеств, явлений последней трети 19-20 вв., к-рым присуще обращение к традициям иск-ва античности, иск-ва эпохи Возрождения или классицизма (в музыке - также и эпохи барокко).

Термин " Н." широко употребляется также (в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в архитектуре и изобразит, иск-ве 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 вв., в отличие от классицизма 17 - 1-й пол. 18 вв.

Возникновение H. (как программного обращения к иск-ву прошлого) обусловлено стремлением противопоставить тревожной и противоречивой реальности некие " вечные" эстетич. ценности, а идейному и формальному строю художеств, течений, захваченных поисками непосредств. соответствия современности, идеальность образов, их вневременность, " очищенность" от всего конкретно-исторического, строгость и величавость форм. При этом H. обнаруживает немало общих отправных точек с неоромантизмом, хотя порой и оказывается его антитезой. Развитие и творческое осмысление классич. традиций как бы выявляет историч. преемственность этапов художеств, процесса. В то же время механич. применение классич. формальных приёмов, тенденциозная, нарочитая интерполяция классич. мотивов (в иск-ве 20 в. нередко официально инспирированные) приводят к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных, помпезных произведений.

В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассич. течений, связанных б. ч. с традициями классицизма: первый, начавшийся ок. 1910 и в ряде стран продолжавшийся до сер. 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в кон. 50-х гг. В первый период логика организации классич. формы и её лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и " ло- дерна". В ряде стран H. этого времени использовал конструктивные приёмы, выработанные " модерном", и содержал в себе определённые рационалистич. тенденции (О. Перре и T. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.). В рус. архитектуре 1910-х гг. H. получил более ретроспективную окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить осн. принципы архит. классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.); в те же годы к стилизации классич. мотивов обратились и представители рус. " модерна" (Ф. О. Щехтель, Ф. И. Лидваль и др.). В США и Великобритании H. 10-20-х гг. развивался преим. в офиц. архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью (напр., памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914-22, арх. Г. Бэкон; илл. см. т. 4, стр. 343). В 30-е гг. средства H. широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фаш. идеологии (Университетский городок в Риме, 1930-35, арх. M. Пьячентини; Дом иск-ва в Мюнхене, 1933-37, арх. П. Л. Трост; Имперская канцелярия в Берлине, 1938, арх. А. Шпе-ер, разрушена в 1945). В этих постройках H. был приведён к подчинённым строгой симметрии, застывшим, огрублённым формам. С кон. 50-х гг. H. развивался преим. в архитектуре США (т. н. H. 60-х гг.), чему способствовало стр-во по офиц. программе (предусматривавшей определённый стилистич. характер сооружений) ок. 50 зданий дипломатич. служб США в разных странах. Для этого направления характерны сочетание нек-рых композиц. приёмов классицизма с формами, диктуемыми совр. конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко - введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архит. традицией (посольства США: в Дели, 1958, арх. Э. Стоун, Лондоне, 1960, арх. Э. Сааринен, Афинах, 1957-61, арх. В. Гропиус, и др.). Наиболее значит, сооружение неоклассич. направления в офиц. и коммерч. архитектуре США - Линкольн-сентер в Нью-Йорке (60-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, M. Абрамович, Э. Сааринен), здания к-рого образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы H. нашли также известное отражение в сов. архитектуре 2-й пол. 30-х - нач. 50-х гг.

В изобразительном искусстве термин " H." охватывает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художеств, течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутр. гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве.

Нек-рые предвосхищающие H. моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с сер. 19 в.). Однако впервые о H. как об относительно целостном явлении можно говорить применительно к т. н. неоидеализму, окончательно сложившемуся к кон. 1870-х гг. в Германии. Полемизируя как с академич. эклектикой и натурализмом, так и с реализмом, следуя " вечным" идеалам красоты, " неоидеалисты" (живописцы А. Фейербах и X. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и др.) стремились возродить (хотя это нередко осуществлялось в отвлечённо-рассудочной форме) монументальность и пластич. чёткость классич. иск-ва. В области эстетики это стремление обосновывалось в соч. К. Фидлера, считавшего задачей иск-ва преодоление " хаоса" действительности, формотворчество как выражение особой " формы видения" художника. Большое распространение H. получил в кон. 19 - нач. 20 вв., явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемич. тенденции, в той или иной степени программное следование принципам антич. иск-ва (причём не столько периода классики, сколько архаики), реже - иск-ва Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой " модерна". Термин " Н." в разной мере применим к творчеству или к отд. сторонам творчества таких мастеров кон. 19 - 1-й пол. 20 вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, К. Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина в Италии, С. T. Конёнков, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и M. Дени во Франции, Л. С. Бакст, В. А. Сепов, A. E. Яковлев, В. И. Шухаев, К. С. Пет-ров-Водкин в России. Причастность к H. обнаруживают и течения в изобразит, иск-ве 20-30-х гг., возникшие как реакция соответственно на экспрессионизм, футуризм, кубизм', " новая вещественность " в Германии (А. Канольдт и др.), оказавшая в 30-е гг. влияние на регионализм в США (Г. Вуд и др.); претерпевшая в 20-е гг. эволюцию " метафизическая живопись " в Италии (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.); " неоэнгризм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисл. течений своей гуманистически-идиллич. тональностью и в большей мере повлиявший на характер H. др. европ. школ. Так же, как и в области архитектуры, арсенал художеств, средств H. использовался офиц. иск-вом фаш. режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо напыщенно-патетич. образов, воплощающих культ гос. мощи и " героя-сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, M. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

Применительно к литературе термином " Н." в советской науке строго обозначают сравнительно узкие течения (нач. 1890-х - сер. 1900-х гг.), эстетически аналогичные H. в изобразит, иск-ве рубежа 19 и 20 вв. (во Франции - т. н. романская школа во главе с Ш. Морисом и Ж. Мореасом, в Германии - творчество П. Эрнста, В. Шольца, С. Люблинского). Различных по социально-политич. устремлениям писателей-неоклассиков объединяют родственные принципы эстетики и поэтики: отрицат. реакция как на натурализм (его демократич. героя, заземлённого, детерминированного средой и натурой), так и на франц. символизм и нем. неоромантизм (их пессимизм, надломленность, субъективизм, эмоциональную растерзанность, фантастичность, формальные изыски); ориентация на антич. трагедию и классицизм (их утверждение надличной, объективной, абсолютной нравств. ценности, героич. стоицизм персонажей, ясность и " благородство" стиля, строгость и " необходимость" в построении сюжета); опора на " незыблемые" традиции классич. европ. культуры в противовес декадансу и прозаичной реальности; и одновременно - разрыв с традициями критич. реализма. Своеобразной разновидностью H. в 30-е гг. явилось также течение " новый гуманизм" в лит-ре США.

В широком смысле H. называют идейно-стилистич. принцип (неоднократно возникавший в 19-20 вв. после эпохи классицизма), основанный на использовании антич. образов и мотивов, сюжетов и конфликтов; обычно ему присуща традиц. пластич. законченность и ясность поэтич. языка. В различных странах и в разные эпохи H. обретал разнообразный идейно-художеств. смысл (ср.: анакреонтич. поэзия К. H. Батюшкова и А. С. Пушкина, антологич. стихи A. H. Майкова и H. Ф. Щербины, символистские стихи, драмы, историко-культурологич. эссе В. И. Иванова и " античные" драмы И. Ф. Анненского или романтич. эллинизм А. Шенье, творчество ряда поэтов " Парнаса", экзистенциалистская драма Ж. П. Сартра и Ж. Ануя).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.