Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономич. география 3 страница






НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, вид библиографии, назначение к рой - содействие в науч работе, производств или иной практич деятельности Используются текущие научно вспомогат указатели (Реферативный журнал, Экспресс информация, библиографич ежегодники, еженедельники, бюллетени и т д), ретроспективные указатели отраслевого и тематич характера См также Отраслевая библиография, Библиография

Лит Кирпичева И К, Библиография в помощь научной работе, Л, 1958

НАУЧНОГО АТЕИЗМА ИНСТИТУТ Академии общественных наук при ЦК КПСС, создан в 1964 в Москве Координирует науч работу по атеизму, проводимую ин тами АН СССР, вузами и учреждениями Мин ва культуры СССР Ведет комплексное исследование актуальных проблем науч атеизма и истории религии Имеется аспирантура С 1966 издает сб " Вопросы научного атеизма"

НАУЧНОЕ КИНО, область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоят направлениях (видах) научно популярное кино учебное кино, научно исследовательское кино, научно производствен ное кино Каждое направление имеет свой предмет и функцию, использует специфич средства выразительности H к имеется во всех кинематографически развитых странах В 1947 создана Меж дунар ассоциация науч кино (MAHK), в к рую входит и СССР

Лит Основы классификации научных фильмов, [Сб ], M 1971

HАУЧHО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИE ИНСТИТУТЫ (НИИ), учреждения, созданные специально для орг ции и проведения науч исследований и разработок Понятие " институт" применительно к науч учреждению впервые было ис пользовано в 1795 для названия Института Франции НИИ в совр понимании стали возникать лишь на рубеже 19 и 20 BB в связи с необходимостью новых организац форм исследовательской работы, обусловленных процессами дифференциации и интеграции науки, появлением науч проблем, решение к рых требовало коллективного труда ученых разных специальностей Первые НИИ ставили своей целью разработку фундамент проблем естествознания, напр организов в Париже Ин т Пастера (1888) и Радиевый ин т П Кюри (1909) С нач 20 в создавались различные НИИ (с частичным участием гос ва в финансировании и управлении), решавшие, наряду с теоретич задачами, важные проблемы техники, с х- ва, здравоохранения (ин ты Об ва кайзера Вильгельма в Германия, оси в 1911) Появились НИИ, занимавшиеся проблемами гуманитарных наук (напр, " Пушкинский дом" в России, оси в 1905, с 1930 - Ин т русской лит ры АН СССР)

В рамках НИИ стали возможными углубленная специализация исследователей, сотрудничество ученых, занятых в различных отраслях конкретной науки Эти преимущества сделали к сер 20 в учреждения типа НИИ преобладающей формой орг ции науч работы, оси структурной единицей в системе организации науч деятельности большинства стран В капиталистич странах имеются НИИ (они часто именуются лабораториями, бюро и т д.) нескольких типов (по источникам финансирования и системе управления) государственные (правительственные), напр Науч ин т ядерных исследований в Великобритании, смешанные, напр ин ты Об ва содействия развитию науки им M Планка (ФРГ) частных фирм, напр Лаборатории Белл-телефон (США), ун тов и колледжей Ведущие науч орг ции этих стран (нац АН и т д.), как правило не имеют своих НИИ или руководят работой немногих таких учреждений

В СССР НИИ финансируются государством, их деятельность строится на основе гос планов Уже в первые годы Сов власти были созданы десятки НИИ, среди них Ин т физико химич анализа, Ин т изучения платины, Центр аэрогидродинамич ин т, Гос оптический ин-т, Всесоюзный электротехнич ин-т им В И Ленина, физико химический ин т им Л Я Карпова, выросшие в крупные науч коллективы В СССР сформировалась широкая сеть общенаучных и отраслевых НИИ АН СССР и союзных республик, отраслевых академий СССР, союзных и респ министерств и ведомств Вблизи Новосибирска, Москвы и др, во Владивостоке, Свердловске и др организованы науч центры (см Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, Уральский научный центр Академии наук СССР), в к рых сосредоточены НИИ раз личных отраслей знания Комплексное решение проблем объединенными усилия ми представителей разных наук способствует повышению эффективности улучработы В результате усиления влияния науч деятельности на эффективность нар х- ва возникла и развивается новая форма связи науки и произ-ва - научно производственные объединения, в к рых НИИ играют ведущую роль Опыт создания и работы сети НИИ в СССР используется др социалистич странами В деятельности НИИ ГДР, ЧССР и др находят продолжение традиции науч ин тов, образованных в нач 20 в ив период между двумя мировыми войнами В ходе научно технич революции в ряде стран стали возникать НИИ нового типа, в к рых работает небольшой кочлектив высококвалифицированных экспертов, а для выполнения конкретных исследований привлекаются на основе контрактов и договоров внештатные специалисты Возрастание сложности и комплексности науч работ привело к кооперации науч сил в рамках междунар НИИ и науч центров как, напр, Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, Европейский центр ядерных исследовании в Женеве Ряд НИИ создан при Совете экономич взаимопомощи, напр Ин т по стандартизации Учреждения типа НИИ имеются при ЮНЕСКО и нек рых междунар науч организациях.

Лит Организация науки, под общ редГ M Доорова, К, 1970 Эволюция форм организации науки в развитых капиталист!! ческих странах, M, 1972.

Ю M Шейнин.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КИНО, один из видов научного кино, включающий различные методы применения кинотехники в науке пром сти и с х- ве для получения кинодокументации и проведения киноисследований Науч кинодокументация (съемка географич и этнографич экспедиций, поведения подопытных животных, хирургич операций и др) имеет конечной целью воспроизведение на экране изучаемых объектов, явлений и процессов так как их воспринимает человек при непосредств наблюдении, киносъемки проводятся со стандартной частотой, равной частоте кинопроекции, при помощи обычной киносъемочной аппаратуры, на кинопленке обычного типа При исследоват киносъемках в зависимости от конкретных задач используются спец съемочные аппараты и типы кинопленки, различные технич средства и способы, позволяющие запечатлеть в фильме объекты, явления и процессы, недоступные дчя человеческого глаза вследствие его ограниченной ч у ветвительности или из за препятствий и помех, мешающих наблюдению Объекты, не видимые глазом из за их малого размера (напр, бактерии), снимаются методом микрокиносъемки с помощью оптич или электронного микроскопа Методом телекиносъемки, основанной на использовании длиннофокусных объективов (т н телеобъективов), иссчедуют предметы и явления, находящиеся на значит расстоянии Этому методу аналогичен метод астрокиносъемки (киносъемки Луны, искусств спутников Земли, планет и звездного неба) с применением астрономич. наблюдательных приборов. Киноисследование объектов невидимых из за малой контрастности или недостаточной яркости, проводится с помощью спец. оптич. и электроннооптич. методов, обеспечивающих значит усичение контрастности и повышение яркости снимаемого изображения. При исследованиях в невидимых лучах спектра (напр ультрафиолетовых и инфракрасных) киносъемка производится на спец видах кинопленки, чувствительных к этим лучам. Явления и процессы, невидимые вследствие их слишком большой или слишком малой скорости (напр, полет пули быстрые химич реакции, рост растений, кристаллов), исследуются методами высокоскоростной киносъемки, замедленноикиносъемкикцеитра ферноп киносъемки. При проекции фильмов, снятых этими методами, в зависимости от конкретного соотношения стандартной частоты кинопроекции и повышенной или пониженной частоты киносъёмки видимый на экране ход развития исследуемого явления соответственно замедляется или ускоряется, что создаёт благоприятные условия для его изучения.

В H.-и. к. применяются и др. методы и приёмы киносъёмки, напр, в рентгеновских лучах, стереоскопические, внутриполостные (в т. ч. слизистой желудка), голографические. Совр. (1974) тех-нич. средства и кинофотоматериалы позволяют производить киносъёмку объектов, различных по яркости (от ночного пейзажа до ослепительно сверкающей солнечной поверхности), в различном масштабе и с различным увеличением, в свете различного спектрального состава - как в весьма узких, так и в широких участках спектра, в разных условиях - под землёй, под водой, в космич. пространстве, в широком диапазоне внеш. темп-р, с разной частотой смены кадров - от 1 кадра в сут до 1 млрд. кадров в сек.

Результаты документальных и иссле-доват. съёмок подвергаются качественному анализу (просмотр фильмов на экране), а также, в случае необходимости, аналитич. обработке путём измерения изображения изучаемого объекта на по-следоват. кадрах фильма.

Возникновение H.-и. к. относится ко времени зарождения технич. основ кинематографии. Первые исследоват. съёмки последоват. фаз движений животных, а также небесных светил были произведены в нач. 70-х гг. 19 в. В 1899, уже в период развития проф. кинематографа, рус. адмирал С. О. Макаров использовал киносъёмку в науч. целях при испытании ледокола " Ермак".

H.-и. к. применяется большинством научно-исследоват. ин-тов и орг-ций, где созданы для этого спец. кинолаборатории. Материалы H.-и. к. часто используются при создании учебных и научно-популярных фильмов.

Лит.: Преображенский С. H., Кино как метод научного исследования, M., 1948; Наука и кино. Сб. ст., M., 1950; К у д-р я ш о в H. H., Киносъемка в науке и технике, M., 1960; К у б е е в Б. В., Кино в научном исследовании, M., 1963; В а-сильков И. А., Экран и наука, M., 1967. А. А. Сахаров.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИHET (методический кабинет), учебно-вспомогательное учреждение, к-рое, как правило, осуществляет разработку уч. планов, программ, учебно-нормативных документов; уч. и учебно-методич. документации, лит-ры, пособий и др.; изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта; оказание методич. помощи преподавателям и мастерам (инструкторам) производственного обучения, а также повышение квалификации пед. и инженер-но-пед. кадров и др. специалистов. Создаются при мин-вах и ведомствах, имеющих управления (отделы), на к-рые возложена подготовка и повышение квалификации специалистов, профессиональное обучение работников.

Пед. (методич.) кабинеты, существующие при отделах нар. образования, осуществляют обмен опытом работы, оказывают методич. помощь учителям, обеспечивают их лит-рой.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, произведения о науке и её творцах, предназначенные для неспециалистов в данной области знания. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к Н.-п. л. внимание читателей различных уровней образования и возраста. В СССР издаётся Н.-п. л. как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей.

Н.-п. л. включает произведения об основах и отд. проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с историч. позиций, во взаимосвязи и развитии "...не как склад готовых открытий и изобретений...", а как арена борьбы, "...где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиции" (Горький M., Собр. соч., т. 27, 1953, с. 108).

Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, к-рым они предназначены. В поэтич. форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке - " О природе вещей" Лукреция Кара и " Письмо о пользе стекла" M. В. Ломоносова. Из бесед возникли " История свечи" M. Фарадея и " Жизнь растения" К. А.Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, " интеллектуальных" приключений и т. п.

В России первые печатные популярные произведения о науке появились в 1-й четв. 18 в. Первые рус. журналы " Примечания" к " Санкт-Петербургским ведомостям" (1728-42) и " Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие" (1755-64) были по преимуществу научно-популярными. Передовые рус. учёные, начиная с M. В. Ломоносова, были пропагандистами науки. Труд И. M. Сеченова " Рефлексы головного мозга" - образец высокой научности и яркой популяризации - нанёс удар по идеализму и мистицизму. А. И. Герцен создал блестящие образцы популяризации философии и естествознания среди читателей различных возрастных категорий. Отд. проблемы популяризации рассмотрены В. Г. Белинским, H. А. Добролюбовым, H. Г. Чернышевским. В статье Д. И. Писарева " Реалисты" сформулированы осн. требования к популярному изложению. Огромное влияние на формирование мировоззрения целого поколения оказала популяризаторская деятельность К.А.Тимирязева. Науч. открытия кон. 19 - нач. 20 вв. вызвали повышенный интерес к лит-ре о науке в широких кругах читателей, что привело к росту выпуска Н.-п. л. Огромная заслуга в популяризации науч. знаний принадлежит Ф.Ф.Пав-ленкову, издавшему " Библиотеку полезных знаний", " Научно-популярную библиотеку" В. В. Лункевича, серию " Жизнь замечательных людей" (200 книг) и др. В России выходили научно-популярные книги зап.-европ. учёных, напр. " Мировые загадки" Э. Геккеля, " Жизнь животных" А. Э. Брема и многие другие. Для развития теории популяризации большое значение имели труды В. И. Ленина, обращённые к массовому читателю, его высказывания о цели таких выступлений, методе изложения. После Окт. революции 1917 организация систематич. пропаганды и популяризации науки являлась составной частью деятельности Коммуни-стич. партии. В 1919 в Госиздате был образован научно-популярный отдел, к-рый выпустил ряд общеобразоват. серий для читателей различных категорий (" Наука для всех", " Начатки науки", " Книжная полка рабочего", " Природа вокруг нас" и др.). Наряду с популярными произведениями классиков рус. науки серии включали лучшие произведения зарубежных популяризаторов-К. Фламма-риона, Ж. А. Фабра, Дж. Тиндаля и др. Деятельность M. Горького - инициатора, организатора и редактора MH. изданий - способствовала появлению произведений, пропагандирующих науч. знания и успехи социалистич. строительства (" Рассказ о великом плане", " Горы и люди" M. Ильина, " Кара-Бугаз" К. Г. Паустовского и т. д.). Значит, вкладом в создание популярной биографич. лит-ры стал выпуск Журнально-газетным объединением, а затем изд-вом " Молодая гвардия" серии " Жизнь замечательных людей". Большое влияние на популяризацию науки оказал С. И. Вавилов, к-рый руководил изданием Н.-п. л. в АН СССР, был автором популярных трудов. MH. произведения, созданные учёными, писателями, журналистами - В. А. Обручевым, A. E. Ферсманом, Я. И. Перельма-ном, О. H. Писаржевским, Б. С. Житковым, В. В. Бианки, И. А. Халифманом, В. И. Орловым, Д. С. Даниным, Я. К. Головановым и др., значительно расширили представления читателей о различных явлениях науки. Сов. Н.-п. л. рассказывает о развитии и достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, способствуя формированию марксистско-ленинского мировоззрения и приобщению широких масс к активному участию в научно-технич. революции, в борьбе за выполнение программы построения коммунистич. общества.

В 1972 в СССР издано 2093 научно-популярные книги и брошюры тиражом 66, 5 млн. экз. (в 1940 - 1145 названий тиражом 12, 8 млн. экз.). Популяризации достижений совр. науки посвящены ежегодники " Наука и человечество", " Эврика", " Пути в незнаемое", MH. журналы.

За рубежом среди совр. произведений, популяризирующих науч. знания, особенно выделяются книги А. Азимова, Л. де Бройля, M. Гарднера, А. Кларка, Ж. Кусто, Г. Сиборга, T. Хейердала.

Лит.: Ленин В. И., О журнале " Свобода", Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 358-59; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45, с. 26; Горький M., О темах, Собр. соч. в 30 тт., т. 27, M. 1953, с. 97 - 109; И в и ч А., Поэзия науки M., 1967; Лазаревич Э. А., Искусство популяризации, M., 1960; P а з г о н Л. Э. Волшебство популяризатора, [2 изд.], M. 1966; его же, Живой голос науки, M. 1970; Формулы и образы, M., 1961.

Э. А. Лазаревич.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО, один из видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные для широких кругов зрителей. Н.-п. к. излагает в общедоступной форме основы естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает науч. мировоззрение, пропагандирует достижения науки и техники с целью внедрения их в практику. Н.-п. к. рассказывает о жизни и деятельности учёных, о науч. поисках, о значении того или иного науч. открытия для человечества и др. В зависимости от особенностей науч. содержания, обусловливающего использование различных кинематография, средств выразительности, сложилось 3 типа фильмов - научно-популярные, научио-публицистич. и научно-художественные. Наиболее известны и распространены научно-популярные фильмы. Впервые они появились в 1897 во Франции и в Германии, но до 1920-х гг. выпускались нерегулярно. В дореволюц. России возникновение H.-п. к. связано с инициативой группы моек, учёных, организовавших в 1911 науч. отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова и выпустивших неск. короткометражных кинолент. После Великой Окт. социалистич. революции по инициативе В. И. Ленина, к-рый призывал создавать как можно больше образных публичных кинолекций по различным вопросам науки и техники (см. в сб. чСамое важное из всех искусств", 1963, с. 125), в 1920 были созданы учебные, научно-производств. и научно-популярные фильмы о происхождении торфа, организации торфоразработок и добыче торфа гидравлич. способом. В 20-х гг. научно-популярные фильмы, т. н. культурфильмы, освещавшие вопросы науки, техники, культуры и иск-ва, производились уже большинством киностудий страны. 20-30-е гг. отмечены также рождением нек-рых тема-тич. направлений и жанров H.-п. к. Так, фильм " Механика головного мозга" (1926) В. И. Пудовкина положил начало жанру образной кинолекции, фильмы " Великий перелёт" (1925) и " Эль Йемен" (1930) В. А. Шнейдерова, " Лесные люди" (1928) А. А. Литвинова - географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике фильмы: анималистские (" В глубинах моря", 1938, реж. A. M. Згуриди и Б. Г. Долин), искусствоведческие (" Рукописи Пушкина", 1937, реж. С. И. Владимирский и A. H. Егоров, " Третьяковская Государственная галерея", 1939, реж. В. H. Николаи), энтомологические (" Инстинкт насекомых", 1939, реж. А. В. Винницкий). Процесс активного развития H.-п. к. характерен для первых послевоенных лет и 50-х гг. H.-п. к. получает распространение в Грузии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Латвии. Начался выпуск фильмов повествовательных жанров - киноочерков и киноповестей. Отчётливо проявилась тенденция поэтизировать предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие самостоятельное эс-тетич. значение (" Они видят вновь", 1947, реж. H. В. Грачёв, " История одного кольца", 1948, реж. Долин, " Лесная быль", 1949, реж. Згуриди, " Сикстинская мадонна", 1955, реж. Я. Л. Миримов, " За жизнь обречённых", 1957, реж. Д. И. Яшин, " Дорога к звёздам", 1957, реж. И. В. Клушанцев, " Шифр Альфа-Тета", 1962, реж. В. А. Архангельский, " Математика и чёрт", 1972, реж. С. Л. Райт-бурт). Новые задачи, связанные с науч-но-технич. революцией, вызвали появление в 60 - нач. 70-х гг. научно-публици-стич. произв. о путях развития науки, специфике науч. творчества, об интеграции, взаимопроникновении различных наук, о роли науки как новой производит, силы общества и др. Научно-публицистич. очерки содержат не только познават. материал, но и отношение к нему автора: " Рукописи Ленина" (1960, реж. Ф. А. Тяпкин), " Огненное копьё" (1962, реж. Л. И. Рымаренко), " Кровавое воскресенье" (1964, реж. H. А. Левицкий),

" Портрет хирурга" (1964, реж. Грачёв), " Человек и атом" (1965, реж. К. И. Домб-ровский), " От клетки к живому организму" (1966, реж. M. С. Каростин), " Лицом к лицу с расизмом" (1967, реж. И. А. Зиновьев), " Интеркосмос" (1971, реж. Д. А. Боголепов) и др. Жанр кинолекции обретает черты живой беседы со зрителем (" Язык животных", 1967, реж. Ф. M. Соболев). Развивается детское научно-познават. кино, созданное реж. Б. Г. Долиным. Регулярно выпускаются киножурналы: " Наука и техника", " Хочу всё знать", " Сельское хозяйство" и др. Значительны достижения H.-п. к. др. социалистич. стран; в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше созданы специализированные киностудии, в Чехословакии - науч. отдел на киностудии короткометражных фильмов.

В капиталистич. странах H.-п. к. в течение долгого времени использовалось гл. обр. как средство рекламы. Фильмы, создававшиеся на средства науч. орг-ций, демонстрировались только в клубах, школах, науч. учреждениях. Положение изменилось в связи с научно-технич. революцией. Продюсеры стали привлекать к работе в H.-п. к. видных режиссёров; научно-популярные и научно-публици-стич. киноленты всё чаще стали появляться на экранах кинотеатров и телевизоров. Однако они неоднородны по идейному содержанию; одни из них воспитывают веру в гуманные пути развития науки, утверждают материалистич. мировоззрение, другие насаждают откровенно идеа-листич. взгляды на мир. H.-п. к. становится ареной острой идеологич. борьбы. Поэтому кинопопуляризаторы социалистич. стран объединяют свои силы и опыт для активной пропаганды подлинно науч. знаний в свете марксистско-ленинских идей.

Лит.: Ждан В. H., Вопросы мастерства в научно-популярной кинематографии, M., 1952; Згуриди А., Васильков И., Научное кино в СССР, 2 изд., M., 1959; Альтшулер Б. А., Нечаева M. Д., Развитие советского научно-популярного фильма, в кн.: Очерки истории советского кино, т. 3, M., 1961; Васильков И., Идея и тема в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1967; его же, Экран и наука, M., 1967; его же, О содержании и форме в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1973; Научно-популярный фильм. [Сб. ст.], в. 1 - 2, M., 1959-1964; в. 3 - Кино и наука. [Сб. ст.], M., 1970.

И. А. Васильков.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДCTBEHHOE КИНО, один из видов науч. кино, включающий фильмы прикладного значения, пропагандирующие новую технику и прогрессивные методы труда в нар. х-ве. Такие фильмы наз. также технико-пропагандистскими, хотя они не всегда посвящены технич. проблемам. В отличие от научно-популярного кино H. -п. к. ориентируется на массовую, но специализированную аудиторию - работников отд. отраслей пром-сти, стр-ва, транспорта, с. х-ва. Задачи H.-п. к. определяют содержание и форму фильмов, к-рые обычно создаются на документальном материале, в жанре научно-публицистич. очерков. H.-п. к. в СССР возникло в 1920, когда по инициативе В. И. Ленина были созданы первые производств, фильмы: " Способы добычи торфа", " Торфосос в работе". В " Тезисах о производственной пропаганде" (черновой набросок) Ленин ввёл спец. пункт о кино: " Более широкое и систематичное использование фильмов для производственной пропаганды"

(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 16). О фильмах, предназначенных для производств, пропаганды, в дальнейшем говорится во MH. документах кинокомитета и кинофотоотдела Нар. комиссариата просвещения, за ними закрепляется название - кинокартины научно-производств. характера. Особенно широкое развитие H.-п. к. получает в 30-е гг. в связи с выдвижением на первый план проблемы подготовки кадров, повышения квалификации рабочих массовых профессий. С помощью H.-п. к. пропагандировались создание первых автоматич. линий, новые приёмы скоростной обработки металлов, совмещение профессий и др. Фильмы знакомили колхозников с науч. основами полеводства и животноводства, с опытом лучших хозяйств, бригадиров и звеньевых. В H.-п. к. используются спец. средства киносъёмки, напр, скоростная в фильме " Новаторы станкостроения" (1956), микросъёмки в фильме " Рассказ о молоке" (1959) и др. В 60 - нач. 70-х гг. H.-п. к. пропагандирует также использование автоматики, радиоэлектроники, лазерной, ультразвуковой техники, ЭВМ в различных отраслях х-ва, популяризирует опыт передовых предприятий, науч. организацию труда и планирования.

В СССР научно-производств. фильмы создаются на MH. киностудиях научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, а также в отделах науч. фильмов ряда киностудий. Проводятся фестивали H.-п. к. по пром-сти, стр-ву, транспорту, с. х-ву, периодически организуемые заинтересованными ведомствами совм. с Госкино и Союзом кинематографистов СССР.

H.-п. к. существует во всех промышленно развитых странах. В капиталистич. гос-вах фильмы по интенсификации и рационализации производства, технике безопасности и др. выпускаются киностудиями, принадлежащими крупным трестам, концернам и синдикатам. В социалистич. странах производств, кинокартины снимаются на государственных киностудиях научно-популярных и документальных фильмов. Проводятся междунар. кинофестивали H.-п.к. в Будапеште (раз в 3 года), Брюсселе (раз в 2 года), Белграде (раз в 2 года), Антверпене (раз в 3 года). Совет европ. пром. ассоциаций устраивает ежегодно фестиваль индустриальных фильмов.

Лит.: Згуриди А., Васильков И., Научное кино в СССР, 2 изд., M., 1959; Моргенштерн В. В., На главном направлении, в сб.: Научно-популярный фильм, в. 1, M., 1959; Васильков И., Экран и наука, M., 1967; его же, Идея и тема в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1967. И. А. Васильков.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, одна из форм соединения науки с произ-вом в СССР. Создаются на базе научно-исследовательских институтов, возглавляющих объединения. Кроме того, в их состав обычно входят на правах юридич. лиц техноло-гич., проектно-конструкторские орг-ции, опытные произ-ва и з-ды серийного выпуска продукции. Руководство H.-п. о. осуществляет генеральная дирекция, возглавляемая генеральным директором, который одновременно является директором н.-и. ин-та. В СССР H.-п. о. появились в 1967. Их создание позволяет улучшить руководство процессом соединения науки и произ-ва, максимально сократить длительность цикла от исследования до серийного произ-ва новой техники.

В Н.-п. о. ликвидируется организационная разобщённость различных стадий процесса разработки и освоения произ-ва новой техники, обеспечивается непрерывность научно-технич. прогресса. Открываются возможности для привлечения проектировщиков, конструкторов, технологов и производственников к активному участию в разработке науч. и тех-нич. идей, начиная со стадии исследования. На Н.-п. о. часто возлагается задача обеспечивать высокий научно-технический уровень соответствующей подотрасли пром-сти, координировать работы, проводимые конструкторскими и технологич. службами предприятий, оказывать тех-нич. помощь предприятиям в освоении новой продукции, новых технологич. процессов и оборудования.

Примером соединения науки с произ-вом является Всесоюзное Н.-п. о. " Пищепромавтоматика" (г. Одесса), где комплексно выполняется весь цикл работ от научного изыскания до серийного произ-ва новой техники и ввода её в эксплуатацию непосредственно на предприятиях. В это объединение входят н.-и. и проектный ин-ты, конструкторские и технологич. бюро, контора по комплектованию оборудования, пуско-наладочная орг-ция, опытная база и предприятие, выпускающее серийные образцы новой техники. Кроме того, в объединении готовят соответствующие кадры. Значительное внимание соединению науки и произ-ва уделяется и в др. социалистич. странах, где возникли объединения, по своей структуре близкие к Н.-п. о.

H. M. Ознобин.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе H.-т. р., начало к-рой относится к сер. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. H.-т. р. изменяет весь облик обществ, производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, обществ, разделения труда, отраслевую и проф. структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

H.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистич. и капита-листич. странах принципиально различны.

H.-т. р.- длительный процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке H.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 - нач. 20 вв., в результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал " новейшей революцией в естествознании" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существ, изменениям подверглись теоретич. основы химии. Квантовая теория объяснила природу химич. связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химич. преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается генетика, формируется хромосомная теория.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.