Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 5 страница






Лит.: Матвеев А. И., В боях за Моон-зунд, М., 1957; Ачкасов В. И., В а й-н е р Б. А., Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957.

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечнев.

МООНЗУНДСКИЙ АРХИПЕЛАГ, Западно-Эстонский архипелаг, название группы о-вов в Балтийском м., расположенных к С.-С.-З. от Рижского залива и входящих в состав Эст. ССР. Пл. 4000 км2. Острова сложены гл. обр. известняками, местами перекрытыми моренными отложениями. М. а. состоит из крупных - Сааремаа, Хийумаа, Муху и Вормси, и более 500 мелких о-вов. Берега его сильно изрезаны. Поверхность - б. ч. равнина. Вые. до 54 м. Климат умеренно тёплый, мягкая зима (ср. темп-pa янв. -4 °С), тёплое лето (ср. темп-pa июля ок. 17 °С). Осадков ок. 550 мм в год. Большая часть поверхности островов занята лугами, чередующимися с лесами; по берегам песчаные дюны, покрытые сосновыми лесами. Почвы гл. обр. дерново-карбонатные и заболоченные. На М. а.- рыболовство, земледелие, животноводство. Главный г. Кингисепп на о. Сааремаа.

Д. С. М о о р. " Красный подарок белому пану". Плакат. 1920.

МООР (наст, фам.- Орлов) Дмитрий Стахиевич [22.10(3.11).1883. Новочеркасск, - 24.10.194(>, Москва], советский график, засл. деят. иск-в РСФСР (1932). В основном самоучка. М. к 1917 был сложившимся мастером сатирич. ри сунка (в 1908-17 сотрудничал в " Будильнике"), стремившимся служить сво им искусством делу пролет, революции. В годы Гражд. войны 1918-20 М. вы ступил с броскими, проникнутыми страстной революц. патетикой плакатами (" Советская репка", 1919; " Ты записался добровольцем? ", 1920, илл. см. т. 7, стр. 232; " Врангель ещё жив, добей его без пощады", 1920), став одним из родоначальников сов. политич. плаката. В дальнейшем работал как над плакатом (" Помоги! ", 1921-22, илл. см. т. 7, табл. XXII, стр. 288-89; " Трудящийся, будь начеку! ", 1937; " Ты чем помог фронту? ", 1941), так и над сатирич. рисунками для газ. " Правда" (с 1920), журналов " Крокодил" (с 1922), " Безбожник у станка" (1923-28), " У станка" (1924-25). Выполнял также илл. (к роману А. Барбюса " Огонь", тушь, 1938, Третьяковская гал.; к поэме Маяковского " Хорошо! ", тушь, 1940, Музей В. В. Маяковского, Москва). Для М. характерен экспрессивный, порой не лишённый черт гротеска контурный рисунок, резко очерчивающий плоскостное цветовое пятно. Чл. объединения " Октябрь" (с 1928). Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1922-30), Моск. полиграфич. ин-те (1930-32) и Моск. художеств, ин-те (1939-43). Ученики: В. Н. Горяев, А. М. Каневский, Ф. П. Решетников, Б. И. Пророков. Илл. см также т. 11, табл. XLIV (стр. 433). Портрет стр. 556.

С о ч.: Я - большевик', М., 1967.

Лит.: Халам и иск и и Ю., Моор, М., 1961.

А. Д. Корзухгт.

МООРА Харри Альбертович (2.3.190Э, Эхавере, ныне Тартуского р-на Эст ССР, - 2.5.1968, Таллин), эстонский археолог и историк, акад. АН Эст. ССР (1957). В 1930-42, 1944-50 проф. Тартуского ун-та, с 1947 зав. сектором археологии и этнографии. Ин-та истории Д. С. Моор.

Г. де Мопассан.

АН Эст. ССР. Осн. труды посвящены жел. веку Прибалтики, этногенезу её народов, городищам Эстонии, возникновению классового общества в Прибалтике, её ист.-культурным областям и р-нам. Награждён орденом " Знак Почёта".

Лит.: Харри Альбертович Моора, в сб.: Studia archaeologica in memoriam Harri Moora, Tallinn, 1970 (приведён список трудов M.).

МООСА ШКАЛА, десятибалльная шкала относительной твёрдости минералов. Предложена нем. учёным Ф. Моосом (Ф. Мое; F. Mohs) в 1811. Состоит из 10 эталонов твёрдости: тальк - 1; гипс - 2; кальцит - 3; флюорит - 4; апатит - 5; ортоклаз - 6; кварц - 7; топаз - 8; корунд - 9; алмаз - 10. Относит, твёрдость определяется путём царапания эталоном М. ш. поверхности испытываемого объекта. При этом, если эталон, имеющий твёрдость 5, царапает исследуемый образец, а последний оставляет след на поверхности эталона с твёрдостью 4, то твёрдость минерала приблизительно равна 4, 5. М.ш. используется для быстрой диагностики минералов.

МОПАССАН (Maupassant) Ги (полное имя - Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, -6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец -из обедневших дворян, мать из культурной бурж. семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870-71 в армии, участвовал во франко-прус. войне. Затем до 1880 служил чиновником в мин-вах. В 70-е гг. овладевал лит. мастерством под руководством Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими франц. писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, к-рый познакомил его с рус. лит-рой и стал его вторым лит. учителем. Тургеневу М. посвятил первый сб. своих рассказов " Заведение Телье" (1881) и написал о нём две статьи.

В лит-ру М. вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой " Пышка", отличавшейся резкой антибурж. направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произв. В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психич. заболевания.

М.- один из последних великих франц. реалистов 19 в. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши бурж. демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колон, авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников,

М. стремился противопоставить бурж. морали близость к природе, правду ес-теств. чувств человека. Вместе с тем бесперспективность историч. ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у М. пессимистич. мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо одиноким (" Одиночество"), беспомощным перед случайностью (" Ожерелье"), болезнью, страстью (" Маленькая Рок"), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешит, иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

Задачу иск-ва М. видел в том, чтобы раскрывать " беспощадную правду жизни", ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью к-рых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, "...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность" (Поли. собр. соч., т. 8, М., 1958, с. 11).

Г. д е Мои ассан. " Милый друг". Илл. К. И. Рудакова. Литография. 1935.

Новеллы М.- средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике- и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации - от трагической (" В порту"), элегической (" Менуэт") до открыто или скрыто иронической (" Заведение Телье" и др.) и юмористической (" Мощи" и др.) - новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь к-рых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений (" Драгоценности", " Награждён! ", " В лоне семьи", " Завещание" и мн. др.). Утверждая красоту любви (" Лунный свет", " Счастье"), М. с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы (" Иветта", " Правдивая история" и др.). В рассказах из нар. жизни М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина (" Бочонок", " Дьявол" и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни (" Бродяга", " Шкаф", " Нищий";; среди простых людей М. нередко находит нравств. чистоту и человечность (" Папа Симона", " Дочка Мартена" и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу (" Пышка", " Мадемуазель Фи-фи", " Дядюшка Милон").

В первом романе " Жизнь" (1883) М. общечеловеческую тему столкновения ро-мантич. мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-ист, содержанием; судьба гл. героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе бурж. практицизма. " Милый друг" (1885) - история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политич. нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и бурж. предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов " Монт-Ориоль" (1886) и " Пьер и Жан" (1887-88). Последние романы (" Сильна как смерть", 1889, " Наше сердце", 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы " чистой психологии".

Иск-ву М. свойственны строгая внутренняя художеств, логика, сжатость, точность и ясность " подлинно французского языка", по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования лит. и речевых стилей, всего богатства общенар. франц. языка. Мн. новеллы М. были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них - комедия " Семейный мир" по его же новелле " У постели", пост. 1893), ставились в парижских театрах (" Мадемуазель Фифи", пост. 1896; " Иветта", пост. 1901; " Пышка", пост. 1902, и др.), на рус. и сев. сцене (" Мадемуазель Фифи", 1914, " Милый друг" под назв. " Господин Дюруа", 1951, и др.). Экранизации: франко-австр. " Милый друг", 1955; франц. " Жизнь", 1958, и др.

Произв. М. были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение М.-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.

Соч.: (Euvres completes, ed. Libr^irie de France, [t. 1 - 15], P., 1934 - 38; Crntes et nou-velles, v. 1 - 2, P., 1956-57; Romans, P., 1959; Correspondence inecHte, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер.- Поля, собр. соч., т. 1 - 13, М., 1938 - 50; Поли. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1 - 12, М., 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т. 1 - 2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

Лит.: Толстой Л. Н., Преднсл. к Соч. Гюп де Мопассана. Поли. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960; Р а с к и н Б., Ги де Мопассан, в сб.: Писатели Франции, М., 1964; Луначарский А. В., Предпсл. к " Новеллам" Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Е в н и н а Е. М., Мопассан, в её кн.: Западно-европейский реализм на рубеже XIX-XX веков, М., 1967, с. 42-80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, М., 1968; Л а н у А., Мо-< пассан, М., 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'ap-res ses variantes, P., 1950; Vial A., Guy de Maupassant et 1'art du roman, P., 1954 (име" ется лит.); Artinian A., Pour et centreMaupassant, P., 1955; L e m о i n e F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; I g n о t u s P., The paradox of Maupassant, [L., 1966].

Б. Л. Раскин.

МОПЕД [от мо(тоцикл) и (велоси)пед], название двухколёсного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объёмом до 49, 8 см3 и педальным цепным приводом заднего колеса. В СССР лёгкие М. оборудованы двигателем с рабочим объёмом 45 см3, мощностью 0, 88-1, 1 кет (1, 2-1, 5 л.с.) без коробки передач, развивают скорость

Техническая характеристика мопедов, выпускаемых в СССР

  Показатели Модель  
  " Рига-7" " Рига- 12", " Верхови-на-4"  
  Модель двигателя Макс, мощность двигателя, кет (л. с.) при об/мин Макс, скорость, км/ч Масса, кг Д-6 0, 88 (1, 2) 4500 40 36 Ш-57 1, 62 (2, 2) 5300 50 52  

до 40 км/ч. Обычные М. снабжены одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объёмом 49, 8 см3, мощностью 1, 62-1, 84 кет (2, 2-2, 5 л. с.), с двухступенчатой коробкой передач, развивают скорвсть до 50 км/ч. Перемена передач осуществляется рукояткой, расположенной на левом конце руля. Педали служат для пуска двигателя, торможения и упора ног при движении. В М. часто применяются автоматич. бесступенчатая клиноремённая силовая передача (см. Бесступенчатая передача) и электронная система зажигания. За рубежом появились М. с электрич. аккумуляторным двигателем.

Массовое производство М. началось в кон. 1940-х гг. и продолжает увеличиваться. В СССР М. (табл.) производят заводы в Риге и Львове (в 1972-340 тыс. шт.).

Лит.: Гришин Е. М., Я н с о н 3. Я., Мопеды. Устройство и эксплуатация, М., 1966.

С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.

МОПЕРТЮИ (Maupertuis) Пьер Луи Моро (Moreau) де (17.7.1698, Сен-Мало, - 27.7.1759, Базель), французский учёный. Чл. Парижской АН (1743). В 1718-22 служил в армии; с 1723 числился при Парижской АН. В 1741 переехал в Берлин; с 1745 президент Берлинской АН. В 1736-37 возглавлял т. н. " лапландскую" экспедицию, проводившую меридиональные измерения в Финляндии; её результаты показали, что Земля - сфероид, сплюснутый у полюсов. Впервые сформулировал наименьшего действия принцип (1740). Автор трудов по математике, астрономии, географии, биологии и философии.

Соч.: La figure de la terre, P., 1738; Oeuvres, 2 ed., t. 1-4, Lyon, 1756.

Лит.: A n g 1 i v i e 1 L.d e la В e a u-m e 1 1 e, Vie de Maupertuis, P., 1856; В г u-n e t P., Maupertuis, v. 1 - 2, P., 1929 (v. 1 -Etude biographique; y. 2-L'oeuvre et sa place dans la pensee scientifique et philosophiaue du XVIII siecle); Callot E., Maupertuis. Le savant et le philosophe, P., 1964.

МОПЛА, M а п и л л а, религиозная мусульм. община народа малаяли в Юж. Индии. Возникла в 9 в. Религ. и адм. центр её - г. Понани, где находится главное уч. заведение М.- мечеть Джаммат.

МОПЛА ВОССТАНИЕ, антифеодальное и антиимпериалистическое восстание мопла-мусульманской части населения округа Малабар Мадрасской провинции Британской Индии в 1921. Большую часть мопла составляли арендаторы и с.-х. рабочие. М. в.- одно из крупнейших крест, выступлений в ходе революц. подъёма 1918-22. Восстание началось после нападения 20 авг. войск англ, колонизаторов на мечеть в местечке Тируран-гади, где собралось много верующих. Восставшие захватили жел. дороги, перерезали телеграфную связь, парализовали деятельность англ, администрации. Во главе восстания стоял возчик В. Хаджи Кунахмед - участник халифатского движения. Восставшие завладели округами Эрнад и Валлуванад и провозгласили там " халифатское царство". М. в. было направлено и против местных помещиков-индусов, бежавших из имений, -вместе с мопла выступили арендаторы-индусы. Несмотря на плохое вооружение, мопла нек-рое время вели успешную партиз. войну с англ, войсками. Однако в конце 1921 мопла были вынуждены сдаться. Подавление восстания сопровождалось зверствами колон, властей. В горах вооруж. борьба мопла продолжалась до конца февраля 1922.

МОПР, см. Международная организация помощи борцам революции.

МОПС (нем. Mops), порода мелких бульдогообразных собак древнего происхождения. Родина М.- Китай, откуда в конце 17 в. они вывезены в Голландию, затем - в Англию, где созданы современные их формы. Высота в холке М.-25-32 см; весят от 2, 5 до 6 кг, Конституция рыхлая. Склонны к ожирению. Шерсть короткая серебристо-серая или палевая, морда, уши и полоса на спине чёрные. М. разводят любители-собаководы во многих странах (в т. ч. в СССР).

МОР ван Дасхорст (Мог van Dashorst; Антонио Моро, Мого) Анто-нис (ок. 1519, Утрехт, - 1576 или 1577, Антверпен), нидерландский живописец. Учился у Яна ван Скорела. В 1550-60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Завоевал общеевроп. известность как придворный портретист. Портреты М. (исполненные преим. в натуральную величину) отличаются плотной манерой письма и тщательной выпи-санностью аксессуаров; бесстрастная репрезентативность образа не заслоняет в них проницательности индивидуальных характеристик (ч Кардинал Гранвелла", 1549, Художественно-ист, музей, Вена; автопортрет, 1558, Гал. Уффици, Флоренция). Оказал значит, влияние на развитие портретного жанра, прежде всего в Испании (X. Пантоха де ла Крус и др.). Лит.: Friedlander M. J., Die altniederlandische Malerei, Bd 13. Anthonis Мог und seine Zeitgenossen, Leiden - B. 1936; Frerichs L. C. J., Antonio Moro Amst., 1947.

МОПТИ (Mopti), город в Мали, адм. ц. области Мопти. 34 тыс. жит. (1969). Расположен на правом берегу р. Бани, при впадении её в р. Нигер, на 3 островах, соединённых дамбами. Крупнейший в стране рыболовный порт. Рыбоконсервный з-д. Торговля рыбой. Произ-во фруктовых вод.

МОПУ (Maupeou) Рене Никола де (25.2.1714, Париж, - 29.7.1792, Тюи, Эр), французский гос. деятель. В 1768 был назначен Людовиком XV канцлером. Защитник королев, абсолютизма, М. вступил в борьбу с парламентами (в известной мере отражавшими интересы верхушки буржуазии). В ночь с 19 на 20 янв. 1771 по приказу М. было арестовано и лишено должностей значит, число членов парижского парламента, выступавших против королев. произвола. Вслед за этим М. произвёл полную реорганизацию парламентов (ликвидировав нек-рые из них). Деятельность М. вызвала резкую оппозицию буржуазии. Вступивший на престол в 1774 Людовик XVI вынужден был в том же году отстранить М. от дел и восстановить парламенты на старых основах. М. удалился в свои поместья в Нормандии.

А. Мор. Портрет Вильгельма Оранского. Около 1555-56. Картинная галерея. Кассель.

MOP (Mohr) Кристиан Отто (8.10.1835, Вессельбурен, Гольштейн, - 3.10.1918, Дрезден), немецкий учёный в области строит, механики и сопротивления материалов. Окончил Политехнич. ин-т в Ганновере. С 1868 преподавал в Штутгартском, а с 1873 в Дрезденском поли-технич. ин-тах. Создатель одной из теорий прочности (теория прочности Мора), графич. методов определения напряжений при сложном напряжённом состоянии (круг Мора). М. впервые применил расчёт конструкций на невыгодное загружение с помощью линий влияния, создал теорию расчёта статически неопределимых систем методом сил. М. разработал также метод расчёта неразрезных балок с помощью ур-ний 3 моментов, предложил графич. метод построения упругой линии в простых и неразрезных балках.

Т.Мор

MOP (More) Томас (7.2.1478, Лондон, -6.7.1535, там же), английский гуманист, гос. деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496-1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В кон. 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил " Похвалу глупости"). В 1504 М. был вьгдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политич. деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехрист. единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как " верховному главе" англ, церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в гос. измене и казнён. В 1886 причислен като-лич. церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисл. антипротестантские полемич. трактаты и медитации на религ. темы (" Четыре насущных предмета", " Моление душ", " Апология", " Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на иск-во англ, риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с лат. на англ. яз. биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность к-рого и трагич. судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его " История короля Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной, - одно из лучших произв. англ, прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

Наибольшую известность принёс М. его диалог " Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастич. острова Утопия (греч., букв.- " Нигдения", место, к-рого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехрист. общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политич. строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич. быта, она организована не столько на родственных, сколько на производств, началах. М. не мыслил себе революц. пути осуществления -этого идеала - он был противником нар. движений, видя в них лишь разрушит, начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, " Утопия" в сер. 16 в. была переведена на др. европ. языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Мо-релли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопич. социализма.

Соч.: Complete works, New Haven - L., 1963-; The correspondence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947.

Лит,: Т a p л е E. В., Общественные воззрения Т. Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Славянские источники " Утопии" Т. Мора, М., 1955; В г i d g е t1 T. E., Life and writings of sir Th. More, Ann Arbor - L., 1962; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Campbell W. E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; D о n-n е г Н. W., Introduction to Utopia, Uppsala, 1945; S u r t z E. L., The praise of wisdom, Chi., 1957; S u 1 1 i v an F. and S u 1 1 i-van M. P., Moreana, 1478 - 1945, Kansas City, 1946; _S u 1 1 i v a n F., Syr Th. More, a first bibliographical notebook, Los Ang., 1953; Johnson R. S., More's Utopia: ideal and illusion. New Haven - L., 1969; St. Thomas More, action and contemplation: Proceedings of the symposium..., New Haven -L., 1972. В. С. Муравьёв,

MOP, Маюракши, река на В. Индии. Берёт начало на возв. Раджмахал, впадает справа в рукав дельты Ганга -Хугли. Дл. ок. 300 км. На М.- крупный гидроузел (плотина, водохранилище, система оросительных каналов общей протяжённостью св. 1, 5 тыс. км).

МОРА (лат. тога - промежуток времени, пауза), или хронос протос (греч. chronos protos - первичное время), в антич. стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе. Все остальные единицы стиха кратны М.: так, долгий слог равен, как правило, двум М., стопа ямба - трём М. и т. д. (см. Метрическое стихосложение).

МОРА ВАЛЬВЕРДЕ (Мога Valverde) Мануэль (р. 27. 8. 1909, Сан-Хосе), деятель коммунистического движения Коста-Рики. Род. в рабочей семье. По профессии адвокат. В 1920-30-е гг. руководил демократическим молодёжным и студенческим движением страны. Чл. Коммунистич. партии Коста-Рики с 1931 (с 1943 - Партия Народный авангард, ПНА). В 1934-48 деп. Законодат. ассамблеи. Один из руководителей вооруж. борьбы демократич. сил страны во время гражд. войны 1948. После победы реакции был выслан в Мексику, откуда возвратился на родину в 1950. В 1949-57 пред. ПНА, в 1962-66 первый секретарь ЦК ПНА, в 1948-49, 1957-62 и с 1966 ген. секретарь ЦК ПНА. В 1970-74 депутат Законодат. ассамблеи. За политич. деятельность неоднократно подвергался арестам.

МОРА BECЫ, рычажные весы с нерав-ноплечным коромыслом, предназначенные для определения плотности жидкостей и твёрдых тел методом гидростатического взвешивания. Названы по имени сконструировавшего их в 1847 нем. химика К. Ф. Мора (К. F. Mohr). На рис. показан один из типов рычажных гидро-статич. весов ВГ-2 (т. н. весы Мора -Вестфаля). При определении плотности жидкостей в сосуд с исследуемой жидкостью погружают поплавок и уравновешивают весы гирями-рейтерами. При определении плотности твёрдых тел вместо поплавка подвешивают двойную чашку, нижнюю часть к-рой погружают в дистиллированную воду известной плотности (её значение находят по таблице зависимости плотности воды от темп-ры). Плотность твёрдого тела определяют по двум отсчётам: при помещении тела на верхнюю и на нижнюю чашки. Пределы измерения весов 0, 2-2 г! см3, предельная погрешность показаний ±0, 0005 г/см3.

Лит. см. при ст. Гидростатическое взвешивание.

МОРАВА (Morava), река в Чехословакии (в низовьях течёт по границе Чехословакии и Австрии), лев. приток Дуная. Дл. 388 км, пл. басе. 26, 6 тыс. км3. Берёт начало в Судетах, значительная часть течения - в понижении между Чешско-Моравской возв. и отрогами Зап. Карпат. Макс, сток весной, летняя межень, осенние дождевые паводки. Ср. расход воды в устье 115 м3/сек. Судо-ходна до г. Годонин. Орошение. ГЭС.

МОРАВА (Morava), река в Югославии, на территории Сербии, правый приток Дуная. Образуется слиянием pp. Южная М. и Западная М. Дл. 217 км, от истока Юж. Моравы - 563 км; пл. бассейна ок. 38 тыс. км2 (в т. ч. 1, 2 тыс. км2 на терр. Болгарии). Верх, течения составляющих М. рек - в горах, в низовьях пересекают холмы и низкогорья, ниже их слияния М. течёт. по плодородной, густо населённой Моравской равнине, где разделяется на рукава и меандрирует. Осн. (правый) приток Зап. Моравы -р. Ибар (272 км). Весенние паводки. Ср. расход воды в устье - ок. 260 м3/сек. ГЭС, сплав леса. Используется для орошения. В долине М.- гг. Парачин, Чуприя.

МОРАВИА (Moravia) Альберто (псевд.; наст. фам. Пинкерле, Pincherle] (р. 28.11.1907, Рим), итальянский писатель. Социально-психологич. проблематика творчества М. определилась уже в его первом романе " Равнодушные" (1929), в к-ром показана духовная опустошённость молодого поколения итал. буржуазии. Сатирич., антифаш. направленность произв. М. 30 - нач. 40-х гг. навлекла на него преследования фаш. режима. В послевоенных романах " Римлянка" (1947) и " Приспособленец" (1951) М. ставит задачу этич. разоблачения фашизма. Влияние неореализма отразилось на двух сб-ках " Римские рассказы" (1954, рус. пер. 1956; 1959), о трудной жизни римских бедняков, и в романе " Чочара" (1957, рус. пер. 1958), о судьбе женщины из народа в годы 2-й мировой войны 1939-45. В произв. 60 - нач. 70-х гг. (романы " Скука", 1960; " Внимание", 1965; " Я и он", 1971; сб-ки рассказов " Автомат", 1963, рус. пер. 1964; " Рай", 1970, рус. пер. 1971, и др.) М. развивает тему отчуждения, духовного оскудения человека в совр. бурж. " обществе потребленияк Критич. реализм осложняется в творчестве М. фрейдистскими мотивами, иронич. скепсисом. М.- автор эссе, пьес, путевых очерков (в т. ч. " Месяц в СССР", 1958) и кн. об Африке (" Какого ты племени? ", 1972, рус. пер. 1973). Участвует в обществ, деятельности в рядах прогрессивных сил итал. культуры.

С о ч.: Opere complete, v. 1 - 33, Mil.-Roma, 1953-72; Un altra vita, Mil., 1973; в рус. пер.- Беатриче Ченчи, М., 1957; Презрение, " Иностранная литература", 1963, № 9 - 10; Дом, в котором совершено преступление. Рассказы, М., 1964.

Гидростатические весы ВГ-2: 1 - коромысло; 2 - шкала в виде поперечных надрезов; 3 - неподвижный противовес; 4 - шкала указателя равновесия; 5 -стеклянный поплавок; 6 - гири-рейтеры; 7 - сосуд с жидкостью; 8 - термометр; 9 - двойная чашка (верхняя а - сплошная, латунная; нижняя б - с отверстиями, стеклянная или алюминиевая).

Лит.: Потапова 3. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; L i-m e n t a n i A., A. Moravia tra esistenza е realta, Venezia, 1962; R e b а у L., A. Moravia, N. Y.-L., 1970; Siciliano E., A. Moravia, Mil., 1971. Г. Д. Богемский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.