Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 2 страница






Таблица XXXIX

К ст. Монтевидео. 1. Крепость Форталеса-дель-Серро (ныне Военный музей). 1801-09. Инженер Х- даль Посо-и-Марги. 2. Пляж курортного района Поситос. 3. Театр " Солиск 1841-74. Архитекторы К. Цукки, Ф. X. Гармендия, В. Рабю. 4. Авенида Аграсьяда (застройка-с 1928, архитекторы Г. Моретти, X. П. Фабини). 5. Пласа де ла Индепенденсия. На переднем плане - Дом правительства (1878-80, архитектор X. А. Капурро). 6. Клинический госпиталь (1953) и парк Батлье-и-Ордоньес.

Таблица XL

К ст. Монументальная пропаганда. 1. Л. В. Ш е р в у д. Памятник А. Н. Радищеву в Петрограде. Гипс. 1918. 2. С. Е. Ч е р-н ы ш ё в. Доска " Кто не работает, тот не ест", в Москве. Цемент. 1918. 3. О. Г р и з е л л и. Памятник С. Перовской в Петрограде. Гипс. 1918. 4. С. Т. К о н ё я к о в. Мемориальная доска " Павшим в борьбе за мир и братство народов". Цветной цемент. 1918. Первоначально была установлена на Сенатской башне на Красной площади в Москве. 5. Архитектор Д. П. О с и п о в, скульптор Н. А. Андреев. Обелиск Советской конституции в Москве. 1918-19. в. А. Т. М а т-в е е в. Памятник К. Марксу в Петрограде. Гипс. 1918. 7. К. Зале. Памятник Дж. Гарибальди в Петрограде. Бронзовый отлив 1963 года с копии несохранившегося гипсового памятника (установлен в 1919). Художественный музей Латвийской ССР. Рига. 8. Н. А. Андреев. Памятник Ж. Ж. Дантону в Москве. 1918-19. 9. С. Д. Лебедева. Барельеф " М. Робеспьер. Крашенный гипс. 1920. (1, 3, 5, 6, 8 не сохранились 4 9 - Руский музей Ленинград)

Таблица XLI

К ст. Мордовская АССР. 1. Река Сура в Кочкуровском районе. 2. Саранск. Советская площадь. 3. Сборочный цех саранского завода " Электровыпрямитель". 4. Диспетчерский пункт информационно-вычислительного центра Саранского кабельного завода. 5. Уборка урожая в Ичалковском районе, в. Алексеевский цементный завод.

Таблица XLII

К ст. Мордовская АССР. 1. Архитектор Е. Я. Киндяков (проект детальной планировки). Проспект 50-летия Октября в Саранске. Застройка 1970-72. 2. Дворец пионеров в Саранске. 1972. Типовой проект. Справа - композиция " Орлёнок > (бронза, 1970, скульптор А. М. Белашов, архитектор Д. С. Витухин). 3. Ф. В. С ы ч к о в. " Трактористки-мордовки". 1938. 4. С. Д. Эрьзя. " Пламенный*. Дерево (квебрахо). 1934. 5. В. А. Беднов. " Беление холстов". 1964-1967. в. Н. М. Обухов. " Алёна Арзамасская-Темниковская". Железобетон. 1971. Краеведческий музей. Темников. 7. В. Д. И л ю х и н. Портрет доярки О. Г. Чевтайкиной. 1971. Дирекция художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР. 8. Л. С. Шанина-Трембачевская. " Обед в поле". Линогравюра. 1965. (3-5-Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск.) низложение великого герцога, но против присоединения (без особых гарантий) к Сардинскому королевству. В 1861 стал депутатом итал. парламента.

МОНТАНИСТЫ, раннехристианская секта. Осн. в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени своего основателя жреца Монтана. Получила распространение в М. Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Следуя традициям первых христ. общин, М. выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли " пророки" и " пророчицы". Ожидая в скором будущем в городке Пепузе (М. Азия) " второго пришествия" Христа, призывали верующих к отказу от собственности, усмирению плоти и т. п. В этих призывах отразился протест против совр. социального строя. Несмотря на преследования со стороны имп. власти и ортодоксальной церкви, секта М. просуществовала до 8 в.

МОНТАНЬ-ПЕЛЕ (Montagne Pelee), действующий вулкан на о. Мартиника, в Вест-Индии. Вые. 1397 м. Известен катастрофич. извержением 1902, когда тяжёлая горячая туча, состоящая из пепла, вулканич. бомб и глыб, уничтожила г. Сен-Пьер с нас. 26 тыс. чел. По этому извержению подобные вулканы относят к пелейскому типу. Более слабо действовал в 1929-32.

МОНТАНЬЯ, Л а-М онтань я (Montana), область предгорий Анд на В. Перу, к В. от р. Укаяли, примыкающая к равнинам Амазонии. Низкие (1000-1500 л) пологие антиклинальные хребты т. н. Субандийских Кордильер с ядрами из меловых и крыльями из палеогеновых пород разделены широкими равнинными понижениями (структурно к ним относятся и Вост. Кордильеры). Р-н М. получает св. 3000 мм осадков и покрыт густыми влажноэкваториальными лесами. Месторождения нефти.

МОНТАНЬЯРЫ (франц. montagnards, от montagne - гора), то же, что Гора (название демократич. группировок во время Великой франц. революции и Революции 1848 во Франции).

МОНТБРЕЦИЯ, род растений из сем. касатиковых; то же, что тритония.

МОНТВИЛА Витаутас Миколасович [19.2(4.3).1902, Чикаго, -19.7.1941], литовский советский поэт. Сын рабочего. В 1906 вместе с семьёй вернулся из США на родину. Батрачил. В 1924 за участие в антивоен. орг-ции молодёжи был посажен в тюрьму. Окончил Мари-ямпольскую учительскую семинарию (1928), учился в Каунасском ун-те (1928). Первый сб. стихов (1925) не был пропущен цензурой; в 1933 опубл. сб. " Ночи без ночлега". Поэзия М. проникнута духом борьбы с бурж. строем. Тесная связь с действительностью, неожиданная " прозаическая" жизненность образов, напряжённый динамизм, свобода ритма и рифмы свидетельствовали о появлении в Литве оригинального поэта. После 1940 М. активно участвовал в строительстве Сов. Литвы. В 1940 вышел сб. " В широкую землю". В последний стихотворный цикл М.- " Венок Советской Литве" (1941) включены известные, впоследствии переведённые на мн. языки мира стихи " Ленину" и " Дайна о Ленине". Перевёл на литов. яз. произв. В. В. Маяковского (стихи к-рого оказали значит, влияние на самого М.) и М. Горького. Был расстрелян фашистами под Каунасом в VII форте.

Соч.: Rastai, t. 1-2, Vilnius, 1956; I saules taka., Vilnius, 1963; Laisva daina, Vilnius, 1964; в рус. пер.- Свет ваш не погас, М., 1959; Стихи. [Вступ. ст. Л. Озерова], М., 1962.

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, M.t 1955; Балтушис Ю., Человек, поэт, борец, " Коммунист" (Вильнюс), 1963, № 3; Огнев. В., У карты поэзии, М., 1968; Atsiminimal apie V. Montvila., Vilnius, 1966; Montviliene D., Nek-lauskit meiles vardo, Vilnius, 1970.

E. Борисова-Ветрова.

МОНТГОМЕРИ Аламейнский (Montgomery of Alamein) Бернард Лоу (p. 17.11.1887, Лондон), британский воен. деятель, фельдмаршал (1944), виконт (1946). Род. в семье епископа валлийского происхождения. Окончил воен. академию в Сандхерсте (1908). Участник 1-й мировой войны 1914-18. В нач. 2-й мировой войны 1939-45, командуя 3-й пех. дивизией, участвовал в боях во Франции и Бельгии. С авг. 1942 командующий 8-й англ, армией в Сев. Африке, к-рая в боях под Элъ-Аламейном (окт.-ноябрь 1942) нанесла поражение итало-нем.-фаш. войскам, а затем действовала в Сицилии и Италии. В 1944 командующий союзной группой армий, высадившейся в июне 1944 в Нормандии, с авг. 1944 командующий 21-й группой армий, действовавшей в Бельгии, Нидерландах и Сев. Германии. В 1945 главнокомандующий брит, оккупац. войсками в Германии. В 1946-48 нач. имперского Ген. штаба, в 1948-51 пред. К-та главнокомандующих Совета обороны Западного союза. В 1951-58 1-й зам. верх, главнокомандующего вооруж. силами НАТО в Европе. Кавалер всех высших орденов Великобритании и многих иностр. орденов, в т. ч. сов. орденов " Победа" и Суворова 1-й степени.

Соч.: Forward to Victory, L., [1946]; El Alamein to the Riyer Sangro, L., 1948; Normandy to the Baltic, L., 1948; The memoirs, Cleveland - N. Y., [1958]; A history of Warfare, Cleveland - N. Y., 1968.

Лит.: L e w i n R., Montgomery as Military Commander, N. Y., 1971.

О. А. Ржегиевский.

МОНТГОМЕРИ (Montgomery), город на Ю. США, на р. Алабама, адм. ц. штата Алабама. 133, 4 тыс, жит. (с пригородами 201 тыс. жит., 1970), ок. '/з- негры. Важный трансп. узел. Аэропорт. Значит, торг, центр (хлопок, лес). Предприятия текст., пищ., хим. пром-сти.

МОНТГОМЕРИ, город в Пакистане; см. Саживал.

МОНТГОМЕРИШИР (Montgomeryshire), графство в Великобритании, в Уэльсе. Пл. 2 тыс. км2. Нас. 42, 8 тыс. чел. (1971). Адм. ц.-г. Уэлшпул. Почти вся терр. М. занята Кембрийскими горами (до 827 м вые., г. Моил-Сих). Горы покрыты торфяными и вересковыми пустошами. Агр. район (преим. овцеводство). На протяжении десятилетий население М. сокращается (в 1921-51 тыс. жит.), вынужденное в поисках заработка переселяться в др. районы.

МОНТЁ (Monteux) Пьер (4.4.1875, Париж, -1.7.1964, Ханкок, США), французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра " Опера комик" и Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать. Известность получил как дирижёр " Русских сезонов" С. П. Дягилева; при участии М. были исполнены: " Петрушка" (1911), " Весна священная" (1913) и " Соловей" (1914) Стравинского, " Дафнис и Хлоя" Равеля (1912), " Игры" Дебюсси (1913). В 1914 организовал ставшие популярными " Концерты Монтё". В последующие годы руководитель крупнейших амер. и европ. оркестров - Бостонского (1919-24), " Консертгебау" (наряду с В. Менгельбергом, 1924-34), Парижского (1928-37), Сан-Францисского (1935-1952), Лондонского (с 1961). Много гастролировал, в т. ч. в СССР (1926, 1931 и 1956). Обладал высокой муз. образованностью, безошибочным чувством стиля и совершенной техникой. Владея обширным репертуаром, отдавал предпочтение новым сложным произведениям и был первым исполнителем мн. из них (в т. ч. 3-й симфонии С. С. Прокофьева).

Б. Л. Монтгомери.

К. Монтеверди.

Е. Я. Рацер.

МОНТЕ-АЛЬБАН (Monte Alban), город на Ю. Мексики (штат Оахака), в р-не к-рого в 4 в. до н. э.-16 в. н. э. находился политич. и культурный центр сначала сапотеков, затем миштеков. Археол. исследования у М.-А. проводились с нач. 30-х гг. 20 в. мекс. учёным А. Касо. Здесь на вершинах горной цепи, на искусственно созданных террасах открыты дворцы, " пирамиды", стелы с надписями, амфитеатр, кам. лестница (шир. 40 м) и др. сооружения. Стены зданий были украшены фресками, мозаикой, рельефными человеческими фигурами. Исследовано также ок. 150 склепов с керамич. погребальными урнами в виде людей и животных. В одной из гробниц, принадлежавшей миштекскому вождю, найдено много высокохудожеств. золотых изделий.

Монте-Альбан. Часть древнего города.

Лит.: Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962.

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi), Монтеверде Клаудио Джованни Антонио (ок. 15.5.1567, Кремона, -29.11. 1643, Венеция), итальянский композитор. В 1590-1612 служил в капелле герцогов Гонзага в Мантуе (музыкант, певец, капельмейстер), с 1613 руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Писал преим. полифонич. хоровую музыку. В 1587-1638 опубликовал 8 книг мадригалов. Развивая полифонич. традиции 16 в., уже в мадригалах М. стремился к лирико-драматич. выразительности, постепенно обновив характер жанра. С 1607 осн. место в его творчестве заняла опера. Сохранились лишь первая - " Орфей" (1607, Мантуя) и 2 последние-" Возвращение Улисса на родину" (1640, Бо-лонья), " Коронация Поппеи" (1642, Венеция). М. придал этому новому тогда жанру (" сказка на музыке", " драма на музыке") подлинно драматич. значение, развив и углубив все его муз.-выразит, средства. М.- создатель т. н. " взволнованного стиля" в музыке. Оказал большое влияние на современников (особенно композиторов венецианской школы).

Лит.: Конев В. Д., К. Монтеверди, М., 1971; Prunieres H., Claudio Monteverdi, P., 1924; М а 1 i p i е г о G. F., Claudio Monteverdi, Mil., 1929; Abert A.. A., Claudio Monteverdi und das musikalische Drama, Lippstadt, 1954. Т. Н. Ливанова,

МОНТЕВИДЕО (Montevideo), столица Уругвая и адм. ц. департамента Монтевидео. Расположена на лев. берегу зал. Ла-Плата Атлантич. ок. Климат субтропический, ср. темп-pa января 23 °С, июля 10 °С. Осадков ок. 1000 мм в год. Пл. 540 км*. Нас. 1, 5 млн. чел. (1972; 923 тыс. чел. в 1957).

М. осн. испанцами 24 дек. 1726. Вскоре стал важным торг, центром. В 1777 нек-рое время был оккупирован Португалией, в февр.- июле 1807 - Великобританией, в 1816 захвачен португ.-браз. интервентами и до 1828 входил в состав Бразилии. С авг. 1828 - столица независимого Уругвая. В 1843-51 был осаждён войсками аргент. диктатора Ро-саса; в обороне города до 1848 участвовал нар. герой Италии Дж. Гарибальди. С нач. 20 в. в М. развивается пром-сть, город становится центром рабочего движения Уругвая. В 1918 в М. проходили массовые демонстрации в поддержку Окт. революции 1917 в России, в 1936 - движение за создание нац. фронта, в 1938-выступления трудящихся за демократизацию политич. власти. После 2-й мировой войны 1939-45 М.- арена крупных классовых битв и антиимпериалистич. выступлений.

М.- гл. мор. порт страны (через него проходит почти вся внеш. торговля), начальный пункт речного судоходства по зал. Ла-Плата, pp.Уругвай и Парана, узел жел. и шосс. дорог. Аэродром междунар. значения Карраско. Осн. торг.-пром., финанс. и культурный центр страны. На М. приходится ок. 3/4 всей пром. продукции Уругвая; здесь находятся крупные предприятия мясохладобойной, мясоконсервной, маслоб., муком., текст., кож.-обув., металлургич., металлообр., электротехнич., нефтеперерабат., цем., хим., бум. пром-сти. Город потребляет 70% всей производимой в стране электроэнергии, к-рую он получает с ГЭС в Рин-кон-дель-Бонете и Ринкон-де-Байгория. Климатич. мор. курорт. В М.- филиалы амер., англ., зап.-герм., франц. монополий и банков; базы норв., англ, и япон. китобойных и рыболовных флотов, плавающих в Антарктике.

Монтевидео. Общий вид части города.

В Старом М., примыкающем к порту и построенном по регулярному плану в 18-нач. 19 вв., расположены: главная пл. Пласа де ла Конститусьон (на ней: собор с чертами барокко и классицизма, 1790-1804; классицистич. старая ратуша, 1804-1808, арх.Т.Торибьо), дома кол он.периода с внутр. дворами. К 3. от порта - сложившийся в 18-19 вв. пром. и рабочий р-н Вилья-дель-Серро с прямоугольной сетью улиц, ограниченных со стороны Ла-Платы холмом с крепостью (1801-09). Курортное сев.-вост. побережье Ла-Платы застроено фешенебельными жилыми зданиями и отелями. Центр, р ны Нового М. (окружающего Старый город с С., С.-В. и В.), сложившиеся в 19-20 вв., имеют более свободную планировку. Среди значит, сооружений: классицистич. театр " Со-лис" (1841-74, арх. К.Цукки, Ф. X. Гар-мендия, В. Рабю), эклектич. здание парламента (Паласио Лехислативо; 1908-1920); в стиле архитектуры 20 в.- новая ратуша (1930, арх. М. Кравотто), инженерно-геодезич. ф-т Респ. ун-та (1938, арх. X. Виламахо), многоэтажное здание " Панамерикано" (1957, арх. Р.Сичерс Буре). Совр. микрорайоны: Касавалье (I960, арх. А. Р. Стратта) и др. Памятники колонистам-переселенцам: " Фургон" (1929-34) и " Дилижанс" (1953) - оба бронза, скульптор X. Бельони.

В М. находятся: крупнейшее высшее уч. заведение страны - Респ. ун-т (осн. в 1849), Технич. колледж, к-рому подчиняется ряд спец. уч. заведений, находящихся в М. и др. городах страны, в т. ч. в М.- 2 индустр. уч. заведения, электротехнич., строит., торговли и домоводства (женское), графич. иск-ва, прикладного иск-ва, судостроит., делопроизводства и коммерции. Науч. учреждения - Нац. академия лит-ры, Нац. инж. академия, Нац. комиссия по атомной энергии, Ин-т географии и истории, Астрономия, обсерватория и др. 10 библиотек, крупнейшие из них - Нац. б-ка (500 тыс. тт.), б-ки факультетов Респ. ун-та, Муниципальная б-ка (20 тыс. тт.), Нац. б-ка конгресса (св. 180 тыс. тт.), Пед. б-ка (св. 115 тыс. тт.). Музеи - Нац. историч. музей, Музей естеств. истории, Пед. музей, Нац. музей изящных иск-в, Муниципальный музей изящных иск-в и др., 2 зоопарка, планетарий. Имеются театры и театр, залы: " Мерседес", " Тингладо", " Театро дель сентро", " Сиркулар", " Эль галь-пон", " Клуб де театро", " Нуэво стелла", " Одеон", " Солис", " Верди"; в них выступают труппы-" Комедия насьональ", " Групо 68", " Театро уно", " Театро дель сур" и др. Работает Нац. консерватория.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX (стр. 544-545).

Лит.: А Ь е 1 1 a Trias J. S., Montevideo, la ciudad en que vivimos. Su desarrollo, su evolucion у sus planes, Montevideo, I960.

MОHTE-ВИЗО (Monte Viso), горный массив на С.-З. Италии, в Котских Альпах. Вые. до 3841 м. Сложен преим. зе-ленокаменными породами (амфиболиты, серпентиниты). Склоны крутые, расчленённые глубокими ущельями. В гребневой зоне - вечные снега и небольшие ледники, из к-рых берёт начало р. По. Ниже -альп. и субальп. луга, хвойные (из пихты, сосны) и широколиств. (из бука, дуба) леса.

МОНТЕО-БЕЙ (Montego Bay), город на С.-З. Ямайки. 42, 8 тыс. жит. (1970). Порт на Атлантич. побережье. Жел. дорогой соединён с г. Кингстон. Аэродром междунар. значения. Вывоз сахара, кофе, бананов. Курорт.

МЕНТЕГЮ (Montagu) Айвор (р. 23.4. 1904, Лондон), английский обществ, деятель и публицист. Род. в аристократич. семье. Образование получил в Лондонском королевском науч.-технич. колледже и Кембриджском ун-те. Автор работ по теории и истории кино, сценарист и постановщик ряда фильмов. В 1932-33 и 1937-47 сотрудничал в газете " Дейли уоркер" (" Daily Worker"). В 1930-е гг. участвовал в антивоен. конгрессах в Париже и Амстердаме. После 2-й мировой войны 1939-45 участник всемирного Движения сторонников мира. В 1948-67 секретарь, с 1969 чл. Президиума Всемирного Совета Мира. М. удостоен Междунар. Ленинской премии " За укрепление мира между народами" (1959). Награждён болг. орденом Свободы 1-й степени (за заслуги в борьбе за освобождение Г. Димитрова из рук нацистов) и монг. орденом " Полярная звезда" (за очерки о МНР " Земля голубого неба").

М.- видный деятель в области междунар. спорта. В 1926-67 президент Междунар. федерации настольного тенниса, пожизненный вице-президент брит. Ассоциации настольного тенниса.

Соч.: Table tennis, L., 1936; The traitor class, L.. 1940; Film world, [Harmondsworth], 1964; With Eisenstein in Hollywood, В., 1968; Germany's new nazis, L., 1967; The youngest son, L.. 1970; в рус. пер.- Сговор против мира, М., 1953; Мир фильма, Л., 1969.

МОНТЕГЮ (Montague) Уильям Пеп-перелл (24.11.1873, Челси, Массачусетс, -1.8.1953, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, представитель неореализма. Проф. Колумбийского ун-та (с 1920). Один из авторов неореалистич. манифеста (1910) и сб. " Новый реализм" (1912). Впоследствии пытался " синтезировать" неореализм и персонализм. В 1930-х гг. примыкал к " религиозному реализму"; к концу жизни стал склоняться к томизму. Претендуя на синтез идеализма и материализма, М. называл этот синтез анимистич. материализмом, или " гилопсихизмом". Материю и психику М. рассматривал как две различные формы энергии: материя - механич. система кинетич. энергий; мысль - иерархич. система потенциальных энергий, сосредоточенных в мозгу. М.- сторонник теории эмерджентной эволюции, к-рую он трактовал в механистич. духе как возникновение нового качества в результате постоянного нарастания одного фактора развития по сравнению с другим.

Соч.: The ways of knowing..., L., [1925]; Belief unbound..., New Haven-L., [1940]; The illusion of nominalism, [s.l.], 1948;
Great visions of philosophy, La Salle, 1950.

А. С. Богомолов.

" МОНТЕГЮ - ЧЕЛМСФОРДА РЕФОРМА", Закон об управлении Индией, принятый англ, парламентом в 1919 в условиях усиления нац.-освободит, движения в Индии. Основывался на докладе мин. по делам Индии Э. Монтегю (Е. Montagu) и вице-короля Индии Ф. Челмсфорда (F.Chelms-ford), опубл. в 1918 (отсюда назв.). Предусматривал создание двухпалатного законодат. органа при ген.-губернаторе, состоявшего из Гос. совета и Законодат. собрания, часть членов к-рых назначалась. За ген.-губернатором сохранялось право вето. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие); сущность её заключалась в сложной и запутанной системе разделения власти между департаментами, министры к-рых ответственны перед законодат. органами, и департаментами, возглавлявшимися министрами, ответственными перед губернаторами провинций. Система диархии по существу лишала вновь созданные органы возможности действовать сколько-нибудь эффективно. " М.- Ч. р." сохраняла принцип раздельных религ.-общинных курий, введённый в 1909; право выбирать законодат. органы получало всего ок. 1% населения Индии, в провинциальные - ок. 3%. " М.- Ч. р.", не менявшая существа колон, господства, вызвала протест различных слоев инд. общества. Нац. конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодат. органы. " М.-Ч. р." действовала до 1935.

МОНТЕЙРУ ЛУБАТУ (Monteiro Loba-to) Жозе Бенту (18.4.1883, Таубате, -4.7.1948, Сан-Паулу), бразильский писателе. По образованию юрист. Для рассказов и пуолицистич. очерков М. Л.-сб-ки " Урупес" (1918), " Мёртвые города" (1919), " Негритянка" (1920) - характерно неприкрашенное, лишённое роман-тич. идеализации изображение крестьянства. Художеств, яркость и достоверность сделали рассказы М. Л. важным звеном в формировании браз. нац. лит-ры. С 20-х гг. занялся издат. деятельностью и журналистикой, выступал за независимость браз. экономики и культуры (кн. " Нефтяной скандал", 1936). Писал также для детей, в увлекат. форме знакомя их с основами наук, фольклором.

С о ч.: Ob'ras completes, v. 1 - 13, Sao Paulo, 1946-47; в рус. пер.- Сказки тётушки Настасьи, М., 1958; Чернуша. Месть пе-робы, в сб.: Бразильские рассказы, М., 1959; Орден Жёлтого Дятла, М., 1961.

Лит.: Тертерян И. А., Бразильский роман XX в., М., 1965; CavalheiroE., Monteiro Lobato. Vida o obra, v. 1-2, 2 ed., Sao Paulo, [1956]. И. А. Тертерян.

МОНТЕ-КАРЛО (Monte Carlo), город в Монако, на побережье Средиземного м., на Лазурном берегу. 9, 5 тыс. жит. (1961). Курорт и центр междунар. туризма. Известен игорным домом (казино). Оперный театр; нац. музей изящных искусств.

MОHTE-КАРЛО МЕТОД, метод статистических испытаний, численный метод решения матем. задач при помощи моделирования случайных процессов и событий. Термин " М.-К. м." возник в 1949, хотя нек-рые расчёты путём моделирования случайных событий осуществлялись статистиками и ранее. (Назв. " М.-К. м." происходит от города Монте-Карло, известного своим игорным домом.) Широкое распространение М.-К. м. получил только после появления быстродействующих вычислительных машин. Программы для расчётов по М.-К. м. на ЭВМ сравнительно просты и, как правило, позволяют обходиться без большой оперативной памяти. См. Статистических испытаний метод.

" МОНТЕКАТИНИ ЭДИСОН" (Monte-catini Edison, Италия), см. в ст. Химические монополии.

А. Монтегю.

М. Монтень.

МОНТЕКУККОЛИ, Монтекукку-л и (Montecuccoli. Montecucculi) Рай-мунд (21.2.1609, замок Монтекукколи, близ Модены, -16.10.1680, Линц), граф, с 1679 имперский князь и герцог Мельфи, австр. фельдмаршал (1658), воен. теоретик. С 1625 на австр. службе, участвовал в Тридцатилетней войне 1618 - 48. Во время войны Дании, Бранденбурга и Австрии против Швеции (1657-58), командуя австр. войсками, нанёс ряд поражений швед, войскам и вытеснил их из Польши, Ютландии и Померании. В 1664, руководя соединённой австро-франко-венг. армией, разбил тур. войска-в Зап. Венгрии. В 1672-76 успешно действовал на Рейне против франц. армии А. Тюрен-на и Л. Конде. В " Записках" М. систематизировал воен.-теоретич. положения своего времени, доказывал необходимость постоянной, хорошо обученной армии, требовал навязывать бой противнику, а не ограничиваться маневрированием с целью перерезать его коммуникации. Придавал большое значение артиллерии в бою.

Соч.: Записки или главные правила военной науки..., пер. с франц., М., 1760.

МОНТЕЛИУС (Montelius) Оскар (9.9. 1843, Стокгольм, -4.11.1921, там же), шведский археолог. Создал хронологич. классификацию неолита, бронз, и раннего жел. веков Европы, базирующуюся на разработанном М. типологическом методе. Метод М., помогающий установить относительную и абсолютную датировку археол. памятников (см. Археологическая датировка), применяется и совр. археологами. Однако М., как и нек-рые др. археологи-эволюционисты (напр., Г. Мортилье), ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животные организмы.

Соч.: Die Chronologic der altesten Bron-zezeit in Nqrd-Deutschland und Skandinavien, Braunschweig, 1900; Kulturgeschichte Schwe-dens, Lpz., 1906; Dievorklassische Chronologic Italiens, Bd 1 - 2, Stockh., 1912; Die alteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1-2, Stockh., 1903-23.

МОНТЕЛЬ (Montel) Поль (р. 29.4.1876, Ницца), французский математик, чл. Парижской АН (1937). Проф. Парижского ун-та (1911-46). Работы М. относятся к теории аналитич. функций; важнейшие из них посвящены применению принципа компактности к теории аналитич. функций.

Соч.: Lecons sur les series de polynomes a une variable complexe, P., 1910; Lecons sur les fonctions entieres ou meromorphes, P., 1932; в рус. пер.- Нормальные семейства аналитических функций, М. -Л., 1936.

МОНТЕНЕГРО (Montenegro), итальянское название Черногории, принятое также во Франции, Великобритании, Испании и ряде др. стран.

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, -13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Род. в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классич. образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580-1588 М. опубл. своё осн. соч. " Опыты" (кн. 1-3). Лит.-филос. жанр размышления над конкретными историч. фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин " эссе" (" опыт") своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная обстановка гражд. и религ. войн между феод, знатью и складывавшейся монархией, между католич. и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистич. скептицизм М. направлены против церк. ортодоксии и схоластики, господствовавшей в ср.-век. ун-тах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феод. анархии и произвола.

Предмет критики М.- моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с к-рым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естеств. нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своём личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создаёт реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц к-рого больше всего терпит всегда простой люд, чьё возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М.

Век классицизма не мог понять М. Мн. его идеи ведут к Ш. Монтескье, к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо.

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 6, P., 1924 - 27; в рус. пер.- Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1 - 3, М., 1960.

Лит,: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 321 - 34; Р ы к о в а Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; М о r с a u P., Montaigne. L'homme et 1'oeuvre, 4 ed., P., [19581; " Europe", 1972, № 513 - 14, janv.- fevr. (номер посвящён Монтеню); Joukovsky F., Montaigne et le probleme du temps, P., 1972: Тannenbаum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. И. Ефимов.

Ш. Монтескье.

МОНТЕОРУ, археол. культура эпохи средней бронзы (1700-1200 до н. э.). Открыта в 1917 -18 у с. Сэрата-Монтеору (Sarata-Monteoru, уезд Бузэу) в Румынии. Распространена в вост. части Румынии, в СССР - в зап. р-нах Молд. ССР. Представлена укреплёнными и неукреплёнными поселениями и могильниками (погребения на боку в скорченном положении). Население жило патриархальными общинами, занималось земледелием и скотоводством. Оружие и др. предметы изготовлялись из бронзы и камня. Глиняная посуда с чёрной лощёной поверхностью украшалась рельефным или шнуровым орнаментом, на позднем этапе - бугорками, пальметками или спиралями. У с. Сэрата-Монтеору открыт также слав, могильник 6-7 вв. (св. 1500 трупосожжений, помещённых в круглые ямы, реже - в глиняные урны). Инвентарь: пальчатые фибулы, жел. ножи, стеклянные бусы и др., а также визант. золотые, серебряные и стеклянные сосуды.

Монтеору. Бронзовая фибула и глиняный сосуд.

Лит.: Федоров Г. Б., Население Прутско-Днестровского междуречья в 1 тыс. н. э., М., 1960; Федоров Г. Б., IIолевой Л. Л., Археология Румынии, М., 1973.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.