Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Музыка.






Музыкальная культура М. сложилась в тесной взаимосвязи с творчеством соседних слав., вост. и др. народов. В основе молд. нар. музыки лежат 7-ступенные диатонич. лады. Для более древних песен характерны пентатоника, неполные звукоряды. Нар. песни преим. одноголосны, но встречаются и 2-голосные, в особенности в районах, соседствующих с Украиной. Наиболее древние - трудовые и обрядовые песни: колядки, свадебные (песня " Желя миресей" -" Жалоба невесты"; застольные свадебного пира и др.) и похоронные плачи (бочет). Песнями сопровождались земледельческие и заклинательные театрализованные обряды папаруда, калоянул, кэлушул и др. В эпич. песнях типа баллады и исторических отражена борьба народа против иноземных захватчиков и бояр-феодалов. Герои баллад чаще всего - нар. мстители-гайдуки.

Значит, место в молд. музыкальном фольклоре занимают бытовые песни (лирические, шуточные, застольные) и песни социального протеста (гайдуцкие, батрацкие, рекрутские). Особое распространение получила дойна - наиболее характерный жанр вокальной и инструментальной молд. нар. музыки, возникший в пастушеской среде. В кон. 18-нач. 19 вв. формируется гор. песня-романс. В 19 в., под влиянием песен декабристов, разночинцев, а затем и рус. пролетариата, развивается революц. песня. Многочисленны нар. танцы (см. раздел Танец. Балет). Среди молд. нар. инструментов: духовые - флуер и ка-вал (малая и большая пастушеские свирели), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (трембита); струнно-щипковые - кобза; струнно-ударные - цимбалы; язычковые щипковые - дрымба (варган). Издавна в М. нар. инструментом стала скрипка, с 19 в.- труба, кларнет, тромбон, контрабас. Оркестры нар. инструментов наз. тарафами. Кроме нар. песен и танцев, их репертуар включает и инструментальные фантазии, виртуозные пьесы программного характера (в т. ч. широко известную фантазию " Чокырлия" -" Жаворонок"). Носители традиций молд. нар. музыки лэутары (от " лэута" или " алэута*-назв. старинного лютневидного инструмента)-певцы и инструменталисты. Наиболее известные лэутары в 19-20 вв.-Барбу Лэутару, Янку Пержа, Костаке Марин, Георге Херару, Костаке Парно, Александру Лемиш, Тимотей Няга, Георге Мурга и др.

Проф. муз. культура в ср. века развивалась в монастырях, при княжеском дворе и в воинской среде. После присоединения Бессарабии к России развитие проф. музыки происходит более интенсивно. В 1-й пол. 19 в. муз.-концертная жизнь сосредоточивалась в домах крупных помещиков: боярина Варфоломея, 3. Ралли и др. В 1818 в Кишинёве состоялись первые публичные театр, представления с музыкой. Начиная со 2-й пол. 19 в. укрепляются муз. связи М. с Россией и Украиной, что привело к оживлению муз. жизни. В М. гастролируют рус. и иностр. оперные труппы, хоры, выдающиеся исполнители. В Петербурге и Москве обучаются В. Гутор, А. Антоновский, Г. Му-зическу и др. Участвуют в концертах и местные музыканты. В 1880 в Кишинёве организовано об-во любителей музыки " Гармония", в 1899- Кишинёвское отделение Русского музыкального общества во главе с композитором и пианистом В. И. Ребиковым, в 1900 открылось муз. уч-ще. Существовали и частные муз. школы. В 19 в. растёт интерес к молд. нар. музыке. Записи молд. мелодий встречаются в сборниках Ф. Ружицко-го, К. Микули, Т. Бурада. Среди зачинателей проф. молд. музыки - композитор, фольклорист и хормейстер Г. Му-зическу, автор многочисленных хоровых произв. Видными деятелями хоровой культуры нач. 20 в. были М. А. Березовский, А. В. Яковлев. В годы оккупации Бессарабии (1918-40) муз. жизнь развивается усилиями энтузиастов. Силами местных и приезжих музыкантов проводились концерты камерной и симфонической музыки, ставились оперные спектакли. Большую муз.-просветительскую работу вёл В. А. Булычёв, собиранием и обработкой фольклора занимался М. К. Быркэ.

Только после образования Молд. АССР (1924) началась плодотворная система-тич. работа, направленная на развитие проф. нац. муз. культуры. Возникли исполнительские коллективы: хоровая капелла " Дойна" (1930), Молд. муз.-драма-тич. театр (1939), симф. оркестр (1935), а также многочисленные самодеятельные ансамбли. В 1937 в Одессе при Союзе композиторов УССР образовалось отделение молд. композиторов (Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков и др.), работавших преим. в области песни и инструментальных пьес. Хоровые обработки молд. нар. песен и различные произв. на молд. материале создают укр. композиторы: Н. Н. Вилин-ский, С. Д. Орфеев, Л. С. Гуров, К. Ф. Данькевич и др. В. Л. Поляков написал первые симф. произв. на молд. темы (симф. поэма " Молдавия", Сюита, обе в 1938).

Новые возможности открылись для развития муз. культуры М. после образования Молд. ССР (1940). К молд. сов. музыкантам присоединилась большая группа композиторов и исполнителей из Бессарабии: Шт. Няга, Е. К. Кока, С. В. Златов, К. Н. Златов, Л. Я. Лип-ковская, М. Я. Пестер, Ю. М. Гуз, М. К. Быркэ, В. А. Булычёв и др. Муз. центром М. становится Кишинёв. В 1940 на основе существовавших в Молд. АССР коллективов здесь созданы: Союз композиторов, филармония, радиокомитет, консерватория, муз. школа-десятилетка, республиканский дом нар. творчества. В послевоенные годы образуются новые музыкально-исполнительские коллективы: оркестр молд. нар. инструментов " Флуераш" (1946), ансамбль нар. песни " Мугурел" (1967) и др. Исполнительские коллективы созданы и при Комитете по телевидению и радиовещанию Молд. ССР: оркестр (1964), хор (1966), струнный квартет (1966), ансамбль нар. музыки " Фолклор" (1968). В 1957 был создан Молдавский театр оперы и балета. Открыты новые муз. уч. заведения.

Успешно развивается композиторское творчество. Создаются крупные муз, -драматич., инструментальные и вокальные произв. различных жанров. Созданы историко-легендарная опера " Грозован" Д. Г. Герщфельда (1956), посвящённая борьбе гайдуков против тур. ига, герои-ко-революц. опера " Сердце Домники" А. Г. Стырчи (1960; 3-я ред. под назв. " Героическая баллада", 1970), лирико-драматич. " Глира" Г. С. Няги (1974), детская опера " Коза с тремя козлятами" 3. М. Ткач (1967). Создатель нац. симфонизма - Шт. Няга (" Поэма о Днестре", 1943; концерт для скрипки с оркестром, 1943), он же написал первые значит, во-кально-симф. произв. (в т. ч. кантаты -" Штефан Великий", 1945; " Юбилейная", 1949; ораторию " Песнь возрождения", 1951). Е. К. Кока - автор первых молд. струнных квартетов (1940, 1948), симф. поэмы " Кодрул" (1948) и др. Его " Дойна ноуэ" для голоса с оркестром нар. инструментов приобрела широкую популярность. Симф. музыка представлена в творч. Л. С. Гурова, В. Л. Полякова, Э. Л. Лазарева, С. М. Лобеля, Г. С. Няги, П. Б. Ривилиса; камерные произв. создали Л. С. Гуров, А. Г. Стырча, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис и др. В области романса и песни проявили себя А. Г. Стырча, Ш. Б. Аранов, С. Б. Шапиро, С. В. Лун-гул, Д. Е. Георгицэ, Е. Д. Дога, Д. Г. Фё-дов, Н. Г. Киоса; музыку для детей пишут 3. М. Ткач и др. Среди молд. музыковедов и фольклористов: Л. А. Аксёнов, Б. Я. Котляров, А. С. Софронов, 3. Столяр, Е. М. Ткач, Г. С. Чайковский Н. И. Шехтман и др. В М. выдвинулся ряд талантливых исполнителей - певцов нар. арт. СССР Т. С. Чебан и М. Л. Бешу, нар. арт. Молд. ССР В. С. Савицкая, П. А. Ботезат, исполнитель нар. пес. нар. арт. Молд. ССР Н.Сулак; дирижер нар. арт. СССР Т. И. Гуртовой, хоровой дирижёр нар. арт. Молд. ССР В. Гарщтя, скрипач нар. арт. Молд. СССР С. А. Лункевич и др. В республике работают (1974): Молд. театр оперы и 6aлета, Молд. муз.-драм, театр им. А. Пушкина, Филармония, в составе к-рого хоровая капелла " Дойна", симф. оркестр, оркестр нар. инструментов " Флуерап", ансамбль нар. песни " Мугурел", вокально-инструментальный ансамбль " Лэутры" и др.; хор, оркестр, струнный квартет, оркестр нар. инструментов Комитет по телевидению и радиовещанию МолССР; 3 муз. уч-ща (в Кишинёве, Тирасполе, Бельцах), средняя спец. муз. школа-интернат им. Е. К. Коки, ок. 50 дет ских муз. школ. Проводятся различин. муз. фестивали.

Лит.: Котляров Б. Я., О скрипичн. культуре в Молдавии, Кишинев, 1955; Ас ь о н о в а Л. А., Кынтекул популар Модовенеск, Кишинэу, 1958; Музыкальная культура Советской Молдавии. Сб. статей, [М, 1965]; Б е р о в Л., Молдавские музыкальные народные инструменты, Кишинев, Столяр 3., Молдавская советская симфония, Кишинев, 1967; История музыки народов СССР, [2 изд.], т. 1 - 4, М., 1970 - 7 Л. А. Аксёнова, Н. И. Шехтма






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.