Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временная зависимость прочности. 21 страница






МИЛЬТИАД (Miltiades) (ок. 550-489 до н. э.), афинский гос. деятель и полководец. Принадлежал к знатному роду Филаидов. Отец афинского полководца Кимоно. Между 523 и 513 был сослан тираном Гиппием на Херсонес Фракийский, где, унаследовав власть своего брата Стесагора, стал тираном. Подчинил власти Афин о. Лемнос и др. Кикладские о-ва. Оказывал поддержку восставшим против Персии в 500-494 мало-азийским грекам. После подавления восстания бежал в Афины, где привлекался к суду как бывший тиран, но был оправдан. В 490 М. избран одним из стратегов и командовал афин. войском в битве при Марафоне. В 489 участвовал в экспедиции против отложившихся от Афин островов; за неудачные воен. действия на о. Парос был приговорён к уплате ден. штрафа, превосходившего его состояние. М. умер в тюрьме или, по др. версиям, ещё раньше от ран.

МИЛЬТИНИС Юозас Йонович [р. 3(16). 9.1907, дер. Дабикине, ныне Акмянского р-на Литов. ССР], советский режиссёр и актёр, нар. арт. СССР (1973). В 1931 окончил студию при Каунасском театре. В 1932-38 изучал театральное и киноискусство во Франции, Великобритании, работал в театре. С 1939 руководил театр, студией, в 1940-54 и с 1959 гл. режиссёр созданного на основе этой студии Пане-вежского драматич. театра. Среди лучших постановок: " Падь серебряная" Погодина (1941), " Вольпоне" Бена Джонсона (1941, 1971), " Смерть коммивояжёра" Миллера (1958), " Макбет" Шекспира (1961), " Поднятая целина" по Шолохову (1964), " Там, за дверью" Борхерта (1966), " Франк V" Дюрренматта (1969), " Пляска смерти" Стриндберга (1973). С 1940 ведёт педагогич. работу в студии при театре. Под руководством М. формировалось творчество мн. видных актёров, в т. ч. Д. Баниониса, Б. Бабкаускаса. Гос. пр. Литов. ССР (1965). Награждён орденом Ленина, орденом " Знак Почёта" и медалями.

МИЛЬТОН, Милтон (Milton) Джон (9.12.1608, Лондон, - 8.11.1674, там же), английский поэт, политич. деятель, мыслитель. Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 окончил Кембриджский ун-т, получив степень магистра иск-в. Уже в ранних произв. М. (соч. филос. характера, стихи на англ, и лат. языках) сказалось знакомство М. с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: " L' allegro" (" Жизнерадостный") и " II penseroso" (" Задумчивый") - лирич. диптих; драматич. поэма " Комус" - аллегория борьбы целомудрия с пороком.

Д ж. Мильтон. " Потерянный рай". Илл. Дж. Б. де Медина. 1705.

В 1638 М. опубликовал элегию " Люсидас", полную намёков на религ.-политич. борьбу в Англии. В 1638-39 жил в Италии, в 1639 вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархич. строя. В период Английской буржуазной революции 17 века М.- выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет " Ареопагитика" (1644, рус. пер. 1907). Кн. " Иконоборец" (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага англ. гос-ва, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы. В двух памфлетах " Защита английского народа" (1650 и 1654) М. выступил последователем тираноборч. теорий 16 в., поборником суверенитета англ. республики. В 1649-1652 в должности " латинского секретаря" вёл междунар. гос. переписку; сотрудничал в официозном журн. " Меркуриус политикус" (" Mercurius Politicus"). Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религ. свободы, расправу с демократическим движением. В памфлетах 1659-60 М. предупреждает о том, что торжество Реставрации приведёт к возрождению тирании. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты. После реставрации Стюартов (1660) соч. М. " Иконоборец" и оба памфлета " Защита английского народа" были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, М. вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им созданы поэмы на библейском материале " Потерянный рай" (1667) и " Возвращённый рай" (1671), а также " История Британии" (1670). В первой говорится о закономерности восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всём противоречии, к-рое проявил М. в оценке его действий, титаничен и глубоко привлекателен, как к образы людей, нарушающих божью заповедь. Гуманист, боровшийся в М. с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художеств. комплекс поэмы. Вторая поэма М. слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творч. путь М. закончил блестящей трагедией " Самсон-борец" (1671, рус. пер. 1911), славящей неисчерпаемые силы нар. сопротивления тирании. Творч. эволюция М. шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоят, стиля, в к-ром намечается общая классицистич. тенденция. Воздействие М. на развитие европ. поэзии прослеживается вплоть до 30-х гг. 19 в. Англ, поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18-19 вв., и сам М. проявил интерес к России, посвятив ей " Краткую историю Московии" (1682, рус. пер. под назв. " Московия Джона Мильтона", 1875).

Соч.: The works, v. 1-8, N. Y., 1931 - 38; в рус. пер.- Потерянный и возвращённый рай, СПБ. 1899.

Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, М., 1964, с. 164; История английской литературы, т. 1, в. 2, М.- Л., 1945; К о н И. С., Дж. Мильтон как социально-политический мыслитель, " Вопросы философии", 1959, № 1; С а м а р и н Р. М., Творчество Джона Мильтона, М., 1964; Нanfоrd J., Milton handbook, N.Y., 1926; Тillyard E. M., Milton, L., 1959; M u i г К., John Milton, L., 1961; Parker W.R., Milton. A biography, v. 1 - 2, Oxf., 1968; Milton studies..., [Pittsdurgh, 1969] (изд. продолжается).

P. M. Самарин.

МИЛЬТОНИЯ (Miltonia), род растений сем. орхидных. Многолетние эпифитные травы с клубневидно утолщёнными стеблями (ложными клубнями, бульбами), несущими на вершине 1-2 листа. Цветки одиночные или в кистевидных соцветиях до 10 см в диаметре, белые, розовые, тёмно-красные, часто двухцветные или пёстрые и др. Цветение каждого цветка длится больше месяца. Св. 20 видов, в тропиках Америки. Высоко ценятся как декоративные в оранжерейной культуре М. флагообразная (М. vexillaria), М. Рёзли (М. roezlii) и нек-рые др., давшие начало мн. садовым гибридам.

МИЛЬТУРУМ (Milturum), разновидность мягкой пшеницы с красным неопушённым безостым колосом и красным зерном. Распространена в европ. странах, Индии, Китае. В СССР наибольшие площади занимают сорта М. 553, Стрела.

МИЛЬЧАКОВ Александр Иванович [29.9(12.10).1903, Вятка, ныне Киров, -17.7.1973, Москва], деятель коммуни-стич. юношеского движения в СССР. Чл. КПСС с 1919. Род. в семье железнодорожника. В 1918 вступил в Социали-стич. союз рабочей молодёжи. С 1919 на ответств. комсомольской работе в Перми, Верхнеуральске; секретарь Сиб-бюро ЦК РКСМ. В 1921-25 чл. ЦК РКСМ, секретарь Юго-Вост. бюро ЦК, чл. бюро и зав. отделом ЦК РКСМ. С 1925 секретарь ЦК РКСМ, чл. Президиума Исполкома КИМ. В 1927-28 ген. секретарь ЦК КСМ Украины, в 1928-29 - ЦК ВЛКСМ. В 1931 зав. сектором парт, строительства ЦК ВКП(б). В 1932-38 на руководящей работе в зо-лотопром-сти. Делегат 12-17-го съездов партии (на 14-16-м съездах избирался чд. ЦКК), 2-9-го съездов комсомола, 5-го конгресса Коминтерна, 3-5-го конгрессов КИМ. С 1956 персональный пенсионер. Автор воспоминаний о комсомольском движении в СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Первое десятилетие. Записки ветерана комсомола, 2 изд., [М.], 1965; На " золотом" фронте, в кн.: Были индустриальные, 2 изд., М., 1973.

МИЛЬЧАНЕ, племя полабских славян, жившее в р-не Будишина (см. Лужица).

МИЛЮКОВ Павел Николаевич [15(27).1. 1859, Москва, - 31.3.1943, Экс-ле-Бель, деп. Савойя, Франция], русский поли-тич. деятель, историк и публицист, белоэмигрант. Род. в семье профессора-архитектора. Окончил Моск. ун-т (1882). С 1886 приват-доцент на кафедре рус. истории (там же). В 1892 защитил диссертацию на степень магистра истории. В 1894 за связь со студенческим движением уволен из ун-та и выслан в Рязань (до 1897). Несколько лет провёл за границей, выступая с лекциями по рус. истории в Софийском и Чикагском ун-тах; сотрудничал в жури. " Освобождение" -. Ист. взгляды М. отразили кризис рус. бурж. ист. науки в период империализма. Отрицая по существу закономерности ист. процесса, он в области методологии истории был близок к кан-товскому позитивизму. Противопоставляя ист. развитие России и Запада и основываясь на ложном тезисе об извечной культурной отсталости Руси, М. делал вывод о прогрессивной роли " варяжских элементов", иностр. заимствований и т. п. Он отрицал значение классовой борьбы, стремился доказать, что народные массы в России всегда отличались инертностью, а решающую роль в истории страны играла гос. власть, имевшая якобы надклассовый характер. По возвращении в Россию (весна 1905) стал активным деятелем " Союза освобождения", чл. бюро земских и гор. съездов, одним из учредителей " Союза Союзов". М.- один из гл. организаторов кадетской партии (с 1907 пред, её ЦК) и редактор её центр, органа - газ. " Речь". Чл. Гос. думы 3-4 го созывов. После поражения Революции 1905-07 занял контрреволюционную позицию (ренегатский сб. статей " Год борьбы", 1907). Во время 1-й мировой войны 1914-18 М. выступал в роли апологета захватнич. политики царизма, вместе с тем резко критиковал пр-во за неспособность обеспечить успешное ведение войны. В дни Февр. революции 1917 добивался сохранения монархии (передачи власти вел. кн. Михаилу). Заняв в бурж. Врем, пр-ве (первого состава) пост министра иностр. дел, М. проявил себя, по словам В. И. Ленина, как "...приказчик англофранцузского империалистского капитала и русский империалист..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 419). Нота Милюкова от 18 апр. (1 мая) 1917, подтверждавшая верность Врем, пр-ва тайным " союзническим" договорам и готовность продолжать войну " до победного конца", вызвала взрыв возмущения рево-люц. рабочих и солдат (см. Апрельский кризис 1917). Выйдя в отставку 2(15) мая, М. играл видную роль в различных контрреволюц. орг-циях. После победы Окт. революции 1917 он сотрудничал с белогвардейцами и интервентами. С 1920 в эмиграции (Лондон, Париж), издавал газ. " Последние новости". Выступал приверженцем " новой тактики" борьбы против Сов. власти, рассчитанной на перерождение диктатуры пролетариата и подрыв её изнутри. Написал ряд работ, искажающих историю Окт. революции (" История второй русской революции", в. 1-3, 1921-24; " Россия на переломе", т. 1-2, 1927, и др.). В годы 2-й мировой войны 1939-45 М. выступал против сотрудничества русской эмиграции с фашистами, приветствовал успехи Красной Армии.

С о ч.: Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого, СПБ, 1892; Главные течения русской исторической мысли, 2 изд., М., 1898; Из истории русской интеллигенции, 2 изд., СПБ, 1903; Очерки по истории русской культуры, ч. 1 - 3, СПБ, 1896 - 1903; Воспоминания (1859 - 1917), т. 1 - 2, Нью-Йорк, 1955.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 456); Милюков П. Н. Сб. мат-лов по чествованию его 70-летия 1859-1929, Париж, 1929 (библ. за 1886-1930 гг.); Очерки истории исторической науки в СССР, т. 3, М., 1963; Шапиро А. Л., Русская историография в период империализма, Л., 1962. Н. Ф. Славин.

МИЛЮКОВА НОТА, дипломатич. документ министра иностр. дел бурж. Врем, пр-ва П. Н. Милюкова пp-вaм стран Антанты от 18 апр. (1 мая) 1917г., разъяснявший позицию Врем. пр-ва по вопросу войны и мира. В декларация Врем. пр-ва о целях России в войне [28 марта (10 апреля)] содержались пункты, сеявшие в массах иллюзии о скором прекращении войны (отказе от аннексий и контрибуций, признание права народов на самоопределение ит. д.), что вызвало недовольство пр-в стран Антанты. В М. н., являвшейся как бы сопроводительным к декларации документом, содержалось заверение в готовности Врем, пр-ва " довести мировую войну до решающей победы". Демонстрации солдат и рабочих Петрограда 20 апр. (3 мая) с протестом против М. н. послужили началом апрельского кризиса 1917, приведшего к отставке Милюкова и образованию коалиц. пр-ва.

Лит. см. при ст. Апрельский кризис 1917.

МИЛЮТЕНКО Дмитрий Емельянович [9(21).2.1899, Славянск, ныне Донецкой обл., - 25.1.1966, Ташкент], украинский советский актёр, нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1942. Сценич. деятельность начал в любительских кружках. С 1923 актёр Драматич. театра им. И. Франко (Юзовка, Харьков), в 1927-36 - Харьковского укр. театра им. Т. Г. Шевченко (до 1934 наз. " Бере-зиль"), в 1936-66 - Укр. театра им. И. Франко. Роли: Пузырь (" Хозяин" Карпенко-Карого), Микола Задорожный (" Украденное счастье" Франко), Чеснок (" В степях Украины" Корнейчука), Воевода (" Свадьба Свички" Кочерги), Шуйский (" Борис Годунов" Пушкина), Тут (" Король Лир" Шекспира) и др. Снимался в кино: Гетман Потоцкий (" Богдан Хмельницкий", 1941), Бережной (" Подвиг разведчика", 1947), Усков (" Тарас Шевченко", 1951), Дядька Иван (" Сон", 1964), Макар Задорожный (" Наш честный хлеб", 1965) и др. Награждён орденом Ленина и медалями.

Лит.: Терещенко Р. М., Д. О. Милотенко, Киiв, 1961.

МИЛЮТИН Владимир Алексеевич [4 (16). 12. 1826, Петербург, - 5 (17). 8. 1855, Эмс, ныне Бад-Эмс, Германия], русский публицист, экономист, представитель социалистич. мысли России 40-х гг. 19 в. Брат Д. А. Милютина и Н. А. Милютина. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1847). Участник кружка петрашевцев. Адъюнкт-профессор (с 1850) и проф. (с 1853) Петерб. ун-та. Видный деятель Рус. геогр. об-ва в 1849-52, секретарь этого об-ва в 1853-55. Воззрения М. формировались под влиянием А. И. Герцена и В. Г. Белинского. М. были известны труды К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х гг. Наиболее оригинальные работы М.: " Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции" (1847), " Мальтус и его противники" (1847) и др. В них дана критика бурж. порядков, мальтузианства, показано тяжёлое положение рабочих Зап. Европы. М. сделал попытку дать связный очерк истории экономич. учений; первым из рус. учёных попытался проникнуть в " физиологию" бурж. общества, но не понял до конца его противоречий и не пришёл к революц. выводам. При определении своего обществ, идеала М. склонялся в области философско-социологической к учению О. Кон-та, а в области социально-политической - к утопич. надежде на постелен- ное мирное превращение всей земли в единое и нераздельное средство труда с сохранением крестьян как класса мелких собственников, соединяющихся в производств, ассоциации.

М. принадлежит неск. работ по истории: " Очерки русской журналистики, преимущественно старой" (1851), " Обзор дипломатических сношений Древней России с Римской империей" (1851) и др.

Соч.: Избр. произв., М., 1946 (вступительная ст. И. Г. Блюмина).

Лит.: Дубнов А. С., Экономические взгляды В. А. Милютина, М., 1958.

МИЛИТИН Владимир Павлович (5.11. 1884-30.10.1937), советский парт, и гос. деятель, экономист. В с.-д. движении с 1903, примыкал к меньшевикам. Чл. Коммунистич. партии с 1910. Род. в дер^. Александрове Льговского у. Курской губ. в семье сел. учителя. Учился в Пе-терб. ун-те. Парт, работу вёл в Курске, Москве, Петербурге и др. После Февр. революции 1917 чл. Саратовского к-та РСДРП(б) и пред. Совета в Саратове. Делегат 7-й (Апр.) Всеросс. конференции и 6-го съезда РСДРП(б), на к-рых избирался чл. ЦК. В первом Сов. пр-ве нарком земледелия. В 1918-21 зам. пред. ВСНХ. В 1922-24 представитель Коминтерна в Австрии и на Балканах. С 1924 чл. коллегии НК РКИ. В 1925-27 зам. пред. Комакадемии. В 1928-34 управляющий ЦСУ СССР, затем зам. пред. Госплана СССР. С 1934 пред. Учёного совета при ЦИК СССР. Был чл. СТО и ЦИК СССР. Автор мн. работ по экономич. вопросам, в т. ч. " Аграрная политика в СССР" (1926), " История экономического развития СССР" (1928). Делегат 8, 10, 11, 14-17-го съездов партии, на 9-10-м избирался канд. в чл. ЦК; на 13-16-м съездах - чл. ЦКК ВКП(б).

Лит.: Толстев И., В. П. Милютин, в кн.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.

МИЛИТИН Георгий (Юрий) Сергеевич [5(18).4.1903, Москва, - 9.6.1968, там же], советский композитор, нар. арт. РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1952. В 1930 окончил Моск. обл. муз. техникум (композицию изучал у С. Н. Василенко и А. В. Александрова). Работал как композитор в драматич. театрах Москвы. Автор популярных песен, в числе к-рых " Гибель Чапаева" (1936), " Нас не трогай" (1938). Гос. пр. СССР (1949) за песни " Ленинские горы", " Сирень-черёмуха" и " Морская гвардия". С кон. 1940-х гг. писал преим. оперетты, внёс значительный вклад в развитие этого жанра: " Девичий переполох" (1945), " Трембита" (1949), " Поцелуй Чаниты" (1957), " Цирк зажигает огни" (1960), " Тихое семейство" (1968) и др. Музыка М. отличается выразительной мелодичностью, лирич. задушевностью, а в сценических произв. рельефностью образных характеристик. Автор музыки для кино.

Лит.: Медведев А., Юрий Милютин, М., 1956 (лит.).

МИЛИТИН Дмитрий Алексеевич [28.6(10.7). 1816, Москва, - 25. 1(7.2). 1912, Симеиз], русский гос. и воен. деятель, ген.-фельдмаршал (1898), граф (с 1878). Род. в небогатой дворянской семье. По окончании Благородного пансиона при Моск. ун-те (1833) поступил на воен. службу. В 1836 окончил Воен. академию. Служил в Ген. штабе, в 1839-1845 - в войсках Кавк. линии и Черно-морья (с 1843 обер-квартирмейстер). В 1845-56 проф. Воен. академии по ка-

Д. А. Милютин.

федре воен. географии, а затем воен. статистики. В 1856 был назначен чл. комиссии " для улучшений по воен. части", в к-рую представил записку о коренной реорганизации армии. В 1856-59 нач. Гл. штаба Кавк. армии. В 1860 товарищ (заместитель) воен. министра, а с кон. 1861 воен. министр. Провёл ряд бурж. военных реформ 1860-70-х гг., имевших целью превращение рус. армии в совр. массовую армию. Политич. взгляды М. характеризовались умеренным либерализмом. Орган Воен. мин-ва-газ. " Русский инвалид" была превращена М. в политич. газету либер. направления, выступавшую за бурж. преобразования. Был сторонником уступок крестьянам в земельном вопросе в целях их привлечения на сторону пр-ва. Во время рус.-тур. войны 1877-78 после неудачи 3-го штурма Плевны решительно высказался против отхода, и по его настоянию была организована осада Плевны. После Берлинского конгресса 1878 фактически руководил внеш. политикой России. В нач. царствования Александра III M. вместе с М. Т. Лорис-Меликовым и А. А. Аба-зой вёл борьбу против реакц. группировки во главе с К. П. Победоносцевым. С 1881 в отставке, жил в своём имении в Симеизе. Был чл. Гос. совета, почётным чл. Петерб. АН и многих воен. академий. Обширный архив М. хранится в отделе рукописей Гос. б-ки им. В. И. Ленина.

Соч.: История войны России с Францией в царствование Павла I в 1799, т. 1 - 5, СПБ, 1852-53; Дневник, т. 1-4, М., 1947-50; Воспоминания, т. 1, Томск, 1919; Первые опыты военной статистики, т. 1 - 2, СПБ, 1847-48.

Лит.: Б а и о в А. К., Граф Д. А. Милютин, СПБ, 1912. Л. А. Зайончховский.

МИЛИТИН Николай Александрович (8.12.1889-1942), советский гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1908. Род. в Петербурге в семье рыбака. Рабочий. С 1910 вёл парт, работу в профсоюзах, в 1913 чл. правления союза торгово-пром. служащих; в 1914-15 секретарь больничной кассы Путиловского з-да. В 1916 мобилизован в армию, где продолжал революц. работу. В 1917 чл. Петрогр. совета; в июле приговорён полковым судом к расстрелу, но освобождён своей ротой. При ликвидации корниловщины командовал Красной Гвардией Моск.-Нарвского р-на, руководил обороной гл. сектора на подступах к Петрограду. В Окт. дни 1917 участвовал в штурме Зимнего дворца. С дек. 1917 на профсоюзной работе. С 1918 чл. коллегии Наркомата труда и чл. Малого СНК. В 1920-21 чрезвычайный уполномоченный ВЦИК и СТО по Орловской и Воронежской губ. и зам. наркомпрода УССР. В 1922-24 зам. наркомсобеса РСФСР. В 1924-29 наркомфин РСФСР, в 1929 пред. Малого СНК. В 1930-34 зам. наркомпроса РСФСР. В 1935-37 нач. Главного управления кинофикации РСФСР. Делегат 12, 14-16-го съездов партии.

Лит.: Т о л с т о в И., Н. А. Милютин, в кн.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.

МИЛИТИН Николай Алексеевич [6(18).6.1818, Москва, - 26.1(7.2).1872, там же], русский гос. деятель. Брат В. А. и Д. А. Милютиных. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те. С 1835 служил в Мин-ве внутр. дел. По политич. взглядам - умеренный либерал, близкий к славянофилам. Составил " Городовое положение" 1846 для Петербурга. Автор и редактор многих статистич. трудов. С 1859 товарищ мин. внутр. дел, фактич. руководитель работ по подготовке Крестьянской реформы 1861. В редакционных комиссиях представлял либеральную бюрократию, пытавшуюся в противовес крепостникам придать предстоящей реформе более бурж. характер. В 1859-61 был также пред. Комиссии по разработке проекта Земской реформы 1864. Весной 1861 в связи с поправением правительств, курса уволен в отставку и назначен сенатором. В годы Польского восстания 1863-64 направлен осенью 1863 в Польшу для подготовки реформ. Вместе с Ю. Ф. Самариным и В. А. Черкасским разработал " Положение об устройстве сельских гмин и крестьянского быта в Царстве Польском" (утверждено 19 февр. 1864). Назначенный в 1864 статс-секретарём по делам Польши и управляющим гражд. частью канцелярии ген.-губернатора в Варшаве, М. проводил русификаторскую политику. С 1865 чл. Гос. совета, гл. начальник Канцелярии по делам Царства Польского в Петербурге и чл. Гл. комитета по устройству сел. состояния. С 1867 по болезни отошёл от гос. деятельности.

Лит.: Кизеветтер А., Н. А. Милютин, в кн.: Освобождение крестьян. Деятели реформы, М., 1911; Гармиза В. В., Подготовка земской реформы 1864 г., М., 1957; Костющко И. И., Крестьянская реформа 1864 г. в Царстве Польском, М., 1962.

МИЛЯ (англ, mile, от лат. milia pas-suum - тысяча двойных римских шагов), единица длины, имевшая распространение в национальных неметрических системах единиц и применяемая теперь гл. обр. в морском деле.

В СССР и большинстве стран применяется морская М., равная, согласно решению Международной гидрографической конференции (1929), 1, 852 км -средней длине 1' дуги меридиана. 1 М. (морская) = 10 кабельтов.

В Великобритании 1 морская миля = = 1, 853184 км, 1 сухопутная уставная М. = 1, 609344 км (она применяется и в США). Геогр. М. (нем.) - Vis" экватора *= 7, 4204 км. Старая русская М.= 7, 46760 км, старая римская М. = = 1, 481 км.

МИМ (греч. mimos - подражатель, подражание), 1) особый вид представлений античного нар. театра, комедийный жанр античной драмы - короткие импровизированные сценки бытового и сатирич. содержания. Возник в Др. Греции в 5 в. до н. э. Первую лит. обработку получил в творчестве поэта Софрона и его сына Ксенарха. В эллинистич. эпоху (4-3 вв. до н. э.) распространился на Бл. Востоке, в 1 в. до н. э. появился в Риме, достигнув расцвета в творчестве Децима Лаберия и Публилия Сира. В это время тематика и структура М. усложняются, развивается зрелищная сторона представлений. Действующими лицами М. были обычно рабы, сводни, гетеры. Стихи чередовались с прозой; существовали также вокальные М., в к-рые включались

и танцы. Актёры играли без масок в отличие от др. видов антич. театра в М. участвовали и женщины. В 69 Турульский собор запретил М. как грс ховное зрелище. Отдельные его элемент! развивались в ср.-век. франц. фарсах в итал. комедии дель арте. Тексты М не сохранились (известны лишь неболь шие отрывки). 2) Актёр или актриса -исполнители М. Сведения о них содер жатся в текстах древних авторов. Значит число изображений М. имеется в вазе вой живописи. Греч, писатель Афине] называет имена известных М.: Ноэмона Евдика, Матрия, Кефисодора и др.

В совр. театре М. иногда называю актёров - исполнителей пантомимг [М. Марсо (Франция), А. А. Елизаро (СССР) и др.].

Лит.: Варнеке Б. В., Актеры Древне: Греции, Од., 1919; Тройский И. М. История античной литературы, 3 изд., Л. 1957.

МИМАНСА (санскр., букв. - исследс вание, рассуждение), одна из шест] основных филос. систем индуизма, зани мавшаяся толкованием Вед. Наз. такж карма-миманса (" миманса действия" и пурва-миманса (-" первая миманса") в отличие от уттара-мимансы, ил] веданты. Основателем М. считают Джай мини (4 в. до н. э.- 2 в. н. э.?), изло жившего её идеи в форме сутр. Практич сторона М. сформировалась в целя: упорядочения сложного ведийского ритуа ла. Теоретич. проблематика М. сложи лась в ходе кодификации текста Вед ка] высшего религ. авторитета индуизма Она сводилась к формальной верифика ции и смысловой интерпретации ведий ских формул (мантр), к определеник языковых норм, соотнесению ведич. вы оказываний с ритуальными процедурами Поэтому в центре внимания М. оказа лись проблемы социальной философш и философии языка. В обоих случая; учение М. развивалось на основе край него онтологич. реализма. Утверждалаа вечность, несотворённость Вед. Изме нения в мире вещей объявлялись невоз можными, поскольку все вещи - лшш производные от вечных образцов ведич действий. Отсутствие проблемы творе ния и разрушения мира приводит М к отрицанию необходимости бога. Те> не менее богам следует приносить жерт вы, потому что на этом строится тради ционное обществ, согласие. Кардиналь ная для индийской филос. этики проб лема освобождения (мокша) объяв ляется в М. лишённой реальной социаль ной значимости. Исходя из абсолютногс понимания ритуальной нормы, Прабха кара (7 в.) сформулировал учение об ос новах социального существования, пред восхитившее идею категорического импе ратива И. Канта. В теории Познани* М. были детально разработаны проблемы догматич. обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.

Онтологич. реализм М. в области философии языка позволил Кумарил" Бхатте (7 в.) создать лингвистич. теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6-7 вв.) способствовали созданию реалистич. теории отношений, позднее развитой нъяей.

Отрицая необходимость религ.освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в об-

ществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматич. терпимостью.

Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mimansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith А. В., The Karma-Mi-mansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.

МИМАС, спутник планеты Сатурн. Диаметр ок. 500 км, ср. расстояние от центра планеты 185 400 км. Открыт в 1789 В. Гершелем.

МИМЕТЕЗИТ (от греч. mimetes -подражатель; по сходству с пироморфитом), минерал, сложный арсенат свинца, хим. состав РЬ5[А8О4]зС1. Нередко содержит примеси Р2О3, СаО и др. Образует мелкие призматические, реже игольчатые кристаллики гексагональной системы с сильным блеском. Кристаллич. структура подобна структуре апатита. Обычно слабо окрашен в желтовато-зелёный или жёлто-бурый цвет. Тв. по ми-нералогич. шкале 3, 5; плотность 7190-7250 кг/л3. При нагревании издаёт сильный чесночный запах (присутствие As). М. образуется в зонах окисления гидротермальных месторождений за счёт окисления и разложения свинцовых руд, при наличии мышьяковой блёклой руды, арсенопирита или к.-л. др. арсенидов и сульфоарсенидов. Встречается редко.

МИМЕТИЗМ, одна из форм мимикрии.

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека. М. актёра, предваряемая большим творческим трудом, состоит в его умении через выражения глаз, лица передавать различные душевные состояния персонажа. М. тесно связана с гримом, наиболее ярко выражающим типич. черты сценич. образа. Продуманная, технически совершенная М. усиливает значение сценич. слова, помогает глубже раскрыть его смысл. На М. построено искусство исполнителей пантомим.

МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ, сово купность неязыковых средств человеческого общения, связанных с движением рук, тела и мускулов лица. М.-ж. р. может быть условной и неусловной. Условная М.-ж. р.- жесты, непонятные непосвящённым, обычно заранее оговорённые и иногда кодифицированные в виде правил их употребления. Они м. б. интернациональными, национальными, узкосоциальными (напр., условные жесты военных или жестовый язык монашеских орденов). Неусловные жесты, вырабатывающиеся стихийно, можно разделить на 4 группы: указывающие; показывающие (передающие), а также проявления эмоций; подчёркивающие; ритмические. Жесты не универсальны и едины лишь для данного языкового коллектива (европ. жест поддразнивания - высовывание языка - у китайцев означает угрозу, в Индии - гнев, у народа майя-мудрость). М.-ж. р. может комбинироваться с обычной речью. Она связана также с темброво-голосовыми характеристиками (см. Паралингвистика).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.