Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство.






В древний период (до 16 в.) на терр. М. развивается ряд художеств, культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мекс. залива; олъмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религ. и культурные центры, города в центр, обл. М. (Тео-тиуакан; Тахин - культура тотонаков; Чолула и Тольян - культура тольте-ков; Теночтитлан - культура ацтеков), на Ю. страны (Монте-Алъбан - культура сапотеков и миштеков; Митла -культура миштеков), на Ю. и на п-ове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица - культура майя). В древнем градостроительстве М. выработались приёмы геом. планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле - 440 л), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразит. иск-во, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаич. культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойств, культуре раннерабовладельч. общества; в изображениях пантеона др.-мекс. религий объединяются символич. мотивы с антропоморфными изображениями и фантастич. образами. Представления о драматич. взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости гос-ва проявились в кам. скульптуре тольтеков и ацтеков, в декоративных рельефах, украшавших стены и постройки майя. Не-посредств. наблюдением окружающей жизни отмечена мелкая пластика, распространённая у всех народов Древней М. Значит, развитие получили также настенная роспись земляными красками по полированной штукатурке (в Бонам-паке и др. центрах) и ювелирное иск-во (напр., у миштеков); были распространены изделия из перьев и орнаментированная бытовая керамика. Завоевание М. испанцами привело к гибели самобытных культур индейских гос-в. Однако художеств, традиции индейцев, сохранявшиеся гл. обр. в нар. декоративно-прикладном творчестве, оказывали влияние на колон, иск-во, а синтез обеих культур предопределил впоследствии расцвет нац. иск-ва М.

Древняя скульптура. 1. Голова воина из Паленке. Стук. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико. 2. фигура воина с пращой из Колимы. Терракота. Культура Запада. Собрание Д. Ольмедо де Филипс.

Керамические изделия. 1. Ваза с полихромной росписью из Оахаки. Терракота. Культура сапотеков. Собрание К. Ставенхагена. 2. Керамический сосуд из Толима-на (штат Герреро). Национальный музей народных искусств и ремёсел. Мехико.

В колон, период (16 - нач. 19 вв.) в М. особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по исп. образцам, вместе с тем в их архитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия. Новые города строились с прямоугольной сеткой улиц - согласно " Законам для Индий" (т. е. исп. колоний в Америке). В их центре создавалась обычно гл. площадь с богато украшенными зданиями - собором, дворцом правителя и ратушей. Одинаковые жилые кварталы состояли из 1- или 2-этажных домов исп. типа, с внутр. двором (патио), обнесённым галереей. По этим правилам была выстроена столица М.- г. Мехико (на месте разрушенного Теночтитлана). Ранние исп. гражд. постройки (дворец Кортеса в Куэрнаваке, 1530-33) и помещичьи усадьбы имели во мн. крепостной облик, несмотря на обильный декор порталов и обрамлений окон, в к-ром причудливо смешивались мотивы готики, платереско и мудехара. Особенно сильно укреплялись монастыри, в большом количестве появившиеся к сер. 16 в. (в Чолуле, Сакатлане и др.); в них строились выдержанные в архаич. стиле готики однонефные храмы и открытые " капеллы для индейцев". Отход от традиций готики обозначился во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. в архитектуре больших гор. соборов, 3-нефных, с цилиндрич. сводами, куполами и двумя высокими башнями (собор в Пуэбле, 1555-1649; собор в Мехико, 1563-1667). Возрождение, слабо проявившееся в мекс. архитектуре, быстро сменилось стилем барокко, вначале тяготевшим к монументальности, массивным формам (собор в Морелии, 1640-1705; Нац. дворец в Мехико, 1692-99), а затем достигшим фантастич. пышности в " ультрабарокко" 18 в. Крупнейшей в это время была архит. школа Мехико (оказывавшая влияние на С. страны). Для неё характерно великолепие кам. убранства фасадов, включавшего декоративные элементы мн. стилей, индейские мотивы в орнаменте и превращённые в узор ордерные формы (церкви: Ла Професа, 1714-20, и Саграрио Метрополитано, 1749-68, в Мехико; Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720-33). Школа Пуэблы широко использовала многоцветную ке-рамич. и лепную отделку фасадов (" Каса де Альфеньике" в Пуэбле, ок. 1760-90; церковь Санта-Мария де Окотлан, близ Тласкалы, ок. 1745-60, илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80-81). Нар. творчество индейцев во многом определило своеобразие мекс. барокко. К кон. 18 в. в архитектуре М. становятся заметны классицистические веяния (постройки М. Тольсы). Изобразит, иск-во колон, периода представлено выполненными в др.-мекс. технике чёрно-белыми (иногда с вкраплением др. цветов) монастырскими росписями 16 в., религ. станковой живописью 2-й пол. 16-17 вв., зависимой от европ. школ (мастера семейств Хуарес и де Эчаве), более самостоят, портретной живописью 18 в., сочетающей точность характеристик с парадной декоративностью (М. Кабрера). В скульптуре выделяется ряд проникнутых экзальтацией статуй 17 в., но в основном она развивалась как отрасль архит. декора (убранство фасадов и интерьеров церквей, пышные заалтарные образа - ретабло). На рубеже 18-19 вв. мекс. живопись и скульптура воспринимают влияние европ. классицизма.

Д. Р и в е р а. " Сбор сахарного тростника" Фрагмент фрески во " Дворе труда" Министерства просвещения в Мехико. 1923.

К ст. Мексика.

К ст. Мексика. 1. " Пирамида Солнца" и Тсотиуаканс. 2 в. до н. э.-9 в. и. э. 2. " Храм с нишами" в Тахине. Культура то-тонаков. 8-12 вв. 3. Церковь монастыря Сан-Агустин в Акольмане. 1539-60. 4. Ратуша в Тласкале Ок 1525-39 5. А. Боари. Дворец изящных искусств в Мехико. 1904-34. 6. Западный фасад собора в Сакатекасе. 1734-52. 7. М. Пани, С. О рте г а. Жилой дом в комплексе " Бенито Хуарес" в Мехико. 1950-52. 8. А. Пр исто Ф К а н-дела. Фабрика " США" в Мехико. 1953-54. 9. X. Со рдо Мадалено, Ф. Кацдела. Кабаре " Ла Хакаранда" в Акапулько. 1959. 10. X. О' Горман и др. Библиотека Университетского городка в Мехико. 1951 - 53.

В 19 в. архитектура М. развивалась медленно; характер массовой застройки почти не менялся. Ведущую роль играли исп., итал. и франц. мастера; подготовка местных архитекторов началась лишь во 2-й пол. 19 в. В архитектуре больших столичных сооружений господствовал поздний классицизм, сменившийся на рубеже 19-20 вв. пышной эклектикой (Дворец изящных иск-в в Мехико, 1904-34, арх. А. Боари) и стилем " модерн*. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. крупное стр-во ведётся гл. обр. в Мехико, где прокладываются новые магистрали и застраиваются пригородные р-ны. С кон. 19 в. расширяется типология сооружений, в стр-ве применяются металл, бетон, железобетон. В 20-30-е гг. столичная архитектура ориентируется на т. н. колон, стиль, а также на неоклассицизм, гл. представителем к-рого был К. Обрегон Сантасилья (адм. здания, банки и отели в Мехико). С сер. 20-х гг. в М. складывается одна из ранних в мире и первая в Америке архит. школа функционализма во главе с X. Вильяграном Гарсией

(больницы, спортивные сооружения и школы в Мехико). Под его влиянием ряд архитекторов-функционалистов (X. Ле-горрета, X. О'Горман, Э. Яньес) предпринимает в 30-е гг. опыты стр-ва домов для рабочих, профсоюзных центров, школ. Деятельность функционалистов оказала воздействие на последующее развитие мекс. архитектуры, хотя, натолкнувшись на сопротивление бурж. заказчиков, она не получила широкого распространения. Характерная черта осн. направления совр. мекс. архитектуры, самым известным представителем к-рого является М. Пани, - стремление к использованию и развитию нац. художеств, традиций и привлечению в сферу архитектуры средств изобразит, иск-ва. В огромном ансамбле Университетского городка в Мехико (возведён в 1949-54 под руководством К. Ласо и при участии более ста архитекторов) воплотились мн. лучшие качества мекс. архитектуры сер. 20 в.: мастерство планировки и объёмно-пространств. композиции, использование разных уровней рельефа, живописное сочетание искусств, и естеств. материалов, широкое применение синтеза архитектуры и монументально-декоративного иск-ва, выразительность декора. Ориентация на историч. традиции (сторонниками к-рой были К. Ласо, А. Арай и Д. Ривера) вызвала в 50-60-е гг. реакцию в виде несколько запоздалого обращения к приёмам школы Л. Миса ван дер Роэ, к принципам органической архитектуры (Л. Барраган, X. О'Горман), к использованию принципов абстрактной скульптуры в архит. формообразовании (творчество М. Гёрица, автора башен при въезде в город-спутник Мехико). На развитие не только мекс., но и мировой архитектуры сер. 20 в. повлияло творчество Ф. Канделы, создателя многообразных железобетонных сводов-оболочек (гл. обр. седловидной формы), позволивших осуществить самые сложные композиц. замыслы. В 50-60-е гг. в М. расширяется стр-во многоэтажных жилых и обществ, зданий с применением анти-сейсмич. конструкций, в Мехико застраивается ряд новых жилых р-нов (в т. ч. парковых) и городов-спутников, строится много новых спортивных сооружений к Олимпиаде 1968 (стадион Ацтека, арх. П. Рамирес Васкес; Дворец спорта, арх. Ф. Кандела), расширяется стр-во музейных зданий (творчество П. Рами-реса Васкеса), интенсифицируется стр-во в крупных индустриальных (Гвадалахара, Монтеррей) и курортных (Куэрнава-ка, Акапулько) центрах, возникают новые города (Сьюдад-Пемекс, Санта-Фе), небольшие историч. города реконструируются как туристич. объекты.

В 19 в. изобразит, иск-во М. постепенно освобождается от косных традиций колон, периода и начинает быстрее воспринимать импульсы художеств, культуры Европы. В то же время в нём возникает интерес к национальной тематике и народным персонажам. Приезжих рисовальщиков и живописцев привлекает экзотика мекс. природы, национальных типов, костюмов и обрядов. К изображению характерных сцен нар. быта обращаются и местные мастера (X. А. Аррье-та и др.), связанные с нар. творчеством. Вместе они составляют типичное для всего лат.-амер. иск-ва 19 в. течение - кос-тумбризм. В сер. 19 в. появляются сати-рич. гравюра и литография (Г. В. Гаона и др.), развивается портретная живопись, стремящаяся к непосредственной, несколько наивной передаче модели (X. М. Эстрада, Э. Бустос и др.). Нар. творчество представлено в живописи т. н. ретабло (картинками на жести, в к-рых религ. сюжеты получают жанровую трактовку). Во 2-й пол. 19 в. обращение к нац. тематике (в основном к истории М.) заметно также в академич. скульптуре (М. Норенья) и живописи (X. Кордеро, X. Обрегон и др.). Обобщённые образы родной природы создаёт пейзажист X. М. Веласко, для живописи к-рого характерно тяготение к передаче света и атмосферы. На рубеже 19-20 вв. на мекс. живопись воздействуют новые европ. художеств, течения (" модерн", импрессионизм); тогда же живописцы X. Мурильо и С. Эрран выдвигают идею возрождения мекс. иск-ва, создания нац. совр. стиля, а X. Г. Посада выступает
как основоположник революц.-демокра-тич. сатирич. графики, прочно связанной с нар. художеств, традициями. Мекс. революция 1910-17 и подъём коммуни-стич. движения вдохновили Д. Риверу, X. К. Ороско, Д. Сикейроса и др. мастеров на создание монументальной настенной живописи, проникнутой нац.-демократич. революц. содержанием, обращённой к широким нар. массам (в своих работах они использовали фресковую технику доисп. периода, а с 30-х гг. перешли к живописи синтетич. красками). В передовых художеств, кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политич. борьбу и связывающего свою деятельность с Мекс. коммунистич. партией. По инициативе Сикейроса в 1922 оформляется " Революционный синдикат работников техники и искусства. В 1922 Ривера, Ороско, Сикейрос начали росписи в Нац. подготовит, школе в Мехико, а затем и в др. городах. Эпич. росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы др.-мекс. иск-ва, вместе с тем они говорят об освоении традиций итал. Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символич. формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространств, эффектов, активно воздействующих на зрителя. В 50-60-е гг. в монументальной живописи М. преобладают произв., создаваемые в синтезе с новыми архит. сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и X. Чавеса Морадо, тематич. мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана).

X. Г. Посада. Калаверы (гротескные изображения персонажей в виде скелетов, одетых в современные костюмы) " Крестьянская пара" и " Господская пара". Гравюры на дереве.

Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса " Полифорум" в Мехико (1971). С 30-х гг. в М. распространяется также модерни-стич. станковая и монументальная живопись (Р. Тамайоидр.). С кон. 30-х гг. начинается расцвет мекс. графики (в основном линогравюра и литография), обращённой к массам и проникнутой политич. публицистичностью. Художники, объединившиеся в " Мастерскую народной графики", выступают с антифашистскими и антиимпериалистич. работами, занявшими важное место в мировом реалистич. иск-ве сер. 20 в. (Л. Мендес, П. О'Хиггинс, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос и др.). Совр. скульптура развита в М. меньше, чем живопись и графика; в ней заметно увлечение абстрактными формами (X. Куэто), но особенно показательно обращение к традициям др.-мекс. пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, связанные с архитектурой (Р. Аренас Бетанкур, Ф. Суньига). В нар. иск-ве М. переплетаются традиции индейского и исп. иск-ва, проявляющиеся в технике и стиле и различные для разных р-нов и даже селений.

Илл. см. на вклейках - к стр. 32-33 и табл. V (стр. 64-65).

Лит.: Фрид Н., Графика Мексики, [пер. с чешек.], М., 1960; Искусство Мексики от древних времён до наших дней. Каталог выставки, Л., 1961; Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962; Ж а д о в а Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Angulo Iniguez D., Historia del arte hispanoamericano, v. 1 - 3, Barcelona - B. Aires, 1945 - 56; F e r n a n d e sJ., Arte moderno у contemporaneo de Mexico, Мех., 1952; Ob re g on Santacilla C., Cincuenta anos de arquitectura mexicana, Мех., 1952; Veinte siglos de arte mexicano, Мех., 1956; Covarrubias M., Indian art of Mexico and Central America, N. Y., 1957; La pintura mural de la Revolucion mexicana, Мех., 1960; Historia general del arte mexicano, v. 1 - 6, Мех.- B. Aires, 1963-69. В. М. Полевой, А. А. Стригалёв (архитектура 19-20 вв.). XV. Музыка

Музыка занимала большое место в быту и художеств., деятельности коренного населения М., в частности древних ацтеков. В ряде городов существовали спец. школы, где обучали музыке. Песни были связаны с религ. и культовыми обрядами. Пением и музыкой сопровождались мн. трудовые процессы. Нек-рые танцы, пантомимы представляли собой своеобразные " театрализованные действа". Муз. инструментарий включал разнообразные барабаны, погремушки, колокольчики, ксилофоны, морские раковины с просверлёнными отверстиями. Основой музыки ацтеков были пентатонные звукоряды., Нек-рое мелодич. однообразие вокальной музыки возмещалось рит-мич. богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмич. многоголосия.

На большей части терр. совр. М. бытует индейская музыка, испытавшая воздействие исп. и креольской муз. культуры. Истоки креольской музыки - в ладовой и метроритмич. структуре, а также в традиционных формах исп. песенной поэзии, но она обладает и специфич. характером и колоритом, отличающими её от исп. музыки. Наиболее распространённые песенно-танц. формы креольского фольклора - сон, харабе, уапанго, хабанера; песенные - кансьон, корридо. Традиционный нар. муз. инструмент -гитара (разновидности - гитаррон и ха-ранита); популярны скрипка и арфа (старинной конструкции, без педалей). В инструментальные ансамбли, сопровождающие танцы во время праздников, часто добавляются трубы.

С нач. 16 в. развивается проф. музыка. В 1523 монах П. де Ганте осн. в Тескоко первую в стране муз. школу, где индейцев обучали церк. музыке. В 1527 муз. школа открылась в Мехико. 16-17 вв.-период расцвета церк. музыки, служившей одним из средств обращения индейцев в христианство. К 18 в. церк. музыка пришла в упадок; светская же музыка до кон. 18 в. была представлена преим. домашним музицированием. С нач. 19 в. в столице и крупных городах ставились оперы нтал. композиторов. В 1825 в Мехико комп. и дирижёр М. Элисага основал первую в стране муз. академию, в 1826 - симф. оркестр. В 1866 открыта консерватория, реорганизованная в Нац. консерваторию в 1877. С сер. 19 в. выдвигаются нац. композиторы, работавшие преим. в жанре оперы: С. Паниагуа-и-Васкес, А. Ортега, М. Мо-ралес. Их творчество отмечено сильным влиянием европ., особенно итал. оперного иск-ва. Европ. ориентации придерживались также комп. кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. Р. Кастро, Р. Тельо, X. Каррильо, X. Ролон. М. Понсе первым среди мекс. композиторов обратился к использованию нац. муз. фольклора. Основоположники нац. композиторской школы -С. Ревуэльтас и К. Чавес (1-я пол. 20 в.). Значит, вклад в развитие мекс. муз. культуры внесли комп. М. Б. Химе-нес, П. Монкайо, музыковеды В. Г. Мен-доса, О. Майер-Серра. Среди ведущих муз. деятелей (1973): комп. Л. Санди, Д. Аяла, Б. Галиндо, Р. Альфтер, дирижёр Л. Эррера де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахас и М. Т. Кастрильон, гитарист А. Брибье-ска, певица X. Арая, исполнительница нар. песен Э. Касановас. В Мехико работают Нац. симф. оркестр, Симф. оркестр ун-та, Нац. опера, Высшая муз. школа при ун-те. Симф. оркестры имеются в ряде провинциальных городов. Большой популярностью пользуются много-числ. вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие нар. музыку. Выпускается журнал " Nuestra musica".

Лит.: П и ч у г и и П., Сильвестре Ревуэльтас и мексиканский фольклор, " Советская музыка", 1961, № 5; его же, Песни мексиканской революции, там же, 1963, № 11; Campos R., El folklore у la mu-sica mexicana, Мех., 1928; Mayer-Ser-ra O., Panorama de la musica mexicana, Мех., 1941; Mendoza V. Т., Panorama de la musica tradicional de Mexico, Мех., 1956; его же, La cancion mexicana, Мех., 1961; Stevenson R., Music in Aztec and Inca territory, Los Ang., 1968.

П. Ахундов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.