Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 113 страница






Основные показатели развития МТС

         
Число МТС (на конец года)        
Количество тракторов в пересчёте на 15-сильные, тыс. шт. 73, 3      
Выполнено работ в пересчёте на пахоту, млн. га 35, 1 227, 3 486, 5 570, 7

С организационно-хоз. укреплением колхозов форма их производств.-технич. обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производит, сил с. х-ва. Февральский пленум ЦК КПСС (1958) признал необходимым изменить прежний порядок производств.-технич. обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технич. станции. Рекомендации пленума законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верх. Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958-59 колхозы купили тракторов, машин и оборудования на 32 млрд. руб. (в т. ч. эксплуатировавшихся ранее в МТС - на 18 млрд. руб.).

Опыт стр-ва МТС при организации крупного с.-х. социалистич. произ-ва в СССР использован в ряде др. социалистич. стран в соответствии с их ист. условиями и особенностями развития с. х-ва.

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ сельскохозяйственный, сочетание трактора или двигателя с с.-х. машинами (орудиями) для выполнения механизированных операций и процессов в с.-х. производстве. Если машина имеет свой двигатель и передаточный механизм для привода рабочих органов и передвижения по полю, то такой агрегат наз. самоходным. М.-т. а. может быть простым, комплексным и сложным. Простой М.-т. а. выполняет одну операцию (напр.культивацию); комплексный, состоящий из отд. рабочих машин, -2 последовательные операции (напр., пахоту с боронованием); сложный (напр., комбайновый) - 2 и более операций одной машиной. По видам технологич. процессов М.-т. а. подразделяют на пахотные, посевные, уборочные, транспортные, кормоприготовительные и др.; по способу выполнения работ - на передвижные, перемещающиеся по полю, стационарно-передвижные - с периодич. передвижением агрегата по полю и стационарным выполнением технологич. процесса (напр., погрузка копен в трансп. средства, раздача кормов и др.) и стационарные - с установкой рабочей машины на определённом месте (зерноочистит. агрегат и др.); по способу соединения машины с трактором - на прицепные, полунавесные и навесные. Прицепной М.-т. а. состоит из трактора и прицепной машины, имеющей свою ходовую часть, или из неск. прицепных машин и сцепки. Прицепные машины располагают относительно продольной оси трактора симметрично (сеялки, культиваторы и т. д.) или асимметрично (плуги, жатки, косилки и др.). Навесной М.-т. а. состоит из трактора (самоходного шасси) и навесной машины или неск. таких машин и навесной (полунавесной) сцепки. Размещение навесных машин относительно трактора показано на рис. Выбор того или иного навесного М.-т. а. зависит от условий работы. В полунавесном М.-т. а. при транспортном и рабочем положениях машина опирается на свои опорные колёса и навесную систему трактора.

Схемы агрегатировання навесных машин с трактором: а - сзади; 6 - сзади справа; в - сзади слева; г - между передней и задней осями (на самоходном шасси) посредине; д - между передней и задней осями справа; е - спереди посредине (фронтально); ж - спереди и посредине (слева и справа); з - посредине слева и справа и сзади; и - спереди и посредине справа; к - фронтально сзади (при движении трактора задним ходом).

М.-т. а. бывают тяговыми, тягово-при-водными и приводными. В тяговых М.-т. а. мощность двигателя трактора расходуется на перемещение трактора и рабочей машины, выполняющей к.-л. производств, процесс (вспашку, культивацию и т. д.). Тяговый М.-т. а., состоящий из трактора с прицепом (кузовом), наз. транспортным. В тягово-приводных М.-т. а. мощность двигателя используется для перемещения трактора и машины, а также для привода её рабочих органов. Привод может быть осуществлён через вал отбора мощности трактора (льнокомбайн, силосоуборочный комбайн и т. д.) или ходовых либо опорных колёс (напр., сеялки). В приводных стационарных или стационарно-передвижных М.-т. а. мощность двигателя передаётся рабочей машине посредством вала отбора мощности, ремённой передачи, а также электро-или гидропривода. А. В.Еленев.

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК в сельском хозяйстве, совокупность машин, необходимых для механизации работы по возделыванию с.-х. культур. М.-т. п. состоит из след, групп: тракторы (самоходные шасси) как универсальное энергетич. средство; агрегатируемые с ними с.-х. машины (плуги, сеялки, бороны, культиваторы, косилки, различные уборочные не самоходные машины и др.); самостоятельно работающие уборочные машины; стационарные машины с индивидуальным или групповым приводом рабочих органов; трансп. машины. В соответствии с требованиями комплексной механизации с.-х. машины, входящие в состав М.-т. п., объединяют в комплексы для возделывания отд. с.-х. культур с учётом особенностей произ-ва в различных природно-климатич. зонах. Структура этих комплексов машин изменяется в результате специализации х-ва, а также в зависимости от технологии произ-ва и природно-климатич. особенностей, влияющих на выбор машин. Основа экономич. использования М.-т. п.- соблюдение правил технич. эксплуатации, своевременное возобновление парка, обеспечение расширенного воспроизводства на новой технич. основе.

МАШИННЫЕ МАСЛА, один из видов индустриальных масел.

МАШИННЫЙ ЗАЛ э л е к тр о с т а н ц и и, часть здания станции, где размещаются агрегаты, вырабатывающие электроэнергию, - электрические генераторы и вращающие их двигатели (турбины, дизеля) с относящимся к ним вспомогат. оборудованием. М. з. ГРЭС, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), атомной электростанции (АЭС), гидроэлектрические станции (ГЭС), газотурбинной, дизельной и геотермальной электростанций различаются по типу установленного в них оборудования и его компоновке.

В М. з. ГРЭС, ТЭЦ и АЭС располагаются турбогенераторы, паровые турбины, конденсаторы, теплообменники, системы регенерации, питат., циркуляц., конденсац. и дренажные насосы, оборудование для собственных нужд электростанции. В М. з. ТЭЦ, кроме того, устанавливаются сетевые подогреватели и их насосы. В М. з. АЭС, работающих на влажном или слабоперегретом паре, размещаются промежуточные сепараторы и пароперегреватели. По расположению турбоагрегатов различают М. з. с поперечной и продольной компоновкой. Турбины и генераторы устанавливаются в М. з. на железобетонных или металлич. фундаментах. Высота фундамента зависит от мощности и конструктивных особенностей устанавливаемого оборудования. Верхняя отметка фундамента является отметкой обслуживания турбоагрегата. Часть М. з., расположенная ниже отметки обслуживания, наз. конденсаторным помещением. Зона М. з., занимаемая одним турбоагрегатом, его вспомогат. оборудованием и ремонтными площадками, наз. ячейкой. В одноконтурных АЭС отд. агрегаты устанавливаются в бетонных боксах; большая часть оборудования имеет биол. защиту. Монтажная площадка для сборки осн. и вспомогат. оборудования агрегата на совр, многоагрегатных электростанциях находится непосредственно около каждого нового агрегата (временная площадка). У капитальной стены М. з. (у агрегата № 1) находится монтажная площадка для проведения крупного ремонта уже эксплуатируемого оборудования. Наружная стена М. з. граничит с распределительным устройством. Со стороны служебных помещений торцевая стена М. з. капитальная, со стороны возможного расширения станции - временная.

Размеры М. з. тепловой электростанции зависят от числа установленных агрегатов, их мощности, типа и взаимного расположения. Напр., типовой проект ГРЭС-2400 (8 агрегатов по 300 Мвт) предусматривает длину М. з. 432 м, ширину 41, 5 м, высоту 31, 5 м. Под М. з. размещается подвал глубиной 3, 3 м. Отметка обслуживания турбоагрегатов находится на высоте 9 м над полом конденсаторного помещения. М. з. оборудован двумя мостовыми кранами грузоподъёмностью 75/20 т. Строит, конструкции М. з. выполняют из сборного железобетона в виде двух продольных рядов колонн, несущих верхнее перекрытие и подкрановые конструкции. В юж. р-нах М. з. часто делают открытыми. М. з. типовой ГРЭС-600 (4 турбоагрегата по 150 Мвт) закрывается только в пределах конденсаторного помещения до перекрытия на отметках обслуживания турбоагрегата. Монтаж оборудования М. з. открытого типа производится портальным краном.

М. з. газотурбинной и дизельной электростанций являются осн. частями главного корпуса, где располагается всё рабочее оборудование: газовые турбины, дизели, электрич. генераторы тока, компрессоры, пусковые двигатели, камеры сгорания.

М. з. гидроэлектрич. станции является верхним строением здания ГЭС. В М. з. ГЭС с вертикальными агрегатами располагаются гидрогенераторы или только верхние их надстройки, колонки регулятора скорости вращения и котёл маслонапорной установки, щиты управления гидроагрегатами, устройства автоматич. управления и регулирования. В М. з. ГЭС с горизонтальными агрегатами размещаются также гидротурбины с регулирующими устройствами. В М. з. гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) при трёхмашинной схеме устанавливают агрегаты в составе: турбина - генератор - насос, а при двухмашинной схеме - обратимые гидроагрегаты. М. з. может быть полногабаритным с внутр. мостовыми кранами для монтажа оборудования, полуоткрытым или пониженным 'с установкой основного крана снаружи. Существуют ГЭС без М. з. с открытым расположением гидрогенераторов. Высота и ширина полногабаритного М. з. зависят от условий монтажа, демонтажа и транспортировки оборудования. Длина М. з. ГЭС определяется числом установленных агрегатов и их размерами, расстоянием между агрегатами и габаритами монтажной площадки. Напр., в М. з. крупнейшей в мире Красноярской ГЭС установлено 12 агрегатов мощностью 508 Мет каждый с радиально-осевыми турбинами; дл. М.з. ок. 330 м, шир. 30 м, вые. 20 м.

Лит.: Аргунов П. П., Гидроэлектростанции. Основы использования водной энергии, К., 1960; Р ы ж к и н В, Я., Тепловые электрические станции, М.- Л., 1967; Подгорный А. Н., Здания и сооружения тепловых электростанций, М., 1967; Гидроэнергетические установки, под ред. Д. С. Щавелева, Л., 1972. И. Г.Левит,

МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД, автоматический перевод, перевод текстов с одного языка на другой с помощью автоматич. устройств. Различают два направления исследований по М. п.: 1) прикладное (пром. реализация М. п. научно-технич. текстов, автоматизация информац. дела и т. п.), 2) теоретическое (моделирование речевой деятельности людей как один из методов её исследования; разработка матем. формализмов для лингвистич. описаний; поиск алгоритмов переработки языковых объектов; исследование соотношения между человеческим мышлением и машинами и т. п.).

Система М. п. обычно состоит из лингвистич. описания входного и выходного языков (т. е. автоматич. словарей и грамматик формальных всех уровней) и алгоритма (т. е. инструкции по использованию этих словарей и грамматик, ориентированной только на их форму), на основе к-рого выполняется сам перевод. Полный процесс М. п. состоит из след. осн. этапов: 1) анализ текста на входном языке (поиск слов в словаре, морфологич. и синтаксич. анализ - моделируется понимание текста); 2) преобразование (переход от структуры текста на входном языке к структуре текста на выходном языке); 3) синтез текста на выходном языке (синтаксич. и морфологич. оформление текста - моделируется построение текста). В реальных системах М. п. все эти этапы могут тесно переплетаться, а нек-рые из них отсутствовать.

Алгоритм М. п. обычно выполняется универсальной цифровой вычислит, машиной. Полученный в результате М. п. текст может редактироваться человеком- " постредактором", к-рый устраняет ошибки и неоднозначности в переводе. Вот как выглядит в общих чертах пример перевода с англ. яз. на русский предложения Не was seen at 6 o'clock no указанным этапам. На этапе анализа устанавливается, что he - подлежащее, was seen - сказуемое (глагол see в Past Indefinite изъявит, наклонения пассивного залога), a at 6 o'clock - обстоятельство времени. На этапе преобразования англ, словам и словосочетаниям ставятся в соответствие русские переводы: he - чон", see - " видеть", 6 o'clock -" шесть часов"; поскольку глагол " видеть" не употребляется в страдательном залоге, английская пассивная конструкция преобразуется в русскую неопределённо-личную конструкцию: " он" становится прямым дополнением (" его") к сказуемому - глаголу " видеть" несовершенного вида изъявительного наклонения действит. залога в прошедшем времени и мн. числе. На этапе синтеза вырабатываются падежные и предложные показатели синтаксических связей между словами, в частности предлог at получает перевод " в + вин. над." как показатель обстоятельства времени, " он" как прямое дополнение получает признак " винит, пад." и т. п. Затем определяется порядок слов, после чего образуются нужные формы слов, так что получается " Его видели в 6 часов". Если в исходном предложении вместо he было бы местоимение it, то при переводе (без учёта предыдущих предложений) возникла бы неоднозначность: " Его видели в 6 часов" (если it - это, напр., plane-" самолёт"), " Её видели Е 6 часов" (если it - это, напр., rocket -" ракета"), " Это видели в 6 часов" (если it - нек-рое событие или явление). Человек-постредактор может выбрать из этих вариантов один - правильный.

Проблема М. п. находится на стыке теоретич. и прикладной лингвистики (в т. ч. структурной и статистич. лингвистики), математической лингвистики, теории и практики программирования и автоматич. программирования для вычислит, машин, информатики. Параллельно с М. п, развивалась автоматизация лингвистич. исследований. Методы М. п., разработанные для естеств. языков, находят применение в задачах, связанных с искусств, языками (языки автоматич. программирования, языки информационные).

Впервые идея М. п. была высказана франц. изобретателем Ж. Арцруни и независимо сов. изобретателем П. П. Смирновым-Троянским в 1933. С появлением в 40-50-х гг. электронных вычислит, машин работы по М. п. начались в США и СССР. В 1954 в Джорджтаунском ун-те (Вашингтон, США) был проведён первый эксперимент по М. п. с русского яз. на английский. В СССР первые опыты М. п. были проведены в 1955-56 (англо-русский и французско-русский М. п.). В дальнейшем исследования по М. п. развернулись во мн. др. странах. Гл. входные языки - англ., рус., франц.; выходные - те же, а также нем., япон., чеш., вьетнамский и нек-рые др. Начальный период работ над проблемами М. п. (примерно до 1961) характеризовался повышенным вниманием к технич. и программистским вопросам; ориентацией на конкретные пары языков (т. н. б и н а р н ы й перевод), разработкой лишь морфологич. и синтаксич. правил перевода; формулировкой правил перевода сразу в виде алгоритмич. предписаний; выдачей, как правило, только одного варианта перевода для каждого предложения. В дальнейшем при разработке М. п. стали существенно использоваться результаты совр. структурной и матем. лингвистики. Осн. внимание стало обращаться на разработку и совершенствование общих схем М. п., пригодных для самых различных языков. Правила обработки текста для конкретных языков стали формулироваться большей частью не как алгоритмич. предписания, а как условия, налагаемые на правильный результат обработки. Процесс М. п. реализуется алгоритмом достаточно универсального типа, к-рый выявляет и осуществляет все возможные способы обработки текста на данном этапе, приводящие к допустимым (по указанным правилам) результатам (многовариантная обработка); на последующих этапах лишние и неправильные варианты отбрасываются (метод фильтров).

Морфологич. и многие синтаксич. проблемы М. п. в рамках изолированного предложения в основном решены. Гл. трудности при создании полностью автоматизированных систем высококачественного перевода связаны с недостаточным уровнем разработанности семантич. теории языков, с помощью к-рой можно было бы точно сформулировать правила обработки смысла и значений предложений языка.

На практике используются упрощённые и специализированные системы М. п., связанные с автоматизацией обработки научно-технич. информации (пословный перевод с частичной грамматич. обработкой и автоматическое реферирование - для целей экспресс-информации и патентной документации, а также для информационно-поисковых систем).

Имеются издания, целиком или частично посвящённые М. п., напр.: журн. " Mechanical Translation" (Camb., с 1954), " Т. A. Informations" (P. с 1965; в 1960- 1964 выходил под назв. " Traduction automatique"), " Communications of the Association for Computing machinery" (Phi)., с 1958), " Научно-техническая информация. Серия 2" (М., с 1961), сб-ки " Машинный перевод и прикладная лингвистика" (М., с 1959), " Проблемы кибернетики" (М., с 1958) и др.

Лит.: Переводная машина П. П. Троянского. Сборник материалов о переводной машине для перевода с одного языка на другие, предложенной П. П. Троянским в 1933 г., М., 1959; Машинный перевод. Сб. ст., пер. с англ., М'., 1957; П а н о в Д. Ю., Автоматический перевод, М., 1958; Р е в з и н И.И., Розенцвейг В. Ю., Основы общего и машинного перевода, М., 1964; М е л ь ч у к И. А., Р а в и ч Р. Д., Автоматический перевод. 1949 - 1963. Критико-библио-графический справочник, М., 1967; Автоматический перевод. Сб. ст., пер. с англ., итал., нем., франц., М., 1971. И. А. Мельчук, С. Я. Фитиалов.

МАШИННЫЙ ЯЗЫК, язык программирования, содержание и правила к-рого реализованы аппаратными средствами ЦВМ. М. я. состоит из системы команд ЦВМ и метода кодирования информации (исходных данных, результатов вычислений), принятого в ЦВМ. Символами М., я. являются двоичные цифры; как правило, символы группируются в конструкции (морфемы) - адреса в командах, коды операций и признаки команд; из команд составляются программы, реализующие алгоритмы задач. Эффективность решения различных задач на ЦВМ в значит, степени зависит от того, насколько М. я. приспособлен для реализации заданных алгоритмов. В программе, составленной на М. я., или, как иногда говорят, в машинном коде, должны быть заданы вполне определ. команды для выполнения каждой операции. При этом точно указывается, где должны храниться числа (ячейка запоминающего устройства), как пересылать и обрабатывать числа и где хранить результаты вычислений.

Программирование на М. я. ведётся в системе команд ЦВМ, поэтому М.. я. рекомендуется использовать для создания программ (операционные системы, трансляторы алгоритмич. языков, библиотеки стандартных программ), расширяющих логич. возможности ЦВМ, и для создания программ, на к-рые наложены ограничения по времени выполнения и объёму памяти ЦВМ. Недостатки программирования на М. я.: программы, написанные для ЦВМ одного типа, не пригодны для ЦВМ другого типа; продолжительные сроки обучения программистов; программист, научившийся программировать на одной машине, должен фактически переучиваться при переходе к программированию на др. машине. Один из путей развития М. я.- приближение М. я. к языкам высшего уровня (тем самым упрощаются трансляторы с алгоритмич. языков). А. В Гусев

МАШИНОВЕДЕНИЕ, объединяет комплекс науч. исследований по наиболее общим вопросам, связанным с машиностроением независимо от отраслевой принадлежности и целевого назначения машин. В М. входят: общая теория машин и теория механизмов (см. Машин и механизмов теория), изучающие их динамику в различных условиях применения с целью создания рациональных образцов на основе кинематич. и динамич. анализа и синтеза механизмов; дисциплины, изучающие свойства материалов, применяемых в машиностроении (напр., металловедение) для правильного выбора материалов при создании определённых видов машин; дисциплины, позволяющие определить прочность и несущую способность узлов и деталей в различных условиях эксплуатации машин и на основе этого рассчитывать их размеры (см. Сопротивление материалов, Упругости теория, Пластичности теория, Детали машин)', теория трения, исследования износа деталей в узлах (см. Износ, Износостойкость), на основе к-рых решаются вопросы повышения кпд, увеличения ресурсов работы (см. Долговечность), необходимого качества поверхности сопряжённых деталей; исследование оптимальных процессов изготовления; вопросы надёжности в смысле обеспечения требуемых свойств, высококачеств. выполнения машиной необходимых операций и сохранения этих свойств при её эксплуатации, вопросы рационального использования энергии, вопросы повышения производительности машин и, в конечном счёте, их экономичности. В связи с расширением применения в различных областях нар. х-ва машин автоматич. действия М. уделяет большое внимание проблеме автоматич. управления: применению средств управления и конструктивным построениям машин и механизмов, упрощающим методы управления. На совр. этапе научно-технич. революции требуется всё большее углубление науч. исследований в перечисленных разделах М., к-рое диктуется усложнением характера работы машин в различных условиях внешней среды. Увеличиваются скорости движения, расширяется диапазон темп-р, при к-рых работают машины, растут силовые нагрузки, нек-рые машины работают, напр., в вакууме, при повышенной радиации и т. п. Поэтому развитием, требует тесной связи исследований с достижениями многих областей науки: автоматики, аэро-, газо-и гидродинамики, термодинамики, физ. химии, электроники, электротехники и др. В свою очередь, потребности М. способствуют решению ряда проблем в различных областях знания, стимулируя их развитие, позволяя создавать новое машинное оборудование, необходимое для проведения экспериментальных исследований. М. является одной из осн. областей науки, обусловливающих технич. прогресс. А. А. Благонравов.

" МАШИНОВЕДЕНИЕ", научно-технич. журнал, орган Отделения механики и процессов управления АН СССР. Издаётся в Москве с 1965. Периодичность - 6 номеров в год. Публикует работы по совр. методам анализа и синтеза механизмов, динамике машин, теории передач, теории машин-автоматов, применению моделирующих и цифровых электронных машин для решения задач машиноведения, по точности и теории надёжности в её вероятностном аспекте. Помещает статьи по вопросам применения в машиностроении новых материалов, в т. ч. компози ционных. Реферируется на англ, языке в Лондоне. Тираж (1974) 2, 6 тыс. экз.

МАШИНОВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТ научно-исследовательский (ИМАШ), специализируется на решении общих проблемных вопросов теории машин, автоматизации при решении задач в области машиностроения, на проблемах прочности и износостойкости машин. Основан в Москве в 1938 при АН СССР. Гл. научные направления: теория машин и механизмов, прочность деталей машин, трение и износ в машинах, теория технологических процессов. Имеется аспирантура с очной и заочной формой обучения, ин-ту дано право приёма к защите докторских и канд. диссертаций. Результаты исследований М. и. публикует в виде монографий, сборников и т. п.

МАШИНОПИСЬ, политерное печатание и размножение текстовых, табличных и цифровых материалов с помощью пишущей машинки.

Общепринятым является т. н. слепой десятипальцевый способ М.: текст оригинала пишется (перепечатывается) автоматически без зрительного контроля всеми десятью пальцами, за каждым из к-рых закреплены определённые клавиши (литеры, знаки) пишущей машинки. Существуют 2 широко известные системы обучения М.: профессиональная, основанная на выполнении вслепую спец. упражнений, начиная со среднего ряда клавиатуры (эта система принята на курсах М.), и массовая, при к-рой обучение начинается с переписки несложного текста при зрительном контроле на первой стадии за движениями пальцев по клавиатуре. Средняя скорость М. для лиц, окончивших курсы, - 250 ударов в минуту (ок. 10 машинописных страниц в час).

Лит.: Дмитревская Е. И., Дмитревский Н. Н., Учебник машинописи, М., 1953; Березин Б. И., Самоучитель машинописи, 3 изд., М., 1969; Макарова Н. В., 50 уроков машинописи, [М.], 1971; Соболевская В. В., Учебное пособие по иностранной машинописи для работников телевидения и радиовещания, М., 1972; Демачёва Ю. С., Кузнецова А. Н., Машинопись, М., 1972. Б. И. Березин.



МАШИНОСТРОЕНИЕ, комплекс отраслей тяжёлой пром-сти, изготовляющих орудия труда для нар. х-ва, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технич. перевооружения всего нар. х-ва. От уровня развития М. в решающей степени зависят производительность обществ, труда, технич. прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Гл. задача М.- обеспечить все отрасли нар. х-ва высокоэффективными машинами и оборудованием. В СССР М. принадлежит особое место в экономике страны в связи с его ведущей ролью в социалистич. расширенном воспроизводстве. М. явилось базой социалистич. индустриялизации страны, способствовало превращению СССР в высокоразвитую индустриальную державу.

М.- составная часть более широкой производств, группы - М. и металлооб1 работки, - в к-руго, кроме М., входит произ-во металлнч. изделий, металлоконструкций и ремонт машин и оборудования. В 1972 продукция металлообработки составила 16% общего объёма продукции М. и металлообработки. М.' СССР включает такие крупные подотрасли, как энергетич. М., электротех-нич., станкостроительная и инструментальная пром-сть, приборостроение, тракторное и с.-х. М. и др. М. занимает 1-е место в пром-сти СССР по объёму выпускаемой продукции, стоимости осн. производств, фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях. В 1972 на долю М. и металлообработки приходилось ок. 1/4 пром. продукции СССР; удельный вес пром.-производств, основных фондов М. и металлообработки в пром.-производств, осн. фондах пром-сти составил в 1972 20, 9%, в численности пром. рабочих -ок. 39%. М. производило в 1970 примерно 30 тыс. наименований изделий. Св. 60% продукции М. выпускается в мелкосерийном и серийном произ-ве. Для М. характерен прерывный процесс произ-ва. Большая номенклатура машин и оборудования, их сложность и возможность расчленения на отд. узлы и детали обусловливают широкую специализацию произ-ва продукции М.

Возникновение М. как отрасли промышленности относится к 18 в., быстрое развитие М. получило в 19 в., сначала в Великобритании и нек-рых др. странах Зап. Европы, а затем в США. В России первые маш.-строит. з-ды построены в 18 в.

М. дореволюц. России было слабо развито и зависело от иностр. капитала, что объяснялось общей эконом ич. отсталостью страны. Выпуск продукции М. для пром-сти был крайне ограниченным как по объёму, так и по номенклатуре; с.-х. М. изготовляло несложный инвентарь. Продукция, выпускаемая М. дореволюц. России, была на более низком технич. уровне, чем машиностроит. продукция стран Зап. Европы и США. Автомобили, металлорежущие станки производились в небольшом количестве, а прядильные машины, инструменты, приборы, сложные с.-х. машины, мощное энергетич. оборудование и мн. др. виды машин и оборудования не производились, а импортировались.

За годы Сов. власти создано мощное М. Политика социалистич. индустриализации, всё возрастающий размах капитального стр-ва вызвали большую потребность в машинах и оборудовании. В 1-й пятилетке (1929-32) среднегодовые темпы прироста валовой продукции пром-сти СССР составили 19, 2%, а М. и металлообработки - 41, 3%; во 2-й пятилетке (1933-37) - соответственно 17, 1% и 23, 1%; за 3 предвоенных года 3-й пятилетки (1938-40) -13, 2% и 20, 7%. Опережающие темпы развития М. характерны и для послевоенного периода. Объём валовой продукции М. и металлообработки в 1972 превосходил уровень 1913 в 1040 раз и 1940 - в 35, 1 раза. В таблице приведены данные о производстве важнейших видов машин и оборудования в СССР.

М. обеспечило создание крупного совр. производств, аппарата во всех отраслях материального произ-ва и высокую степень обороноспособности страны. По состоянию на нач. 1973 в нар. х-ве СССР использовалось 4, 08 млн. металлорежущих станков и 948 тыс. кузнечно-прессовых машин, в угольной и горнорудной пром-сти работали десятки тыс. угольных комбайнов, врубовых и погрузочных машин, конвейеров, электровозов и др. механизмов; в стр-ве находилось в эксплуатации 119, 2 тыс. экскаваторов, 33, 7 тыс. скреперов, 117, 5 тыс. бульдозеров, 135, 7 тыс. передвижных кранов и большое количестно др. техники; в с. х-ве имелось 2, 11 млн. тракторов, 656 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1, 23 млн. грузовых автомобилей (без межколхозных несельскохоз. орг-ций), 1, 22 млн. тракторных сеялок и сотни тысяч др. машин и механизмов. Огромное количество машин и оборудования получили от М. все отрасли пром-сти, транспорт и связь. На 1 янв. 1972 осн. производств, фонды нар. х-ва СССР составили в ценах 1955 500 млрд. руб., из них примерно 2/5 приходилось на долю машин и оборудования.

Производство отдельных видов продукции машиностроения в СССР

               
Турбины, Гвт 0, 006 0, 044 1, 2 2, 7 9, 2 16, 2 14, 6
Генераторы к турбинам, Гвт -- 0, 075 0, 5 0, 9 7, 9 10, 6 13, 7
Электродвигатели переменного тока мощностью от 0, 25 до 100 квт, Гвт 0, 3 0, 2 1, 3 4, 2 13, 5 27, 8 30, 5
Электродвигатели переменного тока мощностью св. 100 квт, Гвт _ 0, 055 0, 5 2, 5 4, 1 5, 5 6, 0
Станки металлорежущие, тыс. шт. 1, 8 2, 0 58, 4 70, 6 155, 9 202, 2 211, 3
в т. ч. станки с числовым и программным управлением, шт.              
Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки, комплектов              
Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт.   0, 1 4, 7 7, 7 29, 9 41, 3 44, 0
Приборы, средства автоматизации и запасные части к ним*, млн. руб.              
в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955     30, 6        
в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967              
Средства вычислительной техники и запасные части к ним*, млн. руб. в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955     0, 3 2, 0 79, 9    
в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967              
Металлургическое оборудование, тыс. m     23, 7 111, 2 218, 3 314, 0 322, 1
Комбайны угольные очистные, шт. _ _       ИЗО 11)7
Нефтеаппаратура, тыс. m - - 15, 5 47, 9 93, 0 126, 6 156, 9
Экскаваторы, шт. - -          
Бульдозеры, тыс. шт.     0, 1 3, 8 12, 9 33, 5 40, 2
Тепловозы магистральные (секций)              
Электровозы магистральные, шт. Автомобили, тыс. шт. 0, 1 0, 8 9 145, 4 102 362, 9 396 523, 6 323 916, 1 351 1378.8
в т. ч. грузовые и автобусы   0, 79 139, 9 298, 3 384, 8 571, 9 648, 7
легковые 0, 1 0, 05 5, 5 64, 6 138, 8 344, 2 730, 1
Тракторы (в физич. единицах), тыс. шт. _ 1, 3 31, 6 116, 7 238, 5 458, 5 477, 8
Плуги тракторные, тыс. шт. - 0, 5 38, 4 121, 9 149, 1 211, 7 223, 1
Сеялки тракторные, тыс. шт. - 0, 6 21, 4 117, 7 111, 9 163, 5 144, 5
Комбайны зерноуборочные, тыс. шт. - - 12, 8 46, 3 59, 0 99, 2 95, 7

* В 1967 выпуск приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним в оптовых i __ нах предприятий на 1 июля 1955 составил 2370 млн. руб., в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967 - 1631 млн. руб.; средств вычислительной техники и запасных частей к ним - соответственно 376 и 261 млн. руб.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.