Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 112 страница






МАШ, фасоль золотистая (Phaseolus aureus), вид однолетних травянистых растений рода фасоль сем. бобовых. Происходит от дикого вида Ph. sublobatus. В виде 3 подвида: индий с кий (ssp. indicus), китайский (ssp chinensis) и иранский (ssp. iranicus) М.-растение высотой 25-100 см, силь но опушённое, с ветвистым прямостоячим, приподнимающимся или стелющимся стеблем и стержневым корнем. Листья очередные, тройчатые, зелёные. Цветки золотисто-жёлтые, в коротких кистях, Плоды (бобы) узкие, цилиндрич., изогнутые или прямые, длиной 8-15 см, с 7-10 семенами, зрелые-почти чёрные. Семена округло-цилиндрич., бочковидные, зелёные, жёлтые или бурые; 1000 семян весит 25-80 г. Вегетац. период скороспелых сортов М., возделываемых в СССР (напр., Победа 104), 80-100 сут, Растение теплолюбиво и влаголюбиво. Семена М. содержат 24-28% белка, 46-50% крахмала, 2-4% жира, витамины. Их используют в пищу в качестве крупы, зелёные бобы и этиолированные побеги - как овощи, зелёную массу сушат, силосуют и запахивают в почву (зелёное удобрение), солому и мякину скармливают скоту. Родина М.- Юго-Зап. Азия, где он введён в культуру 5-6 тыс. лет назад. М. выращивают в Индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Бирме, Китае, Вьетнаме, Японии и др.; в СССР - в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Закавказье и на юге Казахстана (на небольших площадях) при орошении, в яровом и пожнивном посеве. Урожай зерна 10-16 ц с 1 га, зелёной массы до 200 ц с 1 га.

Маш: 1- верхняя часть растения; 2 - бобы.

Лит. см. при ст. Фасоль. Н. Р. Иванов.

МАШАДУ, Машаду Гимараинш (Machado Guimaraes) Бернардину Луиш (25.3.1851, Рио-де-Жанейро, Бразилия, -29.4.1944, Порту), португальский политич. деятель и учёный. В 1876 окончил ун-т в Коимбре и получил там кафедру философии. В 1893 был мин. общественных работ. В конце 1890-х гг. присоединился к республиканцам и в 1902 был избран пред. Республиканской партии. В 1907 отстранён от работы в ун-те как участник забастовки студентов. После провозглашения в 1910 Португалии республикой - мин. иностр. дел (до 1911). В 1914 и 1921 премьер-министр. Президент республики в 1915-17 и в 1925-26 (оба раза был смещён в результате воен. переворотов). В 1927 обвинён в подготовке восстания и выслан из Португалии. В 1936 вернулся на родину. Автор работ по истории, антропологии, педагогике, экономике.

МАШАДУ Д'АСИС (Machado de Assis) Жоакин Мариа (21.6.1839, Рио-де-Жанейро, -29.9.1908, там же), бразильский писатель. Был первым президентом осн. в 1896 Бразильской АН. Мулат. Сын маляра, образования не получил. Работая наборщиком, корректором, в 1863-66 опубл. первые сб-ки стихов и пьес. Романы " Воскресение" (1872), " Рука и перчатка" (1874), " Иайа Гарсиа" (1878) выдержаны в романтич. духе. Явился зачинателем критич. реализма в браз. лит-ре. Испытал влияние англ., а затем рус. реализма. Ввёл в браз. лит-ру психологич. анализ характера. В романе " Посмертные записки Браз Кубаса" (1881, рус. пер.- " Записки с того света", 1968) исследовал социально-психологич. последствия рабовладения. В " Кинкасе Борба" (1891) и " Доне Касмурро" (1899, рус. пер. 1961) он проследил специфич. отношения между людьми в рутинно-провинциальном браз. обществе; ему свойствен пессимистич. взгляд на совр. человека, судьбы его героев всегда завершаются душевным крахом. Мастер реалистич. новеллы: сб. " Истории без даты" (1884), " Реликвии старого дома" (1906) и др. Реалистич. сила ослабевает в романах " Исаак и Иаков" (1904) и " Записки Айреса" (1908). В критич. статьях отстаивал нац. самобытность браз. лит-ры.

Соч.: Obras completas, 5 ed., v. 1 - 31, Rio de J., 1944; [Рассказы], в кн.: Бразильские рассказы, М., 1959; [Рассказы], в кн.: Под небом Южного креста, М., 1968.

Лит.' Miguel Pereira L., Machado de Assis, 5 ed., Rio de J., 1955; S о u s a J. Galante de, Fontes para о estudo de Machado de Assis, Rio de J., 1958; Pereira A., Machado de Assis, Rio de J., [1959]; M a s s a J.-M., Bibliographic descriptive, analytique et critique de Machado de Assis, t. 4, Rio de J., [1965]; G r i e g о A., Viagem era torno a M. de Assis, Sao'Paulo, [1969]. И. А. Тертерян.

МАШАРА Михась (Михаил) Антонович [р. 5(18).11.1902, дер. Тоболы, ныне Витебской обл.], белорусский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Род. в бедной крест, семье. М. принадлежат сб-ки стихов: " Рисунки" (1928), " На солнечный берег" (1934), " Накануне весны" (1935), " Из-под крыш соломенных" (1937), " Белорусии" (1944), " Сквозь грозы" (1948), " Моя озёрная страна" (1962) и др., поэмы " Смерть Кастуся Калиновского" (1934), " Мамкина горка" (1936) и др. Автор романов " Крэсы борются" (1966), " Солнце за решёткой" (1968), " Лукишки" (1970) - о борьбе трудящихся Зап. Белоруссии за свои права. Известен также как переводчик. Награждён 2 орденами, а также медалями.

С о ч.: Ад родных аселщ, Мшск, 1959; Вершы, MIHCK, 1971.

Лит.: КЛIМКОВIЧ М., Mixac Maшара, в его кн.:.Штаратурна-крытычныя артикулы, Мшск, 1962; Шсьменшкi Савецкай Беларуси Кароткi бiябiблiяграфiчны даведшк, Мшск, 1970.

МАШЕВКА, посёлок гор. типа, центр Машевского р-на Полтавской обл. УССР. Ж.-д. ст. (Тагамлык) на линии Полтава - Красноград. Молокозавод, комбикормовый з-д, хлебозавод.

МАШЕРОВ Пётр Миронович [р. 13(26).2. 1918, дер. Ширки, ныне Сенненского р-на Витебской обл.], советский гос. и парт, деятель, Герой Сов. Союза (15.8.1944). Чл. КПСС с 1943. Род. в семье крестьянина. Окончил Витебский пед. ин-т им. С. М. Кирова (1939). В 1939-41 учитель физики и математики в Россонской ср. школе. С начала Великой Отечеств, войны 1941-45 возглавлял подпольную комсомольскую орг-цию и был одним из руководителей партиз. движения в Россонском р-не БССР. С апр. 1942 командир партиз. отряда им. Щорса. С марта 1943 комиссар партиз. бригады

им. Рокоссовского. С нояб. 1943 1-й секретарь Вилейского подпольного обкома ЛКСМ Белоруссии. В 1944-46 1-й секретарь Молодеченского обкома, в 1946- 1954 секретарь, затем 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии. В 1954-55 2-й секретарь Минского обкома, в 1955- 1959 1-й секретарь Брестского обкома КП Белоруссии. В 1959 - 62 секретарь, в 1962 - 65 2-й секретарь, с марта 1965 1-й секретарь ЦК КП Белоруссии. Делегат 19-24-го съездов КПСС. На 22-м съезде КПСС (1961) избирался канд. в чл. ЦК; на Окт. пленуме ЦК КПСС (1964), на 23-м (1966), 24-м (1971) съездах партии избран чл. ЦК КПСС. С апр. 1966 канд. в чл. Политбюро ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го и 7- 8-го созывов; с 1966 чл. Президиума Верх. Совета СССР. Награждён 5 орденами Ленина, а также медалями.

МАШИГИНА ГУБА, залив Баренцева м., у зап. побережья Северного острова Новой Земли. Дл. ок. 30 км, шир. ок. 10 км. Много мелких островов. С гористых берегов спускаются ледники, местами доходящие до моря.

МАШИКУЛИ (франц. machicoulis), навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых Машикули (указаны стрелкой) на башне Длинный Герман (14-15 вв.) в Вышгородском замке в Таллине.

МАШИН И МЕХАНИЗМОВ ТЕОРИЯ, наука об общих методах исследования и проектирования машин и механизмов. Наиболее развита часть науки, наз. теорией механизмов, в к-рой изучаются преим. свойства механизмов, являющиеся общими для всех (или для определённых групп) механизмов независимо от конкретного назначения машины, прибора или аппарата. Напр., один и тот же механизм для преобразования вращательного движения, выполненный в виде зубчатых колёс, может применяться в автомобиле, часах, мешалках аппаратов хим. произ-ва. Во всех указанных случаях требуется одно и то же преобразование движения, поэтому методы исследования и проектирования этих механизмов имеют мн. общего и составляют содержание теории механизмов. Другую часть науки составляет теория машин, в к-рой рассматриваются методы исследования и проектирования, являющиеся общими для машин различных областей техники. Обе части науки неразрывно связаны между собой, т. к. механизмы составляют основу почти любой машины. Задачи теории машин и механизмов очень разнообразны, но важнейшие из них можно сгруппировать по трём разделам: синтез механизмов, динамика машин и механизмов и теория машин-автоматов. Под синтезом механизмов понимается та часть их проектирования, к-рая относится к выбору схемы и нахождению параметров этой схемы, обеспечивающих выполнение требуемых движений. Задачи динамики механизмов состоят в исследовании движения отд. частей (звеньев) механизма под действием внешних сил. Теория машин-автоматов рассматривает методы построения их схем по условиям согласованности работы отд. механизмов и достижения оптимальной производительности, точности и надёжности машин-автоматов. Разделение задач теории машин и механизмов на указанные три раздела в нек-рой мере условное. Напр., в синтезе механизмов учитываются не только кинематич., но и динамич. условия; в динамике механизмов на основе исследования движения звеньев механизма даются рекомендации по выбору параметров механизма из условий получения оптимальных динамич. характеристик, т. е. выполняется динамич. синтез; в теории машин-автоматов выбор исполнит, механизмов и их параметров основывается на методах синтеза механизмов, а критерии оптимальности схемы машины-автомата (в особенности схемы управления) часто определяются по динамич. показателям. Однако обзор проблем науки о машинах и механизмах по этим разделам даёт достаточно полное представление о её содержании.

Основы синтеза механизмов в его аналитич. форме были заложены в 19 в. в работах рус. математика и механика П. Л. Чебышева. Исследуя его работы, можно представить всю последовательность решения задач синтеза механизмов в виде трёх этапов. Первый этап - выбор осн. критерия синтеза и ограничивающих условий. Каждый механизм в зависимости от назначения и условий эксплуатации должен удовлетворять ряду требований, разнообразных по форме и содержанию. Нек-рые из этих требований могут быть даже противоречивыми. Однако всегда можно установить, какое требование является решающим для правильной работы механизма, и в соответствии с этим выбрать осн. критерий, по к-рому оценивается его качество. Осн. критерий синтеза является функцией параметров механизма (наз. также функцией-критерием, или целевой функцией), остальные требования к нему формулируются в виде ограничивающих условий на параметры. Другими словами, первый этап решения любой задачи синтеза - этап, на к-ром происходит формализация требований, предъявляемых к нему. На этом этапе задачи технологич. и конструктивные превращаются в математические. Второй этап - установление аналитич. выражения функции, характеризующей величину осн. критерия синтеза. Выбор осн. критерия определяется назначением механизма. Для некоторых механизмов его аналитич. выражение может оказаться очень сложным. Между тем существуют функции, к-рые имеют более простой вид и в то же время с достаточной для практики точностью характеризуют величину осн. критерия. При этом необходимо только, чтобы погрешности от замены функции-критерия её приближённым выражением были меньше тех погрешностей, к-рые возникают в реальном механизме из-за неточностей изготовления его деталей, упругости звеньев и др. причин. Третий этап- вычисление постоянных параметров механизма из условий оптимизации осн. критерия с учётом ограничивающих условий (ограничений). В Одних случаях эти условия выражаются в виде одного или нес1', уравнений и системы неравенств, из к-рых непосредственно находятся искомые параметры (точный синтез). В др. случаях отыскиваются такие значения параметров, при к-рых отклонение функции-критерия от оптимального значения является достаточно малой величиной, удовлетворяющей условиям практического использования механизма (приближённый синтез). Для приближённого синтеза Чебышев предложил оригинальный метод вычисления искомых параметров механизма, к-рый привёл в дальнейшем к созданию матем. теории приближения функций. Указанные три этапа синтеза механизмов составляю* осн. содержание задачи при их проектировании, т. к. все последующие операции по расчёту на прочность деталей и по установлению конструктивных форм уже не могут существенно изменить его кинематич. и динамич. свойств. Дальнейшее развитие методов синтеза механизмов в работах рус. учёных А. П. Котельникова (1865-1944), В. В. Добровольского (1880-1956) и др. отечеств, и зарубежных учёных состояло в отыскании наиболее целесообразных методов выполнения отд. этапов синтеза и применения их к различным видам механизмов (с гидравлич. и электрич. устройствами, пространственные со сложным движением рабочего звена, самонастраивающиеся механизмы и т. п.). При этом выяснилось, что в простейших случаях можно удовлетворить требованиям, предъявляемым к осн. критерию и ограничивающим условиям, используя несложные графич. методы. Однако применение этих методов не избавляет от необходимости решать задачу синтеза в неск. вариантах для получения результата, близкого к оптимальному. Только появление ЭВМ дало возможность эффективно и быстро выполнять третий этап синтеза, определяя оптимальные сочетания параметров механизма и даже решая такие задачи синтеза, к-рые ранее не могли быть решены из-за сложности и трудоёмкости вычислений. В 1965-72 для типовых задач синтеза механизмов были составлены программы вычислений на ЭВМ, позволяющие оптимизировать различные критерии и учитывать большое количество кинематич., динамич. и конструктивных ограничений. Раздел динамики механизмов иногда наз. динамикой машин, т. к. учёт динамич. явлений, происходящих в механизмах, имеет первостепенное значение при проектировании машин. В первых работах по динамике машин, выполненных Н. Е. Жуковским и Н. И. Мерцаловым (1866-1948), использовалась только механика твёрдого тела применительно к механизмам с жёсткими звеньями. После внедрения в машины новых механизмов с гидравлич., а затем и с пневматич. устройствами (1930-50) динамика машин стала опираться не только на механику твёрдого тела, но и на механику жидкостей и газов (см. Механика). В связи с существенным ростом нагруженности и быстроходности машин и повышением требований к их качеству значительно изменилось содержание задач динамики машин: появилась необходимость ' учитывать упругие свойства звеньев, зазоры в подвижных соединениях, переменность масс и моментов инерции и т. п. Особое внимание стало уделяться развитию методов теории колебаний механич, систем в применении к реальному механизму с его упругими и не вполне упругими элементами, зазорами, сухим трением и смазкой, наличием сложных закономерностей деформирования материалов и т. п. Изучалось и продолжает изучаться вредное действие Колебаний, вызывающих увеличение нагрузок На звенья механизма, потерю устойчивости, усталостные поломки, недопустимое изменение предписанного закона движения. Вместе с тем возможно и полезное применение колебаний в вибрационных машинах, для к-рых колебат. движение рабочего органа составляет осн. движение, заданное назначением машины. К этим машинам принадлежат, напр., вибротранспортёры, вибросортировочные машины, вибромашины для забивки свай и др. Решение новых задач динамики машин основывается на развитии методов аналитической механики и нелинейной теории колебаний, механики переменной массы и теории упругости. Особое значение для решения этих задач имеют те методы, к-рые позволяют достаточно эффективно и быстро без интегрирования систем дифференциальных уравнений получать динамич. критерии для расчёта механизмов по частотам и амплитудам установившихся колебаний, для определения границ устойчивости и т. п.

Теория машин-автоматов сравнительно недавно (1945-50) стала рассматриваться как одна из важнейших частей теории машин и механизмов. Машины-автоматы отличаются от неавтоматизированных машин в первую очередь тем, что последовательность работы отд. механизмов, включая механизмы загрузки и выгрузки, задаётся системой управления. Поэтому развитие теории машин-автоматов связано с совершенствованием методов построения схем управления по выбранному критерию оптимальности, напр, по условию Получения минимального числа элементов, составляющих схему. Наибольшее распространение получили методы, основанные на применении алгебры-логики, и соответственно этот раздел теории ма-, шин-автоматов получил назв. логического синтеза систем управления. В системах управления наряду с электрич. элементами стали. применяться пневматич., обладающие, как правило, большей надёжностью. Развитие методов построения систем управления машинами-автоматами привело к созданию систем программного управления, в к-рых программа требуемых перемещений выражается в форме чисел (цифр) - элементарных (малых) шагов. Для реализации этих шагов предусматривают спец. типы двигателей, наз. шаговыми электродвигателями. Особую ценность имеют самонастраивающиеся и адаптирующиеся системы программного управления, в к-рых программа автоматически корректируется с учётом опыта предшествующих циклов работы системы и условий, в к-рых должна работать эта система.

Последним достижением теории машин-автоматов является разработка методов проектирования роботов, т. е. машин-автоматов, моделирующих свойства и функции живых организмов и, в частности, имитирующих действия человека при перемещении в пространстве орудий и объектов труда. По своей схеме робот во многом тождествен манипулятору (механической руке), к-рый-применяется для работы в вакууме, под водой и в агрессивных средах.-Исполнительные органы манипуляторов способны совершать сложные пространств, движения, необходимые для выполнения рабочих операций. Для управления действиями манипуляторов и роботов используются совр. методы и средства вычислит, техники, позволяющие оперативно составлять и менять программы движений. В сочетании со станками, контрольными и сборочными автоматами, оснащёнными системами программного управления, применение роботов способствует комплексной автоматизации проиэ-ва. Их применение придаёт системам машин-автоматов гибкость и приспосабливаемость к изменяющимся условиям произ-ва. При проектировании роботов и манипуляторов используются в едином комплексе методы теории машин и механизмов и теории управления. Применительно к проектированию роботов и автоматяч. манипуляторов развиваются как общие методы - структурный синтез пространств, незамкнутых кинематит. цепей, кинематика и динамика пространств, механизмов со многими степенями свободы, теория механизмов с переменной структурой, изменяющейся в процессе движения, так и методы решения задач, относящихся только к манипуляторам, - создание манёвренности, устойчивости в работе, выбор правильного соотношения полезных и холостых ходов, а также проектирование таких систем, в к-рых оператор чувствует усилие, создаваемое на рабочем органе или на захвате.

По всем трём указанным разделам теории машин и механизмов ведётся интенсивная- работа во мн. странах. В СССР, США, ГДР, СРР, ЧССР и ФРГ систематически (через 2-3 года) проводятся нац. конференции по проблемам этой науки. Для организации и проведения междунар. совещаний и конгрессов по теории машин и механизмов, а также для обмена опытом и проведения совместных работ (в первую очередь по терминологии, стандартизации, теории манипуляторов и по проблемам высшего образования) в 1969 создана Междунар. орг-ция по теории машин и механизмов (International Federation for the Theory of Machines and Mechanisms).

Лит.: Теория машин и механизмов, в. 1-108. М., 1947-65; Механика машин, в. 1- 36-, М., 1966 - 72 -. И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский.

МАШИНА (франц. machine, of лат. machina), устройство, выполняющее механич. движения для преобразования энергии, материалов и информации. В зависимости от осн. назначения (какое преобразование преобладает) различают 3 вида М.: энергетические, рабочие, информационные. Энергетические М., предназначенные для преобразования любого вида энергии в механическую, наз. машинами-двигателями. К Ним относятся, напр., электродвигатели, двигатели внутр. сгорания, турбины, поршневые, паровые М. Распространённым видом энергетич. М. являются также электрогенераторы. Рабочие М. подразделяются на технологич. и транспортные. В технологич. М. под материалом подразумевается обрабатываемый предмет (объект труда), к-рый может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Преобразование материала в этих М. состоит в изменении формы, свойств, состояния и положения. В транспортных М. под материалом понимается перемещаемый предмет, а его преобразование состоит только в изменении положения. К технологич. М. относятся металлообрабатывающие станки, прокатные станы, ткацкие станки, упаковочные М., полиграфические машины; к транспортным - автомобили, тепловозы, самолёты, вертолёты, подъёмники, конвейеры и др. Информационные М. предназначены для преобразования информации. Если информация представлена в форме чисел, то информационная М. наз. счётной, или вычислительной, напр, арифмометры, механич. интеграторы, бухгалтерские М. Электронная вычислит, машина, строго говоря, не является М., т. к. в ней механич. движения служат для выполнения лишь вспомогат. операций (назв. сохранено за ней в порядке ист. преемственности от счётных М. типа арифмометра).

М., в к-рой все преобразования энергии, материалов, информации выполняются без непосредственного участия человека, наз. м а ш и н о й - а в т о м а т о м, или просто автоматом. Совокупность М.-автоматов, последовательно соединённых между собой и предназначенных для выполнения определённого технологич. процесса, образует автоматическую линию. М., и в особенности М.-автомат, при правильном её применении облегчает труд человека, увеличивает производительность труда и обеспечивает высокое качество выполнения рабочего процесса. См. также Машин и механизмов теория и литературу при этой статье. И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский.

МАШИННАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ, телефонная станция, в к-рой соединения абонентских линий осуществляются машинными искателями электромеханическими.

МАШИННОЕ ВРЕМЯ, 1) период времени, в течение к-рого оборудование (машина, станок, агрегат, аппарат) без непосредственного участия рабочего осуществляет изменение размеров, формы или состояния обрабатываемого предмета труда. М. в. зависит от характера технологич. процесса, качеств, особенностей сырья, полуфабриката или заготовок, вида оборудования и инструмента, механизации и автоматизации труда и др. Расчёт нормы М. в. производится путём определения оптимального режима работы оборудования, при к-ром обеспечивается наиболее высокая производительность при наименьшей себестоимости обрабатываемых изделий и требуемом качестве. Напр., для металлорежущих станков норма М. в. определяется обоснованными режимами резания (глубиной резания, подачей, скоростью резания, числом проходов). Сокращение М. в. достигается введением скоростных методов обработки, использованием высоко-производит. оборудования и инструмента. С ростом уровня механизации и автоматизации произ-ва повышается уд. вес М. в. в норме штучного времени, установленной на изготовление единицы продукции или на выполнение одной производств, операции. 2) Время, затрачивавмое ЭВМ на выполнение определённого комплекса вычислит, работ. Для исчис-ления М. в. берётся процентное значение или среднесуточное число часов полезной работы машины. М. в. служит осн. пока-зателем при расчётах за услуги вычислителъного центра,

МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, историческая ступень развития обществ, произ-ва, на к-рой орудиями труда являются машины. М. п. представляло материальную базу становления капитализма. Оно вытеснило мелкое, раздробленное и базирующееся на ручной технике ремесленное произ-во (см. Ремесло), На этой основе произошла ломка обществ, отношений. На смену феодализму пришёл капитализм. При капитализме было впервые создано крупное М. п., на основе развития к-рого завершилось формирование самого капиталистич. способа произ-ва.

Материальные и экономич. предпосылки М. п. были подготовлены мануфактурой. Мануфактурное разделение труда, связанное с использованием специализированных орудий труда и специализацией самих рабочих, открыло путь для замены ручных орудий труда рабочими машинами. На базе машинной техники произошло преобразование мануфактурной мастерской в капиталистич. фабрику. Возникнув на технич. основе мануфактуры, на известной ступени развития М. п. произвело переворот в самой этой основе, создав для себя технич. базис, соответствующий его собственному способу произ-ва. При крупном М. п. кооперативный ха-рактер процесса труда становится необ-ходимостью, диктуемой природой самого средства труда. Происходит углубление разделения труда как внутри каждого отдельного предприятия, так и в обществе в целом, усиливается до огромных мае-штабов концентрация средств произ-ва и рабочей силы. Труд по управлению и орг-ции произ-ва превращается в технич. необходимость.

Развитие М. п. ускорило разложение и вытеснение докапиталистич. форм х-ва, способствовало расширению и установлению господства капиталистич. производств. отношений, обусловило качественные изменения в производительных силах, превращение их по существу в общественные производительные силы. Но вызвав колоссальный рост обществ. произ-ва и повышение производительности труда, оно привело к углублению свойственных капитализму антагонистич. противоречий, и прежде всего осн. противоречия капитализма - между обществ, характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения. С развитием М. п. увеличились масштабы накопления капитала, абсолютно возросла численность пролетариата. В то же время рост органич. строения капитала вызвал относительное сокращение потребности в рабочей силе и увеличение армии безработных, относительное ухудшение обеспеченности и нищету рабочих масс.

Новейшая ступень в ист. развитии капиталистич. М. п. связана с совр. научно-технической революцией. Гигантские возможности, открытые М. п. на его совр. стадии для повышения производительности труда, роста материального богатства общества, находятся в непримиримом противоречии с капиталистич. производств, отношениями. Это противоречие проявляется в неравномерности технич. прогресса, в росте милитаризации экономики, хронич. безработице, материальной необеспеченности более ил к менее широких слоев населения.

Созданное и развитое при капитализме крупное М. п., достигшее наивысшего уровня в условиях гос.-монополистич. капитализма, является материальной подготовкой социализма. Социализм исторически наследует крупное М. п., уничтожая его капиталистич. форму, освобождая его от противоречий и диспропорций, порождаемых частнокапита листич. формой присвоения результатов обществ, труда.

После захвата пролетариатом политич. власти на базе крупного М. п. форми-руются социалистич. производств, отношения. В тех странах, где М. п. не яв-ляется всеобщей формой х-ва, соответ-ствующая социализму материально-тех-нич. база создаётся уже после захвата гос. власти пролетариатом. В этих стра-нах необходимым условием успешного социалистич. строительства является индустриализация. Д. Г. Плахотная.

МАШИННОЕ СЛОВО в ЦВМ, упорядоченный набор символов (цифр, букв и т. д.), хранящихся в оперативном запоминающем устройстве и воспринимаемых при обработке устройствами машины как единая кодовая группа (слово). М. с. в ЦВМ служит единицей информации. м. с. могут быть числами, командами, буквенными или буквенно-цифровым к данными. М. с. состоит из разрядов (поло-жений символов), нередко связанных меж-ду собой и для различимости перенуме-рованных. Количество разрядов опреде-дяет длину М. с., к-рая может быть постоянной (напр., в М-220, БЭСМ-4, " Минск-22") или переменной (как, напр., в " Урал-14", БЭСМ-6, ИБМ-360). При переменной длине М. с. более полно используется память машины. В одной ячейке памяти может размещаться неск. м. с., одно целое М. с. ыш часть сто. В соответствии с этим производится ад-ресация всего М. с., начала и конца его или только начала, но с обязательным указанием длины. Команды и числа ча-ще всего имеют равную длину (напр., в БЭСМ-4 - 45 двоичных разрядов, " Минск-22" - 37 двоичных разрядов) и занимают одну ячейку памяти. A. 3. Гусев.

МАШИННО - МЕЛИОPATИВНАЯ СТАНЦИЯ, ММС, гос. предприятие, выполняющее по договорам с колхозами и др. орг-циями мелиоративные работы (см. Мелиорация), одна из разновидностей мелиоративно-строительных орг-ций. Является юрид. лицом, наделена основными и оборотными средствами, которые образуют уставный фонд.

Впервые ММС были организованы в 1949 в Курской, Воронежской, Тамбовской, Орловской и др. областях РСФСР для оказания помощи колхозам в развитии орошения на местном стоке и стр-ве прудов и др. водоёмов; в 1950-в прибалт. республиках и Белоруссии. С нач. 60-х гг. ММС постепенно преобразовываются в строительно-монтажные управления и в передвижные механизированные колонны.

МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ, МТС, крупное гос. социалистич. с.-х. предприятие, оснащённое машинами для технич. и организац. помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия с.-х. произ-ва (тракторы, комбайны и др. с.-х. машины) для обслуживания колхозов. Первая МТС была создана в 1928 на базе тракторной колонны совхоза им. Шевченко Березовского р-на Одесской обл. Строительство МТС развернулось после пост. Совета труда и обороны от 5 июня 1929 " Об организации машинно-тракторных станций". Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Основной производств, единицей МТС была тракторная бригада. МТС сыграли важнейшую роль в борьбе за социалистич. переустройство деревни, в создании и упрочении колх. строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства, в производств, смычке между городом и деревней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.