Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 54 страница






3) В ядерной технике - приспособление для работы с радиоактивными веществами, исключающее непосредств. контакт человека с этими веществами. С помощью М. можно захватывать предмет, находящийся за защитной стенкой, перемещать и поворачивать его. М. пантографич. типа с механич. приводом (копирующий М.) точно воспроизводит движение руки оператора. Угловая ориентация копирующей " руки" и движения, имитирующие сжимание и захват, передаются гидравлич. приводом или тросами, идущими от управляющей рукоятки к копирующей " руке". Для дистанционного управления на большом расстоянии от оператора применяются М., управляющее и копирующее плечи к-рых связаны между собой электрически.

МАНИПУЛЯЦИЯ (франц. manipulation, от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), 1) движения руки или обеих рук, связанные с выполнением определ. процессов (напр., при управлении к.-л. устройством); сложный приём в ручной работе, требующий большой точности. 2) Ловкая проделка, ухищрение, подтасовка фактов для достижения неблаговидной цели; то же, что махинация.

МАНИПУР, штат (с 1972) на С.-В. Индии, у границы с Бирмой. Пл. 22, 4 тыс. км2. Нас. 1, 1 млн. чел. (1971). Адм. ц.- г. Импхал. В рельефе - чередование меридионально вытянутых хребтов (вые. 2-2, 5 тыс. м) и широких межгорных долин на вые. 800-1000 м. Климат умеренно тёплый. Осадков от 1500 мм в долинах и до 2500 мм на склонах гор. На наветренных склонах гор преобладают влажные тропич. леса, на подветренных- листопадные, сменяющиеся с высотой широколиств. и сосновыми лесами и лугами. М.- отсталый с.-х. р-н. Местами сохранилась подсечно-огневая система земледелия. Обширная межгорная долина р. Манипур - осн. р-н рисосеяния. Выращивание масличных, табака, хлопчатника, стручковых; садоводство; шелководство. Развито ручное ткачество (ткань с нац. орнаментом).

МАНИПУРИ, м е й т х е и, народ в Индии, населяющий шт. Манипур. Числ. св. 600 тыс. чел. (1970, оценка). Говорят на яз. манипури тибето-бирманской группы. По религии ок. 60% М. - индуисты, остальные - христиане, приверженцы древних анимистич. верований и мусульмане. Занятия: земледелие (рис, сах. тростник, фрукты), шелководство, разведение рабочего скота, породистых лошадей, свиней, работа в пром-сти (преим. на шелкоткацких фабриках). Развиты ремёсла - ткачество, плетение различных изделий из соломы, травы и бамбука, гончарство и др. М. имеют свою лит-ру (на основе бенгальского алфавита) и богатый фольклор. Известно их танцевальное иск-во.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.

МАНИПУРИ, одна из осн. школ классич. инд. танца; также назв. танца. Школа возникла в Манипуре (на С.-В. Индии) в 13-14 вв. Основана на теории танца, изложенной в древних трактатах " Лаит-хак Лика Джагон", " Говинда Сангит Ли-лавиласа" и др. М.- лёгкий грациозный танец, по сравнению с танцами др. классич. школ имеет меньше символич. жестов и движений (мудра). Он близок нар. образцам танцевального искусства Индии. В основе М.- танцевальные стили ласья (женственный и поэтический) и таидава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 в. в танцах доминируют сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное сопровождение, а также элементы драматич. иск-ва. Высокая разработанность и технич. совершенство позволили на основе М. создать сложные развёрнутые муз.-танцевальные представления, в их числе " Лай Хароба", " Рас Лила", " Маха Рас", " Васанте", " Гопа Рас" и др. Среди исполнителей: Синхадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Сингх и др. Музыку для М. писали поэты и музыканты Индии Джаядева, Видояпати, Чинди Дас. Иск-во М. высоко ценил Р. Тагор.

Лит.: Dayal L. R., Manipuri dances: lasya, lahari, Bombay-N. Y., [1951]; Г а р г и Б а л в а н т, Театр и танец Индии, [пер. с англ.], М., 1963. М.П.Бабкина.

МАНИСА (Manisa), город на Ю.-З. Турции; адм. ц. вилайета Маниса. 70 тыс. жит. (1970). Узел железных и автомоб. дорог. Пищ. (произ-во муки, растит, масла, напитков), хлопкоочистит., текст., машиностроит. пром-сть. Торговля хлопком, фруктами, зерном.

МАНИСАЛЕС (Manizales), город в Колумбии, адм. ц. департамента Кальдас. 288 тыс. жит. (1971). Расположен в долине р. Каука, на вые. 2100 м. Ж. д. связан с портом Буэнавентура на Тихом ок. Торговля кофе. Пищ. (гл. обр. обработка кофе), текст., кож.-обув, и др. отрасли пром-сти. Ун-т.

МАНИТОБА (Manitoba), озеро в центр, части Канады, в басе. р. Нельсон. Пл. 4, 7 тыс. км2. Глуб. до 20 м. М.- остаток бывшего большого приледникового оз. Агассис. Имеет сток в оз. Виннипег по р. Дофин. Богато рыбой (сиг, окунь, щука и др.) и водоплавающей дичью. На юж. берегу - орнитологич. станция. Окрестности М.- популярное место отдыха.

МАНИТОБА (Manitoba), провинция в Канаде. Пл. 650, 1 тыс. км2. Нас. 988 тыс. чел. (1971). Гор. нас. ок. 70%. Адм. ц.- г. Виннипег. На С.-В.- плоская, заболоченная низменность, на С. и в центре - Лаврентийская возв., на Ю.- Манитобекая низм. Климат континентальный; осадков до 650 мм в год. Большая часть территории покрыта тайгой; на С. и С.-В.- тундра, на Ю.-З. - степь. М.- развитая в пром. отношении пров. Канады: обрабат. пром-сть в 1971 дала св. 1/2 чистой продукции х-ва. Основа пром-сти - обработка с.-х. продукции степных провинций, а также добыча и переработка рудных и лесных богатств. М. даёт ок. 20% общеканадского сбора овса, 15% ячменя, 10% пшеницы. На долю М. приходится ок. 1/4 общеканадского произ-ва никеля (Томпсон, Линн-Лейк), 1/5 продукции мясоконс. пром-сти (Виннипег). Крупнейший город, важный центр транспортировки и переработки пшеницы и торговли ею - Виннипег.

МАНИТУ (на языке индейцев-алгонкинов Сев. Америки - дух, бог), обозначение таинственной колдовской силы, а также личных духов-покровителей. По поверьям и обычаям североамер. индейцев, каждый мужчина - воин и охотник - должен был приобретать М. путём особых испытаний и " видений". Христ. миссионеры пытались на основе представлений о М. развить у индейцев веру в небесного бога (" Великий Маниту"), что нашло отражение в поэме Г. Лонгфелло " Песнь о Гайавате".

МАНИУ (Maniu) Юлиу (8.1.1873, Шимлеул-Силванией, Трансильвания, - 1955, Бухарест), гос. и политич. деятель бурж.-помещичьей Румынии. До 1-й мировой войны 1914-18 один из лидеров Нац. партии в Трансильвании. В 1919-44 деп. рум. парламента. С 1926 лидер На-ционал-царанистской партии. В 1928-1930, 1932-33 премьер мин. Содействовал фашизации страны и установлению фаш. диктатуры, одобрял участие Румынии в войне против Советского Союза. В 1947 за антинародную, шпионско-диверсионную деятельность против нар.-демократич. строя осуждён и подвергнут длит, тюремному заключению.

МАНИФЕСТ (позднелат. manifestum - призыв, от лат. manifesto - показываю, открываю), 1) торжеств, обращение, декларация к.-л. орг-ции, содержащие изложение политич. взглядов. 2) Акт главы гос-ва или высшего органа власти, обращённый к народу в связи с к.-л. крупным политич. событием (реформа системы власти, воцарение нового монарха и т. д.).

" МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ", первый программный документ науч. коммунизма, в к-ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. " В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 48). В " М. К. п." Маркс и Энгельс впервые в обществ, науке определили место капиталистич. формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники науч. коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нем. изданию " Манифеста", 1883), была историей борьбы классов. В бурж. обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу осн. класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господств, классом, буржуазия захватила в свои руки гос. власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в " М. К. п." непримиримые внутр. противоречия бурж. общества. Капиталистич. производств, отношения, содействовавшие огромному росту производит, сил, на определ. этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию произ-ва. Противоречие между обществ, характером произ-ва и частной формой присвоения - осн. противоречие капитализма - порождает экономич. кризисы, во время к-рых постоянно уничтожается значит, часть готовых продуктов и производит, сил.

В " М. К. п." открыта и всесторонне обоснована всемирно-историч. роль пролетариата как могильщика капиталистич. общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революц. класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистич. форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, - указывают авторы " М. К. п.", - рабочий класс может только путём применения революц. насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистич. революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политич. партии пролетариата, раскрыли её историч. роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, - писали авторы " М. К. п.", - "...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 437).

Хотя Маркс и Энгельс в " М. К. п." ещё не пользовались термином " диктатура пролетариата", однако идея пролет, диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. "...Первым шагом в рабочей революции, - писали Маркс и Энгельс, - является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (там же, с. 446). В " М. К. п." подчёркивается, что уничтожение капиталистич. строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец нац. угнетению и межнац. вражде. Одним из осн. принципов революц. деятельности коммунистов различных стран, - отмечали Маркс и Энгельс, - является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролет, интернационализма - проникнуто всё содержание " М. К. п.". Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в " М. К. п." полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны бурж. идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В " М. К. п." Маркс и Энгельс подвергли науч. критике социалистич. и коммунистич. литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феод, социализма, мелкобурж. социализма, т. н. немецкого, или " истинного", социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники науч. коммунизма выразили своё отношение и к системам критич.-утопич. социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в " М. К. п." по вопросам тактики пролет, партии. Коммунисты, разъяснялось в " Манифесте", являются членами последовательно революц. партии. Они "...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения" (там же, с. 458).

" М. К. п." открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революц. движению за социалистич. преобразование мира. " Эта небольшая книжечка, - писал о „Манифесте" В. И. Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 10).

Впервые " М. К. п." был издан в 1848 в Лондоне на нем. яз. В 1869 в Женеве вышло 1-е рус. издание " М. К. п." в переводе М. А. Бакунина, в к-ром были искажены важнейшие положения этого произведения. В 1882 в Женеве было отпечатано новое рус. издание " М. К. п." в переводе Г. В. Плеханова, со спец. предисловием Маркса и Энгельса. По неполным данным, в зарубежных странах за период 1848-71 вышло ок. 770 изданий " М. К. п." на 50 языках. В СССР, по данным на 1 янв. 1973, выпущено 447 изданий " М. К. п." тиражом 24 341 тыс. экз. на 74 языках.

Слева - обложка " Манифеста Коммунистической партии" издания 1848.

Справа - обложка юбилейного издания " Манифеста Коммунистической партии", вышедшего в СССР в 1948.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х же, Предисловие к немецкому изданию " Манифеста Коммунистической партии" 1872 г., там же, т. 18; и х же, Предисловие ко второму русскому изданию " Манифеста Коммунистической партии" 1882 г.. там же, т. 19; Энгельс Ф., Предисловие к немецкому изданию " Манифеста Коммунистической партии" 1883 г., там же, т. 21; его же, Предисловие к английскому изданию " Манифеста Коммунистической партии" 1888 г., там же; е г о ж е, Предисловие к немецкому изданию " Манифеста Коммунистической партии" 1890 г., там же, т. 22; его же, Предисловие к польскому изданию " Манифеста Коммунистической партии" 1892 г., там же; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33. (См. также Справочный том, ч. 1, с. 349). Г.Д.Обичкин.

МАНИФЕСТ МИРА, документ, принятый на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве в нояб. 1957. Манифест обращается к людям доброй воли всех стран, независимо от их политич. и религ. убеждений, с призывом предотвратить общими силами мировую термоядерную войну. В М. м. подчёркивается, что " война не является неизбежной, войны можно не допустить, мир можно защитить и упрочить" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964, с. 26). Вместе с тем манифест предостерегает, что "...опасность чудовищной, человекоубийственной войны не миновала", что в войне заинтересованы "...капиталистические монополии, невиданно разбогатевшие на двух мировых войнах, на современной гонке вооружений" (там же, с. 27). Манифест призывает все миролюбивые силы бороться за прекращение гонки вооружений и запрещение испытаний, произ-ва и применения ядерного оружия, за ликвидацию воен. блоков и иностр. воен. баз на территории др. стран, за прекращение перевооружения герм, милитаристов, против происков и воен. провокаций империалистов на Ближнем и Среднем Востоке, за поддержку политики коллективной безопасности, мирного сосуществования гос-в с разными обществ, системами, широкого экономич. и культурного сотрудничества народов.

М. м. одобрили все марксистско-ленинские партии.

Публ.: Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964.

МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА (" О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству"), закон, расширивший сословные права и привилегии рус. дворян. Издан 18 февр. 1762 имп. Петром III. Все дворяне освобождались от обязательной гражд. и воен. службы; состоявшие на гос. службе могли выходить в отставку. Они могли беспрепятственно выезжать за границу, но по требованию пр-ва возвращаться в Россию. Во время войн должны были служить в армии. М. о в. д. предоставил помещикам больше возможностей для занятий своим х-вом. М. о в. д. укреплял социальную опору абсолютизма в России. Основные его положения были подтверждены пр-вом в Жалованной грамоте дворянству 1785.

" МАНИФЕСТ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ", декларация, провозгласившая основание с.-д. партии и её цели; составлена по решению Первого съезда РСДРП в марте 1898. Ввиду отсутствия в то время в Петербурге теоретиков-марксистов для написания манифеста был привлечён П. Б. Струве, -" легальный марксист". Окончат, редакция принадлежала С. И. Радченко, соратнику В. И. Ленина по Петербургскому " Союзу борьбы за освобождение рабочего класса". Манифест издан в апр. 1898 отд. листком. В нём указывалось, что РСДРП продолжает дело и традиции всего предшествовавшего революц. движения в России, но избирает другие пути и использует иные средства борьбы. Ближайшей задачей ставилось свержение самодержавия и завоевание политич. свободы для народа. Решение этой задачи рассматривалось как необходимое условие для дальнейшей борьбы рабочего класса за социализм. Манифест подчёркивал решающую роль росс, пролетариата в грядущей революции, рассматривал РСДРП как часть междунар. с.-д. движения. Манифест имел большое значение как первый документ росс. с.-д-тии, определивший, хотя и в краткой, самой общей форме, демократич. и социалистич. задачи росс, пролетариата и его партии. " Мы признаем себя членами этой партии, - писал В. И. Ленин, - вполне разделяем основные идеи „Манифеста" и придаем ему важное значение, как открытому заявлению ее целей" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 356).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 349); Первый съезд РСДРП. Март 1898 г. Документы и материалы, М., 1958; История КПСС, т. 1, М., 1964, с. 265-68.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 " Об усовершенствовании государственного порядк а", манифест Николая II, опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905, когда установилось врем, равновесие борющихся сил и " царизм уже не в силах подавить революцию", а " революция еще не в силах раздавить царизм" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 28). М. был подготовлен С. Ю. Витте, считавшим конституц. уступки единств, средством сохранить самодержавие. В манифесте было обещано " даровать" народу " незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечь (" в меру возможности") к выборам в Гос. думу те слои населения, к-рые были лишены избират. прав (гл. обр. рабочие, гор. интеллигенция); признать думу законодат. органом, без одобрения к-рого никакой закон не может войти в силу. 19 окт. была проведена централизация высшей исполнит, власти. Новое пр-во, Совет Министров возглавил Витте. Д. Ф. Трепов был уволен в отставку. Министром внутр. дел вместо А. Г. Булыгина стал П. Н. Дурново. 21 окт. пр-во объявило вынужденную политич. амнистию. Затем была отменена предварит, цензура печати (24 нояб. 1905 и 26 апр. 1906).

Либеральная буржуазия встретила М. ликованием. Объявив цель революции достигнутой, либералы ориентировались лишь на законодат. деятельность в думе. Произошла политич. консолидация буржуазии, завершилось оформление партии кадетов, возник " Союз 17 октября" и др. партии. Одновременно при поддержке пр-ва активизировалась реакция. Создавались черносотенные орг-ции, разжигалась национальная вражда, организовывались убийства революционеров, погромы.

Большевики разоблачали лживость обещаний царя, предупреждали, что М.- манёвр пр-ва, вынужденная капитуляция пр-ва перед восставшим народом. В статье " Первая победа революции" Ленин писал: " Уступка царя действительно величайшая победа революции, но эта победа далеко еще не решает судьбы всего дела свободы" (там же, с. 27). Обращение " К русскому народу" ЦК РСДРП от 18 окт. и большевистские листовки призывали массы к продолжению всеобщей забастовки, к подготовке всенародного вооруж. восстания.

Рабочий класс по призыву большевиков явочным порядком осуществлял декларированные М. свободы. Пролетариат завоевал, хотя и на короткое время, невиданную до этого в России свободу печати, собраний, организаций. Подавив Декабрьские вооружённые восстания 1905, пр-во попрало свои " конституционные" обещания.

Публ.: Государственная дума в России, Сб. документов и материалов, М., 1957, с. 90-91.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12 (см. Справочный том, ч. 1, с. 349); Витте С. Ю., Воспоминания, т. 3, М., 1960; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970. М.С.Симонова.

МАНИФЕСТ ЦК РСДРП " ВОЙНА И РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ", первый официальный документ партии большевиков, выразивший её отношение к начавшейся 1-й мировой войне 1914-18. Написан В. И. Лениным в сент. 1914; опубликован 19 окт. (1 нояб.) 1914 в газ. " Социал-демократ", № 33. Манифест обсуждён на совещании деятелей большевистской партии в Озерках (под Петроградом) 4(17) нояб. 1914. В февр. 1915 напечатан в газ. Петерб. к-та РСДРП " Пролетарский голос", № 1. Манифест был передан Междунар. социалистич. бюро и редакциям социалистич. газет ряда стран Зап. Европы. Он определил характер и цели войны как войны империалистической, захватнической, несправедливой; разоблачил социал-шовинизм лидеров Интернационала 2-го, изменивших социализму, а также прикрывавших их измену центристов и " левых" оппортунистов, анархо-синдикалистов. Одной из гл. задач с.-д. каждой страны должна была стать борьба с шовинизмом в данной стране. В манифесте Ленин разработал тактику междунар. пролетариата. Центр, лозунгом являлось превращение империалистич. войны в гражданскую, что было дальнейшим развитием и конкретизацией идей Базелъского манифеста 1912. С этим лозунгом тесно связан лозунг поражения " своего" пр-ва, неудачи и поражения к-рого на фронте ослабят старый режим, облегчат революц. выступления масс. В манифесте подчёркивалось, что в Рос. непосредственными задачами с.-д. оставались: установление демократической республики, конфискация помещичьих земель, 8-часовой рабочий день. В развитых капиталистических странах на очереди дня стояла социалистическая революция. Манифест выдвинул предложение о создании нового, 3-го Интернационала. Ленинский манифест дал всем революционным силам мира конкретную программу действий в условиях развернувшейся войны. В нём получили дальнейшую разработку марксистские положения по вопросам войны, мира и революции.

Лит.: Ленин В. И., Война и Российская социал-демократия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970. Н.В.Ершков.

МАНИФЕСТ ЦК РСДРП 27 ФЕВРАЛЯ 1917 " КО ВСЕМ ГРАЖДАНАМ РОССИИ", документ партии большевиков, провозглашавший свержение самодержавия и осн. требования бурж.-демократич. революции. Решение о выпуске манифеста принято Выборгским райкомом партии столицы, осуществлявшим функции Петерб. к-та РСДРП, его окончат, текст отредактирован и утверждён Русским бюро ЦК РСДРП. Распространён в Петрограде 27 февр. (12 марта) в виде гектографированной листовки; 28 февр. опубликован в приложении к № 1 " Известий Петроградского Совета рабочих депутатов". Манифест определил гл. задачу момента: создание Врем, революц. пр-ва под охраной восставшего народа и армии, т. е. пр-ва революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства, и наметил программу его действий - установление демократич. республики, введение 8-часового рабочего дня, конфискация помещичьих, монастырских, кабинетских земель и передача их народу, созыв Учредит, собрания, подавление любых выступлений контрреволюции. Для обеспечения населения и армии предлагалось немедленно конфисковать все запасы продовольствия. В манифесте отсутствовало прямое упоминание о Совете рабочих и солдатских депутатов как органе восстания, но петрогр. большевики одновременно выпустили листовку с призывом создать Советы рабочих депутатов. В манифесте содержался призыв к прекращению империалистич. войны, для чего Врем, революц. пр-ву предлагалось "... войти в сношение с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей, против царских правительств и капиталистических клик..." (" КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", 8 изд., т. 1, 1970, с. 428). В. И. Ленин положительно оценил манифест; подчеркнув, что в вопросе о войне и мире тактика ЦК действительно социалистическая, действительно революционная, принципиально противоположная оппортунистич. тактике меньшевиков. Он особенно отметил значение призыва о необходимости сношения "...с пролетариями всех воюющих стран" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 34). Манифест отражал коренные требования масс, способствовал их организации на дальнейшую борьбу, росту влияния большевиков.

Лит.: Революционное движение в России после свержения самодержавия. Сб. документов, М., 1957; История КПСС, т. 2, М., 1966. А. И. Осадная.

Г. Манн.

Том Манн.

Томас Манн.

МАНИФЕСТАЦИЯ (от лат. manifestatio - обнаружение, проявление), массовое публичное выступление для выражения солидарности или протеста.

МАНИФОЛЬД (англ, manifold, от many - много и fold - складка, сгиб), система устройств и аппаратуры для запуска и непрерывной безотказной работы нефтяных и газовых скважин. М. состоит из труб, патрубков, задвижек, вентилей, тройников, крестовин, стояков, буферов, краников, компенсаторов, отводов и т. п. При фонтанной и компрессорной добыче нефти М. присоединяется к арматуре скважины (фонтанная ёлка) в основном фланцевыми соединениями и заканчивается линией труб, подающих продукцию в замерные устройства.

МАНИХЕЙСТВО, религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов и ритуалов. М. обычно связывается с гностицизмом. Название М. происходит от имени его основателя - полулегендарного Мани (ок. 216 - ок. 277). Согласно преданию, он проповедовал своё учение в Персии, Ср. Азии, Индии. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания. Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло - начало столь же самостоятельное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, в отличие от неоплатонизма, не считал тьму или материю следствием угасания света; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории - в освобождении полонённого света. По М., человек двойствен: творение дьявола, он сотворён всё же по образцу небесного " светлого перво-человека" и заключает в себе элементы света. Подвергаясь всюду гонениям, как противостоящее господств, религиям, М., однако, распространилось до Испании на Западе и Китая на Востоке. На Западе оно рассматривалось христианством как христ. ересь. В 8 в. оно стало господств, религией в Уйгурском царстве. В 8-9 вв. М. преследовалось сторонниками ислама; в дальнейшем прекратило своё существование в качестве самостоят, религии как в Европе, так и в Азии (в Китае окончат, запрет М. относится к кон. 14 в.). Навеянные М. учения о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане, богомилы (см. Богомильство), катары, а на Востоке - перс, маздакиты.

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ.); A If а г i с P., Les ecritures manicheennes, v. 1 - 2, P., 1918; Burkitt F. C., The religion of the Manichees, Camb., 1925; Schaeder H. H., Urform und Fprtbildungen des manichaischen Systems, Lpz., 1927; J а с Itson A. V. W., Researches in Manichaeism, N. Y., 1932; P u e с h H., Le Manicheisme. Son fondateur, sa doctrine, P., 1949 (библ.); WidengrenG., Mani und der Manichaismus, Stuttg., 1961; Ort L. I. R., Mani. A religio-historical description of his personality, Leiden, 1967. A. H. Чанышев.

МАНИЯ (от греч. mania - безумие, неистовство, восторженность), маниакальный синдром, состояние, характеризующееся немотивированно повышенным, весёлым настроением, ускорением ассоциативных процессов, изменчивостью, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением. Синдром может возникать при шизофрении, инфекционных, интоксикационных заболеваниях, а также при травмах, опухолях мозга и др.; наиболее типично проявляется в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. В древности термин " М." применялся для обозначения всех форм психич. расстройства с двигат. и речевым возбуждением; позднее употреблялся как синоним бреда или непреодолимого влечения (пиромания - влечение к совершению поджогов, клептомания - влечение к кражам и т. д.). В первой половине 19 в. франц. психиатром Ж. Э. Д. Эскиролем была выдвинута популярная концепция о мономаниях - одержимости к.-л. одной идеей или влечением. С сер. 19 в. до нач. 20 в. М. рассматривалась как самостоят, заболевание. И. И. Лукомский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.