Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура и изобразительное искусство. После образования КНДР (1948) и войны 1950-53 широкий размах получает градостроительство, решающее проблемы рационального размещения жилых и пром






После образования КНДР (1948) и войны 1950-53 широкий размах получает градостроительство, решающее проблемы рационального размещения жилых и пром. р-нов, обеспечения городов сетью культурно-бытовых учреждений, благоустройства и озеленения. В 1945- 1953 был разработан ген. план Пхеньяна, восстановлены и реконструированы города Хамхын, Вонсан, Саривон, Кэсон, Нампхо и др. По всей стране развернулось стр-во пром. и гидротехнич. сооружений, больниц, школ, дворцов культуры, кинотеатров. В их создании наряду с кор. архитекторами (Ким Джон Хи, Ли Хён, Пак Ик Хван, Син Сун Ген и др.) принимают участие иностр. специалисты. В архитектуре обществ, зданий 1950-х - нач. 1960-х гг. была сильно выражена тенденция использования форм ср.-век. кор. архитектуры (Пхеньянский Большой театр, 1960). Со 2-й пол. 60-х гг. распространяются новые строит, конструкции и материалы, создаются сооружения, отличающиеся рациональностью планировки, лаконичностью и ясностью архит. форм (Гос. ун-т им. Ким Ир Сена, 2-я очередь, 1972). В больших масштабах ведётся жилищное стр-во по типовым проектам (многоэтажные секционные дома, в т. ч. башенные, 5-и 6-этажные галерейные), сохраняющим нац. особенности благоустройства (в частности, отопит, систему под полом). Развернулось курортное стр-во (в т. ч. в Йонга-не) и жилищное стр-во на селе (коттеджи, 1-2-этажные блокированные дома и 4-этажные секционные). Возрождению и широкому развитию нац. традиций художеств, творчества (в т. ч. живописи тушью и водяными красками) способствовала осн. в 1946 Ассоциация деятелей лит-ры и иск-ва Сев. К. с входившим в неё Союзом деятелей изобразит, иск-ва. В годы войны 1950-53 создавались аги-тац. листовки, плакаты. В технике нац. живописи тушью и водяными красками работают худ. Ли Чхон, Чхве Ген Гын, Ли Сок Хо, Чон Ён Ман, обращающиеся как к традиц. темам (напр., жанр " цветы-птицы"), так и к современности (изображение ратных и трудовых подвигов народа), в технике масляной живописи создают свои произв. (гл. обр. на бытовые и историч. темы) худ. Ким Джон Нам, Пак Мен Хун, Пхё Се Джон, Мун Хак Су. Развиваются графика (иллюстрация, эстамп, плакат; Ким Гон Джун, Пэ Ун Сон, Пак Сын Хи), станковая и монументальная скульптура (Мун Сок О, Хан Ён Сик, Чо Гю Бон), нередко сочетающие традиции европ. и вост. иск-ва. Древние традиции сохраняются в декоративно-прикладном искусстве: гончарстве, резьбе по кости и дереву, плетении из волокон бамбука и травы, ткачестве, вышивке, а также изготовлении лаковых изделий.

В Пхеньяне в 1953 осн. Союз кор. художников, в 1954- Союз кор. архитекторов.

Илл. см. на вклейке, табл. VI, VII (стр. 144-145).

Лит.: Виноградова Н., Искусство Корейской Народно-Демократической Республики, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 2, М.. 1966. Г. Б. Минервин (архитектура), О. Н. Глухарёва (изобразительное искусство).

Музыка

После освобождения К. (1945) были созданы благоприятные условия для всех видов муз. иск-ва. В первые годы наибольшее развитие получила массовая песня (коми. Ли Мен Сан, Син До Сон, Ким Ок Сон, Ким Вон Гюн, Пак Хан Гю и др.). Много внимания уделялось и нар. песне, к её обработке часто обращались проф. музыканты Хван Хак Кын (" Песня рыбаков бухты Попсонпхо") и Ким Дже Сон (" Песня девушки" и " Кукушка"). В 1946 было создано объединение музыкантов, вошедшее позже в Ассоциацию деятелей лит-ры и иск-ва Сев. К. В крупных городах открылись муз. уч. заведения (в 1949 - Консерватория в Пхеньяне), концертные залы, муз. театры. Активизировалось муз. творчество разных жанров. В муз. театре получили развитие два ведущих жанра - чхангык (нар. муз. драма) и кагык (совр. опера). Становление кагыка связано с именами коми. Ли Мен Сана и Хван Хак Кына. В 1947- 1949 начали работать Гос. нар. художеств, театр (ГНХТ) и Гос. художеств, театр (ГХТ) в Пхеньяне, а также муз.-драма-тич. труппы во всех провинциях. ГХТ - важнейший центр распространения муз. культуры. В отличие от ГНХТ, ставившего преимущественно спектакли традиц. репертуара, ГХТ стремился создавать новые, совр. оперы и балеты на основе творческого освоения нац. муз. наследия и достижений прогрессивного муз. иск-ва европ. стран (оперы -" Сказание о Чхун-хян", " Цветная туфелька" Ли Мен Сана, чЧирисан" Ким Вон Гюна; балеты -" Полевые цветы" Хван Хак Кына и др.). В период Отечеств, освободит, войны 1950-

1953 театр продолжал работать в Пхеньяне (спектакли давались в подземном зале горы Моранбон). Были поставлены пат-риотич. произв.: оперы " Моя высота" Ли Гон У, " Флотоводец Ли СунСин" Пак Тон Силя по пьесе Сон Ёна; балет " Во имя партии" Ким Ён Гю. Оркестром театра исполнялись оратории " Река Ханган" Ли Гон У и кантата " К победе" Ли Джо Рока. Распространение получили патриотич. песни. После заключения перемирия в республике началась планомерная работа по восстановлению и дальнейшему развитию муз. культуры. В 1953 создан Союз композиторов КНДР. К 1955 построены в Пхеньяне новые совр. театр, здания и концертный зал. В том же году организуются филармония, большой симфонич. оркестр и др. муз. коллективы. Композиторы К. пишут первые симфонии -" Первая симфония" Син До Со-на, симфонич. поэма " За родину" Чо Гиль Сока. Ведущим остаётся ГХТ в Пхеньяне, среди его лучших работ: " Расскажи, тайга" Ли Мен Сана и Син До Сона, " Кену и Чинне" Ли Мен Сана, " Луна в горах Кымгансан" Хам Хон Гына и др. Важное место в муз. жизни К. занимают ансамбль кор. нар. инструментов, Ансамбль песни и пляски Кор. нар. армии, в составе к-рого большой хор, и др.

Значит, успехов добилась балетная студия, созданная в Пхеньяне в 1946 (с 1952- Гос. балетная студия). В её репертуаре: " Сказание о крепости Садо-сон" Чхве Ок Сама, " Под ясным солнцем" Чхве Ок Сама, Ли Сока, Ким Мун Сона, и др.

Лит.: Латов В. С., Искусство в свободной Корее, М., 1957 М. М. Яковлев.

Театр

После освобождения страны (1945) большое значение в становлении кор. реалистич. театра имели постановки произв. нац. драматургии. В 1947- 1949 в Пхеньяне были открыты Гос. театр (ныне Гос. драматич. театр), Гос. нар. художеств, театр (ныне Пхеньянский гор. театр). В эти же годы начали работать труппы при Мин-ве транспорта, Мин-ве внутр. дел, Кор. нар. армии и др. В спектаклях этих театров развивались лучшие нац. традиции, использовался опыт театра социалистич. стран, преодолевались бурж. тенденции, утвердившиеся в период япон. господства. Театр стремился отразить активное участие масс в строительстве социализма. В 1948 Художеств, театр провинции Пхёнан-Пукто поставил пьесу " Рост" Пэк Мун Хвана - о корейской деревне периода аграрной реформы, о становлении нар. власти. Эта пьеса стала этапной для формирования нового кор. театрального иск-ва и вошла в репертуар мн. театров.

В годы войны 1950-53 театры КНДР перестроили работу. Труппы разделились на бригады, к-рые образовали небольшие передвижные театры, проводившие агитационно-пропагандистскую работу на фронте и в тылу. В репертуаре были одноактные пьесы, популярные песни, художеств, чтение. С кон. 50-х гг. кор. театр продолжил поиски и разработку новых путей развития. Одной из главных в репертуаре становится тема антияпон. борьбы кор. партизан в 30- нач. 40-х гг. 20 в. В спектаклях театра отражены разработка и переосмысление нац. истории (" Флотоводец Ли Сун Син", 1960, " Пак Ёнам" Сон Ёна, 1962, и др.). В кон.60 - нач. 70-х гг. наряду с историч. всё чаще ставятся пьесы, поев. нац.-освободит, движению в годы япон. колон, господства в К.: " Над уровнем моря" в Гос. драматич. театре, " Пусан", " Факел Почхонбо", " Зелёная сосна", " Наша мать" Ким Сона - в Гос. драматич. театре " Чхоллима". В. П. Пак. Илл. см. на вклейке, табл. IX (стр. 144-145).

Кино

Условия для развития кинематографии были созданы после освобождения К. (1945). Организована киностудия (1947, с 1948- государственная), на базе к-рой открылись (в 1958) киностудии художеств, и документ, фильмов. В 1949 выпущен первый полнометражный художественный фильм " Моя родина". В годы Отечеств, войны 1950-53 в трудных условиях были сняты фильмы: " Юные партизаны" (1951), " Защитники родной земли" (1952) и др. После восстановления разрушенной во время войны киностудии резко возросло число снимаемых кинокартин. Крупными достижениями кор. кинематографии стали фильмы: " Сказание о крепости Садосон", " Виднеется Пэктусан" (оба в 1956), " Разве можно жить в разлуке" (1957), " Сказание о Чхунхян" (1959), " Феникс" (1960), " Деревня у демаркационной линии" (1961), " Красный цветок" (1963), " Невидимый фронт" (1965), " Клятва бойца", " Пять братьев-партизан" (оба в 1969), " Рассказ о женщине" (1970), " Море крови" (1971). В 1957 поставлен цветной кор.-сов. фильм " Братья" (реж. И. В. Лукинский и Чхон Сан Ин). Снимаются также детские киноленты. В 1959 создан Пхеньянский ин-т театра и кино, где готовят кадры работников кино. В 1961 организован Союз кор. кинематографистов. Среди деятелей кино: нар. арт. КНДР Пак Хак, Ом Гиль Сон, засл. арт. КНДР Кан Хон Сик, Юн Вон Джун, О Бен Чхо, Мин Джон Сик, Хон Пхиль Сон, Ким Ха Ён, Ким Даль Ён, Ким Ён Силь, Чхве Бу Силь, Ким Хён Сук, Сон Ён Э, У Ин Хи, Пак Тхэ Су. В 1971 было выпущено 40 художеств, фильмов. Работает (1972) 5 киностудий.

Лит.: Современная Корея, М., 1971.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.