Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Некоторые новые методы в квантовой теории поля 41 страница






Типовая принципиальная схема лентопротяжного механизма кинокопировального аппарата контактной печати изображения при прерывистом движении киноплёнок в месте печати: 1 - киноплёнка с негативным изображением; 2 - рулон киноплёнки; 3 - тянущий киноплёнку зубчатый барабан; 4 - петля киноплёнки; 5 - фильмовый канал; 6 - петля киноплёнки; 7 - задерживающий киноплёнку зубчатый барабан; 8 - рулон киноплёнки; 9 - рулон неэкспонированной киноплёнки; 10 - зуб грейферного механизма для продвижения киноплёнок; 11 - зуб контргрейфера, фиксирующий киноплёнки в момент печати; 12 - пульсирующая рамка для прижатия киноплёнок друг к другу во время экспозиции; 13 - обтюратор, перекрывающий свет во время передвижения киноплёнки.

Лит.: Проворнов С. М., Голод И. С., Бернштейн Н. Д., Кинокопировальная аппаратура, М., 1962; И о ф и с Е. А., Кинопленки и их обработка, М., 1964. Е.А.Иофис.

КИНОЛОГИЯ (от греч. kyon, род. падеж kynos - собака и... логия), наука о собаках. К. изучает анатомию и физиологию (в т. ч. закономерности высшей нервной деятельности и поведения ) собаки, происхождение и эволюцию пород домашних собак, разведение и селекцию, кормление, содержание, дрессировку и использование для охоты, сторожевой, караульной, розыскной и др. видов службы, а также в декоративных целях. К.- основа совр. собаководства. В СССР преподаётся на факультетах охотоведения высших и средних уч. заведений. Н.-и. работа по К. ведётся Всесоюзным н.-и. ин-том охотничьего хозяйства и звероводства. Большую кинологич. работу ведут клубы служебного собаководства ДОСААФ и кинологич. секции обществ охотников. Метоцич. руководство осуществляют Центр, клуб служебного собаководства ДОСААФ и Всесоюзный кинологич. совет при Гл. управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйствуМинистерства с. х-ва СССР, к-рые разрабатывают стандарты пород собак, разводимых в СССР, правила и положения кинологич. работы. При Междунар. кинологич. федерации, объединяющей кинологич. организации 34 стран, имеется научная комиссия по К. Существует также Кинологич. уния, объединяющая кинологич. орг-ции 10 стран.

Лит.: Мюллер Г., Здоровая собака (Кинология), пер. с нем., Витебск, 1929; К п о г г F., S e u р е 1 1., Aufzucht von Hunden, 2Aufl., В., 1965; Охотничье собаководство, [сост. А. В. Платонов], М., 1966; Служебная собака, под ред. В. Н. Зубко, М., 1970; Охотничье собаководство СССР, Киров, 1971. А. Т. Войлочников.

КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВО, вид самодеятельного иск-ва, возникший вместе с изобретением кинематографа и получивший распространение во мн. странах. В Сов. Союзе развитие К. началось после организации (в 1925) Общества друзей сов. кино (ОДСК) в Москве, ячейки которого зарождались по всей стране. Во мн. городах возникали комсомольские любительские кинокружки - Кинорабмол. Широкому развитию К. способствовала созданная в 1957 Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР. Любительские фильмы снимаются отд. лицами; мн. из этих фильмов поев, семейным событиям, туристским походам; большую ценность представляют киносъёмки, осуществляемые специалистами разл. отраслей наук и являющиеся важным материалом для науч. работы и обмена опытом. Документальные, художественные, спортивные и др. фильмы создаются также творч. коллективами, любительскими киностудиями при уч. заведениях, крупных предприятиях, дворцах культуры, домах пионеров, колх. и совх. клубах, в Сов. Армии. Любительским киностудиям оказывают помощь кинематографисты-профессионалы, большая работа проводится ВЦСПС, в ведении к-рого находится св. 4000 коллективов. Бюро пропаганды сов. киноискусства Союза кинематографистов СССР выпускает (с 1966) серию брошюр под назв. " Библиотека кинолюбителя".

Важным организующим фактором для К. стали Всесоюзные смотры любительских фильмов (проводятся с 1957); работы, премированные на смотрах, включаются в программы кинотеатров. Значит, роль в популяризации К. играет телевизионный кинолюбительский клуб " Объектив" (организован в 1962), к-рый демонстрирует любительские фильмы, проводит междунар. телевизионные смотры. Фильмы сов. кинолюбителей отмечены премиями на Междунар. кинофестивалях в Чехословакии, Югославии, Канаде, Франции, Италии. Сов. кинолюбители участвуют.в междунар. кинолюбительском движении, состоят членами Междунар. ассоциации любительского кино (с 1961).

Киносамодеятельность создаёт своеобразную летопись жизни страны, фиксирует достижения др. видов художеств, самодеятельности, имеет большое значение как один из видов культ.-просвет, работы, способствует эстетич. росту сов. людей, особенно молодёжи. Мн. бывшие кинолюбители работают в проф. кино. Об аппаратуре, используемой в любительском кино, см. в ст. Киносъёмочный аппарат и Кинопроекционный аппарат.

КИНОМУЗЫКА, один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Первоначально, в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма (музыка К. Сен-Санса к премьере фильма " Убийство герцога Гиза", 1908, и др.). С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (кон. 1920-х - нач. 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения.

С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т. д.) и закадровую, " авторскую", " условную", наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета. Часто композиторы, вводя конкретный муз. материал, стремились дать собственную интерпретацию муз. образов самой жизни, преобразовывали внутрикадровую К. в закадровую. В 1930-е гг. одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа в фильме становится песня, отличающаяся простотой, лаконизмом, завершённостью, доходчивостью. Класспч. образцы К. этого вида создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам " Весёлые ребята" (1934), " ВолгаВолга" (1938) и др., отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую популярность. Песенную традицию оформления фильма развивали композиторы - братья Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс, Т. Н. Хренников, позднее, в 5060-е гг., -Н. В. Богословский, А. Я. Эшпай, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, В. Е. Баснер, М. Г. Фрадкин и др.

Большой вклад в развитие К. внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е гг., - Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и др. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна " Александр Невский" (1938), " Иван Грозный" (1-я серия - 1945, 2-я - 1958) отличается скульптурной выпуклостью муз. образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма " Александр Невский"). Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания К. и изображения характерно для творчества советских композиторов 1950-60-х гг.

Совр. кинематограф предусматривает наличие в фильме муз. концепции. Она строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной К., к-рая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда К. усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть " контрапунктическое" использование К. Построенный часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, " контрапунктический" приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел муз. лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма. Важнейшее место музыка занимает в муз. фильмах, поев, рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургич. функции (если это рассказ о создании того или иного муз. произв.), либо включается в картину как вставнсй номер.

Музыка - обязательная участница мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов. В мультипликационном кино сложились свои законы муз. оформления. Наиболее распространённый из них - приём точного параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или даже имитирует движение на экране (получаемый эффект может быть как пародийным, так и лирическим ). Значительный интерес в этом отношении представляют фильмы амер. кинорежиссёра У. Диснея и особенно его картины из серии " Забавные симфонии" (" Танец скелетов" на музыку симфонич. поэмы К. СснСанса, и др. ). Равноправная в совр. кинематографе среди др. компонентов фильма, К. нередко становится ключом к раскрытию идейно-тематического замысла кинопроизведения.

Лит.- Лондон К., Музыка фильма, пер. с нем., М.- Л., 1937; Иоффе И., Музыка советского кино, Л., 1938; Корган о в Т., Фролов И., Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма, М., 1964; Петрова И. Ф., Музыка советского кино, М., 1964; Из переписки С. Прокофьева в С. Эйзенштейна. " Советская музыка", 1961, № 4; Эйзенштейн С. М., Режиссер и композитор, там же, 1964, № 8; Фрид Э., Музыка советского кино. Л., 1967; Лисса 3., Эстетика киномузыкн, М., 1971; Е i s I е г Н., Composing for the films, N. Y., 1947; Man veil R. and H u n t 1 е у ]., The technique of film music, L.- N. Y., 1957; Colpi H., Defense et illustration de la musique, dans le film, Lyon, 1963; Adorno Theqdor W. et Eisler Hans, Musique de cinema, P.. 1972. М. Шилова.

КИНОПЕРЕДВИЖКА, портативная киноустановка для демонстрирования, в основном, узкоплёночных (ш- мм) кинофильмов в небольших зрительных залах, не оборудованных стационарными кинопроекц. установками. В период становления и развития сов. кинематографии К. сыграла огромную роль в идейно-политич. и научно-культурной пропаганде на обширной территории нашей страны, особенно в сельских районах.

Комплект кинопередвижки " Украина" в рабочем состоянии: 1 - кинопроекционный аппарат; 2 - усилитель электрических сигналов; 3 - громкоговорящее устройство; 4 - автотрансформатор. Кинопроекционный экран не показан.

К. применяется в отдалённых сельских районах, на полевых станах, в зимовках, изыскательских экспедициях, на лесоразработках и др. подобных объектах, а также широко используется в учебной работе.

В комплект К. (рис. ) обычно входят: кинопроекц. аппарат, усилитель электрич. сигналов звуковых частот, громкоговорящее устройство, автотрансформатор для напряжений 127 в и 220 в, сворачивающийся кинопроекционный экран. Во время демонстрирования кинофильма кинопроекционный аппарат устанавливается либо на штатив-треногу (для фильмов на 35- мм киноплёнке с фотографич. фонограммой ), либо на корпус усилителя (для фильмов на 16- мм киноплёнке с фотографич. или магнитной фонограммой ). Для местностей, не имеющих электросети, в комплект К. добавляется небольшая передвижная электростанция. Общая электрич. мощность, потребляемая К., 600-700 вт для 35-л" м и ок. 500 вт для 16-мм фильмов, масса её комплекта (без электростанции) - 100-110 кг для 35-мм и ок. 70 кг для 16- мм фильмов, номинальная мощность звуковоспроизводящей аппаратуры - ок. 10 вт. Для перемещения К. с одного места на другое пользуются автотранспортом; в нек-рых случаях оборудуются спец. автокинопередвижки. В. И. Ушагина.

КИНОПЛЁНКА, светочувствит. материал в виде тонкой гибкой ленты с перфорациями по краям, используемый при производстве (съёмке и печатании) фильмов. См. Плёнка кино- и фотографическая.



КИНОПРОЕКЦИОННЫЙ АППАРАТ, кинопроектор (от кино... и лат. projicio - бросаю вперёд), аппарат для проецирования кинофильмов на экран. Осн. элементами К. а. являются: лент о протяжный механизм, обеспечивающий движение кинофильма; подающая и принимающая кассеты (при автоматич. процессе демонстрирования кинофильма вместо кассет могут применяться бесперемоточные устройства); осветительнопроекц. система для освещения экрана и проецирования изображения; устройства для звуковоспроизведения, электрич. питания и управления работой аппарата. Кинофильм в К. а. движется прерывисто посредством мальтийского или грейферного механизма (см. Скачковые механизмы). Во время остановки кинокадра в кадровом окне происходит его проецирование на экран (рис. 1). В момент передвижения от одного кадра к другому световой поток перекрывается спец. заслонкой - обтюратором. Обтюратор работает синхронно с механизмом прерывистого движения, вследствие чего для зрителя передвижение кадра с определённой частотой остаётся незаметным. Кинопроекционный объектив К. а., образующий на экране увеличенное изображение, выбирается с соответствующим фокусным расстоянием, в зависимости от длины зрительного зала и размеров экрана. В нек-рых К. а. для демонстрирования 16-мм и 8-мм кинофильмов используются объективы с переменным фокусным расстоянием.

Важнейшей характеристикой К. а. является световой поток, определяющий яркость кинопроекционного экрана. Световой поток профессионального К. а. находится в пределах от 350 до 50 000 лм, любительского - не менее 50 лм. Наибольший световой поток создаётся электрической угольной дуговой лампой (50 000 лм), меньший - газоразрядной (ксеноновой ) лампой (15 000 л м) и ещё меньший - лампой накаливания (90 лм). Поэтому для крупных кинотеатров с экранами большой площади устанавливаются К. а. с дуговыми угольными или ксенрновыми лампами; в кинотеатрах малой вместимости, а также в киноустановках для учебных, любительских и т. п. целей используются К. а. с лампой накаливания.

Рис. 1. Схема осветительно-проекционвой системы: 1 - источник света; 2 - отражатель; 3 - кадровое окно; 4 - обтюратор; 5 - проекционный объектна; 6 - экран.

Рис. 2. Портативный кинопроекционный аппарат " Русь" для демонстрирования 8-мм кинофильмов.

Рис. 3. Стационарный кино п рое кцнонный аппарат " Черноморец " для демонстрирования 16-лии кинофильмов.

Все К. а. профессиональной кинематографии предназначены для демонстрирования звуковых фильмов и только К. а. для любительской кинематографии (рис. 2 ) проецируют незвуковые 8- мм кинофильмы или же озвученные посредством магнитофона и синхронизирующего устройства. Выпускаются также К. а. для демонстрирования звуковых 8- мм кинофильмов.

По условиям эксплуатации различают стационарные и передвижные К. а. Стационарные (рис. 3, 4 ) устанавливаются в спец. помещениях - киноаппаратных; передвижные, большей частью портативные, используются в кинопередвижках для демонстрирования узкоплёночных (16- мм и 8- мм) кинофильмов. В зависимости от формата кинокадра К. а. предназначаются для проецирования 35-.V.M кинофильмов (рис. 4 ) с обычным изображением (соотношение сторон изображения 1: 1, 37 ) и анаморфированным (широкоэкранные, с соотношением сторон изображения 1: 1, 65; 1: 1, 85; 1: 2, 35 ), 70- мм кинофильмов (широкоформатные, с соотношением сторон изображения 1: 2, 2 ), 16-мм и 8- мм кинофильмов (узкоплёночных). Кроме того, изготовляются универсальные К. а., спец. К. а. для кругорамных, стереоскопических и др. кинофильмов (см. Кинотехника). Универсальный К. а. (рис. 5) устанавливается в кинотеатрах с залами большой вместимости (до 6000 зрителей) и рассчитан на демонстрирование 35- мм обычных, кашетированных (с уменьшенной высотой обычного кинокадра ), анаморфиров. кинофильмов и 70-мм широкоформатных кинофильмов. При переходе с одного формата фильма на другой требуется лишь несложная переналадка лентопротяжного тракта и замена кинопроекц. объектива. Осветит, система его состоит из эллиптич. зеркала диаметром 600 мм с интерференц. покрытием, отражающим на кадровое окно ок. 95% видимого света. Источником света служит угольная дуговая лампа с воздушным дутьём. Полезный световой поток составляет ок. 25 000 лм (для обычных 35- мм кинофильмов ), 30 000 л м (для широкоэкранных 35- мм кинофильмов ) и ок. 50 000 л м (для широкоформатных 70- мм кинофильмов ). Ёмкость катушек подающей и принимающей кассет достигает 1500 м.

Для демонстрирования 16- мм фильмов широко применяется К. а. кинопередвижки " Украина". Корпус аппарата - из алюминиевого сплава; в передней части его расположены все элементы лентопротяжного тракта, объектив и звуковоспроизводящая система для фотографической и магнитной фонограмм; внутри корпуса размещены детали приводного механизма. В примыкающем к задней стенке корпуса фонаре установлена проекц. лампа накаливания (30 в, 400 вт), трёхлинзовый конденсор, электродвигатель. Для охлаждения проекц. лампы на валу двигателя укреплён вентилятор. Полезный световой поток кинопроекц. аппарата 350 лм. Подающая и принимающая кассеты имеют ёмкость 600 м каждая, что соответствует 5 частям кинофильма. В. И. Ушагина.

Рис. 4. Стационарный кинопроекционный аппарат " Ксенон-1" для демонстрирования 35-мм кинофильмов.

Рис. 5. Универсальный кинопроекционный аппарат для демонстрирования 35- и 70-мм кинофильмов.

КИНОПРОЕКЦИОННЫЙ ОБЪЕКТИВ, оптическая система для получения на экране увеличенного изображения кадра кинофильма. Одна из осн. характеристик качества К. о.- разрешающая способность, оцениваемая визуально числом раздельно различимых линий на 1 мм изображения миры (тест-объекта ). В зависимости от конструкции К. о. обладают разрешающей способностью до 100 линий на 1 мм в центре и 50-60 линий на 1 мм на краю кадра, коэфф. светопропускания 0, 8-0, 85. К. о. дают равномерность освещённости экрана 0, 6-0, 7.

К осн. технич. характеристикам К. о. относятся: фокусное расстояние f, относительное отверстие 1: n и углы поля изображения 2да'; первые две xajрактеристики гравируются на гладкой оправе объектива вместе с его названием и заводским номером. В зависимости от назначения различают К. о. для показа кинофильмов обычных (4- и 6-линзовые анастигматы с f от 50 до 180 мм, относит, отверстием 1: 2- 1: 2, 5 и 2 та' от 30 до 8° ); широкоэкранных (6-линзовые анастигматы с f ' от 80 до 140 мм, относит, отверстием 1: 2, рис. 1, и анаморфотные насадки); широкоформатных (6-линзовые анастигматы и сложные оптич. системы, состоящие из объектива и сферич. насадки, с f от 70 до 120 мм, относит, отверстием 1: 2 и 2 TO' от 42 до 25°, рис. 2 ); у з к оплёночных 16- мм (4- и 6-линзовые анастигматы с f ' от 35 до 50 мм, относит.отверстием 1: 1, 2 и f ' = 65 мм, относит, отверстием 1: 1, 4 и 2 то' от 20 до 11° ); любительских 8- мм (3-линзовые апланаты с f = 18 мм, относит, отверстием 1: 1, 4 и 2 w'= 19° ), а также К. о. с переменным f в пределах 15-25 мм и относит, отверстием 1: 1, 4. ф. с. Новик.

Рис. 1. Конструкция объектива РО504-1с f = 130 мм, относительным отверстием 1; 2 и 2 w' = 13°.

Рис. 2. Конструкция объектива ОКП2-100-1 с f' = iOOMM, относительным отверстием 1: 2 и 2 w' = 30°. 1- афокальная сферическая насадка; 2 - объектив.

КИНОПРОЕКЦИОННЫЙ ЭКРАН, плоская или криволинейная поверхность для рассеивания света от каждого участка спроецированного на него изображения кинокадров в направлении зрителя. При одинаковом рассеивании света во всех направлениях яркость К. э. воспринимается одной и той же в любой точке зрительного зала. Яркость изображения обусловлена светотехнич. характеристиками К. э. и полезным световым потоком кинопроекционного аппарата. Одной из осн. светотехнических характеристик К. э. является коэфф. яркости, равный отношению яркости его поверхности к яркости абсолютно белой поверхности, имеющих одинаковую освещённость. Другой осн. характеристикой, определяющей светорассеяние экрана, является угол рассеяния, т. е. угловая зона, в пределах к-рой коэфф. яркости не ниже 0, 5.

Соответственно способам кинопроекции различают светоотражающие и светопропускающие К. э. Поверхность отражающего экрана непрозрачна, изображение рассматривается с той же стороны, с к-рой проецируется кинофильм. Поверхность пропускающего экрана полупрозрачна. Кинофильм проецируется на него с обратной от зрителей стороны. Наиболее распространены светоотражающие К. э. По способности рассеивать свет они делятся на диффузно-рассеивающие (бело-матовые ) и направленно-рассеивающие. Первые имеют коэфф. яркости 0, 7-0, 9 в пределах угла рассеяния ±90°. Материалом для них служит ткань с белым пигментным покрытием или пластикат (напр., поливинилхлоридная рулонная плёнка ), поверхности к-рого тиснением придаётся определённый профиль. Коэфф. яркости вторых равен 1, 5-6, 0, угол рассеяния - 30-60°. Материал для таких К. э. - гладкий пластикат с металлизированной (алюминированной ) поверхностью или лаковым (" перламутровым" ) покрытием, специально обработанная и покрытая бусинками подложка (" бисерный" экран ). Для стереопроекции пользуются растровым К. э. Осн. материал для больших К. э. - рулонный пластикат, соединённый сваркой в экранное полотнище. Светопропускающие К. э. применяются в основном на киноустановках дневного света (см. Дневное кино) или в помещениях с искусств, освещением, а также для рирпроекции при киносъёмках (см. Рирпроекции метод). Материалом для этих К. э. служат матированные стёкла, полупрозрачные пластмассовые листы, плёночные покрытия. Коэфф. отражения света ими невысок (0, 3-0, 4 ), коэфф. пропускания света ок. 0, 5, коэфф. яркости достигает 5-7 при угле рассеяния 30-40°. Осн. недостатками светопропускающих К. э. являются острая направленность и совпадение максимума яркости с направлением падающего светового потока. В результате создаётся яркое пятно, мешающее рассматривать изображение; с увеличением же угла наблюдения яркость резко падает.

К. э. различаются также и по видам кинематографа: для обычного, широкоэкранного, широкоформатного и спец. назначения (стереоскопического, вариоскопического и др.). Нормами и правилами для кинотеатров установлена ширина рабочего поля экрана (по хорде) в зависимости от длины зрительного залд: 0, 25 длины зала - для обычного кинематографа, 0, 43 - для широкоэкранного, 0, 6 - для широкоформатного. Для демонстрирования широкоформатных и Широкоэкранных фильмов предусматривается возможность изменения рабочего поля экрана по ширине предэкранным занавесом, а для широкоэкранных кинофильмов также и по высоте кашетирующим устройством. Ширина К. э. в крупном кинотеатре может достигать 30 м и неск. более, для любительских целей - 0, 8 м и более.

Лит.: Ирский Г. Л., Светотехника кинопроекции, М., 1961; Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965. В. И. Ушагина.

КИНОПРОМЫШЛЕННОСТЬ включает кинокопировальную и кинотехнич. пром-сть и произ-во киноплёнки.

Кинокопировальная промышленность изготовляет копии кинофильмов (фильмокопии) для их показа в кинотеатрах, на киноустановках, по телевидению и на аппаратуре кинолюбителей. Фильмокопии печатаются на киноплёнке шириной 70, 35, 16 и 8 мм в зависимости от назначения.

Осн. потребителем фильмокопий является киносеть СССР. Тиражи фильмокопий определяются идейно-художественной значимостью кинофильма и по отд. фильмам достигают 1500 экз. Одним из наиболее важных технологических процессов кинокопировальной пром-сти является получение с негативов нескольких промежуточных позитивов, а затем контратипов (дубликатов негатква ), с к-рых и осуществляется массовая печать фильмокопий. Изготовление контратипов необходимо также для перевода фильмов с одного формата в другой.

До 1930 фильмокопии изготовлялись непосредственно в цехах обработки плёнки киностудий. Рост киносети и производства кинофильмов в 1923-30 потребовал значительного увеличения тиражей фильмокопий, в связи с чем были созданы специализированные кинокопировальные предприятия. В 1930 была пущена первая в СССР кинокопировальная фабрика в Ленинграде, а затем - в Москве, Киеве, Харькове и Новосибирске. В послевоен. годы кинокопировальные фабрики в городах, подвергавшихся нем.фаш. оккупации, были восстановлены, а остальные реконструированы и оснащены высокопроизводит. оборудованием, в результате чего их осн. фонды возросли с 1 млн. руб. в 1945 до 30 млн. руб. в 1971.

Руководство кинокопировальной промышленностью осуществляет Госкино через производств, объединение " Копирфильм", в к-рое входят: Московская (головное предприятие ), Ленинградская, Киевская, Харьковская, Новосибирская и Рязанская кинокопировальные фабрики, а также Лаборатория обработки цветных фильмов в Москве.

Кинокопировальные фабрики СССР в 60-е гг. изготовляли ежегодно фильмокопии более 300 художеств., 750 научнопопулярных и хроникально-документальных фильмов, большого количества киножурналов, а также фильмов, выпущенных по заказу различных ведомств.

Развитие кинокопировальной пром-сти характеризуется ростом объёма и номенклатуры массовой печати цветных 70-, 35-, 16-и 8- мм фильмокопий, применением высокопроизводит. оборудования, механизацией трудоёмких процессов и специализацией предприятий. Так, Моск. кинокопировальная ф-ка наряду с выпуском массовых фильмокопий специализируется на изготовлении контратипов, контрольных копий, негативов фонограмм и др. материалов, с к-рых производится массовая печать фильмокопий на др. кинокопировальных фабриках. Кинокопировальные фабрики СССР оснащены высокопроизводит. проявочными машинами, кинокопировальными аппаратами контактной и оптич. печати, монтажным и кинопроекц. оборудованием, средствами механизации транспортных и складских работ. Л. Г. Ларионов.

Кинотехническая промышленность разрабатывает и производит киноаппаратуру и технологич. оборудование для нужд проф. и любительского кинематографа, телевидения и научных исследований. В состав кинотехнич. пром-сти СССР входят производств, предприятия, н.-и. и конструкторские учреждения. Кинотехнич. продукция выпускается специализированными кинотехнич. и общепром. оптич. предприятиями. Они выпускают объективы, киносъёмочную, кинопроекционную, звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, видеомагнитофоны, проявочные машины, монтажные столы и др. оборудование для произ-ва, печати и показа кинофильмов.

В дореволюц. России кинотехнич. пром-сти не было, имелись лишь мелкие ремонтные мастерские. Сов. кинотехнич. пром-сть начала развиваться в 1919. В 1923 на Ленингр. гос. оптико-механич. з-де был выпущен первый кинопроектор ГОЗ, во 2-й пол. 20-х гг.- кинопроектор ТОМП-4, произ-во к-рых позволило отказаться от импорта кшюпроекц. аппаратуры, а в дальнейшем обеспечить широкое развитие киносети.

Крупнейшими производителями кинотехнич. продукции к нач. 70-х гг. являлись производств, объединение " Экран" и Ленингр. оптико-механич. объединение. В произ-ве киноаппаратуры применяются совр. технологич. процессы. На кинотехнич. предприятиях развита специализация (в произ-ве киносъёмочных камер, объективов, проекторов для плёнки шириной в 8, 16, 35 и 70 мм, проявочных машин и др. ). Комплектующие изделия поступают по кооперации от специализированных предприятий других отраслей пром-сти.

Важнейшими направлениями технич. прогресса в кинотехнике являются дальнейшее повышение технич. уровня аппаратуры для проф. и любительского кинематографа и расширение номенклатуры оборудования, необходимого для фильмопроизводства.

Среди других социалистич. стран кинотехнич. пром-сть развита в ГДР и Чехословакии. Из капиталистич. стран развитую кинотехнич. пром-сть имеют С ТУТ А, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония и Франция. Г. И. Зубовский.

Производство киноплёнки. В СССР киноплёнка изготовляется на предприятиях химико-фотографич. пром-сти. В дореволюц. России не было произ-ва киноплёнки и вся потребность в ней удовлетворялась импортом. В СССР первая киноплёнка была получена в 1931 на Переславль-Залесской (Ярославская обл. ) и Шосткинской (Сумская обл. ) фабриках киноплёнки, имевших мощность 75 млн. м в год. Быстрое развитие кинематографии требовало значительного их расширения, а также строительства новой фабрики (в Казани, 1936). Наряду с увеличением выпуска киноплёнки расширялся ее ассортимент и улучшалось качество. Большое значение для развития произ-ва отечеств, киноплёнки имели науч. исследования и технологич. разработки н.-и. кинофотоинститута (НИКФИ ), созданного в 1929. В первые послевоен. годы предприятия химико-фотографической пром-сти были реконструированы и расширены, что создало необходимую технич. базу для увеличения произ-ва и дальнейшего совершенствования ассортимента и качества киноплёнки. Общий объём произ-ва киноплёнки в 1950 возрос в 2, 3 раза по сравнению с 1940. В 1948 в СССР начат выпуск многослойной цветной киноплёнки. В результате внедрения разработок НИКФИ значительно увеличилась светочувствительность негативных киноплёнок при уменьшении зернистости и увеличении разрешающей способности. По сравнению с 1950 выпуск киноплёнки возрос в 1970 в 4, 1 раза. По объёму произ-ва киноплёнки СССР занимает 2-е место в мире (после США). Химико-фотографич. пром-сть СССР выпускает чёрно-белую и цветную киноплёнку след, видов: негативную для съёмки фильмов, позитивную для размножения фильмокопий, контратипную для изготовления дубликатов оригинального негатива при размножении фильмокопий, чёрно-белую киноплёнку для оптич. записи звука, киноплёнку с магнитной дорожкой для магнитной записи звука и др. Наряду с нормальной киноплёнкой, имеющей ширину 35 мм, изготовляется киноплёнка шириной 16 мм для узкоплёночной кинематографии и шириной 70 мм для широкоформатных фильмов. Выпускается также киноплёнка шириной 8 мм. До 50-х гг. киноплёнки, кроме узких, изготовлялись на огнеопасной основе из нитрата целлюлозы. В результате интенсивных исследований по замене нитрата целлюлозы другими плёнкообразующими материалами в 1952 был начат выпуск огнеоезопасных киноплёнок шириной 35 мм на основе триацетата целлюлозы. Перевод произ-ва киноплёнок в СССР на огнебезопасную основу полностью завершён в 1968.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.