Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация картографических проекций по характеру искажений. 17 страница






С образованием централизованных гос-в внутри католич. церкви возникли тенденции автономии нац. церквей (учение Уиклифа, галликанство и др.); с 14-15 вв. всё шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло т. н. соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.

В период складывания бурж. общества католич. церкви, отличавшейся крайним консерватизмом и реакционностью, был нанесён серьёзнейший удар; в результате Реформации (16 в.) в ряде европейских стран К. был вытеснен протестантизмом. Несколько укрепила позиции К. возглавленная папством Контрреформация (16-17 вв.). Борясь за господство над умами, католич. церковь жестоко преследовала передовую науч. мысль (процессы над Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, Г. Галилеем и др.). До сер. 19 в. католич. церковь оставалась опорой феод.-монар-хич. сил.

С установлением политич. господства буржуазии начался, однако, процесс сближения католич. церкви с реакционными бурж. кругами, гл. обр. на почве борьбы с рабочим движением, марксизмом; этот процесс завершился в эпоху империализма, когда сама католич. церковь стала крупным капиталовладель-цем. Гл. социальным назначением К. становится освящение авторитетом церкви капиталистич. строя. Защита осн. устоев капитализма неизменно проводится под благовидной маской защиты " высших христианских ценностей", " естественного закона". При этом демагогически.распространяются иллюзии о возможности " христианизации" капитализма и его оздоровления.

Совр. католич. церковь - крупная ре-лиг.-политич., идеологич. орг-ция, центр к-рой - папское гос-во Ватикан (постоянная резиденция главы церкви - папы римского). Центр, органами управления католич. церкви являются подчинённые папе учреждения, составляющие Римскую курию. В бурж. странах, где широко распространён К., папа имеет дипломатич. представителей - нунциев, интернунциев и др. После папы высшие духовные лица, ближайшие его советники и помощники по управлению церковью - кардиналы. К высшей ступени церк. иерархии относятся также архиепископы (управляют церк. провинциями, к-рые делятся на епархии), епископы (управляют епархиями). Епископам подчиняются приходские священники. В бурж. гос-вах католич. церковь имеет разветвлённую сеть массовых орг-ций. Весь церк. аппарат с его огромной, подчинённой строгой дисциплине армией священников (в 1970 более 400 тыс.), с многочисл. монашеством (ок. 1400 тыс. монахов и монахинь), миссионерскими орг-циями, с его благотворит, и др. учреждениями используется для религ. воздействия на нар. массы. Католич. церковь в своей социальной практике использует печать, кино, радио, телевидение; имеет свои католич. ун-ты и др. учебные заведения. Католич. церковь в значит, мере опирается на католич. партии (Христианско-демократич. партия - в Италии, Нар. партия - в Австрии, Социально-христ. партия - в Бельгии, и др.), католические профсоюзы, сел., молодёжные, жен. и MH. др. орг-ции. Большинство светских католич. обществ, орг-ций объединены в систему " Католическое действие".

Однако изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939-45 в пользу социализма, нац.-освободит. движение, науч. прогресс привели к кризису К. Католич. церковь, в нач. 20 в. официально осудившая сторонников модернизма (течения, возникшего в кон. 19 в., ставившего целью приспособление вероучения к современности), во 2-й пол. 20 в. под угрозой утратить контроль над редеющей паствой была вынуждена сама стать на путь модернизации идеологии и политики. В этом кроются причины начавшегося в 60-х гг. процесса изменения догматики, культа, организации и политики католич. церкви. Это обновленчество, ярко проявившееся на 2-м Ватиканском соборе 1962-65 (см. Ватиканские соборы) и в последующих решениях церкви, выразилось в стремлении упростить церк. каноны и культовые обряды, добиться максимальной мобильности всех отрядов церкви, " демократизировать" их управление. Активно проводится политика экуменизма (см. Экуменическое движение). По-новому в К. ставятся вопросы об иерархии в церкви, о прерогативах епископов. Епископы, недовольные мелочной опекой бюрокра-тич. учреждений Ватикана, всё настойчивее требуют большей самостоятельности. Папой Павлом VI создан синод епископов, к-рый периодически созывается папой в Риме (у него чисто совещательные и информационные функции). Вопреки историч. традиции католич. церкви, реформа проводится в целях привлечения большего числа людей к управлению церк. орг-циями, реорганизация структуры церк. аппарата происходит на всех уровнях. В епархиях организованы советы духовных лиц для помощи епископам в управлении епархией и советы светского апостолата, в которых представлены не только духовные лица, но и миряне. Во MH. странах регулярно созываются конференции епископов, правомочные решать ряд вопросов, связанных с реализацией постановлений собора и ватиканского руководства.

Суть важнейших изменений в социальной политике католич. церкви сводится к тому, что церковь санкционирует те уступки трудящимся, к-рые уже " признаны" в развитых капиталистич. странах бурж. демократией и к-рые достигнуты трудящимися в напряжённых классовых боях. Так, принятая 2-м Ватиканским собором конституция " О церкви в совр. мире" признаёт право трудящихся на объединение, признаётся (правда, с рядом оговорок) законность забастовки как средства защиты прав, подчёркивается достоинство труда. Оставаясь противником социализма, католич. церковь тем не менее в стремлении приспособиться к совр. эпохе, " выжить" при всех поли-тич. изменениях в любой стране, " врасти" во всякую, в т. ч. утвердившуюся на трети земли социалистич. систему, декларировала социальную универсальность К. В той же конституции 2-го Ватиканского собора говорится, что церковь не связывает себя " с какой-либо особой формой человеческой культуры или политич., экономич. или социальной системой".

Социальное реформаторство вызвало ожесточённую борьбу течений в различных звеньях и на различных уровнях католич. мирских и церк. орг-ций.

Переоценке подвергается и филос. доктрина К., ведутся дискуссии между " традиционалистами", настаивающими на неизменных преимуществах философии Фомы Аквинского, и " обновленцами", считающими невозможным в совр. эпоху ограничиваться положениями неотомиз-ма. Последние всё чаще обращаются к филос. системе П. Тейяра де Шардена (1881 -1955), к-рый пытался заменить догматич. ср.-век. положения, не соответствующие психич. и умственному складу совр. человека, религ. принципами, опирающимися на гуманистич. идеи и данные науки 20 в.

Значительно расширяется участие верующих католиков в классовом и об-щедемократич. движениях, углубляется расслоение среди участников католич. орг-ций, в них появляются левые группы, выступающие против реакц. клерикализма, требующие осуществления демокра-тич. социальных реформ, углубления диалога с марксистами, призывающие к единству действий всех антиимпериа-листич. сил. Это, по существу, ревизия и офиц. идеологии, и социальной практики католич. церкви.

Марксистско-ленинские партии, действующие в странах капитала, отстаивая свои науч. атеистические позиции в идеологии, в то же время всемерно налаживают контакты с трудящимися-католиками, выступают за единство действий всего рабочего класса, всех антимо-нополистич. сил с тем, чтобы совместно отстаивать социальный прогресс, совместно выступать против антинар. политики монополий, угрозы войны и фашизма.

Лит.: M ч е д л о в M. П., Католицизм, M., 1970; Шейнман M. M., Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в., M., 1958; Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, M., 1966; Бабосов E. M., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск. 1971; Adam К., Das Wesen des Katholizismus, 13 Aufl., Dusseldorf, 1957; P е-1 i k a n J., The riddle of Roman Catholicism, N. Y., [1959]; Lan d i s B. J., The Roman Catholic church in the United States, N. Y., 1966; Aranguren J. L. L., La crisis del catolicismo, 2 ed., Madrid, 1970. CM. также лит. при статьях Ватикан, Клерикализм, Неотомизм, Папство.

С. Д. Сказкин, M. П. Мчедлов.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1576, объединение части франц. католич. духовенства и дворянства во время религиозных войн. Главой К. л. был герцог Генрих Гиз. Учреждена в мае 1576 якобы для борьбы с гугенотами. Действит. целью К. л. было ограничение королев, власти феод, знатью (к-рая захватила руководящее положение в лиге), ослабление централизации. В кон. 1576 К. л. фактически распалась. Восстановлена в 1585 (см. в ст. Парижская лига).

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1609, объели нение католических духовных и светских феодалов Германии, созданное 10 июля 1609 для борьбы с Протестантской унией 1608. Инициатором и главой К. л. был Максимилиан Баварский. К. л. стала одной из гл. сил католич. реакции не только в Германии, но и во всей Зап. Европе. Материальная поддержка Испании позволила К. л. создать большую армию во главе с И. Тилли. С началом Тридцатилетней войны 1618-48 К. л. заключила союз с императором Фердинандом И. Её войска одержали ряд побед в чеш. и дат. периоды войны. С созданием имперской армии под команд. А. Валленштейна влияние К. л. уменьшилось. Но после издания Реституционного эдикта 1629 лиге удалось добиться отставки Валленштейна (1630), Тилли стал главнокомандующим войск лиги и императора. Однако после поражений, нанесённых войскам К. л. в 1631-32 швед, королём Густавом II Адольфом, она, согласно условиям Пражского мира 1635, была распущена.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЦЕНТРА, политическая партия в Германии в кон. 19 -1-й трети 20 вв.; см. " Центра" партия.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, см. в ст. Каталицизм.

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ, см. Христианские профсоюзы.

" КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ", общее название католич. апостолата - организаций мирян, функционирующих под непосредственным управлением церк. иерархии. Светские католич. орг-ций впервые возникли в Европе в сер. 19 в. Орг-ций " К. д." действуют в Европе (особенно активно в Италии, Испании, Франции, ФРГ), Азии, Африке, Сев. и Юж. Америке. " К. д." - массовая многомиллионная организация, позволяющая церкви осуществлять проникновение в разные слои населения и подчинять их своему влиянию благодаря созданию обширной сети различного рода объединений на уровне прихода, епархии, в нац. и междунар. масштабах, строящихся по возрастному, половому и профессиональному принципам. Крупнейшие междунар. объединения: Всемирный союз жен. католич. орг-ций, Всемирная федерация жен. католич. молодёжи, Междунар. федерация католич. молодёжи. После 1-й мировой войны 1914-18, несмотря на постоянные заявления церкви об аполитичном характере " К. д.", оно включилось в политич. борьбу. Цель " К. д." - пропаганда и распространение католицизма, особенно в развивающихся странах, борьба с враждебными католицизму идеологиями и силами, прежде всего - с коммунизмом, с рабочим и дсмократич. движениями. Методы воздействия: участие в избирательной борьбе, поддержка католич. партий; издание периодики; деятельность в области нар. образования, зрелищ; подготовка кадров активистов; миссионерская деятельность; благотворительность; индивидуальное воздействие на верующих.

В 60-е гг. перемены в позиции церкви (см. Ватикан), обусловленные укреплением сил мира, социализма и демократии, вызвали усиление в " К. д." прогрессивных элементов, выступающих за сближение с левыми орг-циями.

Лит.: Ковальский H. А., Международные католические организации, M., 1962; F а 1 с о n i С., La Chiesa е Ie orga-nizzazioni cattoliche in Europa, Mil., 1960; Mohr H., Das Katholische Apostolat. Zur Strategic und Taktik des politischen Katholizismus, B., 1962. Н.К.Кисовская.

KATОH (Cato), ветвь др.-рим. рода Порциев. Наиболее известные представители: К. Старший (или Цензор) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Major) (234, Тускулум, - 149 до н. э., Рим), римский писатель, основоположник рим. литературной прозы и гос. деятель. Участник 2-й Пунической войны. В 198 претор в Сардинии. Будучи консулом в 195, подавил восстание местных племён в Испании. К. был первым рим. историком, писавшим на лат. яз. Автор " Начал" (труда, освещав-щего историю Рима от основания города до 2-й Пунической войны), множества речей и писем, собрания изречений знаменитых людей и др. сочинений, дошедших лишь в отрывках. Составил своего рода энциклопедию, написанную в форме наставлений сыну Марку (не сохранилась). Полностью сохранился трактат К. " О земледелии" (написан ок. 160, рус. пер. 1950), содержащий сведения об организации рабовладельч. поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии, а также о древних обычаях и суевериях.

Непримиримый враг Карфагена, К. каждую речь в сенате заканчивал вошедшей в поговорку фразой: " И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен" (" Ceterum censeo Carthaginem esse delendam").

Соч. в кн.: Oratorum romanorum frag-menta, ed. E. Malcovati, 2 ed., t. I, Torino, 1955; De agricultura, ed. A. Mazzarino, Lip-siae, 1962: в рус. пер.- Из речи за родосцев, в кн.: Римская литература в избр. переводах, сост. С. П. Кондратьев, M., 1939.

Лит.: Kienast D., Cato der Censor, HdIb., 1954; De Regibus L., Il Censore e 1'Africano, Geneva, 1959; Los S., Rzym па rozdozu. Studium mono-graficzne o Katone Starszem, Warsz., 1960.

К. Младший (или У т и ч е с к и й) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Minor) (95-46 до н. э., Утика), римский политич. деятель. Правнук К. Старшего. Нар. трибун в 62, претор в 54. Требовал казни сторонников Катилины. В период 1-го триумвирата (60-53) К.- противник триумвиров, особенно Цезаря. В годы гражданской войны 49-45 К. был сторонником Гнея Помпея. После его поражения при Фарсале (48) объединил силы помпеянцев в Африке. К. покончил жизнь самоубийством после победы Цезаря при Тапсе (46).

КАТОПТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (от греч. katoptrikos - зеркальный), оптические системы, состоящие только из отражающих поверхностей (зеркал), напр, параболич. зеркала, оптич. системы Кассегрена и Грегори и т. п.

КАТОРГА (от позднегреч. katerga, MH. ч. от katergon - галера), каторжные работы, в эксплуататорских гос-вах особый вид наказания, связанный с привлечением заключённых к тяжкому фи-зич. труду (см. также Наказание, Пенитенциарные системы, Тюремное заключение). Впервые термин " К." возник в ср. века. К. называли наказание, заключавшееся в ссылке осуждённых гребцами на суда-галеры, где они приковывались цепями к скамьям в трюмах. В 16-17 вв. в Зап. Европе (напр., во Франции, Великобритании) осуждённые на К. использовались на самых тяжёлых работах в тюрьмах, а также крупных портах, на рудниках и т. п. Существовал обычай клеймения приговорённых к К., заковывания их в цепи, выставления к позорному столбу и т. п. В 18-19 вв. во Франции практиковалась К. в сочетании с ссылкой в заморские владения (т. н. депортация), гл. обр. как мера политич. репрессии (напр., ссылка в Нов. Каледонию участников Парижской Коммуны). В Великобритании на К. использовались заключённые в тюрьмы участники чартистского движения, ирландские революционеры, участники Дублинского восстания 1916 и др.

К. в России. Появилась в кон. 17 в. (царский указ 1691 заменил смертную казнь за нек-рые преступления ссылкой на тяжёлые работы). Воинский устав 1716 предусматривал как меру наказания бессрочную и срочную К. В 18 в. труд каторжан применялся при постройке Петербурга, сооружении портов, каналов, дорог, на казённых рудниках и з-дах Урала и Сибири (см. Нерчинская каторга). К. подвергались участники народных движений К. А. Булавина, E. И. Пугачёва и др. В 1765 дворяне получили право ссылать на К. крепостных крестьян. В 1797 введены 3 категории каторжных работ - на Нерчинских и Екатеринбургских рудниках, Иркутской суконной ф-ке, на стр-ве и обслуживании крепостей (крепостные работы). В 1822 имп. Александр I утвердил " Устав о ссыльных", устанавливавший каторжные работы срочные (до 20 лет) и бессрочные. В 1-й пол. 19 в. среди каторжан всё больше становилось политич. заключённых (декабристы, петрашевцы и др.). Все каторжные работы в 18- 1-й пол. 19 вв. были связаны с жестокими истязаниями.

К нач. 20 в. существовали каторжные тюрьмы: Шлиссельбургская, Нерчинские, Александровский централ, Илецкая, Тобольская, в Харьковской губ.- Новобо-рисоглебская и Новобелгородская, Усть-Каменогорская (Семипалатинская губ.) и в Иркутской губ. (з-ды Усть-Кутский и Иркутский солеваренные и Николаевский железоделательный). С 90-х гг. каторжане использовались при постройке Сибирской, а затем Амурской ж.д. С нач. 80-х гг. среди каторжан преобладали разночинцы и крестьяне; с 80-х гг. появились рабочие. На рубеже 19-20 вв. среди политкаторжан основными стали рабочие, социал-демократы. На жестокий режим заключённые отвечали побегами, голодовками, волнениями (Карийская трагедия 1889). В годы столыпинской реакции действовали каторжные централы в Тобольске, Москве (Бутырская тюрьма), Шлиссельбурге, Пскове, Ho-вониколаевске (Херсонская губ.), Смоленске, Владимире, Ярославле, Вологде. Особенно тяжёлыми условиями К. отличался созданный в 1908 Орловский централ, 20% заключённых к-рого были политкаторжане. К. в централах отбывали видные большевики Ф. Э. Дзержинский, Г. К. Орджоникидзе, M. В. Фрунзе, Ф. А. Артём-Сергеев. Тяжёлый режим каторжных тюрем вызывал массовые выступления политкаторжан (в Орловском централе, 1910, 1912; Горном Зерентуе, 1910; Шлиссельбургской крепости, 1912, и т. д.). Против издевательства над политкаторжанами в каторжных тюрьмах неоднократно выступали в 4-й Гос. думе члены большевистской фракции. К. была упразднена в марте 1917 после свержения самодержавия.

Лит.: Максимов С. В., Сибирь и каторга, 2 изд., ч. 1-3, СПБ, 1891; Г е р-н е т M. H., История царской тюрьмы, 3 изд., т. 1-5, M., 1960-63; Дворянов В. H., В сибирской дальней стороне (Очерки истории царской каторги и ссылки, 60-е годы XVIU в. -1917 г.), Минск, 1971; Справочники по истории дореволюционной России. Библиография, M., 1971, с. 204-08. См. также лит. при статьях Ссылка, Тюрьма.

H. П. Ерошкин.

" КАТОРГА И ССЫЛКА", историко-революционный журнал, орган Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев; издавался в Москве в 1921-35. Вышло 116 номеров. Осн. разделы " К. и с.": история революц. движения в России; каторга, тюрьма, ссылка и эмиграция; некрологи; библиография; хроника. Журнал публиковал исследовательские статьи, мемуары, архивные материалы. Среди авторов - видные деятели большевистской партии и между нар. комму нистич. движения - Б. Кун, Д. 3. Мануильский, A. M. Кол-лонтай, Ем. Ярославский и др. В журнале сотрудничали Ю. В. Готье, H. M. Дружинин, Б. П. Козьмин, M. В. Нечки-на, A. E. Пресняков, E. В. Тарле и др. историки. Выходил под общей ред. В. Д. Виленского (Сибирякова) (1923- 1927), Ф. Я. Кона (1927-29), И. А. Тео-доровича (1929-35).

Лит.: Кантор P. M., " Каторга и ссылка" за десять лет (1921 - 30). Систематически-предметный указатель, M., 1931.,

КАТРАН, 1) к р а м б е (Crambe), род растений сем. крестоцветных. Однолетние или многолетние, б. ч. сильно ветвистые травы с крупными сочными листьями. Цветки обычно белые; плод - двучленный стручок с нижним бесплодным и верхним плодущим односемянным сегментом. Ок. 20-25 видов в Евразии и Африке. В СССР 18-20 видов (в Прибалтике, на юге Европ. части, Кавказе, в Cp. Азии и на юге Зап. Сибири) по степям, полупустыням, сухим горным склонам, иногда морским побережьям. Наиболее известен К. приморский, или морская капуста (С. та-ritima); черешки его весенних листьев используют как овощ, подобно спарже; иногда его культивируют. В пищу употребляют также молодые побеги К. татарского (С. tatarica) и сырые листья К. восточного (С. orien-talis); K. Кочи (С. kotschyana) - ценное кормовое, медоносное и крахма-лоносное растение, перспективное для культуры. Семена К. абиссинско-г о (С. abyssinica), произрастающего на Абиссинском нагорье, содержат до 53% ценного пищевого масла. 2) Колючая акула (Acanthias acanthias), рыба подотряда настоящих акул. Дл. тела до 2 л, весит до 15 кг. Распространён К. в Тихом н Атлантич. ок.; в СССР - в Баренцевом, Чёрном и дальневосточных морях. Объект промысла.

КАТРЕН (франц. quatrain, от quatre - четыре), четверостишие, отд. строфа из четырёх строк. Система рифмовки в К.: абаб (перекрёстная рифма), аабб (парная), абба (опоясывающая). В перс, поэзии (рубай) и в подражаниях ей употребляется форма ааба, реже аааа. К. используется для надписей, эпитафий, эпиграмм, изречений. К. наз. также четырёхстрочные строфы сонета. Пример К. как самостоят, стихотворения: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, - И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать...

Ф. И. T ю т ч е в.

KATPMEP (Ouatremere) Этьенн Марк (12.7.1782, Париж, - 18.9.1857, там же), французский востоковед. С 1815 чл. Академии надписей, проф. греч. лит-рьг в Руанском ун-те, с 1819 проф. семитских яз. в Коллеж де Франс, позднее проф. перс. яз. в Школе живых вост. яз. Наиболее известен критич. изданиями трудов Ибн Халъдуна, Рашидаддина, Макризи. К. - также автор ряда исследований по истории, ист. географии и лит-ре стран Востока, преим. Египта.

КАТРФАЖ д е Б р е о (Quatrefages de Breau) Жан Луи Арман (10.2.1810, Бертезен, - 12.1.1892, Париж), французский зоолог, эмбриолог и антрополог, чл. Парижской АН (1852). Проф. зоологии в ун-тах Тулузы и Парижа. С 1855 зав. кафедрой антропологии и этнографии Музея естеств. истории в Париже. Автор монографий по болезням шелковичного червя (1858) и естественной истории кольчатых червей (1865). Издал (совм. с антропологом Э. Гами) альбом человеческих рас. MH. исследования К. послужили основой для представлений об эволюции органич. мира, хотя он был противником эволюционного учения Ч. Дарвина; выделил человека в отдельное " царство" и отрицал его генетич. родство с миром животных.

Соч.: Histoire naturelle des anneles marins et d'eau douce. Annelides et gephy-riens, t. 1 - 2, P., 1865; Crania ethnica. Les cranes des races humaines..., v. 1- 2 et atlas, P., 1882 (совм. с E. T. Hamy); L'espece hu-maine, 8 ed., P., 1886; в рус. пер.-Метаморфозы человека и животных, M., 1864.

KATC (Cats) Якоб (10.11.1577, Брауверсхавен, - 12.9.1660, Зоргвлит, близ Гааги), нидерландский поэт. По профессии адвокат. Лит-рой занялся в 40 лет. Осн. произв. К. дидактич. жанра: " Брак" (1625), " Зеркало старого и нового времени" (1632), " Обручальное кольцо" (1637), " Старость, сельская жизнь и мысли о хозяйстве в Зоргвлите" (1656), автобиография " Восьмидесятилетняя жизнь" (1657) - написаны в духе строгой кальвинистской морали; К. - живописец нравов в рамках повседневных интересов, бурж. добродетелей и пороков.

Соч.: AlIe de werken van Jacob Cats, deel 1 - 2, Dordrecht, 1880.

Лит.: Корсаков П., Иаков Кате, поэт, мыслитель и муж совета, СПБ, 1839; Duinkerken A. van, Het tweede plan, Jacob Cats..., Arast., 1945; Brae hi n P., La litterature neerlandaise, P., 1962.

KATTA, кошачий лемур (Lemur catta), полуобезьяна рода собственно лемуров. Дл. тела ок. 40 см, хвоста - ок. 55 см. Верх туловища и голова серые, низ беловатый, на хвосте 15-16 чёрных колец. У самца на плече имеется пахучая железа, на предплечье - вторая, рядом с двойной роговой шпорой и пучком осязательных волос (вибрисс). К. обитают в юго-зап. части о. Мадагаскар, в открытых местностях; хорошо лазят по скалам. Ведут дневной образ жизни. Встречаются группами по 5-20 особей. Питаются плодами смоковницы, пизанга и др. В неволе хорошо приручаются, приносят детёнышей.

Лит.: Жизнь животных, т. 6, M-, 1971.

KATTAK, город в Индии; см. Катана.

КАТТАКУРГАН, город в Самаркандской обл. Узб. CCP. Расположен в долине р. Зеравшан. Ж.-д. станция на линии Ташкент - Каган, в 76 км к С.-З. от г. Самарканда, с к-рым связан автомоб. дорогой. 44 тыс. жит. (1970). Масложир-комбинат, з-ды: " Хлопкомаш", хлопко-очистит., кирпичный, молочный, мясои мелькомбинаты. ТЭЦ. Узб. драма-тич. театр. Вечерний индустриальный техникум, мед. и пед. уч-ща. Поселение на месте совр. К. известно с конца 17 в. В районе - Кат-такурганское водохранилище (" Узбекское море").

Лит.: Б е к м у-радов И., Катта-курган, Таш., 1968.

КАТТАНЕО (Cattaneo) Карло (15.6.1801, Милан, - 6.2.1869, Кастаньола, близ Лугано), итальянский политич. деятель и учёный, бурж. демократ. В 30-40-х гг. сотрудничал в научно-технич. журналах Милана, вёл широкую научно-просветит. деятельность. Условием успешного экономического развития считал распространение технических и научных знаний. В период Рисорджименто - борьбы за освобождение и объединение Италии - один из лидеров революц. республиканского лагеря. Политич. программа К. предусматривала создание независимой Италии в форме федеративной республики. Во время Революции 1848-49 К. - один из руководителей антиавстр. восстания в Милане, был чл. Воен. совета, затем к-та. После поражения Революции 1848 в Ломбардии К. эмигрировал (авг. 1848-59). В 1860 К. вместе с Дж. Мадзи-HU пытался помочь Дж. Гарибальди в борьбе с монархистами на Юге Италии. Как учёный, К. внёс вклад в развитие экономич. науки, итал. философии, истории, географии, литературоведения и пр.

Соч.: Scritti politici, v. 1-4, Firenze, 1964-65; Scritti letterari, artistici, linfiuisti-ci e vari, nuova ed., v. 1, Firenze, 1968.

KATTAPA, безводная впадина на С. Ливийской пустыни, в Африке (АРЕ). Пл. 19 500 км2. С С. и 3. обрамлена крутыми известняковыми обрывами вые. до 100 м, вблизи обрывов - самые низкие участки дна (133 м ниже ур. м.), занятые солончаками. К В. и Ю. дно постепенно повышается, появляются глинистые равнины и грядовые пески.

KATTAPO (Cattaro), итальянское название города и порта Котор в Югославии, на побережье Адриатического моря.

KATTAPCKOE ВОССТАНИЕ 1918, революц. восстание матросов австро-венг. флота в Каттаро (итал. Cattaro; серб.-хорв. - Котор) 1-3 февр. 1918; см. Koторское восстание 1918.

КАТТЕГАТ (Kattegatt), пролив между восточным берегом п-ова Ютландия и юго-зап. частью Скандинавского п-ова. Соединяет Балтийское м. (через Датские проливы) с Северным м. (через пролив Скагеррак). Дл. ок. 200 км, шир. от 60 км на С. до 122 км на Ю. Преобладающие глубины 10-30 м, в сев. части более 50 м. В ср. части К. находятся два острова - Анхольт и Лесе. В К. два течения: менее солёное поверхностное, направленное на С., и более солёное глубинное, направленное на Ю. Зимой у берегов К. замерзает. Лов сельди, камбалы, макрели и др. Гл. порт - Гётеборг (Швеция).

КАТТЛЕЯ (Cattleya), род растений сем. орхидных. Ок. 60 видов, в лесах Центр, и Юж. Америки, на деревьях и скалах. Утолщённые стебли (псевдобульбы) яйцевидной, веретеновидной или цилиндрич. формы служат для запасов воды и питат. веществ на время засухи. Псевдобульбы несут 1-3 листа и цветоносный побег с 1 или неск. цветками. Околоцветник из 6 долей, расположенных в 2 круга. Внутр. доли обычно крупнее, нижняя, часто более яркая из них, т. н. губа, свёрнута в трубку вокруг пестика и имеет отогнутую выемчатую лопасть с волнистым краем. Окраска разнообразная, обычны фиолетовые, розовые и лиловые тона. Цветки ароматные, до 20-25 см в диаметре. MH. виды К. (С. labiata, C.dowiana, С. warscewiczii и др.) культивируют в оранжереях на срезку; созданы много-числ. садовые формы.

M. E. Катуков.

E. К. Катульская.

К. Ф. Катушев.

КАТУАР Георгий Львович [15(27).4. 1861, Москва, - 21.5.1926, там же], русский композитор, музыкальный теоретик. Род. в семье обрусевших французов. В 1884 окончил математич. ф-т Моск. ун-та. Занимался нек-рое время композицией, в т. ч. у H. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова в Петербурге. Автор симфонии до минор (1899), симф. картины " Мцыри" (1899, по M. Ю. Лермонтову), концерта для фп. с оркестром (1909), квинтетов, квартетов, трио, сонат для скрипки и фп. и др. Ранние произв. К. стилистически близки к рус. муз. классике, особенно к творчеству П. И. Чайковского. В более поздних (гл. обр. камерно-инструментальных) сочинениях проявилось влияние модернизма. Автор работ " Теоретический курс гармонии" (ч. 1-2, 1924-25), " Музыкальная форма" (ч. 1-2, 1934-36). С 1917 проф. Моск. консерватории (класс композиции). Среди учеников - композиторы и музыковеды В. А. Власов, С. В. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, В. Г. Фере.

Лит.: Беляев В.. Г. Л. Катуар, M., 1926; Фере В. Г., Г. Л. Катуар, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, M., 1966.

КАТУКОВ Михаил Ефимович [р. 4(17). 9.1900, с. Большое Уварове, ныне Озёр-ского р-на Моск. обл.], советский военачальник, маршал бронетанковых войск (1959), дважды Герой Сов. Союза (23.9. 1944 и 6.4.1945). Чл. КПСС с 1932. Род. в семье крестьянина. В Сов. Армии с 1919, участник Гражд. войны - рядовой. Окончил пех. курсы комсостава (1922), курсы " Выстрел" (1927), Акаде-мич. курсы усовершенствования комсостава при Воен. академии моторизации и механизации РККА (1935) и Высшие академич. курсы при Воен. академии Генштаба (1951). В 1938-41 командовал танковой бригадой, затем дивизией. В Великую Отечеств, войну 1941-45 командовал 20-й танк, дивизией, 4-й (затем 1-й гвард.) танк, бригадой, 1-м танк, n 3-м механизированным корпусами, с янв. 1943 и до конца войны - 1-й гвард. танк, армией. Участвовал в боях под Москвой, в Курской битве, при освобождении Правобережной и Западной Украины, Польши, в Висло-Одерской и Берлинской операциях. После войны командующий бронетанковыми и механизированными войсками Группы советских войск в Германии, с 1955 инспектор Гл. инспекции Мин-ва обороны и зам. нач. Гл. управления боевой подготовки Сухопутных войск. С 1963 на ответственной работе в Мин-ве обороны. Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степеней, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, 4 иностранными орденами, а также медалями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.